Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 20:23
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Правовой режим имущества, закрепленного на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения за юридическими лицами бесплатно
06:50
Скачать Правовой режим имущества, закрепленного на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения за юридическими лицами бесплатно
Правовой режим имущества, закрепленного на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения за юридическими лицами : на примере г. Москвы

Диссертация

Автор: Сугак, Алексей Яковлевич

Название: Правовой режим имущества, закрепленного на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения за юридическими лицами : на примере г. Москвы

Справка: Сугак, Алексей Яковлевич. Правовой режим имущества, закрепленного на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения за юридическими лицами : на примере г. Москвы : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.03 Москва, 2006 214 c. : 61 07-12/1034

Объем: 214 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Глава II
1 ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ §И С Т О Р И Я РАЗВИТИЯ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ §ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава
II ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ §ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА (ПОЛНОГО) ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ §ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ
Глава
III ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА НА ПРАВЕ ОПЕРАТИВНОГО И ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ ЗА УПРАВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ Г МОСКВЫ §СПОСОБЫ и ФОРМЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ДОГОВОР (КОНТРАКТ) о §ЗАКРЕПЛЕНИИ ИМУЩЕСТВА НА ПРАВЕ ОПЕРАТИВНОГО ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ ЗА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ г М0СКВБ1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛ0ЖЕНИЕ№1 ПРИЛ0ЖЕНИЕ№

Введение:

В соответствии с Коиституцией Российской Федерации в пашей страпе равпым образом призпаются и защишаются частиая, государствениая, муниципальпая и ппые формы собствеппости (ч.2 ст. 8)V Государствеппый сектор в различпых страпах имеет достаточио устойчивую структуру. В собствеппости государства обычно находятся объекты воеппой промышлеппости и отрасли, пепосредствеипо с пею связаппые; государство, как правило, регулирует отрасли пизкореитабельные или(и) требующие больших инвестиций. К пим относят добываюш,ую, космическую, электронную, атомную промышленность и некоторые другие. Государство может поддерживать малоприбыльные предприятия или выкупать предприятия-бапкроты, если выпускаемая ими продукция пеобходима для вьшолпепия фупкций государства. Право собственности предполагает несение собственником бремени содержания своего имущества. Это правило закреплено в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации С давних пор собствепники изобретают способы, чтобы снизить тяжесть указанного бремени, либо же полностью избавиться от него. Ряд правовых институтов служат этой цели, устанавливая механизмы управления имуществом, не принадлежащим на праве собствеппости управляющему им лицу. К таковым следует отнести и право оперативпого управлепия, и право хозяйственного ведения Концепции управления собственностью рассматривались гражданского и административного права. в науке Принята всенародным голосованием 12.12.1993. Текст нз: Конституция Российской Федерации. М.: Юристь, 1997. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. 32. Ст. 3301; далее ГК РФ. Гражданское право Под ред. Е. Суханова. Т. 1. М., 1998. С П Так, В, Киселев указывает, что «управление собственностью как комплексом прав и отношений предполагает формирование эффективного организационно-правового собственником государственной «активацию целей механизма А достижения стратегия стоящих перед роста и задач». количественного собственности, по мнению автора, государственных включает в себя предприятий, создания унитарных государственных учреждений, направленности политики оперативного управления государственными предприятиями»"*. По мнению И. У. Жанайдарова, движущей силой, способствовавшей появлению исследуемых институтов, явилась начавшая приобретать популярность в первой половине XX в. «доктрина права собственности с отделившимся управлением». При создании российскими цивилистами конструкции права оперативного управления, данная концепция явилась средством избавления государства, бывшего собственником основного имущества в стране, от необходимости непосредственно, от своего пме\ш, осуществлять права собственника. Такое положение повлекло бы как серьезные правовые проблемы (невозможность гражданского оборота при наличии одного субъекта права), так и чрезвычайное увеличение издержек по управлению, и другие пеблагоприятпые экономические последствия. Именно указанная доктрина по управлению имуществом стала отправной точкой рассмотрения права оперативного управления, а поздпее и права (полного) хозяйственного ведения, одним из основных (если не единственных) способов осуществления права государственной собственности. Киселев В. Некоторые аспекты формирования стратегии управления государственной собственностью. Собственность в XX столетии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. 592593. Жанайдаров И. У. Осуществление права государственной собстве1Н10Сти юридическим лицом.// Авгореф. дис. доктора юрид. наук. Алматы, 1994. 7.E. A. Суханов отмечает, что «такого рода вещных прав нет ни в одном развитом законодательстве стран континентальной Европы; не было их в дореволюционном российском нраве и в гражданском законодательстве 20-х годов. Их появление в отечественном гражданском нраве прямое следствне функционирования экономики». Обеснечение стабильного, долговременного иснолнения унитарными предприятиями и учреждениями функций, возложенных собственником, достигается посредством следующего кардинального отличия права огосударствленной, административно-командной хозяйственного ведения и нрава онеративного унравления от других вещных прав. По мнению М. Ю. Тихомирова данные вещные права предоставляют своим носителям максимально возможный объем правомочий на конкретный объект нрава. Возможность быть носителем указанных прав, как и права собственности, является в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ неотъемлемым элементом правосубъектности юридического лица. Актуальность темы исследования. Актуальными являются вопросы регулирования правового режима имущества, закрепленного на праве оперативного унравления и нраве хозяйственного ведения за юридическими лицами (на примере г. Москвы). В действующих нормативных актах не в полной мере отражены все аснекты, возникающие при практической реализации исследуемых ограниченных вещных прав. А между тем от эффективного управления собственностью зависит доходность бюджета соответствующего уровня, стабильность и экономическая безопасность государства. Данные цели возможно реализовать, в первую очередь, при правильном толковании вещно-правовых институтов, закренляющих имущество за государственными и муниципальными юридическими лицами. Гражданское право России при переходе к рынку: Сб. науч. статей преподавателей кафедры гражданского права юр. фак-та МГУ, посвященный памяти проф. М. В. Грибанова/ Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: ДЕЮРЕ, 1995. 85. Тихомиров М. Ю. Юридические лица. Учебно-практическое поеобие. М., 2003. 389-394.Поэтому актуальным представляется анализ правовых норм, регулирующих закрепление имущества на праве оперативного управления и праве хозяйствепного ведения за юридическими лицами. В частности наиболее важным аспектом диссертационного исследования является сравнительная характеристика порядка передачи имущества в оперативное управление и в хозяйственное ведение предприятиям и учреждениям на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ (на нримере г. Москвы). По сравнению с действующим механизмом передачи имущества в оперативное управление и хозяйственное ведение, осуществляемым па федеральном уровне (издание распоряжений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом без последующего заключения договоров (контрактов) о закреплении имущества), в г. Москве, по нашему мнению, более оправданным является порядок передачи имущества, при котором после издания распорядительных документов Правительства Москвы или Департамента имущества г. Москвы оформляются контракты на право оперативного управления и право хозяйственного ведения. Проблеме ограниченного вещного права (право оперативного управления, позднее право (полного) хозяйственного ведения) посвящены исследования А. В. Венедиктова, Д. М. Генкина, В. А. Дозорцева, И. В. Ершовой, И. У. Жанайдарова, О. Иоффе, А. В. Карасса, К. П. Кряжевских, А. А, Пушкина, Д. В. Петрова, Э. Г. Полонского, А. А. Собчака, Е. А. Суханова, Ю. К, Толстого, В. Якушева и др. Спорность ряда вопросов по распоряжению доходами учреждений от предпринимательской деятельности отражена в работах 3. А. Ахметьяновой, Е. В. Богданова, Зинченко и Корх, В. В. Кваниной, В. П. Мозолина, А. И. Масляева, Д. В. Петрова, Т. П. Сафроновой, Е. А. Суханова и др.О возможности дальнейшего существования права хозяйственного ведения и права оперативного управления писали Алексеев, И. В. Ерщова, И. У. Жанайдаров, К. П. Кряжевских, В. В. Лаптева, Г. Б, Леонова, И. М, Морева, Д. В. Петров, Л. В. Санникова, Б. Смыслов, Б. А. Суханов, Ю. К, Толстой, Л. Щенникова, Якущева и др. Тем не менее, противоречия в ряде исследований режима имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления за юридическими лицами в г, Москве, не позволяют в полной мере уяснить их правовую природу. Степень научной разработанности проблемы. Отдельные достаточно исследования изучаемых имущественных нрав встречаются часто. В той или иной степени практически каждый автор, характеризуя проблему собственности, касается темы правового режима имущества, закрепленного на праве оперативного унравления и праве хозяйственного ведения за юридическими лицами. Но ряд вопросов до сих пор остаются недостаточно освещенными. Так, до настоящего момента нет ни одной работы, детально характеризующей проблему закрепления имущества на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления за предприятиями и учреждениями, не отражены особенности правового режима имущества, закрепленного на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения за юридическими лицами г. Москвы. Несмотря на наличие ряда научных публикаций таких авторов, как 3. А. Ахметьяновой «Вещные права па имущество юридических лиц», И. В. Бршовой «Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути соверщенствования», А. И. Масляева «Понятие и виды вещных прав», Б. А. Суханова «Ограниченные вещные права» и ряда других авторов, на наш взгляд, в полной мере не затрагивают всех аспектов изучения правового режима имущества, закрепленного на праве оперативного управления и праве хозяйствепного ведения. Проблема права оперативного управления и(или) права хозяйственного ведения в последние годы в той или иной степени отражена в диссертациях на соискание ученой степени доктора юридических наук и кандидата юридических наук следующих авторов: Артеменков В. Права на имущество юридических лиц М., 2000; Городняя А. В. Правовое регулирование деятельности государственного унитарного предприятия Казань, 2004; Заборовская И. Г. Гражданско-правовое положение государственных унитарных предприятий Екатеринбург, 2004; Косякова И. И. Правовое положение государственного унитарного предприятия СанктПетербург, 2001; Леонтьева О. Б. Вещные права образовательных организаций М., 2002; Лескова Ю. Г. Правовое положение учреждений по российскому законодательству Самара, 2004; Морева И. М. Ограниченные вещные права субъектов предпринимательской деятельности М., 2005; Орлянкина Е. К. Унитарное предприятие как субъект гражданского права Ростов-на-Дону, 2003; Сараев Д. В. Право оперативного управления имуществом публичных учреждений юридических лиц (по гражданскому законодательству РФ) М., 2004; Семенова Б. Н. Право оперативного управления в условиях рыночной экономики РФ М., 2004. Практика рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с регулированием имущества, закрепленного на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения, свидетельствует о том, что ряд вопросов недостаточно полно регулируется законодательством. К таковым вопросам имущества, можно отнести, в например, заключение хозяйственном договоров и аренды находящегося ведении оперативном управлении, распоряжение имуществом унитарных предприятий, порядок закрепления имущества за предприятиями и учреждениями па праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения. Основной характеризующих задачей является рассмотрение основных признаков, право хозяйственного ведения и право оперативного управления, с учетом особенностей закрепления имущества за унитарными предприятиями и учреждениями в г. Москве. В диссертации использована литература по общей теории права, истории государства и права России, гражданскому праву, гражданскому и торговому праву зарубежных стран. Работа написана на основе анализа нормативного материала (по состоянию на 01.11.2006г.) российского законодательства, постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, решений федеральных арбитражных судов округов, региональных и муниципальных нормативных актов, а также зарубежного законодательства. Цель и задачи диссертационного исследования. Целью является изучение и анализ наиболее значимых теоретических и практических проблем, связанных с регулированием правового режима имущества, закрепленного на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения в субъекте РФ (на примере г. Москвы), выработка положений, устанавливающих ограниченных предприятий ц правовое закреплепие имущества на исследуемых унитарных вещных правах. При этом характеристика лишь учреждений рассматривается применительно к имущественному режиму данных юридических лиц. Поставленная цель определила следующие задачи:
а) исследовать историю развития правового регулирования режима имущества, закрепленного на праве оперативного управления и праве (полного) хозяйственного ведения (на примере г. Москвы); б) выявить и охарактеризовать особенности правового режима имущества, закреплетюго на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения с особенностями в г. Москве, дать определения указанным вещным правам; в) проанализировать вопросы, связанные с порядком закрепления имущества за унитарными предприятиями и учреждениями как на федеральном уровне, так и в г. Москве; г) разработать новые формы договоров о закренлении имущества на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения за юридическими лицами г, Москвы; д) сравнить управление государственной собственностью в странах ближнего зарубежья с существующим порядком в России. Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие при применепии норм, регулирующих закрепление имущества на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения за юридическими лицами (на примере г. Москвы). Предметом настоящей работы является выявление особенностей регулирования правового режима имущества, закрепленного иа праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения за юридическими лицами на примере г. Москвы по сравпению с федеральным законодательством. Методологической основой работы является использование общенаучных и частных методов познания, исторического, сравнительнонравового, формально-юридического, логического, системно-структурного анализа. Работа строится на критическом анализе теоретического материала. Научная новизна диссертации обусловлена целью и состоит в том, что она представляет собой одну из первых комплексных, системных, научноквалификационных работ, в которой проведено исследование проблемы закрепления имущества на праве хозяйственного ведения и нраве оперативного управления за юридическими лицами в г. Москве, рассмотрены особенности регулирования правового режима имущества, закрепленного на ограниченных вещных правах субъекта РФ (на примере г. Москвы). Аргументировано утверждается, что право самостоятельного расноряжения доходами от предпринимательской деятельности учреждений является вариантом права оперативного унравления. Впервые автором предлагается изменить формулировку ч.2 ст. 296 ГК РФ, указав, что «собственник имущества в случае выявления имущества, такое неиснользуемого либо используемого не по назначению закрепленного им на праве оперативного управления, изымает имущество у учреждения (казенного нредприятия)». Научной новизной обладают положения о том, что возникновение права оперативного управления и права хозяйственного после ведения на недвижимое имущество возможно только государственной регистрации этих прав в Федеральной регистрационной службе (ст. 131 ГК РФ), которая после проведения юридической проверки документов о закреплении имущества, выдает свидетельство, подтверждающее факт нахождения имущества на нраве оперативного управления или нраве хозяйственного ведения за онределенным юридическим лицом. В исследовании автором нроведено сравнение порядка закрепления имущества на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения за юридическими лицами на федеральном уровне и в г. Москве; критически анализируются существующие формы контрактов, закрепляющих имущество на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения в г. Москве, предлагаются новые формы договоров о закреплении имущества. По результатам проведенного исследования на защиту выносится положения: 1. Собственник имущества унитарного предприятия и учреждения для обеспечения эффективности управления собствеппостью, при выявлении и документальном подтверждении фактов неиспользования или использования не по назначению закрепленного имущества, изымает такое имущество. Предлагается изменить формулировку ч.2 ст. 296 ГК РФ, включив обязанность собственника изъять неиспользуемое или используемое не по назначению закрепленное имущество. 2. Необходимо исключить возможность сдачи в аренду имуп1ества учреждений, закрепленного за ними на праве оперативного управления. Внести изменения в законы, регулирующие образовательную деятельность (исключить п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10 июля 1992г. 3266-1 (в ред. ФЗ от 31.12.2005 199-ФЗ) «Об образовании» и п. 4 ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ (в ред. ФЗ от 31.12.2005 199-ФЗ) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). При наличии неиспользуемого имущества, собственник должен изъять такое имущество у учреждения и самостоятельно сдать его в аренду (при такой потребности) или оставить у себя. 3. Предлагается ввести в ГК РФ (ст. 295) положение о том, что согласие собственника предприятия на распоряжение в недвижимым письменной имуществом форме на унитарного каждый акт предоставляется распоряжения в отдельности по заявке унитарного предприятия, содержащей в себе обоснование необходимости распоряжения конкретным имуществом. 4. Для принятия решения об изъятии неиспользуемого или используемого не по назначению имущества собственнику имущества не требуется получать согласие у унитарного предприятия (учреждения). Само выявление факта использования имущества не по назначению должно быть единственным условием для его изъятия. 5. В ГК РФ не установлен порядок оформления решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения. Предлагается осуществлять закрепление имущества путем заключения договоров, в которых обязательно содержатся (как приложение) инвентаризационные документы на закрепляемое имущество. В настоящее время федеральная собственность закрепляется за учреждениями и унитарными предприятиями без заключения договоров, в г. Москве заключаются контракты на право оперативного управления и право хозяйственного ведения. 6. Договоры управления о закреплении имущества хозяйственного ведения на праве относятся оперативного к договорам и праве присоединения, когда условия договора вырабатываются одной стороной (собственником учреждением). 7. В целях исключения издания распорядительных документов о закреплении имущества на праве оперативного управления и праве имущества) и принимаются другой (предприятием, хозяйственного ведения по каждому учреждению (унитарному предприятию) в отдельности, представляется целесообразным принять распоряжения Правительства Москвы «О закреплении имущества на праве оперативного управления за образовательными учреждениями г. Москвы», «О закреплении имущества на праве оперативпого управления за учреждениями здравоохранения г. Москвы», «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями сферы городского хозяйства г, Москвы» и т. д. При необходимости закрепления имущества за учреждением (унитарным предприятием) вносятся изменения и дополнения в существующие нормативные документы, а не издаются новые распорядительные документы. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования содержащихся в нем выводов и нредложений в целях совершенствования действующего законодательства и практики его применения. Основные положения и выводы могут быть использованы при подготовке распорядительных актов Правительства Москвы в части утверждения форм договоров о закреплении имущества на праве хозяйствепного ведения и праве оперативного управления за юридическими лицами. Кроме того, материалы исследования могут быть учтены при внесении изменений в федеральное законодательство. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных и методических пособий, методических материалов для гражданских и муниципальных служащих, осуществляющих оформление прав на имущество государственным предприятиям и муниципальным и учреждениям, унитарным в процессе предприятиям, казепным подготовки и преподавания гражданского права, спецкурсов по данной проблематике. Апробация результатов иселедовапия. Материалы диссертации обсуждались на Кафедре гражданско-правовых дисцинлин в Московском институте экономики, политики и права. Результаты работы используются в учебпом процессе в Московском институте экономики, политики и права при чтении курса лекций по гражданскому праву.Теоретические выводы и нрактические рекомендации нашли свое отражение в опубликованных автором статьях в научных журналах, а также легли в основу его выступлений на Всероссийском студенческом форуме (Москва, 2001), международной научно-нрактической конференции «Управление государственной и муниципальной собственностью в крупном городе: российский и германский опыт» (Москва, 2006). Материалы исследования применяются в процессе работы автора в управе района Коптево города Москвы. Структура диссертации определяется ее целью, задачами и состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 125 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz