Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 03:46
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 28 » Скачать Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права. Кравцов, Роман Владимирович бесплатно
03:52
Скачать Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права. Кравцов, Роман Владимирович бесплатно
Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права

Диссертация

Автор: Кравцов, Роман Владимирович

Название: Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права

Справка: Кравцов, Роман Владимирович. Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права Дис. канд. юрид. наук : 12.00.01 Челябинск, 2006 c. :

Объем: стр.

Информация: Челябинск, 2006


Содержание:

Глава Основы теории правового воспитания
§1 Современные теоретико-методологические подходы копределению правового воспитания личности
§2 Социализация и правовое воспитание
§3 Информационная и аксиологическая составляющиеправового воспитания личности
Глава 2 Ценностное содержание и формы правового воспитания
§1, Правовые и нравственные ценности в воспитании личности
§2 Ценностно-ориентирующие средства иформы правового воспитания
§3 Организационные основы правового воспитания всовременной России

Введение:

Актуальность темы исследования. Сегодня, в начале XXI века, вРоссии идет активный процесс становления гражданского общества иправового государства, основанных на ценностях свободы, демократии иправ человека. Самым сложным и динамичным в этом процессе являютсяразвитие и модернизация российской правовой системы. Реформированиесистемы права предполагает, прежде всего, изменение правовой культуры иправового сознания населения. Проблема правовой зрелости людей всегдаявлялась важнейшим аспектом правовой работы государства, однако в эпохуперемен она приобретает особое значение. Дело в том, что сегодняшнеепоколение является свидетелем кардинальной смены ценностей и ориентировправовой жизни. Происходит слом и отрицание ценностных иерархий целыхпоколений жителей страны. В этих условиях представляется необходимымпо-новому взглянуть на процесс, закладывающий ценностные установки иориентиры в правовом сознании граждан. Представляется обоснованныммнение о том, что правовое воспитание выступает главным фактором,обеспечивающим успех преобразований в правовой сфере нашего общества.В некоторых случаях правовое воспитание, имеющее ценностный смысл инаполнение, простирается глубже и дальше правового сознания, воздействуяна общую культуру людей, выступая стержнем формирования личности. Этообусловлено тесным взаимодействием правовых и нравственных ценностей впроцессе воспитания. Становление новой российской государственности,переход нашего общества к новым социально-экономическим отношениямсопровождаются кризисными явлениями во многих областях жизни людей,высоким ростом преступности, а вместе с этим, увеличением «правовойсоставляющей» их повседневности. В этой ситуации от всехгосударственных органов требуется активная и постоянная работа поправовому воспитанию граждан, по обеспечению их прав и свобод. Любоевзаимодействие человека с правом оставляет след в его сознании.4способствуя формированию его правовой культуры. Поэтому так важнытеоретико-методологические основы ценностной составляющей правовоговоспитания для работников правоохранительных органов, всех юристов.Важнейшим показателем профессионализма юридических кадров должностановиться понимание ценностного содержания правовоспитательнойдеятельности, умение поддерживать высокий статус правовых ценностей вглазах населения.Правосознание большого количества наших соотечественниковформировалось и продолжает формироваться в период кризиса. Потрясения,которые произошли в российском обществе, привели к существенномуизменению качества жизни. Непосредственным результатом недостатковправового воспитания является деформация ценностных ориентировобщества. Ощущение кризиса приводит к недоверию к действующей системеправа. Наблюдается негативное отношение к законам, которые не могутобеспечить правовую защищенность гражданина. Результат отсутствияединой в масштабах страны системы правового воспитания ведет к роступреступности, сбою правовых реформ, уменьшению реальной силы права.Признание Конституцией Российской Федерацииобщедемократических ценностей внесло принципиальные изменения втеорию и практику правового воспитания. При этом современное состояниетеоретических и организационных основ этого процесса далеко отсовершенства. Это означает острую необходимость проведения системныхисследований проблем правового воспитания и путей егосовершенствования.Степень разработанности проблемы Активное развитие получаетроссийская ценностно-правовая традиция в воспитании, сформировавшаяся кконцу XIX века и нашедшая свое выражение в работах Н.Н.Алексеева,Н.Ивановского, И.А.Ильина, Б.А.Кистяковского, П.И.Новгородцева,А.Островского, Л.И.Петражицкого, Вл.Соловьева и др.5Современная теоретическая база для изучения проблем правовоговоспитания была создана в 60-е - 80-е г.г. XX в. в работах отечественныхученых Е.В.Аграновской, В.М.Баранова, П.П.Баранова, А.Б.Венгерова,Н.В.Витрука, В.И.Гойман, П.Л.Гранат, В.П.Казимирчука, Д.А.Керимова,П.М.Кейзерова, В.П.Кудрявцева, Э.В.Кузнецова, Б.М.Лазарева,Е.А.Лукашевой, П.П.Матузова, А.В.Мицкевич, В.В.Оксамытного,М.Ф.Орзих, Т.П.Радько, А.Р.Ратинова, И.Ф.Рябко, В.П.Сальникова,А.П.Семитко, В.П.Тугаринова, И.Е.Фарбер, В.А.Щегорцова, Л.СЯвича, атакже зарубежных исследователей Д.Гиббсона, Гиртца, Г.Канторович,Е.Кон, Ш.Курильски, Ф.Левин, В.Момова, Т.Тайлера, Д.Таппа, Л.Фридманаи др. Пачало нынешнего века знаменовалась обраш;ением к проблемеправовых ценностей в условиях постсоциалистических преобразований впроцессе становления новой системы ценностей. Паиболее фундаментальныев этом плане работы С.Алексеева, В.Г.Графского, Л.С.Мамута,В.С.Персесянца обозначают общий контур правовой теории ценностей.Разработке отдельных проблем теории правового воспитанияпосвящены работы таких ученых, как А.П.Бабенко, Г.А.Голубевой,В.С.Кантарь, П.Кожевникова, А.А.Погорадзе, Ф.М.Раянова, В.А.Толстик,В.П.Федорина, О.Р.Шапиевой, а также кандидатские диссертационныеисследования В.В.Головченко, О.А.Долгополова, П.А.Крыгиной, однакокомплексное исследование проблем правового воспитания с точки зренияценностной теории в современной отечественной науке отсутствует.Практика осуществления правовых реформ и построения правовогогосударства требует расширения представлений о возможностях правовоговоспитания в деле формирования пространства современной правовойсистемы.Объектом исследования являются социальные отношения,складывающиеся в процессе реализации целей и задач правового воспитания,а также формирования правовой культуры личности.6в качестве предмета диссертационного исследованиярассматриваются основные закономерности ценностного освоения правовойдействительности личностью в процессе правового воспитания, а такжемеханизмы, способствующие повышению его эффективности.Методологической и теоретической основой диссертациипослужили принципы познания социальных явлений в их историческомразвитии и вместе с тем во взаимосвязи, взаимообусловленности с точкизрения связи теории и практики, истории и современности, соотношенияобщецивилизационных и региональных особенностей этих явлений. Особоезначение имеет системный подход к изучаемым явлениям. Проблемыценностной составляющей правового воспитания анализировались на основекомплексного, теоретико-прикладного междисциплинарного исследования. Вработе использовались также такие методы как: диалектический,исторический, системно-структурный, формально-юридический,сравнительный, статистический, конкретно-социологических исследований идр.В процессе исследования проблемы использовалисьмеждисциплинарный подход и комплексный анализ по философии,социологии, психологии, педагогике, а также прикладные и теоретическиеразработки таких ученых как В.М.Артемов, В.П.Артамонов, В.С.Афанасьев,М.И.Беляева, Т.А.Боголюбова, Е.Вицын, Г.М.Воскресенский, Л.Д.Гаухман,А.А.Герцензон, А.И.Долгова, П.П.Дубинин, И.И.Карпец, И.В.Каретников,Н.Ф.Кузнецова, Г.М.Миньковский, В.М.Морозов, Д.К.Печевин,Э.Ф.Побегайло, Н.А.Стручков, А.Н.Сухов и др.Цель диссертационного исследования - разработка моделей правовоговоспитания личности при помощи положений современной теорииценностей. В соответствии с целью исследования предусматриваетсярешение ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирическогохарактера:7• выявление основных теоретико-методологических подходов копределению содержания правового воспитания личности и уточнениеформулировки определений ряда понятий, относящихся к предметнойобласти исследования;• раскрытие правового воспитания как механизма правовойсоциализации личности;• выявление информационного и аксиологического содержанияправового воспитания;• установление единства правовых и нравственных ценностей ввоспитании личности;• определение основных принципов организации правового воспитания;• определение основных характеристик субъектов правового воспитания;• выявление основных противоречий процесса освоения правовыхценностей и предложение способов разрешения выявленныхпротиворечий.Нормативно-правовую основу диссертационного исследованияобразовали Конституция Российской Федерации, федеральные законы иразвивающие их положения подзаконные нормативные правовые акты,устанавливающие порядок организации и функционирования отдельныхзвеньев системы правового воспитания.Эмпирическую базу исследования образуют данные о процессе ирезультатах правовоспитательной деятельности различных государственныхорганов, результаты социологических исследований, экспертные оценки.Кроме того, в процессе подготовки диссертации автор использовалнепосредственные наблюдения и выводы об эффективности правовоговоспитания, основанные на многолетнем личном опыте работы в системевысшего юридического образования.Научная новизна диссертационного исследования определяется тем,что в представленной работе впервые с позиции правовой аксиологииосуществлено исследование проблем теории и практики правового8воспитания личности, проведен анализ предпосылок личностного восприятияправовых явлений, разработана в связи с этим система мерсовершенствования механизма правового воспитания с целью егооптимизации, а также разработана соответствующая модель правовоговоспитания личности. Выявлены важнейшие закономерности освоенияправовых ценностей в процессе правового воспитания. Проанализированотечественный и зарубежный опыт в данной сфере.В соответствии с предметной областью исследования, его новизной назащиту выносятся следующие положения:1. Правовое воспитание следует рассматривать как целевоевоздействие, направленное на формирование системы нравственно-правовыхценностей личности, обеспечивающей высокий уровень правовой культуры.Сущность правового воспитания заключается в целенаправленномвоздействии на структуру иерархии ценностей личности, в результатекоторого правовые ценности занимают максимально высокое положение,которое зависит от ряда факторов субъективного и объективного плана.Правовое воспитание - сложный субъектно-объектный процесс,предполагающий слабые, но эффективные воздействия на структуруличности с целью формирования ее ценностной сферы, стимулированиясамостоятельной активности, мотивировку к овладению правовымисредствами.2. Правовая социализация — это процесс признания, интериоризации,ассимиляции правовых ценностей и иных представлений и знаний о правеобщества с целью воспроизводства субъекта права. Правовая социализацияесть процесс более многофакторный и более многогранный, чем правовоевоспитание. Посредством правового воспитания регулируется механизмправовой социализации личности, т.е. процесс претворения идей,представлений, норм и ценностей в реальную социальную практику.Правовая социализация может иметь положительную или отрицательную9направленность, и именно правовое воспитание должно повернуть этотпроцесс в необходимое русло.3. Элементы правового воспитания могут быть сгруппированы в дваструктурных образования - информационное и ценностное. Ценностипронизывают содержание и процесс правового воспитания, они не толькоформируют отношение к праву, установку на правомерное поведение, но иопределяют способы и методы поиска правовой информации.Информационная составляющая представляет собой «материальное»основание, «базис» процесса правового воспитания. Важнейшейсоставляющей правового воспитания должен становиться ценностныйаспект. В отличие от распространенных в современной науке взглядов,согласно которым правовая информированность выступает основной цельюправового воспитания, диссертант считает необходимым, прежде всего, впроцессе правового воспитания формировать ценностную установку направомерное поведение и ценностное отношение к правовым явлениямвообще.4. Новая концепция правовоспитательной работы должна исходить изсовременной системы ценностей. Это воспитание должно быть направленона идеи правового государства с системой ценностей, в центре которойнаходится личность. Правовое воспитание предполагает сложноевзаимодействие и взаимозависимость правовых и нравственных ценностей. Содной стороны, нравственное воспитание предшествует правовому, а сдругой, нравственные ценности поддерживают и обосновывают правовые.Нравственные ценности обладают авторитетом народных обычаев итрадиций и тем самым положительно влияют на результат правовоговоспитания. Максимальное нравственное значение имеет теорияестественного права в ее многообразных интерпретациях, значительнойморальной ценностью обладают естественные права и свободы людей.5. Средства правового воспитания, это своего рода каналы, по которымпроисходит доставка правовой информации. Сами по себе средства не10обеспечивают ценностного наполнения процесса воспитания. Это механизмыпередачи, которые определенным образом транслируют сведения о праве.Простое наличие средств не гарантирует усвоение ни правовых знаний, ниправовых ценностей. Для реализации функций воспитания в полном объемеслужат формы правового воспитания, которые представляют собойконкретные мероприятия, способствующие восприятию информации,содержащей правовые знания и правовые ценности. Интернет, ролевые игрыстановятся серьезными факторами правового воспитания, и их роль в этомделе постоянно повышается.6. Правовое воспитание должно стать делом каждого юриста впроцессе осуществления своих профессиональных обязанностей. Практикправовед невольно оказывает воспитательное воздействие на граждан,выступающих субъектами права. Противоречием правовоспитательногопроцесса является то, что юриспруденция — это корпоративная деятельность,основанная на владении профессиональными знаниями как элементамитеоретического уровня правосознания в противоположность обыденномууровню правосознания граждан других (неюридических) видов деятельности.Решение данного противоречия видится в ценностных основах правовоговоспитания как юристов (правовое образование), так и граждан (правоваяпропаганда). В результате освоения высшей ценности субъекта права,правовоспитательный процесс приобретает гармоничный исбалансированный характер.7. Государство должно возглавлять, направлять и координироватьправовоспитательную деятельность. В своей правовой политике государстводолжно учитывать ценностный аспект правового воспитания. При этомосновным объектом правового воспитания выступает не толькоправосознание, а правовая культура личности в целом, включающая иправосознание и правовую деятельность, определяемая правовымиценностями.11Теоретическая и практическая значимость исследованияопределяется новизной полученных результатов. Теоретическая значимостьдиссертации заключается в том, что в ней впервые проведен анализаксиологических процессов правового воспитания в современной России.Сформулировано понятие ценностных составляющих этого процесса. Вдиссертационном исследовании впервые правовое воспитание исследуется сточки зрения правовой аксиологии, взятое во взаимосвязях с иными сферамиправовой жизни.Обоснован новый научный подход к пониманию правового воспитания,открывающий новые горизонты повышения эффективности этого важногосоциального явления. В результате были сформулированы теоретическизначимые выводы и предложения по совершенствованию процесса правовоговоспитания на современном этапе развития российского общества.Практическая значимость исследования предопределяется егонаправленностью на совершенствование реальных способовправовоспитательной работы, что должно способствовать повышениюэффективности механизма правового регулирования, организации правовоговоспитания в учреждениях и организациях. Предложенные современныеметоды правового воспитания могут быть использованы в повседневнойдеятельности лиц, осуществляющих правовое воспитание.Обоснованность и достоверность результатов исследованияобусловлена не только его методикой, но и эмпирической базой, котораяопирается на обширный практический материал. Обоснован новый научныйподход к пониманию правового воспитания, открывающий горизонтыповышения эффективности этого важного социального явления. В результатемогут быть сформулированы теоретически значимые выводы и предложенияпо совершенствованию процесса правового воспитания на современномэтапе развития российского общества.Апробация и внедрение результатов исследования. Основныетеоретические положения и выводы диссертации изложены в12опубликованной монографии, научных статьях, а также нашли своеотражение в докладах на следующих конференциях: «Обеспечение прав исвобод человека и гражданина», г. Тюмень, 17-18 ноября 2005 г.; «Правовыепроблемы укрепления российской государственности», г. Томск, 27-28января 2006 г.; «Современные стратегии и образовательные технологии вподготовке кадров для силовых структур», г. Иркутск, 16-17 февраля 2006 г.;«Актуальные проблемы права России и стран СПГ - 2006», г. Челябинск, 3031 марта 2006 г.Практические выводы диссертационного исследования были внедреныв деятельность правоохранительных органов и образовательных учреждений.Структура и объем работы обусловлены целями и задачамиисследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющихшесть параграфов, заключения и списка литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 129 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz