Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 02:41
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 19 » Скачать Правовая природа средств индивидуализации коммерческих организаций. Карунная, Яна Александровна бесплатно
01:57
Скачать Правовая природа средств индивидуализации коммерческих организаций. Карунная, Яна Александровна бесплатно
Правовая природа средств индивидуализации коммерческих организаций

Диссертация

Автор: Карунная, Яна Александровна

Название: Правовая природа средств индивидуализации коммерческих организаций

Справка: Карунная, Яна Александровна. Правовая природа средств индивидуализации коммерческих организаций : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.03 Новосибирск, 2004 213 c. : 61 05-12/1484

Объем: 213 стр.

Информация: Новосибирск, 2004


Содержание:

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Правовое содержание и обеспечение прав на средства индивидуализации
11 Средства индивидуализации как объекты гражданских прав чУ 12 Средства индивидуализации как правовая категория в системе исключительных прав
Глава 2 Правовая природа фирменного наименования
21 Юридическая сущность фирменного наименования и его правовая обеспеченность
22 Содержание исключительных прав на фирменное наименование
23 Фирменное наименование в составе предприятия как единого
I имущественного комплекса
Глава 3 Правовая сущность и дуалистическая природа товарного знака
31 Генезис дуалистической природы товарного знака
32 Содержание исключительного права на товарный знак
Глава 4 Правовое обеспечение коммерческого обозначения
41 Правовая природа коммерческого обозначения
42 Коммерческое обозначение в деятельности лиц, осуществляющих выпуск средств массовой информации
Глава 5 Предпринимательский потенциал и функции средств индивидуализации коммерческих организаций

Введение:

Актуальность темы исследования. Современные экономические условия, основанные на жесткой конкуренции, необходимости продвижения товаров и услуг, динамичном развитии рыночных технологий, требуют популяризации и однозначной узнаваемости субъекта предпринимательской деятельности, его товаров, работ и услуг. В свете этой важнейшей задачи трудно переоценить значимость таких нематериальных объектов гражданских прав, как товарный знак, фирменное наименование и коммерческое обозначение, а также необходимость надежного правового регулирования средств индивидуализации. Вместе с тем сегодня мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, заключающуюся в том, что при всех назревших в данной правовой сфере и требующих решения вопросах комплексных исследований относительно средств индивидуализации в юридической науке практически нет. Работа представляет собой одно из первых научных исследований, в котором предпринята попытка целостного подхода к проблеме определения правовой природы средств индивидуализации.
Актуальность заявленной проблемы определяется и тем, что ни в юридической доктрине, ни в законодательстве нет единого понимания средств индивидуализации, не осмыслена правовая природа этих особых объектов гражданских прав и не осознана самостоятельность данной правовой категории, отличной от правовой категории результатов интеллектуальной деятельности. Особую значимость тема исследования приобретает в условиях сегодняшнего дня, когда идет разработка части четвертой ГК РФ, положения которой предполагается посвятить исключительным правам, интеллектуальной собственности на различные нематериальные объекты. Определение правового режима, который был бы приемлем для регулирования отношений, связанных с «обращением» в предпринимательском обороте особых по своей природе нематериальных объектов, выявление правовой природы средств индивидуализации, их общих и отличительных особенностей, закрепление четких юридических механизмов, с помощью которых владельцы соответствующих средств индивидуализации могли бы эффективно реализовывать свои права, открывают соответствующие перспективы как в научном, так и в практическом аспектах. Исследование правовой природы средств индивидуализации предполагает необходимость выработки неких доктринальных воззрений в рамках цивилистики относительно понимания сущности средств индивидуализации, их специфических особенностей.
Степень научной разработанности темы. Заявленная проблема является малоисследованной. Необходимо признать, что на сегодняшний день в юридической литературе каких-либо цивилистических работ, в которых правовая природа средств индивидуализации была бы предметом комплексного самостоятельного и всестороннего правового, философско-методологического, теоретико-познавательного анализа, не имеется. Справедливости ради следует отметить, что отдельные вопросы, связанные с заявленной проблемой, находятся в сфере научных интересов ряда цивилистов, среди которых Г. Е. Авилов, В. В. Голофаев, В. А. Дозорцев,
A. И. Каминка, А. Д. Корчагин, В. О. Калятин, С. В., Одинцов, И. А. Петров,
B. В. Розенберг, А. П. Сергеев, В. М. Сергеев, С. В. Усольцева, М. А. Федотов, П. Цитович, Г. Ф. Шершеневич и др.
Изучению различных аспектов возникновения прав на средства индивидуализации и их дальнейшей реализации уделяют серьезное внимание как теоретики права, так и практические работники. Так, за последние годы опубликовано большое количество статей, научно-практических пособий по вопросам правовой охраны товарных знаков1, защищен ряд диссертаций по этой тематике , а также по проблемам правовой охраны фирменных наименований и коммерческих обозначений . Предприняты попытки целостного осмысления интеллектуальной собственности и форм ее реализации, а также результатов интеллектуальной деятельности4.
При этом анализ специальной литературы выявляет интересную закономерность. Главенствующее место в исследованиях занимает проблема правомерности употребления термина «собственность» по отношению к нематериальным объектам, не имеющим вещественного характера5, в то время как употребление термина «интеллектуальная собственность» по отношению к средствам индивидуализации, для которых интеллектуальный (творческий) компонент значения не имеет, даже не ставится под сомнение. Важно заметить, что в настоящее время имеется только несколько работ, в которых предприняты попытки исследовать в целом гражданско-правовое
1 См., например: Корчагин А. Д. Пути совершенствования российского законодательства по охране промышленной собственности // Патенты и лицензии.— 1997.— № 11.— С. 2-5; Воскопяп Р. С. Охрана товарных знаков при переходе к рыночным отношениям // Там же.— С. 5-12; Орлова В. В. Правовая охрана общеизвестных товарных знаков // Там же.— С. 1218; Петров И. А. Охрана товарных знаков в Российской Федерации.— М., 2002; Рабец А. II Правовая охрана товарных знаков в России: современное состояние и перспективы.— СПб., 2003.
2 См., например: Петров И. А. Правовое регулирование охраны товарных знаков в предпринимательской деятельности: Автореф. дис. . канд. юрид. наук.— М., 2000.
3 См., например: Голофаев В. В. Фирменное наименование коммерческих организаций: Автореф. дис. . канд. юрид. наук.— Екатеринбург, 1999; Белова Д. А. Правовая охрана фирменных наименований и коммерческих обозначений в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук.— М., 2004.
4 См., например: Халипова Е. В. Конституционно-правовая концепция интеллектуальной собственности (становление и эволюция).— М., 1998; Окоиская И. К. Интеллектуальная собственность: социально-философское обоснование.— Пермь, 1998; Интеллектуальная собственность и формы ее реализации: Материалы междунар. науч. копф. (25-27 декабря 1997 г.). / Под общ. ред. проф. И. И. Столярова, проф. Ю. В. Трифонова, Л. В. Новокшоновой.— Н. Новгород, 1998; Усольцева С. В. Результаты интеллектуальной деятельности как правовая категория: Автореф. дис. . канд. юрид. наук.— Томск, 1997; Малышева Е. Ю. Элементы гражданско-правовых отношений в области интеллектуальной собственности: Автореф. дис. . канд. юрид. наук.— М., 1997.
5 См., например: Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. ст.— М., 2003. регулирование индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности и производимых ими товаров1. Вместе с тем и в этих работах комплекс проблем относительно правовой природы средств индивидуализации остается неисследованным, средства индивидуализации зачастую традиционно рассматриваются как объекты интеллектуальной собственности, т. е., по сути, приравниваются к результатам интеллектуальной деятельности; правовая же природа средств индивидуализации остается без внимания. Кроме того, на сегодняшний день недостаточно разработан и требует дальнейшего изучения вопрос относительно правовой природы коммерческого обозначения, имеющего большую практическую ценность, его сущности и содержания прав на него.
Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с выявлением правовой природы средств индивидуализации, определением их сущности, общих и особенных признаков, а также гражданско-правовые отношения, складывающиеся в процессе возникновения, использования и защиты исключительных прав на средства индивидуализации.
Предметом исследования являются сущность понятия средств индивидуализации и содержание прав на отдельные средства индивидуализации, теоретические и практические аспекты правового регулирования и правовой обеспеченности средств индивидуализации, а также их функции и значение в условиях современного предпринимательства.
Целью и задачами диссертационного исследования является всесторонний правовой анализ таких существенных и практически значимых в современных условиях объектов исключительных прав, как средства
1 См., например: Дмитриев В. А. Гражданско-правовая индивидуализация юридических лиц и результатов их деятельности: Автореф. дис. . канд. юрид. наук.— М., 2003; Одинцов С. В. Правовое регулирование в Российской Федерации индивидуализации коммерсантов и производимых ими товаров (оказываемых услуг): Автореф. дис. . канд. юрид. наук.— М., 2001. индивидуализации, а также тенденций, обусловивших их вовлечение в гражданский оборот, предпосылок их формирования и дальнейшего развития. Достижение этой цели обеспечивается решением таких важных для науки гражданского права задач, как: рассмотрение сущности и правовой природы средств индивидуализации как самостоятельно существующего и функционирующего юридического феномена и как правовой категории; определение правовой природы общественных отношений, возникающих в связи с появлением и использованием средств индивидуализации в предпринимательской деятельности; определение юридического содержания и установление соотношения основных правовых понятий по теме исследования: права интеллектуальной собственности, исключительного права, средств индивидуализации, результатов интеллектуальной деятельности; исследование правомерности приравнивания средств индивидуализации к результатам интеллектуальной деятельности и рассмотрение этих правовых понятий в рамках единой категории «интеллектуальная собственность»; анализ особенностей формирования и развития средств индивидуализации; сравнительный анализ средств индивидуализации и результатов интеллектуальной деятельности; исследование и анализ норм действующего законодательства, определяющих сущность отдельных средств индивидуализации: фирменного наименования, коммерческого обозначения, товарного знака; выяснение возможностей, перспектив дальнейшего развития средств индивидуализации; раскрытие содержания отдельных средств индивидуализации, выявление их общих и отличительных черт; выяснение вопроса о назначении средств индивидуализации, выявление их функций и задач для современного предпринимательства.
Методология и теоретические основы исследования. В целях решения поставленных в рамках диссертации задач были использованы фундаментальные исследования цивилистического характера, а также работы, посвященные отдельным правовым институтам гражданского права, как отечественных, так и зарубежных авторов. Отдельные выводы базируются на исследованиях философского и экономического характера. Методологическую основу настоящего диссертационного исследования составляют как общенаучные методы (метод системного анализа, диалектический, структурно-функциональный), так и частные (специальные) методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, логико-языковой, метод правового моделирования).
Эмпирической базой исследования служит пятилетняя практика диссертанта в качестве адвоката, в рамках осуществления которой оказывалась помощь по юридическому оформлению, судебной защите прав на средства индивидуализации, а также опыт преподавания гражданского и предпринимательского права, права интеллектуальной собственности в вузах Новосибирска.
Теоретической основой исследования послужили положения и выводы, содержащиеся как в трудах отечественных ученых — от классиков российской цивилистики до современных исследователей, так и в работах зарубежных правоведов, а именно: А. А. Алексеева, Г. Е. Авилова, С. Н. Братуся, Дж. К. Веркмана, Ю. С. Гамбарова Ю. С. Гольмстена, В. П. Грибанова, Л. Гукасяна, Б. В. Попова, И. А. Петрова, В. В. Розенберга, А. П. Рабец, А. П. Сергеева, В. В. Сергеева, С. А. Степанова, Е. А. Суханова, М. И. Кулагина, М. А. Федотова, П. П. Цитовича, Г. Ф. Шершеневича и др. Кроме того, использованы работы представителей философской мысли, в том числе Т. Гоббса, Г. Гегеля, И. А. Рутковского и др.
Научная новизна исследования объясняется непосредственно заявленной проблемой. Настоящая диссертация является первой работой, специально посвященной изучению вопросов правовой природы средств индивидуализации и представляет собой комплексное исследование средств индивидуализации как правовой категории. Принимая во внимание многообразие проблем, связанных с использованием отдельных средств индивидуализации и охраной соответствующих прав, автор ограничился анализом лишь тех, которые представляются наиболее не разработанными в науке гражданского права.
Выполненная работа позволяет сформулировать и вынести на защиту следующие основные положения и выводы:
1. Правовая природа средств индивидуализации отлична от природы результатов интеллектуальной деятельности, что объясняется наличием особых признаков, присущих средствам индивидуализации, а также особенностями общественных отношений, возникающих в связи с появлением и использованием средств индивидуализации в предпринимательской деятельности.
2. Право на индивидуализацию реализуется путем использования определенных средств. В этом видится некая закономерность превращения целей индивидуализации в средства достижения определенных результатов в процессе деятельности субъектов. Ввиду этого индивидуализация выступает в единстве целей и средств достижения этих целей, что позволяет выделить средства индивидуализации в самостоятельную категорию.
3. Понятие «средства индивидуализации» можно понимать в двух значениях. В широком смысле средства индивидуализации — это способы использования различных символов, слов, словосочетаний и других отличительных обозначений с целью персонификации и индивидуализации соответствующего субъекта, его деятельности, производимых и (или) реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. В таком понимании средства индивидуализации следует рассматривать как систему действий, имеющую своей целью идентификацию, обособление, выделение субъекта, его деятельности, производимых или реализуемых товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ. В узком смысле средства индивидуализации есть используемые в гражданском обороте оригинальные символы, слова, словосочетания и все иные обозначения, которые индивидуализируют юридическое или физическое лицо, их деятельность, производимую продукцию, реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. В этом понимании средства индивидуализации представляют собой объекты исключительных прав.
4. Средства индивидуализации могут быть одновременно и результатом творческой деятельности. В таком качестве они являются объектами авторского права. В то же время зачастую средства индивидуализации в силу отсутствия творческого компонента не отвечают требованию новизны, которому должны соответствовать объекты авторского права. Предоставляя правам на средства индивидуализации и правам на результаты интеллектуальной деятельности одинаковое свойство исключительности, законодатель должен проводить между ними четкое различие. Результат интеллектуальной деятельности становится объектом гражданских прав в силу факта его создания при условии выражения в какой-либо объективной форме, средство же индивидуализации как объект прав возникает в силу необходимости отличать. В случае, если товарный знак отвечает всем условиям, предъявляемым к объекту авторского права, важно законодательно отследить момент регистрации результата творческой деятельности в качестве товарного знака, поскольку именно с этого момента ограничиваются имущественные права автора в отношении своего произведения или его части. В то же время нельзя игнорировать и то, что права владельца такого товарного знака ограничиваются личными неимущественными правами автора.
5. Выделение среди объектов гражданских прав особых по своей природе средств индивидуализации обосновывает необходимость их отдельного упоминания среди объектов гражданского права, перечисленных в ст. 128 ГК РФ.
6. Право на фирменное наименование является по своей природе исключительным, личным и неотчуждаемым, хотя и подлежащим имущественной оценке. Прекращение права на фирменное наименование не должно ставиться в зависимость от продажи предприятия, поскольку фирма призвана индивидуализировать не объект — предприятие, выступающее имущественным комплексом, а субъект — участника гражданского оборота.
7. В отличие от фирменного наименования права на коммерческие обозначения, которые также выполняют функцию индивидуализации, могут быть отчуждены путем уступки, в том числе при продаже предприятия, что не вызывает сомнений и каких-либо юридических недоразумений. Это объясняется тем, что возникновение прав на них связывается с осуществлением коммерческой деятельности, в которую вовлечен такой объект, как предприятие.
8. Товарный знак (знак обслуживания) имеет дуалистическую природу, индивидуализируя как товар, услугу или работу, так и соответствующее лицо, которое этот товар производит или предлагает к продаже, выполняет работу или оказывает соответствующую услугу. Особенно ярко дуализм товарного знака (знака обслуживания) проявляется в случаях регистрации на имя индивидуального предпринимателя товарного знака, в котором в качестве элементов фигурируют его фамилия, имя, отчество и (или) даже его изображение.
9. Предлагается исключить из абз. 3 ч. 3 ст. 7 ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» термин «известность» применительно к названиям произведений, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака с согласия авторов или их правопреемников. Важность такого изменения обусловлена целями гарантированного обеспечения защиты авторских прав от неправомерного на них посягательства, а также устранения противоречий между столкновением авторских прав и прав на средства индивидуализации. Охрана должна предоставляться всем объектам авторского права, независимо от их достоинства, назначения и известности.
10. Коммерческое обозначение является самостоятельным средством индивидуализации, что обусловливает необходимость дать легальное определение коммерческому обозначению на законодательном уровне. Предлагается следующая дефиниция: «Коммерческое обозначение — это средство индивидуализации деятельности юридического или физического лица, которое используется им в предпринимательской деятельности (в том числе в качестве названия салона, бутика, предприятия как имущественного комплекса, а также в качестве сопроводительной информации к предлагаемому товару) в целях приобретения известности у соответствующего круга потребителей, пользующихся услугами этого юридического или физического лица, маркированной данным обозначением продукцией, работой или услугой, при условии, если такое использование не нарушает прав и законных интересов третьих лиц». Момент возникновения права на коммерческое обозначение не ставится в зависимость от какой-либо регистрации и выполнения специальных формальностей. Достаточно «запуска», т. е. введения, коммерческого обозначения в деловой оборот и использования его в предпринимательских целях. При этом цель индивидуализации реализуется первоначально в виде планирования будущего воздействия, а в дальнейшем — в виде установки с целью приобретения преимуществ и выгод предпринимательской деятельности.
11. В целях недопущения недобросовестной конкуренции, нарушения прав и законных интересов третьих лиц представляется необходимым выработать соответствующие требования, предъявляемые к коммерческому обозначению.
В частности, предлагается конкретизировать, какие слова, символы и другие обозначения не могут признаваться коммерческими обозначениями. К таковым следует отнести: зарегистрированные в установленном порядке на имя другого лица товарные знаки (знаки обслуживания); зарегистрированные в установленном порядке на имя другого лица промышленные образцы; фирменные наименования, права на которые принадлежат другим лицам; слова, словосочетания, вошедшие во всеобщее употребление как обозначения деятельности определенного вида, указывающие на вид и характер оказываемой услуги (например, салон красоты, парикмахерская, аптечный киоск, казино, кафе и т. п.); обозначения, не обладающие различительной способностью; обозначения с использованием слов в превосходной степени (такие, как «самый», «лучший» и т. д.); обозначения, являющиеся результатом чьей-либо интеллектуальной деятельности и используемые без согласия авторов и правообладателей; обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с оригинальными названиями средств массовой информации, в случае, если такое обозначение предполагается использовать в целях индивидуализации деятельности по выпуску средств массовой информации.
12. Природа средств индивидуализации, являющихся самостоятельными объектами гражданских прав, определяет присущие им функции, к числу которых относятся: идентификационная (отличительная), информационная, рекламная, доверительная, служебная, охранительная. Способность к выполнению указанных функций во многом объясняет важность средств индивидуализации для современного предпринимательства и подчеркивает их отличие от результатов интеллектуальной деятельности. Средства индивидуализации — особые объекты гражданских прав. Они являются выражением деловой репутации, а также измерителями доверия, что обусловливает их потенциальную коммерческую ценность и позволяет оценивать нематериальные активы бизнеса, которые зачастую превышают стоимость материальных активов. Средства индивидуализации, выступая в качестве самостоятельной категории, тесно связанной с философской категорией доверия, являются своего рода фундаментом и основой успешного ведения бизнеса, выполняя тем самым жизненно важные функции и являясь критерием определения рейтинга деловой репутации.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в нем впервые на монографическом уровне изучены основные проблемы природы средств индивидуализации. Научная значимость результатов проведенного исследования состоит в сделанных выводах, существенным образом расширяющих представления о таких самостоятельных объектах гражданских прав, как средства индивидуализации, и позволяющих по-иному определить содержание прав на них.
Практическая значимость сделанных выводов заключается в возможности их использования при дальнейшем совершенствовании гражданского законодательства, в том числе при разработке четвертой части ГК РФ, положения которой планируется посвятить правовому режиму таких нематериальных объектов, как средства индивидуализации. Кроме того, материалы диссертации могут быть полезны в процессе преподавания гражданского и предпринимательского права, специальных учебных курсов. Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена в секторе гражданского права и процесса Института философии и права Сибирского отделения РАН, где проведено ее обсуждение и рецензирование. Большинство практических примеров, используемых в работе, приведены из практики диссертанта, принимающего участие в судебных разбирательствах в качестве адвоката. Апробация научных идей и основных положений диссертационного исследования имела место в деятельности в качестве регионального консультанта Института развития прессы, а также в публикациях статей и тезисов докладов; в дискуссиях по теме исследования во время проведения различных семинаров: «Семинара по повышению профессионального уровня руководителей и работников телерадиокомпаний Алтайского края» (Барнаул, 2001); семинара-тренинга для юристов средств массовой информации по проекту «Правовая экспертиза документов редакций региональных средств массовой информации (Добровольный правовой аудит)» (Бердск, 2002); семинара-тренинга для региональных консультантов, победивших в конкурсе на участие в проекте «Правовая экспертиза документов редакций региональных печатных средств массовой информации (Добровольный правовой аудит)» (Москва, 2002), по результатам которого диссертанту присвоен статус регионального консультанта Института развития прессы; семинара «Практика рассмотрения арбитражными судами споров, связанных со средствами массовой информации» (Москва, 2002); регионального семинара «Современные проблемы гражданского права и процесса» (Новосибирск, 2002); при обсуждении затронутых в диссертации вопросов в научных дискуссиях на конференциях: Межрегиональной научной конференции молодых цивилистов, посвященной памяти И. В. Федорова (Томск, 2001); Первой всероссийской конференции юристов, оказывающих поддержку средствам массовой информации (Москва, 2001); региональной межвузовской научно-практической конференции «Проблемы права, науки и образования» (Новосибирск, 2001); межрегиональной конференции «Публично- и частноправовое регулирование в России: теоретические и практические проблемы» (Барнаул, 2002); всероссийских научных конференциях «Правовые проблемы укрепления российской государственности» (Томск, 2001, 2003, 2004); конференции «Будущее российских СМИ: итоги правовой экспертизы» (Москва, 2003).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 215 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz