Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:00
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 29 » Скачать Подготовка студентов педвузов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении. Матвеева, Ольга бесплатно
03:27
Скачать Подготовка студентов педвузов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении. Матвеева, Ольга бесплатно
Подготовка студентов педвузов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении

Диссертация

Автор: Матвеева, Ольга Витальевна

Название: Подготовка студентов педвузов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении

Справка: Матвеева, Ольга Витальевна. Подготовка студентов педвузов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Тула, 2000 170 c. : 61 01-13/983-6

Объем: 170 стр.

Информация: Тула, 2000


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении
§11 Психолого-педагогические проблемы подготовки студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении
§ 12 Подготовка студентов в процессе изучения педагогических дисциплин к развитию творческих способностей младших школьников в трудовом обучении
Выводы по главе
Глава 2 Пути и средства подготовки студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении
§ 21 Подготовка студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении в ходе аудиторных занятий по педагогике и методике трудового обучения
§ 22 Подготовка студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении в ходе педагогических практик
§23 Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении
Выводы по главе

Введение:

Актуальность исследования. Отечественная общеобразовательная школа призвана сформировать современного человека - гражданина новой России, способного успешно применять приобретенные знания и умения как в привычной обстановке, так и в нестандартных ситуациях. Это, безусловно, выдвигает ряд новых требований к деятельности современного учителя: он должен уметь организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы способствовать максимальному раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, эффективному развитию всех его способностей.
Доказано, что начальная ступень образования во многом предопределяет успехи в развитии способностей у школьников, в том числе и творческих. Поэтому особое место в развитии этих способностей должно занять трудовое обучение. Лежащая в его основе предметно-практическая деятельность по характеру своего психолого-педагогического механизма обладает значительным развивающим потенциалом, особенно у детей младшего школьного возраста. В связи с этим трудовое обучение как важный элемент целостного педагогического процесса в начальной школе может стать основой для развития творческого потенциала ребенка. Именно практическая деятельность позволяет сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана переводить во внешний (видимый), делая их более понятными. Еще К. Д. Ушинский считал, что труд является важным средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, то есть общего развития ребенка, что и является основным назначением трудового обучения1.
1 Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / Собр. соч.: В 10 т. - M.-JL: Учпедгиз, 1948-1953. - Т.1: Вопросы воспитания.
Однако анализ научных исследований, методической литературы и школьной практики свидетельствуют о том, что современный учитель начальной школы недостаточно подготовлен к реализации указанной педагогической задачи.
Понимая важность развития творческих способностей у младших школьников в процессе трудового обучения, многие учителя затрудняются в определении конкретных целей данной работы и в выборе содержания и эффективных технологий для достижения нужных результатов.
Все это актуализирует проблему совершенствования подготовки будущих учителей к реализации задачи успешного развития творческих способностей у младших школьников в процессе трудового обучения в рамках образовательной области «Технология».
Вопросами совершенствования в образовательной области «Технология» занимались П. Р. Атутов, Е. М. Муравьев, Ю. О. Овакимян, В. Д. Си-моненко, Ю. JI. Хотунцев и др.1
Общетеоретические аспекты профессиональной подготовки учителей раскрыты в работах О. А. Абдуллиной, Н. В. Кузьминой, А. И. Пискунова,
1 Атутов П.Р. Технологии и современное образование // Педагогика. - 1996. -№ 2; Муравьев Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. - Учеб. пособ. для студ. педвузов по спец. «Технология и предпринимательство». - Шуя: Изд-во Шуйского пед. ин-та, 1996; Овакимян Ю.О. Технология обучения и моделирование // Педагогика как наука и как учебный предмет: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (26-28 сентября 2000 г.). 4.1. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2000; Симоненко В.Д. Подготовка будущих учителей технологии, предпринимательства и экономики // Технология, предпринимательство и экономика: Межвуз. сб. статей. Ч. 2. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 1999.
В. А. Сластенина и др.1 Этими учеными обоснованы цели, задачи, содержание и структура педагогического образования в вузе, проанализирована система педагогической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.
Проблемам совершенствования подготовки учителей начальных классов посвящены работы Т. Е. Бацаевой, Т. А. Буи, Н. В. Демидовой и др.2 Исследованиями по проблеме развития творческого потенциала младших школьников занимались Е. А. Вяхирева, С. И. Маслов, Ю. В. На-уменко, И. П. Товпинец3 и др. Большое внимание разработке методов вовлечения учащихся начальных классов в творческую деятельность уделяли
1 Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1990; Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990; Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание // Педагогика. - 1995. - № 4; Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976.
2 Бацаева Т.Е. Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью учащихся: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Брянск, 1998; Буя Т.А. Управление процессом формирования профессиональных умений и навыков будущих учителей начальной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1997; Демидова Н.В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя начальных классов к решению педагогических задач: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Калуга, 2000. л
Вяхирева Г.А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Саратов, 1997; Маслов С.И. Развитие творческих возможностей и ценностного отношения к технической деятельности у младших школьников. - Тула, 1998; Науменко Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Волгоград, 1992; Товпинец И. П. Информационно-методическое письмо о новом курсе «Окружающий мир» для I класса четырехлетней начальной школы // Нач. школа. - 2000. - № 8. такие ученые, как И. П. Волков, Н. М. Конышева, П. Е. Решетников1 и др. Однако анализ научных публикаций и диссертационных работ позволяет сделать следующие выводы: а) до настоящего времени не исследован комплекс теоретических знаний и педагогических умений, позволяющих учителю решать конкретные задачи развития творческого потенциала личности младшего школьника в процессе трудового обучения; нет исследований, в которых рассматривалась бы подготовка учителя к этой деятельности; б) попытки решить проблему развития творческих способностей у младших школьников осуществлялись педагогами и психологами по отдельным, обособленным направлениям воспитательной работы (изобразительное искусство, труд, музыка, литература и т. п.), в то время как исследования по общей проблеме подготовки будущего учителя к комплексному развитию творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения не получили пока должного развития.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями к профессиональной деятельности современного учителя, ориентированными на раскрытие творческого потенциала личности младшего школьника, и степенью готовности его к данным образовательным задачам. Стремление преодолеть противоречия между необходимостью подготовки будущих учителей к развитию творческих способностей в процессе трудового обучения и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к обучению студентов необходимым для этого знаниям и умениям,
1 Волков И.П. Учим творчеству: Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1988; Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: основы ди-зайнобразования: Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1999; Решетников П.Е. Развитие творческих способностей младших школьников в технической деятельности // Нач. школа. - 1987. - № 1. посредством которых эта деятельность реализуется на практике, определило проблему и формулировку темы данного исследования: «Подготовка студентов педвузов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении».
В соответствии с избранной темой были определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.
Объектом данного исследования является профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов в вузе.
Предмет исследования - подготовка студентов педвуза в процессе изучения педагогических дисциплин к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении.
Актуальность названной проблемы определила цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели подготовки будущего учителя начальных классов при изучении педагогических дисциплин к развитию творческих способностей учащихся в процессе трудового обучении. При этом мы исходили из следующей гипотезы: процесс подготовки будущих учителей к развитию творческих способностей младших школьников в трудовом обучении будет протекать более эффективно:
• если данный аспект профессиональной подготовки вычленить в качестве одной из задач изучения комплекса педагогических дисциплин;
• если дидактическая модель реализации педагогической подготовки к развитию творческих способностей будет спроектирована на интегратив-ной основе;
• если для реализации данной задачи профессионально-педагогической подготовки будущего учителя будут применяться диалоговые образовательные технологии, направленные на развитие креативных способностей и субъектности студентов;
• если результаты обучения будут оцениваться по соответствующим критериям мотивационной, когнитивной, процессуальной и оценочной готовности.
Поставленная цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:
1) охарактеризовать роль и место процесса развития творческих способностей учащихся в трудовом обучении в ходе профессионально-педагогической подготовки студентов;
2) теоретически обосновать, спроектировать и опытным путем проверить эффективность модели подготовки студентов в процессе изучения будущими учителями комплекса педагогических дисциплин, включая и методику преподавания труда, к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении;
3) реализовать в процессе изучения педагогических дисциплин диалоговые технологии, направленные на развитие креативных способностей и субъектности у студентов;
4) выявить педагогические условия эффективного формирования готовности студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы; анализ учебных программ и планов; наблюдение за деятельностью студентов, анкетирование, тестирование, собеседование; педагогический эксперимент. Для обработки цифровых данных привлекался математический аппарат.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Тульского государственного педагогического университета им. JI. Н. Толстого. В ней участвовало 456 студентов и 52 учителя (студенты заочного отделения).
Теоретическую основу исследования составляют психолого-педагогические теории личности, раскрывающие структуру личности, закономерности ее формирования и развития; положения о роли деятельности в формировании личности; положения о творческой деятельности и о технологии развития творческих способностей.
Этапы исследования. В разработке проблемы можно выделить три этапа.
На первом этапе (1994-1996 гг.) проводилось изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования и анализ проблемы, изучение реального состояния подготовленности учителей к развитию творческих способностей; анализировался и обобщался существующий опыт организации педпрактики студентов вуза; были определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования.
На втором этапе (1996-1998 гг.) продолжалось изучение методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; уточнялись некоторые теоретико-методологические положения, составляющие основу исследования; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по формированию у будущих учителей в процессе интегративного обучения и в ходе педагогической практики в школе готовности к развитию творческих способностей младших школьников.
На третьем этапе (1998-2000 гг.) осуществлялись обработка и обобщение полученных данных, формулировались выводы; подводились итоги исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:
• в аспекте исследуемой проблемы конкретизировано содержание понятия «подготовка будущего учителя начальных классов к развитию творческих способностей у младших школьников», которая рассматривается как процесс и результат профессионального обучения и выражается в готовности студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении;
• уточнена структура готовности студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении, состоящая из мотивационного, когнитивного, деятельностного и оценочного компонентов;
• разработана модель подготовки студентов при изучении педагогических дисциплин и методики преподавания труда с практикумом к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении;
• определены критерии успешного функционирования предложенной модели и разработан диагностический инструментарий для изучения динамики формирования у будущих учителей готовности к использованию этой модели в своей практической деятельности;
• выявлены педагогические условия и факторы (психолого-педагогические, организационно-педагогические, дидактические), способствующие эффективной подготовке будущего учителя к раскрытию творческого потенциала личности младшего школьника.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа экспериментального обучения может быть реализована в ходе изучения педагогических дисциплин, методики преподавания труда с практикумом и организации педагогических практик на факультетах начального образования. Характеристики, данные различным уровням готовности, могут быть применены в качестве критериев оценки подготовленности выпускников педвузов к профессионально-педагогической деятельности.
На защиту выносится:
1. Интегративная модель подготовки студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении, которая осуществляется в процессе изучения педагогических дисциплин и методики преподавания труда с практикумом.
2. Диалоговые технологии, используемые в процессе обучения, способствуют эффективному формированию готовности студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении, так как воспитывают у них креативность, субъектность и гуманные профессиональные установки;
3. Критерии и показатели оценки готовности студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении;
4. Условия эффективного формирования готовности студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении.
Результаты исследования обсуждались на ежегодных научно-практических и учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов ТГГГУ им. JI. Н. Толстого (1994-1998 гг.), на республиканской научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы разработки реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя» (Тула, 1994 г.), на международной научной конференции «XXII Толстовские чтения» (Тула, 1995 г.), Российской научно-практической конференции «Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-методической подготовке учителя» (Тула, 25-27 сентября 1996 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Начальное образование на пороге XXI века: Проблемы и перспективы» (Тула, 2000 г.).
Основные результаты исследования отражены в следующих опубликованных работах:
1. Формирование психолого-педагогической подготовленности учителя к работе с учащимися по трудовому обучению и воспитанию // Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя: Тез. докл. респуб. науч.-практ. конф. (27-29 сентября 1994 г.). - Тула, 1994. - Ч. 2. - С. 238-240.
2. Идея развития творческих способностей детей в педагогическом наследии Л. Н. Толстого // XXII Толстовские чтения: Тез. докл. Междунар. науч. конф. (7-9 сентября 1995 г.). - Тула, 1995. - С. 115-116.
3. Развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов в педсистеме университета // Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-методической подготовке учителя: Тез. докл. Российск. науч.-практ. конф. (25-27 сентября 1996 г.).-Тула, 1996.-Ч. 1.-С. 290-292.
4. Творческие задачи для младших школьников: Метод, пособ. для студ. ф-та педагогики и психологии развития ребенка. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1996. - 52 с. (В соавт.).
5. Организация экспериментальной работы по подготовке студентов к развитию творческого потенциала младших школьников // Образовательный процесс в школе и в вузе: История и современность: Сб. статей № 200-212/97.-Д.12.11.97 г.
6. Технология опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих учителей к развитию творческих способностей у младших школьников // Образование как ценность: Сб. науч. тр. аспирантов и докторантов. -Тула, 1998.-С. 74-79.
7. Формирование умений у студентов педвузов по развитию творческих способностей у младших школьников // Начальное образование на пороге XXI века: Проблемы и перспективы: Материалы Всероссийск. науч,-практ. конф. (25-26 апреля 2000 г.). - Тула, 2000. - С. 63.
Структура и содержание диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 148 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz