Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 20:30
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 30 » Скачать Первичная психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ в досуговой деятельности школьников подросткового бесплатно
00:35
Скачать Первичная психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ в досуговой деятельности школьников подросткового бесплатно
Первичная психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ в досуговой деятельности школьников подросткового возраста

Диссертация

Автор: Родькина, Ольга Васильевна

Название: Первичная психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ в досуговой деятельности школьников подросткового возраста

Справка: Родькина, Ольга Васильевна. Первичная психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ в досуговой деятельности школьников подросткового возраста : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Омск, 2005 210 c. : 61 05-13/2230

Объем: 210 стр.

Информация: Омск, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава веществ
11 Исторический обзор, анализ факторов приобщения подростков к психоактивным
12 Особенности веществам, характеристика социального вреда, в контексте работа по организации употребления школьников профилактики деятельности обусловленного их злоупотреблением организации досуговой деятельности профилактической работы с подростками профилактики употребления психоактивных веществ
Выводы по главе
Глава
II Опытно-экспериментальная первичной психолого-педагогической веществ в досуговой психоактивных
1 Теоретические основы организации психолого-педагогической профилактики употребления первичной психоактивных
13 Современные научные представления об организации первичной подросткового возраста,
21 Исследование способов проведения школьниками свободного времени, диагностика их отношения к веществам, изменяющим сознание
22 Проектирование и реализация программы профилактической работы
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ досугово-профилактической
23 Основные направления подготовки педагогов для ведения первичной
СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение:

Актуальность исследования. В настоящее время в социально-экономической и политической ситуации в стране на сложной жизнь многих людей негативно влияют стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее. У значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенности жизнью. Слабые, размытые нравственные ориентиры в современном обществе, материальное неблагополучие ухудшает воспитательный потенциал семей, приводит к маргинализации многих трудоспособных граждан. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей, так как воспитанию в некоторых семьях уделяется недостаточно времени и усилий. Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передавая эту ответственность родителям, основным для себя оставляя лишь процесс обучения трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению состояния сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояний психологической и физической зависимости. В данном исследовании мы обратимся к организации досуговой деятельности подростков как к одному из направлений первичной психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основание для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижение интереса к психоактивным веществам у учащихся. Мы считаем своевременным усиление дети и профилактической деятельности специалистами в учебных, заведениях, а также учреждениях дополнительного образования, в которых подростки проводят часть своего свободного первичной психолого-педагогической времени. Основное организация направление, имеющее большой потенциал и ресурс эффективности в деле профилактики, досуговой деятельности подростков. Свободное время подростка это тот ресурс, который необходимо использовать оптимально. Задача родителей и педагогов совместно с подростком организовать его так, чтобы оно служило делу развития, воспитания и становления личности подростка. Свободное время, организованное оптимально, с учетом интересов, связанное с удовлетворением потребностей подростков в общении, познании окружающего мира, предоставляющее возможность подростку заниматься актуальной для него деятельностью, это залог и гарантия того, что первичные профессиональные навыки, будет человечеством. Таким в активную жизнь с вовлеченным подросток найдет для себя сферу реализации, приобретет навыки общения, а также, вполне возможно, образом, подросток приобщен к культурным основам, созданным окажется возможностью самореализации и целенаправленного дальнейшего развития. Организация досуга подростков как направление психологопедагогической профилактики употребления психоактивных веществ и подростков, рассматривается как совместная деятельность педагога досуговой деятельности определенных видах имеющая большой потенциал для развития и использования на практике. В подросток имеет возможность участвовать в творческие активности, пробовать себя в разных социальных ролях, повышать свой статус в группе, реализовывать свои создает условия для способности. Досуговая деятельность в контексте нашего исследования оптимального и ответственного использования подростками своего свободного времени, что актуально в современных ф условиях. Степень исследования. Изучение специалистами проблемы предотвращения психоактивных веществ, обусловлено продолжающимся употребления ростом их разработанности проблемы и теоретическая база распространения и тяжелыми медико-социальными последствиями этого явления. В работах таких специалистов, как СВ. Березин, Д.Д. Еникеева, В.В. Колесов, К.С. Лисецкий, А.Г. Макеева, Н.Ю. Максимова, Романова, О.А. Таротенко, И.Т. Ураков указывается, что личности к употреблению различных Эти причины обусловлены психоактивных веществ незрелостью, О.Л. обычно склонность имеет сходные причины [154, 64, 87 90, 117-119, 121, 166, 167, 200]. недостаточной стороны, еще воспитанностью личности, с одной стороны, и неблагоприятными внешними условиями и социальными обстоятельствами, с другой А.С. Макаренко, верно отмечал, что человек становится плох только потому, что он находится в плохих условиях, а воспитание надо организовывать так, чтобы личность человека совершенствовалась в целом. Поэтому мы утверждаем, что первичная психолого-педагогическая профилактика должна ориентироваться на решение следующих задач: развитие личности подростка через включение его в активную, значимую для него деятельность; обучение детей и подростков навыкам социальной адаптации к быстро меняющимся, не всегда благоприятным обстоятельствам, то есть к внешней среде; повышение уровня информированности подростков о вреде (социальном, физиологическом, морально-нравственном) психоактивных веществ для личности человека и общества в целом. Организованная деятельность, специалистом на первичная решение профилактическая задач. ориентированная вышеуказанных жизненным условиям и способствует развитию внутренних и внешних ресурсов личности, психоактивных веществ как снижению интереса подростков к пробам средству снятия напряжения или ухода от решения ряда проблем. Первичная профилактика призывает ребят к пониманию личной ответственности за свое здоровье и происходящие в жизни события, поощряет подростков вести здоровый образ жизни. В России в 80-90 гг. 20 в. использовался информационнопредупредительный подход к организации первичной профилактики. Главная цель профилактики в рамках этого подхода дать как можно больше информации о негативных последствиях употребления психоактивных веществ. В основном профилактические мероприятия проводились врачаминаркологами, делавшими акцент на медицинском аспекте проблемы. В таких странах как США, Великобритания, раньше нашей страны столкнувшихся с проблемой массового распространения наркотиков среди молодежи, использование такого подхода к профилактике показало свою малую новый эффективность, в связи с чем, специалистами-практиками, был разработан качественно занимавшимися первичной профилактикой, подход, основанный на формировании жизненных навыков подростков через активное вовлечение в деятельность. При этом основная цель первичной профилактики не запугать негативными последствиями употребления психоактивных веществ, а сформировать навыки поведения, помогающие личности обходиться без веществ, изменяющих сознание, но дающие возможность подростку значимым лицам. Для заведения, достижения такой цели создаются специальные В нашей стране подхода к профилактические программы, ориентированные на всех детей учебного начиная с младшего школьного возраста. на практике примером использования поведенческого решать возникающие проблемы с помощью собственных ресурсов психики или обращаться за помощью к профилактической деятельности в учреждениях образования является интефативный курс «Полезные привычки, полезные навыки», который фактически является переведенным на русский язык, адаптированным проектом «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма», которую осуществляет Международная некоммерческая организация Project Норе (Великобритания). Данный курс представляет для собой комплекс 5Д1ебно-методических разработок, предназначенных уроки по данной дисциплине введены в учебный план. педагогов, родителей и детей. Он реализуется во многих школах России, а При всех положительных моментах такой программы она все же ориентирована на школу. Мы же рассматриваем первичную профилактику, осуществляемую вне школы, в учреждениях дополнительного образования, в которых дети и подростки проводят своё свободное время. В последнее десятилетие в России возникновения и предотвращения исследователи зависимости проблемы у лиц, химической употребляющих психоактивные вещества, уделяют значительное внимание биологическим и клиническим (медицинским) аспектам этой проблемы, И.П. Анохина, Э.А. Бабаян, Б.С. Братусь, А.Г.Данилин, Д.Д. Еникеева, Н.Н. Иванец выделяют стадии зависимости, особенности протекания болезненных состояний, связанных с употреблением наркотических либо токсикоманических веществ, предлагают способы лечения, основанные как на фармакологической терапии, так и на прохождении курса психотерапии [108,14,40,37,58,64]. Некоторые злоупотребления авторы доказывают происхождение из проблемы социального психоактивными веществами неблагополучия общества, обращают внимание на её глобальный характер, характеризуют масштаб бедствий, связанных с данной проблемой (В .П. Кветков, А.В. Мудрик, И.А. Невский, Л.А. Резниченко) [85, 161, 131, 135]. Однако возникла необходимость рассмотреть данную проблему и с психолого-педагогической точки зрения, так как особую опасность психоактивные вещества, как мы уже указывали, представляют для детей и подростков. Недостатки воспитания подрастающего поколения усиливаются социальным неблагополучием, а отсутствие достоверной информации об опасности употребления психоактивных веществ усугубляет наркотическими и токсикоманическими веществами. Незнание последствий употребления ПАВ и их вредного влияния на организм порождает отсутствие у некоторых подростков ответственности по отношению к своей жизни и здоровью, что ведет к деструктивному (саморазрушающему) поведению. К деструктивному поведению в числе прочих его проявлений (как, например, суицидальные попытки) относят наркоманию и другие виды химической зависимости. Прямое следствие деструктивного поведения для человека остановка личностного развития, а затем и полная деградация личности. Деградация личности формирующегося, с одной как целостного многомерного образования, стороны, под влиянием биологических путем включения в ситуацию, способствующую злоупотреблению подростками никотином, алкоголем, особенностей индивида, а с другой стороны общественные отношения и личностно значимую деятельность, происходит вследствие длительного злоупотребления психоактивными веществами. Формирование у подростков «барьера» (термин Н.Л. Пономарева) к отрицательным влияниям среды в условиях нестабильности становится Отрицательными массированную можно назвать одной из актуальных проблем в педагогике [149]. влияниями среды вполне обоснованно рекламу продукции, содержащей алкоголь и никотин как наиболее широко распространенные психоактивные вещества, а также Барьер к отрицательным влияниям среды, стойком проявлении психологической достаточно сильно по мнению Н.Л. устойчивости развитую в нашей стране субкультуру «бытового употребления» алкоголя. Пономарева, это интегративное личностное образование, основанное на и нравственной личности, составляющее ее внутреннюю позицию. Суть этой формулировки вполне соответствует нашему пониманию устойчивости личности к отрицательным влияниям внешней среды. Неблагоприятные факторы среды действуют в той или иной степени на всех. Однако подвержены возникновению зависимости далеко не все, находящиеся в сходных условиях. Значит дело в самой личности, которая либо определенным образом противостоит этим отрицательным влияниям, либо не может им противостоять. И тогда идет по пути наименьшего сопротивления трудностям, позволяя себе употреблять психоактивные вещества, которые якобы уменьшают насущную проблему, стоящую перед личностью, либо же дают ощущение радостной эйфории в череде серых жизненных будней. Компонентами барьера, по мнению вышеуказанного автора, являются: эмоциональная устойчивость; сформированность волевых усилий; нравственная воспитанность; межличностная адаптация; сформированность ценностных ориентации; осознанность мотивационно-потребностной сферы. Вышеперечисленные показатели, определяющие барьер, препятствующий влияниям отрицательных факторов среды на личность, по нашему мнению, возможно и необходимо развивать у подрастающей личности, вовлекая ее в разные виды активности. Основным педагогически организованной институтами, создающими условия для такой активности, являются семья, система образовательных учреждений, система учреждений дополнительного образования. Для нашего исследования важен тезис, что эти показатели необходимо развивать в групповой, специально организованной педагогом, основанной на принципах добровольности досуговой деятельности. Такие ученые, как А. Беличева, А.С. Белкин, А.Д. Борохов, Т.И. Грекова, Л.А. Резниченко, А.В. Соловов, Н. Шевердин придерживаются точки зрения, что наркомания, алкоголизм, токсикомания, прежде всего, являются следствием социальных проблем [17, 18, 30, 31, 161, 182, 215, 216]. гуманизма и tfl Авторы рассматривают наркоманию, токсикоманию и алкоголизм как формы девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения личности.Отклоняющееся от нормы поведение может быть следствием нижеследующих обстоятельств, присутствующих в жизни подростка: социальной незрелости личности; физиологических особенностей организма; стремления испытать новые ощущения; любопытства; недостаточной способности к прогнозированию последствий своих действий; Ф повышенного желания независимости. кроме физиологических особенностей Педагог, организуя групповые либо При более подробном рассмотрении этих показателей становится ясно, что все они (пожалуй, методами и средствами. организма) вполне могут быть скорректированы психолого-педагогическими индивидуальные занятия с подростками, ставя цель минимизировать данные показатели, используя специально разработанный инструментарий, вполне может скорректировать начинающиеся отклонения в поведении подростка. А такой показатель, как физиологические особенности организма подлежит тщательному диагностированию и прогнозированию дальнейшего развития 41 организма. В Российской педагогической энциклопедии указывается, что досуг это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Многообразные праздник, самообразование, творчество. Наиболее реализации досуговой деятельности это виды досуговой высокий уровень условие деятельности классифицируются по пяти группам: отдых, развлечения, досуговой деятельности достигается в творчестве. Важное достаточное количество свободного времени. Свободным временем учащихся, как указывает И.З. Гликман, является не занятое учебой время, остающееся после вычета непреложных затрат на домашний труд и удовлетворение физиологических потребностей [52]. Оптимальная организация и рациональное

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 128 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz