Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:39
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Педагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу. Шамахова, бесплатно
06:55
Скачать Педагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу. Шамахова, бесплатно

Педагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу

Диссертация

Автор: Шамахова, Наталья Николаевна

Название: Педагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу

Справка: Шамахова, Наталья Николаевна. Педагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Вологда, 2004 218 c. : 61 04-13/1789

Объем: 218 стр.

Информация: Вологда, 2004


Содержание:

ГЛАВА ИСТОРИЧЕСКИЕ и НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ основы СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ в УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
11 Развитие философско-педагогических идей и практической деятельности интернатных учреждений
12 Психолого-педагогические подходы к определению сущности процесса адаптации детей-сирот
13 Принципы семейного и социального воспитания как основа реформирования образовательных учреждений для детей-сирот на современном этапе
14 Педагогические основы моделирования организационно-педагогической системы социальной адаптации воспитанников на основе семейного принципа
Выводы по главе
Глава IIЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в ДЕТСКОМ ДОМЕ, ОРГАНИЗОВАННОМ ПО СЕМЕЙНОМУ ПРИНЦИПУ, НАПРАВЛЕЬШАЯ НА СОЦИАЛЬНУЮ А Д А П Т А Ц И Ю ВОСПИТАННИКОВ
21 Структурные компоненты и функциональные взаммосвязи в педагогической модели детский дом, организованный по семейному принципу
22 Программное содержание и условия работы педагогического коллектива по развитию адаптационных способностей воспитанников
23 Управление детским домом в условиях эксперимента
24 Организация и результаты экспериментально-практической работы по опытной проверке функционирования модели, направленной на развитие и адаптацию воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу
Выводы по главе

Введение:

Актуальность проблемы. Ежегодно около десяти тысяч юношей и девушек, воспитанников интернатных учреждений, вступают в жизнь.Социальная адаптация детей-сирот является острой государственной проблемой, невзирая на то, что федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, труднее находят и чаще теряют работу и жилье, с трудом создают семью, склонны к суициду.Вхождение детей-сирот в самостоятельную жизнь не всегда проходит успешно, так как сопряжено с большими социально-экономическими, психолого-педагогическими сложностями.Сложности адаптации детей-сирот в социуме обусловлены, прежде всего, сенсорной, двигательной, социальной, материнской и другими видами депривации, потерей родственных уз, специфическими условиями жизни воспитанников в детском доме, их неустойчивым социальнопсихологическим статусом, формированием в психике таких черт, которые серьезно затрудняют вхождение в самостоятельную жизнь.Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что традиционная система организации работы сиротских образовательных учреждений, существовавшая на протяжении последних десятилетий, в настоящее время совершенно не отвечает требованиям современной действительности.Целостность педагогического процесса в традиционной системе существенно нарушена: - отсутствует её важнейший компонент — близкородственные отношения; - форма организации педагогического пространства, в котором находится ребёнок, изначально не отвечает оптимальным условиям существования детей; I - условия и результаты образовательной деятельности во многом не соответствуют продиктованным жизнью требованиям; - в условиях неблагополучного социального фона окружающей среды, а также ближайшего семейного окружения задерживается развитие личности детей и их социальная адаптация.Учитывая, что работа в интернатных учреждениях не всегда адекватна сегодняшним требованиям, государственная система образования и социальной защиты рекомендует совершенствовать деятельность в учреждениях, ориентируясь на формы семейного воспитания. В письме Министерства образования РФ от 22 мая 2002 года №801/28-5 впервые были определены принципы жизнедеятельности детских домов и школинтернатов, работающих в подобном режиме (111, с. 14-16). Практика показывает, что альтернативой интернатному учреждению, существующему «по старинке», может выступать детский дом, организованный по семейному принципу, как одно из главных условий реформирования системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако отсутствие конкретно разработанной модели для учреждения подобного типа значительно затрудняет позитивное развитие системы.Вопросы, решаемые в ходе исследования, находились в центре внимания педагогической деятельности И.Г. Песталоцци, СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака и др. (66,74,88,89,156,157).В современной педагогической науке разработаны теоретические концепции, которые могут быть положены в основу исследования этой проблемы. Это концепции адаптации личности А.В. Мудрика, M.Hi Рожкова, К.О. Сатросян, Н.П. Ивановой, И.А. Бобылевой и др. (97-100, 132, 52-54); теория соотношения индивидуального и социального Л.С Выготского., А.В. Мудрика, Ж.Пиаже и др. (25,97,98); в процессе социализации теоретические основы моделирования и структурирования в психолого-педагогическои деятельности В.А. Ганзена, К.Б. Малышева, В.В. Серикова и др. (31,92,93) .Существенное значение для определения ведущих позиций нашего исследования имеют работы Л.И. Божович, И.В. Дубровина, B.C. Мухина и др. (10, 101), посвященные особенностям развития детей-сирот; научные исследования СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, Г.В. Семьи, И.А. Горчаковой, Т.В. Лодкиной, Л.С. Кочкиной, М.А. Хациевой и др., связанные с процессом адаптации, подготовки к семейной жизни, к жизненному и профессиональному самоопределению детей-сирот (156,157,143,144,82,33,83,84,169). Ориентирами при определении принципиальных позиций в преобразовании воспитательных систем интернатных учреждений могут служить теоретические подходы К.Д. Ушинского, К.Н. Вентцеля, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, Е.В. Бондаревской, О.С. Газман Н.Л. Селивановой, А.Н. Овчинникова и др., основанные на идеях гуманистической педагогики (162,14,1,62,29,30,107), концептуальные идеи личностного и деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.С. Якиманской (25,78,179), культурноисторический аспект педагогики на современном этапе, предложенный Е.А. Ямбургом(182).Но в целом проблема организационно-структурного и содержательного моделирования деятельности детского дома, организованного по семейному принципу, с целью восстановления, сохранения и развития родственных взаимоотношений детей-сирот как первоосновы их социальной адаптации не являлась в прошлом объектом самостоятельных педагогических исследований., Педагогическая теория и практика обнажили ряд противоречий: а) между социально-экономическими, психологическими, политическими требованиями сегодняшнего дня к новому поколению, с одной стороны, и недостаточной степенью готовности воспитанника интернатного учреждения адаптироваться к условиям современного социума - с другой; б) между объективной необходимостью выпускника детского дома адаптироваться в современном обществе и его неадекватным представлением о самостоятельной жизни; в) между потребностью применять в детском доме, организованном по семейному принципу, педагогические технологии воспитания, позволяющие решить задачу включения воспитанников в личностнозначимую и социальную действительность и недостаточной разработанностью этой проблемы, а также уровнем профессиональной подготовки педагогов-практиков; г) между объективной реальностью сохранения родственных связей воспитанников и ограниченными возможностями образовательного учреждения влиять на развитие родственных взаимоотношений.Данные противоречия позволили определить основную проблему исследования: при каких условиях в интернатном учреждении возможно максимально развить адаптационные способности детей-сирот к жизни в семье и обществе.Тема исследования — «Педагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу».Цель исследования - выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие адекватной социальной адаптации воспитанников в модели детского дома, организованного по семейному принципу.Объектом исследования является процесс социальной адаптации воспитанников детского дома.Предмет исследования — педагогические условия обеспечения процесса социальной адаптации воспитанников в детском доме, организованном по семейному принципу. в соответствии с целью исследования были конкретизированы следующие задачи: - выявить специфические особенности социальной адаптации воспитанников детского дома; - определить теоретические и методологические основы решения проблемы исследования — организации детского дома на основе сохранения родственных связей; - выделить специфичесюте факторы и системные связи в экспериментальном комплексе педагогических условий для организации жизнедеятельности детского дома, способствующей социальной адаптации детей; - на основе выделенных педагогических условий разработать оптимальное содержание, основные формы и методы в деятельности коллектива по восстановлению, сохранению и развитию родственных взаимоотношений воспитанников и их социальной адаптации в семейной, бытовой, трудовой, учебной, профориентационной, творческой и др. сферах; - разработать диагностические критерии, позволяющие в динамике изучать и характеризовать степень воспитанности и адаптированности личности в социуме; - проверить действенность модели в практике детского дома, определив основные критерии и показатели её эффективности.Гипотеза исследования - социальная адаптация детей, воспитанных в детском доме, будет адекватна требованиям современного общества, если - в основу организации жизнедеятельности детей-сирот будет положена рациональная педагогическая модель детского дома, организованного по семейному принципу; - комплекс педагогических условий при реализации модели сочетает в. детском доме воспитание в родственной и социальной семье и формирует адаптационные способности воспитанников; - в педагогическом процессе используются воспитательные возможности микро- и макросоциума при формировании ценностных ориентации и жизненных установок воспитанников.Методологическую основу исследования составляет гуманистический подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития на основе единства антропологического и аксиологического подходов.В исследовании мы опираемся на: - системный подход, позволяющий реализовать в единстве предметный, функциональный и исторический аспекты в моделировании образовательного процесса; - личностно-ориентированный подход, рассматривающий уникальность личности ребёнка и её развитие как главную ценность и цель образования; - ведущие положения психологии и педагогики: а) влияние условий микрои макросоциума на процессы развития и адаптации личности; б) необходимость учёта индивидуальных и возрастных свойств личности при организации педагогического взаимодействия; в) освоение фасилитаторской функции педагога как определяющей в гуманизации воспитательного пространства и управления педагогической системой.Методы исследования. - Общетеоретические - анализ психолого-педагогической литературы и архивных документальных материалов по проблеме исследования; теоретический анализ и синтез закономерностей и принципов в моделировании учреждения нового типа, теоретическое обобщение результатов исследования с учётом новых факторов и конкретных условий. - Эмпирические - систематические наблюдения и анализ деятельности коллектива детского дома, анкетирование и тестирование воспитателей, воспитанников детского дома, одноклассников, учителей и классных руководителей из школ, где обучаются дети; пролонгированный педагогический эксперимент. - Статистические - обработка результатов исследования на основе качественных и количественных показателей.Этапы исследования: I этап /1998 -1999г.г./ - изучение философской, педагогической, психологической литературы; определение общей методологии исследования. Отбор содержания, принципов, организационных форм в новом виде учреждения путём изучения и теоретического осмысления особенностей развития системы детского дома, организованного по семейному принципу; II этап /2000-2001г.г./ - констатирующий эксперимент, моделирование системы воспитания в детском доме, организованном по семейному принципу. Научное обоснование содержания, методов и деятельности педагогического коллектива в условиях реализации модели. / / / этап llQiQl — 2003 г.г./ - проведение формирующего эксперимента; анализ и обобщение результатов функционирования модели.Научная новизна исследования определяется следующими положениями: - разработан концептуальный подход к педагогической системе детского дома, организованного по семейному принципу; - на основе анализа концептуальных подходов к функционированию педагогической системы учреждения для детей-сирот создана и апробирована инновационная структурно-функциональная и содержательная модель детского дома, организованного по семейному принципу; - разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий в обеспечении процесса оптимальной социальной адаптации воспитанников к жизни в семье и обществе.Теоретическая значимость исследования определяется - научным обоснованием особенностей процесса социальной адаптации и развития детей-сирот в новой жизненной реальности; - использованием моделирования педагогического процесса как метода исследования при модернизации интернатных учреждений; - разработкой содержания, форм и методов воспитательной работы, обеспечивающих эффективность функционирования модели детского дома, организованного по семейному принципу в реальном педагогическом процессе; - уточнением содержания, критериев и показателей эффективности в деятельности детского дома, организованного по семейному принципу; - обоснованием специфики управленческой деятельности в инновационной модели.Практическая значимость определяется тем, что проверен и одобрен специалистами комплекс педагогических условий, обеспечивающий оптимальное протекание социальной адаптации воспитанников в условиях детского дома, организованного по семейному принципу.Определено, что деятельность педагогического коллектива в соответствии с принципами и установками инновационной модели способствует росту профессиональной квалификации педагогов.Разработан перечень нормативных документов и научно-методический комплекс для специалистов интернатных учреждений,. отражающих специфи1су и содержание их деятельности в инновационной модели детского дома, организованного по семейному принципу. Материалы исследования использованы в содержании учебных спецкурсов в системе повышения квалификации педагогических работников Вологодской области и на научнопрактических конференциях, организуемых департаментом образования области и Министерством. образования РФ. В итоге предложенная модель детского дома, организованного по семейному принципу, может быть рекомендована к внедрению в практике функционирования образовательных учреждений для детей-сирот.Личный вклад автора состоит в самостоятельной разработке 1) концепции интернатного учреждения нового типа, отвечающего социальному заказу общества на современном этапе; 2) экспериментальной модели воспитательной системы интернатного учреждении; в распространении позитивного опыта среди педагогической общественности.Положения, выносимые на защиту.1. Детский дом, организованный по семейному принципу, создаётся как педагогическая саморазвивающаяся, сложная система, принципы, содержание и организационная структура которой характеризуются открытостью, вариативностью и преемственностью этапов.2. Детский дом, организованный по семейному принципу, - такой тип интернатного учреждения, педагогическая система которого наиболее приемлема для развития и воспитания детей-сирот на современном этапе.3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих позитивное развитие воспитанников и их успещную социальную адаптацию, базируется на принципе семейного воспитания; его характеризуют такие существенные признаки, как: - совместное проживание братьев и сестёр, независимо от возраста, объединённых в социальные семьи; - условия проживания, максимально приближённые к домашним; - гуманный тип взаимоотношений между всеми субъектами детского дома, организованного по семейному принципу; - личностно-ориентированный подход в организации жизнедеятельности и развитии каждого воспитанника.4. Педагогическими условиями, способствующими коммуникативной, учебной, трудовой адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу, являются: - социальная открытость учреждения; - разработанные специалистами детского дома программы жизнедеятельности коллектива детского дома, обеспечивающие оздоровление, развитие и социальную адаптацию воспитанников; - экспериментальный режим деятельности; - педагогическое сопровождение выпускников в самостоятельной жизни; - управление на основе общечеловеческой системы ценностей.5. В модели детского дома, организованного по семейному принципу, создано ззаимообусловленное многокомпонентное полифункциональное открытое пространство для развития адаптационных способностей воспитанника, в котором реализуется личностный потенциал, осуществляется личностный рост, определяется индивидуальный маршрут развития на основе сформированного уровня адаптационных способностей.6. Модель обеспечивает сохранение и развитие родственных, семейных и социальных взаимоотношений у ребёнка-сироты.Достоверность результатов исследования обеспечивается последовательностью, концептуальной непротиворечивостью, обоснованностью теоретико-методологических позиций; комплексным подходом к изучению проблемы исследования, проверкой его на теоретическом и эмпирическом уровнях; коллективной рефлексией и гласностью результатов в практике работы детского дома, обсуждением результатов экспериментальной деятельности на областном и региональном уровне, ретроспективным и рефлексивным анализом собственного опыта. По результатам работы в режиме эксперимента детский дом получил статус областной (1996) и затем федеральной (2002) экспериментальной площадки.Апробация результатов исследования. Материалы исследования и их результаты были представлены на всероссийских (Вологда, 1999, 2002,2003; Москва, 1999; Сыктывкар, 2001, Владимир, 2002, Ставрополь, 2003 и др.); областных (Вологда, 1998 - 2003; Тотьма, 2002) научно-практических конференциях, на областной выставке инновационных достижений (Вологда, 2002).Инновационная модель была представлена на международных выставках-форумах «Школа» (Москва, 2000, 2002, 2003). Собственный опыт автора диссертационного исследования обсуждался на занятиях мастеркласса в рамках выставки. Теоретически обоснованная воспитательная система детского дома, организованного по семейному принципу, была представлена на Всероссийском конкзфсе воспитательных систем, где была удостоена звания Лауреата (2001 год). Разработанные в ходе исследования материалы использовались в рекомендациях по реформированию системы интернатных учреждений Министерством образования РФ («Вестник образования»).На базе детского дома проводились всероссийские (1996, 2003), областные (1997, 2001) научно-практические конференции; научнометодический комплекс детского дома востребован более, чем в 15 регионах РФ. Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 118 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz