Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:58
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Педагогические условия нравственного воспитания молодежи аддиктивного поведения в реабилитационном центре наркодиспансера. бесплатно
04:51
Скачать Педагогические условия нравственного воспитания молодежи аддиктивного поведения в реабилитационном центре наркодиспансера. бесплатно
Педагогические условия нравственного воспитания молодежи аддиктивного поведения в реабилитационном центре наркодиспансера

Диссертация

Автор: Афанасьева, Татьяна Александровна

Название: Педагогические условия нравственного воспитания молодежи аддиктивного поведения в реабилитационном центре наркодиспансера

Справка: Афанасьева, Татьяна Александровна. Педагогические условия нравственного воспитания молодежи аддиктивного поведения в реабилитационном центре наркодиспансера : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Афанасьева Татьяна Александровна; [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина] - Липецк, 2009 - Количество страниц: 184 с. ил. Липецк, 2009 184 c. :

Объем: 184 стр.

Информация: Липецк, 2009


Содержание:

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С АДЦИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
11 Сущность и основные понятия нравственного воспитания
12 Особенности нравственного воспитания в студенческой среде
13 Аддикция как одна из форм девиантного поведения
Выводы по первой главе
Глава //УСЛОВИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
21 Совершенствование процесса формирования нравственных ценностей у студентов
22 Обоснование модели и основные направления процесса формирования нравственных ценностей у студентов с аддиктивным поведением в учебное время
23 Формирование нравственных ценностей у студентов с аддиктивным поведением во внеучебное время
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. В условиях изменений происходящих во всех сферах жизнедеятельности, включая систему образования, усиливается внимание к нравственному воспитанию, что наряду с другими показателями личности характеризует общественный прогресс. Сегодня господствующим становится чувство собственности, а нравственные принципы, нравственность личности и общества продолжает неуклонно падать, происходит нравственная деградация, чему способствуют средства массовой информации, пропагандирующие жестокость, кровосмешение и т.д.Следует признать, что в период резких переломов в обществе всегда нарушается единство бытия и сознания, возникает несоответствие во взаимодействии субъектов и социальных институтов, чему причиной служат неадекватность социальной политики и морали, размытость социальных норм, ослабление социальной регуляции искажающие духовные и культурные устои.Кроме того, происходит разрыв между стремлением к быстрому росту материального благосостояния и отсутствием рычагов саморегуляции, основанных на высокой культуре, духовности, религиозных убеждениях и т.д., которые провоцируют рост различных проявлений аддиктивного поведения.Приведенные тенденции общественного развития особенно болезненно отразились на студентах, обусловив «кризис социализации», девальвацию традиционных культурных ценностей, что нашло отражение в различных формах аддиктивного поведения. Кроме того, социальная дифференциация, стремление к созданию субкультурных форм бытия существенно обострили противоречия в молодежной среде, тем самым обусловив рост озлобленности, ощущения социальной бесперспективности на одном полюсе молодежного сознания и культивирование элитарности на другом закладывающие основы длительного социального конфликта. С этих позиций, особую актуальность приобретают вопросы нравственного воспитания личности, а также использование накопленного на протяжении многих веков опыта, который должен оказать положительное влияние на формирование нравственности субъекта. При этом, правильное соотношение традиционного опыта воспитания и наиболее часто используемых форм современной воспитательной практики, несомненно, приведет к позитивным изменениям.Анализ практики формирования личности студента, показывает, что в последнее время наблюдается интенсивный рост в социально-культурном пространстве негативных социальных явлений, что связано со значительным ослаблением внешнего контроля и недостаточно развитым самоконтроль личности.Следует заметить, что социально-экономическая и политическая ситуация изменила традиционные системы ценностей и эталоны социальных норм молодых, где такие качества личности, как честность, порядочность, интеллигентность и образованность оказались не престижными и презираемыми значительной частью молодежи. При этом, в массовой практике образования не совсем эффективно решается проблема предупреждения аддиктивного поведения студентов, которые протекают стихийно и обусловлены, на наш взгляд, недостаточной разработанностью механизмов их регулирования.Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что проблемы отклоняющегося поведения в молодёжной среде, места молодёжной субкультуры исследовались зарубежными и отечественными социологами К. Мангеймом, Г. Шельским, Л. Розенмейером, К. Зейдельманом, Т. Парсонс, А. Коэном, В.Д. Ермаковым, А.И. Долговой, И.С. Кон, В.Т. Лисовским, Л.А. Мильяненковым, Э.В. Соколовым и др.В отечественной педагогической науке различные аспекты социальнопрофилактической деятельности в молодёжной среде исследованы в работах К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко, СТ. Шацкого, В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, А.В. Петровского, М.А. Алемаскина, Я.Л. Коломинского, А.И. Кочетова, А.Е. Тарас, Ш.А. Амонашвили, А. Беличевой и другими.Значительный вклад в исследование проблем социальнопрофилактической деятельности внесли известные психологи, социологи и философы Э. Фромм, 3. Фрейд, Дж.Ф. Скотт, Аш, Э. Сатерленд, Р. Мертон, Т. Шибутани, Московичи, О.И. Зотова, B.C. Нерсёсянц, В.Н. Кудрявцев, В.Б. Ольшанский, Ю.М. Жуков, Б.В. Хвостов, В.Г. Афанасьев, М.И. Бобнева, А.А. Сукало, Л.И. Новиков, Л.К. Фортова, Б.Л. Титов и другие.Для нашего исследования определяющее значение имеют работы ученых-педагогов Б.Ш. Алиевой, М.Н. Алиева, Ю.К. Бабанского, З.Т. Гасанова, Г.М. Гаджиева, Д.М. Маллаева, А.Н. Нюдюрмагомедова, В.А. Сластенина, А.Х. Чупанова, рассматривающие проблемы подготовки будущего учителя, студентов педагогического вуза к профессиональной педагогической деятельности.Важное значение для нашего исследования имеют работы по проблеме: трудновоспитуемости (М.А. Алемаскин, А.С. Белкин, Н.Н. Верцинская, А.И. Захаров, Г.П. Медведев, Э.Ш. Натанзон, А. Расчётина, Б.Ф. Райский, В.А. Татенко и др.), дезадаптации как психолого-педагогическому явлению (Б.Н. Алмазов, А. Беличева, В.Е. Каган, Г.Ф. Бочкарёва, А.А. Грищенко, И.В. Дубровина, Н.Г. Лусканова, Е.В. Новикова и др.); медикобиологических основ дезадаптации (Б.С. Братусь, Г.В. Грибанов, В.В. Зайгарник, В.В. Ковалёв, А.Е. Личко, К.С. Лебединская, И.В. Мягков, В.В. Юстицкий и др.); запущенных форм дезадаптации (И.П. Башкарёв, К.Е. Игошев, В.Н. Кудрявцев, Г.Б. Макаров, Г.М. Миньковский, Б.Ф. Райский, В.А. Поварницина, А.П. Гузов, Я.В. Соколов и др.); аддиктивных форм поведения (Л.И. Белозёрова, Е.А. Горшкова, О.В. Лушин, СВ. Березин, Р.В. Овчарова, А. Расчётина, В.Г. Степанов и др.); агрессии, отчуждения, стресса (В.П. Зинченко, В.И. Журавлёв, М.М. Рыбаков, Л.М. Семенюк и др.).Вместе с тем можно отметить недостаточную разработанность в социально-философских вопросов аддиктивного поведения студентов и молодежи, социальных потребностей и типологии субъектов аддиктивного поведения и т.д. Все это актуализирует проблему нравственного воспитания студенческой молодежи, когда начинает формироваться устойчивый круг интересов и самосознания, меняется внутренняя позиция студента по отношению к будущему, а устремленность в будущее становится характеристикой направленности личности.Изучение экономических, социальных и культурных условий, влияющих через социальный опыт на ценностные ориентации студентов, требует разработки новых подходов и парадигм комплексной социальной диагностики реального состояния и динамики происходящих изменений, где формирование нравственной позиции студента является обеспечение осознанного, добровольного и самостоятельного участия в деятельности. При предоставлении студенту возможности добровольного выбора проявляется его активность, инициативность и самостоятельность. Реализация возможности свободного выбора студентами средств общественной деятельности есть основа формирования и преобразования позиции студентов с аддиктивным поведением.Анализ педагогической теории и практики позволил нам осмыслить и определить имеющиеся противоречия между: • новыми требованиями современной жизни и современным состоянием уровня нравственной воспитанности студентов; • процессом нравственного воспитания аддиктивных студентов и системой традиционного образования и воспитания; • потребностью общества в повышении эффективности нравственного воспитания и недостаточным уровнем развития необходимых личностных, духовно-нравственных качеств молодого поколения; • необходимостью учета в нравственном воспитании особенностей аддиктивного поведения студентов и недостаточной разработанностью содержания нравственного воспитания, актуализирующего как в теории, так и практически эти особенности.Выявленные противоречия позволили вычленить проблему исследования, суть которой состоит в научном обосновании механизма предупреждения аддиктивного поведения студента, в связи с чем была выбрана тема исследования «Нравственное воспитание как условие предупреждения аддиктивного поведения студентов».Объект исследования. Социальное развитие студентов с аддиктивным поведением.Предмет исследования. Нравственное воспитание студентов с целью предупреждения аддиктивного поведения.Цель исследования. Разработка и обоснование механизма формирования нравственных ценностей как условия предупреждения аддиктивного поведения студентов.Гипотеза исследования. Процесс предупреждения аддиктивного поведения студентов будет эффективным, если: • аддикция как тип социального поведения студентов станет ключевой в организации процесса становления личности специалиста; • трансформировать нравственные ценности, возникающие в процессе осознания значимости норм, принципов, способов деятельности и определяющие восприятие личностью конкретной жизненной ситуации; • формировать у студентов ценность личностной свободы, которая понимается не как освобождение его от внешнего контроля и внешней регуляции, а как переход на более высокий уровень деятельности, с внутренней саморегламентацией опирающейся на рефлексию и анализ; • моделировать процесс предупреждения отклоняющегося поведения студентов, который учитывает три подсистемы воздействия на личность: целенаправленное и целесообразное воздействие на сознание; вовлечение в позитивную деятельность, адекватную интересам, способностям; воздействие на эмоциональную сферу студента (повышение уровня Я-концепции); • технологизировать процесса предупреждения аддиктивного поведения студента.Задачи исследования: • определить сущностные характеристики аддиктивного поведения студента; • выявить роль и место формирования нравственных ценностей в предупреждении аддиктивного поведения студента; • выявить особенности предупреждения аддиктивного поведения студентов; • обосновать модель эффективного предупреждения аддиктивного поведения студентов; • обосновать технологию предупреждения аддиктивного поведения студентов и экспериментальным путем проверить ее эффективность.Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции, рассматривающие категорию «моральные ценности» в структуре целостного развития личности (В.В.Сериков, Е.Н. Шиянов); положения о диалектике соотношения общего, особенного и единичного, рассматривающих общечеловеческое и национальное в их единстве и взаимосвязи; аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития (П.И. Егоров, Ш.А. Мирзоев, Т.М. Мунзук); культурологический подход, рассматривающий культуру как основной источник и средство социальной и духовной преемственности поколений.Теоретическую основу исследования составили положения о: сущности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский); нравственных ценностях народов России (Ж. Бешимов, П.И. Егоров, Л.В.Котенко, О.В. Леонова, Ш.А. Мирзоев, Т.М. Мунзук, И.А. Снежкова, С.Танхасаева, М.А.Терентия, СМ. Шакарян и др.); социализации, дезадаптации личности (Т.М. Андреева, Б.Н. Алмазов, А. Беличева, И. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский и др.); о своеобразии студентов с их стремлением к идентификации и поисками своего «Я» (Л.С. Выготский, А.И. Краковский, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин, Э. Эриксон и др.); о роли мотивов в развитии личности (Л.И. Божович, B.C. Ильин, А.К. Маркова, П.М. Якобсон и др.); о личностноориентированном взаимодействии и гуманизации образования (Е.В. Бондаревская, Л.И. Новикова. В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов и др.).Методы исследования: теоретические (анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; метод категориального синтеза, связанный с изучением смежных понятий; метод теоретического моделирования); эмпирические (наблюдение за деятельностью и поведением студентов, беседа, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, диагностирующий и формирующий эксперимент).База исследования. Основной базой исследования являлись педагогический колледж, факультеты филологии, педагогики и методики начального обучения Адыгейского государственного университета. Эмпирическую базу исследования составили материалы государственной статистики и общественных организаций, а также данные государственных органов по вопросам молодежи.Этапы исследования: • первый этап (2003-2005.) предполагал изучение состояния исследуемой проблемы и сравнительный анализ подходов к ее решению в педагогической науке и практике, анализ и обобщение передового педагогического опыта, обоснование понятийного аппарата исследования. В ходе данного этапа осуществлялся анализ философской и психолого-педагогической литературы, изучалось состояние проблемы развития автономности молодежи в практике работы образовательных учреждений. • второй этап (2005-2007 гг.) был ориентирован на разработку теоретической базы исследования, выявление возможностей различных дидактических, методических условий, приемов и педагогических технологий обучения, обеспечивающих формирование нравственных ценностей у студентов с аддиктивным поведением. • третий этап (2007-2009 гг.) предполагал опытноэкспериментальную проверку теоретических выводов исследования, апробирование в процессе работы различных моделей формирования нравственных ценностей у студентов с аддиктивным поведением, систематизацию и теоретическое обобщение полученных результатов.Научная новизна результатов исследования заключается в: • определении сущностных характеристик аддикции как типа социального поведения студента, представляющего собой ряд отклонений во внутренней ценностно-мотивационной структуре; • выявлении роли и места нравственных ценностей в предупреждении аддиктивного поведения студента; • выявлении критериев и уровней аддиктивного поведения у студентов; • обосновании модели формирования нравственных ценностей студентов включающую систему педагогических условий способствующих предупреждению аддиктивного поведения; • обосновании технологии предупреждения аддиктивного поведения студента.Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в дальнейшее развитие теории социализации личности применительно к студентам с аддиктивным поведением. В работе представлена типология различных моделей отклоняющегося поведения личности, обоснована специфика формирования аддикции у студентов из различных социальных групп. Результаты исследования помогут научно осмыслить причины формирования специфического мировоззрения у студентов с аддиктивным поведением.Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных выводов при решении проблем, связанных с предупреждением аддиктивного поведения студентов. Полученные результаты могут быть также использованы в разработке региональных воспитательных программ для студентов и молодежи, в отборе содержания курсов по выбору, факультативов в педагогических учреждениях среднего и высшего профессионального образования, институтах повышения квалификации работников образования.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, разработкой репрезентативного комплекса диагностических методик, оптимальной организацией опытно-экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования, статистической обработкой данных, полученных в ходе эксперимента.На защиту выносятся следующие положения: 1. Аддиктивное поведение студента, понимаемое как отклонение во внутренней ценностно-мотивационнои структуре личности, проявляется в его поведении, у психически и физически здоровых студентов, имеющих проблемы в нравственном, умственном, эмоционально-волевом развитии вследствие просчетов воспитания, неблагоприятной ситуации развития в тот или иной период онтогенеза, употребления психоактивных веществ и, в силу этого, не поддающихся обычным мерам педагогического воздействия.2. Постепенная трансформация нравственных ценностей как средство предупреждения аддиктивного поведения студентов, под которыми понимается система установок личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества, возникающая через объективацию, осознание значимости тех или иных предметов, норм, принципов, способов деятельности.3. Процесс предупреждения аддиктивного поведения студентов ориентированный на формирование ценности личностной свободы, трактуемой не как освобождение студента от внешнего контроля и внешней регуляции, а как переход на более высокий уровень регуляции их деятельности (уровень внутренней саморегуляции), опирающаяся на рефлексию и анализ, создает оптимальные условия для предупреждения отклонений в поведении.4. Модель предупреждения аддиктивного поведения студентов включает три подсистемы воздействия на личность: целенаправленное и целесообразное с учетом специфики развития студента воздействие на его сознание; вовлечение студента в позитивную деятельность, адекватную его интересам, склонностям и способностям, необходимую для полноценной самореализации личности; воздействие на эмоциональную сферу студента (повышение уровня Я-концепции) путем перестройки отношения со стороны всех субъектов коррекции.5. Технологии формирования нравственных ценностей студентов предупреждают аддиктивность поведения и включают: групповое и ролевое структурирование; введение и создание правил и норм жизни, традиций; индивидуальные и групповые поручения и их обмен; формирование актива группы и развитие самоуправления; групповая персонификация пространства; планирование, подготовка, реализация и анализ коллективных творческих инициатив; анализ педагогом коллективного творческого дела; формирование инициативных групп и т.д.Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и докладывались на кафедре теории и методики профессионального образования, научно-практических конференциях «Опыт инновационных преобразований в педагогической науке и практике» (г.Майкоп, 2004), межрегиональном семинаре «Проблемы удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, проживающих на юге России» (г. Краснодар, 2005), круглом столе «Концепция федеральной образовательно-воспитательной программы профилактики правонарушений, наркомании и иных социальных отклонений среди молодежи», организованном Государственной Думой РФ (г. Москва, 2005), семинарах «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (г. Москва, 2006, 2007) Опубликованные материалы используются кафедрами педагогики Адыгейского и КабардиноБалкарского государственных университетов.Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 120 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz