Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:40
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Педагогические условия формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике. бесплатно
06:51
Скачать Педагогические условия формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике. бесплатно
Педагогические условия формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике

Диссертация

Автор: Титова, Ирина Владимировна

Название: Педагогические условия формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике

Справка: Титова, Ирина Владимировна. Педагогические условия формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ярославль, 1999 190 c. : 61 00-13/67-4

Объем: 190 стр.

Информация: Ярославль, 1999


Содержание:

Введение
ГЛАВА 1 Формирование приемов мыслительной деятельности как психолого-педагогическая проблема
11 Психологические особенности развития мыслительной деятельности младших школьников
12 Общая характеристика приемов мыслительной деятельности и особенностей их развития у младших школьников
13 Проблема формирования приемов мыслительной деятельности в психолого-педагогических исследованиях
ГЛАВА 2 Педагогические условия формирования приемов мыслительной деятельности в процессе обучения
21 Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения математических знаний
22 Анализ возможностей программ, учебников и учебных пособий по математике для формирования приемов мыслительной деятельности младших школьников
23 Технологии формирования приемов сравнения и классификации у младших школьников в процессе обучения математике
ГЛАВА 3 Содержание и экспериментальной работы анализ результатов опытно
31 Цели и задачи экспериментального исследования Ход и результаты констатирующего эксперимента
32 Содержание и анализ результатов формирующего эксперимента

Введение:

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было вооружить учащихся глубокими знаниями и понятиями, то теперь задачи общеобразовательной школы иные. По утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно через каждые десять лет, поэтому, чтобы человек не отстал от жизни, от науки, он должен непрерывно обновлять и пополнять свои знания и умения. В связи с этим, одной из основных задач перестройки школьного математического образования является переориентация системы обучения на приоритет развивающей функции обучения.
Известный отечественный психолог В.А.Крутецкий, изучая развитие математических способностей школьников, приходит к выводу, что «. в школе нужно учить не только и не сколько математике, сколько методам математического мышления, общим принципам математического анализа» [82. С. 115].
Исходя из выше изложенного, при обучении учащихся, необходимо найти в педагогическом процессе такие условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также продвижению в их умственном развитии. Другими словами, встает вопрос, каким должно быть обучение, чтобы можно было добиться сдвигов как в развитии в мыслительной активности школьников, так и в умственном развитии, в целом.
Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умения думать, не учит тем мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. п.), с помощью которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для умственного развития. Но, в настоящее время, в учебном процессе основным предметом умственной деятельности детей остается подлежащее усвоению содержание и недостаточно ведется работа по обучению детей общим способам умственной деятельности, т.к. отсутствует конкретная программа развития приемов умственной деятельности. Слияние в единый органический процесс усвоения знаний и формирование приемов умственной деятельности - одна из насущных проблем, которая разрабатывалась педагогами и психологами Ю.К. Бабанским, Д.Б. Богоявленским, П.Я. Гальпериным, И .Я. Лернером, А.Н. Леонтьевым, H.A. Менчинской, A.A. Столяром, Н.Ф. Талызиной и др.
В учебной деятельности учащихся существуют две стороны: формирование знаний (понятий, представлений и т. п.) и формирование способов (приемов) работы с учебным материалом. Под способами работы имеют в виду приемы умственной деятельности, овладение которыми является необходимым компонентом формирования знаний. Под приемом мыслительной деятельности будем понимать те способы, которыми ученики ее осуществляют (приемы сравнения, абстракции, обобщения и т.д.) и которые могут быть выражены в перечне действий. Сформированный прием имеет две стороны: обобщенное знание о способе действия и владение этим способом.
Обучение приемам должно осуществляться одновременно с формированием знаний. Познание сущности вещей и явлений осуществляется с помощью приемов умственной деятельности, поэтому они должны входить в содержание образования. В школьной же практике приемы мыслительной деятельности не выступают как предметы специального усвоения, их формирование идет стихийно, по ходу изучения отдельных учебных предметов. В традиционном начальном обучении распространенным остается организация действий учащихся по образцу, что не способствует формированию самостоятельности и активности мышления, а, следовательно, и развитию приемов умственной деятельности.
Формирование рациональных приемов мышления непосредственно отвечает на один из важнейших вопросов, стоящих перед школой - «как научить детей разумно учиться», так как усвоенные приемы становятся достоянием учащегося, «инструментом» самостоятельного овладения учебным материалом.
В работе мы рассмотрим формирование у младших школьников таких приемов умственной деятельности как сравнения и классификации.
В качестве базисной психологической концепции обучения примем разработанный психологами (П.Я.Гальпериным, Н.А.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном и др.) деятельностный подход.
Приемам мыслительной деятельности следует обучать уже младших школьников, т.к. без них не происходит полноценного усвоения материала программы обучения. Но развитие логического мышления идет «вообще» - без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности их формирования. Это приводит к стихийному развитию логического мышления, поэтому большинство учеников старших классов не овладевают даже начальными приемами мышления.
Влияние усвоения мыслительных приемов на развитие мышления учащихся прослежено в работах М.В. Кралиной, С.А. Ладывир, Л.Ф.Обуховой, и др.
В ряде исследований авторы рассматривают различные методические подходы к формированию отдельных приемов мыслительной деятельности (В .А. Гусев, Н.З. Дьяченко, A.A. Люблинская, H.A. Менчинская, А. Я. Савченко и др.).
Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, развить потребность учеников к приобретению новых знаний. Решить эти задачи возможно только в том случае, если учитель знает, какова природа и происхождение умственной деятельности, из каких приемов она состоит, в каком порядке следует эти приемы формировать.
В своей совокупности работы всех выше названных авторов имеют большое теоретическое и практическое значение, в исследованиях перед учителями при изучении различных предметов ставится задача формирования мышления. Однако, такая постановка задачи явно недостаточна. Мышление нельзя формировать с любого приема, они связаны между собой внутренней логикой, поэтому могут быть сформированы только в определенной последовательности. Другое важное положение состоит в том, что приемы умственной деятельности оказываются не усвоенными значительным числом школьников не только начальных классов, но и выпускниками общеобразовательной школы.
Исследования Т.Камаловой, М.В.Кралиной, Е.П.Маланюк, показали необходимость и возможность логической подготовки младших школьников к дальнейшему изучению математики. В этих и других работах доказано, что формировать приемы мыслительной деятельности следует с самых первых шагов обучения в школе. Программа по математике уже от первоклассников требует применения ряда приемов умственной деятельности, но у детей эти приемы еще не сформированы. Следовательно, изучение математики оказывается не обеспеченным адекватными средствами усвоения.
В рассмотренных исследованиях формирование приемов осуществляется на определенном содержательном материале. Как же развивать мышление школьников, опираясь на программный материал традиционной начальной школы? Этот вопрос в названных работах не раскрывается.
Изложенное выше положение, определило выбор проблемы исследования: каковы педагогические условия, позволяющие обеспечить успешное формирование приемов сравнения и классификации у младших школьников в процессе обучения математике?
Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий, необходимых для успешного формирования приемов сравнения и классификации у младших школьников в процессе обучения математике.
Объект исследования: процесс формирования приемов мыслительной деятельности (сравнения и классификации) у младших школьников при обучении математике.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования приемов мыслительной деятельности (сравнения и классификации) у младших школьников.
Гипотеза исследования. На основании анализа литературы и предварительного исследования мы предположили, что разработка технологии формирования приемов мыслительной деятельности (сравнения и классификации) у младших школьников в процессе обучения математике предполагает реализацию следующих условий: приемы мыслительной деятельности должны быть предметом специального усвоения; каждый прием необходимо формировать последовательно в соответствии с его структурой; каждый прием следует формировать поэтапно: диагностика, мотивация, осмысление сущности приема, применение, перенос; цели и задачи каждого этапа формирования приема определяют используемые на нем педагогические средства; контроль необходимо осуществлять на всем протяжении процесса формирования приема.
Исходя из выдвинутой гипотезы и учитывая состояние проблемы в педагогической науке и практике, мы поставили следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность и особенности мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения; проанализировать особенности и возможности формирования приемов мыслительной деятельности младших школьников, отраженные в психолого-педагогической литературе и школьной практике в свете современных психолого-педагогических исследований;
2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс необходимых педагогических условий формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике;
3. Разработать технологию, позволяющую успешно формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация) у младших школьников в процессе обучения математике.
Методологическую основу исследования составляют положения и выводы философии и педагогики о гуманистических принципах процесса образования (Н.А.Бердяев, Э.В.Ильенков, Ж-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой), положение о роли деятельности в формировании личности ( П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.), психолого-педагогические концепции развития индивидуальности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, О.С.Гребенюк, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский); концепция системогенеза деятельности (В.Д.Шадриков).
В ходе решения поставленной проблемы использовались следующие методы исследования ведущие - метод теоретического анализа, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, метод теоретического обобщения данных экспериментальной работы, метод статистической обработки данных эксперимента; частные - наблюдение, беседа.
База исследования - средняя школа № 58 г. Ярославля; также наблюдения проводились школах № 34, 59 г. Ярославля, школе № 3 г. Ростова Ярославской области.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно с 1992 по 1998 год.
На первом этапе (1992 - 1994 гг.) изучалась психолого-педагогическая, методическая литература, анализировался отечественный опыт формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников при обучении математике. На этом этапе была выдвинута гипотеза исследования.
На втором этапе (1994 - 1995 гг.) была разработана и учтена методика экспериментального исследования; организована и проведена опытно -экспериментальная работа.
На третьем этапе (1995 - 1998 гг.) проводился обучающий эксперимент в школах №№ 34, 58, 59 г. Ярославля, выяснялась эффективность разработанной методики, проводились обработка и анализ полученных данных.
Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, сочетанием количественного и качественного анализов полученных данных, внедрением методических рекомендаций в педагогическую практику.
Научная новизна исследования: разработанная технология формирования приемов сравнения и классификации у младших школьников в процессе обучения математике может быть использована при формировании других приемов мыслительной деятельности; выявлена зависимость успешности обучения младших школьников от формирования приемов мыслительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании возможности формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников; в определении и обосновании педагогических условий формирования выделенных приемов; в разработке педагогического инструментария развития приемов сравнения и классификации у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы определяется тем, что:
• использование результатов исследования позволяет повысить уровень формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников;
• разработанная технология, направленная на формирование приемов мыслительной деятельности, может быть использована учителем в рамках действующей программы для повышения качества и эффективности обучения математике, общего развития учеников.
• результаты и выводы работы могут быть учтены при разработке учебных программ и учебных пособий по математике для учеников начальных классов.
На защиту выносятся: 1 Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование приемов мыслительной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике:
• приемы мыслительной деятельности должны быть предметом специального усвоения;
• каждый прием необходимо формировать последовательно в соответствии с его структурой;
• цели и задачи каждого этапа процесса формирования приема определяют используемые на нем педагогические средства;
• контроль необходимо осуществлять на всем протяжении процесса формирования приема.
2. Технология формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников при обучении математике, предполагающая практическую реализацию разработанных педагогических условий и предусматривающая этапность работы:
1-й этап - диагностика - выяснение наличного уровня сформированности приема у школьников;
2-й этап - создание положительной мотивации, атмосферы заинтересованности учащихся в овладении приемами умственной деятельности;
3-й этап - осмысление сущности приема - учеников постепенно знакомят с приемом, ориентируясь на последовательность обучения умению сравнивать (классифицировать), дается правило (алгоритм) выполнения приема;
4-й этап - применение приема в разных условиях: в классной и домашней работе, при решении различных учебных задач;
5-й этап - обобщение приема и перенос его на другие учебные дисциплины, внеклассную и внешкольную деятельность.
3. Приемы (сравнение и классификация), сформированные посредством разработанной технологии способствуют успешному решению познавательных задач различных учебных дисциплин.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на заседании кафедры естественно- математических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, на ежегодных научных конференциях преподавателей Ярославского государственного педагогического университета, конференции молодых ученых ЯГПУ, заседании методического совета средней школы № 58 г. Ярославля.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 102 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz