Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:21
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 26 » Скачать Педагогические условия физического развития школьников в системе дополнительного образования. Мицан, Елена Леонидовна бесплатно
02:39
Скачать Педагогические условия физического развития школьников в системе дополнительного образования. Мицан, Елена Леонидовна бесплатно
Педагогические условия физического развития школьников в системе дополнительного образования

Диссертация

Автор: Мицан, Елена Леонидовна

Название: Педагогические условия физического развития школьников в системе дополнительного образования

Справка: Мицан, Елена Леонидовна. Педагогические условия физического развития школьников в системе дополнительного образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Магнитогорск, 2003 155 c. : 61 03-13/1617-X

Объем: 155 стр.

Информация: Магнитогорск, 2003


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
11 Анализ проблемы организации процесса физического развития школьников
12 Особенности организации процесса физического развития школьников в системе дополнительного образования
13 Педагогические условия физического развития школьников 56 Выводы по первой главе
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
21 Общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы в системе дополнительного образования
22 Реализация педагогических условий процесса физического развития школьников в системе дополнительного образования
23 Анализ и обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования современного общества порождают объективную потребность в укреплении и сохранении индивидуального здоровья подрастающего поколения, что в рамках обновляющейся системы школьного и дополнительного образования делает актуальной проблему физического развития школьников.
Обращаясь к разработке названного аспекта физической культуры личности, мы исходили из следующих положений: а) здоровье - высшая человеческая ценность и для общества, и для государства, и для семьи, и для отдельной личности; здоровый человек - исходное условие, обеспечивающее душевное равновесие, моральный комфорт личности, с одной стороны, с другой - это главное условие общественного процесса воспроизводства рабочей силы и решения социально-демографических проблем; б) эта высшая ценность по-настоящему не осознана и не принята государством, обществом, школой; в) необходимо воспитание культуры здоровья, включающей осознание его ценности, формирование умения беречь и регулировать здоровье; г) в системе дополнительного образования, в школе необходим здоровый образ жизни каждого учащегося, предусматривающий его двигательную активность, сбалансированную учебную нагрузку, соблюдение всех санитарно-гигиенических норм; д) учреждения дополнительного образования и школа должны и могут влиять на распространение здорового образа жизни своих воспитанников и за своими пределами (67).
Таким образом, одной из важнейших ценностей человеческой жизни является здоровье, оптимальное состояние которого достигается путем целенаправленных тренирующих воздействий на человека, предусматривающих его включенность в физкультурно-спортивную деятельность.
Специфика физкультурно-спортивной деятельности заключается в том, что это наименее затратный и наиболее результативный рычаг морального и физического оздоровления личности, так как основу всех затрат составляют прежде всего добрая воля самого субъекта, морально-психологический настрой личности. Кроме того, в физкультурно-спортивной работе максимально сбалансированы личные и общественные интересы. Это универсальная сфера физического и, что важно, морального оздоровления личности в том плане, что через физкультуру и спорт ненавязчиво, исподволь можно не только физически закаливать и развивать организм, но и воздействовать на духовно-нравственные качества личности, формируя ее активную гражданскую позицию и высокие общечеловеческие идеалы.
Устойчивая мотивация на физкультурно-спортивную деятельность, утверждение здорового образа жизни школьников рассматриваются сегодня как одно из приоритетных направлений гуманизации школьного и дополнительного образования.
Категория «здоровый образ жизни» — это понятие интегрально-универсальное, охватывающее все сферы жизнедеятельности личности школьника, это совокупность социальных условий и, прежде всего, деятельность самого субъекта, обеспечивающих максимальную реализацию потенциальных возможностей и творческих способностей вышеуказанных субъектов. Следовательно, здоровый образ жизни призван максимально раскрыть и обратить на пользу общества физические, духовно-нравственные, деловые возможности и силы каждой личности.
С этой точки зрения, значимость физического развития школьников обусловлена необходимостью сохранения и укрепления социальной, психической и физической составляющих здоровья. Физическая подготовленность, психологическая устойчивость и социальная адаптированность к отрицательным внешним факторам среды являются основными компонентами физической культуры личности, показателями ее физического развития и базисом для раскрытия ее потенциала.
Своевременное формирование устойчивых ценностных ориентаций на здоровье, физическую культуру позволит избежать детям приобретение отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм. Эффективное решение этих задач возможно, на наш взгляд, в учреждениях дополнительного образования.
В 1992 году законом РФ «Об образовании» внешкольным учреждениям предоставлен новый статус - учреждения дополнительного образования (УДО).
Совокупность исследований раскрывают сущность, содержание и специфику образовательного процесса в УДО (А. К. Бруднов, В. Л. Горский, А. Я. Журкина, С. В. Сальцева, А. И. Щетинская, А. Б. Фомина и др.).
Образование в рамках УДО правомерно рассматривается учеными как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками.
В целом дополнительное образование рассматривается как особо организованный процесс, который изначально ориентирован на свободу выбора школьником совместно с педагогом-тренером профиля спортивной секции и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала школьника в соответствии с его потребностями.
Дополнительное образование как взаимосвязь обучения и воспитания условно ориентирует педагогов на реализацию двух групп деятельности: «необходимых» для формирования и развития личностных (родовых) качеств человека - целеполагающая деятельность, универсальный труд, физическое развитие - и «свободных» видов деятельности, таких как физическая и психическая, эмоционально-нравственная подпитка человека. Это деление деятельности условно, так как труд, лежащий в их основе, может быть и творческим, и обязательным, требующим расхода сил, времени, духовной энергии на достижение спортивных результатов, а также усовершенствования физического развития школьников.
Следует отметить, что в науке к настоящему времени накоплен достаточный объем знаний, необходимый для постановки и решения проблемы физического развития школьников.
Вопросы развития философских, педагогических, медицинских идей о ценности здоровья и путях его сохранения и укрепления освещались в работах И. И. Брехмана, Ю. П. Лисицына, Н. А. Агаджаняна, Н. М. Амосова, Т. Ф. Ак-башева, Ш. А. Амонашвили, Л. И. Лубышевой, В. К. Бальсевича, В. П. Петлен-ко, А. Г. Сухарева, П. А. Виноградова, М. Я. Виленского и др.
Пропагандистский подход к формированию здорового образа жизни различных групп населения осуществляли Ю. А. Андреев, Г. О. Шаталова, В. А. Иванченко, Б. П. Никитин, И. Я. Ильин, А. Ф. Синяков, а также зарубежные специалисты Р. Ротенберг, К. Байер, Л. Шейнберг, А. Шварцнеггер и др.
Проблемы, связанные с обоснованием многофакторной детерминации условий развития ценностных ориентаций на здоровье школьников, активно разрабатывались М. Б. Антроповой, И. А. Аршавским, Ю. Ф. Змановским, Н. П. Сетко, Д. И. Изуткиным, Р. Е. Мотылянской и др.
Вопросы формирования ценностной ориентации учащихся на здоровье, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, здорового образа жизни освещались в работах А. В. Кирьяковой, В. Н. Шаули-на, А. В. Ахаева, Г. А. Минц, А. В. Мартыненко и др.
Образовательные аспекты педагогической валеологии представлены в исследованиях Л. Г. Татарниковой, И. В. Барышевой, Р. И. Айзман, Э. Н. Вайнер, О. Л. Трещевой, В. В. Попова, В. В. Колбанова, Б. Н. Чумакова, Г. К. Зайцева, М. Л. Лазарева и др.
Проблемы, связанные с обоснованием системы адаптивных возможностей школьников направленным использованием физической культуры в физическом, психическом и социальном аспектах, активно разрабатывались Б. А. Аш-мариным, Г. С. Селье, В. К. Бальсевичем, В. А. Запорожановым, С. Б. Тихвинским и др.
Решение задачи сохранения и укрепления здоровья школьников связано с изучением учебно-воспитательного процесса (В. М. Выдрин, С. С. Коровин, А. Я. Найн); рассмотрением дидактических основ физкультурно-спортивной деятельности (М. М. Боген, А. А. Гужаловский, В. М. Зациорский, Л. П. Матвеев, В. П. Филин, Н. А. Фомин и др.).
Проделанный анализ современных исследований различных аспектов физического развития школьников показывает, что интерес к обозначенным вопросам все больше возрастает. Однако вопросы эффективной организации физического развития школьников в учреждениях дополнительного образования, как показало исследование, недостаточно изучены в теоретическом и практическом планах.
Актуальность проблемы эффективной организации физического развития школьников в системе дополнительного образования определяется возникшим в теории и практике несоответствием между потребностями общества в воспитании здорового, активного и работоспособного молодого поколения, владеющего оперативными методами и способами восстановления физических и ? моральных сил, и неразработанностью теоретических и методических аспектов процесса физического развития школьников в учреждениях дополнительного образования.
Таким образом, указанное несоответствие, а также изучение опыта работы школ, учреждений дополнительного образования, анализа психолого-педагогической литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия повышения эффективности процесса физического развития школьников в системе дополнительного образования.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия физического развития школьников в системе дополнительного образования».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия процесса физического развития школьников в системе дополнительного образования.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в УДО.
Предмет исследования - процесс физического развития школьников в
Гипотеза исследования: эффективность процесса физического развития школьников в системе ДО можно повысить, если в учебно-воспитательном процессе учреждения дополнительного образования будет реализована модель, включающая следующие педагогические условия:
1) осуществление целенаправленного формирования у школьников мотивации к здоровому образу жизни;
2) систематизация двигательной активности школьников;
3) учет особенностей воспитания физической выносливости школьников;
4) организация обучения практическим приемам восстановления функционального состояния организма.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
1) выявить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике, определить понятийный аппарат проблемы;
2) разработать модель процесса физического развития школьников в условиях дополнительного образования, включающую в себя выявленные педагогические условия;
3) осуществить экспериментальную проверку модели процесса физического развитая школьников в условиях ДО;
4) разработать методические рекомендации для педагогов с целью совершенствования процесса физического развития школьников в УДО.
Методологическую основу исследования составляют: теория деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.); системный подход, основывающийся на общей теории систем (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг и др.); лич-ностно-ориентированный подход в образовании, базой которого является теория развития личности (В. Я. Ляудис, И. С. Якиманская и др.); ценностно-ориентированный подход (А. Г. Здравомыслов, А. В. Кирьякова, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов и др.); теория физического воспитания личности (М. Я. Вилен-ский, И. И. Должникова, Л. П. Матвеев, Б. Н. Минаев и др.).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение; моделирование; анкетирование и тестирование; беседа, педагогический эксперимент; статическая обработка материалов исследования и другие методы исследования.
База исследования: специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по биатлону № 4 (СДЮСШОР) и специализированная детско-юношеская спортивно-техническая школа по биатлону и лыжным гонкам № 4 (СДЮСТШ) г. Магнитогорска.
I Исследование проводилось поэтапно в течение 1999-2003 гг. На каждом этапе в зависимости от задач исследования применялись соответствующие методы исследования.
На первом этапе (1999-2000 гг.) был проведен теоретический анализ и обобщение философской, психологической, медицинской и педагогической литературы по изучаемой проблеме; обосновывалась тема, определялись объект и предмет исследования, его цели и задачи, разрабатывалась гипотеза.
На первом этапе исследования использовались следующие методы: анкетирование и тестирование школьников, определение уровня их физического развития, выявление особенностей физкультурно-спортивной деятельности школьников, несущих оздоровительный эффект.
Второй этап (2000-2001 гг.) работы предполагал выявление особенностей реконструкции традиционного физического воспитания в системе дополнительного образования; разработку модели процесса физического развития школьников в системе дополнительного образования; определение педагогических условий физического развития школьников; апробацию и коррекцию модели процесса физического развития школьников в системе дополнительного образования.
На втором этапе представляемого исследования использовались следующие методы: формирующий эксперимент, прямое, непосредственное и косвенное наблюдение, анкетирование, тестирование, математическая обработка экспериментальных данных.
Третий этап (2001-2003 гг.) был посвящен формирующему педагогическому эксперименту, основа которого - выявление эффективности разработанной модели, включающей педагогические условия процесса физического развития школьников, а также обработке и систематизации полученных результатов, уточнению теоретико-экспериментальных выводов, завершению литературного оформления работы.
9 В этот период использовались следующие методы: формирующий эксперимент, метод экспертных оценок, методы диагностики, анкетирование, тестирование, методы математической статистики.
Научная новизна исследования: а) выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия процесса физического развития школьников в системе дополнительного образования; б) разработана модель процесса физического развития школьников в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования: а) уточнены признаки понятий «физическое развитие школьников», «здоровый образ жизни» с учетом особенностей физического развития учащихся в системе дополнительного образования; б) уточнены структура и содержание процесса физического развития школьников в условиях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования: а) разработан инструментарий диагностики физического развития школьников в системе дополнительного образования; б) подготовлены методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по совершенствованию процесса физического развития школьников.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается совокупностью методологических позиций исследования, анализом современных подходов к проблеме физической культуры и физического развития школьников; организацией экспериментальной работы с применением комплекса современных и адекватных методов обработки полученных данных; длительным характером и практической апробацией данных исследования в работе по совершенствованию процесса физического развития школьников в УДО.
На защиту выносятся:
1) модель процесса физического развития школьников в учреждениях ДО, выстроенная с учетом современных принципов, методов, средств и форм организации названного процесса;
2) педагогические условия эффективной реализации модели процесса физического развития школьников в УДО: а) осуществление целенаправленного формирования у школьников мотивации ведения здорового образа жизни; б) систематизация двигательной активности школьников; в) реализация и учет особенностей воспитания физической выносливости школьников; г) организация обучения практическим приемам восстановления функционального состояния организма.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования апробировались в процессе работы в СДЮСТШ (специализированной детско-юношеской спортивно-технической школе) на отделении лыжных гонок и биатлона, докладывались автором на заседании тренерского совета (1999-2002 гг.); на научно-практической конференции МаГУ «Валео-логизация образовательного процесса» (г. Магнитогорск, 2000 г.); на Российской научно-практической конференции «Окружающая среда и здоровье. Экологическое воспитание и образование» (г. Магнитогорск, 2001 г.); на международной конференции «Экология и жизнь - 2000» (Великий Новгород, 2000, 2001 гг.).
Всего автором по проблеме исследования опубликовано 8 работ.
Архитектоника исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов и заключения. По каждой главе сделаны выводы. Список используемой и цитируемой литературы включает 196 наименований, в том числе 7 на иностранном языке.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 133 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz