Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:45
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 29 » Скачать Педагогические основы проектирования системы аккредитации учреждений общего среднего образования. Мотова, Галина Николаевна бесплатно
03:56
Скачать Педагогические основы проектирования системы аккредитации учреждений общего среднего образования. Мотова, Галина Николаевна бесплатно
Педагогические основы проектирования системы аккредитации учреждений общего среднего образования

Диссертация

Автор: Мотова, Галина Николаевна

Название: Педагогические основы проектирования системы аккредитации учреждений общего среднего образования

Справка: Мотова, Галина Николаевна. Педагогические основы проектирования системы аккредитации учреждений общего среднего образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Йошкар-Ола, 1998 234 c. : 61 98-13/965-3

Объем: 234 стр.

Информация: Йошкар-Ола, 1998


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
11 Методологические основы проектирования поликомпонентной модели системы аккредитации образовательных организаций
12 Морфологический анализ систем аккредитации образовательных организаций
2 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ
21 Аккредитация образовательных учреждений в структуре национальной системы оценки качества образования в США
22 Практика освоения опыта аккредитации в странах Западной и Восточной Европы, Азии и других странах
23 Основные тенденции становления и развития систем аккредитации за рубежом
3 ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
31 Выбор и обоснование показателей государственной аккредитации учреждений общего среднего образования
32 Самообследование в системе аккредитации общеобразовательных учреждений
33 Организационная модель регламентации деятельности общеобразовательного учреждения
34 Механизм принятия решения об установлении государственного статуса общеобразовательного учреждения

Введение:

Отечественная система образования за свою историю претерпела множество реформ, но лишь немногие из них (по мнению Э. Днепрова, только три: в 1804, 1864, 1918 гг. [9]) можно сравнить по значимости с теми коренными изменениями в содержании, структуре и формах образования, которые мы наблюдаем в последнее десятилетие: появление новых образовательных программ, педагогических технологий, вновь созданных государственных и негосударственных образовательных организаций. И в этом смысле, процессы, затрагивающие все уровни образовательной системы, характеризуются как коренное реформирование сферы образования.
Процесс реформирования образовательной системы легитимизировал новые нормы взаимоотношений образовательных учреждений, государства и общества в форме последовательных процедур регламентации деятельности учреждений образования — лицензирования, аттестации, государственной аккредитации.
Процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации предполагают реализовать государственную образовательную политику в условиях формирования демократических традиций, самостоятельности и ответственности образовательных организаций по обеспечению качества образования.
Процедура аккредитации для отечественной образовательной системы является инновационной управленческой функцией, в отличие от традиционного контроля в форме государственной инспекции. Отказ от директивного управления педагогическими системами обусловлен децентрализацией структуры образования в новой социо-культурной ситуации, гуманистической установкой на вариативность образования и личностно-ориентированное обучение. С изменением рынка труда, спроса на образовательные услуги и индивидуального мышления осознается необходимость переноса приоритета педагогической практики с трансляции знаний и передачи типовых алгоритмов деятельности на интеллектуальное и эмоциональное развитие личности.
В то же время по-прежнему остается потребность в защите общества и личности от дипломированной некомпетентности и необразованности. Вместе с тем, вполне очевидной представляется тенденция государственной образовательной политики к сохранению стабильного состояния и качественного уровня всей системы образования, включающей сегодня учреждениями различных типов, видов и форм собственности.
Потребность в создании национальной системы оценки качества образования стимулировала в последние годы научно-исследовательскую деятельность по разработке технологии регламентации деятельности учреждений высшего образования. Для учреждений дошкольного образования разработаны, апробированы и предложены к использованию в массовой практике процедуры аттестации и аккредитации. Все более актуальной сегодня становится разработка технологии государственной аккредитации учреждений общего среднего образования, для которых также становится неприемлемой форма традиционных фронтальных проверок.
Автономия и самостоятельность учреждений общего среднего образования, закрепленные законодательно, диверсифицировали систему образовательных услуг, но и значительно опередили становление нового механизма контроля за качеством образования.
Система образования не может бесконечно долго оставаться бесконтрольной, предоставление учреждениям образования широких прав и свобод на определение содержания и форм образования может привести к негативным последствиям:
1) разрушению единого образовательного пространства и ограничению -социальных гарантий обучающихся;
2) анархическим тенденциям и диктату учреждений образования в организации образовательного процесса;
3) конъюнктуре и фальсификации образовательных услуг.
В ряде регионов Российской Федерации наработан определенный практический опыт по аттестации учреждений общего среднего образования: в Краснодарском крае, в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Нижегородской, Ростовской, Свердловской областях, Перми. Этот опыт требует обобщения, а главное, формирования единства в подходах к организации аккредитационных процедур. Первые результаты апробации новых форм регламентации деятельности образовательных учреждений определяют формирование нового механизма управления для реализации государственной образовательной политики.
Кроме того, трансформация системы образования в условиях развертывания реформы уже не позволяет задерживаться на эмпирическом уровне анализа и обобщения наличной практики аккредитации. Формирование системы объективной оценки качества как основы становления современной рефлексивной культуры образования поставило задачу проектирования модели аккредитации.
Государственная аккредитация может рассматриваться, во-первых, как процедура объективного оценивания, во-вторых, как признание результатов деятельности учреждения в форме установления (изменения, подтверждения) государственного статуса и, в-третьих, как доверие к стабильности результатов в форме передачи на определенный срок прав и полномочий от имени государства и общества.
Для проектирования государственной аккредитации учреждений общего среднего образования к настоящему времени созданы необходимые предпосылки.
Речь идет о серии исследований:
1)в области организации и управления школой как образовательной (воспитательной) системой (Л.К. Балясная, A.B. Гаврилин, В.В. Гузеев, В.А. Караковский, Ю.А. Конаржевский, В.М. Лизинский, Л.И. Новикова, П.И. Третьяков, K.M. Ушаков, Т.И. Шамова и др.);
2) в области диагностики качества обучения (В.А. Андреев, В.А. Сласте-нин, А.Н. Майоров, A.C. Масленников, Б.А. Савельев);
3)в области развития школы и инновационными процессами (A.B. Гаврилин, А.Г. Кармаев, М.М. Поташник, B.C. Лазарев и др.);
4) в области моделирования сложных социальных систем (A.B. Андрей-чиков, Л.А. Бахвалов, Ю.И. Дегтярев, Ю.Г. Марков, В.Д. Могилевский, Л.А. Растригин и др.),
5) в области построения концептуальных моделей аккредитации (В.И. Байденко, C.B. Климин, A.A. Кушель, Б.Г. Литвак, В.И. Мешалкин, В.Г. Наводнов, Б.А. Савельев, H.A. Селезнева, А.И. Субетто и др.),
6)в области исследований национальных систем оценивания качества образования (В.Г. Наводнов, К.Н. Цейкович и др.).
Тем не менее, федеральные и региональные органы управления образованием по-прежнему не имеют научно обоснованного инструментария ак-кредитационного процесса, в том числе, для установления государственного статуса негосударственным образовательным учреждениям. Так, сегодня в России получили лицензию более 300 негосударственных высших учебных заведений, где учится около 10% всех студентов вузов, а число негосударственных общеобразовательных учреждений достигло 540 учреждений с числом обучающихся 46,9 тыс. человек.
Создание федеральной системы регламентации деятельности образовательных организаций существенно затруднено недостаточным исследованием опыта аккредитации, в частности, в странах с давними демократическими традициями, не разработанностью механизмов оценивания образовательных систем и проектирования моделей оценивания, отсутствием концептуального единства в подходах к оценке качества образования на различных уровнях образования в ряде продвинутых территорий России.
Сказанное приходит в противоречие с объективными потребностями общественной и образовательной практики. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические основы, принципы и условия эффективного проектирования системы аккредитации учреждений общего среднего образования.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования — управление образовательными системами.
Предмет исследования — регламентация деятельности общеобразовательных учреждений на основе процедур их аккредитации.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность и содержание процесса оценивания образовательного учреждения;
• осуществить сравнительно-сопоставительный анализ теории и практики аккредитации образовательных организаций за рубежом и определить основные тенденции становления и развития национальных систем оценки качества образования и систем регламентации образовательных организаций;
• разработать и обосновать модель государственной аккредитации учреждений общего среднего образования и комплекса ее организационно-методического обеспечения.
Основу гипотезы исследования составляет предположение о том, что процесс аккредитации общеобразовательных учреждений примет в определенной мере оптимальный вид, если:
• при его проектировании определен адекватный набор основных компонентов, обеспечивающих комплексное оценивание содержания и субъект-субъектные связи в процедурах оценки,
• процесс проектирования системы аккредитации учреждений общего среднего образования соответствует закономерностям развития систем регламентации образовательных организаций;
• модель аккредитации учитывает специфику содержания общего образования и метода педагогической диагностики.
Методологической основой исследования являются основополагающие принципы теории управления сложными системами, теории принятия решений, методы системного, структурного и функционального анализа, теории экспертного оценивания, основы педагогики и психологии. Исследование также опиралось на такие методологические категории, как иерархичность образовательной системы, субъект-объектные и субъект-субъектные связи и отношения в управлении образованием, диалектическое единство общего, особенного и единичного, преемственность в содержании и процедурах оценивания.
Специфика исследования обусловила его логику: от изучения состояния проблемы оценивания общеобразовательных учреждений в форме фронтальных проверок на практике к анализу нормативно-правовой базы реформирования системы образования, отечественного и зарубежного опыта аккредитации образовательных программ и образовательных учреждений, теоретических и методологических основ оценки качества образования. Исследование включало выявление и формализацию модели аккредитации в качестве концептуальной основы объективной оценки деятельности образовательной организации. Заключительно-обобщающий этап связан с разработкой проектировочной модели государственной аккредитации учреждений общего среднего образования, с созданием комплекса соответствующих организационно-методических материалов и их апробацией.
Базой исследования служили региональные и муниципальные органы управления образованием Республики Марий Эл и г. Йошкар-Олы, образовательные учреждения высшего и общего среднего образования, дошкольного и дополнительного образования детей г. Йошкар-Олы.
Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость:
• выявлены сущность и специфика процесса оценивания образовательной системы;
• разработана формализованная обобщенная поликомпонентная модель аккредитации, обеспечивающая вариативность подходов и возможность оптимального выбора компонентов, соответствующих целям и концепции государственной образовательной политики;
• проведен сравнительно-сопоставительный анализ систем аккредитации образовательных организаций за рубежом (в США, Великобритании, Западной и Восточной Европе, Азии и других странах) на основе единых критериев, в качестве которых использованы компоненты проектировочной системы;
• вскрыты основные тенденции становления и развития системы аккредитации образовательных организаций как основы национальных систем оценки качества образования, выделена специфика аккредитации учреждений общего среднего образования;
• сконструирована концептуальная модель системы аккредитации учреждений общего среднего образования, позволяющая создать комплекс организационно-методических материалов для использования в практике работы региональных органов аккредитации;
• обоснованы показатели аккредитации, отличающиеся возможностью их использования для учреждений общего среднего образования всех видов и организационно-правовых форм и обеспечивающие единство подходов и единообразие аккредитационных процедур в системе допрофессионального и профессионального образования;
• предложен механизм принятия управленческого решения по установлению государственного статуса учреждений общего среднего образования на основе метода визуализации представления информации с целью определения интегральной экспертной оценки.
Практическая значимость исследования. Разработанные по его результатам научно-методические рекомендации адресованы региональным органам управления образованием и существенно повышают уровень их деятельности по аккредитации общеобразовательных организаций. Материалы исследования положены в основу экспериментального проекта по аккредитации образовательных учреждений Министерством образования и воспитания Республики Марий Эл.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются концептуальной непротиворечивостью исходных методологических позиций, связанных с системно-структурным подходом к анализу отечественного и зарубежного опыта аккредитации образовательных организаций, репрезентативностью научного и практического материала, применением методов анализа, интерпретации и формализации результатов исследования, опорой на целостные теории управления и содержания образования, единством теоретического, методологического и практического в исследовании.
На защиту выносятся следующие положения:
• способность государства, общества, личности к объективной оценке качества образования как социального института, процесса и результата предполагает формирование современной рефлексивной культуры образования, выражающейся в совокупности способов, средств, форм и технологий оценивания. Система аккредитации может рассматриваться как совокупность операций (процедур), связей (нормативных отношений), элементов (органов управления, служб оценки, образовательных организаций). Организационно-методическое обеспечение в такой системе может быть разработано на основе системного анализа и моделирования. Цель аккредитации выступает системообразующим принципом моделирования. Метод декомпозиции позволяет определить модель системы аккредитации как совокупность вариативных компонентов: цель аккредитации, форма как концепция управления, перечень показателей, алгоритм процедур, структура оценивания, методы оценивания, обобщение результатов, последействие аккредитации;
• сравнительно-сопоставительный анализ систем оценки качества за рубежом позволяет изучить опыт аккредитации, инициированный в отечественную систему образования. В качестве критериев сравнения выступает проектировочная совокупность компонентов, позволяющая обеспечить инвариантность в межстрановом поле исследования. На основе анализа общемировой и отечественной теории и практики становления и развития систем аккредитации можно отметить явные тенденции: к формированию общественно-государственных форм оценки деятельности учреждений образования, к комплексному оцениванию эффективности деятельности образовательных учреждений, к установлению субъект-субъектных отношений в процессе оценивания, к созданию действенного механизма мотивации к развитию и повышению качества образования. Различные подходы могут быть в отношении целеполагания, выбора критериев оценки, системы обработки результатов и механизма коррекции. Определение отечественной системы аккредитации в качестве эталона сравнения позволяет судить о том, что достижения отечественной теории и практики оценивания качества образования не только не отстают, а в ряде случаев даже опережают достижения индустриально развитых стран;
• процесс проектирования системы аккредитации учреждений общего среднего образования должен быть основан на принципах: организационного и методического единства аккредитационных требований и процедур для учреждений общего образования всех видов и форм собственности, единообразия технологии аккредитации в системах общего среднего и высшего образования, целевого опережающего развития. Процесс проектирования должен учитывать специфику целеполагания общего образования, комплексный подход к предмету оценивания, формирование субъектной позиции и мотивации учреждения, проходящего аккредитацию. Определение перечня показателей аккредитации может стать концептуальной основой дифференциации учреждений по типам и видам образовательных учреждений, разработки системы критериальных значений по каждому показателю, механизма принятия решения по результатам аккредитации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследований докладывались и обсуждались на всероссийских научно-практических конференциях и семинарах: российские семинары "Технология государственной аккредитации" (Йошкар-Ола 1995-1998), всероссийская междисциплинарная научная конференция "Вавиловские чтения. Диалог наук на рубеже XX-XXI веков и глобальные проблемы современности" (Йошкар-Ола, 1996-1997), Российско-американская научная конференция "Актуальные проблемы науки и образования (Йошкар-Ола, 1997), российско-американская региональная конференция "Российско-американское сотрудничество: образование и перспективы развития" (Йошкар-Ола, 1997), российский семинар "Аттестация и аккредитация образовательных учреждений" (Сочи, 1997), семинар по проекту TASIS/EDRUS 9511 "Assistance in Licensing, Attestation, Accreditation and Certification in Business and Management Programmes in the Russian Federation" (Москва, 1997), российский семинар "Технология государственной аккредитации образовательных организаций" (Тольятти, 1997).
Результаты исследований использованы при разработке:
• федеральной программы 25/ФП «Развитие образования в России»: 1.1.96 «Разработка организационно-методических основ оценки качества образования», «Разработка и введение в действие гибких механизмов управления образованием — лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений профессионального образования»;
• международного проекта TASIS/EDRUS 9511 «Assistance in Licensing, Attestation, Accreditation and Certification in Business and Management Programmes in the Russian»;
• хоздоговорных научно-исследовательских работ: 15Д96 (№ 12) «Разработка информационно-программного обеспечения системы лицензирования учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации» (единый заказ-наряд Минобразования России); 16Д97 (№ 3) «Исследования моделей и алгоритмов категорирования и классификации учреждений высшего и профессионального образования»; (№ 9) «Системный анализ и математическое моделирование механизмов управления развитием в системе высшего и среднего профессионального образования»;
• научно-исследовательского проекта «Концептуальная оценка деятельности учреждений общего образования» по заказу Министерства образования и воспитания Республики Марий Эл для апробации процедур государственной аккредитации общеобразовательных учреждений.
Материалы исследования по аккредитации учреждений среднего общего образования положены в основу апробации экспериментального проекта по проведению аккредитации образовательных учреждений Министерством образования и воспитания Республики Марий Эл.
На проведение исследований в 1997 г. был получен грант по итогам Всероссийского конкурса грантов по психолого-педагогическим наукам «Концептуальная модель диагностики и оценки качества подготовки специалистов с высшим образованием».
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 226 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz