Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 15:14
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву. Елаян Гасан Фадель бесплатно
08:44
Скачать Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву. Елаян Гасан Фадель бесплатно
Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву

Диссертация

Автор: Елаян Гасан Фадель

Название: Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву

Справка: Елаян Гасан Фадель. Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.08 Махачкала, 2000 189 c. : 61 00-12/469-1

Объем: 189 стр.

Информация: Махачкала, 2000


Содержание:

Введение 3
Глава I Общая характеристика преступлений против собственности по мусульманскому законодательству13
§ 1 Понятие и формы собственности по мусульманскому праву
§ 2 Уголовно-правовая охрана собственности по мусульманскому праву20
§ 3 Основные виды имущественных преступлений по мусульманскому праву27
Глава II Уголовная ответственность за кражу по мусульманскому законодательству 45
§ 1 Понятие, виды и элементы кражи по мусульманскому праву(45
§ 2 Квалифицирующие обстоятельства кражи
§3 Наказание за кражу по мусульманскому праву120
Глава III Особенности ответственности за неоконченные и соучастие в преступлении против собственности по мусульманскому уголовному праву136
§ 1 Ответственность за неоконченные преступления против собственности 137
§ 2 Ответственность за соучастие в преступлениях против собственности151

Введение:

Актуальность темы исследования. В последние годы российские и зарубежные исследователи все чаще обращаются к изучению мусульманского права, в том числе и уголовного. Интерес к этой проблематике представляется вполне закономерным, если учесть глубокое влияние, которое оказало мусульманское право на историю государства и права целого ряда стран Востока. В современных условиях при регулировании многих важных сфер общественных отношений традиционное мусульманское право вытеснено вновь принятым законодательством, особенно в странах бывшего соцлагеря.
Мусульманское право является одной из основных правовых систем мира. Для исследователя, представляющего европейскую правовую традицию, оно интересно по причине значительных различий между ним (правом) и европейскими правовыми системами - евро-континентальной (романо-германской) и системой общего права (англосаксонской).
Мусульманское право представляет собой правовую традицию, расцвет которой приходится на средневековье исламского мира,- В своем классическом виде это право существовало в теократических исламских государствах, халифатах и т.п. В настоящее время мусульманское деликтное право сохранило свои позиции универсально в своем традиционном виде в Саудовской Аравии, Йемене, Омане, Судане, Иране и некоторых княжествах Персидского залива. В остальных арабских странах в положении мусульманского права произошли серьезные изменения, связанные, прежде всего, с тем, что в правовых системах этих стран оно постепенно уступило ведущее место законодательству, основанному на рецепции западноевропейских образцов. Однако и в этой группе можно проследить несколько аспектов влияния традиционно-мусульманского уголовного права.
Нормы традиционного мусульманского права преследуют цель защиты пяти основных ценностей - религии, жизни, разума, продолжения потомства и собственности. Посягательство против собственности представляют собой такие преступления, которые затрагивают самые основы мусульманского общества. Поэтому защита собственности от преступных посягательств составляет одну из важнейших функций исламского государства.
Во многих арабских стран, например, в Иордании, Саудовской Аравии и Ливане, основной акцент делается на всестороннее укрепление и развитие частной собственности, являющейся экономической основой этих государств, обеспечивающей, по мнению их руководителей, возможность дальнейшего развития по пути социального прогресса. Именно в связи с этим частная собственность объявляется в шариате и в конституциях арабских стран священной и неприкосновенной.
Социально-экономическое лицо некоторых других арабских стран (Сирия, Ирак) определяется государственным сектором экономики. Однако, частная собственность там сохраняет свое значение и пользуется даже более повышенной и эффективной защитой, чем государственная, о чем свидетельствует уголовное законодательство. От доминирующей в той или иной стране формы собственности зависит не только социально-экономическая, политическая, но и правовая жизнь данной страны.
Право собственности по мусульманскому праву гарантируется законом, охраняется от правонарушений гражданско-правовыми, административно-правовыми и уголовно-правовыми средствами. Проблема уголовно-правовой охраны собственности в мусульманском праве на сегодняшний день пока далека от своего разрешения. Она продолжает оставаться одним из важнейших предметов исследования не только в юридической, но и в экономической, социальной и других областях науки. Данная проблема приобретает особую актуальность и в связи с тем, что преступления против собственности являются самыми распространенными среди других уголовно-наказуемых деяний. Наблюдается неуклонный рост числа преступлений против собственности, который в некоторых странах принял угрожающий характер, превратившись в одну из острейших социальных проблем. Данная проблема также приобретает особую актуальность еще и потому, что преступления против собственности причиняют огромный ущерб, который губительно сказывается на осуществлении различных социально-экономических и культурных программ.
О значении рассматриваемой проблемы свидетельствует еще один немаловажный показатель. По мусульманскому уголовному праву такие имущественные преступления, как кража и разбой, относятся к категории «хадц», ответственность за которые прямо установлена в Коране. О значении преступления против собственности свидетельствует также другой показатель, а именно количество норм уголовного законодательства арабских стран, посвященных преступлениям против собственности составляет около 25% норм Особенной части.
Уголовно-правовым нормам об ответственности за преступления против собственности отводится решающаяся роль в борьбе с этими преступлениями, в их предупреждении. Конечно, предупреждение преступления против собственности также следовало бы осуществлять путем устранения причин, их порождающих, что в условиях арабских стран является пока весьма сложной задачей. Тем не менее, совершенствование норм ответственности за преступления против собственности, а иногда принятие качественно новых, логически целесообразных, отвечающих потребностям общественного развития норм, их правильное применение и соблюдение могло бы положительно сказаться на предупреждении этих преступлений.
Важность и недостаточная разработанность этих проблем определили необходимость специального изучения особенностей мусульманского законодательства по исследуемому кругу вопросов, что и обусловило разработку данной темы.
Объектом исследования являются урегулированные нормами традиционного мусульманского права и официального уголовного законодательства арабских стран общественные отношения в сфере охраны собственности и борьбы с хищениями чужого имущества.
Предметом исследования являются системы норм традиционного (шариатского толка) мусульманского уголовного права и нормы официального уголовного законодательства мусульманских стран об ответственности за посягательство на собственность, за хищения чужого имущества, а также материалы судебной практики ряда арабских стран.
Цели и задачи исследования. Основная цель данного исследования заключается в проведении всестороннего сравнительно—правового анализа норм мусульманского шариатского толка уголовного права, норм официального уголовного законодательства отдельных арабских стран, положения доктрины и судебной практики об ответственности за преступления против собственности с особым акцентом на трактуемого в широком диапазоне преступления в виде кражи чужого имущества.
Автор также ставит своей целью не только выявить наиболее характерные тенденции развития мусульманского права в этой области, но и обозначить особенности уголовного законодательства отдельных арабских стран об ответственности за имущественные преступления. При этом были рассмотрены как вопросы Особенной части уголовного права (составы отдельных преступлений, с более подробным анализом уголовной ответственности за такой относительно распространенный вид преступления, как кража, его составные элементы и квалифицирующие признаки, меры ответственности и наказания), так и ряд институтов в Общей части (соучастие, стадии преступления), поскольку лишь с учетом их применения к преступлениям против собственности можно правильно оценить и круг деяний, находящихся в сфере уголовно-правовой охраны. Цель исследования определила основные задачи:
1. Показать общие и специфические черты норм мусульманского уголовного законодательства об ответственности за преступления против собственности, законодательную базу той или иной страны в этой области;
2. Дать характеристику основных видов имущественных преступлений, предусмотренных в мусульманском уголовном праве;
3. Проанализировать факторы, оказавшие влияние на современное уголовное законодательство арабских стран;
4. Показать повышенную общественную опасность преступлений против собственности, обосновать необходимость ее повышенной и более эффективной охраны;
5. Проанализировать с большим акцентом основные признаки кражи, её квалифицирующие признаки, наказания за её совершение и другие аспекты уголовной ответственности за данное преступление;
6. Сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения по совершенствованию норм арабского уголовного законодательства и положений доктрины, касающихся ответственности за преступления против собственности.
Методологическая и теоретическая основа работы. Методологической основой исследования служат основополагающие категории современной материалистической диалектики. В ходе работы над диссертацией автор использовал исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, а также метод обобщения и анализа опубликованных материалов судебной практики. Переосмыслены традиционо-доктриальная основа мусульманского права, изучены уголовные законодательства арабских стран, источники права некоторых зарубежных стран (Франции и др.). При подготовке диссертации автор опирался на исходные положения Корана и конституции некоторых арабских странах. Выводы диссертации базируются на анализе как нового, так и ранее действующего уголовного законодательства, руководящих разъяснений Кассационного суда Иордании, Египта и Сирии, трудов и концепций ведущих ученых в областях мусульманского уголовного права, а также статей периодических изданий, содержащих фактический материал относительно избранной темы.
При разработке основных категорий и понятий автор опирался на положения, имеющиеся в трудах российских юристов, таких как: Г.Н.Борзенков, Бо-ронбеков С., М.А.Гельфер, И.Д.Козочкина, В.А.Лихачева, Наумова А.В., Г.И.Муромцев, В.А.Пантелеева, Л.Р.Сюкияйнена, М.А.Сулатаева, В.Е.Чиркин, М.С.Хайдарова, а также на труды западных авторов - Р.Давида, Р.Шарля и др. Работы указанных и других юристов оказали несомненную помощь в построении структуры диссертации, в последовательном анализе затрагиваемых в ней вопросов, в обосновании сделанных выводов и предложений по совершенствованию уголовного законодательства соответствующих стран.
Одновременно широко изучены и использованы законодательство арабских стран, судебную практику и научные труды, а также комментарии известных арабских правоведов и юристов, таких как: Абдель Кадер Ода, Джунди Абдель Малик, Абдурахман Тауфик, Камель Ассаид, Махмуд Мустафа, Абдель Мухаймен Бакр, Аль-Маварди, Абдель Азиз Амер, Субхи Махмасани, Июрагим Десуки, Мухаммед Мадкур, Бен Теймийа, Атыйя Машрафа и многих других.
Научная новизна исследования. В российской юридической литературе отсутствуют пока специальные работы по данной проблематике. Интерес российских юристов к мусульманскому уголовному праву проявляется, прежде всего, в изучении общих проблем этой отрасли с точки зрения процесса его становления, общей направленности, роли и значения в системе правовой надстройки. В этом плане многие проблемы Особенной части, в том числе те, которые связаны с ответственностью за преступления против собственности по традиционному мусульманскому праву, остаются малоизученными и данное исследование является попыткой автора восполнить этот пробел.
Работа представляет по существу комплексное исследование проблемы ответственности за посягательство на собственность по мусульманскому праву. Использование сравнительного метода позволило выявить общие черты, характерные для традиционного мусульманского права и уголовного законодательства ряда арабских стран по вопросам ответственности и наказания за кражу. Системный подход дал возможность рассмотреть эту проблему в комплексе, показать взаимосвязь разных ее аспектов, обнаружить отдельные противоречия и недостатки.
Основные положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся выводы и предложения, имеющие, по мнению автора, как теоретическое, так и практическое значение.
1. Мусульманское уголовное право не содержит единой, четко определенной системы норм об ответственности за преступления против собственности. Основное внимание традиционное мусульманское деликтное право (шариат) уделяет краже и разбою.
2. Степень и характер уголовно-правовой охраны собственности по шариату зависит от того, является ли то или иное имущество общественным или индивидуальным.
3. Имущественные преступления по шариату делятся на две категории: а) преступления, представляющие наибольшую опасность, посягающие на «право Аллаха» и вместе с тем на интересы мусульманской общины в целом. К ним относятся кража и разбой; б) имущественные преступления категории «тазир». К ним относятся все иные преступления, посягающие на собственность, такие как: мошенничество, злоупотребление доверием и т.д.
4. Необходимость расширения понятия «разбоя» по мусульманскому уголовному праву. С этой целью диссертант предлагает свое определение этого понятия.
5. Имущественные преступления категории «хадд» (кража и разбой) по мнению мусульманских правоведов являются пригодными для всех времен и обществ, так как они исходят от Аллаха и его пророка. Они выступают против их отмены, изменения или усовершенствования. Иными словами, фактически отвергается возможность развития правовой мысли в области уголовного права, как бы этого ни требовала современная жизнь и логика развития законодательства и судебной практики.
6. Нельзя, однако, отрицать, что возрождение и применение традиционного мусульманского уголовного права в ряде мусульманских стран привели к сокращению числа имущественных преступлений в отдельности и преступности в целом. При этом надо иметь в виду, что мусульманское право действует в тесном контакте с иными элементами исламской системы, особенно с религиозными правилами поведения и обычаями, которые в целом обеспечивают жесткий контроль за взаимоотношениями и связями людей в социальной среде.
7. Образование состава кражи по традиционному мусульманскому уголовному праву связано с наличием трех обязательных условий: завладение имуществом из охраняемого объекта; отчуждение собственности у потерпевшего и «переход» ее в собственность чужого лица. Украденное имущество должно достигать суммы, установленной шариатом. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков ведет к тому, что деяние не может квалифицироваться как «хадд», предусматривающего суровое наказание в виде отсечения конечностей.
8. Понятие «тайное завладение» по шариату соответствует понятию «хищение», применяемому законодательными актами. Однако нормы шариата устанавливают дополнительный признак состава кражи, наказуемый как хадд: кража должна быть совершена из охраняемого объекта. По существу, речь в данном случае идет о квалифицированном составе кражи, так как, если незаконное завладение чужим имуществом имеет место не из охраняемого объекта, то оно также наказуемо лишением свободы, но не считается хаддом, влекущим отсечение конечностей.
9. Учитывая, что в уголовном законодательства ряда арабских стран кража трактуется неадекватно шире, предлагается выделять в самостоятельные составы хищения факта открытого, насильственного или вооруженного завладения чужим имуществом, расценивая их как грабеж или разбой.
10. Система наказания, применяемая за кражу имущества, дифференцирована в зависимости от ценности имущества и его индивидуальных особенностей, притом ценность определяется не только его стоимостью, но и значимостью для потерпевшего.
11. Воздействие традиционного мусульманского права на современные уголовные законодательства Иордании и Палестины является незначительным, уступив место правовым традициям западных государств, в особенности французскому праву (Уголовного кодекса времен Наполеона - 1810 года).
12. В связи с политической активизацией ислама, в ряде других арабских стран наблюдается тенденция к возрождению принципов и норм мусульманского уголовного права. Эта тенденция прослеживается в Мавритании, Ливии, Абу-Даби и т.д.
13. В диссертации также обосновывается необходимость совершенствования норм Общей части, касающихся стадий совершения преступления и соучастия. В частности, в квалификации с учетом отражения тех имущественных преступлений предлагается следующее: а) в некоторых арабских странах, где действуют нормы шариата, должно быть четко определено понятие «невозможное преступление» (негодное покушение на собственность) и ответственность за его совершение; б) предусмотреть совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и организованной группой в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность всех соучастников, в частности, при совершении преступления против собственности; в) в мусульманском уголовном праве при групповом совершении преступления не предусмотрено понятие «организатор». Поэтому следует установить это понятие, предусмотрев особую уголовную ответственность для организаторов преступления как главной фигуры при совместном совершении уголовных имущественных преступлений несколькими лицами и потому заслуживающей наиболее сурового наказания.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней предложения могут быть использованы для совершенствования уголовного законодательства об ответственности за преступления против собственности и эффективности практики его применения; в использовании ее положений в научных исследованиях, касающихся мусульманского уголовного права; в учебном процессе при изучении курса мусульманского права и уголовного права арабских стран, кроме того, они могут служить основой в плане разработки спецкурсов.
Апробация работы. Основные теоретические выводы, практические предложения и рекомендации были обсуждены на кафедре уголовного права и криминологии юридического факультета Дагестанского государственного университета.
Положения диссертации были изложены в выступлении на научной конференции ДГУ, посвященной проблемам уголовного права (1998). По материалам исследования было сделано научное сообщение на кафедре уголовного права и криминологии ДГУ (1999). Они опубликованы в 7 научных статьях общим объемом 5,5 п.л. Научный доклад по материалам диссертации направлен в Иорданскую коллегию адвокатов, которые обобщают материалы новых исследований проблем мусульманского права.
Диссертантом также разработан спецкурс «Особенности мусульманского уголовного права» для студентов юридического факультета ДГУ.
Структура диссертационного исследования определяется его целями и задачами. Оно состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 180 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz