Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:18
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Особенности политической культуры участия молодежи в условиях трансформации современного российского общества. Хлудова, Евгения бесплатно
07:20
Скачать Особенности политической культуры участия молодежи в условиях трансформации современного российского общества. Хлудова, Евгения бесплатно

Особенности политической культуры участия молодежи в условиях трансформации современного российского общества

Диссертация

Автор: Хлудова, Евгения Николаевна

Название: Особенности политической культуры участия молодежи в условиях трансформации современного российского общества

Справка: Хлудова, Евгения Николаевна. Особенности политической культуры участия молодежи в условиях трансформации современного российского общества : диссертация кандидата политических наук : 23.00.02 Тула, 2006 172 c. : 61 07-23/84

Объем: 172 стр.

Информация: Тула, 2006


Содержание:

ГЛАВА Г Анализ исследований по проблемам административной культуры в современной литературе
11 Подходы к пониманию административной культуры
12 Типологии административной культуры
13 Управление развитием административной культуры
14 Политическая культура общества как детерминанта развития административной культуры
ГЛАВА
II Исторические особенности формирования и развития административной культуры России в рамках различных политических систем
21 Анализ основных этапов развития административной культуры под воздействием политических процессов дореволюционной России
21 Анализ основных направлений развития административной культуры в условиях политической системы СССР
ГЛАВА IIL Тенденции и перспективы развития административной культуры в ходе современных политических процессов в России
31 Особенности российской административной культуры в новых политических условиях
32 Перспективы эволюции административной культуры в России в контексте современного политического развития

Введение:

Актуальность темы исследования.Происходящие в последние десятилетия X X и в начале X X I века политические процессы в нашем государстве привели к глубокому изменению политической, экономической систем и социальной структуры общества.Одним из центральных направлений реформ является трансформация административного аппарата государственной и местной власти в соответствии с новыми культурно-политическими ценностями. Особое значение эта проблема имеет для отечественной политической теории и практики: - в силу исторических традиций российский административный аппарат в глазах общества был и остается равнозначным понятию «государство»; - является по сути монополистом в предоставлении многих услуг населению; - реализует на практике принятые политические решения, осуществляя управление развитием страны во всех сферах жизнедеятельности; - обладает достаточными ресурсами и рычагами, чтобы воздействовать на выбор того или иного политического курса и др.В силу указанных причин важно понять, способен ли российский административный аппарат государственной и местной власти быть участником и необходимым гарантом происходящих демократических перемен, какие коррективы необходимо внести в его деятельность.Реформирование административного аппарата в России проходит сегодня достаточно неорганизованно. Трансформируют в основном формальную организационную структуру. Реформаторы забывают о том, что ценностные установки невозможно изменить простым росчерком пера, уменьшением количества отделов или комитетов.Между тем, в развитых демократических государствах осознана первостепенная роль в управлении, в том числе государственном, культурных факторов, формируется новая административная культура. Сегодня в новых политических условиях повышается интерес к проблематике административной культуры и в Российской Федерации.' Необходимо учитывать консервативный характер административной культуры. Игнорирование культурных факторов приводит к негативным последствиям реформ. Актуальность настоягцей работы обусловлена теоретической и практической потребностью в исследованиях по административной культуре в условиях реформы политической системы современной России.Степень научной разработанности проблемы.Анализ отечественных и зарубежных работ по теме диссертации позволяет автору сделать вывод, что проблема трансформации административной культуры в условиях политического развития современной России до настоящего времени не стала предметом специального исследования. Однако накоплен солидный объем литературы, в той или иной степени затрагивающий данную проблематику. Источники, используемые при написании работы, можно разделить на несколько групп.К первой группе относятся работы, дающие представление о тенденциях и особенностях политического развития современной России. Среди зарубежных ученых, рассматривающих концептуальные положения политической модернизации, демократизации общества, трансформации его политической системы, политической культуры особо следует отметить: Г. Алмонда, Д. Аптера, Д. Бэлла, Л. Пая, Хантингтона и др. В ряду отечественных авторов выделяют М.Г. Анохина, Г.П. Артемова, В.В. Ильина, E.H. Мощелкова, Р.Г Мухаева, A.C. Панарина, Б.М. Пугачева, Л.В. Сморгунова и др.^, которые ' Например, в 1999, 2000 годах проведены научные исследования по состоянию и развитию организационной культуры государственной службы в рамках научного проекта «Организационная культура государственной службы» кафедрами РАГС и СЗАГС. " Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ). М.: Агентство «Инфомарт», 1996; Артемов Г.П. Метаморфозы политической культуры. // Вестник СПбГУ. Серия 6, 1994, выпуск 2; Мачкув Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая системная трансформация: проблемы, концепции, периодизация.ШОЛИС. 2000. №4; Мощелков E.H.Переходные процессы в России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996; Мухаев Р.Г. Модернизация посткоммунистических режимов: ее специфика и возможности в России. Опыт сравнительного анализа. //Вестник Моск. ун-та. 1993. №3; Огнева В.В. Политический анализ процессов демократизации общества и рассматривают различные стороны политического реформирования в переходный период в России.Ко второй группе автор диссертационного исследования относит литературу, анализирующую основные подходы рассмотрения собственно организационной культуры. Все основные теоретические положения по проблемам организационной культуры справедливы и для административной культуры как подвида организационной. Среди западных исследований проблем организационной культуры заслуживают внимания публикации таких авторов как Т. Оучи, А. Петтигрю, У. Питерса, Д. Сильвермана, Р. Уотермена, Ч. Хэнди, Г. Хофштеде, Э. Шейна, и целого ряда других. ' В работах российских (советских) ученых организационная культура до недавнего времени специально не рассматривалась. В литературе, связанной с организацией и управлением, исследовались лишь отдельные ее аспекты: организационный климат, стиль руководства, мотивация и др. (A.A. Богданов, А.К. Гастев, Д.М. Гвишиани, Ю.Д. Красовский, A . M . Омаров, А.И. Пригожий и др.). Сегодня такие публикации появились. Важную роль в научном осмыслении темы сыграли произведения О.С. Виханского, А.И. Егорова, В.Д. Козлова, А.И. Наумова, A .A . Радугина, C.B. Щербины и других авторов. государства в постсоветский период развития. Автореф. дис. докт. полит, наук. М., 1997; Пивоваров Ю.С. Политическая культура; методологический очерк. М.:ИНИОН РАН, 1996; Политическая наука и политический процесс в России. /Под ред. В.А. Ачкасова и В.А. Гуторова. СПб, 1999; Политические процессы в России в сравнительном измерении./Под ред. М.А. Василика и Л.В. Сморгунова. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997; Пугачев Б.М. Основные тенденции политического развития России. М.: Независимый институт социально-исторических проблем, 1995; Реформы и контрреформы в России: циклы модернизационного процесса. Под ред В.В. Ильина.М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996 и др. ' Олдхэм Дж. Культура организации.//Эффективный менеджер, книгаЗ.ЫКК, 1994; Питере Т., Уотермен Р. поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986;Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: Эком, 1992; Edgren L. The "Commando" Model: A Way to Gather and 1Мефге1 Cultural Data. // Organizational Symbolism. New York: de Gruyter, 1990; Frost P. et al. Organizational culture. Newbury Park etc.: Sage publication, 1989; Graves D. Софога1е culture - diagnosis and change. New York: St-Martin's press, 1986; Handy C. Understanding organizations. - 3"* ed., London: Penguin Books, 1985; Hofstede G. Culture's consequences: International differences in work-related values. Newbury Park etc.: Sage, 1991; Kotter J., Heskett J. Corporate culture and performance. New York: The Free press, 1992; Williams A. etal. Changing culture. London: Institute of Personal management, 1989 и др. " Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1998; Егоров А.И. Социологический анализ организационной культуры. Автореф. дис. канд. соц. наук. Саратов, 1998; Заржевский Г. Организационная культура в современной России: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1997;Козлов В. Д. Управление организационной культурой. М.: Изд-во Академии общест. наук, 1990;Липатов К. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики.// Вестник МГУ. Серия 14. 1997. № 4; Пригожий А.И. Деловая культура: сравнительный анализ. //СОЦИС. 1995. 9; Щербина С В . Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции. //СОЦИС. 1996. № 7 и др.Третья группа публикаций рассматривает особенности собственно административной культуры государственных и муниципальных служащих в России и за рубежом. Часть из них анализирует феномен бюрократии и имеет концептуальное значение для исследования, поскольку раскрывает специфику организации и функционирования административного аппарата государственной и местной власти. Сюда относится обширный пласт произведений таких зарубежных авторов как П. Блау, М. Вебер, М. Крозье, Л. фон Мизес, Г. Саймон и др. \ отечественных ученых: М.Н. Афанасьева, Ю.Н. Давыдова, О.В. Крыштановской, В.П. Макаренко, М.В. Масловского, A .B .Оболонского, Г.В. Пушкаревой и др.^ Множество зарубежных публикаций посвящены реформированию административного аппарата государственной и местной власти и раскрывают новые тенденции в развитии административной культуры в развитых демократических странах (одним из наиболее распространенных направлений исследований является концепция «административного менеджмента»).^ Для анализа исторической динамики развития российской, а также советской административной культуры автор диссертационной работы использует работы ' Блау п. Исследование формальных организаций.//Американская социология; перспективы, проблемы, методы.Организация и управление в государственных учреждениях. М.: Рос. Академия Наук, 1993; Осборн Д., Пластрик п. Управление без бюрократов, пять стратегий обновления государства. М.: Издат. группа «Прогресс», 2001; Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях. М.: Экономика, 1995; Enteman W.E. Managerialism: The emergence of a new ideology. Madison: Univ. of Wisconsin press, 1993; Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government. Addison- Wesley Publishing Company, 1992; Smith B. C. Bureaucracy & political power. New York; St-Martin's press, 1988 и др.М.С. Восленского, O.B. Гаман, О.Г. Джавланова, П.А. Зайончковского, Т.П. Коржихиной, С М . Троицкого, Л.Е. Шепелева и др.' Целый ряд отечественных исследователей внесли существенный вклад в разработку теоретических основ и аспектов практической деятельности административного аппарата государственной и местной власти в РФ на современном этапе. Среди них особо следует отметить Т.П. Зинченко, В.Г. Игнатова, B.C. Комаровского, В.А. Мальцева, В. Нечипоренко, A . B .Оболонского, Е.В. Охотского, В. Л. Романова, Ю.Н. Старилова и др.^ Объект исследования - административный аппарат государственной и местной власти современной России, выступающий в виде совокупности административных организаций различных ветвей (законодательной, исполнительной и судебной) и уровней (центрального, регионального) государственной власти, а также местной власти.Предметом исследования является административная культура как способ деятельности административного аппарата государственной и местной власти.При этом носителем административной культуры выступает определенным образом организованная совокупность государственных и муниципальных служащих, чиновников.Охотского. М.: Экономика, 1998; Социология власти. Инф.-аналит. бюл./РАГС. М.:РАГС. 1997-2001 гг.; Старилов Ю.Н. Служебное право. М.: Бек, 1996 и др.Реализация цели подразумевает постановку следующих основных задач: - раскрыть основные методологические подходы к пониманию административной культуры, дать анализ основных типологий административной культуры, рассмотреть способы изучения административной культуры и механизмы ее изменения; - показать особенности отечественной административной культуры на основе анализа тенденций исторического опыта ее формирования и развития в рамках различных политических систем; - рассмотреть перспективы развития административной культуры, соответствие ее современным политическим процессам, указав положительные и отрицательные тенденции в деятельности административного аппарата государственной и местной власти РФ. Теоретические и методологические основы исследования.В основу построения концепции диссертационной работы легла идея о взаимосвязи и опосредованности развития российской административной культуры политическими процессами, происходящими в обществе, и политической культурой.Для выявления основных составляющих административной культуры, факторов ее формирования, динамики изменения диссертантом использовались системный, функциональный, исторический, сравнительный, социокультурный подходы. В социокультурном анализе административного аппарата государственной и местной власти диссертант опирается на две концепции рационально-прагматическую и феноменологическую.Сравнительно-исторический анализ помог определить типологии административной культуры; рассмотреть эволюцию административной культуры в российском государстве в рамках различных политических процессов.Модель бюрократии М.Вебера позволила охарактеризовать особенности организации и функционирования административного аппарата государственной и местной власти. Для обобщения основных современных тенденций в развитии административной культуры развитых демократических стран использовалась «концепция административного менеджмента».Изучение и диагностику административной культуры местной администрации одного из муниципальных образований Ленинградской области диссертант основывает на приемах модели «Десант» («Commando»). Данная модель анализа административной культуры подразумевает использование таких социологических методов как интервью, наблюдение, контент-анализ документации (Постановлений и Распоряжений Главы МО). Диссертант дополняет данную модель изучения административной культуры применением опросника Р.Харрисона, основанного на типологии административной культуры, предложенной Ч. Хэнди. Для обоснования перспектив развития российской административной культуры в современных политических условиях автором используются социологические данные, полученные в ходе различных опросов государственных и муниципальных служащих.Процесс функционирования административного аппарата государственной и местной власти жестко определяется нормативной базой, поэтому в работе используются Конституция РФ, Законы РФ, определяющие юридический статус и организацию деятельности административного аппарата государственной и местной власти в Российской Федерации.Научная новизна.Научная новизна исследования заключается в следующих положениях: - в обобщении основополагающих подходов отечественных и зарубежных исследователей к проблеме изучения, формирования и изменения административной культуры и разработке комплексной модели административной культуры; - в рассмотрении основных направлений исторического развития административной культуры российской государственности в рамках различных политических систем; - в выявлении тенденций и перспектив развития российской административной культуры под воздействием политических процессов на основе результатов социологических опросов по тематике административной культуры и по смежной проблематике, а также изучения диссертантом культуры местной администрации с помощью количественных и качественных методов социологического анализа.Положения, выносимые на защиту: 1. Административная культура способна мобилизовать сознание и деятельность чиновников на достижение определенных организационных целей, являясь системой ценностей, традиций, нормативных образцов поведения, ритуалов, которыми руководствуются государственные и муниципальные служащие в процессе работы.2. В современной российской административной культуре продолжают доминировать авторитарно-бюрократические ценности. В условиях широкомасштабной политической трансформации административная культура, доставшаяся в наследство от дореволюционной и советской, выступает своеобразным «тормозом» изменений.3. Однако современные политические процессы демократической направленности в российском государстве и мировые тенденции развития административной культуры в развитых демократических странах оказывают влияние на российскую административную культуру.Наблюдаются следующие тенденции: гласности и открытости выдвижения и назначения на должность, сменяемости, конкурсности, аттестационной основы продвижения на государственной и муниципальной службе поощрения инициативности и плюрализма мнений.4. Для успешного реформирования российской административной культуры необходимо выполнение ряда основных условий: - дальнейшая разработка политическим руководством программы реформирования государственной и муниципальной службы РФ на основе принципов аналогичной Концепции (2000года), центральное место в которой должны занять вопросы административной культуры; реализация на местах данной программы и создание алгоритма оценки эффективности работы административного аппарата по проблемам административной культуры; - разработка внутриорганизационных механизмов, способных осуществлять процесс рекрутирования, подготовки и работы чиновников в рамках административной культуры демократического государства посредством регулярного изучения административной культуры, как внутренними кадровыми службами, так и экспертами со стороны; анализа полученной информации и выработки рекомендаций для руководства всех уровней организационной иерархии; - развитие неформальных механизмов контроля над российской бюрократией в современных условиях с помощью СМИ, общественных объединений, заинтересованных групп граждан и других институтов гражданского общества.Научно-практическая значимость исследования и апробация работы.Основные положения данной диссертационной работы могут использоваться: 1) для дальнейшей разработки теоретических и прикладных аспектов трансформации административной культуры в РФ; 2) при создании и реализации программы реформирования административного аппарата государственной и местной власти в целом, а также в его отдельных подразделениях; 3) при подготовке лекций, спецкурсов и семинаров на соответствующую тему в курсе «Политология», «Политическое управление», «Государственное и муниципальное управление», «Административный менеджмент».Работа обсуждалась на заседаниях кафедры политологии Северо-Западной академии государственной службы, ее результаты отражены в научных статьях и выступлениях на межвузовских научных конференциях. Автор имеет три публикации по теме диссертации.Структура диссертационной работы.Исходя из целей и задач исследования, определена структура диссертации, состоящая из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка научных трудов автора и трех приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 115 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz