Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:01
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 27 » Скачать Особенности методической системы курса история информатики в условиях проективной стратегии обучения. Виденин, Сергей Александрович бесплатно
04:46
Скачать Особенности методической системы курса история информатики в условиях проективной стратегии обучения. Виденин, Сергей Александрович бесплатно
Особенности методической системы курса "история информатики" в условиях проективной стратегии обучения

Диссертация

Автор: Виденин, Сергей Александрович

Название: Особенности методической системы курса "история информатики" в условиях проективной стратегии обучения

Справка: Виденин, Сергей Александрович. Особенности методической системы курса "история информатики" в условиях проективной стратегии обучения : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Виденин Сергей Александрович; [Место защиты: Краснояр. гос. пед. ун-т] - Красноярск, 2009 - Количество страниц: 157 с. ил. Красноярск, 2009 157 c. :

Объем: 157 стр.

Информация: Красноярск, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КУРС ИСТОРИИ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ВУЗЕ13 •
§ 11 Предпосылки создания курса истории информатики
§ 12 Теоретические основы построения курса истории информатики
§ 13 Методическая система курса истории информатики
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИНФОРМАТИКИ»
§21 Психолого-педагогические основы построения ИОС
§ 22 Технологические требования к разработке ИОС
§ 23 Методические рекомендации применения ИОС «Виртуальный музей информатики» в учебном процессе курса истории информатики
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ГЛАВА 3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КУРСА ИСТОРИИ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ
ОБУЧЕНИЯ
§ 31 Повышение уровня историко-информационной компетентности, как фактор эффективности методической системы курса
§ 32 Результаты проведенного педагогического эксперимента

Введение:

Актуальность исследования. Система подготовки: будущих учителей информатики постоянно находится в стадии отбора адекватного содержания, форм, средств и методов обучения в условиях динамично развивающихся ИКТ и предметной области информатики. Вопросы развития методики преподавания- информатики в вузах являются темой многих научных исследований теоретико-методологического направления (Ю.К. Бабанский, Я.А. Ваграменко, В.В. Давыдов, B.F. Кинелев, В:В. Краевский, М.П. Лапчик, B.C. Леднев, ИЛ. Лернер, A.B. Могилев, Н.И. Пак, А.Е. Поличка, М.И. Рагулина, H.Bi Роберт, С.Р. Удалов, Е.К. Хеннер). Вопросы фундаментализации предметной подготовки будущих учителей информатики рассмотрены в исследованиях С.А. Баляевой, A.F. Гейна, Н.И. Рыжовой, Ф.В. Толкачева, М.В. Швецкого и др.
Тем не менее в педагогической и методической литературе по-прежнему невелико количество исследований, посвященных связям между предметами, изучаемыми будущим учителем: информатики: Исходя из этого становится актуальной проблема формирования такой системы подготовки учителя* информатики в педагогическом вузе, которая позволит обеспечить не: только качественное обучение по изучаемым предметам, но и закрепит связи между ними. В данных условиях важно следить за развитием и становлением всех компонент складывающейся системы. Несомненно, одним из таких компонентов всегда будет выступать изучение предметных дисциплин, но также нельзя упускать из внимания гуманитаризацию будущего учителя информатики, так как в складывающейся системе подготовки возрастает уровень его технократизации. Изменение и совершенствование содержания предметной подготовки будущих учителей информатики исследуется в работах Е.В; Барановой, Е.А. Гутовской, И;А. Лебедевой, С.В. Макаровой и. др.
Трудно не заметить, что одним из направлений модернизации образования является более широкое использование компетентностного подхода, что связано с выходом образовательного пространства за пределы формального образования в параллельные структуры системы непрерывного образования с учетом индивидуальных интересов и возможностей обучаемых и формированием навыков деятельности в конкретных ситуациях. Особенно сильно данный подход отразился на информатике, так как в силу своей специфики данная наука кроме репродуктивного изложения требует аналитического восприятия материала и продуктивной методики изучения её предметных дисциплин. Основополагающие элементы данной методики исследовались многими известными отечественными и зарубежными учеными (Дж. Дьюи, И .Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, A.A. Поляруш, С.М. Пономарев, М.Н. Скаткин, К.Д. Ушинский, A.B. Хуторской, М.А. Чошанов) и успешно применяются на практике.
Данный подход требует изменения учебного процесса, так как. для формирования компетентностей необходимо создание определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих учителю моделировать, их, а также осуществлять эффективный контроль за. деятельностью обучаемого в этой модельной среде.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), как наиболее эффективные и многофункциональные средства, интегрирующее в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, могут обеспечить среду формирования и проявления компетенций, к которым относится важная для будущих учителей информатики историко-информационная компетентность, реализующаяся преимущественно через курс истории информатики.
Вышесказанное выявляет группу противоречий: - между высоким потенциалом курса истории информатики для развития историко-информационной компетентности будущего учителя информатики и недооценкой роли* этого курса в сложившейся системе педагогического образования;
• между необходимостью модернизации преимущественно распространенной репродуктивной методики обучения курсу истории информатики, приводящей к понижению мотивации со стороны студентов (за счет необходимости пассивно усваивать и запоминать все больший объем нарастающей исторической информации), и слабой теоретической и практической базой применения продуктивных, активных методов в условиях ИКТ, позволяющих реализовать деятельностный подход в обучении этому курсу;
• между необходимостью аналитического восприятия исторических аспектов, поисковых методов изучения истории- информатики и неразвитостью подобных средств для организации обучения этому курсу.
Противоречия актуализируют проблему исследования - какой должна быть методическая система курса истории информатики в современных условиях ИКТ, чтобы повысить качество предметной подготовки будущего учителя' информатики.
Объект исследования - формирование историко-информационной компетентности будущих учителей информатики в процессе их предметной подготовки в педагогических вузах.
Предмет исследования - методическая система курса «История информатики» в условиях проективной стратегии обучения.
Цель исследования - теоретическое и практическое обоснование, а также разработка методической системы обучения курсу истории информатики в условиях проективной стратегии обучения, обеспечивающей формирование историко-информационной компетентности будущего учителя информатики в рамках предметной подготовки по курсу, как важнейшей части его профессиональной готовности.
В соответствии с выявленными проблемой, объектом, предметом и поставленной целью исследования выдвинута гипотеза исследования: повышение уровня историко-информационной компетентности учителей информатики и системность знаний в их предметной подготовке можуг быть обеспечены, если в методической системе курса истории информатики будут учтены следующие компоненты и условия:
• при формировании методической системы курса истории информатики, обучении этой дисциплине применяется проективная стратегия;
• содержание, средства и методы изучения курса определяются основными целями и задачами формирования профессиональной готовности учителя информатики в педагогическом вузе;
• целенаправленно развивается и используется информационно-образовательная среда курса, включающая проект «Виртуальный музей информатики», учебно-научные предметно ориентированные проекты, специальные задачи;
• используются разработанные учебные задачи и исследовательские проекты, реализующие принцип рекурсивности и проективности.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили его ведущие задачи:
1. Проанализировать основные методические подходы к формированию историко-информационной компетентности в системе подготовки будущих учителей информатики.
2. Разработать структуру и содержание основных компонент методической системы, реализующих системообразующий потенциал курса истории информатики.
3. Определить принципы и требования, которыми должна обладать информационно-образовательная среда (ИОС), применяемая с целью формирования историко-информационной компетентности.
4. Разработать ИОС, обеспечивающую эффективность методической системы обучения курса «История информатики» в условиях проективной стратегии обучения.
5. Разработать набор учебных заданий и исследовательских проектов, реализующих принцип рекурсивности и, проективности.
6. Исследовать в рамках педагогического эксперимента результативность проектируемой методической системы курса.
Методологические и теоретические основы исследования. К методологическим основам исследования относятся такие основополагающие идеи развития высшего педагогического образования, как идеи гуманитаризации современного образовательного процесса, культуросообразности и фундаментализации науки информатики в высшем педагогическом образовании, необходимости укрепления межпредметных связей и формирования ведущих компетентностей, одной из которых является историко-информационная компетентность.
К теоретическим основам исследования мы относим:
I. Труды отечественных педагогов, психологов и методистов, которые были использованы нами при разработке теоретических и методических основ курса истории информатики:
• общие направления применения инновационных педагогических технологий в образовании В.П. Беспалько, А.П. Ершова, В.А. Извозчикова, В.А. Сластенина, В.М. Монахова, П.И. Образцова;
• исследования, затрагивающие проблемы подготовки будущих учителей математики, Н.Я. Виленкина, Г.Д. Глейзера, В.Л. Матросова, А,Г. Мордковича, Т.С Поляковой, Н.Х. Розова, Н.Л. Стефановой и многих других;
• использованную в качестве объекта аналогий теорию историко-методической подготовки учителей математики Т.С. Поляковой;
• теории развития^ информационного общества и информации социальной и образовательной среды (В.А. Ваграменко, А.И., К. К.
Эффективность формирующего эксперимента обосновывалась преимущественно сравнительно-сопоставительным методом, материалом для которого являлись количественные данные, представленные в таблицах и на рисунках. Для обработки полученных данных использовались методы статистического анализа.
Основные этапы исследования. 2003 - 2004 гг. Установление исходных фактов исследования, осознание его замысла.
2004 - 2005 гг. Введение курса истории информатики в учебный план в качестве вузовского компонента КГПУ. Установление факта отсутствия систематического изложения истории информатики в современной научной и учебной литературе. Разработка содержательного и методического аппарата курса истории информатики, оформление данной работы в виде электронного учебно-методического комплекса. Проектирование информационно образовательной среды (ИОС) «Виртуальный музей информатики». Рефлексивный анализ, начало формирующего эксперимента.
2005 - 2007гг. Создание ИОС, обеспечивающей эффективность методической системы' обучения курса истории информатики в рамках проективной стратегии обучения.
2007 - 2009 гг. Окончательное формирование методического аппарата курса истории информатики. Завершение формирующей части эксперимента по внедрению курса истории информатики. Издание учебного пособия по курсу. Систематизация, теоретическое обоснование и оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что: - обоснована и разработана методическая система курса истории информатики, которая нацелена на формирование историко-информационной компетентности за счет предложенного методического и содержательного аппарата курса, обеспечивающего непрерывность и установление межпредметных системообразующих связей в предметной подготовке студентов;
Колин, М. П. Лапчик, И. Масуда, Е. С. Полат, В. К. Тихомиров, И. В.
Роберт);
• идеи рекурсивного обучения (Н. И. Пак).
П. Исследования, посвященные использованию ИКТ в учебном процессе:
• с точки зрения возможностей при формировании знаний, умений и навыков (Э. Броуди, Г. Дейвис, Д. Джемисон, О.С. Корнилова, Л.
Растригин, Г.О. Сидоров, Дж. Синклэр, К. Холл и др.);
• с целью повышения мотивации к учению (Б.Г. Ананьев, А.Н.
Леонтьев, П. Лидделл, Н.В. Замковая, Ю.П. Мальцев, Г.И. Щукина и др.);
• в индивидуализации учебного процесса (И.В. Дубровина, Е.Е.
Олейникова, СЛ. Рубинштейн, Р. Симпсон, Р. Уильямсон и др.);
• для развития навыков командной работы (Э. Бэлл, Дж. Ризо).
Методы исследования. В работе использованы научно-теоретические, статистические и экспериментальные методы исследования. Методы теоретического исследования: научно-методический анализ литературы по I философским, социальным и психолого-педагогическим проблемам, связанным с информацией общества, ее влиянием на личность и систему образования. Содержательные основы курса истории информатики базируются на анализе тематических взаимосвязей с другими предметными дисциплинами и выявлении точек соприкосновения для усиления системообразующей функции курса.
Основными экспериментальными методами исследования являются констатирующий и формирующий эксперименты, которые проводились в течение 5 лет. В ходе констатирующего эксперимента был проведен срез уровня историко-информационной компетентности будущих учителей информатики с помощью таких диагностических методов, как учебные тесты, контрольные задания, экспертные оценки, собеседование, опрос, методика «Выделение существенных признаков», наблюдение.
• разработана методика, реализующая продуктивные, активные методы обучения в системе курса за- счет ИОС «Виртуальный музей информатики».
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в уточнении понятия «историко-информационная компетентность учителя информатики» и обосновании, возможности формирования данной^ компетентности в процессе изучения курса истории' информатики;
• в теоретическом обосновании использования проективной стратегии при формировании методической системы курса истории информатики;
• в определении методических принципов использования ИОС, позволяющих создавать учебные ситуации для формирования историко-информационной компетентности.
Практическая значимость исследования заключается в том^ что:
• разработанная методическая система курса истории информатики-может быть внедрена в учебный процесс педагогических вузов;
• основные результаты исследования могут послужить основой формирования образовательных стандартов по информатике нового поколения;
• спроектирована и реализована проективная ИОС, имеющая свободный доступ в сети Интернет которая может быть использована для учебного процесса по курсу истории информатики;
• созданы учебное пособие по курсу истории информатики, электронный учебно-методический комплекс.
Достоверность научных результатов проведенного исследования, его положений и выводов обусловлена: использованием методических принципов научно-педагогического исследования; практической реализацией отдельных элементов построенной методической системы;
5 проведением педагогического эксперимента, адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования, использованием математических методов обработки результатов и педагогических критериев их качественной интерпретации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Курс истории информатики, при адекватном отборе содержания и использовании активных методов обучения, обеспечивает системообразующие, межпредметные связи и занимает ведущую роль в предметной подготовке учителя информатики.
2. Информационно-образовательная среда, реализованная на основе проективной стратегии и современных психолого-педагогических требований к организации ИОС, позволяет реализовать активную учебную деятельность студентов* и поддерживает высокий уровень их мотивации к изучению предмета.
3. Методическая система курса истории информатики позволяет повысить уровень историко-информационной компетентности, а также качество обучения базовым предметным дисциплинам (ТОЙ, программирование, архитектура компьютера, компьютерные сети и Интернет и др.).
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования* в ходе теоретической и экспериментальной работы. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры ИВТ, факультета информатики КГПУ им. В.П. Астафьева (20052009), на межвузовском научно-методическом семинаре (Красноярск, 2008, 2009), Всероссийской научно-практической конференций с международным участием «Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы», КГПУ (Красноярск, 2005-2009), Красноярской краевой научно-практической конференция «Информация краевого образования» (Красноярск, 2004), УПЬ
Всероссийской научно-практической конференции "Молодежь и наука XXI века" (Красноярск, 2008, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы авиации и космонавтики» (Красноярск 2007, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика, лингвистика и информационные технологии» (Елец, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в высшей и средней школе» (Нижневартовск, 2008), Международной научно-методической конференции «Информация образования - 2008» (Славянск-на-Кубани, 2008), II Общегородской ассамблее «Красноярск. Технологии будущего» (Красноярск, 2009), III Всероссийской олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам (С.-Петербург, 2009).
Внедрение научных результатов осуществлялось в процессе публикации учебного пособия по курсу, электронного УМКД, создания ИОС «Виртуальный музей информатики» путем организации опытно-экспериментальной работы на факультете информатики КГПУ им В.П. Астафьева. В настоящее время методика преподавания курса истории информатики успешно используется в КГПУ им В.П. Астафьева, в филиале КГПУ в Канске в процессе подготовки будущих учителей информатики.
Имеется 22 публикации по теме исследования, две из них в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Издано учебное пособие по курсу «История информатики».
Структура диссертации определена логикой научного исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 133 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz