Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 06:01
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 28 » Скачать Организационно-управленческие условия подготовки специалиста в педагогическом училище. Паршиков, Виктор Михайлович бесплатно
03:34
Скачать Организационно-управленческие условия подготовки специалиста в педагогическом училище. Паршиков, Виктор Михайлович бесплатно
Организационно-управленческие условия подготовки специалиста в педагогическом училище

Диссертация

Автор: Паршиков, Виктор Михайлович

Название: Организационно-управленческие условия подготовки специалиста в педагогическом училище

Справка: Паршиков, Виктор Михайлович. Организационно-управленческие условия подготовки специалиста в педагогическом училище : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2001 231 c. : 61 01-13/1898-3

Объем: 231 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2001


Содержание:

Глава 1« Теоретико-методологические основы исследования проблемы управления средним профессиональным образованием §1о Постановка исследовательской проблемы
§2» Теоретические основы управления средним профессиональным образованием Зо Специфика управления на уровне среднего педагогического образовательного учреждения ,
Выводы по главе I
Глава II» Управление качеством подготовки специалиста в педагогическом училище
§L Отбор диагностических методик исследования управления в педагогическом училище (констатирующий этап эксперимента)
§2о Изменения в организационной структуре управления в педагогическом колледже (поисково-преобразующий этап эксперимента)
§Зо Результаты экспериментальной работы Выводы по главе II Ззиключешме
Список использованмой литературм ил&жештт J в 1^

Введение:

Актуальность исследования. Современная ситуация профессиональной подготовки специалиста характеризуется поиском оптимальных условий успешного развития системы управления образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального. В реализации перспективных направлений непрерывного образования учителя особое место занимает управление образовательным процессом' в педагогических училищах и колледжах.Проблема управления средним профессиональным образованием до сих пор не стала предметом особого внимания педагогической науки; в большей степени изучались вопросы руководства и управления общеобразовательной ^ школой (И.П.Радченко, Ю.А.Конаржевский, В.П.Симонов, М.Л.Портнов, Т.В.Лошакова, Ю.В.Васильев, М.М.Поташник, А.М.Моисеев, В.С.Лазарев и др.).Внутри средних профессиональных образовательных учреждений назревали противоречия между: - государственными требованиями к целям профессиональной подготовки современного учителя и сложившейся практикой управления в педучилищах, которая не обеспечивает достижение новых целей; - провозглашенной государством целостностью системы профессиональной подготовки и реальной действительность, в которой существует определенная изоляция средней профессиональной школы от общеобразовательной и высшей; - исследованием отдельных сторон образовательной деятельности педагогических училищ и отсутствием опыта изучения современных тенденций, особенностей внутриучилищного управления и руководства.Стремление по возможности найти пути разрешения этих противоречий определило выбор темы данного исследования: щ управленческие условия подготовки специалиста в педагогическом училище».Цель исследования — теоретическое обоснование и практическая апробация модели управления функционированием и развитием педагогического училища.Объект исследования — управление процессом подготовки специалиста в педагогическом училище.Предмет исследования - организационно-управленческие условия подготовки специалиста в педагогическом училище.Гипотеза исследования заключается в следующих предположениях.Организационно-управленческие условия, обеспечивающие подготовку специалиста в педагогическом училище, отвечающего современным требованиям, включают в себя: - выявление специфики среднего профессионально-педагогического образования как самостоятельного компонента системы непрерывного образования, входящего одновременно в две подсистемы (общего и высшего педагогического образования); - построение модели организации управленческого процесса; - расширение образовательной среды педагогического училища; - обеспечение возможностей выбора студентом способов реализации образовательно-профессиональных программ; - систему мер, содействующих личностно-профессиональному росту субъектов образовательного процесса.Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили постановку следующих [И1ССЛ1©довател1Ь?ки1Х задачs 1. Провести теоретический анализ проблемы.2. Выявить показатели качества подготовки специалиста в педагогическом училище.3. Выявить организационно-управленческие условия, определяющие качество подготовки учителя в педагогическом училище.4. Построить модель управления функционированием и развитием педагогического училища. I5. Апробировать предложенную модель, обобщить результаты исследования.Методологической основой исследования являются теория системного моделирования, позволяющая рассматривать образовательное учреждение как самостоятельную структуру, способную строить внутреннее управление в соответствии с общими принципами системы профессионального управления; личностно-ориентированный и деятельностный подходы в педагогике, обеспечивающие активность всех субъектов образовательного процесса.Исследовательская позиция обусловлена теоретической базой, которую составили: - философские и педагогические идеи о ценности деятельностного, личностного и системного подходов в изучении проблем профессионального развития педагога (Б.Г.Ананьев, Б.С.Гершунский, В.Ю.Кричевский, А.Н.Леонтьев, А.А.Орлов, И.И.Проданов, В.В.Сериков, А.П.Тряпицына, Б.Д.Шадриков, Т.И.Шамова и др.); - теории и концепции профессионально-педагогической подготовки (З.И.Васильева, В.Г.Воронцова, И.А.Колесникова, Н.В.Кузьмина, В.Н.Максимова, Л.М.Митина, Н.Ф.Радионова, Н.К.Сергеев, В.А.Сластенин и ДР-); -концепции управления развитием образования (В.С.Кошкина, В.С.Лазарев, О.Е.Лебедев, Т.В.Лошакова, А.М.Моисеев, М.М.Поташник, И.И.Проданов, Ш В.П.Симонов, П.И.Третьяков, А.П.Тряпицына, Т.И.Шамова и др.). - основополагающие идеи зарубежной и отечественной теории управления (Р.Акофф, В.Г.Афанасьев, Н.Винер, Д.Карнеги, А.Маслоу, А.А.Марков, Н.Н.Обозов, Д.А.Тихомиров, Ф.Тейлор, А.Файоль, К.Шеннон, Р.Эшби и др.); -теории управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся (В.П.Беспалько, В.А.Бордовский, А.В.Брушлинский, П.Я.Гальперин, Э.А.Голубева, В.В.Давыдов, Л.Н.Ланда, И.Я.Лернер, В.Д.Небылицын, ф В.Н.Пушкин, Н.Н.Суртаева, Н.Ф.Талызина, О.К.Тихомиров, Д.Б.Эльконин и др.).Базой исследования являлся учебно-педагогический комплекс «базовая школа — колледж» в г.Гатчине. В эксперименте приняли участие 1200 студентов колледжа и 80 преподавателей и учителей комплекса; руководители педагогических училищ Северо-Западного региона Российской Федерации.Этапы исследования. I этап (1992-1995 г.г,) решал диагностические задачи, связанные с изучением педагогической действительности, опыта управления образовательным процессом на уровне' педагогического училища в изменяющейся социально-экономической ситуации, в условиях реформирования профессионального образования. II этап (1995-1999 г»Го)о На этом этапе изучалась достоверность и научность предпосылок разработки новых организационно-управленческих условий в педагогическом училище; внедрялись разработанные модели активизации методической и технологической служб в организационной структуре управления колледжем, модели управления образовательным процессом. III этап (1999-2001 ГоГ,) включал в себя задачи обобщения результатов исследования, изучения возможности тиражирования практикоориентированных результатов в других педагогических училищах.Методами исследования выступают: теоретический анализ проблемы; педагогическое наблюдение за осуществлением управления в педагогическом училище; изучение инструктивных и методических материалов, опыта управленческой деятельности в общеобразовательной и высшей профессиональной школах; социологические методы (беседы, интервью, анкетирование); метод моделирования управленческих решений; анализ и обобщение результатов формирующего эксперимента.На защиту выиосзвтси следующие положения; 1. Образовательный процесс в педагогическом училище строится с учетом закономерностей общего и высшего профессионального образования. При ^ этом закономерности высшего профессионально-педагогического образования определяют ценностно-ориентирующую функцию управления Ш щ Ш' т педагогическим училищем.2. Обобщенная модель организационной структуры управления в педагогическом училище включает в себя: - математическую модель организационной структуры управления в педагогическом колледже с алгоритмическими предписаниями оптимальных управленческих шагов (последовательность связей между элементами оргструктуры и указанием времени проведения работы); - графически-схематическую модель оргструктуры управляющей системы; - графическую модель результатов экспериментальной работы; - текстовую модель профессиональной готовности выпускника педагогического училища; - модель содержания образовательного процесса в виде образовательной профаммы и учебно-методического комплекса по учебным дисциплинам.3. Расширение образовательной среды педагогического училища предполагает появление новых функций управления, а именно установление внешних связей училища и ВУЗа, которые реализуются через: - согласование учебного плана и профаммы; - участие в совместной исследовательской работе; - мониторинг профессиональной деятельности выпускников педучилища и отслеживание результатов их обучения в ВУЗе; - различные формы повышения квалификации преподавателей педагогического училища.4. Выбор студентом способов реализации образовательно-профессиональной профаммы предполагает построение им собственного образовательного маршрута в процессе обучения в педагогическом училище и в ВУЗе.5. Система мер, содействующих профессионально-личностному росту субъектов образовательного процесса, включает в себя: - самооценку результатов собственной деятельности с позиций современных ^ требований к качеству руководства и управления образовательным процессом; il. - поиск путей профессионального роста, осознание личностной значимости роли науки в управлении и самоуправлении; - активное включение в различные институциональные формы повышения квалификации, а также в исследовательскую работу, самообразование; - развитие умения анализировать, обобщать опыт собственной деятельности и коллег, отражать его в виде тезисов, статей, публикаций и других источников информации.Результат реализации этих мер приводит к изменению профессиональной деятельности директора, который выступает в роли руководителя, организатора, лидера; и преподавателей, которые становятся проектировщиками (разработчиками) профессионально-образовательного процесса.Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: 1. Определены взаимосвязи общего, среднего и высшего педагогического образования, обусловливающие специфику среднего профессиональнопедагогического образования.2. Вскрыты сущностные характеристики современного педагогического училища, раскрывающие его функции в системе непрерывного педагогического образования.3. Выявлены показатели качества подготовки специалиста в педагогическом училище: трудоустройство, социальная адаптация выпускников.Щи успешность продолжения обучения в высших учебных заведениях, уровень общепрофессиональной готовности обучающихся, социальная активность обучающихся, профессионально-ценностные ориентации выпускников.4. Выделены организационно-управленческие ' условия подготовки современного специалиста, к которым отнесены: построения матричной организационной структуры управления, расширение образовательной ^ среды; моделирование различных образовательных профамм, система мер личностно-профессионального роста субъектов образовательного процесса.5. Определены связи между характером управления и качеством подготовки студентов педагогического училища: системообразующие связи между новыми элементами организационной структуры управления (теоретическая служба определяет содержание стратегической и технологической служб; технологическая влияет на учебновоспитательный процесс, обеспечивает коррекцию и контроль качества деятельности, влияет на индивидуальную работу преподавателей и студентов); новые способы воздействия и взаимодействия с обучающимися в учебно-познавательной деятельности; построение единого воспитательно-образовательного пространства и взаимодействие с органами студенческого самоуправления; совместная творческая деятельность студентов и преподавателей.Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации по обновлению^ управленческой деятельности руководителя среднего профессионального учреждения, обеспечивающие повышение качества подготовки студентов; определены рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы средних педагогических училищ; разработаны программы курса «Основы управления и руководства современной школой».Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается теоретико-методологической базой исходных позиций исследования, адекватностью поставленных задач и методов исследования, длительным характером экспериментальной работы и возможностью ее повторения; объективностью полученных результатов.Апиробаидия и внедрение результатов» Исследование проводилось на базе учебно-методического комплекса «базовая школа - колледж» в г.Гатчине, педагогических колледжах и училищах Ленинградской области (г.г.Выборг, Пикалево, Сестрорецк). Результаты исследования нашли отражение в статьях и тезисах, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях в г.г.Санкт-Петербурге, Новгороде, Мурманске, Вологде. Материалы исследования внедрялись автором в |? процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя и директора педагогического училища.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст иллюстрирован схемами и таблицами, отражающими основные положения и результаты исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 123 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz