Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:57
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 21 » Скачать Организационно-правовые основы контроля за оборотом служебного оружия в деятельности негосударственных (частных) охранных бесплатно
07:39
Скачать Организационно-правовые основы контроля за оборотом служебного оружия в деятельности негосударственных (частных) охранных бесплатно

Организационно-правовые основы контроля за оборотом служебного оружия в деятельности негосударственных (частных) охранных структур

Диссертация

Автор: Подчерняев, Сергей Николаевич

Название: Организационно-правовые основы контроля за оборотом служебного оружия в деятельности негосударственных (частных) охранных структур

Справка: Подчерняев, Сергей Николаевич. Организационно-правовые основы контроля за оборотом служебного оружия в деятельности негосударственных (частных) охранных структур : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.14 / Подчерняев Сергей Николаевич; [Место защиты: Всерос. науч.-исслед. ин-т МВД РФ] - Москва, 2010 - Количество страниц: 163 с. ил. Москва, 2010 163 c. :

Объем: 163 стр.

Информация: Москва, 2010


Содержание:

Введение -
Глава 1 Понятие оборота оружия в негосударственной (частной) охранной деятельности и его регулирование
11 Понятие и правовые основы оборота служебного оружия: элементы и характеристика
12 Административно-правовое регулирование оборота оружия в деятельности негосударственных (частных) охранных структур
Глава 2 Государственный контроль за оборотом служебного оружия в негосударственных (частных) охранных структурах
21 Административно-правовые и организационные меры, формы и методы контроля за оборотом служебного оружия в деятельности негосударственных (частных) охранных структур
22 Деятельность органов внутренних дел по контролю установленного порядка оборота оружия в негосударственных (частных) охранных структурах и проблемные ситуации, связанные с его осуществлением
Глава 3 Совершенствование административно-правовых и организационных мер контроля за оборотом служебного оружия в негосударственных (частных) охранных структурах
31 Основные направления совершенствования административно-правовых мер контроля за оборотом оружия в негосударственных (частных) охранных структурах
32 Совершенствование организационных мер контроля за оборотом служебного оружия в негосударственных (частных) охранных структурах

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования.
Существенные экономические и социально-политические преобразования в Российской Федерации неизбежно приводят к необходимости постоянного совершенствования различных составляющих ее правовой системы, в том числе правового регулирования оборота оружия.
Процессы демократизации общества и государства, равенство различных форм собственности стали основанием для предпринимательской активности юридических и физических лиц, осуществления отдельных видов деятельности, производств, работ и оказания услуг, в том числе связанных с использованием потенциально опасных технологий, веществ и предметов.
Долгосрочные перспективы развития сферы негосударственных услуг безопасности неразрывно связаны с административной реформой, совершенствованием государственного регулирования, экономическими процессами. Как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г., необходимо совершенствовать систему государственных органов, оптимизировать и конкретизировать их полномочия, повысить эффективность государственного управления, в том числе усовершенствовать формы и методы административного воздействия государственных органов на социально-экономические процессы, исключающие или сводящие к минимуму вероятность возникновения негативных явлений, так или иначе способствующих развитию криминальных процессов. 1
В этой сфере должна быть сформирована принципиально новая модель общественных отношений, основанная на принципах равноправного партнерства государственных и негосударственных субъектов, постоянного
1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральном Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г.// Российская газета. 2009. № 214. 12 нояб. развития форм и методов взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов и негосударственных структур безопасности.
Рынок негосударственных услуг безопасности, оказываемых малыми и средними негосударственными охранными предприятиями и службами безопасности, свыше 15 лет является реальностью. Он динамично развивается и имеет устойчивую тенденцию к расширению. Ежегодно на рынке частных охранных услуг появляется около 1,5 — 2 тыс. новых предприятий1. В то же время важной задачей государственного управления в данной сфере является обеспечение эффективного государственного контроля за рынком частных охранных услуг, сведение к минимуму негативного влияния частной охранной деятельности на политические и социально-экономические процессы в обществе.
По данным МВД России, на конец 2009 г. в пользовании частных охранников и служб безопасности, которых насчитывалось около тридцати тысяч, находилось около 119 тысяч единиц огнестрельного оружия. Причем количество оружия в частных предприятиях постоянно увеличивается в среднем на два процента в год. Такое количество огнестрельного оружия, находящегося в частном владении, является потенциальным фактором, могущим оказать серьезное влияние на состояние криминальной обстановки в стране.
Одним из важнейших элементов государственного контроля за рынком частных охранных структур является контроль, осуществляемый органами внутренних дел за соблюдением установленных требований и правил оборота гражданского и служебного оружия в деятельности частных охранных предприятий. Учитывая, что неправомерный оборот оружия является одним из существенных факторов, влияющих на состояние охраны прав и законных интересов граждан, правопорядка в стране, проблемы
См.: Кочин А.А. Современные проблемы организации контроля органов внутренних дел за частной охранной деятельностью. М.:ВНИИ МВД России, 2006. С.16-17. совершенствования форм и методов указанного контроля приобретают особое значение.
Анализ содержания законодательства, регулирующего оборот оружия и результаты проверок соблюдения требований и правил оборота оружия в частных охранных предприятиях, осуществляемых органами внутренних дел, показывают, что в данной сфере имеются существенные проблемы нормативного, административно-правового и организационного характера, требующие теоретического изучения и разработки соответствующих практических рекомендаций в целях ее дальнейшего совершенствования.
Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» подчеркнул важность проблемы и внес ряд принципиальных изменений и дополнений в правоотношения в указанной сфере. В этой связи необходимо научное осмысление места и значения новелл, предусмотренных этим законодательным актом.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной юридической науке теоретическому исследованию проблем осуществления контроля за оборотом служебного оружия в деятельности негосударственных (частных) охранных структур на сегодняшний день уделено недостаточно внимания.
Общетеоретические проблемы административно-правовых режимов рассматривались в работах Бахраха Д.Н., Болтовского А.А., Гущина В.В., Долгополова А.А., Маиляна С.С., Мелехина А.В., Козлова Ю.М., Рушайло В.Б., Тихомирова Ю.А.
Вопросы правового регулирования лицензионно-разрешительной работы, осуществляемой органами внутренних дел, исследовались в работах Бакаева А.А., Гливинского А.З., Орлова А.Н., Савелия М.Ф., Шелковниковой Е.Д.
Отдельные вопросы административно-правовых режимов оборота оружия освещались в работах Белоконя А.В., Благова А.Д., Делягина И.В., Дубровина А.К., Каплунова А.И.
Проблемами организации и осуществления контроля органов внутренних дел за частной охранной деятельностью занимались такие авторы, как Иванов В.И., Калмыков Г.И., Кочин А.А., Шестаков В.И.
Вместе с тем комплексного исследования проблем организации и осуществления контроля органов внутренних дел за оборотом оружия в частной охранной деятельности не проводилось.
Целью диссертационного исследования является расширение теоретической и административно-правовой основы контроля за оборотом оружия в частной охранной деятельности путем комплексного анализа нормативных предписаний, регулирующих требования и правила оборота служебного оружия и порядок осуществления органами внутренних дел контроля за ним, их рассмотрение в контексте функционирования подразделений лицензионно-разрешительной работы, а также выработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию контрольной деятельности органов внутренних дел за оборотом оружия в частных охранных предприятиях.
Основные задачи исследования. Для достижения указанной цели в диссертации были поставлены следующие задачи: изучить нормативно-правовую базу, регулирующую оборот гражданского и служебного оружия в целом и в частной охранной деятельности; систематизировать комплекс нормативных предписаний, определяющих оборот гражданского и служебного оружия, порядок и содержание контроля за его оборотом в частных охранных предприятиях;
• дать характеристику основным элементам деятельности органов внутренних дел по осуществлению данного контроля;
• определить цель, задачи и основные направления контроля органов внутренних дел за оборотом оружия, в том числе в частной охранной деятельности; изучить практику и закономерности функционирования подразделений лицензионно-разрешительной работы по осуществлению контроля за оборотом служебного оружия в частной охранной деятельности; разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и деятельности органов внутренних дел в сфере контроля за оборотом гражданского и служебного оружия в деятельности частных охранных предприятий.
Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере оборота оружия, теория и практика применения административно-правовых режимов оборота служебного и гражданского оружия в деятельности негосударственных (частных) охранных структур.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие деятельность органов внутренних дел по осуществлению контроля за оборотом гражданского и служебного оружия в негосударственных (частных) охранных структурах, и практика их применения; закономерности и взаимосвязи правового, организационного и методического характера в процессе осуществления данного контроля; совокупность факторов и условий, влияющих на его эффективность.
Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является диалектический метод познания социальных явлений и процессов реальной действительности, предполагающий их изучение в постоянном развитии, тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
В процессе исследования использовалась совокупность таких общенаучных методов исследования, как анализ и синтез, формальнологический, сравнительно-правовой, а также частно-научные, включающие статистический, конкретно-социологический и иные методы.
В качестве нормативной базы выступают Конституция Российской Федерации, действующее уголовное, административное и иное законодательство, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование в рассматриваемой сфере.
Теоретической основой исследования стали труды ученых и специалистов в области конституционного, уголовного и административного права, криминологии, организации профилактики преступлений и иных правонарушений, деятельности органов внутренних дел, а также материалы судебной практики, раскрывающие теоретическую и практическую сущность вопроса.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные и материалы МВД России, Главного управления МВД по ЦФО, УВД по Орловской области о состоянии и результативности работы по контролю за оборотом оружия в частной охранной деятельности, материалы контрольных проверок, дела об административных правонарушениях в- сфере частной охранной деятельности.
Научная новизна исследования определяется тем, что предметом самостоятельного монографического исследования впервые стало специальное комплексное изучение правовых, организационных, методических, ресурсных и т.д. проблем, связанных с закономерностями и особенностями осуществления органами внутренних дел контроля за оборотом гражданского и служебного оружия в частной охранной деятельности.
Новой является и научная оценка модели взаимоотношений органов внутренних дел и частных охранных предприятий в сфере оборота огнестрельного оружия, получившей нормативное закрепление в Федеральном законе от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ.
Новизна работы состоит и в том, что диссертант на основе концептуальных положений государственного контроля за оборотом оружия, опираясь на результаты собственного эмпирического исследования, разработал предложения и рекомендации, направленные на совершенствование и повышение эффективности форм и методов деятельности органов внутренних дел по осуществлению указанного контроля.
Основные положения, выносимые на защиту:
1 .Предоставляя частным охранным структурам значительные полномочия в сфере правоохраны, государство оставляет за собой право контроля за их деятельностью. Цель такого контроля — обеспечить соблюдение этими негосударственными структурами действующего законодательства, соответствующих режимных требований, предупреждение и пресечение правонарушений частными охранными организациями и частными охранниками.
2. Основанный на проведенном анализе вывод о том, что контроль органов внутренних дел за оборотом оружия в негосударственных (частных) охранных структурах является составной частью государственного контроля за частной охранной деятельностью. В этой связи представляется целесообразным рассматривать теоретические и практические проблемы их совершенствования во взаимосвязи и взаимообусловленности.
3. Авторские определения:
• частной охранной деятельности, под которой понимается «основанная на законодательстве деятельность негосударственных организаций или предприятий по возмездной защите и охране, в том числе с использованием огнестрельного оружия и специальных средств, на договорной основе жизни и здоровья граждан, принадлежащего им имущества, обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий и осуществлению технических и иных мероприятий по обеспечению охраны различных объектов от противоправных посягательств»;
• понятия оборота служебного оружия в деятельности частных охранных организаций. Это процесс, включающий нормативно урегулированные и контролируемые действия по приобретению, хранению, транспортировке, использованию, применению и возврату служебного оружия (списанию);
• понятия контроля за оборотом оружия в частных охранных предприятиях как «деятельности органов внутренних дел, осуществляемой на основе предоставленных им полномочий по проверке соответствия условий оборота гражданского и служебного оружия в частных охранных предприятиях требованиям и правилам, установленным законодательством и иными нормативными правовыми актами, правовой оценке такого соответствия, документальной фиксации выявленных нарушений с последующим их устранением, регламентированной по порядку, формам и срокам».
4. Предложение о дополнении статьи 16 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» новым абзацем следующего содержания: «Частные охранные организации обязаны соблюдать установленные законодательством Российской Федерации правила оборота оружия и не допускать его утраты, хищения либо использования в противоправных целях, а также целях, не связанных с оказанием охранных услуг».
5. Вывод о том, что в целях обеспечения единой государственной политики в сфере охранной деятельности необходимо разработать и принять Федеральный закон общего уровня «Об охранной деятельности в Российской Федерации», который будет определять единые принципы, цели и задачи, терминологию, формы охранной деятельности и т.д. для всех субъектов, осуществляющих охранную деятельность, как государственных, так и частных.
6. Предложение о дополнении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 20.16.1. следующего содержания:
Статья 20.16.1. Нарушение законодательства о частной охранной деятельности.
1. Нарушение в частной охранной деятельности порядка хранения, использования, выдачи оружия, установленных законодательством Российской Федерации, если такое нарушение не образует уголовно наказуемого деяния влечет наложение .
2. Оказание частной охранной организацией охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества без заключения соответствующего договора либо без уведомления органов внутренних дел о начале оказания охранных услуг, а также оказание охранных услуг с использованием специальных средств без заключения соответствующего договора и без уведомления органов внутренних дел о начале оказания таких охранных услуг влечет наложение .
3. Необеспечение доступа должностных лиц органа внутренних дел в ходе проведения ими проверочных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации о частной детективной и охранной деятельности в места хранения оружия, специальных средств и (или) служебной документации, отражающей учет и использование оружия и (или) специальных средств, либо воспрепятствование такому доступу — влечет наложение .
7. Вывод о том, что совершенствование качества и эффективности контроля за оборотом оружия в целом должно осуществляться по следующим направлениям:
• нормативное, предусматривающее разработку и внесение в законодательные акты и другие нормативные документы соответствующих изменений и дополнений, направленных на изменение оснований и пределов уголовной и административной ответственности, установление дополнительных правил и требований режима оборота оружия, расширение полномочий контролирующих органов, введение дополнительных обязанностей для субъектов частной охранной деятельности и т.д.;
• организационное, связанное с формами и методами контрольной работы, регламентами отдельных составляющих ее действий, профессиональной специализацией, участием конкретных экспертов, специалистов и т.д.;
• методическое, включающее профессиональную подготовку и обязательную периодическую переподготовку кадров, осуществляющих контрольную деятельность, разработку соответствующих пособий и инструкций, как печатных, так и видео, аудио записей.
• ресурсное, предполагающее соответствующее кадровое, финансовое, техническое, материальное и иное обеспечение контрольной деятельности и подразделений, ее осуществляющих.
8. Вывод о том, что одним из перспективных направлений совершенствования деятельности частных охранных предприятий, связанных с оборотом служебного оружия, по нашему мнению, является определение и установление дополнительных лицензионных условий для осуществления охранной деятельности, связанной с вооруженной охраной объектов и (или) имущества.
Такими обязательными условиями должны быть:
• обязательное наличие в частной охранной организации специального помещения для хранения оружия и боеприпасов к нему;
• наличие в штате частной охранной организации лиц и (или) лица, ответственного за оборот оружия, его сохранность, техническое состояние, огневую подготовку, обучение действиям, связанным с использованием оружия;
• наличие дежурной части с круглосуточным режимом работы, в обязанности работников которой должен входить постоянный и текущий контроль за оборотом оружия, в том числе на объектах охраны;
• наличие средств связи у частных охранников, выполняющих свои функциональные обязанности с оружием.
9. Вывод о том, что в сфере контроля за оборотом оружия обязательной является соответствующая психологическая подготовка сотрудников, его осуществляющих, формирующая у них навыки коммуникативного общения, дающая представление о возможных ситуациях в осуществлении контрольной деятельности и путях компромиссного выхода из них, и т.д.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены применением научно обоснованной методики исследования, основное содержание которой изложено в соответствующем разделе введения. Для обеспечения научной обоснованности использован достаточно широкий круг источников специальной литературы, нормативно-правовых актов российского административного и иного законодательства, других нормативных материалов, результатов конкретных социологических исследований.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его направленностью на решение стоящих перед органами внутренних дел задач по организации и осуществлению эффективного контроля за установленными правилами оборота оружия в деятельности частных охранных предприятий, прежде всего, путем исследования и разработки актуальных вопросов регламентации и применения отдельных структурных элементов и положений указанного контроля. Теоретическое значение диссертации выражается и в углубленном комплексном исследовании данной проблемы, что дает возможность рассмотреть ее во взаимосвязи с положениями, ранее выработанными в административно-правовой науке, и в определенной мере восполнить имеющиеся теоретические и прикладные пробелы.
Научно-прикладная составляющая настоящей работы заключается и в том, что основные положения, выводы и предложения могут быть использованы как при разработке теоретических положений административно-правовых режимов оборота оружия, в законотворческой деятельности по совершенствованию административного и иного законодательства, так и в практической деятельности органов внутренних дел и должностных лиц, осуществляющих контроль за оборотом оружия в частных охранных предприятиях.
Некоторые положения диссертации могут быть также использованы в учебном процессе высших учебных заведений, прежде всего системы МВД России, при преподавании дисциплин административно-правового цикла, специальных курсов по административной деятельности органов внутренних дел, а также при подготовке и повышении квалификации частных охранников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация прошла обсуждение и одобрена на заседании НИЦ-7 ВНИИ МВД России.
Сформулированные в диссертации наиболее важные теоретические положения, практические выводы и рекомендации были использованы при подготовке пяти статей, в том числе двух - в журналах, рекомендованных перечнем ВАК, общим объемом 2 п.л.
Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе Орловского юридического института МВД России, Воронежского института МВД России.
Разработанные в процессе диссертационного исследования методические рекомендации по совершенствованию контроля за оборотом оружия в частной охранной деятельности используются в практической деятельности УВД по Орловской области и научно-исследовательской работе ВНИИ МВД России.
Основные теоретические выводы, рекомендации и положения диссертационного исследования изложены автором в форме докладов и выступлений на двух научно-практических конференциях.
Структура диссертации обусловлена целью исследования и вытекающими из нее задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 134 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz