Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 20:23
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Организационно-педагогические условия развития детского оздоровительного лагеря на современном этапе. Леднева, Людмила Савельевна бесплатно
04:09
Скачать Организационно-педагогические условия развития детского оздоровительного лагеря на современном этапе. Леднева, Людмила Савельевна бесплатно
Организационно-педагогические условия развития детского оздоровительного лагеря на современном этапе

Диссертация

Автор: Леднева, Людмила Савельевна

Название: Организационно-педагогические условия развития детского оздоровительного лагеря на современном этапе

Справка: Леднева, Людмила Савельевна. Организационно-педагогические условия развития детского оздоровительного лагеря на современном этапе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2003 173 c. : 61 03-13/1743-5

Объем: 173 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
§1 Проблемы развития детского отдыха на современном этапе
§2 Современные педагогические подходы к развитию детского оздоровительного отдыха
21 Либеральный подход в развитии детского оздоровительного лагеря
22 Культуросообразный подход
23 Личностно-ориентированный подход
24 Практико-ориентированный подход
Выводы по главе
Глава 2 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
§1 Новые подходы к педагогике каникул
§2 Модель развития детского оздоровительного лагеря в современных условиях
21 Цели и задачи разработки модели развития детского оздоровительного лагеря
22 Принципы развития детского оздоровительного лагеря
23 Направления развития детского оздоровительного лагеря
24 Факторы, содержание и формы развития детского оздоровительного лагеря
§3 Педагогические подходы к реализации модели развития детского оздоровительного лагеря
Выводы по главе
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
§1 Продуктивное образование как новый подход к развитию детского оздоровительного лагеря
§2 Требования к системе управления и подготовки педагогических кадров в детском оздоровительном лагере
Выводы по главе

Введение:

Современные реалии развития мирового сообщества определяют высокие требования к образовательной подготовке населения. За последние годы существенно возрос поток информации, необходи\юй для обязательного усвоения подрастающим поколением. В противном случае проблема социализации молодого человека может быть просто не разрешена. Отсюда вытекает естественная интенсификация всего учебного процесса, что не может не сказаться на здоровье учащихся.В нашей стране разрешение этой проблемы, характерной для всего мирового сообщества, осложняется рядом социально-экономических факторов, не позволяющих широкомасштабно внедрять здоровьесберегающие технологии обучения, обеспечивать полноценный отдых детей в свободное от учебы время.На протяжении семидесяти лет высокие нагрузки при об>'чении в значительной мере компенсировались отлаженной государственной системой организации отдыха детей. Серьезное место в этой работе отводилось организации отдыха в период летних каникул. Пионерские лагеря, поистине, были кузницей здоровья для большинства представителей подрастающего поколения. К сожалению, в первой половине 90-х годов многие летние центры отдыха детей были перепрофилированы, а многие из оставшихся уже не могли обеспечить полноценный отдых, не говоря уже о развитии детей, в силу материальных затруднений. Результаты не замедлили сказаться: сегодня по различным данным только 15% выпускников школ покидают учебное заведение абсолютно здоровыми. Не случайно то, что вопросы организации детского отдыха стали одними из актуальнейших вопросов, стоящих перед обществом.В советский период выделялись два направления развития детских оздоровительных лагерей. Первое характеризовалось приоритетом жесткой организации отдыха в соответствии с действовавшими идеологическими установками; второе - реализацией личностноориентированного подхода. Оба направления наиболее ярко проявлялись в работе пионерских лагерей «Артек» - первое направление и «Орленок» - второе, которые служили своеобразным эталоном организации детского отдыха.В настоящее время в педагогической науке нет единого мнения: какая из моделей отдыха детей лучше. Казалось бы, с принятием Закона РФ «Об образовании», ставящего гуманистические идеи функционирования образовательных учреждений и организаций на первый план, первая модель становится не актуальной. Практика показывает, что это не так. Необходимость четкой организации сегодня связана, в первую очередь не с идеологическими догмами, а с требованием обеспечения безопасного отдыха. Хотя вторая модель, конечно, представляется более привлекательной, так как в большей степени способствует развитию творческой неординарно мыслящей личности, востребованной сегодня.В целом, эффективная организация детского отдыха сдерживается в настоящее время рядом противоречий между: • несоответствием традиционных форм организации детского отдыха и новыми потребностями и ожиданиями детей, а также их родителей (законных представителей); • объективной потребностью развития неформального общения, организации досуга с использованием зрелищных мероприятий, на основе новых технологий, в том числе информационных и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения такой работы; • необходимостью гуманистического подхода к организации отдыха и склонностью управленцев, а также педагогических кадров к применению традиционных форм и методов, достаточно хорошо зарекомендовавших себя в прошлые годы, которые, как правило, не в состоянии обеспечить реализацию гуманистической парадигмы образования; • новыми требованиями времени к организации детского отдыха и слабой разработанностью законодательства в этом вопросе; • высокими требованиями детей к организации детского отдыха и ограниченностью материальных ресурсов для их реализации; • необходимостью внедрения инновационных процессов в организацию работы детского лагеря и недостаточной подготовленностью педагогических кадров.Эти, а также другие противоречия, связанные с особенностями развития современного общества, могут быть сглажены, а некоторые полностью устранены при решении педагогической проблемы, направленной на определение роли, места, содержания, форм и методов организации детского отдыха в современных условиях. Данная проблема определила тему нашего исследования - «Организационнопедагогические условия развития детского оздоровительного лагеря на современном этапе».Цель исследования - разработать организационнопедагогические условия развития детского оздоровительного лагеря на современном этапе.Объект исследования - детский оздоровительный лагерь как педагогическая система.Предмет исследования - особенности процесса развития детского оздоровительного лагеря в современных условиях.Гипотеза исследования. Педагогическая система детского оздоровительного лагеря может не только успешно функционировать, но и получить развитие в условиях нестабильного финансирования если: - проанализированы основные тенденции развития детского оздоровительного отдыха в России; - определены роль, цели и задачи развития системы детского оздоровительного отдыха на современном этапе и на перспективу; - разработана модель развития оздоровительного лагеря в современных условиях; - определены основные направления реализации модели; - определены организационно-педагогические условия реализации выстроенной модели.В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание изучению и разработке путей и рационального использования свободного времени с целью повышения его эффективности (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, Т.
Щацкий). Однако в этих работах не учитывалась возможность реального расслоения общества, характерного для современной России.Роль общения в свободное время и его влияние на формирование мировоззрения учащихся рассматривали в своих работах Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, И.И. Зарецкая, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Э.И. Сокольникова и др.Новые ценности системы дополнительного образования представлены в работах Л.П. Герасименко, А.Я. Журкиной, В.А. Краковского, Н.Д. Никандрова, А.Н. Тубельского и др.Различные подходы к развитию педагогики каникул как неотъемлемой части педагогической науки, предложены в работах О.С. Газмана, М.Е. Ивановой, Л.И. Новикова, В.И. Журавлева, М.Е. Сысоевой, Н. Чистяковой, А. Шмакова и др. Однако, в этих работах высказываются пря.\ю противоположные идеи о направлениях развития детского отдыха. Таким образом, в настоящее время в педагогической науке нет единого мнения по проблеме исследования.Вьпценазванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования: - рассмотреть и проанализировать основные тенденции развития детского оздоровительного отдыха; - определить цели и задачи системы детского оздоровительного отдыха на современном этапе и на перспективу; - разработать людель развития оздоровительного лагеря в современных условиях; - определить основные направления реализации модели; - определить организационно-педагогические условия реализации выстроенной модели.Методологической основой исследования являются философский принцип системности, предполагающий рассмотрение процесса развития педагогической системы с точки зрения ее целостных характеристик; философский принцип детерминизма, рассматривающий предмет нашего исследования в системе причинно-следственных отношений.Исходными теоретическими положениями, с позиций которых анализируются и оцениваются педагогические факты, а также инструментом анализа и оценки рассматриваемого материала с точки зрения его роли в процессе совершенствования системы дополнительного образования является система общедидактических положений о сущности педагогического процесса, о сущности личности, деятельностной природе воспитания и развития личности, социальной детерминированности педагогических явлений.Методы, источники и база исследования.Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, разных видов официальных документов; изучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печати; использовались при этом методы системно-структурного подхода, анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, изучения результатов деятельности.Организация и этапы исследования.Диссертация выполнена в реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании»; «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», одобренной Правительством РФ 04.10.00 г.; Федеральной программы развития образования; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других федеральных и регионатьных нормативно-правовых документов, определяющих основные требования к организации досуга ^юлoдeжи.Исследование выполнялось в несколько этапов.1 этап 0998-1999 гг.) Изучение литературных источников. Раскрытие современного состояния исследуемой проблемы. Определение исходных параметров исследования. Анализ опыта организации досуга учащихся в каникулярный период.2 этап (2000 - 2002 гг.) Определение основных подходов к разработке модели развития детского оздоровительного лагеря. Экспериментальная проверка и анализ результатов реализации новой, предложенной автором модели.Уточнение категориально-понятийного аппарата исследования. Подготовка публикаций к печати.3 этап (2002 - 2003 гг.) Систематизация и обобщение результатов исследования. Формулирование выводов и рекомендаций исследования. Подготовка автореферата и диссертации к защите.Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что: - показано, что ведущими тенденциями современного развития детского оздоровительного отдыха являются: широкое внедрение принципа вариативности и, как следствие, отказ от жесткой регламентации всей жизнедеятельности лагерей отдыха; появление новых многообразных форм летнего отдыха детей; широкое привлечение внебюджетных средств; гуманизация и демократизация педагогической системы летнего оздоровительного лагеря; - уточнены цель и задачи организации детского оздоровительного отдыха в каникулярный период; - разработана \юдель развития оздоровительного лагеря, базирующаяся на выделенной совокупности принципов (деятельностной направленности, вариативности, личностно-ориентированного характера воспитательной и образовательной деятельности, демократизации, приоритетности), направлениях деятельности по их реализации (оздоровительное, развивающее, образовательное, социальной реабилитации), требованиях к содержанию, формам и методам работы (обеспечение: свободы выбора детьми видов практической деятельности; социализации ребенка в условиях коллектива; взаимосвязи всех видов деятельности; развития творческого потенциала ребенка; мотивации ребенка на деятельность через оценку его достижений); - определены факторы, сдерживающие эффективную реализацию содержания и форм педагогической деятельности в оздоровительном лагере: излишняя увлеченность педагогического коллектива в передаче ответственности при принятии решений детям; изменение направлений деятельности под эмоциональным давлением коллектива; неоправданное психологическое воздействие на детей; чрезмерная увлеченность построения работы через повторение различных игровых форм; - определены организационно-педагогические условия реализации модели развития детского оздоровительного лагеря, которые ^ представлены в виде требований к системе управления оздоровительной сменой и к качеству профессиональной подготовки педагогических кадров.Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем показана возможность повышения эффективности деятельности детского оздоровительного лагеря через моделирование этого процесса на основе предложенных в работе принципов, направлений деятельности, требований к содержанию, формам и методам. Эти положения, а также организационнопедагогические условия реализации модели могут быть использованы в исследованиях, направленных на совершенствование учебновоспитательного процесса в системе дополнительного образования.Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогики; общей методологией проектировочной деятельности; полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования; соответствием выбранных методов - цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных научных положений, качественным и количественным анализом экспериментальных данных.Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы на пути модернизации детского отдыха в каникулярный период. Разработаны, научно обоснованы и внедрены модель развития детского оздоровительного лагеря и авторские программы («Работа с аквалангом», «Морской исследователь», «Школа выживания», «Лесной эколог»), направленные на реализацию модели.Положения II результаты исследования, выноси№1ые на защиту: - тенденции развития детского оздоровительного лагеря на современном этапе; - педагогическая модель (цель, задачи, принципы, направления деятельности, требования к содержанию, формам и методам работы, факторы, определяющие эффективность реализации модели); - организационно-педагогические условия реализации модели в виде требований к системе управления оздоровительной сменой и к качеству профессиональной подготовки педагогических кадров.Апробация и внедрение результатов исследования.Результаты исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на Международном форуме «Ассамблея поколений «За культуру ненасилия и мира на планете» (г, Анапа, 2002 г.), совещаниях, заседаниях лабораторий ИОО Минобразования РФ, педагогических советах школ; в докладах материалов диссертационного исследования на Ученых советах ИОО Минобразования РФ, МГОПУ им.М.А. Шолохова, Российской государственной академии труда и занятости, в средствах массовой информации. #

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 184 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz