Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 02:41
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 28 » Скачать Организация индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования. Коряковцев, Сергей Павлович бесплатно
03:19
Скачать Организация индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования. Коряковцев, Сергей Павлович бесплатно
Организация индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования

Диссертация

Автор: Коряковцев, Сергей Павлович

Название: Организация индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования

Справка: Коряковцев, Сергей Павлович. Организация индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Коряковцев Сергей Павлович; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова] Кострома, 2008 174 c. : 61 08-13/1066

Объем: 174 стр.

Информация: Кострома, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Организация индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования как проблема современной науки и практики ^
§ 1 Теоретические подходы к понятию «дистанционное образование»
§ 2 Организация социального воспитания студентов вуза в условиях дистанционного образования
§ 3 Сущность организации индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования
Выводы по I главе
Глава II Опытно-экспериментальная работа по организации индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования ^
§ 1 Обеспечение возможности выбора студентом индивидуального маршрута в процессе дистанционного образования и актуализация собственных ресурсов студентов в преодолении затруднений как условия организации индивидуальной помощи
§ 2 Координация деятельности субъектов дистанционного образования в реализации помогающих отношений как условие организации индивидуальной помощи студентам
§ 3 Результаты опытно-экспериментальной работы по организации индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования
Выводы по II главе

Введение:

Актуальность исследования. Новая парадигма высшего профессионального образования ориентирует педагогическое сообщество на обеспечение вариативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности образовательного процесса в вузах, его адаптивности к социальным условиям и потребностям общества. Одной из новых форм профессионального образования, интенсивно распространяющейся во всем мире, является дистанционное образование.
Интерес к дистанционному образованию российская педагогическая общественность начала проявлять с 1994 года после решения коллегии Госкомвуза от 9 июня 1993 года «О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации».
В Докладе Президента Российской Федерации Государственному Совету отмечается, что первейшей задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества 1 образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. С 1995 г. создание и развитие системы дистанционного образования в РФ определено одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.
В дистанционном образовании при сохранении значимости традиционных средств важное место отводится средствам новых информационных технологий, среди которых одними из главных являются программно-педагогические средства: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки и учебные пособия, которые вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.
Классическое образование сейчас в той или иной степени переживает кризис во всех странах мира. К основным факторам этого процесса можно отнести следующие: неспособность обеспечить всем желающим возможность получить необходимое им образование; отставание получаемых знаний от уровня развития информатизации и технологий; низкая адаптивность систем образования к различным социально-экономическим условиям; специфичность образования, получаемого в отдельном учебном заведении.
Как показывает предварительный анализ, основными препятствиями, мешающими обучаться в традиционной системе образования, являются следующие: ограниченная пропускная способность традиционной системы образования, связанная с ней необходимость прохождения конкурсного отбора; невозможность регулярно посещать учебное заведение вследствие его удаленности, необходимость больших затрат на переезд и проживание; недоступно высокая плата за обучение.
Система дистанционного образования позволяет устранить все эти препятствия, обеспечивая возможность учиться на любом расстоянии ' от учебного заведения, искореняя формальные ограничения при приеме, предлагая обучение в удобное время, в удобном темпе, за более низкую плату, чем в традиционной системе.
Необходим переход системы образования на качественно новый уровень, связанный с комплексной информатизацией всех компонентов системы образования и изменением организационных, дидактических и материально-технических основ действующей образовательной системы.
Теоретико-методологические вопросы дистанционного образования рассматриваются в работах как отечественных исследователей (А.А. Андреев, А.А. Ахаян, В.М. Данильченко, М.П. Карпенко, А.А. Кашаев, В.Г. Кинелев, О.А. Лавров, В.А. Либин-Левава, С.Л. Лобачев, М.И. Нежурина, О.П. Околелов, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин, А.В. Хуторской), так и зарубежных (Р. Деллинг, Дж. Даниел, Д. Киган, М. Мур, О. Петере, Б. Холмберг).
Активная роль в проведении научных исследований и внедрении в практику основных положений технологий дистанционного образования, разработке понятийно-терминологического аппарата принадлежит отечественным ученым (С.В. Богданова, В.А. Самойлов,
B.П. Тихомиров и др.).
Необходимость применения компьютерных технологий в вузовском обучении отмечают следующие отечественные и зарубежные специалисты: А.А. Абдукадыров, Г.Н. Александров, Ю.С. Брановский, И.Е. Вострокнутов, А.И. Галкина, Т. Гергей, Б.С. Гершунский, С.Р. Доманова, А.П. Ершов, Д. Лауриллард, Е.И. Машбиц, В.Н. Монахов, П. Рамсден, Т.А. Сергеева, П. Скримшоу, В.Ф. Фрейман, М.С. Чванова и другие.
При дистанционном образовании в вузе особую актуальность приобретает проблема организации индивидуальной помощи студентам. Известно, что одним из условий успешности образования является включение студента в коллективную познавательную деятельность, дефицит которой вытекает из самого феномена дистанционного образования. -Следовательно, мы сталкиваемся с необходимостью создания групповой атмосферы в процессе образования, обеспечения максимально возможной интерактивности как между студентами, так и между студентами и преподавателями.
Существует ряд психолого-педагогических исследований, посвященных вопросам оказания индивидуальной помощи. Массовый и передовой опыт в этом аспекте анализировался педагогами и философами Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Ф. Фребелем и другими. М. Монтессори рассматривала процесс оказания помощи как инициирование, отмечая, что для полноценного развития ребенку необходимо пространство, где бы он мог самостоятельно проявить личную инициативу, ответственность, индивидуальность. Ш.А. Амоношвили, Е.Н. Ильин,
C.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов подробно в своих работах анализировали проблему помощи в виде сотрудничества. 5
Большой вклад в разработку сущности и технологии оказания помощи, концентрируемой на клиенте, внесли следующие психологи: представители гуманистического (А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс), экзистенциально-гуманистического (Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, Ялом) подходов, гештальт-психологии (Дж. Морено, Ф. Перлз), психоанализа (3. Фрейд), бихевиоризма (А. Бандура, Дж. Вольпе, М. Джоунс, Дж. Роттер, Б.Ф. Скиннер); социологи и специалисты в области социальной работы (Р. Банг, Н.Ф. Басов, И.Г. Зайнышев, П.Д. Павленок, Л. Хааг, Е.И. Холостова, М.В. Фирсов).
Теоретические основы индивидуальной помощи в социальном воспитании заложены в концепции А.В. Мудрика. С позиций социального воспитания индивидуальную помощь рассматривали так же Т.А. Строкова, М.В. Шакурова и другие.
Однако проблема организации индивидуальной помощи студентам вуза . в условиях дистанционного образования изучена недостаточно. В то же время изученность теоретических основ категории «индивидуальная помощь», а также наличие опыта практической деятельности по организации 4 индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования создают базу для проведения целостного исследования в данной предметной области.
Все вышесказанное позволяет зафиксировать ряд противоречий, выявленных в данной сфере:
• между появлением и развитием качественно новых средств информационных технологий в образовании (компьютерной техники, программного обеспечения, сетевой инфраструктуры) и недостаточным использованием их потенциала для решения задач социального и профессионального воспитания;
• между актуальной потребностью в организации индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования и недостаточным вниманием к этой проблеме в современной педагогической практике;
• между наличием педагогических и психологических исследований по оказанию индивидуальной помощи, теоретических основ особенностей дистанционного образования и недостаточностью разработки проблемы организации индивидуальной помощи студентам в условиях дистанционного образования;
• между наличием опыта деятельности по организации индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования и недостаточным уровнем его аналитического обобщения, систематизации и методической обработки.
На основании данных противоречий нам удалось сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях организация индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования будет эффективной?
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия организации индивидуальной помощи студентам вуза в процессе дистанционного образования.
Объект исследования: процесс организации индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования.
Предмет исследования: педагогические условия организации индивидуальной помощи студентам вуза в процессе дистанционного образования.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
• выявить сущность процесса организации индивидуальной помощи студентам вуза в процессе дистанционного образования;
• раскрыть потенциалы дистанционного образования относительно организации индивидуальной помощи студенту в процессе социального воспитания в вузе;
• определить и охарактеризовать комплекс организационных форм, позволяющих оптимизировать процесс оказания индивидуальной помощи студентам вуза в процессе дистанционного образования;
• обосновать и экспериментально проверить условия организации индивидуальной помощи студентам вуза в процессе дистанционного образования.
Гипотеза исследования. Процесс организации индивидуальной помощи студентам вуза в дистанционном образовании предполагает создание условий для осознания им собственной проблемной ситуации и содействие в преодолении связанных с ней затруднений через актуализацию имеющихся у студентов ресурсов.
Данный процесс будет эффективным при наличии следующих условий:
• обеспечении возможности выбора студентом индивидуального г маршрута в процессе дистанционного образования;
• координации деятельности субъектов дистанционного образования в реализации помогающих отношений;
• обеспечении актуализации собственных ресурсов студентов в преодолении затруднений при решении задач обучения и воспитания.
Теоретико-методологическую основу исследования составили взгляды на социальное воспитание А.В. Мудрика; субъектно-деятельностный подход к становлению и развитию личности, описанный в работах
К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева,
В.А. Петровского, C.JI. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, Р.Х. Шакурова,
И.С. Якиманской; концепция личностно-ориентированного образования
Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); внедрение и использование информационных и дистанционных технологий в образовательном процессе (А.А. Андреев, Дж. Берсин, Н.А. Гейн,
Н.А. Давыдов, В.П. Зинченко, А.А. Калмыков, М.В. Кларин, М.П. Лапчик,
Е.И. Машбиц, Р. Морроу, А.В. Петровский, Е.С Полат, И.Г. Семакин,
В.И. Солдаткин, Дж. Тейлор, В.П. Тихомиров, К. Торн, Е.К. Хеннер, 8
А.В. Хуторской); концептуальные идеи управления ресурсами в теории менеджмента, педагогики, психологии и социальной работы (И.Н. Герчикова, Дж. У. Дункан, И.Г. Зайнышев, Б.В. Куприянов, Х.Х. Перлман, А.И. Тимонин, А. Файоль, М.В. Фирсов, Г. Форд).
Для проверки исходных положений нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, моделирование, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, опросные методы, экспертные методы, метод независимых характеристик, анализ документации, ранжирование.
Базой исследования стал Российский государственный открытый технический университет путей сообщения. Экспериментальную группу составили студенты специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» в количестве 56 человек. Контрольную группу - студенты специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» в количестве 68 человек.
Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:
• на первом этапе (2000-2001 гг.) осуществлялся анализ теоретических подходов к проблеме, изучался и обобщался опыт педагогической деятельности, предметом которой было изучение особенностей организации индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования, происходил подбор эффективных форм, методов, средств организации индивидуальной помощи студенту вуза.
• на втором этапе (2001-2007 гг.) определялись условия организации индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, осуществлялось пилотажное исследование с целью уточнения гипотезы;
• на третьем этапе (2008 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, корректировались основные положения и выводы, обобщались результаты, разрабатывались научно-методические рекомендации, оформлялся текст диссертационного исследования.
Личный вклад соискателя в получение научных результатов определяется разработкой общего замысла и основных положений исследования, выбором методов теоретического обоснования и опытно-экспериментальной работы по организации индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе, обобщением материалов в методических рекомендациях.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующих аспектах:
• раскрыта сущность процесса организации индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования;
• охарактеризованы потенциалы дистанционного образования относительно организации индивидуальной помощи студенту в процессе социального воспитания в вузе;
• определен комплекс организационных форм, позволяющих оптимизировать организацию индивидуальной помощи студенту вуза в условиях дистанционного образования;
• выявлены и обоснованы педагогические условия организации индивидуальной помощи студентам вуза в процессе дистанционного образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть широко использованы в практической деятельности высших учебных заведений Российской Федерации. Определенную значимость представляют собой результаты опытно-экспериментальной работы, на основе которой сделаны рекомендации по реализации практических шагов по организации индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены автором в докладах и тезисах на следующих научно-практических конференциях: международной научно-практической конференции «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (EDQ-2004) (декабрь 2004 г., г. Москва); международной научно-практической Интернет-конференции
Дистанционное образование: области проблемы и перспективы развития (октябрь 2005 г., г. Москва-г. Дубна); III Всероссийской научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» (октябрь 2007 г., г. Ярославль); VIII Всероссийской конференции «Роль дополнительного профессионального образования в повышении качества кадрового состава системы образования» (ноябрь 2007 г., г. Москва); межвузовской научно-практической конференции «Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития» (июнь 2008 г, г. Санкт-Петербург); а также обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Организация индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования предполагает создание условий для раскрытия потенциала студента, осознания им собственной проблемной ситуации, возникающей в ходе решения образовательных задач, и содействие в преодолении связанных с ней затруднений через актуализацию имеющихся у студентов ресурсов.
2. Потенциалами дистанционного образования относительно организации индивидуальной помощи студенту в процессе социального воспитания в вузе являются следующие: ценностные, образовательные, ориентационные, праксиологические.
Ценностные потенциалы определяются трансляцией личности гуманистически ориентированной профессиональной системы ценностей и
11 стимулированием их интериоризации посредством использования рефлексивных методов и форм взаимодействия студента и преподавателя в процессе организации индивидуальной помощи.
Образовательные потенциалы - это возможности дистанционного образования, связанные с обеспечением личности в ситуации затруднения знаниями, необходимыми ей для прогрессивного социального развития, освоения новых ролей и моделей поведения.
Ориентационные потенциалы заключаются в презентации личности нормативной основы будущей деятельности посредством трансляции в процессе организации индивидуальной помощи образцов поведения во взаимодействии студента и преподавателя, в контексте содержания образования, которое акцентируется деонтологической составляющей.
Праксиологические потенциалы состоят в организации в, процессе оказания индивидуальной помощи уже накопленного студентом социального опыта через его аналитическую обработку в условиях коммуникации в дистанционных формах, практической ориентации содержания образования, насыщения его конкретными заданиями, предполагающими необходимость действовать в новой для студента ситуации. ;
3. Условиями эффективности организации индивидуальной помощи студентам вуза в процессе дистанционного образования являются обеспечение возможности выбора студентом индивидуального маршрута в процессе дистанционного образования; координация деятельности субъектов дистанционного образования в реализации помогающих отношений; обеспечение актуализации собственных ресурсов студентов в преодолении затруднений при решении задач обучения и воспитания.
4. Комплекс организационных форм, позволяющих оптимизировать организацию индивидуальной помощи студенту вуза в условиях дистанционного образования, включает индивидуальные консультации («очные», off-line, on-line), индивидуальный образовательный маршрут, электронный личный дневник, проектный семинар, мастер-классы.
Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены схемы, таблицы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 194 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz