Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:21
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Опережающие самостоятельные работы как условие развития познавательной активности учащихся. Комарова, Ирина Васильевна бесплатно
07:05
Скачать Опережающие самостоятельные работы как условие развития познавательной активности учащихся. Комарова, Ирина Васильевна бесплатно
Опережающие самостоятельные работы как условие развития познавательной активности учащихся

Диссертация

Автор: Комарова, Ирина Васильевна

Название: Опережающие самостоятельные работы как условие развития познавательной активности учащихся

Справка: Комарова, Ирина Васильевна. Опережающие самостоятельные работы как условие развития познавательной активности учащихся : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Петрозаводск, 1998 209 c. : 61 99-13/28-4

Объем: 209 стр.

Информация: Петрозаводск, 1998


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы опережающих самостоятельных работ учащихся
11 Решение проблемы самостоятельной работы учащихся в современной педагогической науке
12 Зависимость между системой самостоятельных работ и развитием познавательной активности учащихся
13 Обоснование необходимости проведения опережающих самостоятельных работ в системе развивающего обучения
Глава 2 Особенности организации самостоятельных работ в процессе обучения (на примере школ Карелии)
21 Исследование особенностей деятельности учителей по организации самостоятельных работ учащихся на этапе констатирующего эксперимента
22 Использование опережающих самостоятельных работ в опыте работы учителей школы
23 Изучение отношения к самостоятельной работе учащихся школы
Глава 3 Проведение опережающих самостоятельных работ в экспериментальном обучении младших школьников
31 Логика построения экспериментального обучения младших школьников
32 Технология проведения опережающих самостоятельных работ учащихся при изучении русского языка
33 Технология проведения опережающих самостоятельных работ учащихся при изучении естествознания
34 Результаты экспериментального обучения младших школьников

Введение:

Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность исследуемой нами проблемы определила тему диссертации: "Опережающие самостоятельные работы как условие развития познавательной активности учащихся".
Диссертация выполнена в русле ведущих идей научной школы Г.Д.Кирилловой, согласно которым между включением учащихся в процесс формирования системных обобщенных знаний и организацией их самостоятельной познавательной деятельности существует объективная зависимость. Объясняется это тем, что системные обобщенные знания становятся способами деятельности учащихся при условии определенного уровня в раскрытии содержания, который возможен при адекватной деятельности учащихся.
Исследование проводилось с целью выявления особенностей опережающей самостоятельной работы при изучении нового материала и ее влияния на уровень развития познавательной активности учащихся.
Объектом исследования явилась самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе развивающего обучения.
Предмет исследования - опережающие самостоятельные работы учащихся в системе развивающего обучения.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой опережающая самостоятельная работа является условием развития познавательной активности младших школьников, если: изучение учебного материала начинается с опережающих самостоятельных работ, и они служат включению учащихся в процесс формирования системных обобщенных знаний и способов деятельности; ® система опережающих самостоятельных работ пронизывает весь процесс обучения;
• изменение во взаимосвязи деятельности учителя и учащихся при проведении опережающих самостоятельных работ ведет к перестройке системы обучения в целом, объяснительно-иллюстративная система обучения замещается развивающей системой; ® динамика процесса учения при проведении опережающих самостоятельных работ определяет развитие всех компонентов познавательной деятельности учащихся: содержательного, операционального и ценностно-мотивационного; опережающая самостоятельная работа, активизируя учебно-познавательную деятельность, позволяет каждому реализовать свои возможности.
Конкретными задачами диссертационного исследования стали:
1. Дать теоретическое обоснование опережающих самостоятельных работ учащихся.
2. Показать зависимость между особенностями самостоятельной познавательной деятельности и системами обучения: объяснительно-иллюстративной и развивающей.
3. Изучить опыт работы учителей Карелии по организации самостоятельной работы учащихся.
4. Разработать и провести обучающий эксперимент с использованием системы опережающих самостоятельных работ. 5. Выявить влияние опережающих самостоятельных работ на развитие познавательной активности учащихся. Задачи исследования потребовали использования адекватных им методов исследования: изучение и анализ современной психолого-педагогической и методической литературы по избранной проблеме; © целенаправленное наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в процессе обучения; о анкетные опросы учителей, учащихся и родителей; © изучение продуктов деятельности учащихся и документации; © педагогический эксперимент, направленный на выявление эффективности системы опережающих самостоятельных работ, способствующих развитию познавательной активности учащихся начальных классов; анализ результатов выполняемых учащимися опережающих самостоятельных работ с целью определения динамики в развитии познавательной активности учащихся при изучении ими нового материала. Методологическую основу исследования определил системный подход, который позволил изучать опережающую самостоятельную работу в целостном процессе обучения и тем самым показать зависимость между динамикой системы обучения и развитием познавательных возможностей учащихся.
Опытно-экспериментальная работа строилась на основе курсов русского языка, естествознания и математики во вторых классах (программа 1-3 общеобразовательной школы).
Базой констатирующего этапа исследования были 65 школ Республики Карелия (1001 человек), формирующего этапа - средние школы №№ 34, 2 города Петрозаводска (101 человек).
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа: Первый этап (1994-1996) был связан с разработкой теоретических подходов к исследованию на основе изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; изучался опыт педагогической работы учителей по организации самостоятельных работ в процессе обучения; анализировались результаты, полученные на диагностическом этапе исследования проблемы.
Второй этаи (1996-1997) связан с формирующим экспериментом, направленным на выявление особенностей опережающих самостоятельных работ при изучении разных тем и разделов учебного содержания, проверялись и уточнялись теоретические положения исследования; проводилась корреляция изменений в экспериментальных классах в начале и конце формирующего эксперимента и между контрольными и экспериментальными классами.
Третий этап (1997-1998) заключался в завершении экспериментального исследования; в анализе, обработке, обобщении и оформлении полученных результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: теоретически обоснованы место и сущность опережающей самостоятельной работы в системе развивающего обучения; ® исследованы особенности системы опережающей самостоятельной работы при изучении комплексов содержания; ® определена структура опережающих самостоятельных работ на разных этапах процесса усвоения системных обобщенных знаний и способов деятельности; выявлены механизмы опережающих самостоятельных работ, определяющие их динамику и влияние на развитие познавательной активности учащихся.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Проведение системы опережающих самостоятельных работ на этапе изучения нового материала ведет к перестройке системы обучения на методическом и дидактическом уровнях.
2. Проведение опережающих самостоятельных работ расширяет пространство выбора учащимися фактов, проблем, закономерных связей в изучаемом содержании. В результате осуществляется целостное и многостороннее изучение учебного материала.
3. В процессе опережающих самостоятельных работ ученик проявляет индивидуальные особенности на всех этапах процесса учения: на этапе целепо-лагания, отбора содержания, обобщения, конструирования новых образцов содержания, на этапе применения и при выполнении новой опережающей самостоятельной работы.
4. Использование опережающих самостоятельных работ в условиях гетерогенного класса позволяет каждому учащемуся развиваться адекватно собственным реальным и потенциальным возможностям, в результате учение становится для детей личностно значимым, радостным и успешным.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• показана технология проведения опережающих самостоятельных работ в начальной школе и ее зависимость от особенностей учебного предмета;
• разработана система опережающих самостоятельных работ, обеспечивающая включение учащихся в процесс формирования системных обобщенных знаний и способов деятельности; представлена методика поэтапного формирования познавательной активности и самостоятельности учащихся средствами системы опережающих самостоятельных работ;
• определены способы целостного анализа познавательной активности, сочетающей содержательный, операциональный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты.
Апробация результатов исследования проводилась в различных формах: на научных конференциях Карельского государственного педагогического университета (1997, 1998), на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования и совета факультета начального образования КГГТУ. Ход опытно-экспериментальной работы, ее основные результаты отражены в выступлениях на заседаниях проблемной лаборатории аспирантов (1995), в содержании семинарских занятий по дидактике со студентами КГПУ, на методическом объединении учителей средней школы № 34 г. Петрозаводска (1998), во время педагогической практики студентов в разных школах г. Петрозаводска, а также в публикациях автора.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 240 наименований и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 91 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz