Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 18:06
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Обучение лексике ногайского языка учащихся 1-4 классов в диалектных условиях. Аюбова, Сафият Аскербиевна бесплатно
06:50
Скачать Обучение лексике ногайского языка учащихся 1-4 классов в диалектных условиях. Аюбова, Сафият Аскербиевна бесплатно
Обучение лексике ногайского языка учащихся 1-4 классов в диалектных условиях

Диссертация

Автор: Аюбова, Сафият Аскербиевна

Название: Обучение лексике ногайского языка учащихся 1-4 классов в диалектных условиях

Справка: Аюбова, Сафият Аскербиевна. Обучение лексике ногайского языка учащихся 1-4 классов в диалектных условиях : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2000 168 c. : 61 01-13/1116-4

Объем: 168 стр.

Информация: Москва, 2000


Содержание:

Глава
I Ногайский язык и его диалектные особенности с
§1 Из истории ногайского языка с
§2 Становление ногайского литературного языка с
§3 Характеристика ногайского литературного языка в сравнении с его диалектами: с а) лексические особенности; " с б) фонетические особенности с в) морфологические особенности с Выводы с
Глава
II Состояние преподавания ногайского языка на современном этапе с
§1 Анализ программ по ногайскому языку с
§2 Анализ ныне действующих учебников с
§3 Состояние разработанности проблемы в научной литературе с,
§4 Опыт работы передовых учителей с Выводы с
Глава II1 Работа по обучению лексике ногайского языка в диалектных условиях с
§1 Типичные ошибки в речи учащихся, связанные с диалектными особенностями языка Их классификация с
§2 Приемы и методы обучения лексике ногайского языка с
§3 Система упражнений при обучении лексике с
§4 Организация опытно-экспериментального обучения с Выводы с Заключение с

Введение:

Проблемы языка в последнее десятилетие привлекают пристальное внимание не только специалистов-филологов, лингвистов, но и политиков, государственных и общественных деятелей. Это связано с возрастающей ролью языка в возрождении и развитии национальной культуры, литературы и искусства народов.Возрождение национальной школы, повышение роли родных языков и культур становится важнейшим фактором формирования национального самосознания их носителей, создания благоприятного климата межнационального общения народов в России.Возрастающее значение языков в процессе суверенизации республик в составе России находит свое подтверждение в законодательном их закреплении в статусе государственных. "Государственными языками в Карачаево-Черкесской республике, подчеркивается в Конституции КЧР, принятой в марте 1996 года, - являются абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский".Закон "О языках народов Карачаево-Черкесской республики", принятый Народным Собранием КЧР 23 мая 1996 года, учитывает языковую ситуацию, устойчивые тенденции в республике. Закон направлен на создание условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Карачаево-Черкесской республики.Рост и изменение национального самосознания находится в прямой зависимости от проблем родного языка, национальной истории, этнокулыуры.Необходимость глубокого усвоения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средстBOM выражения чувств, настроений. Через родной язык дети узнают реалии национальной жизни, приобщаются к культурному наследию народа, осваивают нормативные традиции и закономерности языка.Ногайский язык, являясь родным языком ногайцев, компактно проживающих на территории Карачаево-Черкесии, Дагестана, Ставропольского края. Астраханской области, в настоящее время является активным средством формирования, выражения мыслей и средством общения.С 1990 года ногайский язык приобрел функцию обучения - начальные классы ногайских школ КЧР последовательно переводятся на родной язык обучения, что расширяет возможности ногайского языка в сфере научного стиля.В то же время необходимо отметить, что специфика современной языковой ситуации в республике состоит 6 том, что национальная языковая среда сохраняется в основном в сельской местности среди компактно расселенного сельского населения ногайцев.В связи с этим на объем социальной базы литературного языка влияет сельский тип расселения коренной национальности, где преобладает диалектная форма родного языка. Диалекты - акногайский и караногайский значительно отличаются от литературного языка. Это вызывает определенные трудности, особенно у учащихся, что постоянно приводит к нежеланию изучать свой родной язык.Несмотря на возрождение интереса к родному языку и культуре и изменением статуса родных языков в Карачаево-Черкесской республике, современные >^ащиеся затрудняются общаться на ногайском языке, так как большинство из них владеют дианектными формами языка. Взаимодействие ногайского литературного языка и диалектов заметно влияет на речевую практику школьника.Как известно, богатство языка - одно из главных коммуникативных качеств, которое характерно для речи. Речь говорящего отражает сущность содержания его личности, речевого опыта, полученного в процессе общения с окружающими его людьми. Речь является каналом развития интеллекта.Следовательно, необходимо отметить, что речь ребенка зависит от речи взрослых и вбирает в себя особенности речевой среды, что в определенной степени негативно влияет на литературный язык. Для этого, на наш взгляд, целесообразно использовать возможности, предоставляемые диалектной лексикой, сопоставление с которой даст возможность обратить внимание на языковые средства выражения мысли.Таким образом, задачей учителя, работающего в диалектной среде, является формирование навыков владения нормами литературного языка. "Диалект, ввиду ограниченности сферы своего применения и сравнительной ограниченности словарного состава, не может обслужить потребности общения в той же мере, что и литературный язык, не может заменить его. Литературный язык, в его современном состоянии, - результат длительного исторического развития, и по отношению к литературному языку любой из предшествующих эпох он является его наиболее совершенной формой". (80, 176).Методика преподавания ногайского языка в диалектных условиях не рассматривалась еще никем. Диалектные черты в речи учащихся школ Дагестана и КЧР фундаментально никем не изучались, хотя в именшихся работах лингвистов имеется материал о диалектах и литературном языке.Анализ и наблюдения за процессом преподавания в диалектных условиях показывают, что учителя недостаточно уделяют должного внимания названной проблеме. Они ограничиваются лишь исправлением ошибок в устной и письменной речи младших школьников.Отсутствие у учителя начальных классов учебно-методической литературы, недостаточный учет условий диалектного влияния в содержаниях соответствующих программ и учебников создает трудности в реализации основных дидактических принципов обучения.Состояние преподавания ногайского языка на современном этапе показывает негфочность знаний, умений и навыков младших школьников. Для выявления качества знаний, умений и навьпсов по ногайскому языку нами было проанализировано более 800 различных видов работ учащихся Ногайского района республики Дагестан и Адыге-Хабльского района КЧР. Эти школы были выбраны для проведения эксперимента с учетом диалектных особенностей.В результате систематического наблюдения и изучения диалектного влияния на устную и письменную речь учащихся мы обнаружили, что большую часть ошибок в письменной и устной речи составляют ошибки, обусловленные влиянием особенностей диалекта. Бедность лексического запаса учащихся, непонимание ими значения слов, расхождения в значении диалектных слов и литературного языка является одной из причин лексических ошибок.В области фонетики многочиследшыми оказались неразличение узких и широких гласньрс, связанные с различными типами ассимиляции со стороны аффиксов, употребление некоторых звуков в разных вариантах и др.Среди морфологических выделяются неправильное употребление падежных форм существительных, личных окончаний глаголов и др.В связи с этим, обучение ногайскому языку в начальных классах необходимо направлять на формирование навыков владения нормами литературного языка, на обогащение и развитие речи с учетом местных условий функционирования языка.Таким образом, факт значительного влияния местных диалектов на устную и письменную речь учащихся, наличие в речи младших школьников большого количества ошибок, обусловленных влиянием системы говоров, практическая необходимость повышения культуры устной и письменной речи учащихся, недостаточная разработанность методики развития речи учащихся начальных классов в диалектных условиях определили актуальность данного исследования.Объектом нашего исследования является процесс обучения и воспитания младших школьников в диалектных условиях.Предметом исследования - обучение ногайскому литературному языку в диалектных условиях как средство обогащения речи учащихся.Цель исследования - разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики обогащения родной речи учащихся 1-4 классов ногайской школы в диалектных условиях.Задачи исследования: - изучить соответствующую лингвистическую, методическую и педагогическую литературу; - произвести анализ действующих программ и учебников ногайского языка в аспекте исследования; - изучипгь наиболее распространенные диалектные отклонения в устной и письменной речи учащихся, дать их классификащпо с учетом источника их возникновения; - произвести отбор лингвистического материала, необходимого для усвоения речевых норм языка; - на основе опытного обучения определить пришщпы наиболее рациональной методики развития речи в условиях диалекта; - выявить эффективные методы и приемы обучения; - изучить лучпшй опыт передовых учителей по обогащению речи учащихся в диалектных условиях; - создать систему лексических упражнений, способствующих усвоению знаний о слове, обогащению словарного запаса, повышению речевой культуры и уместному употреблению диалектной лексики.В соответствии с целью исследования сформулирована гипотеза, суть которой состоит в том, что результативность работы по обогащению речи в диалектных условиях повысится если: - формировать знания, умения и навыки устной и письменной речи на родном языке с учетом фонетических, лексических, морфологических различий диалектов и ногайского литературного языка; - разработать специальную методику обучения младших школьников, опирающуюся на литературные образцы художественного слова; - словарную работу проводить по научно выработанной и обоснованной системе.Научная новизна исследования заключается в том, что: - впервые в методике обучения* ногайскому языку в начальной школе рассматривается вопрос об обогащении речи учащихся в диалектных условиях; - изучены особенности использования диалектизмов в речи учащихся; - разработана методика обогащения речи по ногайскому языку, предусматривающая комплексную работу по усвоению лексических умений и навыков в процессе развития речи учапщхся.Теоретическая новизна исследования определяется в том, что: - положительное отношение к диалекту как к части национального ногайского языка способствует созданию эффективных условий для развития речевой культуры учащихся; - экспериментом подтверждена мысль о том, что формирование представления о диалекте и сопоставление литературного языка и диалекта обеспечивает осознанное употребление диалектизмов в речи школьников.Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что: - разработанная методика внедрена в практику учителей Ногайского района республики Дагестан и Адыге-Хабльского района КарачаевоЧеркесской республики; - теоретические положения и выводы могут быть использованы при создании дифференцированных школьных программ, пособий, разработке дидактических материалов; - теоретические положения и выводы могут быть использованы преподавателями в средних и высших учебных заведениях; - разработанная система упражнений по лексике может быть внедрена в практику учителей начальных классов.Для реализации цели исследования и решения поставленных задач ис^ пользован в диссертации комплекс методов: - теоретический (изучение научно-методической литературы, архивных источников по теме исследования); - сопоставительный (сравнительно-типологический анализ диалектов ногайского языка с целью выявления и предупреждения в речи учапщхся типологических диалектных ошибок); - статистический (изучение состояния преподавания, знаний и умений учащихся по ногайскому языку, изучение и обобщение опыта работы учителей по обогащению речи учащихся младших школьников); - педагогический (эксперимент по изучению эффективности предлагаемой методики по обогащению речи учащихся начальных классов в условиях диалектов).Исследование осуществлялось в несколько этапов: ; • 1-й этап (1995-1996 гг.). Изучение и анализ специальной литературы по теме исследуемой проблемы; наблюдение за учебным процессом; организация констатирующих срезов в ногайских школах.2-й этап (1996-1997 гг.). Уточнены типичные ошибки учапщхся 1-4 классов начальной школы в области фонетики, морфологии, лексики, т.е. в устной и письменной речи; проведена проверка условий применения выдвинутой гипотезы. Бьши определены методы и приемы обз^ения, проведен обучающий эксперимент в Икон-Халкской средней школе Адыге-Хабльского района и в Терекли-Мектебской школе Ногайского района; обобщен передовой опыт учителей по исследуемой проблеме; было проверено свыше 800 письменных работ учащихся 1-4 классов экспериментальных школ, проанализированы учебники и учебные программы с точки зрения подачи материалов в условиях диалекта; разработана система упражнений по лексике.3-й этап (1998-2000 гг.). Анализ эффективности разработанной методики и внедрение проверенных материалов в обычную практику обучения. Обработка результатов, оформление диссертации.Апробация исследования: Основные положения диссертации обсуждены на курсах и семинарах учителей родного языка КЧР и Дагестана, совещаниях авторов учебников (г.Черкесск, 1990г., 1993г.), на научно - практических конференцрмх "Фольклорно - литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа (г. Черкесск, 1994г.)", "Проблемы теории и практики педагогического эксперимента в системе образования КЧР (г. Черкесск, 1995г. )", "Региональное кавказоведение и тюркология: традиции и современность (г. Карачаевск, 1998г. )", " Проблемы обучения, воспитания и культуры в системе повышения квалификации работников образования (г.Черкесск, 2000 г.)", на методических советах Адыге-Хабльского РОНО, на зональных совещаниях по проблемам совершенствования программ, учебниf ^ I KOB, учебно-методических пособий по родным языкам и литературам тюркоязычных народов (Уфа, 1990г.), на ежегодных научно-практических конференциях учителей родных языков КЧР (г. Карачаевск), в методическом пособии "Вопросы языкового развития учащихся национальной школы (г.Черкесск, 1992г.)".Методологической основой исследования являются положения социолингвистики о социальной природе и общественной роли языка; о взаимовлиянии языка и речи, содержания и формы; о роли языка как одной из форм человеческой деятельности.Основные положения, выносимые на защиту: 1. Методика изучения лексики ногайского языка в диалектных условиях вытекает из положения, что диалект обогащает речь учащихся, как часть национального языка. Сопоставление диалекта с литературным языком обеспечит сознательное отношение учапщхся к диалекту и уместное его использование.2. Методика развития речи учащихся в диалектных условиях обеспечивает работу по сопоставлению фонетических, морфологических и лексических норм с диалектными особенностями с целью устранения ошибок в речи учащихся.Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 135 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz