Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 03:46
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 28 » Скачать Обучение чтению на английском языке в старших классах якутской школы: базовый уровень. Иванова, Оксана Николаевна бесплатно
03:29
Скачать Обучение чтению на английском языке в старших классах якутской школы: базовый уровень. Иванова, Оксана Николаевна бесплатно
Обучение чтению на английском языке в старших классах якутской школы: базовый уровень

Диссертация

Автор: Иванова, Оксана Николаевна

Название: Обучение чтению на английском языке в старших классах якутской школы: базовый уровень

Справка: Иванова, Оксана Николаевна. Обучение чтению на английском языке в старших классах якутской школы : базовый уровень : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Иванова Оксана Николаевна; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения Рос. акад. образования] - Москва, 2009 - Количество страниц: 170 с. Москва, 2009 170 c. :

Объем: 170 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРИЛИНГВИЗМА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ!
§ 1 Цели и задачи обучения различным видам чтения на иностранном языке в старших классах базового уровня
§20бучение чтению в условиях трилингвизма
121 Трилингвизм'как психолингвистическая проблема
122 Анализ умений чтения учащихся-якутов старших классов на базовом уровне
123 Анализ УМК с целью выявления их возможностей для обучения чтению в условиях трилингвизма
124 Выявление трудностей чтения учащихся-якутов старших классов на базовом уровне
Выводьмю 1-главе
ГЛАВА П МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ
§ 1 Пути преодоления трудностей учащихся-якутов при обучении чтению на английском языке
211 Использование лингвокомпаративного анализа и культуроведческого комментария для предвидения и преодоления трудностей лингвистического и социокультурного плана
212 Проблема интерференции и транспозиции при чтении на ИЯ в условиях трилингвизма
213 Классификация опор, необходимых для понимания текста в условиях трилингвизма
§2 Разработка методики обучения различным видам чтения на английском языке по технологии «петля обучения»
§3 Отбор текстов для обучения просмотровому/поисковому, изучающему и ознакомительному чтению по предложенной технологии
§4 Система упражнений для обучения чтению по технологии «петля обучения»
§5 Описание опытного обучения
Выводы по 2 главе

Введение:

Изменения в. государственной образовательной политике в области обучения иностранным языкам в России, и в частности в Республике Саха. (Якутия)- выдвинули задачу повышения требований к качеству подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, в том числе к овладению разными видами чтения на иностранном языке (ИЯ). .
Научить школьников читать - одна из важнейших задач обучения ИЯ, ценное практическое умение, которое «потребуется подавляющему большинству выпускников• общеобразовательных школ» [158, с. 24] и будет «с наибольшей вероятностью востребовано в профессиональной и самообразовательной деятельности» [19; с. 10].
Обучение чтению на ИЯ в условиях трилингвизма, характерной^ для Республики Саха (Якутия), имеет определенную специфику, которая обусловлена взаимодействием,контактирующих языков.
Данное исследование посвящено проблеме: формирования/развития умений разных видов чтения на английском языке (АЯ) учащихся старших классов базового уровня в якутской школе в .условиях трилингвизма.
В! Государственном стандарте среднего (полного)' общего образования по ИЯ: отмечается, что выпускник должен уметь читать-литературу на изучаемом ИЯ, используя разные стратегии чтения, то есть владеть умениями ознакомительного, изучающего, просмотрового/поискового чтения. «Эти виды чтения, как показывают многие исследования, позволяют обеспечить решение практически всех задач обращения человека к: печатным источникам, возникающих в связи с его коммуникативными, познавательными и эстетическими потребностями» [203, с. 31].
В связи с увеличением потока информации, ознакомительное чтение признается видом чтения, который помогает учащимся ориентироваться в поступающей' «информации, отбирая: наиболее важную' для ее дальнейшей1 проработки в форме изучающего чтения» [207, с. 10].
Развитие умений изучающего чтения является необходимым условием для эффективной деятельности старшеклассников, так как они часто сталкиваются с трудными (в содержательном и языковом отношении) текстами, а после окончания школы большинство профессионально-ориентированных текстов выпускникам предстоит читать именно с помощью данной стратегии.
Необходимость быстро ориентироваться, находить нужную информацию как в печатных источниках, так и в Интернете свидетельствует о важности поискового/просмотрового чтения, который также готовит учащихся к будущей профессиональной деятельности.
Анализ результатов обучения чтению на английском языке в старших классах показывает, что учащиеся-якуты в своем большинстве не овладевают названными видами чтения в той мере, в, какой это необходимо- для- того, чтобы пользоваться ими практически. У- учащихся наблюдается* «отсутствие необходимой гибкости умений чтения, т.е. использование ими всего одной стратегии чтения, которое является одной из причин быстрого утомления и угасания интереса к чтению на иностранном языке» [19;, с. 81]. Учащиеся также испытывают трудности, которые могут быть результатом взаимодействия трех языков. Но «этот некий трилингвистический комплекс» может иметь и положительные стороны, то есть в лингвистическом опыте билингва могут заключаться дополнительные возможности для овладения ИЯ [18, с. 7].
Изучение научной литературы по проблеме обучения чтению, а также анализ педагогического процесса и средств обучения, используемых в якутской школе, свидетельствуют о том, что не разработана теоретически и на практике целостная система преодоления трудностей: 1) лингвистического плана, вызванная различиями трех языков, которые изучают учащиеся-якуты; 2) социокультурного плана.
Это и обусловило выбор темы и его актуальность. Теоретической и.методологической основой исследования явились: — фундаментальные положения теории обучения иностранным- языкам (Алхазишвили А.А., БимИ.Л., Гальскова Н.Д., ГезН.И., ГурвичП.Б., Китайгородская ГА., Ляховицкий М.В., Мильруд Р.П., Миролюбов А.А., Пассов Е.И.,
Рахманов И.В., Цетлин B.C. и др.);
• отечественные педагогические исследования по теории личностно-ориентированного обучения (Бим И;Л., Хуторской А.В., Якиманская И.О. и др.);
• труды по обучению чтению на иностранном языке (Барбакова Е.В., Вайсбурд М.Л., Жималенкова Т.М., Карпов В.И., Клычникова З.И., Коледи-нова А.В., Крупник К.И., Мокреева Н.Г., Разумеева Н.А., Соколов А.Н., Тихонова А.Л.,Фоломкина;С.К.,Шевченко;Н;И. и др:);:
• исследования по- поликультурному образованию и многоязычию' (Щерба Л.В., Аствацатрян М.Г., Барсук Р.Ю., Барышников Н.В., Вайн-райхУ., Верещагин Е.М:, Люй Цуйюань, Михайлов М.М:, Прохоров Ю.Е., Розенцвейг BiK);, СафоноваВ;В-, Фомин М.М., Шярнас В;И., Щепилова А.В., Hornby A.S., Woodward Т. и др.); ,
• теоретические основы психологии и психолингвистики (Зимняя И.А., Карпов И:В:, Китросская И.И., Леонтьев А.А. и др.).
Объект исследования: процесс обучения чтению на английском языке учащихся старших классов базового уровня в якутской школе.
Предмет, исследования: обучение различным видам:чтения в старших классах якутской школы с учетом трудностей овладения чтением на английском языке в условиях трилингвизма.
Цель исследования: разработка системы обучения учащихся-якутов* разным видам чтения на английском языке и преодоления трудностей, возникающих при чтении на иностранном языке в условиях якутско-русско-английского трилингвизма.
Гипотеза исследования состоит в том, что обучение учащихся старших классов базового уровня разным видам чтения текстов на английском языке различных жанров/стилей в якутской школе будет эффективным, если:
• использовать сформированные умения^ ознакомительного, изучающего, просмотрового/поискового чтения, на родном и русском языках как основу для осознаваемого переноса при чтении на английском языке;- обучить старшеклассников: искать и понимать соответствующие опоры (явные, скрытые), в тексте на основе осознанного лингвокомпаративного анализа лингвистических явлений и использовать культуроведческий комментарий для преодоления- социокультурных трудностей, содержащихся' в текстах для чтения;
• разработать на английском текстовом материале определенную технологию,- предусматривающую- развитие общих и специфических умений чтения в следующей последовательности: просмотровое/поисковое, изучающее и ознакомительное чтение.
Для достижения сформулированной выше цели исследования потребовалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть чтение как вид речевой деятельности; особенности обучения чтению в условиях трилингвизма; характер взаимодействия контактирующих языков при чтении.
2. Выявить и обобщить трудности, испытываемые учащимися старших классов базового уровня якутской школы; в процессе чтения текстов различных жанров/стилей на английском языке.
3. Проанализировать УМК, используемые вЮ-11' классах на базовом уровне, с целью выявления возможностей для обучения просмотровому/поисковому, изучающему и ознакомительному чтению в условиях трилингвизма.
4". Исследовать возможные пути преодоления выявленных трудностей учащихся-якутов в чтении.
5. Найти пути устранения интерференции при чтении текстов на английском языке в условиях трилингвизма.
6: Изучить и обосновать возможности использования положительного переноса сформированных умений чтения* на якутском и русском языках в обучении^, чтению наг английском языке.
7. Разработать систему упражнений- для: а), обучения, разным видам чтения; б) преодоления выявленных трудностей.
8. Осуществить отбор дополнительных текстов для чтения, соответствующих тематике старших классов и возрасту учащихся.
9. Проверить в опытном обучении разработанную систему упражнений.
Ю.Проанализировать и обобщить результаты опытного обучения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования по методике обучения ИЯ, психологии, психолингвистике, педагогике, лингвистике, лингводидактике;
• анализ действующих учебных программ по ИЯ и УМК по английскому языку для старших классов средней школы;
• наблюдение за процессом обучения чтению учащихся старших классов базового уровня якутских школ;
• диагностика уровня обученности чтению на якутском, русском и английском языках учащихся старших классов базового уровня;
• анкетирование учителей и учащихся старших классов базового уровня;
• беседы с учащимися и учителями в ходе проведения опытного обучения;
• обобщение опыта обучения чтению в старших классах базового уровня якутских школ;
• опытное обучение с целью проверки эффективности предложенной методики обучения.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
• впервые разработана типология межъязыковых и внутриязыковых трудностей, основанная на лингвокомпаративном анализе трех языков, при обучении чтению учащихся старших классов в якутской школе;
• предложен и обоснован сводный перечень общих и специфических умений чтения на английском языке для учащихся старших классов базового уровня;
• выделены и классифицированы опоры, необходимые для понимания* иноязычного текста при обучении чтению в условиях трилингвизма;
• предложена и обоснована последовательность обучения разным видам чтения на одном тексте, предусматривающая постепенное вхождение в текст по логике «синтез-анализ-синтез».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
• выявлена специфика обучения чтению на английском языке учащихся старших классов в условиях якутско-русско-английского трилингвизма;
• осуществлен лингвокомпаративный анализ трех контактирующих языков (якутского, русского и английского) применительно к чтению, а также обосновано использование культуроведческого комментария к иноязычным текстам для преодоления трудностей социокультурного плана, испытываемых старшеклассниками;
• выявлена роль поискового чтения, как одного из наиболее востребованных видов чтения на английском языке для современного выпускника школы, а также расширен спектр специфических умений чтения, лежащих в основе поискового чтения;
• теоретически обоснована целесообразность использования технологии «петля обучения чтению» в описываемых условиях и разработана система предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений по данной технологии, которая способствует: преодолению трудностей, возникающих при чтении текстов на английском языке в условиях якутско-русско-английского трилингвизма; формированию/развитию общих и специфических умений просмотрового/поискового, изучающего и ознакомительного чтения.
Практическая значимость исследования заключается в:
• создании системы упражнений для а) обучения разным видам чтения на английском языке в якутской школе; б) преодоления межъязыковой и внутриязыковой интерференции; в) положительного переноса сформированных умений чтения с родного и русского языков на ИЯ у учащихся старших классов; г) обучения поиску и пониманию явных и скрытых опор в тексте;
• отборе дополнительных текстов для чтения близких в содержательном плане (по тематике, по возрастным особенностям) учащимся-якутам старших классов по технологии «петля обучения чтению»;
• разработке памяток, позволяющих учащимся с родным якутским языком сознательно обучаться и корректировать процесс овладения умениями чтения на английском языке.
Основные методические положения и теоретические выводы исследования могут быть использованы: при обучении чтению в старших классах базового уровня в якутских школах, а также в других школах с неродным русским языком обучения; при разработке подходов к обучению другим видам иноязычной речевой деятельности в условиях трилингвизма.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В условиях якутско-русско-английского трилингвизма процесс обучения чтению на английском языке становится более эффективным при использовании осознанного лингвокомпаративного анализа, выявлении схожих лингвистических (грамматических, лексических) явлений в качестве опор, а также при применении культуроведческого комментария к текстам.
2. Процесс обучения чтению на английском языке учащихся старших классов базового уровня якутской школы становится эффективным при использовании разработанной нами технологии «петля обучения чтению», которая способствует взаимосвязанному формированию/развитию общих и специфических умений просмотрового/поискового, изучающего и ознакомительного чтения на английском языке.
3. Разработанная специальная система упражнений для обучения чтению на ИЯ учащихся старших классов якутских школ способствует преодолению межъязыковой, внутриязыковой интерференции и положительному переносу сформированных умений чтения с Я1 и Я2 на ЯЗ.
Апробация исследования проходила в ходе опытного обучения учащихся старших, классов базового уровня якутских школ в период с 2005 по 2008г. Основные теоретические и практические положения диссертации были представлены на семинарах повышения- квалификации учителей иностранных языков - на базе Управления образования Мегино-Кангаласского улуса (района) Республики Саха (Якутия); на круглом столе «Консолидация многонациональной России: проблемы и перспективы сохранения единства образовательного пространства» (Москва, ИНПО ФИРО, 2008); на научно-практических конференциях Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения», на международной научной конференции «Проблемы мультикультурности и многоязычия в современной системе образования» (Нарва, Эстония, 2008), на заседаниях лаборатории обучения иностранным языкам при Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения», а также в опубликованных статьях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем работы 170 страниц, из которых 138 страниц основного текста.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 266 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz