Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 06:02
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 19 » Скачать Общественно-политическая жизнь в закрытых городах Урала (вторая половина 40 - середина 50-х гг.). Кузнецов, Виктор Николаевич бесплатно
02:27
Скачать Общественно-политическая жизнь в закрытых городах Урала (вторая половина 40 - середина 50-х гг.). Кузнецов, Виктор Николаевич бесплатно
Общественно-политическая жизнь в закрытых городах Урала (вторая половина 40 - середина 50-х гг.)

Диссертация

Автор: Кузнецов, Виктор Николаевич

Название: Общественно-политическая жизнь в закрытых городах Урала (вторая половина 40 - середина 50-х гг.)

Справка: Кузнецов, Виктор Николаевич. Общественно-политическая жизнь в закрытых городах Урала (вторая половина 40 - середина 50-х гг.) : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.02 / Кузнецов Виктор Николаевич; [Место защиты: Институт истории и археологии Уральского отделения РАН] - Екатеринбург, 2004 - Количество страниц: 238 с. Екатеринбург, 2004 238 c. :

Объем: 238 стр.

Информация: Екатеринбург, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОЛИТОТДЕЛОВ В ЗАКРЫТЫХ ГОРОДАХ УРАЛА
11 Предпосылки размещения предприятий атомной промышленности на Урале и организационные основы их строительства
12 Формирование и деятельность партийных организаций на строительствах объектов атомной промышленности
13 Создание политических отделов
Глава
II ПАРТИЙНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
21 Политотделы и производство
22 Укрепление воинской и трудовой дисциплины
23 Работа политотделов по решению бытовых проблем
Глава
IIIВНУТРИПАРТИЙНАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
31 Политотделы и сохранение государственной тайны
32 Работа политотделов по укреплению партийных и общественных организаций
33 Руководство комсомольскими организациями
34 Политотделы, советская власть и выборные партийные органы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Вся история СССР представляется одним мощным рывком по пути модернизации страны от крестьянской сохи к сверхдержаве, овладевшей основными достижениями мировой цивилизации, среди которых ядерная энергия. Чем дальше в прошлое уходит от нас двадцатый век, а вместе с ним история советского государства, тем рельефнее проступает истинный масштаб произошедших событий. Время всё расставляет по своим местам. Беспримерный в мировой истории прорыв нашей страны, достигнутый в кратчайшие сроки, стал возможен благодаря огромному напряжению сил, трудолюбию и патриотизму народа, сознательно шедшего на самопожертвование ради укрепления государства, в котором он видел свою опору и защитника. В ходе решения атомной проблемы была создана мощная отечественная ядерная промышленность, надежно обеспечивавшая национальную безопасность и глобальную стабильность системы международных отношений. Реализация советского атомного проекта происходила в крайне сложных условиях послевоенной разрухи и потребовала мобилизации не только материальных ресурсов, но и морально-нравственного потенциала сотен тысяч строителей и персонала первых предприятий атомной промышленности. Актуальность данного исследования определяется рядом объективных причин. Во-первых, до середины 1990-х гг. все, что было связано с атомным проектом в СССР, являлось совершенно секретной информацией. Большинство архивных материалов не были доступны для исследователей, и поэтому атомная проблема была малоизвестной страницей в отечественной истории. Взаимная добрая воля некогда стратегических противников к разоружению, значительному сокращению ядерных вооружений, ослабление идеологического противостояния и совместная борьба с терроризмом в мире позволили приподнять «железный занавес» и спустя пятьдесят лет приоткрыть завесу над секретами создания ядерного оружия в СССР. Это способствовало обращениЕО исследователей к проблемам создания ядерного оружия.Во-вторых, немаловажным является и то, что население закрытых городов, являясь особой общественно-политической группой, воспитанное в духе строжайшего сохранения государственных секретов, заинтересовано воспринимает информацию по истории атомного проекта в СССР. По причине запрета на разглашение государственной тайны ветераны атомной промышленности не имели полного представления о масштабах строительства ядерного комплекса и о значении своего вклада в укрепление обороноспособности страны, ее независимости и в достижение паритета в стратегическом противостоянии двух социально-политических систем. Изучение общественнополитических процессов в первое десятилетие формирования закрытых административно- территориальных образований (ЗАТО) позволит выявить политические и идеологические корни феномена закрытых городов. В-третьих, необходимость и целесообразность изучения истории строительства и развития закрытых городов вызваны еще и тем, что поколение людей, которым довелось создавать уникальные гиганты атомной промышленности, жить и работать в обстановке секретности, уходит из жизни. С каждым годом всё меньше остаётся непосредственных свидетелей создания этих городов и предприятий, свидетелей, которые могли бы подтвердить объективность освещения исторических событий и фактов. В настоящее время изучение комплекса проблем, связанных с реализацией советского атомного проекта, имеет приоритетный характер как за рубежом, так и в России. Без такого анализа невозможно воссоздать полную, всеобъемлющую картину послевоенного экономического и социально- политического развития страны. В-четвертых, большинство исследователей истории атомного проекта в СССР свое внимание сосредоточило на производственных, технических аспектах создания ядерного оружия в нашей стране. Такую направленность легко объяснить. Закрытая тема создания ядерного оружия была чрезвычайно интересна как для историков, так и для широкого круга общественности. Вся послевоенная история была окутана пеленой секретности и государственной тайны. Именно информация о технических аспектах его создания в первую очередь была особо интересна и актуальна. Состояние и развитие медицины, культуры, науки, образования, спорта, бытового обслуживания в закрытых городах в настоящее время также привлекло внимание исследователей. Однако вопросы общественно- политической жизни создателей ядерного оружия, деятельность общественнополитических организаций в закрытых городах остались еще не исследованными. В-пятых, в конце XX начале XXI веков мировой и российской общественностью отмечались ряд юбилейных дат, посвященных создателям ядерного оружия, образованию предприятий и организаций в закрытых городах. В этой связи появились ряд публикаций, в которых сделаны попытки исследовать исторические события 1940-х 1950-х гг., дать им объективную оценку. Однако в этих публикациях преследовалась цель описать каждое событие отдельно. При этом до сих пор нет еще пока такого исследования, которое позволило бы связать события этого периода между собой и определить масштабы и задачи, которые решались каждым элементом всей системы. Существует необходимость воссоздать не только историю всех закрытых городов Минатома, но и определить роль и место каждого из этих городов в общем, стратегическом плане создания ядерного оружия, сформировать целостное представление о масштабах всего атомного проекта в СССР. После подписания в 1987 г. между СССР и США Договора «Об ограничении подземных испытаний ядерного оружия» произошло некоторое ослабление режима закрытости в межгосударственных отношениях в области ядерного противостояния. Этот шаг позволил ослабить ограничения на любого рода информацию в открытой печати о существовании и функционировании закрытых городов. В начале 1990-х гг. лишь в газетах появились первые публикации о «городах-призраках» См., например,: Владыкин Е. Два дня в запретке Уральский рабочий. 1990. 12 авг.; Владыкин Е. Город социального значения Уральский рабочий. 1992. 17 дек.; Тарасов А. Секретные заводы устроили выставку-ярмарку Известия. 1993. 5 1 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 января 1994 г. 3-р всем населённым пунктам закрытых административно- территориальных образований Министерства РФ по атомной энергии были присвоены официальные географические названия. В Сибири это Красноярск-45 (Зеленогорск), Красноярск-26 (Железногорск) и Томск-7 (Северск). На Урале Свердловск-44 (Новоуральск), Свердловск-45 (Лесной), Челябинск-65 (Озёрск), Челябинск-70 (Снежинск), Златоуст-36 (Трехгорный). В центральной России Пенза-19 (Заречный) и Арзамас-16 (Саров). Все эти города были построены для достижения одной цели создание атомного оружия и выполняли каждый свою задачу от научных разработок до сборки ядерных боеприпасов. Термин «закрытый город» до 14 июля 1992 г. употреблялся в неофициальном обиходе в двух аспектах. Во-первых, эти населенные пункты закрыты, для свободного посещения иностранными гражданами. Такие посещения возможны только по специальному разрешению соответствующих органов государства: Во-вторых, об этих городах отсутствовала какая-либо информация в открытой печати и официальных информационных системах В целях законодательного оформления статуса закрытых городов Законом РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (ЗАТО) закреплено понятие закрытого административно- территориального образования. Таковым признается имеющие органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной з тайны, включающей специальные условия проживания граждан Закрытые атомные города России (особенности развития и управления) отв. Ред. Е.Г. Анимица. Екатеринбург, 2002. 10. Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВС РФ, 20.08.1992, 33, ст. 1915.Все системы жизнедеятельности закрытых городов предполагают соблюдение требований секретности, которые обеспечивают особый режим безопасного функционирования предприятий и объектов, расположенных в них. Статус такого режима закреплен в специальных нормативно-правовых актах, а контроль за его соблюдением возложен на соответствующие государственные органы и спецслужбы. В 2003 г. в Российской Федерации насчитывалось 42 закрытых административно-территориальных образований. Из них 32 находятся в ведении Министерства обороны РФ и 10 в ведении Министерства РФ по атомной энергии (бывшего Министерства среднего машиностроения СССР). Закрытые города являются городами особого рода. При первоначальном проектировании они создавались как жилые посёлки при заводах, рассчитанные на число жителей от 1300 чел. при заводе 817 (Челябинск-40) и до 1500 чел. призаводе 813 (Свердловск-44) По мере строительства заводов, увеличения объёмов выполняемых работ и задач жилые посёлки за короткий срок разрослись до уровня городов областного подчинения. Такой статус был установлен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 марта 1954 г. «О преобразовании некоторых населенных пунктов в города областного подчинения и рабочие посёлки» Челябинску-40 (ныне Озерск), Свердловску-44 (ныне Новоуральск) и Свердловску-45 (ныне Лесной). При получении этого статуса закрытым городам были предоставлены и соответствующие права. В частности, их население получило возможность избирать местную власть Советы депутатов трудящихся. В этот же период в них сформировался высокий уровень производственной и социальной инфраструктуры. Строительство предприятий атомной промышленности и населённых пунктов проходило в условиях повышенной секретности и отличалось очень сжатыми сроками введения в эксплуатацию производственных и жилых объектов. Обусловленность секретностью функ- Атомный проект СССР: Документы и материалы. Москва Саров, 2000. Т.П. Атомная бомба. 1945-1954. Кн. 2. 192-196, 202-206.ционирования, усиленный режим безопасности, внедрение новейшей техники и технологий, специальный отбор работников на основные и вспомогательные объекты, привилегированное снабжение городов материально- техническими ресурсами, повышенные стандарты материально-бытового обеспечения всё это отличало статус и условия проживания жителей в закрытом городе от населения открытых территорий. За период своего существования закрытые города находились на особом положении. В них сформировался высокопрофессиональный кадровый, научно-технический потенциал, создана уникальная опытно-производственная база, что позволяет отнести эти населенные пункты к элитной группе городов России. Степень изученности проблемы. Историография исследуемой проблемы достаточно обширна. Исследования, проведенные по ядерной проблематике, можно

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 118 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz