Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 02:57
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 19 » Скачать Научно-педагогические основы интеллектуального развития школьников-спортсменов : На материалах Республики Саха (Якутия). бесплатно
02:29
Скачать Научно-педагогические основы интеллектуального развития школьников-спортсменов : На материалах Республики Саха (Якутия). бесплатно
Научно-педагогические основы интеллектуального развития школьников-спортсменов : На материалах Республики Саха (Якутия)

Диссертация

Автор: Портнягин, Иосиф Иосифович

Название: Научно-педагогические основы интеллектуального развития школьников-спортсменов : На материалах Республики Саха (Якутия)

Справка: Портнягин, Иосиф Иосифович. Научно-педагогические основы интеллектуального развития школьников-спортсменов : На материалах Республики Саха (Якутия) : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.04, 13.00.01 Якутск, 2000 326 c. : 71 01-13/109-5

Объем: 326 стр.

Информация: Якутск, 2000


Содержание:

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1L Интеллектуальное развитие как философская категория
12 Проблемы развития интеллекта в психологической науке
13 Психолого-педагогические подходы к развитию интеллектуального потенциала личности
14 Проблемы интеллектуализации развития детей с практическим складом ума
Глава 2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЯХ НАРОДА САХА
21 Ценностные ориентиры в системе народного воспитания
22 Средства и формы физического и интеллектуального развития личности в системе национальных традиций
23 Интеллектуальная составляющая воспитания в традициях народа саха
Глава 3 ОПЫТ МОДЕЛР1РОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
31 Методика и организация опытно-экспериментальной работы
32 Диагностика и прогнозирование интеллектуального развития школьников-спортсменов
33 Формирующий вариант эксперимента
Глава 4 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РШТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
41 Индивидуальные особенности процесса развития интеллектуальных способностей школьников-спортсменов
42 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы

Введение:

Актуальность проблемы исследования. В стратегии обновления Республики Саха (Якутия) в условиях суверенитета и экономической самостоятельности одной из центральных является проблема развития человека, его духовного и интеллектуального, культурного и материального обогащения. В связи с этим забота о подрастающем поколении выдвинута в ранг государственной политики и является частью комплексных мер, направленных на социальное развитие и возрождение малочисленных народов республики. Осуществление целенаправленной программы социально-экономического, политико-правового, духовно-нравственного развития народа, разрешение многих взаимосвязанных проблем образования и культуры - все это требует обновления всей системы обучения и воспитания.Известно, что будущее общества связано с новой постановкой дела обучения и воспитания подрастающего поколения. Со школьной скамьи начинается подготовка кадров XXI века - будущих экономистов, предпринимателей, ученых, педагогов, лидеров республики, людей духовно и нравственно обогащенных. Задача может быть успешно решена, когда в школе будут сформированы и развиты прежде всего интеллектуальные качества личности в широком смысле данного понятия.Гуманизация школьной жизни, означающая всю большую ориентацию ее на потребности и способности учащихся, в настоящее время стала одним из важнейших приоритетов отечественной образовательной системы.Динамичные процессы ее обновления привели в движение гуманизирующие и культурообразующие функции, реализация которых находит отражение в изменении содержания образования, в повышении требований к общекультурному развитию учащихся. В полной мере это относится и к физической культуре - сфере образования и воспитания учащихся.Реализация ее культуро'^озидающей функции предполагает в первую очередь самоопределение личности школьника в культуре физической, подчеркивает собственно культурную сторону организации их мышления, учения, быта, свободного времени, жизнедеятельности в целом.Однако в физическом воспитании учащихся еще наблюдаются кризисные явления, характерные преобладанием старого над новым в освоении ценностей физической культуры, массового репродуктивного подхода над личностно-ориентированным. Такая ситуация диктует необходимость внесения в физическое воспитание школьников научнообоснованных изменений в содержание и процессуальные характеристики, требует выделения таких интегративных оснований личности, педагогические воздействия и самовоздействия на которые запустят механизм сознательной и активной деятельности учащихся в сфере физической культуры. Одной из таких характеристик выступает потребностно-мотивационная сфера, побуждающая, направляющая и регулирующая интеллектуальную активность личности в физической культуре и спорте.В философской, социологической литературе, начиная с древнегреческих философов, в трудах философов-идеалистов, философовматериалистов, философов-марксистов, а также русских демократов мыслителей В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского и др. личность рассматривается в широком плане. В трудах Ф.Гегеля, И.Канта, Б.Спинозы, Л.Фейербаха, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева и др. подчеркивается особая значимость для общества интеллектуального развития личности. Проблемы формирования личности, ее творческого потенциала нашли отражение в работах специалистов разных наук: психологической (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, В.С.Мухина, Л.Рубинштейн, П.П.Блонский, Л.В.Занков, Е.Н.Кабанова-Меллер, В.А.Крутецкий, Л.Я.Пономарев, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин и др.), педагогической (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.А.Сухомлинский, В.Ф.Паламарчук, Л.В.Занков, Г.И.Шукина и др.). Ведущ;ая роль в решении этой задачи играет система образования. В работах К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа, Н.Ф.Бунакова, Л.Н.Толстого, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, Н.Ф.Каптерева, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Г.И.Щукиной, М.А.Данилова, Ю.К.Бабанского, Б.Т.Лихачева, И.П.Волкова, Ю.П.Азарова, М.П.Щетининой, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Р.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, Н.Лысенковой и других известных ученых и педагогов мы не раз находим тому подтверждение. Зарубежные исследователи (Дьюи, Гальтон, Кэттелл, Векслер, Спирмен, Гилфорд, Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хориц, Айзенк, Скиннер, Бандура, Роджерс, Келли, Маслоу и др.), исследователи проблем физического воспитания (В.В.Белорусова, Н.К.Коробейников, Б.А.Карпушин, Л.П.Матвеев, В.П.Филин, А.А.Михеев, А.П.Матвеев, И.Н.Решетень, Б.Мельников, М.И.Фролова, Б.М.Шиян и др.) особо выделяют то, что познавательный интерес в качестве средства и стимула обучения направлен на практическое овладение знаниями. Многие из них (Б.А.Ашмарин, А.П.Матвеев, Б.Н.Минаев, И.Н.Решетень и др.) считают познавательный интерес школьников основным показателем их общего развития.Как подчеркивается в специальной литературе (Г.С.Костюк, Н.А.Леонтьев, Н.А.Менчинская, Л.Рубинштейн, Г.И.Щукина), и что в целом подтверждается полученными нами результатами предварительного исследования, физическое воспитание объективно воздействует не только на физическое, но и на духовное развитие человека. Средства и методы физического воспитания, закономерности обучения движениям и воспитание физических качеств человека позволяют эффективно решать задачи интеллектуального развития, но только в рамках "узкой" специализации в области физической культуры и спорта.Как показали наблюдения, академические способности (интеллектуальные возможности) детей с двигательным (моторным) интеллектом, не часто проявляются при изучении других учебных предметов. Проведенное обследование в комплексе с постоянными наблюдениями подтверждают, что проявляя креативность, достаточно высокий уровень мыслительных операций в сфере спортивной деятельности, школьники-спортсмены по другим учебным дисциплинам показывают средние и ниже среднего показатели интеллектуальных способностей.Проблема интеллектуального развития личности в философской, психологической и педагогической литературе занимает ведущее место. "Интеллект" в философском понятии обозначает высшую познавательную способность личности. Развитие личности на всех этапах жизни должно рассматриваться как процесс превращения индивида в самостоятельного и сознательного субъекта деятельности. Во все времена индивидуальность человека развивалась через самоутверждение, которое как способ развития индивидуальных черт личности происходит в определенном социуме и анализируется с позиций конкретных условий среды. Индивид становится личностью при целенаправленной, планомерной, осознанной организации его познавательной деятельности, через развитие интеллектуальных возможностей, способностей и интереса.В зарубежной педагогике подчеркивается, что уровень интеллекта каждой личности определен генетически. И это является основным методологическим подходом при определении формирования и развития интеллекта. Исследования, проведенные Д.Дьюи, Э.Демолен, Э.Тормдайк, М.Флерн, Френе и др., также акцентируют внимание на различные характеристики интеллекта. Так, подчеркивается о наличии умственного и практического интеллекта личности, о людях с теоретическим и практическим складом ума.Теоретическую основу нашего исследования составляют идеи и положения, которые подчеркивают, что интеллектуальное развитие детей с практическим (моторным) интеллектом обусловлено не только уровнем развития мыслительных процессов, но и качеством развития его двигательных возможностей. Для полноценного интеллектуального развития таких детей важно создание психолого-педагогических условий для формирования и реализации их познавательных способностей и умственных возможностей. Источником развития личности являются ее потребности, которые активизируются в сознании и оформляются в мыслительной деятельности.Познавательный интерес как психолого-педагогическое условие выступает мотивацией в учебно-познавательной деятельности школьников.В исследованиях Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, Л.С.Славиной, Г.И.Щукиной и др. подчеркивается, что приобретение знаний обеспечивает дальнейший рост интеллектуального потенциала учащихся.Активное формирование мышления детей обусловлено таким педагогическим условием, содержанием которого является взаимосвязь воспитания и развития, оптимизация учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, Л.В.Занков, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и многие другие). Теория взаимосвязи обучения и развития, разработанная Л.В.Занковым, в качестве исходного утверждает объективную связь между построением обучения и характером общего развития детей. •^ ^ Этапы формирования мышления детей взаимосвязаны с формированием позитивной мотивации и знаний от репродуктивного через конструктивный - к творческому уровню. Стержнем и основным условием интеллекта являются знания. Они, как правило, начинаются с обогащения памяти фактами и различными сведениями и с других областей знаний. Нередко в психолого-педагогических исследованиях, где рассматривается формирование теоретических, обобщенных знаний детей (Н.А.Менчинская, А.Рубинштейн, Г.И.Щукина), недооценивается формирование у них четких, ярких представлений. Следующей ступенью развития умственных Ш сил является формирование понятий (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, Л.В.Занков и др.), в котором воплощаются знания, и при этом оформляются мыслительно-познавательная деятельность.Следующее важное психолого-педагогическое условие развития интеллекта касается формирования и развития психологических процессов, с помощью которых приобретаются знания, превращаясь в убеждения человека.В.Ф.Паламарчук отмечает, что приобретение знаний тесно связано с мыслительной обработкой информации, которая пронизывает все этапы познавательного поиска. Как справедливо подчеркивал П.П.Блонский, '^ развитое мышление проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания.Приобретение знаний учениками зависит не только от тех педагогических условий, которые создаются в учебной деятельности, но и от желания самого обучающегося. А желание учиться, развивать свои умственные возможности обусловливаются мотивами учения. А формирование мотивов - это важное условие развития интеллектуальных сил ученика.Известно, что процесс социальной адаптации старшеклассников наиболее успешно функционирует в том случае, когда формируются познавательная активность личности, умение ставить и решать различные проблемы. Мотивация является энергетической основой познания, мышления. Эффективность и характер мыслительной деятельности зависит от характера мотивов, включенных в эту деятельность.В трудах Г.И.Щукиной, В.Б.Бондаревского, И.Я.Лернер подчеркивается, что процесс формирования познавательных интересов происходит в деятельности. Главный вид деятельности детей - учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) интеллектуальной деятельности, трансформация целей. Учение закладывает основы познавательных интересов, но не исчерпывает собой всех возможностей их формирования.Как свидетельствует анализ спортивно-педагогической литературы (И.Н.Решетень, Л.П.Матвеев, В.П.Филин, В.В.Белорусова, Б.Н.Минаев, А.П.Матвеев, Б.Мельников, Б.А.Карпушин, М.И.Карпушина, Н.К.Коробейников, А.А.Михеев, Б.М.Шиян и др.), физическое воспитание решает задачи формирования личности, воспитания воли, позитивных качеств, характера, эмоций, эстетических потребностей личности. В процессе физического воспитания получают свое конкретное воплощение общепедагогические принципы, поскольку они отражают общие педагогические закономерности, действующие и в сфере физического воспитания.Зарубежные специалисты (Э.Майнберг, К.Адам, Р.Андерсен, Жене, Э.Бекерс, Х.Бернет, В.Брем, Д.Куру, Д.Бордман, К.Видмер, Б.Вишман и др.) по-своему трактуют предмет педагогики спорта, считают, что педагогика спорта - это частная дисциплина науки о воспитании и науки о спорте, с ф помощью различных воспитательных методов изучающая спортивную, игровую и интеллектуальную деятельность в ее официальных и неофициальных формах.Анализ практики физического воспитания учащихся свидетельствует о том, что наиболее уязвимой его составляющей является низкий уровень интеллектуальной активности учащихся в этой сфере, слабое понимание учителями сущностных характеристик ее развития. Как следствие, отсутствует управление этим сложным личностным образованием, ограничивается освоение культурного содержания практической Ш деятельности. Поэтому несомненна актуальность данного исследования, направленного на качественное преобразование ситуации, сложившейся в физическом воспитании учащихся, придание образовательновоспитательному процессу новой содержательной основы, парадигма которой связана с актуализацией самоопределения личности в культуре физической, ее успешной самореализации и самовыражения в личностно и социально значимой деятельности, использования ее как фактора социализации.Анализ теории и практики показывает необходимость постановки и решения вопроса о новом подходе к формированию интеллектуальных * способностей школьников. Не секрет, что повсюду распространено мнение, что физическое воспитание в целом направлено лишь на развитие таких качеств личности, как воля, характер, самообладание, целеустремленность и т.д. Причем развитие этих качеств мобилизуется для достижения высоких спортивных результатов или для занятий физической культурой. В данном случае речь идет об одностороннем формировании и развитии прагматического интеллекта личности, в частности, так называемого "моторного интеллекта".Данный подход к исследованию проблемы заключается в раскрытии возможностей формирования интеллектуальных сил детей, обеспечивающих развитие интеллектуальных способностей школьников с прагматическим интеллектом. Многообразие и сложность решения этой задачи требуют определения рациональных педагогических условий для развития умственных сил и способностей детей с практическим (моторным) интеллектом. Тем не менее в педагогической науке нет специальных трудов, самостоятельных исследований по формированию и развитию умственных возможностей и способностей детей с прагматическим складом интеллекта.Актуальность проблемы, недостаточная ее разработанность в педагогической теории и накопленный исследовательский материал определили выбор темы исследования: '^Научно-педагогические основы интеллектуального развития школьников-спортсменов (на материалах Республики Саха (Якутия)".Объект исследования — процесс интеллектуального развития школьников.Предмет исследования — теоретические основы и педагогические условия формирования и развития интеллектуальных способностей школьников-спортсменов.Основная цель нашего исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы развития интеллектуальных сил и возможностей школьников-спортсменов и обосновать педагогические условия его осуществления.В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть сущность и содержание интеллектуального развития в целостной структуре личности школьника. I I ^ i 2. Разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретическую основу процесса интеллектуального развития юных спортсменов.3. Разработать методы диагностики сформированности и развития интеллекта личности ребенка, критерии и уровни их развития.4. Выявить основные тенденции и принципы, определяющие развитие интеллектуального уровня школьников-спортсменов.5. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования и развития интеллектуальных способностей школьниковспортсменов.6. Опираясь на результаты исследования, разработать научнопрактические рекомендации по развитию умственных возможностей в физкультурно-спортивной деятельности.В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития интеллектуальных сил и возможностей у юных спортсменов становится эффективным, если: - целью и результатом интеллектуального развития школьника выступает сложное личностное образование, объединяющее взаимодействие нравственных и психических качеств, составляющих основу гуманистических по содержанию и гармонических по структуре его мыслей, чувств, поведения и сформированной, социально обусловленной активности; - интеллект развивается в спортивной деятельности как социальноценностная целеустремленность и ответственность при созданных для этого необходимых социально-педагогических условий; - обеспечивается такое взаимодействие учебной, внеучебной и спортивной деятельности, в которой школьники проявляют себя в качестве субъектов принятия различных по содержанию интеллектуальных и личностно-интеллектуальных отношений, активизирующих развитие их индивидуальности; •^ - учитывается разный уровень развития интеллектуальных способностей, каждый из которых характеризуется неодинаковой степенью развития их структурных компонентов, высший уровень развития интеллекта личности является эталонным и выступает как устойчивая согласованность единства мыслей, чувств, поведения школьников; - развитие интеллекта в процессе спортивной деятельности представляет собой целостный процесс, имеющий определенные этапы своего развития, обусловленные качественными характеристиками взаимодействующих компонентов; (Ф - содержание каждого этапа характеризуется применением педагогически целесообразных ситуаций, которые дают возможность поставить школьника в такие условия, в каких они могли бы проявить и приобрести недостающие мыслительные качества, уровень интеллектуальных возможностей и степень осознания умственных потребностей.Общая методология основ исследования определяется философскими идеями педагогической теории об интеллекте и его развитии, диалектике единства психической и физической активности человека, основными положениями учения о природе сущности человеческого интеллекта, ее # активности и ее целесообразном и творческом характере: - поскольку развитие интеллекта обусловлено личными и общественными интересами, основу все более возрастающей роли умственного развития школьников следует искать прежде всего в интеллектуальной сфере, отражающей перспективы социального прогресса; - интеллектуальные качества личности, сформировавшие под воздействием объективных и субъективных обстоятельств, выступают активной силой, под влиянием которой изменяются и окружающая ^ действительность, и сама личность. Интеллектуальные качества следует "^ отнести к тем возможностям, которые обеспечивают внутреннюю детерминацию не только в настоящем, но и устремленность человека в будущее, развитие его активности и самостоятельности как субъектности; - социальная детерминация и интеллектуальная активность личности глубоко взаимосвязанные стороны единого процесса ее воспитания, в рамках спортивной деятельности этот процесс в его интеллектуальной сфере может быть понят как единство интериоризации коллективного и индивидуального и объективизации сущностных сил человека, ее интеллектуальных потенциалов и в других видах деятельности; '# - спортивная деятельность отражает действительное богатство бытия человека и предполагает его развитие, в том числе и интеллектуальное, через оказываемое им воздействие с другими людьми. Спортивная деятельность в силу своей социальной природы обусловлена отношениями и изменениями его участников. В процессе активной спортивной деятельности и проявляется и формируется общественная сущность личности, и тем самым выявляются механизмы действия интеллектуального развития на уровне личности. В теоретическом плане исследование опирается на концептуальные положения развития интеллекта личности, о закономерностях этого развития, о роли мыслительной деятельности в этом ^ процессе, представленные в работах Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.М.Матюшкина, Н.А.Менчинской, Л.Рубинштейна, И.М.Сеченова, Б.М.Теплова, Д.Б.Эльконина и др.Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ философской, социологической, этической и психолого-педагогической литературы, длительное включенное ^ наблюдение по специально созданным программам, беседы, интервьюшкалирование, создание педагогических ситуаций, социометрия, метод независимых характеристик, опытно-экспериментальная работа как ведущий метод исследования.Исследование по избранной теме продолжалось в общей сложности более 14 лет и осуществлялось, как непосредственно автором, начавшим трудовую деятельность после окончания средней школы тренером по вольной борьбе Борогонской ДЮСШ Усть-Алданского улуса (1981-85 гг.), также работавшими под его руководством тренерами-педагогами, учителями физической культуры, методистами, студентами факультета физической культуры.Прежде чем предпринять тот или иной формирующий эксперимент, тщательно выявляли на основе специальных критериев исходный уровень интеллектуального развития детей, а вместе с тем и характер соответствующей воспитательной практики. Данные таких "срезов" помогли нам уточнять и углублять программы экспериментальной работы, служили точкой отсчета для последующих измерений и ее эффективности. При этом мы прибегали к методике выделения экспериментальных и контрольных групп учащихся, за которыми велось систематическое и длительное включенное наблюдение.Поскольку личность юного спортсмена формируется в коллективе, экспериментальное совершенствование учебно-воспитательного процесса осуществлялось одновременно по двум направлениям: улучшилась продуманная работа со всем спортивным коллективом и с каждым отдельным воспитанником. По заранее намеченной методике тренерыпедагоги включали учащихся в разнообразную учебно-спортивную, игровую, общественную деятельность, поощряли их самостоятельность за конкретные виды коллективной работы. Практическая разнообразная деятельность •• сочеталась со специально продуманной системой их морального просвещения.Одновременно мы вместе с тренерами-педагогами наблюдали, как изменялся уровень интеллектуального развития детей под влиянием тех или иных воспитательных средств педагогического воздействия в экспериментальных группах и как в контрольных, где процесс учебновоспитательной работы осуществлялся традиционными способами.Наблюдения проводились по определенной программе в самых различных условиях жизни и деятельности школьников-спортсменов: в школе на '•'• учебных занятиях, в семье, на тренировках, соревнованиях, играх, в внеучебное время, собраниях, диспутах, вечерах отдыха, а также в спортивно-оздоровительном и трудовом лагерях, при выполнении ими разнообразных общественных поручений. За некоторыми школьниками мы непосредственно наблюдали в течении восьми и более лет. Всего за время нашей опытно-педагогической деятельности систематическим изучением было охвачено 1200 учащихся, преимущественно подросткового и старшего школьного возраста.Основное значение при оценке результатов исследования придавалось не тому, что и как дети о себе говорят, а тому, что и как практически делают. '^ Определяя уровень интеллектуального развития детей, мы особенно интересовались тем, как они проявляют себя в жизненных ситуациях.Самостоятельное, не побуждаемое извне поведение детей служило для нас главным критерием умственного развития. В то же время в качестве дополнительных диагностических средств использовали анкетирование и интервьюирование воспитанников, анализ продуктов их деятельности документации спортивных и общеобразовательных школ, метод независимых характеристик, социометрию, врачебно-педагогическое щ обследование школьников, педагогический консилиум и др. При этом ^ контрольные "срезы" интеллектуального развития детей производились обычно 2 - 3 раза в год. Применяя совокупность указанных выше методов изучения личности школьников, мы получали большое число достоверных фактов. Они позволяли сравнивать состояние интеллектуального развития детей на разных этапах опытно-экспериментальной учебно-тренировочной работы, судить о ходе интеллектуального развития и, вместе с тем, о степени действительности проверявшихся методов и путей его стимулирования.Исследование выполнялось в несколько этапов.Первый этап (1981 - 1985, 1990 - 1992 гг.) - подготовительно*• эмпирический, был посвящен изучению эффективных путей развития интеллектуальных способностей школьников-спортсменов. В результате был выделен ряд факторов в учебно-воспитательном процессе (деятельность, степень осознания, потребность интеллектуального развития школьников и др.), оказывающих влияние на развитие интеллектуальных способностей школьников. Идея учебно-воспитательного процесса в спортивной деятельности, лежащая в основе этого педагогического опыта, определялась стремлением выявить пути и условия интеллектуального развития детей, определить для этого необходимые педагогические задачи и комплекс целенаправленных средств их решения. Результаты исследования были * обобщены в работе "Активизация учебно-познавательной деятельности школьников в процессе физического воспитания".Второй этап (1992 - 1995 гг.) — начальный этап опытноэкспериментальной работы. Он был посвящен выявлению взаимодействия компонентов интеллектуального развития при разных условиях развития, и обусловливающих их факторов, пути, и способы педагогического управления воспитательным процессом. Базой исследования явились школы № 33 и №31 г.Якутска, Мюрюнская средняя школа №2, Кэптэнинская, « Бэйдигинская, Дюпсюнская, Сырдахская средние школы, Борогонская ^ детско-юношеская спортивная школа. Результатом данного этапа явились обоснование педагогических условий, способов повышения интеллектуальных способностей школьников-спортсменов и опытноэкспериментальная апробация разработанных положений. На третьем этапе (1995 - 1998 гг.) продолжая следующий уровень опытно-экспериментальной работы, определялись теоретикометодологические основы исследования, общая стратегия научного поиска, корректировались и уточнялись теоретические положения, сформулированные на предыдущих этапах, осуществлялся сравнительный ф анализ особенностей интеллектуального развития школьников с разным уровнем их развития. Продолжался поиск путей организации необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса их формирования и развития. Прежде чем провести формирующий эксперимент, тщательно выявлялся на основе специальных критериев исходный уровень интеллектуального развития детей, а также характер соответствующей воспитательной практики. Данные таких "срезов" помогли уточнить и углубить программы экспериментальной работы, служили точкой отсчета для последующих измерений ее эффективности. Базой исследования были 6 школ Усть-Алданского улуса, средние школы №33, №26 г.Якутска, •^ где автор и его единомышленники проводили исследования по единому замыслу, общим требованиям и методам.Четвертый этап (1998 - 2000 гг.) был ориентирован на коррекцию и обогащение общей гипотезы, систематизацию, обобщение и апробацию опытно-экспериментальных данных, литературное оформление диссертации.Результатом этого этапа явилась монография на тему "Интеллектуальное развитие школьника-спортсмена".Научная новизна и теоретическое значение исследования.Совокупность полученных в нем результатов содержит решение крупной научной проблемы интеллектуального развития школьников-спортсменов в Республике Саха (Якутия): - охарактеризованы интеллектуальные способности детей как социально-детерминированное личностное образование, обладающее динамичным единством составляющих его структурных компонентов, мыслей, чувств, поведения, представляющие собой их сложный сплав; - разработана концепция формирования и развития интеллектуальных способностей детей, раскрывающая основные положения педагогического обеспечения развития умственных сил и возможностей школьников, увлеченных спортом; - определены методы диагностики развития интеллектуальных способностей, их уровни и критерии, выявлен поэтапный процесс интеллектуального развития, обеспечивающий условия дифференцированного подхода к школьникам в условиях спортивной деятельности; - выявлена детерминирующая роль спортивной деятельности в развитии методов и приемов мыслительной деятельности; - выявлена совокупность социально-педагогических условий, обеспечивающих реализацию воспитательных возможностей спортивной деятельности школьников в формировании и развитии интеллектуальных способностей; - опытно-экспериментальным путем обоснована комплексная система средств, методов и форм развития интеллекта школьников, важным звеном которой является физкультурно-спортивная деятельность в сочетании с учебой, умственным воспитанием, решением поведенческих ситуаций и самовоспитанием.Практическая значимость исследования. В соответствии с теоретической концепцией в практику базовых школ внедрена модель поэтапного развития интеллектуальных способностей школьников, которая позволяет диагностировать, прогнозировать и конструировать опыт организации интеллектуального воспитания, обеспечивающей возникновение социально-ценного воспитывающего взаимодействия учащихся. Предложены пути, средства и условия изучения и развития интеллекта, чувств, поведения детей в их единстве; разработаны доступные педагогу-тренеру методики, критерии, показатели выявления уровней интеллектуального развития учащихся в процессе спортивной деятельности.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются реализацией научной методологии, использованием личностно-деятельного подхода к решению поставленной проблемы, достаточно длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных и спортивных школах, соответствием методов предмету, задачам и логике исследования, репрезентативностью выборок, тщательным анализом опытных данных.На защиту выносятся следующие полоткения: — интеллектуальное развитие личности школьника в процессе спортивной деятельности представляет собой педагогически организованный поэтапный процесс, в ходе которого возникает и нарастает расширение мотивационной сферы школьников, определяющей их отношение к жизни, труду, себе, людям, за рамки узко спортивных интересов для преодоления их одностороннего развития и осознания ими необходимости овладения разносторонними знаниями; - источником противоречивых взаимосвязей компонентов развития интеллекта, ведущих к целостности, выступает доминирующее явление педагогического процесса, основанное на взаимодействии в системе "ученик - педагог-тренер - детский спортивный коллектив", которое обусловливает •# содержание спортивной деятельности, субъект - субъективные позиции воспитанников и педагога-тренера (стимулирование, содействие, взаимопонимание); - уровень развития интеллекта школьников определяет саморегуляцию их поведения, которая является основой психологических механизмов обеспечения единства сознания и поведения личности; интеллектуальное развитие обусловливается широким применением на занятиях по физической культуре и спорту методов и приемов, развивающих наряду с моторикой индуктивное и дедуктивное мышление, логические рассуждения и 41 абстрагирование, аналитические и синтетические способности и т.д.; - высокий уровень развития интеллекта обеспечивает проявление личностно социальной активности, соответствует целям воспитания и самовоспитания, способствует переходу внешней регуляции во внутреннюю саморегуляцию, повышает уровень творческого потенциала; - эффективность процесса развития интеллекта личности школьника обусловлена его этапами, каждому из которых свойственны особые взаимосвязи компонентов, его составляющих, преодолением основных противоречий между разными по ценности мотивами деятельности и проявлением усилий для достижения поставленной цели; J* - принципиальным условием, обеспечивающим продуктивность развития интеллекта школьника-спортсмена, являются самодеятельные способы ее организации, когда учащиеся занимают субъективную позицию.Все большее увеличение потенциала самостоятельности в активной учебной, внеучебной и спортивной деятельности ведет к заинтересованности, к обогащению мотивации участников взаимодействия. Именно самодеятельность обеспечивает самоутверждение и самовыражение личности ребенка в разнообразных делах и способах поведения, позицию школьника, действующего активно и самостоятельно, проявляющего общественную инициативу и независимость в ситуациях разной степени сложности. В этой связи в концепции развития интеллекта школьников выделены следующие условия, обеспечивающие в своем комплексе развитие интеллектуальных способностей детей: мотивация детей, отношение детей к другим учебным занятиям в школе; зависимость развития личности детей от направленности занятий, активная жизненная позиция, рациональное проведение свободного времени, профессиональная ориентация детей. Такая организация ведет к субъективности личности школьника-спортсмена, как социальному явлению, выступающему в качестве принципиального условия и результата интеллектуального развития школьника.Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры педагогики и теоретических основ физического воспитания Якутского государственного университета, на республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов "Молодежь и наука РС(Я)" (Якутск, 1993 1998 гг.), на "круглом столе" сотрудничества Якутского и Фэрбенского университетов (Якутск, 1994), на международном симпозиуме "Дети и олимпийское движение" (Омск, 1995), на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Якутского государственного университета (Якутск, 1992 - 2000 гг.), на международной научно-практической конференции "Физическая культура и спорт в развитии личности студента" (Москва, 1998), на республиканском семинаре учителей физической культуры, посвященной 75-летию развития физкультурного движения в Республике Саха (Якутия), на региональной научно-практической конференции "Проблемы физической культуры, здоровья, нравственного воспитания детей и молодежи" (1999, Нерюнгри), на научно-практической конференции Дальневосточного региона (Хабаровск, 1998 - 2000 гг.) на международной научно-практической конференции "Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: поиск и решения" (Москва, 1999), на международной научно-практической конференции "Новые направления в системе подготовки специалистов по физической культуре" (Ижевск, 1999), на ежегодных научно-практических семинарах тренеров детско-юношеских спортивных школ (Якутск, 1994 - 2000 гг.), на республиканском совещании «Высшее образование в первой четверти XXI века» (Якутск, 1999), на Ш Международной научно-практической конференции «Физкультурнооздоровительная и спортивная работа в звеньях системы образования» (Калининград, 1999)..Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения. (

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 187 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz