Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 18:06
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗ. Самолдина, Людмила Николаевна бесплатно
07:35
Скачать Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗ. Самолдина, Людмила Николаевна бесплатно

Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗ

Диссертация

Автор: Самолдина, Людмила Николаевна

Название: Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗ

Справка: Самолдина, Людмила Николаевна. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗ : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Самолдина Людмила Николаевна; [Место защиты: Ин-т педагогики и психологии профессионального образования РАО] Казань, 2008 272 c. : 61 09-13/398

Объем: 272 стр.

Информация: Казань, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДУАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ССУЗ
11 Требования наукоемкого производства как условие дуальной целевой подготовки компетентного специалиста технического профиля
12 Структура, состав научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз
13 Научно-методическое проектирование дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз
Выводы к главе
Глава 2 РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ССУЗ 108 21 Методика реализация научно-методического обеспечения дуальной целевой подготовки студентов в ссуз
22 Реализация учебных планов и программ дуальной целевой профессиональной подготовки студентов
23 Экспериментальная проверка научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз
Выводы к главе

Введение:

Актуальность исследования. В отечественной профессиональной школе имеется опыт проведения целевой интенсивной подготовки специалистов по заказам предприятий. Обучение ведется в профессиональной школе с полной учебной неделей, а затем продолжается и завершается непосредственно на рабочем месте предприятия. Обучение реализуется в тесном контакте с предприятием: полноценные производственные практики, целенаправленное выполнение курсового и дипломного проектирования, обеспечение стажировки на рабочих местах во время преддипломной практики. Именно таким образом была построена система профессионального образования, существовавшая в нашей стране в советский период. Сегодня такая подготовка не в полной мере отвечает требованиям предприятий.
В мировой практике профессионального образования получила широкую известность и признание дуальная система профессиональной подготовки (К.А. Гесслер, В. Грейнерт, Г. Кутша и др.), зародившаяся в Германии. Дуальная система профессиональной подготовки строится на взаимодействии двух самостоятельных в организационном и правовом отношениях носителей образования в рамках официально признанного профессионального обучения, т.е. осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании. Эта система включает две различные учебно-производственные среды, такие как предприятие и государственная профессиональная школа, которые действуют сообща во имя общей цели - профессиональной подготовки обучаемых.
Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают что затраты на качественное профессиональное обучение являются хорошим вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации и т.д. Этим и определяется значимость дуальной системы как модели организации профессиональной подготовки, которая позволяет преодолеть разрыв, рассогласованность в отношениях производственной и образовательной сфер по вопросам подготовки профессиональных кадров.
Как показывает анализ работ немецких исследователей (А. Шелтен, К.В. Штратман, Н. Stegmann и др.), дуальная система обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимодействие профессионального обучения с производственной сферой, своевременное реагирование на изменение ее потребностей и учет тенденций развития.
Для отечественного профессионального образования проблема установления тесной взаимосвязи с производственной сферой является одной из наиболее острых и актуальных, что подчеркивается как в работах ученых (A.M. Новиков, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.), так и в нормативных документах, определяющих образовательную политику государства в этой сфере. Именно поэтому распространение принципов дуальной организации на другие уровни профессионального образования представляется целесообразным, своевременным и перспективным.
Одним из краеугольных камней, обеспечивающих качественное обновление и развитие профессиональной подготовки студентов в ссуз в целом, и дуальной системы целевой профессиональной подготовки — в частности, является ее научно-методическое обеспечение (НМО), предполагающее теоретическое обоснование учебных и методических материалов, разрабатываемых и реализуемых в педагогической практике.
В связи с этим возникает необходимость теоретического и практического решения проблемы научного обоснования методического обеспечения образовательного процесса.
Методологические вопросы научного обоснования профессионального образования представлены в трудах С .Я. Батышева, А.П. Беляевой, Н.И. Дум-ченко, A.A. Кирсанова, Г.В. Мухаметзяновой, A.M. Новикова, Е.В. Ткаченко, Р.Х. Шакурова и др.
Отдельные аспекты научно-методического обеспечения представлены в исследованиях, посвященных разработкам учебных планов, квалификационных характеристик для рабочих и специалистов среднего звена, методик отбора и структурирования содержания учебного материала в базовой профессиональной школе (П.Ф. Анисимов, П.Н. Новиков, И.Я. Курамшин, А.Н. Лейбович, Ю.С. Тюнников, Л.Д. Федотова, И.А. Халиуллин и др.).
Психолого-педагогические аспекты определения целей, содержания, форм и методов профессионального образования раскрываются в исследованиях A.A. Вербицкого, Б.С. Гершунского, В.А. Ермоленко, Г.И. Ибрагимова, B.C. Леднева, М.И. Махмутова, В.А. Полякова, Л.Г. Семушиной, Н.Г. Ярошенко и ДР
Общие теоретические вопросы отбора и структурирования содержания учебного материала, организации учебного процесса в базовой профессиональной школе рассмотрены в работах С.Я. Батышева, Л.А. Воловича, B.C. Леднева, Н.М. Таланчука, H.A. Читалипа, В.В. Шапкина и др.
Новые подходы к профессиональной подготовке рабочих и специалистов среднего звена в условиях стандартизации предложены в работах В.И. Байден-ко, А.Н. Лейбовича, A.B. Леонтьева, М.В. Рыжакова, И.П. Смирнова и др.
Как известно, новое поколение образовательных стандартов основано на компетентностном подходе, в соответствии с которым современный специалист должен обладать определенным набором социальных и профессиональных характеристик, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере (Э.Ф.
Зеер, И.А. Зимняя, Г.В. Мухаметзянова, Дж. Равен, А. Шелтен, С.Е. Шишов и др.).
Дуальное обучение только начинает применяться в отечественной системе профессионального образования. Научно-методическое обеспечение дуальной системы целевой профессиональной подготовки рабочих и специалистов среднего звена сегодня разработано недостаточно.
В средней профессиональной школе назрело противоречие между необходимостью формирования конкурентоспособных, востребованных производством, компетентных специалистов в процессе профессиональной подготовки, приближения ее к условиям будущей профессиональной деятельности и отсутствием соответствующего научно-методического обеспечения. Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия проектирования и реализации системы научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки, позволяющей формировать конкурентоспособных, востребованных производством, компетентных специалистов.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия проектирования и реализации системы научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз технического профиля.
Объект исследования: научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в средней профессиональной школе.
Предмет исследования: педагогические условия проектирования и реализации системы научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз технического профиля.
Гипотеза исследования: проектирование и реализация системы научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз технического профиля будут эффективными, если:
• на организационном уровне учитываются требования наукоемкого производства к современному специалисту среднего звена;
• на теоретико-методологическом уровне используются системный, целевой, дуальный, компетентностный и модульный подходы к профессиональной подготовке, направленные на реализацию социального партнерства и согласованное взаимодействие учебного заведения с предприятиями-заказчиками кадров.
Проблема, объект, предмет и цель обусловили следующие задачи исследования.
1. Определить состав научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз;
2. Разработать содержание и методику реализации научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз;
3. Выявить и обосновать условия реализации системы научно-методического обеспечения дуальной целевой подготовки студентов в ссуз;
4. Провести экспериментальную проверку научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз.
Теоретико-методологическую базу исследования составили теории проектирования и реализации содержания и технологий обучения (Г.Я. Баты-шев, В.П. Беспалько, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков и другие); теория личностно-ориентированного обучения (Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков и др.), деятельностный (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.), системный (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.) и компетентностный (В,И. Байденко, В.А. Болотов, A.A. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, A.B. Хуторской и др.) подходы к обучению; теория содержания обучения (Б.С. Гершунский, В.В. Краев-ский, B.C. Ледпев, И.Я. Лернер, Л.Г. Семушина и др.); теории гуманизации и гуманитаризации профессионального образования (Л.А. Волович, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов и др.).
Теоретико-методологическая основа исследования определялась положениями системного, компетентностного, модульного, деятельностного подходов, совокупность которых позволила рассмотреть учебно-методическое обеспечение целевой профессиональной подготовки на научно-методическом уровне.
Методы исследования:
1. Теоретические: системный анализ, синтез, обобщение, анализ философской, педагогической, психологической, научно-методической и технической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдения, беседы, мониторинг, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
Экспериментальную базу исследования составили ФГОУ СПО «Казанский авиационно-технический колледж имени П.В. Дементьева», ФГУП КАПО им. С.П. Горбунова, ОАО «КМПО». Этапы исследования.
Исследование проводилось с 1999 по 2008 гг. в три этапа: На первом этапе (1999-2002 годы) - осуществлялся анализ современного состояния исследуемой проблемы; определялись тема, цель, объект, предмет исследования, формулировалась гипотеза, осуществлялась конкретизация задач;
На втором этапе (2002-2005 годы) — разрабатывалось и обосновывалось научно-методическое обеспечение целевой профессиональной подготовки студентов в условиях дуальной системы обучения и социального партнерства «ссуз - предприятие»;
На третьем этапе (2005-2008 годы) - проводилась экспериментальная проверка научно-методического обеспечения целевой профессиональной подготовки студентов в условиях дуальной системы обучения, осуществлялись систематизация, осмысление и обобщение результатов исследования, обработка полученных данных, литературное оформление работы и внедрение ее результатов в практику.
Научная новизна исследования заключается в том, что -определен состав системы научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки, включающий: проектирование и обоснование содержания, методов и форм его реализации; реализацию целей, содержания обучения в учебном процессе; мониторинг текущих и итоговых результатов обучения;
• выявлено и обосновано участие социальных партнеров в отборе и структурировании содержания подготовки будущих специалистов при многообразии форм взаимодействия;
• определено значение отраслевой и функциональной специализации в освоении дополнительных знаний и умений, необходимых для выполнения профессиональных функций, обусловленных конкретным содержанием и характером труда специалиста.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении теории профессионального образования в части разработки вопросов дуальной системы профессиональной подготовки, а именно - научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в котором:
• на методологическом уровне реализованы дуальный и целевой подходы к профессиональной подготовке специалистов авиационной отрасли;
• на теоретическом уровне определена совокупность принципов, лежащих в основе целевой подготовки как воплощение дуальной системы обучения в конкретные формы, методы, средства обучения с целью усвоения студентами конкретного содержания в определенной отрасли знания и профессиональной деятельности (приоритета качества подготовки специалистов; усиления профессиональной направленности содержания образования; коллективной мысле-деятельности педагогов, работодателей и других социальных партнеров; практике ориентированности подготовки);
• на методическом уровне разработаны, обоснованы и апробированы совокупность методов и приемов предметной деятельности преподавателей и студентов по овладению содержанием обучения; учебно-программная документация на основе ГОС 3-го поколения; средства обучения; средства контроля, методические рекомендации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и внедрении в учебный процесс учебно-плановой, учебно-методической документации к дуальной системе целевой профессиональной подготовки; в установлении направлений совместной работы ссуз и предприятия в части совершенствования использования труда студентов, режима работы и учебы, освобождения студентов от должностных обязанностей для выполнения программ практик, подготовки и сдачи экзаменов, подготовки и защиты выпускных дипломных работ; в решении проблем, связанных с использованием студентов на рабочих местах, должностях, с сочетанием успешной учебы и работы студентов; в корректировке учебных планов, рабочих программ, структуры организации учебы и производственной работы студентов в соответствии со спецификой реальных условий дуальной целевой подготовки; в разработке и реализации договорных обязательств сторон по организации режима параллельного или последовательного процессов теоретического и практического обучения, трудовой деятельности студентов, их распределения по цехам, службам, рабочим местам в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, с учетом требований, как производства, так и процесса обучения; в обеспечении возможности повышения рабочего разряда к моменту завершения практического обучения на предприятии, приобретения смежных или новых профессий в рамках перечня классификатора рабочих и инженерно-технических квалификаций; в обеспечении тесного делового сотрудничества руководителей практики от ссуз с БТЗ, руководителями цеха в вопросах организации труда, его оплаты, дисциплины и соблюдения режима внутреннего распорядка, как в цехе, так и в ссуз, принятия оперативных мер устранения возникающих трудностей.
На защиту выносятся:
1. Педагогические условия проектирования и реализации системы научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз технического профиля, которые:
• на организационном уровне учитывают требования наукоемкого производства к современному специалисту среднего звена;
• на теоретико-методологическом уровне используют системный, целевой, дуальный, компетентностный и модульный подходы к профессиональной подготовке, направленные на реализацию социального партнерства и согласованное взаимодействие учебного заведения с предприятиями-заказчиками кадров.
2. Структура и содержание системы научно-методического обеспечения дуальной целевой профессиональной подготовки студентов включающие:
• на методологическом уровне - обоснование концептуальных подходов к проектированию и реализации учебных планов и программ, к разработке и реализации компонентов учебно-воспитательного процесса, к повышению активизации обучения;
• на теоретическом уровне - дуальную систему обучения, адаптированную к условиям ссуз в конкретных формах, методах, средствах обучения, формах организации предметной деятельности студентов с целью усвоения ими конкретного содержания в определенной отрасли знания и профессиональной деятельности;
• на методическом уровне — ГОС 3-го поколения, гибкую учебно-программную документацию; средства обучения; средства контроля, методические рекомендации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены выбором методологических позиций; применением разнообразных методов исследования, позволяющих проводить взаимопроверку полученных данных и давать им объективную оценку; анализом и обобщением опыта работы ссузов по целевой профессиональной подготовке студентов в условиях социального партнерства с предприятиями.
Личное участие автора исследования состоит в теоретической и практической разработке основных положений, нормативной документации, непосредственном руководстве и участии в опытно-экспериментальной работе.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные результаты исследования нашли отражение в научно-методических пособиях, научных статьях и тезисах, методических рекомендациях, учебных планах и программах, которые используются в авиационных техникумах России. Основные итоги исследования докладывались на всероссийских, региональных, республиканских научно-практических семинарах и конференциях, в том числе: Всероссийском семинаре «Развитие инновационных процессов в системе среднего профессионального образования» (г. Казань, ноябрь 2003 г.), Республиканской научно-практической конференции «Среднее профессиональное образование, наука, производство, проблемы развития» (г. Казань, ноябрь 2003 г.), Международной научно-практической конференции «Новые вызовы профессиональной подготовки специалистов в России и за рубежом» (г. Казань, ноябрь 2004 г.), Республиканской научно-практической конференции «Рынок труда и профессиональное образование» (г. Альметьевск, декабрь 2004 г.) Всероссийском семинаре «Инновационная деятельность в средних профессиональных учебных заведениях России» (г. Москва, декабрь 2004 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Подготовка практико-ориентированных специалистов для наукоёмких производств в условиях научно-образовательного кластера в авиационной отрасли» (г. Казань, апрель 2005 г.), Всероссийской олимпиаде по специальности «Технология машиностроения» (г. Казань, май 2005 г.), семинаре заместителей директоров по учебной работе ССУЗов - членов Ассоциации «Авиа-Асс» «Инновационная деятельность как средство повышения качества подготовки специалистов среднего звена» (г. Казань, октябрь 2005 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт» (г. Казань, ноябрь 2005 г.), семинаре-совещании «Разработка проекта Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 151001 «Технология машиностроения» (г. Рязань, 12-16 марта 2007 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Профессиональное образование и производство: проблемы социального партнерства, профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников» (г. Казань, ноябрь 2007 г.), Международной научно-практической конференции «Взаимосвязь профессионального образования, бизнеса и производства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста» (г. Казань, 2008 г.), а также на методологических семинарах лаборатории специальной и практической подготовки Института педагогики и психологии профессионального образования РАО. По результатам исследования подготовлено и опубликовано свыше 18 работ общим объемом более 6 п.л. Результаты исследования внедрены в практику работы Казанского авиационно-технического колледжа.
Структура диссертации. Диссертационная работа объёмом 273 страницы состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографического списка (176 наименований), 5 приложений и содержит 1 рисунок, 6 таблиц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 126 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz