Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 20:30
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Национальная и региональная безопасность как политическая стратегия современной России. Юрченко, Инна Вадимовна бесплатно
04:49
Скачать Национальная и региональная безопасность как политическая стратегия современной России. Юрченко, Инна Вадимовна бесплатно
Национальная и региональная безопасность как политическая стратегия современной России

Диссертация

Автор: Юрченко, Инна Вадимовна

Название: Национальная и региональная безопасность как политическая стратегия современной России

Справка: Юрченко, Инна Вадимовна. Национальная и региональная безопасность как политическая стратегия современной России : диссертация доктора политических наук : 23.00.02 / Юрченко Инна Вадимовна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т] - Ростов-на-Дону, 2009 - Количество страниц: 395 с. ил. Ростов-на-Дону, 2009 395 c. :

Объем: 395 стр.

Информация: Ростов-на-Дону, 2009


Содержание:

Введение
1 Теоретико-методологические основы исследования проблем национальной и региональной безопасности как политической стратегии современной России
11 Методология полипарадигмального политологического анализа национальной и региональной безопасности общества и процесса формирования политической стратегии
12 Проблемы моделирования в разработке и концептуализации политической теории национальной и региональной безопасности
13 Региональная безопасность в системе национальной безопасности
2 Политические риски и угрозы национальной и региональной безопасности РФ в процессе осуществления стратегии развития в условиях глобализации
21 Национальная и региональная безопасность РФ в ее геополитическом измерении на южном направлении
22 Политические риски и угрозы российской государственности в условиях глобализации
23 Макро и микрополитические факторы конфликтного политического процесса
24 Социально-политическая природа экстремизма как угрозы безопасности на Юге России
3 Политико-информационные ресурсы обеспечения национальной и региональной безопасности
31 Актуализация проблем национальной и региональной безопасности в аспекте политической стратегии современной России
32 Ментальные основы безопасности и проблемы формирования российской идентичности
33 Политико-управленческое обеспечение национальной и региональной безопасности в контексте стратегии инновационного развития страны
34 Информационная государственная политика по обеспечению национальной и региональной безопасности 326 Заключение 358 Библиографический список

Введение:

Актуальность темы исследования. В новых геополитических условиях, характеризующихся реальными процессами изменения мироустройства, для современной политологии и политической практики особенно актуальным становится изучение проблем национальной и региональной безопасности в их неразрывной связи с вопросами политической стратегии российского общества. Становление политики безопасности России как долговременной программы обеспечения государственно-национальных интересов сопряжено с реализацией стратегических национальных приоритетов осуществления инновационных преобразований, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. В ситуации мирового кризиса задачи укрепления национальной и региональной безопасности общества имеют приоритетное значение, так как увеличиваются угрозы социально-политической дестабилизации, снижения возможностей реализации конституционных прав и свобод граждан.
Необходимость познания новых тенденций развития политической сферы и поиска новых подходов к разработке и реализации политической стратегии современной России обусловлена вызовами глобализации, политическими рисками в макро- и микрополитической среде. Важной научной проблемой является рассмотрение ментальных основ безопасности общества, личности и государства, региональной специфики формирования гражданской идентичности, а также дискурсивного конструирования политической реальности. Значимым для политической науки и практики представляется вопрос о том, как государство выстраивает приоритеты национальной безопасности в аспекте региональной политики, определяет стратегию модернизации властных институтов. Особое значение имеет анализ политических рисков глобализации и регионализации, процессов вызревания угроз деградации государственности, распространения рынков насилия, консолидации экстремистских и радикальных сил. Актуальными являются проблемы разработки региональных моделей безопасности, выявления политических ресурсов и эффективных механизмов обеспечения национальной и региональной безопасности- политико-управленческих, дискурсивных, синергийно-информационных и ментальных.
В связи с многосоставным, мультикультурным характером российского общества важен не только общенациональный, но и региональный уровень безопасности, особенно для субъектов Южного федерального округа, где угрозы безопасности, выраженные в проявлениях терроризма и экстремизма, создают серьезное социальное напряжение и ставят под сомнение процесс демократизации и устойчивого развития всей России. Выявление диалектической взаимосвязи национальной и региональной безопасности, внешних и внутренних вызовов и угроз предполагает постановку научной проблемы исследования национальной безопасности на региональном уровне. Для рассмотрения диалектики национальной и региональной безопасности необходимо определиться с выбором одного или нескольких проблемных регионов. В геополитическом плане немаловажное значение имеет пограничная территория с выходом в южные моря. Значительный интерес представляет такой субъект Федерации, как Краснодарский край, традиционно консервативный и ранее относящийся к «красному поясу», а теперь оказавшийся в центре мирового внимания в связи с подготовкой к Олимпиаде 2014 г.
Таким образом, в условиях новых вызовов, внешних и внутренних угроз для политической стабильности российского общества представляется необходимым изучение политических взаимодействий различных акторов политического процесса, по-разному трактующих угрозы безопасности и механизмы ее обеспечения, что и сказывается на определении политической стратегии России в условиях трансформирующегося социального пространства.
Степень научной разработанности темы. Вопросы безопасности всегда входили в круг важнейших государственных проблем, а потому с различных сторон и достаточно широко рассматривались как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В поле зрения аналитиков оказывались вопросы военной, международной, экономической безопасности. В теоретической классификации обществ появилась такая емкая характеристика современного этапа развития глобального мира, как «общество риска». Концептуальная основа подходов к решению проблем безопасности в различные исторические периоды неоднократно изменялась в зависимости от доктринального характера политического курса общественного развития, определяемого правящей элитой. В работах П. Бергера, П. Бурдье, Р. Лукмана, К. Манхейма, К. Поппера, Дж. Ритцера, Э. Фромма1 и других исследователей в рамках разнообразных парадигм рассматриваются проблемы и факторы достижения социального согласия и прогресса как значимых условий обеспечения социальной безопасности. ' Теоретическим проблемам анализа политического субпроцесса - выбора политической стратегии, определения оптимального политического курса - . посвящены работы Дж. Андерсона, П. Сабатье, Г. Саймона, Д. Стоуна, Дж. Хигли и др.2
Анализ литературы показывает, что интерес к данной проблематике проявляют аналитики в области государственной политики и
1 Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.,1995; Бурдье П. Социология политики. - М., 1993; Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы. - М., 2002; Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М. 1994; Поппер К. Эволюционная эпистемологияЮволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. - М., 2000, Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 2002; Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб., 2002; Фромм Э.Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994; ХантингтонС. Столкновение цивилизаций?//Полис. 1994.№
1 и др. Anderson J. Е. Public policymaking. Boston, 1990; Higley J., Burton M. The Elite Variable in Democratic Transitions and Breakdowns // American Sociological Review. 1989. № 1. vol. 54; Sabatier P. A., Jenkins-Smith H.C. Policy change and learning: An advocacy coalition approach: Boulder (Colo). Westview, 1993, Simon H. Administrative Bihavior: The Study of Decision Making. Processes in Administrative Organizations. -N.Y., 1997; Stone D.A. Policy paradoxes and political reason. Glenview, 1988. государственного управления: Г.В. Атаманчук, А.Н. Овчаренко, B.J1.
Романов, О.Ф. Шабров. Они рассматривают проблемы безопасности в параметрах методологии исследования А.А. Богданова «Тектология. Всеобщая организационная наука» и других классических подходов3.
На рубеже XX-XXI вв. в публикациях наблюдается усиление внимания к проблемам социально-политической сущности безопасности. Это отражается в работах А.И. Буркина, А.В. Возженникова, Н.Н. Ефимова,
A.В. Макеева, В.Р. Мединского, А.Н. Овчаренко, С.З. Павленко, А. А. Прохожева, И.В. Радикова, Н.А. Романова, В.А. Семенова, Н.В. Синеок,
B.Е. Хвощева и др.4 Теоретический анализ основных угроз и приоритетов безопасности на постсоветском пространстве, эволюции доктрины национальной безопасности содержится в исследованиях С.Б. Иванова,
C.В. Кортунова, А.И. Никитина, В.Л. Шейниса и др.1 л
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М. 1998; Богданов А.А Тектология. Всеобщая организационная наука. - М, 1989; Овчаренко А.Н. Стратегическое управление в политической деятельности теоретико-методологические основы. Автореферат дисс. докт. полит наук. - М. : Военный университет МО РФ. 2007; Романов B.JI. Социальная самоорганизация и государственность. - М. 2000; Шабров О.Ф Политическое управление. Проблемы стабильности и развития - М. 1997
4 Буркин А.И., Возженников А.В., Синеок Н В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. -М.: Изд-во РАГС, 2005; Возженников А.В., Прохожев А А. Система жизнен неважных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования - М. 1998; Прохожев
A.А Человек и общество: законы социального развития и безопасности - М., 2002; Ефимов Н.Н. Политико-военные аспекты национальной безопасности России. М. 2006; Макеев А.В. Основы политики национальной безопасности: структурогенез и механизм реализации. Автореф. Дисс докт полит Наук, - М. 1999, Мединский В.Р. Теоретико-методологические проблемы формирования стратегии внешнеполитической деятельности России в условиях становления глобального информационного пространства. - М. 1999; Овчаренко А.Н. Указ соч.; Павленко С.З. Безопасность российского государства как политическая проблема. - Автореф Дисс. докт полит Наук. - М 1998; Радиков И.В. Военная безопасность общества и государства. Автореф. Дис. докт полит. Наук. - СПб. 2000; Романов Н.А. Политический эксстремизм как угроза безопасности страны. Автореф. Дисс. докт полит, наук. - М. 1998; Семенов В.А. Этногеополитические аспекты безопасности России. Автореф. Дисс. докт. полит, наук. — М. 2000; Хвощев
B.Е Концептуальные проблемыукрепления национальной безопасности России // Мировые процессы, политические конфликты и безопасность. - М.: РОССПЭН. 2007.
C. 197-208 и др.
3 Иванов С.Б. О новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации. М. 2000, Кортунов С.В. Безопасность в глобальном мире: эволюция российской политики. Автореф. Дисс.докт. полит наук. - М 2005; Никитин А.И. Миротворческие операции мировая практика и опыт СНГ Автореф дисс. . д-ра полит
К исследованиям общеметодологического, системного характера, вносящим значимый вклад в разработку политологического исследования проблем безопасности и политической стратегии следует отнести труды Т. А. Алексеевой, В.А. Авксентьева, М.А. Аствацатуровой, В.В. Васильковой, Г.Д. Гриценко, А.В. Дмитриева, С.Ю. Ивановой, М.В. Ильина, Б.Г. Капустина,
B. И. Коваленко, А.В. Макеева, Н.П. Медведева, А.Н. Овчарен ко,
C.А. Панкратова, Я.А. Пляйса, В.П. Пугачева, А.И. Соловьева, В.Р. Чагилова, А.Н. Чумикова, В.М. Юрченко, Ю.В. Яковца, В.И. Якунина6.
Большой интерес представляют международные научные конференции, состоявшиеся в Санкт-Петербурге («Проблемы глобальной политики и наук - М., 2000; Никитин А.И., Казанцев А.А. Угрозы и вызовы безопасности государств - участников СНГ // http://www.ifpc.ru/index.php?cat=208; Шейнис В.Л. Национальная безопасность России. Испытание на прочность//Полис. 2009, № 5. С. 141 - 148.
Исследование проблем безопасности регионов России стало предметом изучения в диссертациях А.И. Кателевского, Д.В. Кротова, В.Е. Мишина, А.Ф. Нуйкина, О.Н. Соболева . Отдельные аспекты региональной безопасности анализируются в работах И.А. Герасимова, А.Г. Иванова, С.А. Макарова, В.П. Солониной8. В монографии М.Ю. Зеленкова рассматриваются юридические аспекты общей теории безопасности Российской Федерации9. Также некоторые вопросы региональной безопасности получили отражение в работах зарубежных авторов, таких, как Р. Аллисон, Ш. Гарнет, Д. Моизи, Р. Ульман, Б. Хеттне10.
Значительное внимание отечественными исследователями уделялось такому региону как ЮФО. Важный вклад в изучение проблем безопасности
9 Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского Государства в XXI веке. - М., 2002.
10 Аллисон Р. Россия и южные страны: военно-политическая безопасность // Безопасность России: XXI век, М., 2000; Гарнет Ш. Незавершенное урегулирование в Восточной и Центральной Европе // Безопасность России: XXI век. - М, 2000; Моизи Д. Страх, унижение и надежда: эмоциональное столкновение культур // Общая тетрадь. Вестник-Московской школы политических исследований. - М., 2007, № 1; Ульман Р. Россия, Запад и переосмысление понятия безопасности // Безопасность России: XXI век. - М., 2000; Цюрхер К. Желательная слабость // International Politik. 2005. № 5; Hettne В Globalization, the New Regionalism and East Asia // Selected Papers Delivered at the United Nations University Global Seminar 1996 Shonan Session. - 2-6 September 1996. - Hayama, Japan // Сайт Университета ООН http://www.unu.edU/unupress/globalism.html#Globalization. вносят ученые Южного научного центра РАН под руководством акад. Г.Г. Магишова. Следует отметить опубликованные с 2006 по 2008 г. три тома Атласа социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России, а также издаваемые сборники научных работ и материалы проводимых конференций по проблемам региональных конфликтов и безопасности. Большое значение для осмысления процессов, происходящих на Юге России и оказывающих серьезное влияние на состояние его безопасности, имеют научные труды В.А. Авксентьева, А.А. Вартумяна, Д.В. Кротова, В.Е. Мишина, В.И. Немчиной, Н.П. Медведева, В.Н. Панина, Т.М. Поляковой, В.Н. Рябцева, JI.B. Хоперской, X. Шогенова и др.11
К проблематике национальной и региональной безопасности можно отнести работы по геополитике и глобалистике. Вопросы, связанные с внешней политикой мировых держав и некоторых государств на Кавказе, местом и ролью кавказского макрорегиона в геополитических
11 Авксентьев В.А. Этнополитические проблемы и конфликты на Юге России: факторы и тенденции. // Мировые процессы, политические конфликты и безопасность М.:РОССПЭН, 2007; Вартумян А.А. Современная региональная политика и вопросы внутренней угрозы национальной безопасности// Актуальные проблемы безопасности в условиях конфликтогенной ситуации на юге России Красносдар, 2007; Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России' сущность, эволюция, опыт противодействия. Ростов н/Д., 2005; Кротов Д.В. Политическая безопасность России: проблемы обеспечения в Южном федеральном округе. Ростов-на-Дону, 2002; Медведев Н.П. Национально-культурные объединения Ставрополья и их роль в обеспечении безопасности региона // Регионалистика и этнополитология. М., 2008; Мишин В.Е. Безопасность Северного Кавказа в условиях глобализации. Дис. . канд. полит, наук. Пятигорск, 2005; Панин В.Н.Современное состояние геополитических процессов на Кавказе// Актуальные проблемы безопасности в условиях конфликтогенной ситуации на Юге России. Краснодар, 2007; Полякова Т.М. Федеративные отношения на Юге России и проблемы национальной безопасности: политико-правовой аспект // Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество. Сборник материалов международной научно-практической конференции 29-30 сент. 2006 г. Ростов н/Д; Горячий Ключ, 2006; Рябцев В.Н. Геополитические особенности Черноморско-каспийского региона в условиях постбиполярного мира. - Ростов-на-Дону, Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007; Хоперская JI.JI. Проблема радикализма и экстремизма в южном федеральном округе. // Гуманитарная мысль Юга России. Ростов-на-Дону, 2005. С. 27-28; Шогенов X. Проблемы безопасности на Северном Кавказе // Государственное и муниципальное управление. 2000. № 3. трансформациях, анализируются в трудах В.В. Дегоева, И.П. Добаева, А.Г. Дугина, З.А. Жаде, В.Н. Коновалова, В.Н. Панина. В.В. Черноуса и др.12
В ряде работ уделяется внимание информационным аспектам безопасности. Эта проблематика сегодня особенно актуальна, так как глобальная информатизация не только ускоряет развитие цивилизации, но и порождает новые угрозы на глобальном, национальном и региональном уровнях. К этой группе работ относятся исследования Р.З. Багирова, Э.М. Брандмана, Н.И. Бусленко, П.Л. Карабущенко, А.Т. Керашева, В.В. Копытова, И.Н. Панарина, Г.Г. Почепцова, Г.А. Шагинян и др.13 Проблемам информационной безопасности и информационной политики
13 Багиров Р.З. Информационное обеспечение военной безопасности государства// Власть. 2006, № 12, с. 36-42; Брандман Э.М. Глобализация и информационная безопасность общества. - М., 2007; Брандман Э.М. Информационная безопасность Российского общества в современных условиях // Власть, 2007, № 5, с. 68- 71; Карабущенко П.Л. Интеллектуальная безопасность и информационные войны XXI столетия // Актуальные проблемы безопасности в условиях конфликтогенной ситуации на Юге России. -Краснодар, 2007; Керашев А.Т. Информационная безопасность и информационная политика в структурогенезе межнациональных отношений (на примере Северного Кавказа). Дисс.докт. полит, наук. - М.: МГУ, 2000; Копытов В.В. Влияние функциональной безопасности на информационные конфликты, информационные войны и безопасность Северо-Кавказского регионаУ/Региональные конфликты и проблемы безопасности Северного Кавказа. - Ростов-на-Дону, 2008; Панарин И.Н. Информационно-психологическое обеспечение национальной безопасности России. Автореферат дис. д-ра полит, наук. - М., 1997; Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М., 2001, Шагинян Г.А. Антитеррористическая информационная политика Российского государства. Дис. . канд. полит, наук. - Краснодар, 2006 и др. посвящены статьи В.Н. Абрамова, Р.А. Доброхотова, Н.В. Загладина, В.В.Кулакова, А.В.Соловьева, А.В. Шевченко и др.14 Имеются работы по дискурсу безопасности, по проблемам пограничной политики и роли политического риска в обеспечении безопасности и стабильности в обществе13. Решение задач обеспечения безопасности в связи с расширением спектра угроз и рисков является одним из приоритетных направлений в исследованиях К. М Авджяна, М.Н. Козакова. Г.В. Косова, В.II. Панина, А.А. Сергунина, А.Н. Фролова и др.16
Вместе с тем, несмотря на определенную разработанность отдельных аспектов безопасности, проблема взаимообусловленности национального и регионального уровней безопасности в политической стратегии современной
Абрамов В.Н, Соловьев А. В. Информационное противоборство и неправительственные организации // Вестник Московского государственного университета. Сер. Политические науки. 2008. № 2; Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полис. 2004. № 3; Загладин II. В. Информационное общество: основные праметры, национальные и глобальные аспекты // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 1; Кулаков В.В. Информация как ресурс аналитической деятельности и составляющая процесса принятия политических решений // Вестник Московского государственного университета. Сер. Политические науки. 2008. № 1; Шевченко А.В. Устойчивость политической системы: «человек коммуникативный» против «человека политического» // Полис. 2009, № 5. С. 68 - 83 и др
15 См.: Дискурсология: методология, теория, практика. - Екатеринбург, Челябинск, 2008, разделы «Дискурс угроз и безопасности» и «Политический дискурс» с.45-191; Изменяющаяся Россия: проблемы безопасности и пограничной политики. - Челябинск, 2006; Брега А.В. Политический риск в обеспечении военной безопасности: теория и основы управления. Дисс.докт.полит наук. - М.: Военный университет МО РФ, 2007; Красиков С.А. Политические риски детрадиционализации // Полис, 2008, № 5, с. 180-187; Тигин С.Г. Политический риск в обеспечении национальной безопасности. Дисс.канд. полит.наук. - М., 2006; Тимофеева Л Н Власть и оппозиция: конфликтно-дискурсный анализ (теория, история, методология) Дисс.докт. полит.наук — М РАГС при Президенте РФ, 2006 и др.
16 Авджян К.М. Функционирование системы внутренней безопасности России в условиях переходных социально-политических процессов. Дис. . канд. полит.наук. - Ростов-на-Дону., 2004; Козакова М.Н. Политико-территориальные аспекты национальной безопасности России в условиях политической трансформации в постсоветский период. Дис .канд. полит, наук. - Нижний Новгород, 2004; Косов Г.В. Региональная безопасность в сфере экологии: проблемы, риски, угрозы, пути решения // Региональные конфликты и проблемы безопасности Северного Кавказа. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН. 2008. С. 117 - 134; Панин В.Н. Политический процесс на Ближнем Востоке: влияние Российской Федерации и США. Дис. . д-ра полит, наук. - Краснодар, 2004; Сергунин А А «Мягкие» и «жесткие» вызовы безопасности в Приволжском федеральном округе. -Нижний Новгород, 2002; Фролов А.Н. Эффективность национальной безопасности на региональном уровне: критерии и механизмы политического обеспечения. Дис канд полит, наук - Ростов-на-Дону, 2006.
России остается до сих пор недостаточно изученной. Не случайно в учебниках политологии практически отсутствуют главы по этой теме. Нет также и диссертационных работ, рассматривающих процесс формирования политической стратегии современной России в аспекте диалектики национальной и региональной безопасности с использованием методологии полипарадигмального анализа политических процессов и отношений, в контексте дискурсивного конструирования социально-политической реальности, значимости ментальности, макро- и микрополитических факторов в стратегии безопасности.
Объект исследования - национальная безопасность в современном российском обществе.
Предмет исследования - содержание, риски и угрозы национальной и региональной безопасности и ресурсы ее обеспечения в контексте политической стратегии развития современной России.
Цель диссертационного исследования - концептуализация процесса формирования политической стратегии национальной безопасности на общенациональном и региональном уровнях.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• раскрыть эвристическую значимость полипарадигмального подхода к изучению национальной и региональной безопасности;
• обозначить основные методологические проблемы моделирования в разработке и концептуализации политической теории национальной и региональной безопасности;
• определить место региональной безопасности в системе национальной безопасности государства и раскрыть концептуальную сущность понятий «региональная модель безопасности» и «модель региональной безопасности»;
• рассмотреть геополитическое измерение проблем национальной и региональной безопасности на южном направлении;
• конкретизировать риски и угрозы российской государственности в контексте глобализации;
• охарактеризовать роль макро- и микрополитических факторов в конфликтном политическом процессе;
• интерпретировать социально-политическую природу экстремизма как угрозы национальной и региональной безопасности;
• провести анализ политического дискурса по проблемам региональной и национальной безопасности в аспекте политической стратегии развития современной России;
• определить ментальные основы обеспечения безопасности и особенности формирования гражданской идентичности в процессе становления российской государственности в постсоветский период;
• охарактеризовать содержание политико-управленческого обеспечения национальной безопасности в условиях инновационного развития страны;
• проанализировать политико-информационные ресурсы формирования национальной и региональной безопасности.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составил синтез структурно-функциональной, системной, конфликтологической, феноменолого-герменевтической и синергети ческой парадигм, применение которого обеспечило комплексное изучение процессов формирования политической стратегии национальной и региональной безопасности в трансформ ирующемся обществе в диалектической взаимосвязи международного, национального и регионального уровней. Принципиальное методологическое значение для исследования имеют теории: социально-политической аномии и социальной солидарности Э. Дюркгейма, позволившие проанализировать риски, опасности и политические ресурсы обеспечения безопасности, охарактеризовать роль макро- и микрополитических факторов, оказывающих влияние на формирование политической стратегии и процесс артикуляции целей долгосрочного развития; структурного функционализма Т. Парсонса, которая дала возможность интерпретировать безопасность с точки зрения ценностного консенсуса и динамического равновесия политической сферы; модернизации и политического развития С. Хантингтона, на основе которой были выявлены угрозы государственности, возникающие в процессе массовой мобилизации и гипертрофированного политического участия граждан в публичной политике, порождающие кризисы доверия и легитимности, политическую нестабильность, размежевания и расколы, а также способы институционализации политических организаций и
1 7 процедур , обеспечивающих воспроизводство государственности. Это позволило выделить значимость научных представлений о политической устойчивости и стабильности, необходимой для обеспечения национальной и региональной безопасности как политической стратегии российского общества в процессе трансформации миропорядка, общегосударственных и региональных сообществ в соответствии с национальными интересами. Использование идей Р. Мертона, JT. Козера, Р. Дарендорфа18, а также представителей синергетической парадигмы дало возможность обозначить проблему одновременного наличия в обществе гармонии и дисгармонии, функциональности и дисфункциональности, ассоциации и диссоциации, выявить макро- и микрополитические факторы интеграции и дезинтеграции, обусловливающие процесс формирования политической стратегии России по обеспечению национальной и региональной безопасности. Ценность для данного исследования представляет политико-социологическая концепция П. Бурдье19, позволяющая применять теоретический инструментарий для рассмотрения макро- и микрополитических факторов конфликтогенного
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991; Парсонс Т. Система современных обществ. - М: Аспект-Пресс, 1998; Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. - М.: Прогресс - Традиция, 2004. 1Х Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992, № 2-4; Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы,- М.: РССПЭН. 2002; Козер JI. Функции социального конфликта. - М.: Идея-пресс. 2000 и др.
Бурдье П. Социология политики. -М., 1993; Бурдье П. Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики// Социоанализ Пьера Бурдье. - М.-СПб.: Алтеия, 2001. политического процесса в контексте ментальных основ безопасности и проблем формирования общегражданской идентичности. В рамках герменевтической теории П. Рикера был изучен процесс формирования политической стратегии и сделан вывод о том, что последняя формируется в борьбе политических пониманий различных акторов политического процесса, в противоборстве политических субъектов, по-разному трактующих сущность национальной безопасности, угрозы устойчивому развитию модернизирующегося общества и риски для него, способы повышения его жизнеспособности и приспособления к новым вызовам современности.
Для диссертационного исследования большое значение имеют теоретические обоснования концепции региональных конфликтов В.А.
Авксентьева и А.В. Дмитриева , которые дали возможность выявить конфликтогенный и интеграционный характер макро- и микрополитических факторов современного политического процесса, прийти к пониманию трансграничности угроз региональной безопасности. Высокую значимость для данного исследования имеют концепции социального моделирования и политико-сценарного проектирования Э.Н. Ожиганова, Г.Г. Матишова, О.Ф. Шаброва22, позволившие обозначить методологические проблемы разработки региональных моделей безопасности, обосновать необходимость изучения политической стратегии национальной безопасности на региональном уровне.
20 См.: Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике, - М.: Канон-Пресс, 2002 Авксентьев В. А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: концепты и россйская практика. -М.: Альфа-М., 2008.
22 Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики: теоретические основания и методы. -М., 2006: Матишов Г.Г. Социально-политический и экономико-географический анализ проблем развития южного макрорегиона // Проблемы и перспективы социально-экономического и научно-технологического развития южных регионов. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009 и др.; Шабров О.Ф. Моделирование социально-политических объектов: специфика и границы применимости // Моделирование в социально-политической сфере. - М., 2004.
Нормативно-правовая база исследования: Конституция РФ, Концепция перехода РФ на устойчивый путь развития, Концепция национальной безопасности РФ, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Доктрина информационной безопасности РФ, Доктрина внешней политики РФ, послания президентов Российской Федерации Федеральному собранию, Закон Российской Федерации «О безопасности», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», нормативные документы политических партий и др.23
Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:
1. Сформулирована авторская концепция политической стратегии формирования национальной безопасности в современном модернизирующемся российском обществе на основе учета возрастающей роли региональных факторов в обеспечении национальной безопасности и значимости региональной составляющей в определении и реализации политической стратегии национальной безопасности в условиях появления «новых» рисков и угроз Российской Федерации.
2. Предложена авторская трактовка полипарадигмального подхода к изучению национальной и региональной безопасности, которая отражает многоуровневость, многоаспектность и методологический плюрализм изучения феномена безопасности; доказано, что применение такого подхода
23 Комментарий Конституции Российской Федреации. Сборник Постановлений Конституционного Суда РФ. - М: Исследовательский центр публичного права, 1999; Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. - 1996. - 9 апреля; Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. // http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации • // http://vv\vvv.rg.ru/oficial/doc/minandvedorn/mimbezop/doctr.shtm; Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 2008. 12 июля; см. послания президентов Российской Федерации Федеральному собранию: Официальный сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru; Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 // http://www.scrf.gov.ru/documents/20.htrnl; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета. 2006. 29 июля; Предвыборная Программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» «План Путина - достойное будущее великой страны» // http://www.edinros.ru/rubr.shtnil7110099; Программа партии КПРФ // http://kprf.ru/party/program и др. позволяет сконструировать наиболее целостное представление о процессе формирования политической стратегии национальной и региональной безопасности, значимости макро- и микрополитических факторов, политико-информационных ресурсов и ментальных основ обеспечения безопасности.
3. На основе логики полипарадигмального подхода доказано, что основными угрозами и политическими рисками безопасности в процессе осуществления стратегии развития являются угрозы геополитического характера, связанные с кардинальными трансформациями всего миропорядка, а также вызовы глобализации, выражающиеся в ослаблении способности государства обеспечивать устойчивый политико-правовой порядок на территории страны; определено, что значимыми политико-информационными ресурсами обеспечения национальной и региональной безопасности выступают организационные, синергетические, информационные технологии, материальные ресурсы и нематериальные символические системы.
4. Впервые проведен концептуальный анализ политической стратегии национальной и региональной безопасности современной России, что позволило выявить как конфликтогенные, так и интеграционные тренды развития Российской Федерации на современном этапе; показано, что взаимодействие макро- и микрополитики обладает не только инновационным, но и некоторым дестабилизирующим потенциалом, нейтрализация которого требует создания ценностно-консенсусных оснований устойчивого развития общества.
5. Введены в научный оборот понятия «региональная модель безопасности» как теоретический конструкт, основанный на совокупности показателей пороговых значений, выход за пределы которых приводит к социально-политической дестабилизации по вектору «регион -государство», и «модель региональной безопасности» как совокупность сценариев в ситуации поливариантного регионального социально-политического процесса.
6. Доказано, что возрастание значимости региональной составляющей в формировании политической стратегии национальной безопасности в современных условиях обусловлено трансграничносгью угроз и рисков глобализации и регионализации, геополитическими трансформациями, усиливающими региональную депривацию и экстремистские настроения в политической среде региональных сообществ.
7. Установлено, что определение общего курса развития страны и ее регионов обусловлено политическими рисками мега-, макро- и микроуровней в процессе реализации общенациональных интересов, что требует новых подходов к разработке политической стратегии национальной безопасности на основе создания региональных моделей безопасности и моделей региональной безопасности.
8. Сделан вывод о том, что показателями пороговых значений региональной модели безопасности в полиэтничном пространстве служат индикаторы, наиболее значимыми из которых являются: этноактивность населения, этнополитическая самоидентификация, этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки, уровень и факторы мигрантофобии, интолерантность и социальное доверие, престиж общенациональных ценностей.
9. Предложено авторское понимание государственности как явления ментального порядка, обусловленного возможностями интеграционных политических процессов формирования общегражданской идентичности, которое функционирует через политический язык, представляющий собой совокупность конфронтационного и консенсусного потенциалов политической риторики и практики, рациональные и иррациональные компоненты планирования и реализации социальных и политических проектов по инновационному развитию страны, что создает как определенную угрозу, так и определенный ресурс национальной и региональной безопасности.
10. Установлено, что ментальные основы безопасности создаются с помощью такого позитивного перелома в общественно-политическом сознании, который акцентирует приоритеты национальных интересов российского общества и защищенности конституционных прав личности, их реализацию ресурсным обеспечением на основе изменения политико-экономической парадигмы и стратегии региональной политики.
11. Представлено авторское суждение о том, что воспроизводству государственности и оптимизации процесса выработки политической стратегии национальной безопасности на региональном уровне способствует гармонизация макро- и микрополитики, а ослабление способности государства обеспечивать устойчивый политико-правовой порядок обусловлено их конфронтацией; доказано, что проблема ослабленной государственности может решаться с помощью механизмов дискурсивного конструирования реальности.
12. Предложена авторская интерпретация роли «символопорождающей элиты» как группы, контролирующей средства идеологического производства, и показано, что данная роль проявляется в производстве смыслов, необходимых в политическом процессе ценностных согласований, социальной кооперации и этнического согласия, как основы для выработки политической стратегии развития и защиты национальных интересов России и ее регионов.
13. Доказано, что сформировался определенный тип политической конъюнктуры, сложившейся в результате угроз и опасностей распада постсоветской политической общности, что заставило активизироваться сторонников политического центризма, выдвинувших свое понимание политической стратегии национальной безопасности как консолидирующей и интегрирующей политической технологии, объединяющей «миры, существующие врозь», чтобы череде социальных стрессов, потрясений и революционных скачков противопоставить эволюционность политического развития.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Политическая стратегия национальной безопасности понимается как долговременная программа осуществления национальных интересов. Ее концептуализация есть совокупность региональных моделей безопасности, включающих проблематику, связанную с последствиями глобализации общества, миграционными и этнополитическими процессами, неоднородностью и неравномерностью социально-экономического развития, поиском путей устранения источников и предпосылок экстремизма, деградации государственности.
2. Политологическое исследование национальной и региональной безопасности как наиболее сложного и многоаспектного феномена и основной цели политического развития базируется на комплексном, полипарадигмальном анализе с использованием оценочных суждений экспертов. Полипарадигмальный подход есть синтез конфликтологических, консенсусных, синергетических и герменевтических научных объяснительных моделей макро- и микрополитического анализа динамично развивающегося политического пространства.
3. Разработка политической стратегии национальной и региональной безопасности опирается на объективную и всестороннюю оценку на основе индикаторов и пороговых значений состояния исследуемой социальной общности и социально-политической среды. Региональные модели безопасности определяют специфику субрегионов, входящих в социально-политическое пространство национального государства, а адекватный выбор модели региональной безопасности позволяет определить наиболее благоприятное развитие региона с точки зрения его безопасности, что в свою очередь обусловливает безопасность и устойчивое развитие российского общества в целом.
4. Специфика обеспечения региональной безопасности в современных
I условиях заключается в усложнении политического пространства, в котором I основными акторами являются не только региональные и национальные социально-политические и экономические субъекты, по-разному трактующие национальные интересы России, пути и методы обеспечения национальной безопасности, но и внешние геополитические и геоэкономичкеские «игроки». Конфликт интерпретаций и борьба политических пониманий разворачивается в информационно-дискурсивном социально-политическом поле под влиянием ментальных, когнитивных структур, макро- и микрополитики.
5. Современная политическая стратегия государства детерминирована полицентричностью миропорядка, тенденциями глобализации, глокализации и регионализации, уровнем его политического и экономического развития, внутригосударственными дисфункциональными и деструктивными процессами. Постановка задач в стратегии напрямую зависит от имеющихся политических и интеллектуальных ресурсов, включая эффективную экономическую, энергетическую, информационную политику. Концептуальная сущность общенациональной безопасности включает имманентные характеристики состояния региональной социальной общности. Политическая стратегия развития общества основывается на макро- и микрополитическом анализе внешней и внутренней среды государства и выявлении возможностей создания региональных комплексов безопасности.
6. Угрозы безопасности имеют внешний и внутренний характер, связаны с макро- и микрополитическими факторами, одновременно проявляются как на национальном, так и на региональном уровне и выражены в трансграничном пространстве. При этом следует учитывать тот факт, что безопасность социальной системы подразумевает наличие множества состояний, при которых целостность, устойчивость и другие важные для ее сохранения параметры остаются в допустимых пределах, определяемых потребностями самой системы. Таким образом, обеспечение безопасности не является сдерживающим фактором, препятствующим инновациям, а, напротив, способствует активной успешной адаптации к изменяющимся условиям существования в соответствии с принципом «без безопасности нет развития, без развития нет безопасности».
7. Главным потенциалом обеспечения национальной и региональной безопасности служат ресурсы, которые позволят справиться с кризисом управляемости. Для разработки политической стратегии национальной безопасности на региональном уровне используются методики управленческой диагностики и динамического моделирования объектов управления. Недостаточная управляемость провоцирует возникновение отсталых регионов, рынков насилия и угрозу сепаратизма. Методика оценки управления региональными процессами включает следующие индикаторы: общую характеристику региона, основные социально-экономические показатели (удельный вес региона в общероссийских социально-экономических показателях, этнический состав населения, удельный вес городского и сельского населения, направления миграции и др.), показатели социально-политической безопасности (численность общественных объединений, этнополитическая активность, развитость демократических институтов, уровень толерантности и социального доверия, престиж общенациональных ценностей и др.), показатели внешнеполитической безопасности (стабильность - нестабильность в соседних странах, развитость внешних связей, наличие и влияние диаспор и др.).
8. В процессе глобализации постепенно возрастает роль внетерриториальных и трансграничных отношений сетевого характера и одновременно возникает угроза снижения роли таких политических институтов, как государство. Происходящее рассогласование действий и ценностей транснациональных и государственных организаций приводит к состоянию аномии как в мировом сообществе, так и на уровне отдельных государств. Исследование потенциальных угроз, рисков и конфликтных ситуаций базируется на сценарных бифуркационных подходах к анализу возможного развития событий с целью определения оптимального варианта, включающего комплекс стратегических и оперативных решений проблем государства в целом и его регионов. Особую опасность представляют экстремистские формы развития политической активности, обусловленные когнитивными, ментальными причинами, а также явлениями социальной, этнической и региональной депривации. Важнейшей составляющей постсоветского развития южно-российского региона являются этномиграционные факторы, имеющие конфликтогенный потенциал. Интегративные и консолидирующие тенденции проявились в ряде регионов под воздействием центристской интегративной идеологии, хотя все еще остаются лакуны, отличающиеся низкой степенью интегрированности, выражающиеся в мигрантофобии, интолерантности, языке вражды, терроризме.
9. Угрозы деградации государственности, имеющие глобальный характер, связаны с опасностью потери суверенитета и лишения возможности субъекта самостоятельно разрабатывать политическую стратегию, осуществлять функцию определения политического курса. Проблема социальной и региональной депривации связана с постоянно увеличивающимся разрывом в уровне и качестве жизни между различными общественными и региональными группами населения. Главная угроза для России и ее регионов - технологическое отставание. Национальная и региональная безопасность осуществимы и обеспечены при условии модернизации всей инфраструктуры производственных предприятий и социальной сферы, что в свою очередь требует изменения политико-экономической парадигмы в целях ресурсосбережения и развития наукоемкой, экологически чистой реальной экономики. Обеспечение национальной безопасности и развитие Российского государства в долгосрочной перспективе во многом зависят от того, как будет складываться ситуация на региональном уровне. В этой связи особенно велика роль Черноморского региона, одного из ключевых в общей системе глобальной безопасности. С точки зрения внутренней геополитики приоритетным в стратегическом плане является Краснодарский край, инновационное развитие которого может стать катализатором модернизации всего Южного федерального округа, а в научном плане он может рассматриваться как модельный регион.
10. Современный этап глобального информационного общества характеризуется значительным влиянием дискурсивных феноменов, реализующихся в конфликтных и интеграционных параметрах, непосредственно влияющих на уровень безопасности общества, личности и государства, на возникновение новых угроз и рисков политического развития. Наблюдается дискурсивное конструирование социальной и политической реальности, рост конфликтного и интеграционного потенциала политического дискурса, что имеет как деструктивную, так и конструктивную направленность в полиэтничном социальном пространстве и служит серьезным фактором выработки и реализации политической стратегии как долговременной программы обеспечения национально-государственных интересов страны и ее граждан. Диверсификация и дифференциация политического процесса проявляется как борьба политических пониманий, при этом борьба является способом взаимодействия, в результате которого утверждается та или иная система защиты и безопасности. Безопасность не только свобода, но и принуждение с целью подчинения корыстной воли отдельных личностей и групп идее защищенности жизненно важных интересов всей социально-политической общности и ее конкретных представителей от внешних и внутренних угроз.
11. В условиях открытого глобального общества актуализировалась задача обеспечения информационной безопасности в полиэтничном пространстве, где прослеживаются элементы информационного хаоса, информационного терроризма, разжигания вражды с использованием механизмов «мягкой (информационной) войны» и суггестивных технологий. Важнейшей тенденцией развития политико-информационного пространства современного общества является конфликтный и интеграционный потенциал информационных ресурсов. Формирование политической стратегии современной России в целях обеспечения национальной и региональной безопасности, защиты национальных интересов, государственной целостности и устойчивости политической системы происходит под влиянием синергийно-информационных процессов. Информационная политика, как и вся государственная стратегия по обеспечению национальной и региональной безопасности, обусловлена тем, что любые общественные взаимодействия изначально являются информационными, а это создает возможности более продуктивного использования несиловых, информационных политических технологий.
12. Политический анализ проблем национальной и региональной безопасности как политической стратегии современной России возможен на основе полного и всестороннего исследования всех ключевых направлений потенциальных и реальных угроз и рисков, включая геополитическое, социально-экономическое, информационное, политико-идеологическое, этнокультурное, социально-экологическое, дискурсное и ментальное. Первостепенной задачей в многонациональном регионе является обеспечение этнополитической и этноконфессиональной безопасности, понимаемой как устойчивое, консенсусное развитие межэтнических, социальных, межконфессиональных отношений различных субкультур на основе признания единой российской гражданской идентичности. Эффективная политика в данном контексте - это такое управление конфликтными взаимодействиями в обществе, которое отражается в политическом дискурсе как наиболее влиятельная идеологема, «политическая формула», подтверждающая легитимность властной элиты, стремящейся к сохранению сложившейся институциональной структуры, включающей усилия по воспроизводству идеи единой государственности.
Теоретическая значимость исследования состоит в возможности применения выводов диссертации для дальнейшей разработки концептуальных и теоретико-методологических аспектов обеспечения национальной безопасности на региональном уровне. Теоретические положения и методология изучения процессов формирования политической стратегии национальной и региональной безопасности, основывающиеся на принципе полипарадигмальности, могут способствовать развитию политической науки и дополнять понятийный аппарат, методики и уровни анализа социально-политических процессов в современной России. Парадигмы консенсуса и конфликта, синергетики, герменевтики, политической дискурсологии, макро- и микроанализа политики могут обеспечивать не только теоретическое многообразие, но и всесторонний, комплексный характер исследования феномена безопасности. Результаты и выводы диссертации могут быть использованы в теоретико-методологическом анализе разрабатываемых подходов к обеспечению европейской, евразийской, международной и других видов безопасности, а также в изучении внутриполитических проблем современного общества. Теоретические положения работы можно рассматривать как некоторый вклад в формирующуюся политическую теорию региональной безопасности.
Результаты исследования могут конкретизироваться в области политической психологии, конфликтологии, политического менеджмента и коммуникативистики.
Практическая значимость исследования связана с возможностью применения его результатов для корректировки отдельных положений политической стратегии на основе учета возрастающей роли региональных факторов обеспечения национальной безопасности. Выводы диссертационной работы могут применяться в политико-управленческой сфере решения проблем национальной и региональной безопасности. На основе обоснования значимости региональной составляющей национальной безопасности могут предлагаться прикладные методики и практические рекомендации органам власти и управления по разработке мер противодействия угрозам, снижения уязвимости и конфликтогенного потенциала, формированию стратегий развития регионов и региональных моделей безопасности с учетом их специфики и меняющихся внутренних и внешних условий. Этой цели и подчинена разрабатываемая теория региональной безопасности, элементы которой содержатся в данной диссертации.
Материалы исследования могут быть использованы преподавателями высшей школы при подготовке общих и специализированных курсов.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании Отдела социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАИ и рекомендована к защите по специальности 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.
Основные положения и выводы диссертации отражены в 67 публикациях общим объемом 53,9 п.л., в том числе в 4 монографиях, 10 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.
Результаты исследования были изложены в докладах и выступлениях на международных и всероссийских конференциях и конгрессах, в числе которых: IV Всероссийский политологический конгресс «Демократия, безопасность и эффективное управление: новые вызовы политической науке» (Москва, 2006 г.); Ш Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: пути взаимодействия» (Москва, 2008 г.); Санкт-Петербургский международный конгресс конфликтологов «Конфликтология для XXI века: Наука - Образование - Практика» (Санкт-Петербург, 2009 г.); I Международная конференция «Дискурсология: методология, теория, практика» (г. Екатеринбург, 2006 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Изменяющаяся Россия: проблемы безопасности и пограничной политики» (г. Челябинск, 2006 г.); Международная научно-практическая конференция UNESKO «Великие Реки и мировые цивилизации» (г. Астрахань, 2006 г.); Международная научная конференция «Роль идеологии в трансформационных процессах в России: общенациональный и региональный аспекты» (г. Ростов-на-Дону, 2006 г.); I Российский культурологический конгресс (Санкт-Петербург, 2006 г.);
Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы безопасности в условиях конфликтогенной ситуации на Юге России» (г. Краснодар, 2006 г.); научная конференция ЮНЦ РАН «Системные исследования современного состояния и пути развития Юга России (природа, общество, человек)» (г. Азов, 2006 г.); Международная научная конференция «Трансформация политической системы России: проблемы и перспективы» (Москва, 2007 г.); XII Международная научно-практическая конференция «Экологическая и экономическая безопасность: проблемы и пути решения» (пос. Шепси Краснодарского края, 2007 г.); IV Международная научная конференция «Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций» (г. Астрахань, 2007 г.); Международная научно-практическая конференция «Элиты и будущее России: взгляд из регионов» (г. Ростов-на-Дону, 2007 г.); Международная научная конференция «Новый политический цикл: повестка дня для России» (Москва, 2008 г.); II Между народ ныя конференция «Дискурсология: методология, теория, практика» (г. Челябинск, 2008 г.); Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социальных коммуникаций и связей с общественностью» (г. Краснодар, 2008 г.); Всероссийская научная конференция «Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности» (г. Ростов-на-Дону, 2009 г.); Всероссийская научная конференция «Проблемы и перспективы социально-экономического и научно-технологического развития Южных регионов» (г. Ростов-на-Дону, 2009 г.).
Положения диссертации вошли в научные труды по кафедральной теме «Разработка теории и механизмов обеспечения региональной безопасности в полиэтничном социуме» (кафедра политологии и политического управления КубГУ, базовая кафедра ЮНЦ РАН).
Некоторые выводы исследования докладывались и обсуждались на рабочих совещаниях Полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе с ведущими учеными Южного научного центра РАН.
Ряд положений диссертации использовался при разработке тематических карт и комментариев Атласа социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России (г. Ростов-на-Дону, 2006 г.).
Материалы исследования использовались в процессе работы над проектами ЮНЦ РАН «Региональные конфликты и проблемы безопасности Северного Кавказа» и «Безопасность Краснодарского края в контексте современных политических процессов в Черноморском регионе» (Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям», Подпрограмма по Югу России «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе») (2006-2008 гг.).
Некоторые выводы исследования стали базовыми при разработке и реализации грантов РГНФ «Социально-экономическая безопасность как основа обеспечения региональной безопасности на Юге России» (20062007 гг.), «Инновационно-стратегическое развитие Краснодарского края на основе эффективного использования его человеческого потенциала» (20092010 гг.) и проекта «Информационная безопасность в полиэтничном социуме (на материалах ЮФО)» по программе Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)», № 2.1.3./3824 и др.
Отдельные положения диссертационного исследования использовались при разработке учебных курсов «Современные проблемы теории политической науки», «Национальная и региональная безопасность», «Социология управления», «Социология конфликта», « Политическая дискурсология».
Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, содержащих одиннадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 343 источника. Общий объем -395 страниц машинописного текста.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 127 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz