Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:18
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Н.А.Львов. Художественный эксперимент в русской культуре последней трети XVIII века. Милюгина, Елена Георгиевна бесплатно
04:02
Скачать Н.А.Львов. Художественный эксперимент в русской культуре последней трети XVIII века. Милюгина, Елена Георгиевна бесплатно
Н.А.Львов. Художественный эксперимент в русской культуре последней трети XVIII века

Диссертация

Автор: Милюгина, Елена Георгиевна

Название: Н.А.Львов. Художественный эксперимент в русской культуре последней трети XVIII века

Справка: Милюгина, Елена Георгиевна. Н.А.Львов. Художественный эксперимент в русской культуре последней трети XVIII века : диссертация доктора филологических наук : 10.01.01 / Милюгина Елена Георгиевна; [Место защиты: ГОУВПО "Новгородский государственный университет"] - Великий Новгород, 2009 - Количество страниц: 405 с. Великий Новгород, 2009 405 c. :

Объем: 405 стр.

Информация: Великий Новгород, 2009


Содержание:

Глава 1 ФОРМУЛЫ ПРИСВОЕНИЯ ДРОШЛОГО: СЮЖЕТЫ АРТУРОВСКОГО 1ЩКЛА В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТ>ТЕ, „
1 Экранизщия легенд: репрезентэдия сюжета о любви
2 Прошлое в пространстве настоящего: сюжет о путешествии в современность
3 Открытие подлинного: сюжет о поисках Свстого Грааля
4 История Мерлина в современном кинематографе
Выводы
Глава 2 ТИРАЖИРУЕМЫЕ ШАтШЯ ПРОШЛОГО' СИМВОЛИКА АРТУРОВСКОГО ЦИКЛА В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ
1 «Экскалибур»: символика защиты и власти
2 «Камелот» : значения элитарности
3 «Мерлин» : прошлое как тайное знание Вьшоды ЗАШ1ЮЧЕНИЕ 178 Источники

Введение:

Диссертация посвящена юучению сиособов и причин образования Б массовой культуре конца X X века устойчивых форм репрезектацнй прошлого на прШ'Сере формул и зштшищ в которых арт^^ровский цикл функционирует в коммерческом кинематографе и рекламе.Актуальность темы. В последней трегш X X века существенно меняются формы и стратегии массовой культуры. С появлением ковых возможностей, в частности, развитием цифровькх: технологий, формируются целые жанры, существование которых было невозможно тридцать лет назад^ В результате меняется к статус массовой жулы^ры, откошенке к ней обхцества а ее собственное отношение к себе. Массовая культура всегда испытывала потребность в «элитной родословной», однако в последней трети X X века эти тенденции выражены наиболее явно. Возникает необходимость закреп.тения новых культурных значений в соответствии с «классическими» образцами. В иоследние годы в массовой культуре щблюдается большая вомребованность исторических образов и художественных образцов культуры прошлого. «Все это сызнова и по-новому ставит проблему соотношения и борьбы идей «классического» и «массового» в социальных и культурных, ценностных сдвигах»' нашего времени. Изучение феномена «присвоения» массовой культурой знаменитых образцов «высокого» иа^сства и классической .тштературы позволяет понять специфику производства и функционирования культурных значений современности. Наиболее распространенной формой присвоения «классики» являются репрезентации прошлого Б популярных, коммерческих произведениях: изображение на теле- и киноэкране, описание в журналах и тривиальной литературе, использование в рекламном тексте.Коммерческий кинематограф является самым влиятельным жанром массовой культуры конца X X века, поэтому имеино в популярных фильмах складываются «узнаваемые» массовым зрителем формы репрезентации прошлого.Дубна Б. Счово — письмо — литература. Очфкн по социологии сонременнон культуры. — М.: Новое лшгержуриое обозрение, 2001. — 306. в числе заимствуемых массовой 1№льтурой произведений «высокой» культуры особое место занимают рыцарские романы и средневековые легенды.Благодаря традиции пересказов и адаптации средневековых произведений, сложившейся в Ш Х — X X веках, в массовой культуре второй половины X X века появились целые жанры, стилизованные «под Средневековье»: многочисленные романы фэнтези, сериалы о рыцарях и героях, реклама и постеры, в символике которых центральное место отведено средневековым элементам и т. д.В последние десятилетия в гуманитарном знании усилился научный интерес к Средневековью, причем не только к историческому изучению этой эпохи, но и к проблеме культурной рецепции произведений X - X V вв, в новое и новейшее время. В частности, неоднократно выходили работы, посвященные «актуальности Средневековья» для современной культзфы. Список подобных исследований продолжает пополняться'. Так, в известной статье «Средние века уже начались» У. Эко уподобляет глобальные структуры современного мира средневековым. Он пишет, что «с недавнего времени с разных сторон начали говорить о нашей эпохе как о новом Средневековье».^ И хотя «всякая попытка установить полное соответствие бьша бы наивной.. .».^, осмысление и присвоение различных элементов культуры Средневековья можно наблюдать на всех уровнях современной культуры: от элитарного до массового.Цикл легенд о короле Артуре и рьщарях Круглого Стола является наиболее известным и цитируемым в массовой культуре произведением Средневековья'*.Создатели современных коммерческих произведений опираются не на подлинный текст средневековых рыцарских романов, а на авторские версии ^ См., напримф, Эко У. Средние века уже начались.//Иностранная литература. — 1994. — №4. — 259-268., Ник^-лин Д. Солома Средневековья: книжная культура перед лицом своего другого/'/Новое литературное обозрение. — 2001. — N2 1 (47). — 263-277.Никитина И. П. Средневековье и современность: эволюция художественного пространства/70т массовой культуры к культуре индивидуальных миров: Сб.статей/Отв. ред. Е.В. Дуков, Н. И. Кузнецова. — М., 1998. — 330-340. ^ Эко У. Средние века уже начались.//'Иностранная литература. — 1994. — К94. — 259. ^ Там же, 260. * Например, ювестный автор фэнтези А. Сапковский пишет в одном из своих эссе: «прообразом всех произведений фэнтези является легевда о короле Артуре и рьщарях Круглого Стола.». Сапковский А. Дорога без возврата: Повести, рассказы, эссе. — М.: Издательство ACT, 1999. — 415. артуровских легенд, сложившиеся в литературе нового времени. После определенного периода угасания интереса к артуровской тематике в Х\1-ХУ1Т веках, в ХУШ-ХХ появляется целый ряд романов, повестей и поэм, авторы которых разрабатывают и переосмысливают легендарные образы. Наиболее известными произведениями являются «Королева фей» Эдмунда Спенсера, либретто оперы «Король Артур» Дж. Драйдена, поэма «Принц Артур» Э. Бульвер — Литтона, поэма «Защита Гиневры» У. Мориса, «Королевские идиллии» А. Теннисона, знаменитая повесть Марка Твена «Янки гфи дворе короля Артура», романы Т. X Уайта «Король в прошлом и король в грядущем», М. Стюарт «Полые холмы», М. Рио «Мерлин». В период «артуровского возрождения» сюжеты легенд о короле Артуре стали распространенными темами изобразительного искусства (фрески У. Дайса, картины Д. Арчера, Д. Н. Пэйтона, Т. Вулнера, а также Д. Г. Россели и А. Хьюза ). «Массовый зритель», даже если он принадлежит к англоязычной культуре, не знаком со всеми, перечисленными вьппе, произведснияй-ш. Но тем не менее, благодаря им, он усваивает идеализированный «образ Средневековья», сложившийся в литературе и изобразительном искусстве нового времени, и имеет некое общее, приблизительное знание сюжетов артуровского цикла, на которое и ориентируется коммерческий кинематограф и реклама. Это знание также формируется и фиксируется многочисленными пересказами и переложениями легенд, как устньгми, так и изданными в виде детских книг, иллюстрированных буклетов «для занимательного чтения», путеводителей и т. д. Круг сюжетов и образов артуровского цикла органично вплетен в «популярный» тиражируемый образ Европы. Поэтому в массовой культуре представления о Средневековье связаны, прежде всего, с артуровским циклом.Таким образом, на основе изз^чения способов и форм заимствования артуровского цикла в современной массовой вд'льтуре, можно попытаться реконструировать основной корпус «стихийных» представлений о Средневековье, «метафору Средневековья», функционируюптую в популярном искусстве конца X X века. Это, в свою очередь, поможет понять, какие формы принимают в массовой культуре представлежия о прошлом, и какое значение ОКИ несут. Использование сюжетов и образов «высокой культуры» в к-инематографе и рекламе, в которых, в силу спецификл жанров, отражаются не только идейные и лексические, но и визуальные представления «масс», позволяет реконструировать наиболее полный набор «массовых» репрезентаций прошлого.Цель диссертации — выявить специфику репрезентации прошлого и причины обращения к истории в сфере массовой культуры, проанализировав различные примеры использования цикла о короле Артуре в коммерческом кинематографе и рекламе.Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи: 1. Проследить генезис массовьк представлений о прошлом как результат взаимовлияния наиболее распространенных знаний и ценностей и жанровых особенностей массовой культуры. Для этохо проанализировать трансформации, которым подвергаются сюжеты одного из наиболее известных — арт}'ровского цикла легенд в наиболее бурно развивающейся в последней трети X X века сфере массовой культуры — коммерческом кинематографе.2. Показать, каким образом распространенные представления о прошлом, превращаясь в клише в результате тиражирования в массовой культуре, входят в повседневность конца X X века. Проанализировать использование отдельных символов, образов, фраз и слов артуровского цикла в коммерческой рекламе и определить функции этих элементов в рекламном тексте.Основные понятия диссертации.Массовая культура. В данной работе используются понятия и термины «массовая культура», «популярная культура», «массовый зритель». «Массовая культура обычно определяется как культурная продукция (в самом широком смысле слова — от произведений ис19'"сства до потребительских товаров и к>'Л1шарии), создаваемая и распространяемая профессионалами в расчете на потребление на коммерческой основе широкими массами людей вне зависимости от социатного положения, пола, возраста, национапьности и т. д.»' Несмотря на сложившуюся к настоящему моменту в научной литературе традицию использования этих терминов, описание понятий, стоящих за ними, не отличается достаточной четкостью, а проблема границ «массовой» и «элитарной» культур продолжает обсуждаться, а в некоторых случаях снимается, как не отражающая истинного положения вещей: «такой предметной области, как «массовое искусство» (лектюр, китч, кулинарное искусство, потребительская литература и т. п.), конструктивно отличной от «серьезного», «подлинного», «настоящего» искусства, нет.»^ В научных работах и культурологических словарях массовая и элитарная культуры определяются одна через другую, и сам факт их взаимодействия и взаимоперетекания отмечается как специфическая фаза развития каждой из них, характерная для современного этапа: «В культурной парадигме постмодерна компоненты элитарной культуры и массовой культуры используются в равной мере как амбивалентный языковой материал, а смысловая граница между массовой и элитарной культурой оказывается принципиально размытой или снятой»^, «массовая культура X X века бьша полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом. »"* Факт наличия четких границ между «массовой» и «эжтарной» культурой опровергается самим материалом данного исследования. Например, некоторые фильмы, анализируемые в первой главе, являясь коммерческими хитами, охарактеризованы йритикой как «интеллектуальные» произведения и могут быть названы «массовым искусством для избранных»^. И тем не менее, определение «массовая» достаточно четко маркирует одну из наиболее значимых сфер современной культуры, поэтому употребление термина «массовая культура» в данной диссертации представляется оправданным. Этот Разлогов К. Глобальная и/шш массовая?//Киноведческие записки. — Ко 45. — 6 Гудков Л. Д. Массовая литература как проблема. Для кого?//НЛО. — лы22. — 1996. — 92.Там же, 560.Руднев В. Массовая культура-Х/Руднев В. Словарь культуры X X века. — М.: Аграф,1997.— 156.Термин принадлежит В. Рудневу. См. Руднев В. Словарь культуры X X века. — М.: А1раф,1997.—С.134. термин характеризует не художественную ценность фильма или книги, а цели их авторов и социальные особенности «потребления» этих произведений.Понятие «массовый зритель» («массовый читатель», «массовый потребитель») включает набор усредненных характеристик человека той аудитории, на которую рассчитьшают и для которой работают создатели массовых произведений. Это абстрактное понятие, но имеющее вполне ' Гудков Л. Д. Массовая литература как проблема. Для кого?//Ш10. — №22. -1996, — 95. ^ Там же, 93. ^ Разлогов К. Глобальная и/или массовая?//Киноведческие записки. — № 45. — 24.См., например. Storey J. Cultural Studies and the Study of Popular Culture: Theory and Methods. — University of Georgia Press, 1998. ' Разлогов К. Глобальная и/или массовая?//Киноведческие записки. — № 45. — 6. конкретный, в том числе и коммерческий, смысл. Исследователями психологии масс (Зигеле, Лебоном, Фрейдом, Юнгом) неоднократно подчеркивалось, что каждый человек, со своими униканьными особенностями, приобретает «в толпе» новые качества и испытывает эмоции, отличные от тех, которые он испьпывал бы в одиночестве. Поэтому «массовый зритель» — это не просто «средний человек», а человек, разделяющий чувства и ценности определенной социальной среды. В массе «замолкает критическая способность личности и человек отдается аффекту»', происходит определенное торможение интеллектуальной деятельности, «массовый человек» находится под воздействием слов и формул (в том числе и непонятных). Это может иметь как разрушительные, так и созидательные последствия. «Масса» не только легко поддается призьшам к насилию, «нравственный облик массы в иных случаях бьшает вьппе, чем нравственность составляющих ее индивидов, только совокупность людей способна к высокому бескорыстию и преданности»".Поэтому и «массовые произведения», для создателей которых «массовый зритель» не просто клиент, но и арбитр, далеко не всегда «потакают низменным страстям». «У заурядного читателя, быть может, весьма непритязательные вкусы, зато он на всю жизнь уяснил себе, что отвага — это высшая добродетель, что верность — удел благородньк и сильных духом, что спасти женщину — долг каждого мужчины и что поверженного врага не убивают.»^ Именно это объясняет «популярность» средневековых легенд у «массового зрителя».Коммерческий кинематограф — это кинематограф, являющийся частью массовой культуры, каким и бьш жанр кино в момент своего рождения. В начале X X века целью кинематографа было «любой ценой удовлетворить несбыточные мечты масс»"* Появление интеллектуального, авторского кинематографа значительно скорректировало эти цели, и в киноведческих Фрейд 3. Массовая психологик и анализ человеческого «Я»// Психология масс.Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. — 144. ^ Там же, 142. ^ Честертон Г. К. В защиту дешевого чтива// НЛО. — Х522. -1996. — 5. * Зоркая Н О «массовом сегодня» — несколько элементарных истин// Киноведческие записки. — № 45. — 32. статьях конца X X века «коммерческий кинематограф» противопоставляется «арт-хаусу» как «массовый» «элитарному». Термин «коммерческий», так же, как и «массовый» отражает целевые установки создателей фильма, а не яв.чяется знаком низкого качества: профессионзлизм и техническое мастерство создателей коммерческого кинематографа широко известны. «Коммерческий фильм» — это произведение, успех или неуспех которого определяется величиной кассовых сборов.Реклама. Рабочее определение используемое в данной диссертации: реклама — это «форма коммуникации, которая пытается перевести качества товаров и усл>т, а также идеи на язык н>'жд и запросов потребителя»'.Смысловые клише, сформированные в массовой культуре, а также отдельные образы и даже слова способны сделать подобный «перевод» более быстрым, а воздействие рекламы более сильным.Артуровский цикл. Цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола — это сложное образование, различные элементы которого появлялись и видоизменялись в разное время. С VIII века об Артуре упоминали кельтские барды. Ненний, уэльский монах, писавший ок. 800 года впервые назвал Артура этим именем и описал двенадцать великих побед над саксонскими племенами, одержанных героем. О подвигах Артура рассказывает Гальфрид Монмутский в своей латинской хронике «История королей Британии» (ок. 1137). Наряду с этим, легенды о короле Артуре продолжати существовать в устной традиции, постоянно пополняясь новыми сюжетами. К уэльским сказаниям обратились в XI?B. во Франции Кретьен де Труа, а в Германии Гартман фон Ауз и Вольфрам фон Эйшенбах. Последний написал ок. 1210 роман в стихах «Парцифаль», в котором разрабатывается сюжет о поисках святого Грааля.Кроме того, в Англии в XIII-XIV вв. появились переводы романов «Артур», «Артур и Мерлин», Смерть Артура» и др., а также английский рьщарский роман в стихах «Сэр Гавейн и Зеленый рьщарь» (XIV в.)^ ' Сэндидж.4., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама. Теория и практика. — М.: Прогресс, 1989. —С.54. ^ Подробнее об этом см.: Михайлов А.Д. Аруровские легенды и их эволюция//Т. Мэлори.Смерть Артура. — М.: Наука, 1974.; Мортон У. Артуровский цикл и развитие феода.чьного общества//Т. Мэлори. Смерть Артура —^М.: Наука, 1974. в X V в. сэр Томас 1у1элори создал большой прозаический роман «Смерть Артура», произведение, замечательное по многим причинам. Для данной диссертации важен, прежде всего, тот факт, что это наиболее полное собрание всех легенд и сюжетов цикла о рьщарях Круглого Стола. Именно поэтому авторы X I X и X X веков, обращаясь к артуровской тематике, использовали, в основном, произведение Мэлори (в титрах многих фильмов об Артуре и его рьщарях, например, фигурирует надпись: «По мотивам романа Томаса Мэлори «Смерть Артура»).Но ни одно средневековое произведение, даже роман Т. Мэлори, не дает представление об артуровском цикле во всей его полноте (сюжет о КоролеРыбаке, например, представлен в романе «Смерть Артура» фрагментарно').В данной работе под словосочетанием «артуровский цикл» понимается круг сюжетов, мотивов и образов, который сложился в произведениях XII -XV вв. (Кретьена де Труа, Вольфрама фон Эшенбаха, Томаса Мэлори и др.), то есть классические средневековые варианты легенд. Все позднейшие произведения назьшаются «версиями» или «трансформациями» артуровского цикла.Обзор источников. Основными источниками диссертации являются кинофильмы, созданные в Европе, США и Канаде в период с 1965 по 2000 гг. и рекламные интернет-сайты западных коммерческих компаний, функционировавшие в глобальной сети в период с 1995 по 2000 гг.Решение ограничиться кинематографом Европы и Северной Америки объясняется тем, что коммерческий кинематограф этих частей света представляет собой наиболее развитую, отточенную и воспроизводимую форму массовой культуры. То же самое можно сказать и о формах коммерческой рекламы Запада. Что касается хронологических рамок работы, то именно в последней трети X X века сформировалась современная система кинопроизводства и кинопроката, что коренным образом изменило как форму и содержание фильмов, так и специфику их ' Об этом сюжете см. Lacy Norris J. The New Arthurian Encyclopedia. Updated paperback edition. — New York: Garland, 1996. «потребления». Отбор в качестве интернет — источников произведений последнего пятилетия X X века мотивирован недавним появлением самого феномена глобальной сети, а также тем, что формы коммуникации в ее пределах оформились липзь во второй половине 90-ых.Историографический обзор. Научная литература, использованная в процессе работы над диссертацией, распадается на несколько тематических групп. Основную группу составляют статьи, сборники и книги, посвященные специфике массовой культуры и методологии ее исследования.Работы Дж, Стори, Дж Фиска, Л. Гудкова, Б. Дубина, К. Разлогова, Н. Зоркой, О. Вайнштейн, Ю. Левада и др. помогли сформулировать понятия, характеризующие феномен массовой культуры в целом.Анализ произведений коммерческого кинематографа, проведенный в данной диссертации, опирается на теоретические положения работ Джона Кавелти' и Вальтера Беньямина.^ Методологической основой для анализа рекламы стали произведения Ролана Барта^, Умберто Эко'* и Жана Бодрийяра^.В диссертации использованы также материалы русскоязычных и зарубежных периодических изданий, посвященные проблемам исследования рекламы и кинематографа^.Для описания специфики массового произведения потребовалось обратиться к исследованиям, авторы которых характеризуют особенности поведения человека в большой группе себе подобных. В работах X . Ортега — Cawelty J. G. Adventure, mystery and romance: Formula stories as art and popular culture. — Chicago, 1976. —P . 5-36. ^ Беньямин В. Проговедение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.Избранные эссе. — М.:Медиум, 1996. ^ Барт Р. Мифологии.- М.: Издательство имени Сабашниковых, 2000. — 233—^286. •* Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — -Пб.:Петрополис, 1998. — 161-201. ^ Бодрийяр Ж. Система вещей.-М.:Рудомино, 1999. — 177-211.См. например: Киноведческие записки. — 2000. — № 45., Новое .литературное обозрение. — 1996 — №22., Advertising Age.- 1970. — June 22. и др. и — Гассета , 3. Фрейда^, Г. Лебона^ анагшзируется психология и социальные условия возникновения масс. Теория архетипов К. Юнга'' является возможным объяснением силы воздействия формул, образов и ключевых слов, тиражируемых в массовой культуре.Вторую — дополнительную — группу произведений, использованных в данной диссертации, составляет исследовательская и справочная литература, посвященная циклу легенд о короле Артуре в целом, и роману Томаса Мэлори в частности. Основньпли библиографическими источниками по этому вопросу являются «Литература по артуриане»^, изданная Ричардом Барбером и библиографический указатель «Английская литература в русской критике».^ Научная литература, приведенная в главе «Артуриала в X X веке»' указателя «Литература по артуриане» представляет особый интерес для данной работы, и поэтому ей было уделено более пристальное внимание. Работы, найденные с помощью этих )тсазателей, использовались, в основном, для уточнения фактов, касающихся исторического развития артуровского цикла, образов главных героев и особенностей поэтики средневековых текстов. Но ссылки на исследования артуровского цикла носят иллюстративный, а иногда и факультативный характер, т. к. в целом, тематика этих работ не совпадает с темой данной диссертации.Многие статьи, посвященные анализу артуровского цикла как в средневековой, так и в современной культуре, размещены на «исследовательских страничках» (Scholarly Pages) в Интернет. Здесь можно познакомиться с периодическими изданиями, не всегда доступными через библиотеки. В процессе работы над диссертацией были использованы on-line ' Ортега-и-Гассет X . Восстание мзсс//Эстетккз. Философия культуры. — М., 1991. ^ Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я»// Психология масс.Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. — 131 — 194. ^ Лебон Г. Психология массЛИсихология масс. Хрестоматия. — Самара:Издательский Дом «Бахрах», 1998. — 5 — 130. * Юнг К. Г. Аналитическая психология. — М.: Мартис,1995. ^ Arthurian Literature. — Oxford, 1985.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 167 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz