Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 15:14
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Скачать Моделирование на уроках межпредметного повторения математики и физики : На материале математики и физики 11 кл.. Жилин, Владимир бесплатно
01:41
Скачать Моделирование на уроках межпредметного повторения математики и физики : На материале математики и физики 11 кл.. Жилин, Владимир бесплатно
Моделирование на уроках межпредметного повторения математики и физики : На материале математики и физики 11 кл.

Диссертация

Автор: Жилин, Владимир Ильич

Название: Моделирование на уроках межпредметного повторения математики и физики : На материале математики и физики 11 кл.

Справка: Жилин, Владимир Ильич. Моделирование на уроках межпредметного повторения математики и физики : На материале математики и физики 11 кл. : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Омск, 1999 198 c. : 61 00-13/1056-4

Объем: 198 стр.

Информация: Омск, 1999


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I Теоретические основы использования моделирования на уроках межпредметного обобщающего повторения математики и физики
§1 Понятие моделирования, его роль и место в учебнопознавательном процессе
11 Использование понятий «модель» и «моделирование» в математике и физике, их общесистемное и философское обобщение
12 Роль моделей и моделирования в учебно-познавательном процессе
§2 Модели и моделирование в межпредметной структуре математики и физики
Глава II Методика организации и проведения уроков межпредметного обобщающего повторения с использованием моделирования;
§ 1 Роль, место и содержание уроков межпредметного обобщающего повторения
§2 Методика проведения уроков межпредметного обобщающего повторения математики и физики
21 Интегрированный урок по теме «Модели на уроках физики и математики»
22 Уроки межпредметного обобщающего повторения по теме «Модели с косвенным типом подобия и их применение в физике»
23 Межпредметное обобщающее повторение по теме «Математические модели задач оптимизации и их физическая интерпретация»НО
24 Уроки межпредметного обобщающего повторения по теме «Счет и измерения в математике и физике»
25 Межпредметная учебная конференция по теме «Языки и модели: проблема понимания»
§3 Организация и основные итоги эксперимента

Введение:

Актуальность исследования. Современные интегративные тенденции научного знания, индуцированные развитием науки, техники и производства, выступая в качестве важнейших источников формирования содержания общего и профессионального образования, требуют поиска своего дидактического эквивалента. Все возрастающая потребность в повышении качества общеобразовательной подготовки учащихся, предусматривающая усвоение различных видов содержания образования, уже давно не может решаться экстенсивно, т.е. за счет расширения количества часов на учебный процесс, что ведет к перегрузке и утомляемости школьников, и как результат негативно сказывается на их здоровье.
Курс на интенсификацию процесса обучения, ориентированный на его реализацию посредством интеграции содержания образования, взятый отечественными педагогами (М.Н.Берулава, И.Д.Зверев, В.М.Монахов, А.А.Пинский, М.Н.Скаткин, Н.А.Солодухин, Н.А.Сорокин, А.В.Усова, В.Н.Федорова и др.), вскрыв и обосновав необходимость и возможность его осуществления в данном направлении, оставил открытым вопрос о нахождении наиболее эффективного метода обучения.
Сказанное еще в большей степени относится к проблеме создания эффективной методики проведения обобщающих уроков.
Разработанная В.А.Далингером и широко апробированная в реальных условиях преподавания классификация обобщающих повторений на уровне понятий, системы понятий и теории, дополненная обобщающим повторением на межпредметном уровне, также ставит вопрос об определении эффективных методов его организации и наиболее приемлемых объектов изучения, что напрямую выводит на разговор о моделировании, так как именно на этом уровне отрабатываются умения описывать физические, химические, биологические процессы и явления математическими моделями (уравнения, функции, матрицы, и пр.).
Моделирование, являясь неотъемлемым этапом всякой целенаправленной деятельности, выполняя исключительную роль в современных научных исследованиях, безусловно, нашло своё отражение и как метод обучения, и как объект изучения в педагогической науке и практике. Рассмотрению различных аспектов использования метода моделирования в учебной деятельности посвящены работы В.В.Давыдова, С.Е.Каменецкого, Н.А.Солодухина, Н.Г.Салминой, В.М.Монахова, Т.В.Малковой, В.А.Стукалова, М.Б.Балка, В.А.Петрова, Л.К.Максимова, Д.С.Фокина и др. авторов. Признавая эффективность использования данного метода в достижении конкретных целей обучения, обусловленных той или иной спецификой стоящих перед исследователем (и практикой преподавания) задач, названные авторы оставили без внимания именно атрибут комплексности, присущий моделированию как объекту изучения и методу обучения, что, собственно, и позволяет его рассматривать в качестве одного из наиболее приемлемых на уроках межпредметного обобщающего повторения.
В связи с вышеизложенным и становится актуальной проблема настоящего исследования, состоящая в выявлении эффективности использования моделирования на уроках межпредметного обобщающего повторения, позволяющих решить противоречия между продекларированной необходимостью интеграции содержания образования и практикой школьного обучения, где попытка более полной реализации межпредметных связей ведет к увеличению нагрузки на учащихся.
Цель исследования - разработка методики проведения уроков межпредметного обобщающего повторения, на которых моделирование выступает в качестве объекта изучения и метода обучения.
Объект данного исследования - процесс обучения математике и физике старшеклассников общеобразовательных школ.
Предмет исследования - методические аспекты использования моделирования на уроках межпредметного обобщающего повторения математики и физики.
Основной гипотезой настоящего исследования явилось теоретико-эмпирическое предположение о том, что моделирование, используемое на уроках межпредметного обобщающего повторения математики и физики, позволит эффективно осуществлять интеграцию предметных областей математики и физики на уровне знаний и на уровне видов деятельности, а также комплексно развивать мыслительные операции у учащихся.
Исходя из цели и гипотезы настоящего исследования, были поставлены следующие частные задачи:
1. Выявить теоретические основы использования моделирования на^ уроках межпредметного обобщающего повторения;
2. Определить роль и место моделирования на уроках межпредметного обобщающего повторения математики и физики;
3. Выявить возможности комплексного развития мыслительных операций у учащихся посредством моделирования;
4. Разработать и экспериментально проверить методику проведения уроков межпредметного обобщающего повторения математики и физики.
Методологической основой исследования служили труды отечественных дидактов и психологов по вопросам теоретических основ обобщающего повторения, интеграции знаний и моделирования.
Для решения конкретных задач, обусловленных целями исследования, основной гипотезой и методологическим базисом, были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ научной (философской, кибернетической, общесистемной, физико-математической, психологической) и научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Теоретическое моделирование, основанное на анализе, сравнении и синтезе межпредметных и внутрипредметных связей.
3. Изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта и продуктов учебной деятельности учащихся.
4. Наблюдение, анкетирование, беседы с учащимися и преподавателями.
5. Педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нём выявлена эффективность использования моделирования на уроках межпредметного обобщающего повторения математики и физики.
Имеющаяся в литературе классификация обобщающих повторений на уровне понятий, системы понятий и теории дополнена логически завершающим звеном - межпредметным обобщением.
Данные положения, обоснованные результатами педагогического эксперимента и наблюдения, позволяют говорить о практической значимости проведенной исследовательской работы. Разработанная методика проведения уроков межпредметного обобщающего повторения математики и физики, на которых моделирование занимает центральное место в качестве элемента содержания образования, позволяет эффективно решать задачи интеграции предметного компонента содержания образования математики и физики, комплексного развития мыслительных операций и обучения методу моделирования.
На защиту выносятся следующие положения:
1) утверждение о том, что моделирование, используемое как объект изучения и метод обучения на уроках обобщающего повторения, позволяет комплексно решать задачи развития мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация) школьников;
2) утверждение о том, что моделирование, являясь общенаучным методом познания, используемое на уроках межпредметного обобщающего повторения позволяет решать задачи интеграции предметного компонента содержания образования математики и физики;
3) методика проведения уроков межпредметного обобщающего повторения математики и физики.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе проведения экспериментальной работы в четырех средних общеобразовательных школах №43, №142, №67, №97 г.Омска, на 3-й областной научно-практической конференции «Использование средств обучения в различных формах организации учебных занятий», г. Омск, 1997 г., на августовских совещаниях преподавателей физики и математики общеобразовательных школ Октябрьского р-на г. Омска (1987, 1988, 1989 г.г.). Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на заседаниях кафедры естествознания ОмГПУ (Омск, 1998) и кафедры методики преподавания математики ОмГПУ (Омск, 1999). Автором проведено свыше 30 открытых уроков для учителей школ районных методических объединений преподавателей физики и математики.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 125 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz