Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 02:27
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Межпредметные связи физики с военно-специальными и военно-техническими дисциплинами : На примере дисциплины Устройство вооружения бесплатно
01:16
Скачать Межпредметные связи физики с военно-специальными и военно-техническими дисциплинами : На примере дисциплины Устройство вооружения бесплатно
Межпредметные связи физики с военно-специальными и военно-техническими дисциплинами : На примере дисциплины "Устройство вооружения и его боевое применение"

Диссертация

Автор: Маклецов, Игорь Петрович

Название: Межпредметные связи физики с военно-специальными и военно-техническими дисциплинами : На примере дисциплины "Устройство вооружения и его боевое применение"

Справка: Маклецов, Игорь Петрович. Межпредметные связи физики с военно-специальными и военно-техническими дисциплинами : На примере дисциплины "Устройство вооружения и его боевое применение" : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Челябинск, 2002 173 c. : 61 03-13/491-0

Объем: 173 стр.

Информация: Челябинск, 2002


Содержание:

Глава Теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения
11 История возникновения и развития идеи межпредметных связей
12 Проблемы реализации межпредметных связей в современной дидактике
13 Особенности реализации межпредметных связей в военных ВУЗах
Глава Методика реализации межпредметных связей физики с военно-специальными дисциплинами в военных ВУЗах
2 1 Особенности реализации межпредметных связей физики и курса "Устройство вооружения и его боевое применение" в высших военных танковых институтах 41*
22 Задачи межпредметного характера в системе подготовки военного инженера ,
23 Лабораторные работы по курсу физики межпредметного характера, направленные на осуществление связей с военноспециаль-ными дисциплинами
24 Учебные семинары межпредметного характера
Глава Методика проведения и результаты педагогического эксперимента по реализации межпредметных связей курса физики с дисциплинами военно-специального цикла
31 Задачи педагогического эксперимента и методика его проведения
32 Констатирующий эксперимент
33 Результаты пробного педагогического эксперимента
34 Результаты обучающего педагогического эксперимента
35 Методика проведения и результаты контрольного педагогического эксперимента

Введение:

В условиях интенсивного развития науки и техники, особенно в начале нового тысячелегия. когда предполаг аегся качественный скачек в современном танко- и самолетостроении, от ВЫПУСКНИКОВ военных ВУЗов требуется, прежде всего, умение самостоятельно разбираться в физических основах построения и боевого применения вооружения.Русская и её преемница Российская Армия имеют богатый опыт в подготовке высококвалифицированного офицерского состава. Большой вклад в организацию учебно-воспитательного процесса в высшие военные учебные заведения внесли военные учёные психологи и дидакты среди которых, особо следует отметить АБ.Барабанщикова, В.И.Вдовюка, П.И.Городова, В.П.Давыдова, А.Ф.Железняка, Д.П.Познанского и многих других.Этими учёными были разработаны основы организации учебновоспитательного процесса среди курсантов Советской Армии. Как показывает международная практика, подготовка личного состава отечественной армии была и остаётся одной из самых высоких среди других армий мира.Вместе с тем, складывающаяся ситуация с реорганизацией армии вносит бессистемные изменения в профаммы подготовки курсантов высших военных учебных заведений, что сказывается на некотором снижении качества их подготовки. Обучающиеся должны получить прочную базовую (фундаментальную) подготовку, которая складывается из общенаучной (физико-математической) и специально-технической (военно-технической).Физико-математическая подготовка слушателя, курсанта осуществляется на первьпс курсах обучения и является базой для успешного освоения военноспециальных дисциплин. В связи с этим остро встает вопрос о прочной взаимосвязи вышеуказанных циклов дисциплин.Межпредметным связям в системе образования посвящено немало диссертационных работ и монофафий (Зверев Д.И., Кулагин П.Г., Левина М.М.. Максимова В.Н., Скаткин М.Н., Сорокин П.А., Шушарин В.Н.. Янцен В.Н.). В этих работах определяются методологические, дидактические и методические связи между дисциплинами различных циклов, раскрываются пути их реализации, однако возможности внедрения этих наработок в военных ВУЗах требует сегодня тщательного исследования.Прежде всего это определяет актуальность нашего исследования, подтверждает необходимость взаимосвязи содержания образования, получаемого курсантами во всех звеньях подготовки в высших военных учебных заведениях.Физические законы и явления, изучаемые в курсе физики в военном институте, находят применение при изучении военно-специальных дисциплин.Например, предмет «Устройство вооружения и его боевое применение» в танковом институте в ряде разделов и тем программы обучения очень тесно связан с курсом физики. И здесь глубокие знания по физике будут, во-первых, обеспечивать высокий уровень теоретической подготовки курсанта в целом, а во-вторых, станут основой (базой) для приобретения новых знаний.Очень важно, чтобы обучающиеся четко представляли связь между дисциплинами и чувствовали, что их знания, полученные при изучении физики, непрерывно расширяются и углубляются при изучении военно-специального предмета.Перед педагогами и перед системой военного образования стоит сложная задача, решение которой предполагает высокую научную образованность будущего офицера и, вместе с тем, высокий уровень его знаний и умений в военной науке и практике. В подготовке таких специалистов первостепенное значение имеет решение проблемы формирования у будущих командиров и одновременно инженеров интегрированных знаний и умений. Одним из наиболее важных аспектов этой проблемы является совершенствование методики обучения курсантов общепрофессиональным, общенаучным и военноспециальным дисциплинам на основе реализации межпредметных связей.Всё выше изложенное определило выбор темы данного исследования «Межпредметные связи физики с военно-специальными и военнотехническими дисциплинами (на примере дисциплины «Устройство вооружения и его боевое применение») Объектом исследования является взаимосвязь военно-специальных и военно-технических дисциплин с курсом физики при подготовке офицерских кадров в высших военных учебных заведениях.Предметом исследования является учебный процесс при подготовке курсантов, основанный на тесной взаимосвязи военно-специальных дисциплин с курсом физики, совместная деятельность преподавателей, включающая отбор материала из курса физики, значимого для эффективного проведения занятий по специальным дисциплинам и определения его места в профессиональной подготовке.Целью исследования является создание системы взаимосвязанного изучения цикла естественнонаучных (кошфетно физики) и специальных дисциплин в высших военных учебных заведениях.В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза: Если будут организованы мелспредметные связи курса физики и специальных дисциплин военного цикла, то курсанты качественнее усвоят физические явления, законы и их применение в создании и использовании военно-технических объектов, что обеспечит более осознанное усвоение содерлсания военно-специальных дисциплин.Результатом такого построения системы образования в высших военных учебных заведениях доллсно явиться повышение качества профессиональной подготовки курсантов в военных ВУЗах.Исходя из цели и гипотезы, в данном исследовании ставятся следующие задачи: 1. Изучить состояние проблемы осушествления межпредметных связей в современной общей дидактике и методике изучения естественнонаучных дисциплин (в частности физики).2. Изучить современное состояние проблемы реализации межпредметных связей между циклами дисциплин в высщих военных учебных заведениях.3. Осуществить отбор учебного материала курса физики, который возможно использовать при изучении курса «Устройство вооружения и его боевое применение» (далее УВ и БП).4. Осуществить отбор учебного материала по УВ и БП, который возможно использовать в качестве иллюстративного материала для показа практического использования явлений, законов и теорий, изучаемых в курсе физики.5. Разработать наиболее эффективные формы учебных занятий по УВ и БП с использованием категориального и понятийного аппарата физики.6. Разработать методы, способы и приёмы включения материала курса физики, которые возможно использовать в процессе изучения УВ и БП.
7. Определить критерии эффективности разрабатываемой методики для осуществления контроля за ходом педагогического эксперимента.8. Осуществить проверку разработанной методики с целью оценки её эффективности и возможности использования в реальном учебновоспитательном процессе в высших военных учебных заведениях.9. Разработать методические рекомендации для преподавателей кафедр "Вооружение и стрельбы" военных ВУЗов по реализации межпредметных связей физики с УВ и БП. Методологической основой исследования является: - теория процесса познания и её диалектический метод, в конкретном случае рассмотрение учебного процесса познания как объекта единой формы и содержания, подлежащего количественному и качественному изменению в процессе его совершенствования; - системный подход к учебному tipoueccy по{наиия. заключающийся в его многоаспектном анализе (содержательном и процессуально - операционном); - психологические теории учебной деятельности, теория развивающего обучения, теория межпредметных связей, психолого-педагогические основы формирования научных понятий.Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, психологической, дидактической, научнометодической литературы, касающейся темы диссертационного исследования, с целью выявления состояния проблемы межпредметных связей в современной педагогической науке и учебной практике; - анализ учебных планов и профамм общеобразовательного и военноспециального циклов дисциплин, разработанности их дидактических основ, сравнительный анализ их целей, задач и функций, а также педагогических основ их реализации; - изучение и обобщение педагогического опыта преподавателей кафедр военно-специальных дисциплин высших военных учебных заведений, работающих над внедрением и совершенствованием межпредметных связей с целью выявления положительных сторон их деятельности, выявления характерных ошибок и недостатков в их реализации; - педагогическое наблюдение за учебным процессом, позволяющее изучать объект в естественных условиях; - анкетирование курсантов с целью выявления их возможностей использования знаний, полученных в процессе изучения курса физики, для усвоения содержания военных дисциплин; s - моделирование дидактической системы реализации межпредметных связей физики с циклами военных дисциплин в военных ВУЗах; - дидактический эксперимент с целью проверки основных положений разрабатываемой модели связей между циклами дисциплин в высших военных учебных заведениях (во всех его видах: констатирующий, пробный, обучающий, контрольный); - использование непараметрических методов математической статистики для обработки результатов эксперимента с целью оценки их достоверности.Исследование осуществлялось в несколько этапов с 1998 по 2002 годы.На первом этапе исследования (1998-1999 гг.) - диапюстическом, изучалась философская, психологическая, дидактическая и научнометодическая литература по проблеме исследования с целью уточнения задач, ставящихся перед данной работой, а также уточнялась специфика реализации межпредметных связей в высших военных учебных заведениях.На этом этапе были определены цели и основные задачи исследования.Было изучено состояние реализации межпредметных связей между циклами различных дисциплин в высших военных з^ебных заведениях. Было осуществлено анкетирование преподавателей специальных кафедр с целью выявления способов реализации межпредметных связей, которые они используют в своей педагогической деятельности.Для того, чтобы иметь чёткий контроль над всеми этапами планируемого эксперимента, были определены критерии эффективности разрабатываемой методики, а также определены методы математической статистики для проверки достоверности полученных результатов.Были определены контрольные и экспериментальные группы курсантов с, примерно, одинаковым уровнем подготовки и намечен план проведения дидактического эксперимента.На втором этапе (1999-2000 уч. гг) - поисково-теоретическом, осуществлялась теоретическая разработка основной концепции исследования.Продолжалось теоретическое исследование проблемы, уточнялся понятийный аппарат по теме исследования. На данном этапе был проведён констатирующий и начат пробный эксперимент.На третьем этапе (2000 — 2001 уч. гг) - опытно-экспериментальном, проводился теоретический анализ результатов пробного эксперимента и был проведен обучающий эксперимент. Осуществлялась корректировка методики проведения педагогического эксперимента, проверялась эффективность разработанной методики. Велась работа по написанию диссертации.На четвёртом этапе (сентябрь 2001 - январь 2002 г.) - заключительно обобщающем, был завершён педагогический эксперимент, в ходе которого подтвердились положения исходной гипотезы, оценена достоверность экспериментальных результатов, подведены основные итоги, сформулированы выводы. Были разработаны методические рекомендации для преподавателей военных ВУЗов по реализации межпредметных связей физики с военнотехническими и военно-специальными дисциплинами. Завершено написание диссертации. На этом этапе осуществлялось внедрение результатов исследования в практику обучения.Научная новизна исследования заключается в том, что: - уточнены принципы отбора материала межпредметного характера для 1^фса физики и военных дисциплин, изучаемых в высших военных учебных заведениях на примере УВ и БП; - выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены дидактические условия эффективного функционирования межпредметных связей физики с военными дисциплинами в военном ВУЗе в процессе подготовки будущих офицеров. разработана методика решения адаптированных задач по физике с военно-прикладным содержанием.Георегическая значимость состоит в том, что: - определена теорегикометодологическая стратегия изучения военно-специальных дисциплин в высших военных учебных заведениях на основе межпредметных связей с физикой; теоретически обоснована целесообразность и необходимость планомерной систематической и специально организованной работы по реализации меж1федметных связей между различными циклами дисциплин в высших военных учебных заведениях; - предложен методологически обоснованный подход к установлению межпредметных связей между циклами дисциплин, базирующихся на концепции единства научного знания и принципе преемственности; Практическая значимость исследования состоит: - в определении содержания учебного материала по физике для осознанного усвоения и использования его при изучении специальных дисциплин; - в положительном влиянии реализации межпредметных связей физики с военно-специальными дисциплинами на качество подготовки будущих офицеров как специалистов высшей квалификации. - в разработке методических рекомендаций для преподавателей кафедр специальных дисциплин высших военных учебных заведениях по реализации межпредметных связей.Материалы данной работы могут быть использованы преподавателями любых специальных кафедр высших военных учебных заведений, т.к. в них приводятся самые общие рекомендации по осуществлению межпредметных связей с общеобразовательными дисциплинами (в частности с физикой). и Достоверность результатов и обоснованность основных выводов исследования обеспечивается использованием методов исследования, адекватных поставленным целям, предмегу и шламам исслеловаиия. воспроизводимостью результатов исследования, репрезентативностью выборки, проведением педагогического эксперимента в строго контролируемых условиях, количественным и качественным анализом полученных данных с использованием непараметрической методов математической статистики, внутренней непротиворечивостью и взаимосоответсвием теоретических положений и эмпирических результатов исследования.На защиту выносится методическая система, включающая в себя: - концепцию построения межпредметных связей между циклами дисциплин в высших военных учебных заведениях, конкретно - между физикой и УВ и БП; - принципы отбора содержания иллюстративного материала и задач межпредметного характера для курса физики; - комплекс форм и методов учебных занятий и методики их проведения, способствующих реализации межпредметных связей физики с У В и БП; - разработанную автором методику связи курса физики с содержанием курса УВ и БП на основе реализации принципа преемственности.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 135 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz