Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 13:26
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Методика обучения информатике в условиях кадетских корпусов и суворовских училищ. Шпрангер, Людмила Вадимовна бесплатно
09:07
Скачать Методика обучения информатике в условиях кадетских корпусов и суворовских училищ. Шпрангер, Людмила Вадимовна бесплатно
Методика обучения информатике в условиях кадетских корпусов и суворовских училищ

Диссертация

Автор: Шпрангер, Людмила Вадимовна

Название: Методика обучения информатике в условиях кадетских корпусов и суворовских училищ

Справка: Шпрангер, Людмила Вадимовна. Методика обучения информатике в условиях кадетских корпусов и суворовских училищ : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2005 186 c. : 61 05-13/2331

Объем: 186 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

Целью воспитательного и образовательного процесса является подготовка воспитанников к будущей военной и гражданской службе, служению Отечеству, Закону, Добру, Правде В программе информатизации образования поставлена задача: «Осуществить подготовленный всем предыдущим развитием переход к изучению общеобразовательных дисциплин по новым программам, предусматривающим естественное использование средств вычислительной техники в процессе их изучения» Решение задачи информатизации образования в Донском кадетском корпусе предусматривает работу в следующих направлениях:
1) Информатизация обучения, те формирование у офицерско-преподавательского состава и воспитанников компьютерной грамотности и информационной культуры
2) расширение базового школьного курса информатики и адаптация его к условиям корпуса, предусмотренном министерством общего и профессионального образования Ростовской области введением подготовительного курса информатики (с 6 по 8 класс) как дополнительного образования (факультатив) и после 2000 года введение профессионального курса (11 класс)
3) внедрение новых компьютерных и информационных технологий обучения информатике и другим предметам (создание внутри корпусной локальной вычислительной сети ( состоящей из административной лвс и лвс компьютерного класса с выходом в Internet);
4) создание новой организации учебного процесса, те внедрение автоматизированной системы управления корпусом (генерация отчётов органам народного образования, выдача внутри корпусной документации, учёт посещаемости и успеваемости, статистический анализ учебной работы в классах, составление расписаний, хозяйственная деятельность и тд)
5) 2003-2005 г работа по завершению создания информационной сферы корпуса
II Актуальность для кадетского корпуса
В современных условиях к молодому человеку, вступающему в жизни, предъявляются высокие требования Он должен обладать знаниями в тех областях науки и техники, которые за последнее десятилетие оформились в виде научных дисциплин В ещё большей мере ему нужны умения и навыки планирования своей деятельности, поиска информации, нужной для решения стоящих перед ним задач, проектирования и построения информационных моделей, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, так же как и навык использования современных технических средств в жизни и бьпу, творчестве и практической деятельности Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и (это главное) новое видение мира Культурный уровень такого современного человека характеризует понятие информационная культура, формированием которой занимаемся на уроках информатики
III Цели и задачи курса информатики
Основываясь на проекте базового школьного курса информатика предусмотренного министерством общего и профессионального образования Ростовской области, расширив его новыми содержательными линиям Российского стандарта школьного образования по информатике (УГ 1993г №3) и, расширяя цели курса, мы кроме развития информационной культуры выдвигаем задачу освоения современной методологии приобретения знаний о окружающем мире, пытаемся внедрить обучение другим предметам, используя компьютерные технологии обучения В такой постановке целей и задач информатика рассматривается нами как дисциплина, способная формировать учащихся целостное мировоззрение, характеризующееся осознанием мира (природы и общества) как единой системы энергоинформационных процессов осознанием интеллекта в роли решающего фактора глобального исторического процесса, а самого этого процесса как частного в эволюционном процессе Земли
Структурная схема информатизации учебно-воспитательного процесса ДКК (административная локальная компьютерная сеть)

Введение:

Актуальность и постановка проблемы исследования. Актуальность исследования определяется двумя обстоятельствами. Первое заимствование опыта постановки образования в дореволюционной России, развитие и адаптация его к условиям современного общества. Второе - исследование системы довузовского военного обучения
Стратегия образования нашего времени обусловила широкие возможности для развития вариативных образовательных учреждений, отвечающих запросам всех слоев населения. Наметившаяся в конце прошлого столетия тенденция внедрения таких типов средних учебных заведений как лицеи, гимназии, кадетские корпуса, женские Мариинские гимназии, суворовские училища, воскресные школы, православные гимназии потребовала детального осмысления деятельности тех школ дореволюционной России, к которым обратилась с целью заимствования современная практика образования.
Возникают попытки теоретического обоснования раздельного обучения мальчиков и девочек, а также организации мужских и женских школ. В этой связи появляется необходимость более глубокого изучения имеющегося исторического опыта обучения в кадетских корпусах и суворовских училищах нашей страны, адаптация его в современных исторических условиях.
В условиях сокращения вооружённых сил и повышения требований к уровню профессиональной подготовки военных кадров, система до- вузовского военного обучения, со временем должна стать основой для комплектации военных вузов России. Поэтому довузовская военная подготовка должна рассматриваться как неотъемлемая составная часть современной системы непрерывной, поэтапной подготовки офицерских кадров.
В настоящее время в России развёртывается новая система до вузовской военной подготовки, включающая суворовские (нахимовские музыкальные) военные училища, кадетские корпуса, различные профильные военные (военнотехнические) лицеи, кадетские классы в общеобразовательных заведениях. Уже сегодня в РФ созданы более трёх десятков кадетских корпусов, в которых обучение начинается с 11-12 лет.
Эта система выдвигает ряд сложных проблем, связанных с учетом не только юношеского, но и подросткового возраста, адаптацию их к условиям профессиональной военной деятельности и жизни в военных учебных заведениях закрытого типа при современной социально - экономической жизни.
Осуществление социальных и экономических реформ сделало необходимым и возможным построение в Российской Федерации информационного общества, поставило перед системой образования задачу формирования информационной культуры у всех граждан страны и сделало информатизацию одним из важнейших направлений реформы образования. Исходя из этого, целью изучения предметов из области информатики у воспитанников кадетских корпусов является формирование информационной культуры, знаний по использованию информационных технологий, готовности жить и работать в информационном обществе.
У истоков внедрения информатики в общеобразовательную школу стояли Л.П.Ершов, В.М.Монахов, А.А.Кузнецов, Я.А. Ваграменко, И.Н.Антипов и другие. Теоретические вопросы использования информационных технологий в обучении разработаны в трудах А.И.Берга, И.В. Роберт, B.JI. Матросова, В.М. Глушкова, Ю.К. Бабанского, Е.П.Велихова, Э.И. Кузнецова, В.Г.Разумовского, В.А. Трайнева, Н.Ф.Талызиной, Е.И. Машбица, А.Ю. Уварова, С.А. Жданова, Ю.С. Брановского и других.
Организационно-педагогические, методические и дидактические вопросы в рамках базового высшего образования в системе многоуровневого военного образования на основе использования информационных технологий рассмотрены в работах O.A. Козлова. Большое внимание уделяется дифференцированному, профильному обучению информатике в работах С.А. Бешенкова, С.Г. Григорьева.
В последние годы все больший интерес проявляется к фундаментальным основам информатики, формализации, их связи с общекультурными ценностями общества. Большое взимание уделяется дифференцированному, профильному обучению информатике (работы СЛ. Бешенкова, С.Г. Григорьева, А.Г. Гейна и др.). Такая форма обучения является оптимальной, позволяющей раскрыть как естественно-математическую, так и гуманитарную составляющую этой науки.
Для кадетских корпусов и суворовских училищ, имеющих свою специфику:
• однополые учебные заведения, пансионного типа, с воспитательным процессом, нацеленным на поддержание военных и духовно - нравственных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;
• однородный контингент с хорошей начальной подготовкой, так как при поступлении достаточно жесткий конкурсный отбор претендентов в пятый класс;
•для кадетских корпусов Дона - это в основном дети казаков из станиц со своеобразным менталитетом, особенностями характера и православного воспитания или дети, погибших во время военных действий военнослужащих: система воспитания и образования имеет свои особенности и отличия.
При решении задач по информатизации образования традиционная школьная методическая система обучения информатике, без учёта специфики учебного заведения (в данном случае специфики кадетских корпусов и суворовских училищ) является малоэффективной.
В настоящее время в российском образовании мы наблюдаем, что традиционное обучение и классно-урочная система не удовлетворяют целям, поставленным перед образованием. Средняя школа не обеспечивает достаточную подготовку школьников для поступления в вуз. Процесс обучения не работает на творческое развитие личности. С другой стороны, в средней школе активно идет разработка различных вариантов содержания образования, появляются новые педагогические технологии.
В связи с информатизацией образования администрация кадетского корпуса поставила задачу разработки концепции информатизации Донского кадетского корпуса на период 1996- 2006г.г. (Приложение 1), охватывающую учебный и воспитательный процесс в корпусе. При решении поставленной задачи возникла необходимость в развитии и уточнении существующей методической системы обучения информатики с учетом специфики данного учебного заведения и парадигмы современного образования.
Все это и определило актуальность работы, посвященной исследованию научной проблемы, состоящей в разрешении противоречия между необходимостью подготовки воспитанника кадетского корпуса и суворовского училища, обладающего необходимой информационной культурой для использования информационных и компьютерных технологий при обучении информатике и другим предметам, повышения эффективности обучения на основе использования средств информационных технологий и традиционно сложившейся инерционной методической системой обучения школьника. Т.е. возникла необходимость адаптации существующей методики к условиям обучения в закрытом среднем военном учебном заведении и дальнейшее ее развитие.
Объект исследования - подготовка воспитанников кадетских корпусов п суворовских училищ по информатике в системе многоуровневого военного образования в условиях информатизации общества.
Предмет исследования - система использования средств и методов компьютерных и информационных технологий при обучении информатике в средних военных учебных заведениях.
Цель исследования состоит в разработке научно- обоснованной, дидактически эффективной методики обучения информатике в средних военных учебных заведениях, позволяющей эффективно реализовать образовательный стандарт в условиях информационного общества.
Проблема и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:
• создание теоретической модели, характеризующей уровень информационной культуры воспитанника кадетского корпуса и суворовского училища в условиях информационного общества;
• исследование влияния информатизации общества на методическую систему обучения информатики и другим школьным дисциплинам;
• разработка теоретической и практической моделей обучения информатики на основе использования информационных и компьютерных технологий для кадетских корпусов и суворовских училищ:
• исследование: сравнение и анализ организационно-педагогических, методических и дидактических вопросов использования традиционной методики и предложенной МСО информатике.
Гипотеза исследования состоит в том, что реализация разработанной методической системы обучения информатике воспитанникам кадетских корпусов и суворовских училищ позволит: сформировать информационную культуру, необходимую для использования информационных технологий в будущем, в качестве курсантов военных училищ (институтов) и студентов вузов, а также в профессиональной деятельности;
• повысить качество преподавания информатики и непрерывность информационной подготовки кадета с учетом системы дополнительного образования;
• повысить качество знаний по информатике и другим предметам.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана методическая система обучения информатике для воспитанников кадетских корпусов и суворовских училищ, позволяющая:
• сформировать информационную культуру кадета в будущем курсанта военного училища (военного института);
• эффективно использовать информационные и компьютерные технологии при обучении информатике и другим дисциплинам;
• считать, что довузовская подготовка в кадетских корпусах и суворовских училищах может и должна рассматриваться как неотъемлемая составная часть современной системы непрерывной, поэтапной подготовки офицерских кадров.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что разработаны теоретическая и практическая модели обучения информатике на основе использования компьютерных и информационных технологий для кадетских корпусов и суворовских училищ.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что они могут служить основой для реализации:
• методической системы обучения информатике воспитанников кадетских корпусов и суворовских училищ, формирования их информационной культуры, позволяющей эффективно использовать информационные и компьютерные технологии в обучении и дальнейшей профессиональной военной деятельности;
• практической модели обучения информатики и другим школьным дисциплинам.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются использованием математических методов при моделировании методической системы обучения, метода групповых экспертных оценок при оценке качества педагогических программных средств и методик, системного подхода как методологического основания исследования и теорией как методическим инструментарием, сочетанием качественного и количественного анализа результатов опытно - экспериментальной работы.
Методы исследования. Для решения задач исследования использовались следующие методы: анализ научной литературы, связанной с информатизацией общества и образования, влиянием информатизации общества на методическую систему обучения информатики и общеобразовательным предметам в школе, методы системного анализа для оценки потенциальной эффективности внутри предметных и меж- предметных связей по содержанию предметов в области информатики и других школьных дисциплин, математические методы, основанные на математической статистике, теории вероятности для оценки качества и эффективности результатов работы по исследуемой методике, методы моделирования педагогических процессов при построении модели методической системы обучения информатике, обеспечивающей формирование информационной культуры кадет; анализ и обобщение опыта экспериментальной работы.
Опытно - экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в Донском Императора Александра III кадетском корпусе. Исследованием были охвачены преподаватели, офицеры и кадеты всего около 500 человек.
Апробация работы и внедрение результатов. Они получили отражение в авторской программе, напечатанной в сборнике нормативно- методических материалов Министерства образования Ростовской области и учебных пособиях для кадетского корпуса. Основные результаты исследования неоднократно обсуждались на кафедре математики и информатики ДКК и отражены в материалах статей в печати. Результаты исследования внедрены в учебный процесс не только кадетского корпуса, но и корпусов Красноярского края и Московской области.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 127 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz