Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:01
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Медицинская организация как субъект гражданского права: особенности лицензирования и аккредитации медицинской деятельности. бесплатно
09:14
Скачать Медицинская организация как субъект гражданского права: особенности лицензирования и аккредитации медицинской деятельности. бесплатно
Медицинская организация как субъект гражданского права: особенности лицензирования и аккредитации медицинской деятельности

Диссертация

Автор: Акимцева, Галина Васильевна

Название: Медицинская организация как субъект гражданского права: особенности лицензирования и аккредитации медицинской деятельности

Справка: Акимцева, Галина Васильевна. Медицинская организация как субъект гражданского права: особенности лицензирования и аккредитации медицинской деятельности : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.03 Волгоград, 2004 196 c. : 61 05-12/360

Объем: 196 стр.

Информация: Волгоград, 2004


Содержание:

ГЛАВА41 Юридическая личность медицинской организации
11 Понятие и теории юридического лица, его виды, общие признаки
12 Правоспособность юридического лица >
13 Понятие и организационно-правовые формы медицинской организации
14 Номенклатура учреждений здравоохранения
ГЛАВА 2 Лицензирование как способ определения объема правоспособности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
21 Лицензирование: основные понятия
22 Правовая природа института лицензирования
23 Отечественный и зарубежный опыт
ГЛАВА 3 Лицензирование медицинской деятельности как необходимое условие возникновения медицинской организации и определения объема ее правоспособности
31 Значение и порядок лицензирования медицинской деятельности
32 Соотношение действующего законодательства в сфере лицензирования медицинской деятельности и правоприменительной практики
ГЛАВА 4 Понятие- аккредитации и ее влияние на» деятельность медицинской организации
41 Понятие, значение и порядок аккредитации в здравоохранении
42 Отечественный, территориальный и зарубежный опыт

Введение:

Актуальность темы
Из всех благ, которые есть у человека, самыми ценными являются жизнь и здоровье. Охрана этих благ определена Конституцией Российской Федерации как высшая цель государства. Четкая, разумная государственная политика в области охраны здоровья является объективной необходимостью при складывающейся демографической ситуации в стране, когда на протяжении ряда последних лет имеет место очень быстрая естественная убыль населения. В этих условиях существенно возросла роль здравоохранения и, соответственно - медицинских организаций.
В связи с периодом экономических реформ сформировались предпосылки для развития медицинских организаций разных форм собственности вместо одной — государственного учреждения, существовавшей в период советской власти.
Система здравоохранения Российской Федерации в настоящее время складывается из государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Обеспечение надлежащего порядка на рынке медицинских услуг, когда появляются элементы рыночных отношений между пациентами и оказывающей медицинские услуги организацией, требует формирования и укрепления в условиях происходящего реформирования здравоохранения системы ее надлежащего правового регулирования. В связи с этим возникает необходимость сформулировать понятие медицинской организации как субъекта гражданского права, включая и отношения по лицензированию и аккредитации медицинской деятельности, ее организационно — правовых форм и места в системе гражданско — правовых отношений по оказанию -получению медицинских услуг.
Всемирная организация здравоохранения в 1991 году в докладе «Задачи по достижению здоровья для всех» определила следующую цель: «К 2000 году все государства — члены ВОЗ должны иметь соответствующие структуры и механизмы для обеспечения непрерывного повышения качества медико-санитарной помощи». Лицензирование и аккредитация медицинской деятельности не являются самоцелью, а призваны обеспечить защиту интересов населения при формировании рынка медицинских услуг, повышение качества медицинской помощи, являются важными механизмами управления системой оказания медицинской помощи (Овчаров 1* В.К.,Марченко А.Г.,1991; Остапюк С.Ф., Мартынов B.JL, Потапова К.П., 1992; Линденбратен А.Л., Шевченко С.Е.,1995; Преображенская B.C., 1996,1997,1998; Стародубов В.И., 1997,1998; Еругина М.В. 2000).
В связи с вышеизложенным исследование правового положения указанных структур является насущно необходимым для российской правовой науки. В то же время вопросам юридической личности медицинских организаций до сих пор не уделялось должного внимания со стороны ученых - цивилистов. Это определило актуальность темы, избранной автором в качестве предмета своего диссертационного исследования.
Цель исследования
Изучение правового статуса медицинской организации как субъекта гражданского права, включая отношения по лицензированию медицинской деятельности и ее аккредитации.
Задачи исследования
1. Исследовать юридическую личность медицинской организации как субъекта гражданского права.
2. Исследовать правовую природу и порядок лицензирования и аккредитации как способа определения объема правоспособности участников гражданских правоотношений.
3. Исследовать порядок лицензирования медицинской деятельности как необходимого условия возникновения медицинской организации и его влияния на объем правоспособности последней.
4. Проанализировать правоприменительную практику и ее соотношение с действующим законодательством, регулирующим отношения при создании медицинских организаций.
5. Исследовать влияние аккредитации на деятельность медицинской организации.
6. Выработать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения, возникающие при создании, лицензировании и аккредитации деятельности медицинских организаций, в том числе обосновать предложения о внесении дополнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», в проект Федерального закона «О здравоохранении», в постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» нормами, направленными на повышение качества медицинской помощи.
Объект исследования
Общественные отношения, возникающие при создании, лицензировании и аккредитации медицинских организаций.
Предмет исследования
Законодательство о статусе медицинских организаций и практика его применения на территории Волгоградской области.
Методологические и теоретические основы исследования
При проведении данного научного исследования применялись современные методы научного познания: диалектический, нормативно-логический, исторический, сравнительный, синтетический, аналитический, системный и другие.
Теоретические основы исследования.
В работе над диссертацией автор опирался на труды ученых-юристов и ученых-медиков таких, как Агапов В.В., Алехин А.П., Бердичевский Ф.Ю., Братусь С.Н., Венедиктов А.В., Воробьев П.А., Галиулин А.Н., Генкин Д.М., Герасименко Н.Ф., Грибанов В.П., Долинская В.В., Донабедиан А., Елисеев И.З., Иоффе О.С., Калпин А.Г., Козлов Ю.М., Комаров Ю.М., Красавчиков О.А., Кудашкин В.В., Лаптев В.В., Масляев А.И., Олейник О.М., Преображенская B.C., Сергеев А.П., Сергеев Ю.Д., Стародубов В.Й., Суханов А.И., Суханов Е.А., Тархов В.А., Толстой Ю.К., Филиппов П.М., Цирульников В.Н., Цихотская А.И., Цыбуленко З.И. Щепин О.П., Явич Л.С., Якимов О.С., Ямалеев Р.Г., а также на журнальные статьи, зарубежные источники о правовом статусе медицинских организаций, их лицензировании и аккредитации, переведенные на русский язык; материалы диссертаций Еругиной М.В., Милынина Ю.Н., Шевченко С.Е., архив Арбитражного суда Волгоградской области.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации, нормативные акты Волгоградской области.
Автором собран и проанализирован материал о видах медицинских организаций, об организации работы по лицензированию медицинской деятельности и аккредитации медицинских организаций на территории Волгоградской области.
Степень научной разработанности темы
Настоящая диссертация является первым монографическим исследованием по определению медицинской организации как субъекта гражданского права и отношений по лицензированию медицинской деятельности, аккредитации в здравоохранении. В настоящее время отсутствуют научные работы монографического характера других авторов, посвященные этой тематике. Диссертант касается и иных вопросов, тесно связанных с заявленной темой, в частности роли правового регулирования предпринимательской деятельности в здравоохранении.
Научная новизна
Научная новизна данного исследования определяется тем, что впервые исследована юридическая личность медицинской организации, ее правоспособность и зависимость от лицензии на медицинскую деятельность, а также сертификата аккредитации.
Исследовано влияние мероприятий по лицензированию, аккредитации на деятельность медицинской организации, формирование и функционирование рынка медицинских услуг.
Сформулировано понятие медицинской организации как субъекта гражданского права, включая отношения по лицензированию медицинской деятельности.
Изучена правоприменительная практика по спорам, связанным с созданием и деятельностью медицинских организаций на территории Волгоградской области, а также соотношение законодательства федерального и регионального в регулировании отношений в сфере здравоохранения.
Исследована роль правового регулирования предпринимательской деятельности в указанной сфере.
Научная новизна проведенного диссертационного исследования нашла отражение в следующих научных положениях, выносимых на защиту:
1. Автором предлагается формулировка понятия «медицинская организация» в следующей редакции: медицинская организация — это юридическое лицо либо структурное подразделение юридического лица, осуществляющие медицинскую деятельность на основании лицензии и в соответствии с законодательством, регулирующим оказание медицинских услуг.
2. Медицинской организации свойственны общепринятые в юридической науке существенные и индивидуализирующие признаки юридического лица. Ее специфическим признаком, по мнению автора, является необходимость получения лицензии на медицинскую деятельность. Лицензирование медицинской деятельности является необходимым условием возникновения и функционирования медицинской организации.
3. Автором предлагаются следующие элементы организационного единства медицинской организации:
• наличие в качестве цели образования и функционирования оказание медицинской помощи населению;
• наличие четкой внутренней структуры организации, ее функциональной дифференциации в виде соответствующих подразделений, предназначенных для выполнения своих функций, четкой регламентации отношений между ними;
• наличие компетентных органов управления в организации и осуществлении медицинской деятельности.
4. Автор полагает, что лицензирование является способом определения объема правоспособности медицинской организации, направлено на обеспечение надлежащего становления и функционирования рынка медицинских услуг и ограничивает проникновение на него недобросовестных предпринимателей.
5. Общегражданская правоспособность медицинской организации возникает с момента ее государственной регистрации, а правоспособность в сфере оказания медицинских услуг - с момента получения лицензии на медицинскую деятельность.
6. Аккредитация медицинской организации - это определение ее соответствия, установленным профессиональным стандартам и это такое свойство медицинской организации, которое, по мнению автора, гарантирует качественное оказание ею медицинских услуг. Аккредитация дает ей право оказывать медицинские услуги в системе медицинского страхования, а также платные услуги населению, и ограничивает проникновение на рынок недоброкачественных медицинских услуг.
7. Автор полагает, что поскольку лицензирование медицинских организаций определенным образом влияет на формирование рынка медицинских услуг, то в принятии решения о предоставлении и отзыве лицензий на медицинскую деятельность должны принимать участие не только представители корпоративных интересов медицинского сообщества, но и представители потребителей медицинских услуг - пациентов, при условии создания таких организаций.
8. В связи с высокой степенью публичного интереса к условиям и результатам деятельности медицинских организаций автором предлагается проводить проверку соответствия соискателя лицензии на медицинскую деятельность лицензионным требованиям и условиям во всех случаях лицензирования медицинской организации. Решение о предоставлении лицензии должно базироваться на результатах этой проверки.
9. Автором вносятся предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения при лицензировании медицинской деятельности, целью которых является повышение качества медицинской помощи:
9. 1. Внести дополнения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
9.1.1. в статье 5 «Определение полномочий Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования» абзац 2 «утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности» продолжить в следующей редакции: «предусмотрев порядок предоставления, приостановления и аннулирования лицензий на взаимосвязанные виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем»;
9.1.2. в статье 8 «Срок действия лицензии» абзац 1 «Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата» продолжить в следующей редакции «Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности могут быть предусмотрены основания продления срока действия лицензии в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии». Абзац 2 исключить;
9.1.3. в статье 13 «Приостановление действия лицензий и аннулирование лицензий»:
• в абзаце 2 пункта 1 исключить слова «В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии»;
• пункт 3 изложить в следующей редакции «Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии; в случае, если в течение шести месяцев не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии и в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию Российской Федерации. После аннулирования лицензии юридическое лицо и индивидуальный предприниматель не могут в течение 3 лет заниматься деятельностью, лицензия на которую аннулирована»;
• пункт 4 изложить в следующей редакции «Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может устанавливаться перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий, дающих основание для приостановления действия лицензии и аннулирования лицензии»;
• в пункте 5 исключить слова «или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд».
9.2. Внести следующие дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года № 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»:
9.2.1. пункт 4 дополнить словами: ж) по итогам года сдача статистического отчета о медицинской деятельности в территориальное учреждение медицинской статистики;
9.2.2. пункт 5 дополнить словами: ж) заключение органов государственного пожарного надзора о соответствии объектов лицензирования требованиям противопожарной безопасности; з) заключение имеющих соответствующую лицензию предприятий о техническом состоянии медицинского оборудования; и) заключение органа надзора и контроля о состоянии техники безопасности;
9.2.3. пункт 7 изложить в следующей редакции: «Лицензирующий орган при проведении лицензирования обязан провести проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям»;
9.2.4 пункт 12, абзац 3 изложить в следующей редакции: «плановая проверка соответствия медицинской деятельности лицензионным требованиям и условиям в отношении индивидуальных предпринимателей и коммерческих медицинских организаций проводится не реже одного раза в год;
9.2.5. пункт 9 продолжить словами: « срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии в случае, если в период действия лицензии при проверках лицензирующим органом не выявлялись нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, не выявлялись нарушения санитарно-противоэпидемического режима (при условии соблюдения графика производственного контроля), отсутствовали обоснованные жалобы пациентов и удовлетворенные судебные иски, связанные с ненадлежащим оказанием медицинской помощи;
9.2.6. пункт 16 изложить в следующей редакции: «установить следующие основания для аннулирования лицензии на медицинскую деятельность:
• несоблюдение норм и правил, обеспечивающих в процессе оказания медицинских услуг инфекционную безопасность в отношении заражения вирусными гепатитами и ВИЧ- инфекцией;
• применение в медицинской практике неутвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации технологий, приведших к инвалидизации и (или) смерти пациента;
• такие показатели деятельности медицинской организации, как больничная летальность, первичный выход на инвалидность и другие существенно превышающие аналогичные показатели в среднем по Российской Федерации и (или) территории»; пункт 16 считать пунктом 17; пункт 17 считать пунктом 18.
9. 3. Внести в проект Федерального закона «О здравоохранении» следующие дополнения, регулирующие:
9.3.1. порядок получения сертификата специалиста;
9.3.2. порядок лицензирования и аккредитации медицинской деятельности, обеспечивающий эффективный государственный надзор за предпринимательской деятельностью в здравоохранении и направленный на повышение качества оказания медицинской помощи населению.
Практическая значимость и внедрение результатов исследования
Материалы, подготовленные в ходе настоящего исследования, легли в основу постановлений Главы Администрации Волгоградской области от 26 декабря 2000г. № 977 «О лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности, аккредитации юридических и физических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Волгоградской области» и от 18 апреля 2003г. № 299 «О лицензировании и аккредитации в сфере здравоохранения Волгоградской области», приказов председателя Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области по вопросам лицензирования медицинской деятельности. Предлагаемая автором исследования организационная модель процедуры лицензирования медицинской деятельности апробирована и внедрена на территории Волгоградской области.
Основные теоретические и практические положения диссертации изложены в публикациях, в том числе в журнале «Медицинское право» (№2 2003г. и №3 2004г.), в сборнике научных трудов 1 Всероссийского съезда (национального конгресса) по медицинскому праву (Москва, 25-27 июня 2003г.).
Содержащиеся в диссертационной работе положения и выводы могут быть использованы специалистами, занимающимися теорией и практикой лицензирования и аккредитации медицинской деятельности, а также в судебной практике применения гражданского законодательства при спорах, связанных с отношениями сторон в указанной сфере.
Результаты настоящего исследования используются при преподавании курсов гражданского права на юридическом факультете Волгоградского государственного университета, в Волгоградском юридическом институте, на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения факультета последипломного образования Волгоградского государственного медицинского университета, на кафедре медицинского права Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, на образовательных семинарах для врачей в рамках национальной ассоциации медицинского права, а также при подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по созданию медицинских организаций, лицензировании и аккредитации медицинской деятельности на территории Волгоградской области; постановлений Главы Администрации области, приказов председателя Комитета по здравоохранению Администрации области.
Апробация результатов работы
Практическую апробацию положения диссертации получили на 1 Всероссийском съезде (национальном конгрессе) по медицинскому праву (Москва, 25-27 июня 2003 г.), на семинаре - курсе по теме «Правовые основы и проблемы современного здравоохранения и медицинского страхования. Ответственность медицинских работников за ненадлежащее врачевание» (Москва, 15-19 декабря 2003 г.), а также на кафедре гражданского права и процесса Волгоградского государственного университета. Основные положения и выводы диссертации использованы автором в судебной практике, изложены в опубликованных статьях.
Структура работы
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, четырех глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов, литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 186 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz