Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:01
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Культурно-антропологические основания исторического сознания личности : в контексте диалогического подхода. Бурыкина, Надежда бесплатно
10:08
Скачать Культурно-антропологические основания исторического сознания личности : в контексте диалогического подхода. Бурыкина, Надежда бесплатно
Культурно-антропологические основания исторического сознания личности : в контексте диалогического подхода

Диссертация

Автор: Бурыкина, Надежда Бояновна

Название: Культурно-антропологические основания исторического сознания личности : в контексте диалогического подхода

Справка: Бурыкина, Надежда Бояновна. Культурно-антропологические основания исторического сознания личности : в контексте диалогического подхода : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13 Владивосток, 2006 195 c. : 61 07-9/116

Объем: 195 стр.

Информация: Владивосток, 2006


Содержание:

Введение ГлЛИстория как культура и проблема исторического сознания
11 История как духовная действительность общества и проблема исторического сознания
12 Культура как диалог (в контексте идей ММ Бахтина BC Библера) Гл
2 Антропологические основания исторического сознания личности
21Основные этапы и парадигмы в формировании и развитии исторического сознания (филогенетический аспект)
211Становление человека как личности (от античности к Просвещению),86 2,1,2, "Ироб,1ема человека" в культуре XIX- ХХвв (от романтизма к постмодернизму) 2,2, Историческое сознание и социализация личности (диалогический подход)
Заключение
Библиография 19 1S

Введение:

Актуальность сознания, исследования. из Смысловая напряженность вопросов для современной философии исходящая центральной антропологической тематики, вызвана проблемой сохранения целостности человека, его связи с миром, возвращения человека в философском плане к своей подлинности. Усиление внимания исследователей к проблеме человека и его мировосприятия обусловлено широким диапазоном причип от "бегства человека от себя" до разрушения единства человека и мира. Современные тенденции, доминирующие в обществе, утверждают исследователей, как российских, так и зарубежных, в том, что ""человек сам cmai для себя проблемой" (М.Шелер). Философы отмечают, что события XX века были вызваны сложнейшими процессами, которые привели к подлинной метаморфозе, случившейся с человеком: "Мы были народом, а стали массой" (А. Камю). В работах Кафки человечность представлена без личностности, продемонстрирована бессмысленность всего внеиндивидуального. Человекмасса, как называют философы современного человека, не способен понять принципы, на которых держится цивилизация, отмечают интеллектуальную В результате свою герметичную непроницаемость его души (Х.Ортега-и-Гассет). возникшего чувства ресснтимента человек начинает осознавать угцербность в качестве достоинства (М.Шелер). Речь идет о том, что человек эпохи компьютеров, видеоэлектроники, потребительского изобилия И "мировой деревпи" живет как бы в трансе, как бы под своеобразным гипнозом. Он не является уже прежним человеком, который .\юг рассчитывать на свободу воли и на нахождение какой-то истины о реальном мире будь она религиозной, научной или просто обывательской. Философы, занимающиеся антропологической тематикой, заговорили о "хаотическом сознании", об утрате смыслового центра и фундамента мышления и сознания, об исчезновении с горизонтов современной культуры самой проблемы цеп1юсти и истины (Лиотар, Бодрийар). В эпоху воцарения гуманизма, антропоцентризма и рационализма, в современную эпо.ху.происходит массовое организованное избавление "правильного" обшества от людей, чуждых идеалам этого общества (М. Фуко). Антропологический кризис, сумма репрессивности в обществе не ослабевают. В начале XX века преобладала уверенность в том, что человек вскоре сумеет своим умом, освобожденным от мрака невежества и достигшим небывалых высот, обеспечить благополучие для всех и повести людей в светлое будущее. В конце XX столетия культура Запада ставит вопрос о тоталитарном человеке и тоталитарном обществе, об отказе личности от себя и о превращении ее в двуногое существо толпы или в повелителя этой толпы. Причины данного явления нужно видеть в отказе человека от собственного сознания (Г.Маркузе). Изложенные выше выводы, отрефлексированные философией XX века, утверждают нас в том, что причины катастрофы надо искать не в отказе от разума, а в появлении особого типа разумности. В связи с этим актуальным становится исследование исторического сознания как феномена, являющегося возможной составляющей возвращения человека к себе, гуманизации онтологических условий личности в XXI веке. Стенень разработанности темы. Проблема человека и его истории, осознания им своего проблем прошлого и относится к числу целого традиционных философского философских составляет предмет направления философии истории. Однако само понятие "историческое сознание" в отечественной литературе появилось лишь в 1969 году (в одной из работ известного российского философа и социолога Ю.А. Левады). С этого времени термин широко вошел в философский обиход. Проблемы исторического осмысления бытия в своем творчестве затрагивали широкий круг зарубежных и отечественных философов истории. Данная тема рассматривается в диссертационных исследованиях, прозвучала на научно- Чистаиов, М. Н. Генезис исторического сознания как проблема социальной философии.- [Текст]: диссертация на соиск. учен. степ. канд. фил. наук.-2001; Мелешкин, В. В. Роль средств массовой коммуникации в формировании исторического сознания взрослых: (социально- педагогический аспект).[Текст]: диссертация на соиск. учен. степ. канд. фил. наук.- СПб, 1994; Каменская, Р. А. Историческое сознание.- [Текст]: диссертация на соиск. учен. степ. канд. фил. наук.- Волгоград, 1999.практических конференциях/ раскрывается механизм формирования исторического сознания. Вместе с тем, само понятие "историческое сознание" освещается обычно лишь в одном из возможных аспектов: в связи с формированием национальной культуры, этнических традиций, патриотизма. Историческое сознание приписывается группам людей, обществу. Далеко недостаточно этот вопрос увязывается с проблемами развития цивилизации и социализации личности. Проблема исторического сознания требует анализа в контексте разных исследовательских перспектив. Эти направления исследования можно распределить в соответствии со cлeдyющинI аспектами рассматриваемой проблематики: 1. анализ формирования и развития исторического сознания в рамках философии истории и исторического процесса; 2. гермеиевтический и диалогический подходы как теоретико-методологические сознания; 3. основы построения концепции исторического культурно- антропологические и историко-психологические основания реконструкции сознания личности в разные исторические эпохи (филогенетический аснект) и формирования и развития исторического сознания современной личности (онтогенетический аспект). Важное место в разработке концепции первого направления занимают работы, в которых прилагаются усилия по построению стройной философской теории развития истории, начиная с античности, с Платона и Фукидида, в средние века, в новое время. Исторический процесс в философии истории трактуется в разных вариантах: унитарно-стадиальный и плюрально-циклический, расширенная концепция всемирной истории как Николаев, А.В. Формирование исторического сознания в контексте изучения истории России.// Материалы научно-практической конференции: Россия: нрошлое, настоящее будущее: Санкт-Петербурге 16-19 декабря 1996 г. /отв. ред. М.С. Уваров.- СПБ.: издательство БГТУ, 1996. 125-127. Кондорсэ, Ж.А. Эскизные исторические картины прогресса человеческого разума. М.: Госсоиэкгиз, 1936ю- 266 с Ясперс, К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.- 525 с Трёльч, Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. Москва: Юрист, 1994. 690 с Тойнби. А. Постижение истории. М. Прогресс, 1996.- 608 с Сыров, В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории (От Бэкона к Шпенглеру).- Томск: ППТ "Курсив", 1997.- 395 с; Семенов. Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до нащих дней). М.: "Современные тетради", 2003.-776 с Савельева, И. М., Полетаев, А. В. Знание о прощлом: теория и история: В 2 т. Т. 1: Конструирование прощлого.- СПб.: Наука, 2003.- 632 с. Данилевский, П.Я. Россия и Европа. М.: Наука, 1991.; Тойнби, А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., С-Петербург: Професс и культура, 1996.- 477 с Шпенглер, О. Закат Европы: в 2-х т. Т. 1- 2. М.: Айрис-пресс, 2003.- 328 с.единого закономерного процесса. В последние годы за рубежом и в России активно развивается новое направление исторических исследований, в котором рассматриваются проблемы глобальной истории (У. Мак-Нил, В. Грин, А. Франк, И, Валлерстайн, Дж. Бентли и др-)В XX в. исторический подход был подкреплен исследованиями в области культурной антропологии. Кризис исторической науки в 20-х годах XX века вызвал к жизни историческую щколу "Анналы", труды представителей которой являются важной вехой в новороте ее к проблемам человека, открывают новый предмет исторической науки человеческое сознание. Вводится и разрабатывается новое понятие ментальность, менталитет, Концепщш исторического сознания как феномена истории культуры развита М.А. Баргом в книге, посвященной проблеме зарождения и развития исторической мыслиГее места в интеллектуальной истории стран Западпой Европы, начиная с античного времени и коичая эпохой Просвещения*. Сложившийся общий культурно-антропологический подход в последние годы получил развитие в трудах ряда современных кулы> рологов, в частности, в работах, анализирующих модели поведения личности". В конце XIX начале XX века философия истории ноставила вопрос о специфике научного метода в гуманитарных и социальных науках. Важной Семенов, Ю.И. Ук. соч.; Розов, Н.С. Философия н теория истории. Kii.l. Пролегомеиы.-М.: Логос, 2002. 656 с Пантин, В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. М Издательский дом "Новый век", 2003. 276 с. [электронный ресурс] /М.Блок.- М.. 1986.-режим Мак-Нил, У. Цивилизации и мировая система. Цивилизации. Выи. 2.- М.: Наука, 1993 2 3 с; Грнн, В.А. Периодизируя всемирную историю Время мира, вып.2, 2001.С. 133 148.; Wallerstein, Y.V-orld System analysis.The Second Phases//Revie\v, 1990, vol.13 -ЛУЗ. Блок, М. Короли-чудотворцы: Очерк нредставлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии.- М.: Яз. Рус. культуры, 1998.- T(j9 с; Блок. М. Феодальное общество. Т. I. Ч. 1. Кн. 2 (Условия жизни и духовная атмосфера); его же- Апология истории, или Ремесло историка. Изд. 2-е, доп. М., 1986, Февр, Л. Бои зв историю. М.: Наука, 1991.-5Т4 с Гофф, Ж. Ле. Цивилизация средневекового запада. М.: Прогресс-Академия, 1992.-356 с Гофф, Ж. Ле. Людовик IX Святой. М.: Ладомир, 2002.- 800 с Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и кашггализм 15-18 в.в. М.: Прогресс, 198б-1992.-тг.1-3.- 680 с Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культ\ра безмолвствующего больщинства.- М.: "Искусство", 1990.- 398 с его же: Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.; его же: Проблема менталыюстей в современной историографии Всеобщая история: дискуссии, новые иодходы. Вып. 1.-М., 1989. 75 89.; его же: Культура и общество средневековой Европы глазами современников.- М.: Искусство, 1989.- 366 с его же: Исторический синтез в щколе "Анналов". М.: Индрик, 1993. 282с.; его же: Категории средневековой культуры.- М.: Искусство, 1984.-350 с. Барг, М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984.-345 с его же: Эпохи и 1иеи: становления историзма.- М.: Мысль, 1987.-348 с. Ячин, Е. Человек в последователыюсти событий: жертвы, дара и обмена.- Владивосток: Дальнаука, 2001.279 с.вехой в разработке методологии гуманитарных наук было развитие герменевтики. Большую роль в ее развитии сыграли труды В. Дильтея и Х.Гадамера, а также работы о герменевтике как новой онтатогии М.Хайдеггера Сложились герменевтические школы: французская школа (Поль Рикер, Ж. Деррида, Р.Барт, Ж. Делез, М. Фуко"* и др.), англоамериканская традиция (Серль, Джеймсон, Рорти, отчасти У.Эко). В России нроблемами герменевтики занимался Г.Г. Шиет, ученик Гуссерля. Герменевтический подход как метод работы с историческим текстом помогает реконструировать исторический тин личности и ее сознания в ту или иную эпоху. Отмеченный выше историко-нсихологический подход, необходимый для достаточно глубокого философски целостного изучения нроблемы, сложился на основе возникшей в XX в. исторической психологии. В свою очередь появление последней как самостоятельной науки связано с формированием и распространением в обшественном и научном сознании гуманистического восприятия истории (французские психологи Л. Леви-Брюль, П. Жане: американские психоисторики Л. де Моз, Б. Мэзлиш, Дж. Ковел, Дж. Плэтт. Днльтен, В. Описательная психология. СПб.: "Алетейя", 1996.- 160 с Внндельбанд, В. Ф к7льтуры. Избранное: Пер. с нем. РАП. ИНИОН. Лаб. теории и истории К7льт>ры. М.: ИПИОг! 199-. 350 с Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре.//Культурология. XX век. Антолопи. М.: Республика, 1995.-С. 44-128. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.- М.: Прогресс, 1988.- 704 с. Хайдеггер, М. Время и бытие.: Ст. и выступления М.: Республика, 1993.- 447 с. ""Рикёр, П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.; Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум-Аса(1ет1а-Центр, 1995.- 416 с его же: Герменевтика и психоанализ. Ft.ипlя и вера. М., 1996.; его же: Герменевтика и метод социальных наук. Лекции http://philosophy.allru.net/pervo.html.; его же: Время и рассказ. Т. 1/ М.; СПб.: Университетская книг. 2000. 314 с.; Derrida, J. Dissemination. Тг. by B.Johnson. Chicago, 1981, Derrida, J. Dissemination. Tr. by В Johnson. Chicago, 1981, Deleuze, G., Guattari, F. A Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia. Tr. by Bfassumi. London, 1992.; Фуко, M. Слова и вetци. Археология гуманитарных наук. СПб.: "УниверситетскгЕ книга". 1994.-405 с. ECO,U. Semiotics and the Philosophy of Language. London, 1991. Eco U. Tlieory of semiotics. Blocmington. 1979.; Эко, У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна. "Философгя эпохи постмодерна". М.: Олимп, 1997.- 330 с. Шпет, Г.Г. История как проблема логики. Вильгельм Дильтей. 2 текста о Вильгельме Ди.ьтее. М.. "Гнозис", 1995. 5-136.; его же: История как проблема логики. Критические и методологические исследования. Материалы. В 2 частях Под ред. В.С.Мясникова.- М.: Памятники историческож .мысли. 2002.-1168 с. Ллойд, де Моз. Психоистория /пер. В.А. Шкуратова. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000.- 512 с.Э. Эриксон и др.; отечественные исследователи В.А. Шкуратов, К. Васильев*). Наиболее важен для анализа проблемы исторического сознания, на наш взгляд, диалогический в подход, который и позволяет осмыслить ее одновременно филогенетическом онтогенетическом аспектах. Сторонники диалоговой концепции (М. Бубер, Ф. Эбнер, Ж.-П. Сартр, М.М. Бахтин, B.C. Библер) рассматривают культуру и историю культ>ры как диалог. В последнее время наблюдается расширение круга фшюсофовдиалогистов (Н.Л. Васильев, К.Г. Исупов, Г.К. Косиков, Р. Лахман, Н. Папьков). Именно диалогический подход взят за основу данного диссертационного исследования. В целом в современной литературе в общих рамках философии истории, культурологии, философской антропологии и исторической психологии исследуются многие важные аспекты проблемы исторического сознания. Однако ряд существенных моментов в понимании содержания (в том числе, в трактовке самого понятия), процесса его формирования и развития остаются недостаточно разработанными и требуют дальнейшего осмысления. Учитывая, что достаточ1Ю полное философского и глубокое исследование проблемы исторического сознания невозможно в сравнительно узких рамках данной работы, диссертант сосредоточил основное внимание на теоретикометодологических подходах и основаниях его формирования и развития. При этом исходя из указанных выше положений истории как истории культуры и сознания автор (сознательно отвлекаясь от других подходов к истории) предполагает следующее: формирование и развитие исторического сознания современной личности, представляя собой процесс и результат освоения осознания (понимания, "проживания") исторического прошлого, духовных уста!ювок, парадигм, императивов сознания людей прошедших эпох. Шкуратов, В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1998. 505 с Васильев, К. Русский кдеал. Этюды по русской исторической этнопсихологии. Н. Новгород: НГЦ, 1996. 170 с. Бонецкая, И. Философия диалога М. Бахтина//Риторика. 1995. №2.-С. 20-58.; Пешков. И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка.- М.: "Лабиринт", 1996. 176 с.способствует преодолению отчуждения человека, его "одномерности", помогает ему стать полнокровной полноценной самоактуализиртощейся личностью. современной предполагает В данном ли«ности контексте проблема исторического аспект), таким логики сознания образом, процесса (онтогенетический анализа необходимость объективной духовного развития человечества (филогенетический аспект), что и является общим теоретико-методологическим основанием изучения исторического сознания личности. Отмеченные особенности исследования проблемы определили как название темы, так и предмет, цель, задачи и структуру диссертации. Объектом процесс как диссертационного духовная исследования является исторический исследования как действительность. содержаиие Предмет истории культурно-антронологическое ведущей составляющей исторического сознания. Цель исследования заключается в разработке основных положений концепции истории как культуры и ее роли в формировании и развитии исторического сознаиия личности. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач: Рассмотреть и систематизировать основные теоретико-методологические принципы анализа истории как духовного, культурного процесса; Раскрыть особенности герменевтического и диалогического похходов в понимании истории как культуры; Дать определение исторического сознания; Выявить культурно-антропологические основания и парадигмы исторического сознания и показать их изменение в историческом развитии; Определить место и роль личности. Теоретико-методологической являются важнейшие принципы и основой идеи, данного исследования в трудах Н.А. исторического сознания в социализации разработаиные представителей исторической школы "Анналов", А.Я. Гуревича, Бердяева, Ю.И. Семенова и др. по проблемам философии истории; В. Дильтея, X. Гадамера, П. Рикера по вопросам гермепевтики; Ф.Г. Мпхайлова и П.С. Гурсвича в области фплософской антропологии; в трудах М,М. Бахтипа, B.C. Бпблера по вопросам культуры и диалога; в работах Э. Фромма по вопросам социализации личности. В процессе исследования использованы методы: сравнительно-исторический, системный, метод социального моделирования. Научная новизна исследования: Развивается концепция истории как культуры, как сосредоточение всех установок, являющимцся важнейшими составляющими смыслов человеческого бытия исторический процесс показан как смена духовных исторических эпох; Выявляется связь диалогического и герменевтического подходов к истории; история рассматривается как текст, который может существовать только в диалогическом пересечении с другими историческими текстами, чтобы стать культурой; Дано авторское определение исторического сознания, выявлены его основания и обозначена взаимосвязь его культурно-антропологические филогенетического и онтогенетического аспектов; Определены место и роль исторического сознания в социализации Основные ноложения, выносимые на защиту: 1. 2. История как культура может быть понята на основе единства Основным содержанием истории как духовной действительности как диалогического и герменевтического подходов; смены духовных эпох (духовпых установок) является самосознание человека, его видение мира в отношениях: Я-Я, Я-Обществр, Я-память, Я-природа; 3. Формирование исторического сознания современной личности необходимо предполагает усвоение ("проживапие") исторического опыта духовпого развития человечества, что является важпейшим фактором ее социализации. личности.Научно-практическая значимость работы: выводы, к которым автор диссертационного исследования пришел, могут быть использованы при разработке философской аспектов концепции исторического проблем процесса, социализации антропологических личности. культурологии; Практическая значимость работы онределяется тем, что основные положения работы могут служить теоретическим и методологическим основанием в преподавании истории, кул1,турологии, философии в вузе и в Н1коле в старших классах. Апробация. Основные положения, содержащиеся в диссертации, нрошли апробацию в докладах автора на ряде научно-нрактических конференции, в чтении авторских курсов в ИУУ. Основные положения диссертационной работы изложены в статьях, опубликовапных в сборниках и научных журналах, в брошюрах, что составляет 168 с. (10,5 п.л.)

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 137 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz