Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:46
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 12 » Скачать Конкурентоспособность как фактор развития отраслевого рынка : На примере рынка легковых автомобилей России. Мазаев, Ансар бесплатно
22:22
Скачать Конкурентоспособность как фактор развития отраслевого рынка : На примере рынка легковых автомобилей России. Мазаев, Ансар бесплатно
Конкурентоспособность как фактор развития отраслевого рынка : На примере рынка легковых автомобилей России

Диссертация

Автор: Мазаев, Ансар Казбекович

Название: Конкурентоспособность как фактор развития отраслевого рынка : На примере рынка легковых автомобилей России

Справка: Мазаев, Ансар Казбекович. Конкурентоспособность как фактор развития отраслевого рынка : На примере рынка легковых автомобилей России : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 Москва, 2003 141 c. : 61 04-8/896-9

Объем: 141 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы конкурентоспособности
11 Конкурентоспособность как экономическая категория
12 Конкурентоспособность фирм на рынке
13 Оценка государственной политики в отношении национальной промышленности
Глава 2 Анализ рынка легковых автомобилей России
21 Структура рынка легковых автомобилей
России
22 Анализ проблем конкурентоспособности фирм на российском рынке легковых автомобилей
23 Тенденции развития мирового рынка легковых автомобилей
Глава 3 Формирование конкурентной среды на отраслевом рынке
31 Стратегия создания конкурентного преимущества фирм на отраслевом рынке
32 Условия формирования конкурентоспособности фирм на отраслевом рынке
33 Направления государственной политики в отношении отраслевого рынка1KJ

Введение:

Стимулирование и поддержка общих структурных сдвигов в сторону отраслей и видов экономической деятельности с высокой долей добавленной стоимостью, использующих современные технологии и квалифицированные кадры, является важным направлением экономической политики в условиях перехода к рынку. В этом смысле государственная политика влияет на формирование отраслевой структуры рынка и форм конкуренции на них. Ее результатом становится развитие конкретных отраслевых рыночных структур, включая интегрированные структуры.
В международных экономических отношениях на первое место выдвигается конкурентоспособность национальных производителей. Как известно, конкурентная среда и конкурентоспособность - важнейшие структурообразующие параметры рыночной экономики. Причем проблемы формирования и поддержки рыночной конкуренции не сводятся только лишь к регулированию числа субъектов хозяйствования в отрасли и доли рынка, занимаемой ими. Качественной компонентой конкурентной среды национальной экономики является отраслевая структура товарных рынков и динамика их развития.
Несмотря на теоретическую и практическую важность проблемы конкурентоспособности применительно к экономике России, она исследована недостаточно. Поэтому тема, избранная для диссертационного исследования имеет научную и практическую актуальность.
Актуальность избранной темы обусловлена также недостаточной теоретической изученностью некоторых аспектов данной проблемы.
Среди работ, посвященных проблеме конкурентоспособности российской экономики, выделяются публикации Завьялова П.С., в которых как средство активного воздействия на конкурентоспособность рассматривается промышленная политика государства; Корманова Ю., Куренкова Ю., посвященные вопросам ориентации экономики на конкурентоспособность. Изучению международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности посвящена работа Фокина С.
В работах Моисеевой Н.К., Анискина Ю.П. исследуются проблемы конкурентоспособности современных предприятий. Конкурентоспособность в аспекте внешнеэкономической деятельности предприятий анализируется в публикациях Синько В.И., Вольдера Б.С. В работе Огородниковой Ю.Г. исследуются вопросы конкурентоспособности фирмы. Теоретический анализ проблемы конкурентоспособности товара излагается в работе Светунькова С.Г.
Проблематика повышения конкурентоспособности продукции на рынке легковых автомобилей в отечественной экономической литературе разрабатывается сравнительно недавно. Значительная часть публикаций посвящена технико-экономическим аспектам проблемы. Так, в работе Кутенева В.Ф., Гируцкого О.И., Ипатова А.А. анализируются технико-экономические проблемы развития российского автомобилестроения; рассматривается роль государства при реализации стратегии развития отрасли.
Среди работ, посвященных анализу развития предприятий автомобилестроительной отрасли, выделяются работы Диденко Н.И., Самохвалова В.В., в которых рассматриваются проблемы внешнеэкономической деятельности отечественных производителей. В публикациях Урманова И.И., Фасхиева Х.А., Кузнецова Б.Л. рассматриваются вопросы инвестиционного климата на рынке легковых автомобилей, анализируются причины низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Публикации Сереженкина A.M. посвящены анализу путей реформирования российского автомобилестроения. Роль национальной автомобильной промышленности в экономике показана в публикациях Митина С.Г. В работе Губарева В.А. рассматриваются некоторые аспекты формирования промышленной политики в автомобилестроении России.
Вместе с тем, анализ проблемы формирования конкурентной структуры отраслевых рынков в экономике не получил адекватного отражения в отечественной экономической литературе. Актуальность темы исследования и недостаточная теоретическая разработанность обозначенного аспекта обусловили выбор тематики диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является выявление условий формирования конкурентоспособности фирм на отраслевом рынке и выработка рекомендаций для экономической политики в отношении отраслевых рынков.
В соответствии с общей целью диссертационной работы были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности;
• осуществить анализ проблемы конкурентоспособности фирм на отраслевом рынке;
• рассмотреть условия, формирующие конкурентоспособность фирм на отраслевом рынке;
• осуществить теоретическое исследование факторов, определяющих создание конкурентных преимуществ фирм на отраслевых рынках;
• определить направления государственной политики в отношении отраслевых рынков;
• сформулировать выводы и предложения, направленные на формирование конкурентной среды на отраслевом рынке.
Предметом исследования диссертационной работы является структура отраслевых рынков в экономике России и проблема формирования конкурентоспособности отечественных фирм.
Объектом исследования является рынок легковых автомобилей России, а также условия и факторы, определяющие конкурентоспособность продукции отечественных фирм на нем.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы российских и зарубежных специалистов, освещающие вопросы развития отраслевых рынков, современных проблем переходной экономики России, международной конкуренции, роли государства в обеспечении конкурентоспособности экономики в переходный период.
При изучении проблем промышленной политики России, а также роли государства в развитии национальной экономики автор опирался на работы таких отечественных экономистов, как Абалкин Л.И., Яременко Ю.В., Пороховский А. А., Дунаев Э.П., Шуркалин А.К., Колганов А.И., Кондрашева Т.К., Черковец О.В., Балацкий Е.В., Потапова А. В., Завьялов П.С.
Для анализа структуры отраслевого рынка послужили труды таких зарубежных авторов, как Шерер Ф.М., Росс Д., Хэй Д., Моррис Д., Стиглер Г., Вейцзекер С., Бэйн Д., Мэйсон Э., Чемберлин Э., Робинсон Д., а также работы российских ученых-специалистов по проблемам функционирования отраслевых рынков: Третьяка В.П., Авдашевой С.Б., Розановой Н.М., Вурос А.Д.
Основой исследования факторов, определяющих конкурентоспособность фирм на рынке, явились труды Портера М., заложившего, по существу, концептуальные основы международной конкуренции; а также Беста М., Синько В.И., Вольдера Б.С. и практические рекомендации российских специалистов, освещающих вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности фирм: Моисеевой Н.К., Анискина Ю.П., Фасхиева Х.А., Кузнецова Б.Л., Урманова И.И., Сереженкина A.M., Кутенева В.Ф., Гируцкого О.И., Ипатова А.А., Диденко Н.И., СамохваловаВ.В., Огородниковой Ю.Г.
Информационной базой для анализа служат статистические материалы Госкомстата РФ, данные российской периодики, материалы научных и научно-исследовательских конференций и семинаров; статистическая информация, содержащаяся в научных публикациях.
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие основные методы научного познания: структурно-функциональный анализ, методы анализа и синтеза, сравнений и аналогий, индукции и дедукции, метод экспертных оценок, исторический и логический методы, системный метод.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе комплексного анализа условий функционирования отраслевого рынка выявлены основные характеристики структуры рынка и факторы, формирующие конкурентоспособность фирм на рынке.
Научную новизну диссертации составляет то, что в ней:
• Определены и систематизированы условия функционирования отечественных фирм на рынке, которые препятствуют формированию их конкурентоспособности: монополизация рынка, низкая дифференциация продукции, узкая сфера конкуренции, отсутствие стратегических методов выставления барьеров «входа» на рынок, неэффективность менеджмента;
• Выявлены факторы, определяющие создание конкурентных преимуществ фирм, а именно: структура отраслевого рынка и позиция фирмы на нем. Показано, что эти факторы определяют выбор конкурентной стратегии фирм и, следовательно, могут влиять на роль государства в процессе формирования конкурентного преимущества отечественных фирм;
• Показано, что в целях повышения конкурентоспособности фирм на отраслевом рынке политика протекционизма может проводиться при соблюдении определенных условий, способствующих повышению продуктивности конкуренции между местными фирмами, а именно:
1)наличие эффективной конкуренции на внутреннем рынке;
2)наличие благоприятных национальных условий, способствующих формированию конкурентных преимуществ; 3)ограниченность во времени. В результате показана нецелесообразность повышения таможенных пошлин на ввозимую продукцию иностранных производителей на рынок легковых автомобилей;
• В результате анализа структуры рынка легковых автомобилей и проблем конкурентоспособности российских фирм выработана стратегия реформирования предприятий, которая включает два направления: 1) реформирование действующих производств и освоение выпуска комплектующих; 2) организация новых сборочных производств, в том числе с иностранными партнерами;
• Выработаны рекомендации для экономической политики в отношении отраслевых рынков: обеспечение и поощрение энергичной конкуренции на внутреннем рынке, в том числе стимулирование появления новых фирм, обеспечение умеренного давления со стороны иностранных конкурентов, проведение политики протекционизма с учетом национальных условий на внутреннем рынке; финансовая и институциональная поддержка развития науки и техники и внедрение их достижений в производство.
Практическая значимость исследования. В условиях нарастания международной конкуренции возникает необходимость выработать комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности продукции отечественных производителей. Вопросы, поднятые в диссертации, не полностью освещены в российских исследованиях и почти не представлены в отечественной литературе. В связи с этим, практическую значимость работы автор видит в том, что результаты и выводы данной работы, связанные с оценкой функционирования отечественного отраслевого рынка, могут быть использованы при определении экономической политики государства, нацеленной на формирование и поддержку рыночной конкуренции. Кроме того, материалы могут найти применение в практической деятельности предприятий, компаний, играющих значительную роль в экономике России, а также в учебном процессе курса «Экономика отраслевых рынков» в высших учебных заведениях.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 105 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz