Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:21
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Художественный мир Георга Бюхнера. Москвина, Екатерина Владимировна бесплатно
22:04
Скачать Художественный мир Георга Бюхнера. Москвина, Екатерина Владимировна бесплатно
Художественный мир Георга Бюхнера

Диссертация

Автор: Москвина, Екатерина Владимировна

Название: Художественный мир Георга Бюхнера

Справка: Москвина, Екатерина Владимировна. Художественный мир Георга Бюхнера : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.03 Москва, 2007 204 c. : 61 07-10/810

Объем: 204 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

Глава
I Категория «художественный мир» и ее аспекты
11 Постановка проблемы: теоретическое осмысление термина«художественный мир»
1 2 Культурно-исторический контекст художественного мира Георга Бюх-нера
1 3 Биографический контекст художественного мира Георга Бюхнера
Глава II, Основные элементы художественного мира Георга Бюхнера
21 Система экзистенциальных мотивов
211Мотивы одиночества, богооставленности и отчуждения
212Мотив пустоты
213Мотив самоубийства
214Мотиввины
22 Пространство и время художественного мира Георга Бюхнера
23 Метафора «мир-театр» в художественном мире Георга Бюхнера

Введение:

Данная работа посвящена исследованию художественного мира ГеоргаБюхнера, описанию его основных элементов'.В отечественном литературоведении творчество Георга Бюхнера малоисследовано. Ему посвящены статьи А.С. Дмитриева, А.К. Дживелегова,А.В. Карельского^ к трем изданиям писателя на русском языке. Авторы указанных работ уделяют особое внимание общественно-политической жизниБюхнера, его листовке «Гессенский сельский вестник» и драме «Смерть Дантона» на актуальную для советской критики тему революции. Из трех указанных предисловий работа А.В. Карельского наиболее обстоятельна. В нейученый акцентирует внимание на связи произведений Георга Бюхнера с романтической традицией, анализирует социально-исторический аспект драмы«Смерть Дантона», останавливается на истории создания комедии «Леоне иЛена» и ее пародийной доминанте. Наконец, рассматривает «Ленца» какпроизведение, в котором Бюхнер художественно низверг основные романтические ценности и идеалы, доказав их несостоятельность на примере судьбыЛенца. Также существуют две статьи об эстетических взглядах БюхнераА.Л. Дымшица и Ф.В. Цанн-Кай-Си^ Оба автора рассматривают эстетические взгляды Бюхнера как доказательство его принципиально нового для литературы 1830-х годов литературного метода — реализма. Основными доказательствами являются, во-первых, прогрессивная политическая деятельность автора, которая связывается с его литературным творчеством, вовторых, такими доказательствами служат высказывания самого Бюхнера вписьмах, а также так называемые Kunstgesprache (разговоры об искусстве),которые ведут герои бюхнеровских произведений. Авторы статей приписывают высказывания литературных персонажей Бюхнеру и выдают их за его' Терминологии посвящен первый параграф первой главы диссертации.^ Дживелегов А.К. Георг Бюхнер // Бюхнер Г. Избранное. М., 1935. Дмитриев А.С. Георг Бюхнер // БюхнерГ. Смерть Дантона. М., 1954. Карельский А.В. Георг Бюхнера // Бюхнер Г. Пьесы. Проза. Письма. М., 1972.^ Дымшиц А.Л. Эстетические взгляды Бюхнера // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка 1960.В книге Юлиума Баба' делается акцент на несколько иной сторонетворчества писателя. Для исследователя Бюхнер — прежде всего автор драмы «Войцек», то есть непосредственный предтеча экспрессионизма в немецкоязычной литературе.Другой ряд работ немецких исследователей объединяет общность биографического и культурно-исторического подхода к творчеству писателя.Это работы X. Майера, Й.-К. Хаусшильда, Э. Йохана, М. Бэзе, Р. Лоха,Г.-П. Кнаппа, Р. Поппе^. В этих работах дается в хронологической последовательности изложение основных событий в жизни писателя на фоне широкого общественно-политического контекста. Разговор о произведениях писателя, как правило, представляет собой аналитический пересказ, в которомакцент делается на идеологически важных аспектах. Как правило, авторыставят перед собой задачу описать причины выбора темы, процесс подготовительной работы с источниками и т.д., то есть акцентируют внимание именно на фактографической стороне творческого процесса. Иногда дается комментарий, в котором рассказывается о прототипах бюхнеровских героев, как' Bab J. Der Mensch auf der Buhne. Berlin, 1910.^ Mayer H. Georg BQchner und seine Zeit. Frankfurt, 1972. Poschmann H. Georg Biichner. Dichtung de Revolutionund Revolution der Dichtung. Brl., Weimar, 1983. Hauschild J. Ch. Georg Buchner. Hamberg, 1992. Joiiann E. Georg Buchner in Selbstzeugnissen und Dokumenten. Hamburg, 1958. Beese M. Georg Buchner. Leipzig, 1983. LochR. Georg BUchner. Das Leben eines FrOhvoilendeten. Berlin, 1988. Knapp, Gerhard P. Georg Buchner. Stuttgert,1984. Poppe, Reiner. Georg BUchner. Hoilfeld, 2001.это делает X. Майер в главе своей книги «Бюхнер и Ленд»: описывает фигуру Ленца через призму его отношений с И.В. Гёте и показывает, что моглопривлечь Бюхнера к фигуре Ленца'.В книге X. Пошмана биографический аспект занимает меньше места,чем у X. Майера, Й.-К. Хаусшильда, Э. Йохана и М, Бэзе, однако здесь доминирует интерпретация, связанная с узкой идеологической установкой, которая заставляет автора смотреть на драму «Смерть Дантона» с позиций игровой модели подражания исторической практике и освещения интересующихвопросов^. Автора интересует прежде всего социально-политический пластпьесы, ему важен изображенный в пьесе исторический период французскойреволюции и отраженные в ней противоречия. Он вписывает личность итворчество Бюхнера в революционную парадигму и ставит его на одну ступень с Г. Гейне и К. Гуцковым, как представителями революционной литературы. Говоря о Ленце, автор справедливо отмечает, что специфика повествования данного произведения в том, что автор играет перспективой: то характеризует внешнее пространство, то внутренний мир героя\ Также автор, хотя и не анализирует текст подробно, замечает, что основными чувствами дляБюхнера были страдание и сострадание, которые он и изображал. И причиныстрадания Бюхнер видел не в метафизике, а в реальной действительности,как в «Ленце», так и в «Войцеке»'*. Автор, опираясь на некоторые суждениядругих исследователей (X. Майера, К. Виётора, Й. Шредера) о месте комедии«Леоне и Лена» в творчестве Бюхнера, делает вывод, что ее нужно рассматривать как хитрую маскировку Бюхнера, который излагает в ней социальнуюпроблематику своего «Гессенского сельского вестника», но только на языкекoмeдии^ Говоря о «Войцеке», X. Пошман затрагивает прежде всего текстологические проблемы и проблемы структурирования тех отрывков, которыедо нас дошли. Он уделяет особое внимание проблеме морали в пьесе и с этой' Mayer Н. Georg BUchner und seine Zeit. Frankfurt, 1972. S. 257-263.^ Poschmann H. Georg BUchner. Dichtung de Revolution und Revolution der Dichtung. BrI., 1983. S. 91.'Ebd.,S.168.^Ebd.,S. 176.'Ebd.,S. 183-185.позиции рассматривает образ Марии и Войцека, а также социальной основедрамы, которая детерминирует характер главного персонажа.В книге Герхарда Баумана «Георг Бюхнер. Драматическое выражениемира»' чувствуется герменевтическая установка исследователя, что объясняет построение работы как комментирование сцен произведений Бюхнера.Соответственно книга распадается на четыре смысловых блока, каждый изкоторых посвящен одному из произведений Бюхнера («Смерть Дантона»,«Леоне и Лена», «Ленц», «Войцек»). Наиболее любопытным является заключение книги, где Бауман, делая выводы, дает перспективный обзор общностиэтих произведений, хотя нельзя сказать, что он учитывает все уровни текстаи их элементы.Также существует в немецком литературоведении целый ряд работ, посвященных одному или нескольким аспектам творчества писателя. Это работы Л. Бютнера, М.К. Абутилле, X. Фишера, Й. Сисса, А. Шмидта и др. В книге Л. Бютнера^ «Образ человека у Бюхнера» акцент делается собственно наобразах, встречающихся в творчестве Бюхнера. Однако подход к разбору образов сводится к содержательному пересказу, прояснению сути указанныхобразов, которые в данном случае не соотносятся ни с биографией, как этобыло в работах X. Майера, Й.-К. Хаусшильда и пр., ни с политической идеологией, как у X. Пощмана.Неожиданный поворот находит творчество Бюхнера в книгеА. Шмидта^. В работе затрагиваются вопросы подзаголовка драмы Бюхнера«Смерть Дантона» Драматические картины террора во Франции, от которого по просьбе Гуцкова вынужден был отказаться писатель. Исследовательвыводит три его основные функции: акцент на художественности формы,претензия на достоверность и щироту охвата действительности, указание наразрыв с традицией драматургии характеров. Другие аспекты работыА. Шмидта нам представляются несколько натянутыми и тяготеют скорее к' Baumann G. Georg BUchner. Die dramatische Ausdrilckwelt. GOttingen, 1961.^ BUttner L. BUchners Bild von Mensch. Numberg, 1967.' Schmidt A. Tropen den Kunst. Zur Bildlichkeit der Poetik bel Georg BQchner. Wien, 1991.культурологическому, а не литературоведческому анализу. Так, например,исследователь предлагает теорию Лессинга, высказанную в «Лаокооне»,применить к творчеству Бюхнера, при этом каких-либо аргументов в целесообразности подобного соотношения автор не приводит. Кроме того, анализпроизведений Бюхнера с позиций двух метафор «голова Медузы» и «статуяПигмалиона», на наш взгляд, приводит к явному искажению в интерпретациитекстов писателя. Также в работе уделяется внимание «технике монтажа»,как одному из основных приемов создания произведений Бюхнера, и метафоре автоматизма, которая в контексте романтической традиции интерпретируется как метафора бездушности.М.К. Абутилле рассматривает творчество Бюхнера в аспекте психолого-онтологическом, как он сам его обозначает, и выделяет две категории, определяющие отношения персонажей в произведениях писателя — страх ицинизм'. М.К. Абутилле включает творчество Бюхнера в парадигму экзистенциальной философии: непосредственно разговору о произведенияхпредшествует описание философских теорий Кьеркегора, Фрейда, Хайдеггера, Тиллиха. Однако автор оговаривает, что для Бюхнера вопросы личностного существования не являются собственно данью какой-либо теории: «Выявленная зависимость [человека, персонажа] от страха, отчаянья и цинизмаузнается в бюхнеровском поэтическом творчестве; тем не менее, она толькоуказывает на основную схему взаимоотношений. Она, при всех расхождениях, обозначается как объединяющее начало при интерпретации единичныхпроизведений и образов. Бюхнер же оформляет эту тему не на основе какойнибудь филологической или психологической теории, но на основе глубокого поэтического познания, которое не названо, но только в своем способе выражения может быть изображено и истолковано»^. Соответственно выбранному аспекту, М.К. Абутилле рассматривает убеждения самого Бюхнера (вразделе, посвященном его биографии) и его героев только с двух указанных' Abutille М.С. Angst und Zynismus bei Georg Biichner. Berlin, 1969.позиций. Однако автор все же рассматривает каждое произведение отдельно,не проводя параллелей, несмотря на то что узость избранного аспекта анализа могла бы этому способствовать.Диссертация Й. Сисса посвящена исследованию приема скрытого илиявного цитирования и функционированию заимствованных цитат в произведениях Бюхнера «Смерть Дантона» и «Леоне и Лена». Как нам представляется, первая часть диссертации удачнее второй. В ней автор рассматривает некоторые примеры игры слов в первой пьесе Бюхнера, направленной на актуализацию сразу двух смыслов, один из которых обращен в политическуюсферу, другой — в сферу сексуального. Во второй части, посвященной функционированию цитат в комедии Бюхнера, Й. Сисе непропорционально многовнимания уделяет анализу цитат в оригинальных текстах, позже использованных писателем. Создается не вполне корректный контекст для истолкования заимствований, тем более это заметно, когда речь идет о цитатах из«Гамлета»: исследователь интерпретирует цитату сначала в контексте произведения Шекспира, а затем, не учитывая ее функциональной нагрузки в комедийном жанре, пытается ее интерпретировать в «Леонсе и Лене», оставаясь на позициях «серьезного», содержательного аспекта. Это заставляет исследователя приходить к выводам о первостепенности социальных отношений персонажей в комедии, что несколько противоречит, во-первых, комедийной традиции, которой следует Бюхнер, во-вторых, форме воплощенияподобных отношений.Другой угол зрения находим в диссертации Хайнца Фишера «Апатия ипейзаж в драмах Георга Бюхнера»'. Автор очень широко определяет слово«пейзаж» (die Landschaft): от местности до «пейзажа души», то есть каквнешнюю и внутреннюю картину мира. X. Фишер описывает в своей работекартину мира отдельного персонажа, указывая на совпадения и различияэтих «картин». Также в диссертации разбирается внешний пейзаж: сюда вошли такие аспекты как театральные эффекты пейзажа, одним из которых в' Fischer Н. Acedia und Landschaft in den Dramen Georg Biichner. Miinchen, 1958.частности он называет реплику Войцека, которая является переложением иреминисценцией библейского эпизода пожара Содома и Гоморры; географияландшафта (имена, упоминания о воде, лесе, животных); образы неба, времена года, цвета, звуки, температура и т.д. Вывод, к которому приходит исследователь, сводится к тому, что пейзаж (die Landschaft) в «Смерти Дантона»выражает внутренний мир персонажей, в «Леонсе и Лене» — ближе к действительности, в «Войцеке» — графический и резко очерченный, «божественно-апокалиптичный и все же в высшей степени связанный с явлениями действительности»'.Немалое количество монографий и статей посвящено отдельным произведениям Бюхнера и их аспектам.Среди наиболее интересных и обстоятельных работ нужно называтьработу А. Бермана и Й. Вольлебена1 В исследовании проводятся детальныепортреты исторических деятелей, которые становятся персонажами пьесыБюхнера, историческая ситуация, а также рассматривается связь драмы с основными источниками, которыми пользуется писатель, и соответственно затрагивается вопрос о функционировании данного материала. Авторы делаютвывод о том, что даже цитированный материал становится знаком «двойногоречевого действия», направленного на две сферы — политическую и частную: «Ни в одной сцене драмы нет ничего cлyчaйнoгo»^ Нрежде чем приступить к анализу сцен, авторы книги затрагивают общие вопросы жанра,подзаголовка, афиши и обозначений в ней действующих лиц, связи сцен драмы. Кроме того, дается подробный разбор социального конфликта и противопоставления в драме разных социальных групп, даже непосредственно неучаствующих в конфликте; уделяется внимание форме драмы и разведенияклассической (закрытой) и открытой драмы, которая становится определяющей для литературы XX века. Наконец, описываются три мотива драмы:смерть, секс, театр.' Fischer Н. Acedia und Landschaft in den Dramen Georg Buchner. MUnchen, 1958. S. 129-130.^ Behrmann A., Wohlleben J. BUchner: Dantons Tod. Eine Dramenanalyse. Stuttgart, 1980.'Ebd.,S.49.10М. Фогес' рассматривает драму Бюхнера «Смерть Дантона» с социально-исторической точки зрения, под влиянием марксистской идеологии. Он восновном уделяет внимание проблемам, решаемым самой Французской революцией, например: классовое противостояние бедных и богатых, политическая некомпетентность Робеспьера, который вместо решения проблем пытается их нейтрализовать. Автор также считает, что обрашение к исторической тематике обусловлено актуальностью революционных взглядов эпохи, втом числе политических столкновений в 1830-е годы в Германии.М. Фогес не подвергает сомнению метод Бюхнера, который определяеткак «реализм», хотя не разъясняет свое понимание этого термина. Основой,на которой строит М. Фогес свою концепцию реализма, — история, противоречия которой составили сюжетную и структурную канву пьесы. Исследователь соотносит «реалистическое искусство» Бюхнера с «театральной метафорой», воплощающей собой противопоставление «чужой воли» (истории) ииндивидуальной воли субъекта. М. Фогес отмечает в драме большое количество реминисценций античности, видя в основе поведения вождей революции собирательный образ римского республиканца. Он указывает на значимость фигуры суфлера Симона, который предваряет появление Робеспьера исвоим поведением предвосхищает его театральные жесты и патетику речи,нейтрализуя их эффект. Театральная метафора через образ Дантона раскрывает и еще один аспект драмы — снятие границ игры и реальности.М. Фогес говорит об относительности значения личности в историческом процессе, о ее изменчивости, и фигура Дантона предстает как отражение кризиса самого Бюхнера. Автор рассматривает историю в «Смерти Дантона» на трех уровнях: 1) исторический Дантон отражает личный кризисБюхнера; 2) критика идеалистической теории развития истории и идеалистического искусства; 3) на уровне безысходности политических действий,трансцендентно направленного анализа истории — попытки понять условиячеловеческих поступков в историческом пространстве. М. Фогес пишет так' Voges М. Damons Tod // 1п1ефге1а1!опеп Georg Biichner. Stuttgart, 1990.Иже о соотношении политической и частных сфер, об очевидной антитезе этихдвух областей и в то же время о взаимовыраженности их друг через друга.В 2001 году в Стокгольме Л. Верге защитила диссертацию «У меня нетни крика боли, ни ликования радости» О метафорике и толковании драмы«Смерть Дантона»' Бюхнера». В ней исследовательница классифицирует ирассматривает различного рода метафоры, используемые Бюхнером в драме.Так, она выделяет два основных блока: это метафоры культуры (ее артефактов) и метафоры природы (ее элементов и тел). Л. Верге проводит подробныйлингвистический анализ метафор, поясняет их лексический смысл в том илиином контексте, сближает разные метафоры на основе их лексического значения, однако работа ограничивается только уровнем языка. Таким образом,важнейший элемент художественного мира Бюхнера, выраженный в метафоре «мир-театр», которая тоже рассматривается Л. Верге, описана только водном, довольно узком аспекте.Актуальность работы определяется отсутствием до настоящего времени комплексного изучения всего корпуса текстов Георга Бюхнера, что препятствует созданию довольно четкого представления о месте писателя в развитии немецкой литературы XIX века. Системный подход к изучению творчества писателя, куда входит понятие «художественный мир автора» даетвозможность как для обобщения изученных аспектов, так и для анализа глубинных процессов творчества писателя, на которые ранее не было обращеновнимания.Научная новизна. В данной работе каждый текст анализируется вовзаимосвязи с другими текстами писателя, что ранее отсутствовало в отечественном литературоведении. Подобный взгляд на творчество автора позволяет соединить две непримиримые ранее в критике ипостаси писателя — активного общественного деятеля и художника, и посмотреть, как опыт Бюхнера-человека преломился в его художественном творчестве.' Werge L. „Ich habe keine Schrei flir den Schmerz, kein Jauchzen fur die Freude". Zur Metaphorik und Deutungdes Dramas „Dantons Tod" von Georg BUchner. Stockholm, 2000.12Объектом исследования становятся все тексты писателя: пьесы, черновики, письма, статьи, фрагменты, стихотворения, смыслосодержащие элементы поэтики данных текстов.Практическая значимость исследования состоит в том, что анализ исследуемого материала может быть использован в преподавании курса «История зарубежной литературы XIX века», а также включен в программы спецкурсов и спецсеминаров по немецкой литературе для студентов филологических факультетов высших учебных заведений.Цель и задачи исследования: 1) определить понятие «художественныймир»; 2) обозначив место писателя, уточнить литературную ситуацию 1830-хгодов; 3) обратившись к биографии Бюхнера, выявить возможные источникиотдельных элементов художественного мира писателя; 4) выделить основныеэлементы художественного мира писателя и 5) описать их.На защиту выносятся следуюшие положения. 1. Понятие «художественный мир» как единая система, элементы которой находятся в неразрывном единстве, когда из любого элемента этой системы можно развернутьсистему в целом.2. Мотивное ядро художественного мира Бюхнера обладает яркой спецификой, связанно с идеями существования и бытия человека. Мотивы одиночества, богооставленности, отчуждения, пустоты, самоубийства и вины составляют систему и определяют картину мира писателя. Данные мотивыприсутствуют на разных уровнях текста: как на самом нижнем (языковом),так и на более высоком (идейном и пространственно-временном).3. Время и пространство у писателя отражают мироощущение героев,тем самым создается несколько индивидуальных пространственновременных плоскостей, которые приходят в столкновение, что выявляетмысль писателя о ценности каждой личности, фокусирует внимание на проблеме экзистенции.4. Метафора «мир-театр» в художественном мире Бюхнера актуализирует оппозицию свобода/несвобода, что приводит к созданию антитезы двух13метафор «мир-театр» и «мир-кукольный театр». Если на уровне ощущенияперсонажей возможны обе метафоры, то поэтика произведений писателяподчинена созданию модели мира как кукольного театра, которая отражаетпредставление писателя о железной детерминированности человеческойжизни.5. Творчество Г, Бюхнера в литературном процессе 1830-х годов представляет собой самобытное и уникальное явление, связывающее литературуXIX и XX веков.Методологической основой исследования являются современные представления о художественной целостности литературного творчества (работыГ.В.Ф. Гегеля, В. фон Гумбольдта, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Ф.П. Федорова, а также зарубежных ученых и философов — Й. Хейзинги, К.-Г. Юнга, Г.-Г. Гадамера).Основные цели и поставленные в работе задачи определили выборкомплексного метода исследования, включающего элементы историкотеоретического, типологического, культурно-исторического, биографического, а также лингвистического анализа текста.Апробация работы. Основные положения диссертации отражены впубликациях, апробированы в докладах на Пурищевских чтениях Московского педагогического государственного университета, в выступлениях накафедре всемирной литературы Московского педагогического государственного университета, при чтении лекций студентам Московского гуманитарного педагогического института.Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Библиография насчитывает 220 наименований. Общий объем работы 204 страницы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 201 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz