Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Язык как способ обнаружения и разрешения антиномии судьбы и свободы в бытии человека. Брюховская, Людмила Григорьевна бесплатно
08:05
Скачать Язык как способ обнаружения и разрешения антиномии судьбы и свободы в бытии человека. Брюховская, Людмила Григорьевна бесплатно
Язык как способ обнаружения и разрешения антиномии судьбы и свободы в бытии человека
Диссертация
Автор: Брюховская, Людмила Григорьевна
Название: Язык как способ обнаружения и разрешения антиномии судьбы и свободы в бытии человека
Справка: Брюховская, Людмила Григорьевна. Язык как способ обнаружения и разрешения антиномии судьбы и свободы в бытии человека : диссертация кандидата философских наук : 09.00.01 Магнитогорск, 2002 156 c. : 61 03-9/200-8
Объем: 156 стр.
Информация: Магнитогорск, 2002
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Глава
I Языковое пространство бытия человека
1 Онто-гносеологические основания построения концепции язьпсового пространства как формы бытия человека
2 Уровни язьпсового пространства, его символическая и мифологическая природа
Глава
II Диалектика судьбы: язык и смысл
1 Концепт судьбы в культуре и языке
2 Язык привнесенный смысл в судьбу мира ГЯ-
Глава
III Свобода как самоопределение "Я" человека в его соотнесенности с судьбой
1 Свобода как самоопределение человеческого "Я"
2 Язык и свобода человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ
Введение:
Актуальность исследования. Философская мысль сегодня это, в значительной мере, попытки по-новому понять природу человека, его укорененность в бытии и межчеловеческих связях. Поставить вопрос о бытии человека значит, быть готовым к преодолению разрыва между свободой и судьбой как двумя противоположностями, составляющими сущность человеческого бытия. Преодолевая этот разрыв, мы как бы переименовываем отрицательность в позитивность. Важно при этом учесть, что всякая оппозиция, как сказал Тиллих, "существует за счет содержания, которое отрицает". Только при этом условии мы можем восстановить утраченную ценность понимания взаимозависимости судьбы и свободы проблемы, со всей остротой сформулированной И. Кантом в третьей антиномии чистого разума. "В советском лексиконе слово "судьба" не должно иметь места", провозглашал некогда М. Горький, убежденный, что тем самым он отстаивает свободу человека. А между тем, Н. Бердяев, которого называют "философом свободы", утверждал: "В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема об ожидающей нас судьбе", говорил Н.А. Бердяев ("Воля к жизни и воля к культуре" 1922). Для современного общества, вступившего в третье тысячелетие, тема взаимосвязи судьбы и свободы не утратила своей актуальности. Более того, она обострилась: недаром все говорят о системном кризисе человеческой цивилизации, явившимся результатом свободы или своеволия человека. Вот почему данная тема требует непрерывного осмысления в рамках самых разных областей философии, в том числе связанных с изучением языка. Тем более, что всегда существует некая тайна языка, которую нельзя постигнуть с помощью сугубо рациональных (Э. Ротхакер). или чисто эмпирических исследовательских процедур Пожалуй, только философии дано если не разгадать, то хотя бы приблизиться к ней. Мы убеждены в том, что, исследуя феномен языка (Слова), человек может изменять свое существование и, преодолевая беспорядочность сознания, становиться все более свободным в акте творения Добра. Содержание, заключенное в языке (особенно в родном языке), опредмеченное в нем и с его помощью осознанное, становится частью нашего духовного мира, соединяясь с нашим "Я". Однако, как показывает анализ отечественной литературы, проблеме онтологии языка уделяется недостаточное внимание, а онтологическая сущность языка в единстве с такими категориями, как судьба и свобода человека, практически не исследовалась. В работах по онтологии и теории познания обычно содержится лишь констатация того, что язык (как и знак) способен фиксировать результаты познания и транслировать их (п.В. Копнин, П.В. Алексеев, А.В. Панин и др.), И нет даже упоминания о том, что язык является сущностной характеристикой бытия человека (Б.Г. Ананьев, В.В. Орлов, И.Т. Фролов и др.). Таким образом, исследование языка с точки зрения его роли в бытии человека как единстве судьбы и свободы весьма актуально: во-первых, по причине важности этой проблемы; во-вторых, ввиду ее недостаточной изученности. Степень разработанности проблемы. Предмет нашего исследования находится как бы на пересечении трех направлений, связанных с изучением философских проблем языка, судьбы (необходимости) и свободы. Но поскольку мы не обнаружили онто-гносеологических работ, специально посвященных исследованию данного предмета, приведенный ниже обзор основных трудов, которые имеют прямое или опосредованное отношение к исследуемой нами проблемы, имеет трехчастную структуру и касается работ, посвященных: а) проблемам языка; б) понятию судьбы; в) проблеме свободы. Лейтмотивом современных философских работ по проблемам языка стало утверждение его неразрывной связи языка и сознания: "Практически, реально сознание существует только в форме языка" (П.В. Копнин); "Превращение любого психического факта в факт сознания связано с участием речи. Положение Маркса о том, что язык является реальностью мысли, следует понимать в самом широком смысле: язык является реальностью всякого сознательного психического явления" (Е.В. Шорохова); "Сознание это всегда словесно означенное отражение: где нет зеркала, там нет и сознания" (А.Г. Спиркин); "Язык единственный способ выражения мысли" (Н.И. Жуков) и мн. др. Исходным пунктом рассуждений мыслителей, так называемой, "культурной ветви" философской антропологии о взаимоотношении сознания и языка объявляется неспециализированность и несовершенность человека. Именно это позволяет ему быть открытым, творческим существом, обладать индивидуальностью (М. Ландман, Э. Ротхакер). Человек создает себя и культуру, с помощью которой он преодолевает свою недостаточность. В свою очередь, культура формирует горизонт восприятия и мышления, детерминирует субъективность человека (М. Ландман). Указывается роль родного языка в духовной жизни человека. Центральной темой в трактовке языка стало отношение "Я" у "не-Я", собственной субъективности к иному сознанию (Э. Гуссерль, Ортега-и-Гассет X., Ж.-П. Сартр, Э. Левинас). Виток гегелевской спирали осуществился в русской философии: идея языка как действительного сознания получила свое новое воплощение обогатилась новым содержанием: