Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 21:20
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 30 » Скачать Истоки, формирование и развитие московской школы игры на флейте до середины XX века. Иванов, Валерий Петрович бесплатно
00:32
Скачать Истоки, формирование и развитие московской школы игры на флейте до середины XX века. Иванов, Валерий Петрович бесплатно
Истоки, формирование и развитие московской школы игры на флейте до середины XX века

Диссертация

Автор: Иванов, Валерий Петрович

Название: Истоки, формирование и развитие московской школы игры на флейте до середины XX века

Справка: Иванов, Валерий Петрович. Истоки, формирование и развитие московской школы игры на флейте до середины XX века : диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.02 Москва, 2003 221 c. : 61 03-17/83-2

Объем: 221 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
глава i Флейта в контексте инструментальной культуры России до середины XIX века
11 Флейтоподобные инструменты в летописях и древних источниках
12 Начальный этап освоения европейской музыки в оркестрах Петербурга и Москвы
13 Придворные, усадебные и домашние капеллы, крепостные оркестры
14 Полковые оркестры и обучение в них
15 Сольная, камерная, любительская игра на флейте
16 Обучение флейтистов в московских гражданских учебных заведениях
17 Печатные материалы и производство флейт
глава ii Формирование профессиональной игры на флейте
111Некоторые черты трактовки флейты в оркестре к середине XIX века, состояние отечественных оркестров
Н2Профессора Московской консерватории ФФБюхнер и ВВКречман 51 ПЗИнструменты, инструктивные пособия, сольный репертуар до 20 годов
XX столетия
глава iii Московское флейтовое исполнительство и педагогика с 1922 года до середины XX века
НИ Советский период московского флейтового искусства в деятельности
ВНЦыбина, НИПлатонова, ЮГ Ягудина, ГЯМадатова

Введение:

В настоящее время значительно возрос интерес к разработке проблем, связанных с многовековой историей искусства игры на духовых инструментах, к изучению вопросов, связанных с научным анализом богатейшей практической деятельности многих известных отечественных педагогов и исполнителей. Эта область музыкальной науки приобрела актуальнейшее значение, так как важные проблемы исполнительского процесса, их непосредственная связь с эволюцией отечественной музыкальной культуры, изменением музыкально-выразительных средств рассматривается не изолированно, а в контексте европейского музыкального искусства.
Рассмотрение путей формирования и развития московской ветви игры на флейте в качестве проблемы музыковедческого исследования обусловлено как очевидным интересом специалистов, так и явной недостаточностью работ в данной области. Между тем, флейта, являясь, возможно, наиболее универсальным из духовых инструментов, оказала значительное влияние на развитие не только духового искусства, но, в определённой мере, и на формирование национального инструментального стиля. Не менее существенной предпосылкой возросшего внимания к истокам отечественной игры на духовых инструментах является видимая интеграция национально-исполнительских школ, способствующая творческому взаимообмену исполнителей-духовиков, педагогов, композиторов, а также прогрессивному взаимодействию исполнительских культур и, вместе с тем, формированию художественного вкуса различных слоев слушательской аудитории.
Широко распространённая в Древней Руси практика игры на флейтообразных народных инструментах заложила определённые основы успешного освоения отечественными музыкантами поступавших из Европы продольных и поперечных флейт, в значительной степени определила популярность флейты в различных слоях общества. Более трёх столетий отечественное исполнительство на флейте успешно развивается, соответствуя эстетическим потребностям общества. К настоящему времени сложилась и окончательно оформилась система музыкального образования исполнителей на духовых инструментах, заложены научные основы методики преподавания, создан обширный инструктивный и художественный репертуар. Наконец - и это, пожалуй, важнейшее обстоятельство - сформировались достаточно устойчивые традиции сольной, камерной и оркестровой практики. В ряду названных изменений не последнюю роль сыграло и конструктивное совершенствование инструмента.
Освоение европейской светской музыки и развитее игры на флейте в России изначально находилось под непосредственным воздействием музыкальной культуры стран Западной Европы. К настоящему времени европейское прикладное музыковедение располагает значительным объёмом книг и инструктивных пособий по флейте. Некоторые работы написаны для профессионалов, другая часть - для любителей музыки и популяризации инструмента. Мы не ставим целью полный анализ литературы по флейте, - это увлекло бы нас далеко за пределы заявленной темы. Некоторые работы, явившись важными звеньями в цепи прошлых исследований устарели, некоторые стали хрестоматийно популярными, и нет нужды говорить о них вновь. Тем не менее, представляется целесообразным остановиться на тех из них, которые прямо или косвенно способствуют раскрытию нашей темы, отражают уже сформировавшиеся теорию и практику игры на флейте в Европе, которые затем внедрялись в музыкальное искусство России.
Расцвет инструментального исполнительства в Европе в эпоху Возрождения стимулировал появление первых значительных трудов, включающих вопросы инструментоведения, а отчасти и исполнительства. В их числе - «Musica Getutscht und ausgezogen» Себастьяна Фирдунга (1516), «Musica Instrumental deudsch» Мартина Агриколы (1528), «Opera Intitulata Fontegara. La quale insegna a sonare di flauto» Сильвестро Ганасси (1535), «Syntagma Musicum» Михаэля Преториуса (1619),«Harmonie Universelle» Мари Мерсенна (1636). Эти работы, часто цитируемые исследователями, интересны для нас тем, что в них, помимо исторических сведений, намечена ясная система анализа и классификации свойств музыкальных инструментов. Описания флейт и инструментов флейтового семейства дают определённые представления об эволюции этой группы духовых и её состоянии к XVII веку, и можно предполагать, что отголоски европейских инструментальных традиций находили определённое отражение и в России, имевшей обширные торговые и культурные связи ещё и в допетровскую эпоху.
Достаточно подробные сведения о флейте помешены в книге «Epitome musical des tones» Жамба де Фер Филибера (Jambe de Fer Fhilibert), изданной в Лионе в 1556г. Однако учебные пособия по флейте XVI - XVII веков, если они и были, (а это наверняка так), - до нашего времени не дошли. И хронологически первое из ныне известных пособий датировано началом XVIII века. Речь идёт о «Школе» известного в своё время французского флейтиста Л.Оттетера «Искусство игры на поперечной флейте», изданной в 1707 году. Это любопытное пособие (по которому автор предлагает изучать также игру на гобое, имевшем идентичную аппликатуру), раскрывает не столько секреты мастерства, сколько способы понравиться публике во время выступления, и, таким образом, очерчивает исполнительские традиции эпохи галантного стиля. Есть определённые основания полагать, хотя бы по описаниям Штелина, что эти традиции утверждались иностранными виртуозами при русском дворе, и, возможно, существовали здесь дольше, чем в Центральной Европе.
Вероятно, немногим позже была написана «Основательная школа для изучения игры на поперечной флейте» М.Коретта. До нашего времени дошло издание 1773 года, но работа, несомненно, издавалась и ранее. Она предполагает обучение на одноклапанной флейте, и ориентирована, как представляется, на исполнительскую культуру барокко.
Иоганн Иоахим Кванц, опубликовавший в 1752 году свой знаменитый «Опыт руководства по игре на поперечной флейте», не только обобщил и конкретизировал важнейшие черты игры на флейте своего времени, но и вполне определённо выразил хтетические представления о музыкальном искусстве. Вряд ли можно сомневаться в том, что взгляды выдающегося флейтиста и композитора были субъективны. Однако фигура Кванца для инструментальной культуры середины XVIII столетия представляется весьма значимой. Учитывая тесные связи между прусским королевским и русским императорскими дворами, мы вправе предполагать, что воззрения Кванца оказали определённое воздействие на формирование нарождающейся русской инструментальной культуры. В целом немецкие традиции сыграли важнейшую роль в становлении российской флейтовой школы, но с достаточной ясностью они прослеживаются лишь с XIX века.
Популярностью среди исполнителей середины XVIII века пользовалась также своеобразная и достаточно полная «Школа для флейты» видного голландского флейтиста А.Махо, вышедшая в свет в 1759 году. Творческая деятельность этого музыканта приходится на 1737 - 1760 годы, и его работа доносит до нас черты музыкальной педагогики эпохи позднего барокко. Названная "Школа" рассчитана на одноклапанную флейту, так же, как известная в своё время «Новая школа для немецкой флейты» английского исполнителя и педагога Сэмюэля Арнольда, изданная в 1757 году.
Приведённые выше «школы» интересны для нас тем, что с достаточной точностью воспроизводят уровень флейтового исполнительства и особенности педагогики этого времени в Европе. Некоторые из них могли применяться в России,- во всяком случае, собственных методических работ в России XVIII века, насколько сейчас известно, практически не существовало.
Множество инструктивных работ, посвященных флейте, были написаны в конце XVIII - начале XIX столетий. Долгое время многие из них были забыты, сохраняясь в единичных экземплярах в библиотеках и архивах Европы. И лишь во второй половине XX столетия, когда ощутимо усилился интерес к музыкальной культуре прошлого, эти работы стали переиздаваться, и даже отчасти входить в педагогическую практику. Кроме методических принципов авторов, эти работы явственно демонстрируют расцвет флейтового исполнительства в Европе, а также, кажется, и ощутимый рост исполнительского мастерства. Речь идёт о «школах» и пособиях, написанных, как правило, видными музыкантами-виртуозами. Из числа наиболее известных работ следует назвать «Обстоятельную и основательную школу игры на флейте» немецкого флейтиста И.Г.Тромлица, опубликованную в 1791 году, «Теоретическую и практическую школу» Ф.Девьена, с 1795 года профессора Парижской консерватории, изданную в 1793 году; «Школу» известного виртуоза и педагога, также служившего в Парижской консерватории, Иоганна Вундерлиха, опубликованную в 1804 году; напечатанную в конце XVIII века «Школу для флейты» и «Маленькую школу для флейты» профессора Парижской консерватории, концертанта Ж. Л.Тюлу; «Школу» А.Юго, преподававшего в Париже, которую после его кончины (1803) закончил и издал Г.Вундерлих. Некоторые «школы» XIX века ещё хранятся в памяти старшего поколения педагогов, поскольку они (либо выдержки из них), имели хождение и в более поздний период. В их числе -«школы» А.Фюрстенау, Ц.Чиарди, В.Поппа, Э.Кёллера, К.Куммера, нашедшие широкое применение в России.
Обилие источниковедческих и фактологических материалов, наряду с неизменной актуальностью обсуждения историко-исполнительских проблем, стимулировало появление ряда фундаментальных работ зарубежных специалистов. В их числе -посвященные как духовым инструментам в целом, так и собственно флейте. Наиболее существенными для нас представляются монографии А.Бейнса (Baines) - «Деревянные духовые инструменты и их история» (Лондон, 1977); А.Феирли (Fairley) - «Флейты, флейтисты и производители флейт. (Жившие или родившиеся до 1900)» (Лондон. 1982год); Ф.Беит (Bate) - «Флейта». (Лондон, 1975); ДжБурхис (Voorhees) -«Классификация систем флейты XIX - XX столетий» (Нидерланды 1980); ЛЛоренцо (Lorenzo) - «Моя полная история флейты» (Техас, 1992). Как видно уже из названий, перечисленные работы касаются в основном истории (а в отдельных аспектах - и теории) игры на флейте. И это не случайно: вопросы истории духовых инструментов становятся всё более актуальными в связи с реальными проблемами современной исполнительской практики, в которой музыка прошедших столетий занимает ведущее положение, а стремление к аутентизму стало не просто модой, но нормой хорошего вкуса. Ярким подтверждением этого стало обращение к инструментам архаичной конструкции, например, барочному кларнету или одноклапанной флейте. В Группе музыкальной акустики Парижского университета ещё в 70-е годы проводились исследования старинных инструментов, причем не только теоретические, но и связанные с практическим музицированием. В числе направлений научных изысканий были и связанные с флейтой. Так появилась интересная работа М.Кастелленго (Castellengo) -«Одноклапанная поперечная флейта: акустика, игра, изготовление» (Париж, 1978).
Как видно даже из приведённого небольшого перечня инструментоведческих и инструктивных работ по флейте, зарубежное исполнительство и педагогика значительно опередили отечественные исследования и разработки по интересующим нас проблемам. Это не означает, однако, что российская практика - как педагогическая, так и исполнительская - совсем не подвергалась анализу либо научно-историческому осмыслению. Действительно, по разным причинам всё это происходило медленнее и не столь активно, как в Европе (поначалу это было связано с поздним формированием отечественной духовой исполнительской школы, позднее, в советский период - с закрытостью России для мировых процессов развития инструментальной, в частности, духовой культуры), - но всё же работы появлялись. Некоторые принадлежат XIX веку, но основная масса их была создана всё же в XX столетии, а главная часть - не ранее 40 -х годов XX века.
Материалов о начальном этапе освоения игры европейской светской музыки на продольных и поперечных флейтах на Руси сохранилось крайне мало. К счастью, мы располагаем работой Якова фон Штелина «Известия о музыке в России», где автор сообщает некоторые сведения по интересующей нас теме, и которые мы приводим в нашем исследовании. В ряду других первых работ, характеризующих уровень отечественной игры на флейте, приёмы и проблемы оркестровки к середине XIX века -до открытия отечественных консерваторий - бесценный материал представляет работа М.И.Глинки «Заметки об инструментовке», продиктованная им А,Н.Серову и изданная в 1862г.
Дальнейшее бурное развитие музыкального языка выдвинуло новые требования к игре на флейте, которые нашли отражение в работах АРимского-Корсакова «Основы оркестровки»(1913) и Ф.Геварта «Новый курс инструментовки» (1885, русский перевод 1889, 1913). Эти работы наилучшим образом отражают изменившиеся выразительные и конструктивные свойства флейты к концу XIX - началу XX века не только в рамках опыта и художественного восприятия авторов, но и в контексте отечественных исполнительских традиций, частично характеризуют репертуар. Поэтому мы вправе полагать, что описание типов флейт и характеристика свойств инструмента отражают реальную картину технического и художественного амплуа флейты в разные временные отрезки.
Появление с середины XIX века «школ» и сборников этюдов, созданных работавшими в России иностранными специалистами стало важной вехой в истории развития отечественного флейтового искусства. В 60-х - 70- х годах широкую известность получила «Новейшая теоретическая и практическая школа для флейты» Цезаря Чиарди - солиста оркестра итальянской оперы, первого профессора Петербургской консерватории.* Учитывая известную ограниченность инструктивной литературы в то время, можно с большой долей уверенности предполагать, что данное пособие стало в ряду основных источников, на которых воспитывалось первое поколение отечественных флейтистов в организованных в Петербурге и Москве консерваториях. Позднее, к концу XIX века, в практику флейтистов вошли «Школы» Г.Зусмана, А.Фюрстенау, К.Куммера, В.Поппа, в которых авторы, исходя из сложившихся традиций обучения флейтистов в Европе, предлагают свои способы изучения инструмента.
Из вышеперечисленных пособий, помимо «Школы» Ц.Чиарди, наибольшее распространение получила «Школа игры на флейте» Вильгельма Поппа. Она неоднократно переиздавалась в России, а некоторые части её используются в педагогической практике и сейчас. Со второй половины XIX века в практику обучения всё шире входят многочисленные этюды. Их возникновение и применение показывает стремление создателей активизировать процесс обучения, создать дополнительный к «школам» материал в связи со стремительно повышающимися требованиями в оркестровых сочинениях композиторов-романтиков. Авторами первых сборников были Г.Зусман, КБехнер, Ф.Бюхнер, Э.Кёллер, Э.Приль.
В этот период (1850-1920-е годы) происходят существенные изменения и в отечественном концертном флейтовом репертуаре. Если ранее значительную часть репертуара представляли попурри на темы итальянских опер, салонные пьесы «Школа игры на флейте» Ц. Чиарди была переиздана под редакцией профессора Петербургской консерватории Г. Никитина. Л. «Музыка» 1973г.
Ц.Чиарди, Э.Кёллера, и других виртуозов-композиторов, то к началу XX столетия в концертный репертуар московских флейтистов прочно вошли основательные концерты Ф.Бюхнера, Ф.Лангера, А.Никольского, ряд пьес Ф.Акименко.
Таким образом, к XX столетию отечественное флейтовое искусство обладало уже значительными собственными традициями, которые находили отражение в печати. Среди первых специальных русскоязычных работ о флейте нам удалось обнаружить очерк П.Алексеева «О флейте», опубликованный в РМГ за 1900 год в №№ 33 - 38. (Эта статья с небольшими добавлениями переведена на немецкий и английский языки.) В ней автор приводит описание флейты с древнейших времён до середины XIX века, и словно бы впервые знакомит широкую публику с инструментом. Если даже предположить чисто популяризаторскую направленность статьи, её появление в 1900 году наводит на определённые размышления, по меньшей мере, о недостаточной осведомлённости любителей музыки в интересующей нас области.
В 1905 году в РМГ в №№ 23 - 24 напечатана другая статья П.Алексеева «Т.Бём - усовершенствователь флейты. (Биографический очерк)». В ней автор приводит биографию Т. Бёма, описывает предложенные им нововведения в инструмент, приводит список его знаменитых учеников.
Ещё одна статья в «РМГ» за 1909год в №№ 30 - 31 имеет в определённой мере символическое значение. Автор, некий М.Михайлов, озаглавил её «Обездоленный инструмент». Приводя беглый обзор применения флейты в оркестровом творчестве русских композиторов, он отмечает скромное число сольных и камерных произведений для флейты, созданных ими. По сути, возможно, автор не погрешил против истины, хотя сейчас кажется, что ситуация не была столь безысходной. Действительно, русские композиторы первого ряда не слишком интересовались духовыми инструментами в сольном и камерном амплуа. Однако это лишь часть истины. Иная её часть заключается в том, что исполнительство на флейте в России всё же развивалось, большей частью в оркестре, на материале зарубежных авторов, сочинителей-виртуозов. Сам инструмент имел хождение не только в профессиональной среде, но и в быту, а ведущую роль в развитии флейтового искусства играли видные исполнители и педагоги - профессора консерваторий обеих столиц того времени: Ц.Чиарди, Ф.Степанов, Ф.Бюхнер, В.Кречман.
На фоне подъёма музыкальной культуры России на рубеже XIX - XX веков, достижений отечественной, и, в частности московской флейтовой школы, появление специальных статей о флейте в РМГ значимо. Оно формирует рост общественного интереса к флейте, ориентирует на внимание к флейтовому искусству. Не случайно в
1910 году Н.И.Привалов опубликует работу «Музыкальные духовые инструменты русского народа» с большим разделом: «Очерк истории флейт, в связи со свистящими музыкальными орудиями на Руси». В нём, на основании архивных документов, результатов археологических поисков и письменных источников, автор исследует всемирную историю лабиальных инструментов и приводит описание большого количества разнообразных флейтоподобных инструментов бытовавших в народном творчестве многонациональной России к началу XX века. Этой работой автор подчёркивает преемственность традиций игры на Руси на флейтообразных инструментах в народном творчестве с профессиональным исполнительством на флейте.
Последовавшие затем войны и социальные потрясения не способствовали развитию темы нашей диссертации, но уже в советский период она получила новое развитие.
Так, усилиями московских флейтистов в 30-е - 50-е годы XX столетия были созданы работы, сформировавшие фундамент методики обучения игре на флейте, В 1931г. профессор Московской консерватории Н.И.Платонов выпускает «Школу» - «Метод изучения игре на флейте», а в 1933г. публикует «Школу игры на флейте», которая позднее вошла составной частью в его значительный труд «Пути развития исполнительства на флейте». В 1940 году его коллега по кафедре духовых инструментов профессор В.Н.Цыбин издаёт первую часть работы «Основы техники игры на флейте». Эти три пособия являются этапными вехами в развитии флейтовой методики советского периода и представляют значительный интерес. Они выгодно отличаются от большинства бытовавших в России «Школ» (Ц.Чиарди, В.Поппа, А.Фюрстенау, Э.Кёллера, К.Куммера и др.) тем, что предложенная в них система обучения и исполнительства базируется на научной основе того времени, а предлагаемый учебный материал обладает значительной художественной ценностью. Подробный анализ вклада Н.Платонова и В.Цыбина в становление советской школы игры на флейте представлен нами в III разделе данного исследования.
В это же время (30 - 40гг.) появляются первые основательные отечественные публикации, посвящённые теоретическим проблемам обучения и игры на духовых инструментах. В их числе - учебное пособие С.В.Розанова, профессора Московской консерватории, под названием «Основы методики преподавания игры на духовых инструментах». (1935).
Вообще в этот период становления и оформления советской духовой школы происходит множество значительных изменений, повлиявших на собственно флейтовое исполнительство и педагогику прямо или опосредованно. Здесь, во-первых, следует отметить вполне сознательное и целенаправленное изменение репертуара. В круг учебных и концертных произведений входит значительный объём классической музыки, в котором немалое место занимали транскрипции, сделанные профессором Московской консерватории А.Ф.Гедике. Они позволяли включить в учебные программы сочинения русских композиторов - классиков, написанные в оригинале для скрипки или иных инструментов. Эти транскрипции включались в программы концертов и учебных планов, а наиболее удачные из них стали органичной частью флейтового репертуара. В этот период появляются отечественные издания западноевропейской барочной и классической музыки, которые вытесняют из художественного обихода салонно-виртуозные пьесы, составлявшие главную часть репертуара флейтистов XIX века. Подчеркнём, что процесс этот отнюдь не был стихийным, и инициировался, прежде всего, педагогами Московской консерватории.
В послевоенное время рассматривались общие методологические вопросы исполнительства и педагогики, анализировалась теория и практика игры на отдельных инструментах, исследовались вопросы истории развития исполнительства и педагогики, рассматривался репертуар и вопросы интерпретации музыкальных произведений, исследовались проблемы конструкции и акустики, печатались статьи о выдающихся духовиках и т. д.
Многие проблемы подвергались в 50-е - 60-е годы XX столетия исследованию впервые. Поэтому ряд работ этого времени следует оценивать, прежде всего, с позиций их принципиальной новизны. Так, например, небольшие брошюры Б.А.Дикова «О работе над гаммами» и «О дыхании при игре на духовых инструментах» сейчас представляются хрестоматийными, а положения, высказанные в них - самоочевидными. Но они обобщали, систематизировали практический и теоретический опыт, и давали широкому кругу педагогов возможность ясного понимания и использования этого опыта. Кроме того, подобные работы (значительная их часть создавалась в тот период на Военно-дирижерском факультете при Московской консерватории) закладывали основание методики.
Общие методологические вопросы исполнительства и педагогики духовиков занимают в это время уже вполне достойное место в кругу себе подобных по другим инструментальным специальностям. Нельзя не отметить важных для своего времени учебных пособий по методике - «Вопросы методики обучения на духовых инструментах» Н.И.Платонова (1958), «Методика обучения игре на духовых инструментах»
Б.А.Дикова(1962), «Методика обучения игре на духовых инструментах» А.А.Федотова (1975). В период с 1964 по 1976 годы издательство «Музыка» выпустило четыре объёмистых сборника под общим названием «Методика обучения игре на духовых инструментах», куда вошли статьи разнообразнейшей тематики таких авторов как Б.П.Григорьев, И.П.Мозговенко, Н.И.Платонов, И.Ф.Пушечников, Р.П.Терёхин, Ю.А.Усов, ААФедотов, Ю.Г.Ягудин, и других. Как видно из приведённого перечня имён, авторами статей были педагоги Московской консерватории и ГМПИ им. Гнесиных. Важная проблема затронута в статье Ю.Ягудина «О развитии выразительности звука», опубликованной в третьем выпуске. В ней детально анализируется проблема бережного и требовательного отношения к качеству звучания. (Анализ статьи проводится в III главе).
Как отмечалось выше, научная методика духовых инструментов развивалась достаточно интенсивно в различных направлениях, не была обойдена вниманием и флейта. В 1954 году Н.Платонов написал значительный труд «Пути развития исполнительского мастерства на флейте», где он предложил систему исполнительства и обучения на базе собственной методики, и который защитил как докторскую диссертацию. А.Искандеров издал в 1969г. статью «Об использовании флейты в симфоническом оркестре». Он же в 1969 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Флейта в творчестве азербайджанских композиторов».
Особое место в истории флейты имеет работа Н.Платонова «Методика обучения игре на флейте», опубликованная в 1966 году. В ней автор обобщил свой обширный исполнительский и педагогический опыт и дал много полезных рекомендаций. (Детальный разбор работы приводится в III главе). Л.Миронович в 1972 году отразил первоначальный этап обучения в работе «Основные вопросы начального обучения на флейте». Хусан Якуб Исак защитил кандидатскую диссертацию на тему «Вибрато как средство художественной выразительности в исполнении на флейте». (М.,1972) Ю.Должиков опубликовал в 1983г. в сборнике «Вопросы музыкальной педагогики» статью «Техника дыхания флейтиста», в которой рассматривает проблему дыхания флейтиста с позиций новейшей методики, а также интересную статью о штрихах на флейте.
Отдельные эпизоды развития исполнительства и педагогики на флейте отражены в ряде капитальных трудов. Наиболее значительными являются работы Д.Рогаль-Левицкого «Беседы об оркестре» (М.1961г.); С.Левина «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры» (Ч. 1. Л. 1973 и Ч. 2 Л. 1983).; Б.Тризно - брошюра «Флейта». (М. 1964г.); А.Баранцева - кандидатская диссертация «История обучения игре на духовых инструментах в России конца XVIII - начала XIX веков»; книга А.П.Баранцева «Мастера игры на флейте профессора Петербургско-Ленинградской консерватории 1862-1985гг.» (П.1990); монография Ю.А.Усова «История отечественного исполнительства на духовых инструментах»(М. 1975г.) и «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах» (М.1989г.), где автор даёт комплексный анализ истории духовых инструментов в России и за рубежом; кандидатская диссертация А.А.Розенберга «Русская культура духовых инструментов XVIII века» (М. 1976г.); книга В.В.Березина «Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма».(М.2000 г.).
В сборнике «Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории», изданном в 1979 году, среди статей о других крупнейших московских духовиках опубликована статья Ю.Г.Ягудина о В.Н.Цыбине и статья Ю.Н.Должикова о Н.И.Платонове. Авторы этих интересных статей, ограниченные объёмом сборника, коснулись отдельных важных аспектов деятельности В.Н.Цыбина и Н.И.Платонова в контексте нашей темы.
Современное состояние отечественного флейтового исполнительства подготовлено деятельностью многих поколений флейтистов Москвы, Петербурга, Киева, Саратова, Одессы, Баку и некоторых других культурных центров. При этом наиболее значительные события в области игры на флейте происходили, в основном, в Москве и в Петербурге. Петербургская школа флейты заняла особое место в отечественной инструментальной культуре и её выдающимся представителям посвящена работа А.П.Баранцева «Мастера игры на флейте профессора Петербургско-Ленинградской консерватории 1862-1985гг.» Однако нам не удалось обнаружить подробных специальных исследований развития флейтового исполнительства в Москве.
Из многих видных московских мастеров мы выделяем сравнительно небольшую группу исполнителей и педагогов, которые, на наш взгляд, внесли наибольший вклад в становление, формирование и развитие флейтового искусства в Москве, ограничиваясь именами Д.Н.Папкова (1799-1850) - солиста оркестра Большого театра, преподавателя Московского Театрального Училища; солистов и артистов оркестра Большого театра -Ф.Ф.Бюхнера (1823-1912), В.В.Кречмана (1848-1923) В.Н.Цыбина (1877-1949), Н.И.Платонова(1884-1967), Ю.Г.Ягудина (1906-1989); Г.Я.Мадатова(1898-1968) -солиста Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Педагогическая деятельность этих крупных музыкантов была связана с ведущими музыкальными вузами - Московской государственной консерваторией им. П.И.Чайковского и Музыкально-педагогическим институтом им. Гнесиных, а эти два вуза и по сей день являются головными научно-практическими центрами развития исполнительства в России.
Высочайшим профессионализмом обладали и другие замечательные московские исполнители и педагоги: Н.Ямик, ФЛевин, А.Ларин, В.Леонов, В.Баранников, В.Глинский-Сафронов, Т.Игнатенко, И.Юдсон, М.Каширский. В сжатой форме мы охарактеризуем их деятельность и деятельность некоторых других ярких музыкантов в развитии московского флейтового искусства.
Объектом исследования является история формирования и развития московской школы игры на флейты до середины XX века, её особенности и характерные черты, деятельность московских профессоров по совершенствованию исполнительства и педагогики на флейте в контексте отечественной музыкальной культуры.
Выше отмечалось, что к настоящему времени изменение обширного ансамблевого, оркестрового, сольного репертуара исполнителей на духовых инструментах, и, в частности на флейте, нашла своё отражение в ряде работ зарубежных и отечественных авторов. Из работ, изданных в России, эта тема в существенной степени освещена в книге С.Левина «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры». В связи с этим только отдельные вопросы репертуара отечественных флейтистов мы будем рассматривать в контексте нашей темы.
С середине XX века отечественные флейтисты в очередной раз «перевооружились» и перешли с деревянных на металлические инструменты -инструменты с новыми звуковыми качествами. Поэтому наше исследование не касается последующего периода развития флейтовой педагогики и исполнительства, поскольку он характеризуется во многом иными тенденциями, чертами и особенностями, которые должны стать объектом отдельного, самостоятельного анализа и осмысления.
Ограничивая рассмотрение интересующего нас предмета серединой XX столетия, мы осознанно сужаем объект исследования до периода, в котором в главных, определяющих чертах оформилась советская школа флейты с её достижениями и характерными особенностями, традициями и перспективами.
Цель исследования заключается в необходимости сформировать целостную картину развития московской школы флейты до середины XX столетия, определить её ведущие тенденции в контексте развития инструментальной культуры.
Задачи исследования заключаются в исследовании истории московского флейтового исполнительства, выделив важнейшие особенности его формирования до середины XX века; провести сравнительный анализ отечественной школы флейты в контексте европейских традиций. Рассмотреть этапы формирования профессиональной исполнительской школы. Наметить перспективы дальнейших разработок темы в связи с теорией и практикой.
Основными источниками исследования явились научные работы, посвящённые истории и теории исполнительства на духовых инструментах российских и зарубежных авторов, материалы различных архивов: личные дела, протоколы, мемуары и т.д., музыковедческая литература, материалы периодической печати, личные наблюдения автора на занятиях в классах Г.Я.Мадатова, и Н.И.Платонова. Основным методом нашего исследования явился сравнительный анализ московского флейтового искусства с его состоянием в Европе до середины XX века.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые исследован обширный и малоизвестный раздел исполнительской культуры игры на флейте в Москве до открытия консерватории. Сформулирован объективный взгляд на роль и место профессоров Московской консерватории в становлении отечественной школы флейты. Предпринята одна из первых попыток целенаправленного и систематического исследования исполнительской культуры флейты в России советского периода и роли московской исполнительской школы флейты в художественной жизни страны к середине XX века.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что она дополняет знания о музыкальной и инструментальной культуре России. Восполняет пробелы сведений по формированию флейтовой исполнительской школы в Москве. Представляет важный материал для последующих музыкально-исторических разработок. Материал диссертации может быть использован в курсе по истории исполнительства на духовых инструментах для студентов музыкальных училищ и вузов.
Осознавая всю многогранность и масштабы оркестровой, сольной, камерной литературы, инструктивных пособий для флейты (что может послужить темой отдельного самостоятельного исследования), мы сознательно ограничили исследование этого материала расставлением некоторых вех, которые, на наш взгляд, являются наиболее характерными в истории флейты в России. Подобным же образом мы поступили и с проблемой производства и распространения инструментов.
В написании исследования мы столкнулись со многими трудностями. Изучение истории московского исполнительства на флейте серьёзно затруднено потерей первоисточников по причинам давности событий, пожаров архивов и т.д., и тем, что за более чем 300 летний период эта тема не привлекала пристального внимания исследователей. Сведения об отдаленном периоде истории флейты, представленные в I и II главах, естественно, не могут претендовать на исчерпывающую полноту отчасти из-за перечисленных выше обстоятельств, а также потому, что всегда в России исполнители-духовики трактовались как музыканты второго ряда, недостойные сколько-нибудь серьёзного внимания. К сожалению, это обстоятельство никак не способствовало развитию русского духового исполнительства вообще, и, в частности, на флейте. Поэтому буквально по крупицам, на основе рукописных, архивных источников приходилось восстанавливать факты игры на флейте, этапы деятельности забытых русских музыкантов. При оценке исполнительского мастерства флейтистов, высказанных в периодической или мемуарной литературе, нам казалось целесообразным использовать по возможности оценки не менее двух источников.
Для того, чтобы читатель ясно представлял себе, на каких инструментах музыканты играли в разные временные отрезки, мы сочли необходимым в I и во II главе изложить коротко сведения, которые разъясняют проблемы освоения новых конструкций московскими флейтистами.
История флейты в России имеет древние корни и богатые традиции. Эти традиции не менее своеобразны, чем традиции развития флейты в западноевропейской культуре, но, имея с ними некоторые общие аспекты, имеют и существенные от них отличия. Эти отличия интересны и сами по себе, но главное в том, что в них заложены корни проблем, которые оказывают воздействие на флейтовое искусство и сейчас. Поэтому прежде чем писать о формировании отечественной, и, в частности, профессиональной московской школы флейты, необходимо, хотя бы в сжатых объёмах, проследить историю флейты в контексте культурного развития русского народа.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 355 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz