Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 13:58
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 20 » Скачать Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи. Пескишева, Татьяна бесплатно
19:45
Скачать Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи. Пескишева, Татьяна бесплатно
Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи

Диссертация

Автор: Пескишева, Татьяна Алексеевна

Название: Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи

Справка: Пескишева, Татьяна Алексеевна. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Пескишева Татьяна Алексеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т] Москва, 2008 179 c. : 61 08-13/735

Объем: 179 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование использования малых фольклорных форм в процессе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР
11 Малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории языка
12 Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей дошкольного возраста
13 Характеристика когнитивно-речевого развития дошкольников с ОНР
14 Использование малых фольклорных форм в педагогической и кор-рекционной работе
Глава 2 Понимание и употребление малых фольклорных форм детьми дошкольного возраста с ОНР
21 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
22 Задания констатирующего эксперимента
23 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Глава 3 Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с ОНР
31 Методические и организационные основы использования малых фольклорных форм в процессе логопедической работы
32 Содержание и методика логопедической работы с использованием малых фольклорных форм
33 Оценка эффективности коррекционно-логопедической работы

Введение:

Речь как высшая психическая функция является не только условием развития • логической памяти, мышления, но и средством общения, управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Поэтому любое недоразвитие речи влечет за собой большие или меньшие изменения, как в познавательной, так и в потребностно-мотивационной сфере личности.
Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Сложность эта обусловлена, прежде всего тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе (JI.C. Выготский). Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями психолого-педагогического (Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, С.А. Миронова, Л.Ф. Спирова, Т.Е. Филичева, С.Н. Шаховская), психолингвистического (В.К. Воробьева, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева и др.) и медико-педагогического (О.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др.) плана. Исследователи отмечают у дошкольников с ОНР неспособность к построению развернутого высказывания (В.К. Воробьева, Л.Р. Давидович и др.), несформированность чувства языка (Р.Е. Левина), инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности (Л.И. Белякова, Г.В. Гуровец, В.И. Лу-бовский, О.В. Усанова и др.).
Поиск новых форм логопедической работы с детьми, имеющими ОНР, непосредственно связан с изменением требований к содержанию и характеру коррекци-онно-педагогического процесса. В современном обществе разработка содержания и способов коррекционно-логопедической работы должна осуществляться во взаимосвязи с гуманистической антропогенной культурой, творческими способами усвоения культурного наследия, диалогическим стилем коррекционно-педагогического воздействия в форме сотрудничества.
Материал таких наук, как языковедение, фольклористика, психолингвистика, в настоящее время активно перерабатывается в материал практического логопедического воздействия, которое направлено на развитие и перевод речи детей из одного качественного состояния в другое. Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека. В связи с этим, обоснованно использование в содержании коррекционно-логопедической работы фольклорных текстов, характеризующихся антропоцентризмом, ярко выраженной продуктивностью, диалогической и когнитивной направленностью.
Содержание и специфика малых фольклорных форм рассматриваются в работах В.П. Аникина, Б.Н. Путилова, Г.С. Виноградова, В.И. Даля, Л.И. Емельянова, Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, В.А. Проппа и др. Произведения малых фольклорных жанров изучаются с разных позиций и определяются как устойчивые словесные комплексы (Л.И. Ройзензон), паремиологические единицы языка, знаки определенных ситуаций, отношений между людьми (Л.А. Морозова, Г.Л. Пермяков, Ю.В. Рождественский), когнитивно-семантические суперкатегории (Р. Лангакер, Л. Талми), концепты базового уровня категоризации в языке (Дж. Лакофф, Э. Рош). Закономерности развития ребенка как целостной личности в зависимости от усвоения им культурно-исторического опыта в процессе собственной деятельности и общения с окружающими отражены в работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и др.
Актуальность исследования обусловлена важностью развития познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с ОНР средствами малых фольклорных форм, использование которых базируется на моделировании когнитивных и коммуникативных процессов, лежащих в основе языковой способности ребенка.
Анализ специальной литературы показал, что до настоящего времени существует недостаточно исследований, раскрывающих зависимость успешного преодоления ОНР от использования в качестве материала коррекционно-логопедической работы произведений малых фольклорных жанров. Не определены условия и система специальных занятий, аспекты взаимодействия в деятельности специалистов, ориентированные на преодоление ОНР средствами малых фольклорных форм. Это подчеркивает актуальность исследования и свидетельствует о необходимости поиска путей повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с детьми 4-7 лет с ОНР.
Проблема исследования состояла в изучении особенностей понимания и употребления малых фольклорных форм у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определении возможности использования малых фольклорных форм для повышения эффективности логопедического воздействия на дошкольников с ОНР.
Цель - оптимизация логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР посредством использования малых фольклорных форм.
Объект исследования - малые фольклорные формы как средство оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - процесс использования малых фольклорных форм в логопедической работе, как условие развития когнитивно-речевой деятельности детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что у детей дошкольного возраста с ОНР обнаруживаются особенности понимания и употребления малых фольклорных форм, обусловленные недостаточной сформированностью когнитивных предпосылок речи и недостатками мыслительных операций. Данные особенности проявляются в трудностях актуализации словаря, нарушениях грамматического оформления высказывания, недостаточной сформированности связной речи, затруднениях при выделении фонетических, ритмических, интонационных, смысловых характеристик фольклорных текстов, неточном или буквальном понимании переносного значения образных выражений, поговорок, пословиц, скрытого смысла загадок; отсутствии при объяснениях обобщенных суждений и доказательной речи. Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе, имплицитно заложенная в них познавательная и коммуникативная направленность будут способствовать развитию когнитивно-речевой деятельности ребенка с ОНР, окажут влияние на развитие его личности и активизацию вербальных средств общения, повысят, эффективность коррекционно-логопедической работы в целом.
Возможность и эффективность использования малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР обусловлена спецификой содержания и формы произведений фольклорных жанров, а также характером знакомства с ними в процессе речевого развития дошкольника. Использование малых фольклорных, форм в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности ребенка с ОНР, повышает эффективность логопедической работы.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи экспериментального исследования:
1. Определить теоретико-методологические основы использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с ОНР.
2: Экспериментально выявить особенности понимания и употребления малых ! фольклорных форм детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. v
3. Разработать и апробировать модель использования малых фольклорных форм в работе с детьми 4-7 лет с ОНР с целью развития у них полноценной речевой деятельности и повышения эффективности логопедического процесса.
4. Экспериментально проверить эффективность использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с ОНР.
Для решения поставленных задач использовался комплекс исследовательских методов: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение психолого-педагогической и медицинской документации, беседы, - анкетирование, изучение коррекционно-развивающей среды, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, методы математической статистики, обучающий и контрольно-оценочный эксперимент, позволяющий подтвердить истинность данной гипотезы.
Методологическую основу исследования составили: аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития, теоретические положения о системности и антропоцентризме языка (Ю.Д. Апресян), исследования когнитивной науки (Дж. Jla-кофф, Р. Лангакер, Э. Рош, Д. Слобин, Л. Талми), теория речевой деятельности, концепции о месте и роли языка в процессе развития ребенка, (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия и др.). Учитывались системный подход к анализу речевой деятельности детей с речевым недоразвитием (Р.Е. Левина), современные представления о структуре речевого дефекта (Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Е.М. Маслюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Л.С. Цветкова, С.Н. Шаховская), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), которая ориентирует на поиск психолого-педагогических средств, воздействующих на формирование творческих способностей личности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сформированное^ когнитивно-речевой деятельности является необходимым условием успешного понимания и употребления малых фольклорных форм детьми дошкольного возраста. У дошкольников с ОНР выявляются вариативно выраженные особенности понимания и употребления малых фольклорных форм, обусловленные низким уровнем представлений об окружающем мире, недостатками мыслительных операций, недостаточной сформированностыо когнитивных и коммуникативных предпосылок речи.
2. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с ОНР способствует развитию когнитивно-речевой деятельности, успешному формированию процессов понимания и употребления малых фольклорных форм, осознанию категорий родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль.
3. Модель использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с ОНР обеспечивает комплексность и оптимизацию коррекционно-педагогического процесса с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2007 гг. на базе дошкольных учреждений компенсирующего вида № 105, № 64 г. Череповца, № 26 г. Вологды и «Детский сад комбинированного вида № 5» г. Череповца. Всего в исследовании участвовали 176 детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. На этапе констатирующего эксперимента было изучено 76 старших дошкольников с ОНР Ш уровня с первично сохранным зрением и слухом и 24 дошкольника с нормальным речевым развитием, экспериментальное обучение прошли 52 дошкольника с ОНР.
Первый этап (2001-2002 г.) - поисково-теоретический. Позволил выявить современное состояние проблемы, определить цель, задачи, гипотезу и методы исследования. Подготовлен и проведен констатирующий эксперимент, в процессе которого выявлены особенности когнитивно-речевой деятельности дошкольников с ОНР на основе изучения понимания и употребления ими малых фольклорных форм.
Второй этап (2003-2006 г.) — основной, состоял в организации и проведении обучающего эксперимента. Проверка эффективности использования в практике обучения и воспитания дошкольников с ОНР малых фольклорных форм с целью оптимизации коррекционно-логопедической работы проводилась в процессе контрольно-оценочного эксперимента.
Третий этап (2007-2008 г.) — заключительно-обобщающий. Он включал разработку коррекционно-педагогических рекомендаций для логопедов, психологов и педагогов специальных дошкольных учреждений для детей с ОНР. Обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы его основные выводы, результаты внедрены в практику коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР и реализуются в качестве инновационной программы регионального уровня.
Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором, заключаются в том, что
• определены особенности когнитивно-речевой деятельности дошкольников с ОНР на основе изучения понимания и употребления ими малых фольклорных форм;
• подтверждены теоретические данные о взаимосвязи развития когнитивно-речевой деятельности с развитием процессов понимания и употребления малых фольклорных форм детьми дошкольного возраста с нормальным речевым разви-тиеми ОНР;
• доказана эффективность использования малых фольклорных форм в качестве средства развития когнитивно-речевой деятельности дошкольников с ОНР и оптимизации логопедической работы;
• теоретически обоснована и успешно апробирована модель использования малых фольклорных форм в процессе логопедической работы с детьми 4-7 лет с ОНР. Научная новизна исследования:
• получены новые данные о вариативно выраженных особенностях понимания и употребления малых фольклорных форм детьми с ОНР и, на этой основе выделены группы детей, характеризующихся различным сочетанием когнитивных и речевых нарушений;
• обоснованы методы и приемы изучения понимания и употребления малых фольклорных форм детьми дошкольного возраста с ОНР;
• научно обоснована и разработана модель использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР, позволяющая оптимизировать коррекционно-педагогический процесс. Теоретическая значимость исследования:
• выявлены специфические особенности понимания и употребления малых фольклорных форм, когнитивно-речевого развития дошкольников с ОНР;
• подтверждены теоретические данные о взаимосвязи развития когнитивно-речевой деятельности с развитием процессов понимания и употребления малых фольклорных форм у детей дошкольного возраста с ОНР;
• разработаны теоретические основы использования малых фольклорных форм в процессе логопедической работы с дошкольниками 4-7 лет с ОНР: определены цель, задачи, принципы, методы и приемы обучения.
Практическая значимость работы состоит в том, что
• существенно дополнены сведения об условиях повышения эффективности логопедической работы с использованием малых фольклорных форм, направленной на развитие когнитивно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР, предложены направления, методы и приемы работы, обеспечивающие комплексность и оптимизацию коррекционно-педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей;
• выявлены коррекционно-педагогические условия, позволяющие определить приемы формирования у дошкольников с ОНР навыков описательной и доказательной речи, решения смысловой логической задачи на основе использования малых фольклорных форм в речевой продукции детей;
• разработана и внедрена в практику модель комплексного использования малых фольклорных форм в процессе логопедической работы с детьми 4-7 лет с ОНР, объединяющая работу логопеда, психолога, педагога, позволяющая опосредованно воздействовать на педагогические условия воспитания ребенка с нарушением речи в семье;
• результаты исследования обобщены в научно-методических рекомендациях по использованию малых фольклорных форм как средства оптимизации логопедической работы с детьми 4-7 лет с ОНР;
• на основе результатов исследования разработан спецкурс для студентов: логопедов, коррекционных педагогов, реализуемый на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии Череповецкого государственного университета. Материалы исследования использовались при подготовке и повышении квалификации логопедов и воспитателей специальных дошкольных учреждений г. Вологды и г. Череповца.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются научной методологией, использованием достижений психолого-педагогической науки, комплексным междисциплинарным подходом к проблеме, репрезентативностью выборок и опытно-экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа, применением методов математической статистики; использованием комплекса взаимно дополняющих методик, адекватных предмету, цели и задачам исследования, эффективностью проведенной коррекционно-логопедической работы.
Апробация результатов работы. Предлагаемая модель использования малых фольклорных форм в процессе логопедической работы с детьми 4-7 лет с ОНР внедрялась в практику работы дошкольных учреждений компенсирующего вида г. Череповца и г. Вологды в течение 4 лет (2003-2007).
Результаты исследования нашли отражение в докладах межвузовских конференций молодых ученых (г. Череповец, 2003-2005), межрегиональных научно-практических конференций «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии», «К 10-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ЧТУ», «Вопросы изучения, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в развитии» (г. Череповец, 2002, 2003, 2006, 2007), международных научных конференций молодых ученых «Актуальные проблемы современной коррекционной педагогики и специальной психологии» (г. Москва, 2006), «VII Царскосельские чтения», «VIII Царскосельские чтения» СПб (20022006); публикациях в научно-практических журналах: «Дошкольное воспитание» (2007), «Дети с проблемами в развитии» (2004), сборниках научных трудов, обсуждались на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ЧТУ, кафедры дошкольной дефектологии МПГУ, использовались при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами кафедры КП и СП ЧТУ.
Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 11 научных работах (статьи, тезисы).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, содержащего 200 источников. Рукопись содержит 179 страниц, 11 таблиц, 8 рисунков, 5 схем.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 239 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz