Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:57
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов : раздел Дислалия. Китик, бесплатно
06:57
Скачать Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов : раздел Дислалия. Китик, бесплатно

Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов : раздел "Дислалия"

Диссертация

Автор: Китик, Елена Евгеньевна

Название: Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов : раздел "Дислалия"

Справка: Китик, Елена Евгеньевна. Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов : раздел "Дислалия" : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.03 Москва, 2006 153 c. : 61 07-13/717

Объем: 153 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА Т
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕПОДАВАНИЯ КУРСА
ЛОГОПЕДИЯ» В ВУЗЕ
I 1 Содержательные аспекты высшего логопедического образования
I 2 Дислалии как объект исследования
13 Психологические аспекты восприятия фонетически деформированной речи
I 4 Дидактические основы проектирования обучающих компьютерных программ, поддерживающих процесс преподавания логопедии в вузе 36 Выводы по первой главе
ГЛАВА II
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ,
ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ЛОГОПЕДИИ В
II 1 Разработка динамических артикуляционных профилей звуков при нормированном произношении и различных видах сигматизма
112 Проектирование базы данных «Нарушения фонетического строя детской речи»
113 Проектирование обучающих компьютерных программ, поддерживающих процесс преподавания логопедии в вузе
1131 Проектирование обучающей компьютерной программы «Артикуляционный уклад звуков в норме»
1132 Проектирование обучающей компьютерной программы «Дислалия»
1133 Проектирование обучающей компьютерной программы «Дислалия: сигматизмы»
1134 Предварительная апробация обучающих компьютерных программ, поддерживающих процесс преподавания курса «Дислалия» в вузе
Выводы по второй главе
ГЛАВА III
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА
ДИСЛАЛИЯ» В ВУЗЕ
III 1 Организация обучающего эксперимента
III2 Содержание обучающего эксперимента
III3 Анализ результатов обучения
III31 Диагностика сформированное™ теоретических знаний и практических умений студентов специальности 031800
Логопедия»
Ш32 Количественный и качественный анализ уровня сформированности теоретических знаний и практических умений студентов специальности 031800 - «Логопедия» по курсу
Дислалия»

Введение:

Актуальность исследования. Реформа системы высшего образования на современном этапе нацелена на повышение качества профессиональной подготовки специалистов. Вопросы общей профессиональной подготовки логопедов в вузе рассматриваются в работах ряда ведущих исследователей (Л.И.Белякова, 1986, 1998; Л.С.Волкова, 1989, 1998, 2003; Р.Е.Левина, 1968; О.В.Правдина, 1959; В.И.Селиверстов, 1995; Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина, 1987, 1989). Указывается на необходимость применения в учебном процессе технических и компьютерных средств обучения (Х.С. Замский, 1973; О.И.Кукушкина, 2001; Е.Г. Речицкая, 1984; Н.А. Чевелева, С.Н. Шаховская, 1982). Доказано, что адекватное включение информационных технологий (ИТ) в учебный процесс позволяет значительно повысить эффективность подготовки и переподготовки специалистов различных отраслей знания (Е.И. Машбиц, 1988; И.В.Роберт, 2001; А.Л. Семенов, 2001; О.К.Филатов, 2001 и др.). Однако в системе высшего дефектологического образования не определены роль, место и функции ИТ.
В специальной педагогике в настоящее время разработан методологический подход к использованию информационных технологий (ИТ) в процессе обучения детей с отклонениями в развитии (О.И.Кукушкина, 2005). В области преподавания профессиональных дисциплин и в частности логопедии до настоящего времени не проводилось теоретических и экспериментальных исследований, направленных на создание и применение ИТ. Остается неизученным современный ресурс, адекватное включение которого могло бы обеспечить качественно иной уровень формирования профессиональной компетентности выпускников педагогических вузов, осваивающих специальность «Логопедия». Этим определяется актуальность данного исследования.
Цель исследования - разработка информационных технологий и их включение в систему профессиональной подготовки логопеда.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Обосновать и описать преимущества средств обучения, основанных на ИТ, определить их место и функции в системе формирования профессиональной компетенции студента-логопеда.
2. Определить типы компьютерных программ, необходимых для формирования у студентов профессиональных умений выявлять, анализировать и квалифицировать нарушения фонетического строя детской речи (НФСДР).
3. Спроектировать компьютерные программы, направленные на формирование профессионального умения логопеда в сфере диагностики дисла-лий и развитие профессионального мышления специалиста.
4. Осуществить экспериментальную оценку разработанных компьютерных программ в аспекте формирования профессиональных умений и логики мышления логопеда в процессе диагностики НФСДР.
Объект исследования - возможности информационных технологий как средства повышения качества профессиональной подготовки логопеда в области диагностики нарушений фонетического строя детской речи.
Предмет исследования - компьютерные программы обучения специалистов-логопедов, включенные в учебный процесс высшей школы.
Гипотеза исследования - включение ИТ в систему профессиональной подготовки логопедов в вузе существенно повышает эффективность обучения за счет:
•визуализации скрытых от непосредственного наблюдения и динамических по своему характеру процессов артикуляции звуков в норме и при нарушении;
•предоставления возможности последовательно отрабатывать профессиональное умение распознавать акустический и артикуляционный компоненты фонетически деформированной речи (ФДР) с последующим переходом к целостной интерпретации; -введения виртуальной практики обследования фонетического строя детской речи (ФСДР);
•продуктивной индивидуальной деятельности студентов в условиях групповых занятий с предоставлением пошаговой содержательной помощи на каждом этапе выполнения профессиональных упражнений и статистических данных с автоматизированным анализом результата деятельности каждого студента.
Методы исследования выбраны с учетом специфики предмета, объекта, задач исследования и включали: анализ, систематизацию и обобщение литературных данных; метод проектирования; обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ их результатов.
Методологическую основу исследования составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина); деятельностный подход в обучении (JT.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые представлен процесс формирования базового компонента будущей профессиональной деятельности студентов-логопедов - умения анализировать и квалифицировать фонетические отклонения в структуре различных речевых нарушений у детей; обоснованы роль, место и функции ИТ в этом процессе; разработаны необходимые типы компьютерных программ (иллюстративно - демонстрационные, обучающие), экспериментально доказана эффективность применения информационных технологий обучения (ИТО) в процессе формирования профессиональной компетенции логопеда.
Теоретическая значимость исследования. Работа открывает новое направление исследований в отечественной логопедии - создание средств обучения, основанных на ИТ, и их применения в системе профессиональной подготовки логопедов в вузе. Результаты исследования могут служить основой для разработки компьютерных программ, поддерживающих другие разделы курса
Логопедия», и способствуют дальнейшему изучению теоретических вопросов преподавания логопедии в вузе с применением ИТ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что впервые в России создан цикл компьютерных программ для сферы высшего логопедического образования - база данных (БД) «Нарушения фонетического строя детской речи», обучающие компьютерные программы: «Артикуляционный уклад звуков в норме», «Дислалия», «Дислалия: сигматизмы». Разработанные компьютерные технологии могут быть использованы в вузах Российской Федерации, где преподается курс логопедии, а также в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов. Доказано, что применение разработанных ИТ позволяет существенно повысить эффективность освоения логопедами профессиональных базовых умений.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологической базой исследования; его комплексностью, адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, а так же сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования; апробацией и эффективным использованием современных информационных технологий в процессе профессиональной подготовки логопедов.
Личный вклад соискателя состоит в обобщении практического опыта подготовки специалистов-логопедов в вузе; теоретическом обосновании и разработке системы формирования профессиональных умений студента-логопеда в области квалификации нарушений фонетического строя детской речи; проектировании различных типов компьютерных программ, поддерживающих процесс преподавания курса «Логопедия»; организации и проведении обучающего и контрольного экспериментов, обобщении полученных результатов. Положения, выносимые на защиту: 1. Профессиональная подготовка логопедов на современном этапе требует пересмотра и обновления технологий формирования профессиональных умений на основе применения информационных технологий.
2. ИТ обладают преимуществами в сравнении с традиционными средствами формирования профессиональных умений выявлять, анализировать и квалифицировать фонетические отклонения в структуре различных речевых нарушений. С помощью ИТ становится возможным:
•моделировать скрытый от непосредственного наблюдения и динамический по своему характеру процесс артикуляции звуков, благодаря чему становится видимым механизм образования звуков в норме и при нарушении; использовать анимационный эффект для привлечения внимания к параме трам описания артикуляции звуков; -многократно просматривать и прослушивать специально подобранные аудио-, видеозаписи образцов речи детей, благодаря чему в условиях аудиторного обучения студент постепенно накапливает опыт анализа нарушений фонетического строя детской речи; -намеренно исключать слуховое или зрительное восприятие речи ребенка, обеспечивая возможность дискретной оценки акустического и артикуляционного компонента фонетически деформированной речи; -обеспечить в аудиторных условиях логопедическое обследование множества специально подобранных детских случаев с открытым выбором последовательности и содержания действий специалиста, автоматической проверкой результатов проведенной диагностики, самостоятельной корректировкой допущенных ошибок и автоматической перепроверкой.
3. Включение разработанных компьютерных программ (база данных: «Нарушения фонетического строя детской речи»; обучающие компьютерные программы: «Артикуляционный уклад звуков в норме», «Дислалия» и «Дислалия: сигматизмы») в учебный процесс позволяет надежно формировать один из базовых компонентов будущей профессиональной деятельности логопеда - умение выявлять и квалифицировать фонетические отклонения в структуре различных речевых нарушений. Организация исследования. Исследование включало пять взаимосвязанных этапов: 1) анализ литературных данных с целью выявления преимуществ средств обучения, основанных на ИТ, определение их роли и места в системе профессиональной подготовки логопедов (октябрь 2003 - октябрь 2004); 2) проектирование на этой основе компьютерных программ разных типов (октябрь 2004 - декабрь 2005); 3) разработка методики включения разработанных КГТ в процесс обучения студентов и проведение обучающего эксперимента (январь- июнь 2006); 4) разработка диагностического инструментария и проведение контрольного среза (май- июнь 2006); 5) количественный и качественный анализ полученных данных (июнь- сентябрь 2006).
Апробация и внедрение результатов исследования. Исследование проводилось на базе Омского государственного педагогического университета, на факультете специальной педагогики и психологии, со студентами специальности 031800 - «Логопедия».
Материалы диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры специальной педагогики и психологии Омского государственного педагогического университета (г. Омск, 2003-2004 гг.); на заседаниях лаборатории компьютерных технологий обучения детей и лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями речи ИКП РАО (г. Москва 2003-2006 гг.); на научно-практической конференции «Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития» в секции «Подготовка кадров для системы специального образования» (г. Москва 2005 г.). Основные результаты исследования внедрены в практику профессиональной подготовки студентов специальности 031800 - «Логопедия» Омского государственного педагогического университета.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 126 отечественных и зарубежных работ. Работа содержит 1 таблицу, 9 рисунков.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 168 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz