Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:01
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании в России : 1990-2000-е гг.. Гольдман, Ирина бесплатно
10:01
Скачать Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании в России : 1990-2000-е гг.. Гольдман, Ирина бесплатно
Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании в России : 1990-2000-е гг.

Диссертация

Автор: Гольдман, Ирина Леонидовна

Название: Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании в России : 1990-2000-е гг.

Справка: Гольдман, Ирина Леонидовна. Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании в России : 1990-2000-е гг. : диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Гольдман Ирина Леонидовна; [Место защиты: Санкт-Пет. гум. ун-т профсоюзов] Санкт-Петербург, 2008 274 c. : 61 08-17/115

Объем: 274 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2008


Содержание:

ВведениеСтр3
Глава 1 Искусствоведение в сфере гуманитарного знания
11 Искусствоведение в системе гуманитарных наук: (предмет и метод искусствознания)Стр24
12 Становление искусствоведения как научной дисциплины в европейской культурной традиции Нового времениСтр46
13 Особенности формирования искусствоведения как научной дисциплины в условиях современной европейской культурыСтр 64
14 Формирование отечественного искусствоведения как научной дисциплины и его статус в современной РоссииСтр 79
Глава 2 Искусствоведение как направление образовательной области "Искусство"
21 Содержание образовательной области "Искусство"Стр117
22 Роль искусствоведения в развитии образовательной области "Искусство"Стр 138
23 Искусствоведение как направление профильного обучения в учреждении общего образованияСтр153
24 Искусствоведческая методология в преподавании МХКСтр162
Глава 3 Специальная программа "Художественная культура и театральное искусство" как средство реализации искусствоведческой деятельности (на примере ГОУ школы №203 им AC Грибоедова)
31 "Мировая художественная культура" в структуре специальной программы "Художественная культура и театральное искусство: искусствоведческий аспект Стр 188
32 Современные формы искусствоведческой деятельности учащихсяСтр204
33 Анализ художественного произведения как вид искусствоведческой деятельности на занятиях мировой художественной культурыСтр218

Введение:

Минувшее столетие стало важным этапом в развитии гуманитарного знания, гуманитарных наук и их методологии. Искусствознание, или искусствоведческое знание, представляет собой совокупность наук о видах художественного творчества, среди которых особое значение принадлежит искусствоведению. Искусствознание - это система знаний об искусстве, рассматривающая его содержание, форму, язык, функции,. особенности и закономерности его исторического развития; изучающая природу искусства, его закономерности, роль в культуре и жизни социума; соотносящаяся с художественной практикой, влияющая на разные формы искусствоведческой деятельности. А искусствоведение как совокупность явлений художественной культуры, способ ее самосознания и осмысления, определяет ее существование и направления развития. В широком смысле оно имеет дело с любыми видами художественного творчества и художественной деятельности (изобразительное искусство, музыка, театр, кино, балет и т.д.), а в узком смысле - с изобразительными видами искусства в отличие от театроведов, музыковедов, киноведов, балетоведов и т.д.
Несмотря на тесное взаимодействие с другими гуманитарными дисциплинами, прежде всего, философией, эстетикой, социологией, историей, культурологией, искусствоведению принадлежит особая роль в системе гуманитарного знания; оно выработало свою методику и методологию, отличную от выше названных дисциплин.
Активное постижение художественного творчества, раскрытие его закономерностей является для искусствоведения духовно сложным процессом. Основная проблема искусствоведения - узкая специализация данной науки и при этом широта знаний. Специфика искусствоведческой науки заключается в знании и понимании сущности искусства, его особом духовном содержании, анализе истории его развития, основных, художественных направлений, стилей и тенденций, современной проблематики, интерпретации художественных произведений.
Искусствоведение способствует формированию мировоззрения и мировосприятия людей, их отношения к искусству, формированию эстетических предпочтений, вкуса, развитию духовной культуры человека.
В современных условиях мы стоим перед необходимостью переосмысления роли искусствоведения в сфере гуманитарного знания и образовательной деятельности. Важно подчеркнуть влияние искусствоведов на развитие искусства и современный художественный процесс. Сами искусствоведы должны иметь хорошее гуманитарное образование.1 Поэтому в виду сложности проблемы, отсутствия ее достаточной теоретической разработанности, обобщающего, искусствоведческого труда, а также практической необходимости решения вопроса, нами была определена тема диссертации "Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании в России (1990-2000-е гг.)".
Область гуманитарного знания довольно широка. Общий подход в изложении и рассмотрении темы данной диссертации может быть определен исходя из понятия гуманитарности. Применительно же к знанию проблема гуманитарности означает в первую очередь проблему человеческого содержания знания. В гуманитарности находят свое отражение проблемы образования, духовного и художественного развития, человеческой свободы, социального и экзистенциального и т.д. Однако господство материальной культуры, отсутствие понимания роли искусства в духовном, нравственном, художественном развитии личности, гуманитаризации образования неизбежно вели к всеобщему отрицанию подлинных ценностей, что также в значительной мере обусловило актуальность исследования.
В этой связи высказывания Д.С. Лихачева о том, что искусствоведение наиболее комплексно отражает все процессы развития гуманитарной культуры и является важным звеном в освоении гуманитарных знаний в образовательном учреждении, приобретает особое значение. Теоретические размышления Лихачева о теории и истории искусства, направленные на
1 Ванслов В.В. Постижение искусства.2-е издание. - М.: Знание, 2006. изучение природы и специфики самого искусства и особенностей художественного процесса, нашли отражение в его книге "Очерки по философии художественного творчества".
В XX веке дифференциальный характер (история, теория искусства и художественная критика) и институциональные особенности искусствоведения и, в целом искусствознания (научно-исследовательские институты, отделы, центры, профессиональные союзы; научно-исследовательская работа в музеях; галереи, театры, студии, школы искусств и т.д.), способствовали научному подходу в изучении предметов искусства в общеобразовательном учреждении (в первую очередь изобразительного искусства, истории искусств, мировой художественной культуры, музыки), формированию и развитию образовательной области "Искусство". В минувшее столетие искусствоведение активно влияло на весь художественный процесс и систему художественного образования.
По мнению известного художника и педагога Б.М. Неменского, автора концепции эстетического развития, книги "Культура - Искусство о
Образование" , в непрофильном образовательном учреждении обучение искусству рассматривается как опыт отношений, зона общей культуры, в студиях и кружках - как опыт творчества и свободного поиска интересов, в ДХШ и ДШИ - как языковой опыт, зона профессиональной культуры. Музейная и театральная деятельность как области гуманитарного знания становятся основным мотивом приобщения учащегося к искусству, средством современной художественной коммуникации, в рамках которой осуществляются специальные просветительские и обучающие программы по изобразительным и зрелищным видам искусства, как результат историко-теоретического исследования.
2 Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. - СПб: БЛИЦ, 1996.
3 Неменский Б.М. Культура - Искусство - Образование. Цикл бесед. - М.: Центр ХКО,
В настоящее время отсутствует единое мнение среди специалистов при составлении учебных программ по предметам искусства. Специальные программы по искусству разрабатываются в основном педагогами в сфере искусства, художниками-педагогами, реже искусствоведами и специалистами в разных видах искусства. К настоящему времени назрела необходимость усомниться в бытующем в обществе мнении о главенствующей роли только организационно-педагогического, а не искусствоведческого компонента в художественном образовании, реализации поверхностных знаний об искусстве без учета непрерывности, интегральности, полихудожественности, комплексного подхода к преподаванию предметов искусства с другими дисциплинами, который развивается сегодня в рамках современного искусствознания. Искусствоведение (искусствознание), предлагая педагогике искусства историко-теоретический материал, формирует тем самым ее цели и задачи. Важной становится роль искусствоведа, а не педагога искусства в освоении художественных дисциплин в профильном учреждении. Данные положения также определили актуальность диссертационного исследования.
Искусствоведческая деятельность дает возможность открыть и осмыслить определяющее воздействие художественной культуры на формирование личности учащегося и создание у него целостной картины мира. Отсюда одна из практических задач искусствоведения - влияние на художественную деятельность, художественное творчество учащегося, что приводит не только к развитию его творческих способностей, навыков исследовательской и проектной деятельности в сфере искусства, но и к профессиональному самоопределению. При этом профильное образовательное учреждение представляется объектом, требующим специального научного искусствоведческого исследования; воспринимается смысловым стержнем, вокруг которого и на основе которого появляются новые смысловые структуры.
Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования определяется необходимостью фундаментального осмысления роли искусствоведения как научной дисциплины в профильном обучении учащихся, что отвечает современным тенденциям развития художественной культуры и художественного образования.
В целях изучения обозначенной проблематики в данной диссертации осуществляется анализ специальной программы по искусству "Художественная культура и театральное искусство" Санкт-Петербургского государственного общеобразовательного учреждения № 203 имени A.C. Грибоедова с искусствоведческим профилем как средства реализации искусствоведческой деятельности в образовательном процессе.
Степень разработанности проблемы данной диссертации определяется научным осмыслением искусствоведческой деятельности, которое предпринимается в работах разных областей гуманитарного знания.
Изучением природы гуманитарности, особенностей гуманитарного постижения мира, поиском сущности гуманитарного сознания, анализом специфики гуманитарного знания, формированием его методологии занимались: С. Киркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Х.-Г. Гадамер, М. Фуко и др.
Среди западноевропейских теоретиков и историков искусства, исследовавших методологию науки об искусстве, можно выделить: Ф. Викхофа, А. Ригля, М. Дворжака, Ю. фон Шлоссера, Г. Вельфлина, М. Фридлендера, Г. Зедльмайра, О. Пехта, Э. Панофского, А. Хаузера, Я. Бялостоцкого, Э. Гомбриха, Р. Арнхейма, М. Фуко, Ж. Базена, Т. Митчелла, М. Баксандалла, Р. Барта, Ж. Деррида и др.
Особо следует отметить, что проблемы определения предмета гуманитарного познания, его специфики и методов, логики и методологических стандартов гуманитарного познания и гуманитарных наук нашли отражение в трудах таких отечественных специалистов, как: М.А. Розов, Е.А. Фейнберг, М.М. Бахтин, Г.Г. Шпет, Т.В. Беда, А .Я. Зись, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, И.А. Ильин, В.Г. Кузнецов, H.H. Ростовцев, В.Ф.
Шаповалов, Ю.М. Шор, Т.Е. Шехтер, Ю.Н. Афанасьев, В.М. Межуев, М.Ф. Румянцева и др.
Вопросам теории, истории и методологии отечественного искусствознания уделяли пристальное внимание: H.H. Пунин, А.Г. Габричевский, A.B. Бакушинский, И.И. Иоффе, Г.А. Недошивин, М.В. Алпатов, В.Н. Лазарев, Б.Р. Виппер, С.Х. Раппопорт, В.В. Ванслов, Ю.М. Лотман, А.И. Мазаев, В.Н. Гращенков, В.П. Шестаков, Л.Ю. Лиманская, A.A. Курбановский, A.B. Рыков, В. А. Копцик, В.М. Петров и другие отечественные искусствоведы. Среди современных подходов и концепций в изучении методологии искусствознания следует особо отметить работы: Л.Ю. Лиманской "Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта: исследования по теории и методологии искусствознания"4, В.Н. Гращенкова "История и историки искусства"5, В.П. Шестакова "Трагедия изгнания. Судьба Венской школы истории искусства"6 и "История истории искусства. От Плиния до наших дней"7, A.A. Курбановского Q
Искусствознание как вид письма" , A.B. Рыкова "Постмодернизм как "радикальный консерватизм". Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960-1990-х гг."9, которые проследили эволюцию развития западноевропейского и отечественного искусствознания, выделяя наиболее яркие и важные периоды в их истории становления, формировании теории и методологии.
Определением роли искусствоведения в системе современного гуманитарного знания и отечественной гуманитарной мысли занимались:
4Лиманская Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта: исследования по теории и методологии искусствознания. - М.: РГГУ, 2004.
5 Гращенков В.Н. История и историки искусства. - М.: Книжный дом "Университет", 2005.
6 Шестаков В.П. Трагедия изгнания. Судьба Венской школы истории искусства. - М.: Галарт, 2005.
7 Шестаков В.П. История истории искусства. От Плиния до наших дней: Учебное пособие для художественных и гуманитарных вузов. - М.: Издательство ЛКИ, 2008.
8 Курбановский A.A. Искусствознание как вид письма. - СПб.: Борей-Арт, 2000. - 257 с.
9 Рыков A.B. Постмодернизм как "радикальный консерватизм". Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960-1990-х гг. - СПб.: Алетейя, 2007.
М.С. Каган, Г.Ю. Стернин, С.Х. Раппопорт, В.Г. Арсланов, С.М. Даниэль, И.Д. Саблин, Ю.М. Шор, Т.Е. Шехтер и др.
Влиянию искусствоведения на сферу гуманитарного образования, внедрению искусствоведческих знаний в пространство образовательного учреждения, методике и практике преподавания искусствоведческих дисциплин, использованию методологии искусствоведения в изучении мировой художественной культуры, различных видов искусства, вопросам эстетического воспитания и художественного образования, проблемам современной художественной культуры посвящены труды: O.A. Кривцуна, А .Я. Зися, Т.В. Беды, Г.Г. Шпета, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Ю.В. Борева, H.H. Ростовцева, Б.П. Юсова, Б.М. Неменского, Б.М. Теплова, A.A. Мелик-Пашаева, Л.И. Предтеченской, JI.A. Рапацкой, С. А. Ив лева, Е.С. Медковой, M.J1. Шалабода, C.B. Корниловой, Н.И. Пьянковой и др.
Особое место отводится М.С. Кагану, который в своей книге "Искусствознание и художественная критика"10 и в целой серии других работ размышляет над особенностями художественной культуры с философской и культурологической точки зрения, над проблемами гуманитарного знания, методологией гуманитарных наук, над вопросами современного искусствознания, разрабатывает свою модель художественного образования и определяет роль искусства в нем.
O.A. Кривцун рассматривает взаимодействие истории искусств и философии истории как проблему вектора художественно-исторического процесса. История искусств выступает не только как сфера изучения искусствоведческих дисциплин, но и как предмет эстетики.11
C.B. Корнилова в своих трудах указывает на то, что в традиционном понимании истории и искусствознания наблюдалось членение исторического движения на отдельные сферы: самостоятельно и, в некоторой степени, параллельно друг другу, развивались и существовали история искусства и
10 Каган М.С. Искусствознание и художественная критика. - СПб: Петрополис, 2001.
11 Кривцун O.A. Эстетика. - М.: Аспект-пресс, 1998. философия, эстетика и литературоведение, театроведение, киноведение и т.д.
Каждая гуманитарная дисциплина готовила своих узких специалистов. Во взаимодействии философии искусства, эстетики и искусствознания, направленных на изучение мира искусства, указанные науки рассматривали художественные явления в различных ракурсах: создавали обобщенную теоретическую картину художественной жизни, фиксировали основные закономерности и принципы художественной эволюции; выявляли существенные противоречия в развитии искусства, его взаимодействие с особенностями исторического развития. Тем самым закладывались основы теории художественной культуры, новой интегративной отрасли знаний, предметная область которой выделилась только во второй половине XX 12 века. Кроме того Корнилова рассматривает художественную культуру и как учебную дисциплину. Теория и история художественной культуры являются инновационным компонентом современного гуманитарного образования.
По мнению Т.Е. Шехтер, история искусства - это история предъявления человечеству проектов возможного, вариантов изменения понимания реальности и себя в реальности. Динамика художественного сознания раскрывается как выражение единства личного "я" и реальности, понимаемой как совокупность объективных условий человеческой жизни и действующей парадигмы духовного бытия. В основе художественного сознания — представление о наиболее общих источниках существования и
1 о духовного формирования человека.
Отдельную группу исследований представляют труды, посвященные психологии искусства и вопросам художественного восприятия. Для данной Корнилова C.B. Теория и история художественной культуры как инновационный компонент современного гуманитарного образования // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. Материалы научно-методической конференции. 16 января
2001 года. Санкт-Петербург. Серия "Symposium". - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - Вып.11. - С.40-44.
Шехтер Т.Е. Динамика художественного сознания // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: материалы междунар. науч. конф., 18 мая 2001. Санкт-Петербург. Серия "Symposium". - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - Выпуск №12. - С.351-354. диссертации важными являются проблемы соотношения "психологического" и "художественного" как фундаментальных категорий теории искусства и психологии искусства (Л.Я. Дорфман, Д.А. Леонтьев); художественное восприятие как научная проблема (Б.С. Мейлах); анализ эмоциональных переживаний в процессах художественного творчества и художественного восприятия (Л.С. Выготский, Л .Я. Дорфман, С.Х. Раппопорт, Р. Арнхейм и др.). Осмыслением феномена противоречивости как принципа существования искусства занимается В.М. Аллахвердов в книге "Психология искусства"14. Вопросами восприятия и интерпретации произведений разных видов искусства, осмыслению их художественной образности занимаются: Я.Б. Иоскевич, М.Б. Тимченко, Э.В. Леонтьева, Л.Н. Березовчук, С.Н. Добротворский, М.С. Трофименков, И.А. Кузьмина, H.A. Огаркова и др.
Художественное творчество является мощным механизмом духовного преображения действительности, "способом познания"- (Л.Г. Бергер) и стимулом самореализации личности в культурном пространстве. Оно формирует культурологическое самосознание индивидуума (B.C. Библер и др.). Г.А. Праздников размышляет о нравственном смысле и процессе художественного творчества.15 О проблеме творчества и решении задач духовного развития личности в образовании писала М.В. Гореликова16, а социокультурная сущность бытия искусства в общеобразовательном
1*7 пространстве нашла отражение в работе Л.Е. Романенко .
Специфику эстетического и художественного интереса, актуальность приобщения учащихся к художественно-эстетической культуре охарактеризовали: Л.С. Выготский, E.H. Ильин, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Н.Л. Лейзеров, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, Ю.У. Фохт
14 Алахавердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПБ.: Издательство "ДНК", 2001.
15 Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. - JL: Знание, 1977.
16 Гореликова М.В. Творчество и решение задач духовного развития личности в образовании // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium".-СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.-Вып.29.- С.46-53.
17 Романенко JI.B. Социокультурная сущность бытия искусства в общеобразовательном пространстве: к постановке проблемы.- Минск: БелГИГПС, 2000.
Бабушкин, H.H. Ростовцев, С.А. Апраксина, А.Г. Арчажникова, Э.Б. Абдулин, Н.П. Сакулина, H.A. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.Г. Горецкий, JI.A. Ходякова, В.В. Прозерский.
A.A. Мелик-Иашаев, в работах которого наиболее комплексно представлены особенности художественного развития в образовательном
1 Я процессе , и другие педагоги искусства разрабатывали Концепцию эмоционально-эстетического и художественно-эстетического воспитания. О формировании интереса к изобразительному искусству писали Б.П. Юсов, Б.М. Неменский и др. Особенности образовательного прогресса учащихся в классах с углублённым изучением отдельных предметов искусства определили: Б.П. Юсов, Б.М. Неменский, Д.Б. Кабалевский и др. Проблема детерминации интересов и креативности недостаточно и фрагментарно исследовалась как проблема формирования творческой личности в предпрофессиональном образовании на базе ообщеобразовательного учреждения. В отдельных научных трудах есть лишь гипотеза или констатация возможной взаимосвязи интересов и способностей учащихся как механизма их личностного роста в деятельности (Б.М. Теплов).
История искусства позволяет увидеть и осознать непреходящие свойства художественного творчества, открыть его вневременные особенности. В этой связи художественные музеи играют существенную роль в образовательно - просветительной системе на рубеже XX-XXI веков, а специальные, художественные программы можно анализировать не только с позиции музейной педагогики, но и рассматривать как вид искусствоведческой деятельности. Музей является институтом современной художественной культуры и раскрывает институциональные особенности современного искусствоведения. Среди многообразия подходов и концепций в современном гуманитарном знании к осмыслению музейной деятельности,
18 См., например: Мелик-Пашаев A.A. О целостности процесса эстетического воспитания //Целостный процесс эстетического развития личности. - М.: НИИ художественного воспитания АПН СССР, 1989; Мелик-Пашаев A.A. У истока искусств. Опыт приобщения подростков к художественной культуре //Искусство в школе.-1992.-№1. - С.32-37; и др. различных аспектов природы и сущности музея как социального института художественной культуры и следует выделить работы: М.С. Кагана19, C.B.
ПП гу 1 АЛ
Пшеничной , Б.А. Столярова , О.Б. Архиповой , Т.П. Калугиной« , О.В. Беззубовой24, В.М. Ахунова25 и других.
Исследование автором диссертации роли искусствоведения в современном гуманитарном знании и художественном образовании в России (1990-2000-е гг.) показало, что в настоящее время по-разному решают задачу актуализации искусствоведческих знаний в образовательном учреждении, и данная проблема вызывает много споров и неординарных подходов в решении. Во-первых, создаются специальные программы по искусству в соответствии с тенденциями и требованиями современной системы художественного образования. Во-вторых, обращение к педагогическому компоненту при анализе роли искусства в художественном развитии личности учащегося и определении значения искусствоведения в образовательном процессе не дает полного понимания специфики данной проблемной области без участия искусствоведов, театроведов, музыковедов, художников, узких специалистов в сфере искусства. В-третьих, определение
19 Каган М.С. Музей в системе культуры //Вопросы искусствознания. - 1994.- №4. - С.445-460.
20 Пшеничная C.B. "Музейный язык" и феномен музея // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия "Мыслители". - СПБ.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - Вып.4. - С.233-242.
21 Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие / Б.А. Столяров. - М.: Высш. шк., 2004. Архипова О.Б. Современные формы актуализации художественного наследия в музее: (Опыт спец. программ Гос. Эрмитажа): Автореф. дис. . канд. искусствоведения : Спец. 17.00.09 / Ольга Борисовна Архипова; [науч. рук. Шехтер Т.Е.]; С.-Петерб. гуманитарный ун-т профсоюзов. - СПб., 2004.
23 Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб.: Петрополис, 2001.
24 Беззубова О.В. Музей как объект философско-антропологического .исследования //Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия "Symposium". - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.- Выпуск №12. - С.179 — 183.
25 Ахунов В.М. Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее: Опыт Государственного Русского музея: Дис. . канд. искусствоведения : 17.00.09 : СПб., 2006. - 231 с. искусствоведения как направления профильного обучения учащегося и использование разных форм и видов искусствоведческой деятельности в образовательном процессе являются единственным комплексным способом развития учащегося в сфере художественного образования, в котором используется интегральный принцип.
Таким образом, как показал анализ научной литературы, связанной с темой данного диссертационного исследования, существует значительное число трудов, посвященных психологии искусства, вопросам художественного творчества и развития, специфике художественного образования и эстетического воспитания, гуманитарного знания, развитию современного искусствознания, исследованию его методологии и т.д. Однако целостного и системного изучения роли искусствоведения в сфере гуманитарного знания и образовательной области "Искусство" не проводилось. Искусствоведение как направление профильного обучения в учреждении общего образования не рассматривалось. Кроме того, не ставилось задач использования искусствоведческого подхода и искусствоведческой методологии на занятиях по "Мировой художественной культуре" как основной профильной дисциплине. Специальные программы по искусству для общеобразовательных учреждений искусствоведческого профиля абсолютно не исследовались с позиции современного искусствознания и искусствоведения, несмотря на то, что их содержание - не только важнейший компонент художественного образования, развития личности учащегося в целом, но и искусствоведческой деятельности, науки об искусстве, которая позволяет приобщиться, познать и понять мир искусства.
Проблема диссертационного исследования заключается в отсутствии согласования между фундаментальным, искусствоведческим потенциалом и его востребованностью в образовательной и развивающей практике, а также в несоответствии искусствоведческого осмысления МХК как области научного знания и как учебной дисциплины; определяется как научная разработка и экспериментальная проверка концепции "искусствоведения как направления профильного обучения" учащихся в рамках образовательной области "Искусство", в основе которой лежит интегральный принцип в изучении разных видов искусства.
Объект исследования: искусствознание в системе гуманитарного знания и художественного образования.
Предмет исследования: особенности искусствоведения как научной дисциплины гуманитарного профиля, ее роль в образовательной области "Искусство", а также анализ и оценка значимости специальной искусствоведческой программы "Художественная культура и театральное искусство" для учащихся в СПбГОУ школа №203 имени A.C. Грибоедова.
Гипотезой исследования является предположение о том, что осуществление комплексной искусствоведческой подготовки учащихся в образовательном учреждении зависит от реализации соответствующего профильного направления и использования специальных программ по искусству, разработанных с учетом возможностей фундаментальной науки об искусстве, ее образовательного потенциала и современных требований педагогики искусства, сотрудничества педагога с искусствоведом, при определяющем значении последнего.
Цель диссертации - рассмотреть искусствоведение в сфере гуманитарного знания и раскрыть значение искусствоведческих знаний в формировании образовательной области "Искусство" на примере специальной программы по искусству.
В соответствии с указанными целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. исследовать искусствоведение как форму гуманитарного знания (предмет и метод искусствознания), определить его роль в системе гуманитарных наук;
2. проследить особенности становления и формирования искусствоведения как научной дисциплины в европейской культурной традиции Нового времени и в условиях современной европейской культуры; исследовать формирование отечественного искусствоведения как научной дисциплины и его статус в современной России;
3. охарактеризовать содержание образовательной области "Искусство" и обозначить роль искусствоведения в ней;
4. разработать, обосновать, ввести в научный оборот понятие "искусствоведение как направление профильного обучения" в учреждении общего образования; раскрыть возможности и основные преимущества использования искусствоведческой методологии на занятиях по мировой художественной культуре;
5. рассмотреть специальную программу по искусству "Художественная культура и театральное искусство" как средство реализации искусствоведческой деятельности в общеобразовательном учреждении с искусствоведческим профилем и раскрыть специфику "Мировой художественной культуры" как ее основного профильного курса;
6. выявить и проанализировать наиболее эффективные формы и виды искусствоведческой практики учащихся на занятиях по мировой художественной культуре.
Методологической основой данного диссертационного исследования послужили следующие ключевые идеи, теории и подходы:
• мера гуманитарности знания соответствует мере обнаруживаемых и учитывающихся в нем человеческих смыслов. Через понятие гуманитарности раскрывается связь научного с общегуманитарными понятиями, такими как человеколюбие, сочувствие, сострадание, милосердие и др.; существование гуманитарного явления только в мире культуры, как вещь для нас; предмет гуманитарного знания генетически зависит от человека, но, будучи создан, он обладает способностью к объективации, может противостоять человеку как вещь, внешняя по отношению к нему; в предметах гуманитарного творчества зафиксирована психологическая, эстетическая, художественная, историческая, этическая и научная информация. Немаловажное значение имеет также принцип диалогической природы гуманитарного познания (Ф. Шлейермахер, Л. Фейербах, В. Дильтей, М. Бубер, О. Розеншток-Хюсси, Г.-Х. Гадамер, Э. Корет; Вяч.И. Иванов, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Е.Л. Фейнберг, М.С. Каган, Ю.М. Шор, В.Г. Кузнецов, Е.Г. Соколов и др.); системный подход" к изучению гуманитарного знания и комплексному изучению искусства, понятие "гуманитарности" и определение роли гуманитарности на современном этапе истории человечества (М.С. Каган); интерпретация истории искусства как истории духа, внутри которой диалектически взаимодействуют тенденции "идеализма" и "натурализма" (М. Дворжак); осмысление понятий "искусство и истина": "история искусства как история искусства и история стиля " (Г. Зедльмайр); понимание истории искусств как системы закономерностей знаковых и "символических форм" (Э. Кассирер), как гуманистической (гуманитарной) дисциплины и трехступенчатая (эмпирическое описание и формальный анализ, иконографический анализ, иконологический анализ) система интерпретации произведений изобразительного искусства (Э. Панофского); история искусств как история событий и история структур, как сфера изучения искусствоведческих дисциплин и предмет эстетики (O.A. Кривцун); осознание междисциплинарности современного искусствознания (H.A. Хренов, Т.Е. Шехтер, О.Э. Кривцун, Ю.М. Лотман); специфика и динамика художественного сознания как выражение единства личного "я" и реальности (Т.Е. Шехтер); гуманитаризация образования как общекультурная проблема (Д.С. Лихачев, М.С. Каган, A.C. Запесоцкий и др.) теория и история художественной культуры как инновационный компонент современного гуманитарного образования (C.B. Корнилова); творчество и решение задач духовного развития личности в образовании (М.В. Гореликова); бытие искусства в образовательном пространстве как объект искусствоведческого и культурологического исследования (Д.С. Лихачев, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Н.И. Киященко, Н.И. Пьянкова, B.C. Кузин, JI.E. Романенко, Т.С. Комарова, Ю.А. Трянов и др.); пути профилизации старшей школы в образовательной области "Искусство" (Б.М. Неменский, JI.M. Предтеченская, JI.A. Рапацкая, Ю.А. Солодовников, Г.И. Данилова, О.Б. Лисичкина, Т.В. Челышева и др.); осмысление творческой и познавательной деятельности учащихся, особенностей процесса восприятия ими произведений искусства (A.B. Бакушинский, Л.С. Выготский, A.A. Мелик-Пашаев, С.Х. Раппопорт, B.C. Библер и др.).
Для решения поставленных задач был использован — по мере необходимости - комплекс научных методов, взаимодополняющих друг друга, в частности - функциональный, структурно-типологический, библиографический, что позволило выявить наиболее интересные издания, в которых нашли отражение теоретическое и историко-художественное осмысление роли искусствоведения в современном гуманитарном знании и художественном образования в России.
В диссертации использованы методы, традиционные для искусствознания, в том числе:
1) метод теоретического и содержательного анализа философской, искусствоведческой, культурологической, педагогической и психологической литературы, критический анализ специальной литературы в аспекте цели, объекта, предмета и задач исследования;
2) изучение и обобщение опыта, опубликованных данных искусствоведов, педагогов искусства и собственных наблюдений искусствоведческой практики;
3) исследование восприятия окружающей действительности и анализа произведений искусства через интеграцию искусствоведческих знаний в рамках образовательной области "Искусство";
4) типологический метод с целью типологизации деятельности образовательного (с искусствоведческим профилем) учреждения и выявлению специальных программ по искусству;
5) метод искусствоведческого и философско-эстетического анализа специальных программ по искусству с целью определения основных направлений развития личности учащегося.
Источниками исследования являются:
• научные труды, соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, искусствознание, эстетика, психология);
• нормативные акты и документы: закон Российской Федерации "Об образовании"(1992), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2001), Концепция художественного образования (2001), Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002), Концепция образовательной области "Искусство" (2006), главным образом, изменившие представление о духовном развитии личности учащегося образовательного учреждения и послуживших поводом к совместной работе в области художественного развития, как педагогов, так и искусствоведов, художников;
• программы по искусству для образовательного учреждения с искусствоведческим профилем;
• анализ искусствоведческой и педагогической деятельности в ГОУ школа №203 имени A.C. Грибоедова;
• практические разработки автора диссертации, направленные на поиск наиболее современных, эффективных и перспективных форм и видов искусствоведческой практики учащихся в образовательном учреждении, и, прежде всего, на развитие, формирование и обоснование искусствоведческого подхода и использования методологии искусствознания при изучении "мировой художественной культуры" как обобщающего курса образовательной области "Искусство".
Апробация исследования. Проблематика и основные положения данной диссертации прошли апробацию, прежде всего, в ходе личной искусствоведческой и педагогической практики автора в СПбГОУ школа №203 имени A.C. Грибоедова. Концептуальные положения исследования изложены в автореферате и 22 научных публикациях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК ("Среднее профессиональное образование", "Вопросы культурологии", "Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради"). Кроме того, результаты работы обсуждались на всероссийских и международных научно-практических конференциях: "Инновационное среднее образование в России: сущность и перспективы" (Санкт-Петербург, 15-16 марта 2006 года), "Интеграция региональных систем образования" (Саранск, 2-3 октября 2006 года), "Актуальные проблемы современного профессионального образования" (Москва, 1-2 ноября 2006 года), "Единство гуманитарного знания: новый синтез" (Москва, 25-27 января 2007 года), "Современные проблемы межкультурных коммуникаций" (Санкт-Петербург, 14 марта 2007 года), "Сохранение и развитие социокультурного потенциала региона" (Орел, 21-23 марта 2007 года), "Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок" (Санкт-Петербург, 25 января 2008 года), а также в учебном процессе. Все тезисы докладов изданы в специальных сборниках конференций. Научная новизна и теоретическая ценность:
• научно-теоретически обоснована роль искусствоведения в сфере современного гуманитарного знания как факторе, влияющем на образовательный потенциал фундаментальной науки об искусстве;
• научно-практически осмыслена и проанализирована роль искусствоведения в развитии образовательной области "Искусство";
• разработано, обосновано и введено в научный оборот понятие "искусствоведение как направление профильного обучения" учащихся; определены научно-методические и методологические условия для его реализации в учреждении общего среднего образования;
• раскрыты и обоснованы возможности использования искусствоведческого подхода, искусствоведческой методики и методологии на занятиях по мировой художественной культуре;
• выявлена специфика искусствоведческой деятельности учащихся в профильном образовательном учреждении на примере специальной программы по искусству "Художественная культура и театральное искусство" в СПбГОУ школа №203 имени A.C. Грибоедова.
Практическое значение настоящей диссертационной работы всецело определяется ее общей направленностью на преодоление характерного несоответствия содержания и методики преподавания искусства в общеобразовательном учреждении, то есть теоретико-методологического (искусствоведческого) и методического (педагогического) компонентов, целям развития образовательной области "Искусство" и специфике профильного обучении искусству учащихся старшего звена; практико-ориентированной разработкой соответствующих теоретических и методологических вопросов, возможностью построения на ее основе эффективных форм и методов искусствоведческого образования и самообразования. Результаты исследований могут быть использованы при создании интегральных программ по искусству, учебных пособий по вопросам искусствознания; для организации процесса обучения в учреждении дополнительного образования; служить научно-методологической и практической основой для разработки инновационных подходов к изучению искусствоведческих дисциплин в образовательном учреждении, а также:
• для разработки теоретических и методических рекомендаций, направленных на совершенствование современной практики реализации искусствоведческих знаний в образовательной области "Искусство";
• для создания комплексного искусствоведческого направления в целях профильного обучения учащихся старших классов;
• для научно-методического и методологического обоснования искусствоведческого подхода к преподаванию мировой художественной культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Обоснование сущности и роли искусствоведения в сфере гуманитарного знания, а также методологии искусствознания.
2. Основные этапы формирования отечественного искусствоведения как научной дисциплины и его статус в современной России.
3. Определение роли искусствоведения в современном образовательном пространстве и его обоснование в качестве направления профильного обучения.
4. Обоснование искусствоведческого подхода в процессе освоения учащимися предмета "Мировая художественная культура" как эффективной формы актуализации исторических смыслов искусства в современном культурном контексте.
5. Выявление и анализ современных, наиболее эффективных форм и видов искусствоведческой деятельности учащихся на занятиях по мировой художественной культуре.
Диссертация состоит из введения, трех глав (одиннадцати параграфов), заключения, библиографии, трех приложений. Содержание работы изложено на 266 страницах. Библиография насчитывает 340 наименований.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 169 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz