Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 03:17
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 28 » Скачать Интеллектуальные операции старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития. Александрович, Мария бесплатно
03:24
Скачать Интеллектуальные операции старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития. Александрович, Мария бесплатно
Интеллектуальные операции старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития

Диссертация

Автор: Александрович, Мария Олеговна

Название: Интеллектуальные операции старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития

Справка: Александрович, Мария Олеговна. Интеллектуальные операции старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.10 Минск, 2003 171 c. : 61 04-19/336

Объем: 171 стр.

Информация: Минск, 2003


Содержание:

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
1 ИНТЕЛЛЕКТ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
11 Психологические теории интеллекта
12 Виды интеллектуальных операций и их классификация
13 Интеллектуальные операции старших дошкольников в норме
14 Интеллектуальные операции старших дошкольников с особенностями психофизического развития
2 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
21 Методология исследования
22 Характеристика объекта исследования
23 Методы исследования 71 231 Стандартизация Эдинбургского рисуночного теста
3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
31 Апробация Эдинбургского рисуночного теста
32 Результаты изучения интеллектуальных операций старших дошкольников в норме
321 Половозрастная динамика интеллектуальных операций старших дошкольников в норме с низким уровнем развития интеллекта
322 Половозрастная динамика интеллектуальных операций старших дошкольников в норме со средним уровнем развития интеллекта
323 Половозрастная динамика интеллектуальных операций старших дошкольников в норме с высоким уровнем развития интеллекта
33 Результаты изучения интеллектуальных операций старших дошкольников с особенностями психофизического развития
331 Половозрастная динамика развития интеллектуальных операций старших дошкольников с ДЦП
332 Половозрастная динамика развития интеллектуальных операций слабослышащих старших дошкольников
333 Половозрастная динамика развития интеллектуальных операций старших дошкольников с расстройствами речи
34 Сравнительный анализ выборок старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития
341 Сравнительный анализ уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития
342 Сравнительный анализ половозрастной динамики интеллектуальных операций в выборках старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития
35 Обсуждение результатов
4 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
41 Общие принципы коррекции интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития
42 Модель коррекции и развития интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития
43 Анализ результатов психологической коррекции и развития интеллектуальных операций старших дошкольников

Введение:

Актуальность темы. Развитие цивилизации основывается на развитии интеллектуального потенциала каждого человека, закладка и становление которого начинаются в раннем детстве. В этой связи важны раннее выявление и надежная диагностика индивидуального уровня развития интеллекта. Индивидуальный подход особенно необходим в работе с детьми с особенностями психофизического развития, когда интеллектуальный потенциал ребенка может остаться незамеченным на фоне психического или физического недуга. В коррекционной психологии изучение интеллекта и формирования интеллектуальных операций связано с проблемой их диагностики и коррекции у детей с особенностями психофизического развития. Процесс онтогенеза интеллекта и интеллектуальных операций в наиболее отчетливой форме наблюдается и эффективно поддается коррекции в дошкольный период.
Дифференцированное изучение индивидуальных различий по интеллекту и интеллектуальным операциям старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития позволяет выявить уровень интеллекта каждого ребенка, выработать стратегии индивидуального коррекционного воздействия и создать благоприятные условия обучения и развития. Проблема изучения интеллекта, интеллектуальных операций и путей их становления у детей в норме и с особенностями психофизического развития занимает значительное место в психологических исследованиях отечественных авторов: С.Л.Рубинштейна [108; 109], Л.Ф.Обуховой [78], Н.Н. Поддьякова [91], Л.И. Тиграновой [126], Д.Б. Богоявленской [29], Л.С.Выготского [36; 37], Т.В. Сенько [115], Л.А. Венгера [34], Ю.Н. Карандашева [60], Н.В. Яшковой [145], М.А. Холодной [133; 134], Н.С. Лейтеса [100], О.М.Дьяченко [82], Т.В.Розановой [107], Б.М. Теплова [123], В.Д. Шадрикова [140], В.Н. Дружинина [48; 49], Т.А. Григорьевой [43] и зарубежных авторов: Г. Айзенка [2,165], Ж.Пиаже [89], К.Г. Юнга [144], А. Бине [28], Ф.Гальтона [цит. по 49], В.Штерна [142], С. Spearman [211], L.Terman [215; 216], J.P.Guilford [171], P.Vernon [220], H. Eysenck [165], H. Gardner [168], R. Stenberg [212; 213], P. Kline [176], E. N?cka [187; 188; 189], J. Feldhusen [166], К Heller, F. Monks [172], A. S?kowski [208], C. Yewchuk, J. Lupart [226].
Значительная часть этих исследований посвящена изучению интеллекта и интеллектуальных операций детей дошкольного возраста. Анализ этих работ приводит к выводу о том, что имеется очевидная нехватка исследовательских средств, задания которых построены с опорой на невербальный компонент. Все это определяет актуальность исследований, направленных на поиск и создание невербального инструментария для ранней диагностики интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников, как в норме, так и с особенностями психофизического развития.
Не меньшую актуальность представляет и разработка коррекционных программ для работы с дошкольниками с особенностями психофизического развития, тем более с применением невербальных методов (музыкальная терапия, видеотренинг).
Цель исследования - изучение интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития (ДЦП, нарушения слуха, расстройства речи).
Диссертационная работа направлена на решение следующих задач методического и практического характера:
1. Адаптация Эдинбургского рисуночного теста, ЭРТ (Edinburgh Picture Test) для изучения уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций на выборке русскоговорящих старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития.
2. Изучение уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития.
3. Изучение тендерных различий уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития.
4. Изучение возрастной динамики уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития.
5. Изучение возможности применения метода совмещенных видеотренинга, музыкальной терапии и развивающих упражнений для повышения уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников с особенностями психофизического развития.
Объект исследования - интеллект и интеллектуальные операции.
Предмет исследования - интеллектуальные операции старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития (ДЦП, нарушения слуха, расстройства речи).
Экспериментальная база. В исследовании принимали участие 523 старших дошкольника из детских садов №5, 60, 205, 221, 542; №65 для детей с ДЦП, ш/и № 13 для детей с нарушениями слуха, № 203 при СШ № 115, в подготовительных классах при негосударственной гимназии «KSV», СШ №47 г.Минска, д/с №16 г.Гомеля и д/с «Березка» д. Б. У холода (приложение 1).
На этапе пилотажного исследования - 70 старших дошкольников (50 - в норме, 20 - с особенностями психофизического развития).
На этапе экспериментального исследования - 423 старших дошкольника. Из них 342 старших дошкольника в норме (171 мальчик, 171 девочка) и 81 старший дошкольник с особенностями психофизического развития: 30 дошкольников с ДЦП (15 мальчиков, 15 девочек); 29 слабослышащих дошкольников (18 мальчиков, 11 девочек); 22 дошкольника с расстройствами речи (10 мальчиков, 12 девочек).
На этапе психологической коррекции - 30 старших дошкольников (15 - коррекционная группа, 15 - контрольная группа).
Гипотеза исследования - уровень развития интеллектуальных операций старших дошкольников с особенностями психофизического развития имеет свою специфику и варьирует сильнее, чем у старших дошкольников нормы.
Частные гипотезы исследования:
1. Эдинбургский рисуночный тест позволяет изучать уровень развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития.
2. Существуют тендерные различия в уровне развития интеллекта и интеллектуальных операций у старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития.
3. Существуют различия в возрастной динамике уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций у старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития.
4. Метод совмещенных видеотренинга, музыкальной терапии и развивающих упражнений позволяет повысить уровень развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников с особенностями психофизического развития.
Методологической основой исследования стали концепция «ядра» интеллекта - качества интеллектуальных операций C.JI. Рубинштейна [108], системный подход В.А. Ганзена [40], исследования успешности познавательной деятельности Т.В. Сенько [115; 116], концепция функционально-стадиальной периодизации психического развития в старшем дошкольном возрасте Ю.Н. Карандашева [61], а также феномен «эффект Моцарта», описанный F.H. Rauscher и G.L. Shaw [201].
Методы исследования:
В ходе исследования экспериментально-психологическое изучение уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников проводилось с помощью метода возрастных срезов. На этапе коррекционно-развивающей работы сбор данных осуществлялся с помощью метода динамического наблюдения.
Экспериментально-психологическое исследование уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития включало:
1) Эдинбургский рисуночный тест [10; 163].
2) Тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека», в модификации С.С. Степанова [124].
Метод стандартизированного наблюдения и экспертной оценки с использованием следующих методик:
1) «Интеллектуальный портрет» А.И. Савенкова [113].
2) «Изучение личностного поведения» (ИЛП) Т.В. Сенько [117; 118].
Методами коррекции являлись:
1) Видеотренинг с помощью фильмов «Моцарт для малышей» («Baby Mozart»), «Бах для малышей» («Baby Bach»).
2) Музыкальная терапия на основе музыки В. А. Моцарта и И.С. Баха.
3) Развивающие упражнения («Лабиринт», «Оригами», «Путаница», «Загадки» и др.) [24; 50; 104; 138; 222; 227].
Статистический анализ полученных результатов был проведен с помощью пакета статистических программ STATISTICA. Использованы: анализ распределений (оценка соответствия нормальному распределению с помощью критерия X Колмогорова-Смирнова; асимметрия и эксцесс), параметрические методы (дисперсия, средняя и ее ошибка, коэффициент линейной корреляции), анализ взаимосвязей с помощью методов непараметрической корреляции (Спирмена (Rs) и Кендала (т)), двухфакторный дисперсионный анализ Фишера (F) для связанных и несвязанных выборок, анализ выявленных эффектов и анализ ковариаций с помощью ANO VA/MANOVA с вычислением критерия X Уилка, оценка достоверности сдвига проводилась с использованием Т-критерия Вилкоксона.
Научная новизна и теоретическая значимость полученных результатов:
1. Впервые на материале русскоязычной, популяции адаптирован Эдинбургский рисуночный тест, позволяющий изучать уровень развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития (ДЦП, нарушения слуха, расстройства речи).
2. Выявлены и проанализированы специфические различия в уровне и темпе развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития (ДЦП, нарушения слуха, расстройства речи). Выявлены новые научные факты, касающиеся особенностей становления интеллеюуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития (ДЦП, нарушения слуха, расстройства речи).
3. Впервые определены методологические, методические и организационные основы коррекционной работы по развитию интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников с особенностями психофизического развития методом совмещенных видеотренинга, музыкальной терапии и развивающих упражнений.
Практическая ценность работы. Переведен, апробирован и внедрен Эдинбургский рисуночный тест для изучения уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников. Адаптированная методика может стать альтернативой для существующих классических IQ тестов и удовлетворить профессиональные потребности специалистов, ориентированных на качественный анализ специфических особенностей формирования интеллекта и интеллектуальных операций у старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития с использованием невербального стимульного материала. Составлена программа коррекционной работы по развитию интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития.
Реализация и внедрение результатов работы. Настоящее диссертационное исследование выполнено в рамках НИР кафедральных тем «Научно-методическое обеспечение психологической подготовки практических психологов и специалистов-смежников в системе образования Республики Беларусь» при БГПУ им. М. Танка (№ ГР 19961523; 1996-2000 гг.) - научный руководитель проф. Ю.Н. Карандашев, и «Научные основания комплексной диагностики и коррекции межличностного взаимодействия» при БГПУ им. М. Танка (№ ГР 20021097; 2000-2005 гг.) - научный руководитель проф. Т.В. Сенько.
Результаты исследований внедрены в учебный процесс в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка (19982002), Белорусском государственном университете (2003) и в Белорусском государственном хореографическом колледже (2003).
Разработанный методический материал по коррекции и развитию интеллектуальных операций у старших дошкольников был внедрен в практику работы детского сада № 5 г. Минска.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эдинбургский рисуночный тест содержит невербальный стимульный материал и позволяет изучать уровень развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития.
2. Уровень развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников с особенностями психофизического развития имеет свою специфику и варьирует сильнее, чем у старших дошкольников нормы.
3. Возрастная динамика интеллекта и интеллектуальных операций у старших дошкольников с особенностями психофизического развития носит разнонаправленный характер, а у старших дошкольников нормы -постепенно возрастающий характер.
4. Метод совмещенных видеотренинга, музыкальной терапии и развивающих упражнений позволяет повысить уровень развития интеллекта и интеллектуальных операций у старших дошкольников с особенностями психофизического развития.
Апробация результатов диссертации. Основные положения диссертационного исследования использованы в консультативной, коррекционной и развивающей работе со старшими дошкольниками, их родителями и воспитателями дошкольных учреждений открытого типа и детских учреждений г. Минска для детей с ДЦП, нарушениями слуха, расстройствами речи. Результаты исследования обсуждались на кафедре экспериментальной психологии Института психологии Ягеллонского университета (Краков, Польша, 2001), на кафедре возрастной и педагогической психологии БГПУ им. М. Танка (2003), в Московском городском психолого-педагогическом университете (2003).
Материалы исследования были представлены на методологических семинарах (Беларусь, 2000-2003), а также межвузовских (Россия, 1999; Беларусь, 2000), республиканских (Беларусь, 2000,2001), межрегиональных (Беларусь, 2000), европейских (Греция, 1999; Швеция, 2001; Польша 2000,2001,2003), международных (Беларусь 1999-2002; Россия, 2000; Польша, 2001; Канада, 2002; Эстония, 2002; Италия, 2003; Германия, 2003) конференциях.
Разработаны и внедрены курсы обучения специалистов с использованием данных диссертационного исследования:
Дифференциальная психология» (1998-2002 гг.), «Психология одаренных детей» (2002-2003 г.г.). Материалы исследования использованы для составления программы спецкурса «Психология интеллекта и одаренности» на английском языке (2000-2003 гг.), при выполнении дипломных и курсовых работ студентами и слушателями, обучающимисяся по специальности «Практическая психология», «Практическая психология и иностранный язык», «Социальная педагогика и практическая психология», «Социальная педагогика и иностранный язык», «Социальная работа»; в работе студенческой проблемной лаборатории «Актуальные проблемы развития интеллекта, способностей и одаренности» (1998-2002 гг.) БГПУ им. М. Танка.
Публикации. Основные положения диссертационного исследования представлены в 23 публикациях автора, в том числе в учебно-методическом пособии (1), программе спецкурса (1), в статьях в научно-методических сборниках (5), материалах научных конгрессов и конференций (16).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения по работе, списка использованной литературы, приложений. Полный объем диссертации составляет 171 страницу, из которых текст занимает 141 страницу (иллюстрации: 15 таблиц, 30 рисунков), приложения ^ 16 страниц. Список использованной литературы включает 227 наименований (14 страниц), из них 82 наименования на иностранных языках (70 - на английском, 11 - на польском и 1 - на немецком языке).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 269 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz