Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 02:27
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Информационный потенциал пресс-службы в формировании имиджа региона. Денисова, Наталья Анатольевна бесплатно
23:54
Скачать Информационный потенциал пресс-службы в формировании имиджа региона. Денисова, Наталья Анатольевна бесплатно

Информационный потенциал пресс-службы в формировании имиджа региона

Диссертация

Автор: Денисова, Наталья Анатольевна

Название: Информационный потенциал пресс-службы в формировании имиджа региона

Справка: Денисова, Наталья Анатольевна. Информационный потенциал пресс-службы в формировании имиджа региона : диссертация кандидата политических наук : 10.01.10 / Денисова Наталья Анатольевна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ] - Москва, 2009 - Количество страниц: 174 с. ил. Москва, 2009 174 c. :

Объем: 174 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Введение
Глава I Теоретико-методологические подходы к исследованию информационного потенциала пресс-службы и имиджа региона
11 Социально-информациологический потенциал пресс-службы как субъекта информационной политики
12 Коммуникативно-информационная природа имиджа региона
13 Особенности формирования коммуникативноинформационного образа региона
Глава II Коммуникативно-информационная деятельность пресс-службы по формированию имиджа региона (на примере Челябинской области)
21 Эффективность деятельности пресс-службы по формированию привлекательного имиджа региона
22 Образ Челябинской области в российском и региональном информационном пространстве
23 Отражение образа региона в массовом сознании жителей

Введение:

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях информационного общества качество управленческих решений во многом зависит от качества имеющейся политической информации.
С развитием и применением новых информационных технологий информация стала выступать одним из основных ресурсов власти и общества. При оценке уровня и возможностей развития страны, региона начал учитываться не только энергетический, финансовый, оборонный, но и информационно-политический потенциал. Именно информация сегодня влияет на процесс принятия решений и их реализацию. Она стала таким продуктом социума, без которого невозможно представить дальнейшее общественное развитие.
Потребность населения в актуальной информации определила необходимость формирования специальных структур, обеспечивающих коммуникативно-информационное сопровождение деятельности государственных, коммерческих, общественных организаций. В рамках системы «власть - народ» в субъекте Российской Федерации такой специальной структурой стала выступать пресс-служба регионального органа государственной власти, которая является связующим звеном, обеспечивающим обмен социально-политической информацией между обществом и властью. При этом она должна обладать собственным информационным потенциалом, который важно исследовать в плане единства атрибутивных и функциональных свойств политической информации, отражающей бытие социума, а также как совокупность средств, методов и условий, позволяющих эффективно использовать доступные информационные ресурсы.
На практике пресс-служба отвечает преимущественно лишь за построение отношений с массмедиа, и ее функции сводятся к распространению материалов о деятельности региональных органов власти. Она зачастую выступает как вспомогательный субъект в системе коммуникации и обмена информацией. В результате этого информационный потенциал пресс-службы полностью не реализуется. Одна из главных причин состоит в том, что данный институт государственной службы начал формироваться только в 90-е годы и преимущественно опытным путем, во многом интуитивно. С течением времени все актуальнее становилась проблема научного анализа деятельности пресс-службы.
Проблема обострилась в настоящее время, когда начала решаться задача формирования имиджа страны и регионов. Данное обстоятельство потребовало расширения функций современной пресс-службы, которая участвует в решении не только текущих ежедневных задач, но и занимается информационным управлением, долговременным планированием, построением эффективных коммуникаций, анализом и прогнозированием, наконец, формирует философию и идеологию развития региона. Возрастает значение rvee герменевтической и дискурсной функций, когда требуется решение задач разъяснения, аргументирования реализуемой политики региональной власти, готовности обеспечивать открытый и публичный ее диалог с населением. В контексте развития диалоговой, дискурсной модели информационной политики роль пресс-службы неизменно возрастает. Одной из самых емких функций деятельности пресс-службы сегодня является формирование мотивационной составляющей привлекательного образа региона. Реализация ее полномочий в данном контексте приводит к формированию мотивационной составляющей имиджа государства в плане перспективного развития его региональных образований. В таких условиях имидж становится непосредственным политическим и экономическим агентом ускорения или торможения развития предприятий региона, когда положительный образ является важнейшим инструментом проведения и защиты его интересов.
Следовательно, актуализируется проблема социально-информациологического анализа политической и информационной власти государства, региона, муниципалитета, а также коммуникативно-информационной сущности пресс-службы в качестве важнейшего субъекта информационной политики в регионе.
Таким образом, научно-практическая проблема, рассматриваемая в диссертации, обусловлена противоречием, которое заключается в том, что при возрастающей роли информационного фактора в экономической, социальной, культурной политике недооценивается коммуникативно-информационная составляющая имиджа региона. В результате, информационной политике отводится второстепенная роль. В то же время, как показывает опыт, тормозом реформ, является недооценка их информационного сопровождения, начиная со стадии разработки до их реализации на практике. И как следствие — недооценивается и коммуникативно-информационная сущность пресс-службы в качестве важнейшего субъекта информационной политики в регионе.
Вместе с тем, пресс-службе должна отводиться роль важнейшего коммуникатора с учетом нацеливания на достижение информационной идентичности, то есть, согласованности, соответствия между кодами власти, медийными кодами и кодами народовластия в целях формирования имиджа региона.
Научная задача состоит в необходимости исследования информационного потенциала пресс-службы с позиции социально-информациологического и социокоммуникативного подходов и выделения коммуникативно-информационных критериев эффективности деятельности пресс-службы по формированию имиджа региона.
Степень научной разработанности темы. Ученые провели фундаментальные исследования нового информационного общества, определили его основные приоритеты и сформировали понятийный аппарат информационной эпохи. Теоретические обоснования особенностей коммуникативных процессов, роли информации и политических коммуникаций привели к формированию комплекса новых концепций общественного развития. Наиболее влиятельной из них является теория информационного общества, где ключевыми понятиями выступают информация и коммуникация. Изучение работ Д. Белла, Э.
Тоффлера, Р.Абдеева, М. Кастельса, Ю. Хабермаса1, наряду с работами
В. Иноземцева, А.С. Панарина, Ф. Уэбстера, Н. Лумана способствовало научному осмыслению проблемы, пониманию особенностей функционирования коммуникативных процессов в информационном обществе.
В теории изучения феномена информации, ее воздействия на сознание масс, диссертант опирался на труды М. Вебера, Г. Лебона, Н. Маккиавели , среди российских ученых — на работы А.К. Уледова, B.C. Егорова, С. Кара-Мурзы, Я.А. Пляйса, А.И. Соловьева, И.И. Юзвишина, Л.Н. Тимофеевой и др.4. Пресс-служба как субъект информационной
1 Белл Д. Грядущее индустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2004; Абдеев Р. Философия информационной цивилизации. М., 1994; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; Хабермас Ю. Политические работы. М., 2005; Хабермас Ю. 1984; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.
Иноземцев B.JI. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. — 1997. — №10; Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2002; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М, 2004; Луман Н. Власть. М., 2001; Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005.
3 Вебер М. Политика как призвание и как профессия. Избранные произведения. М., 1990; Лебон Г. Психология народов и масс. М., 2008; Маккиавели Н. Избранные сочинения. М., 1982.
4 Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968; Егоров B.C. Человек информационный в кн.: Человек, наука, управление. М., 2000; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2007; Пляйс Я.А. Политология в контексте переходной эпохи в России. М., 2009; Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2001; Юзвишин И.И. Основы информациологии. М., 2001; Тимофеева Л.Н. Власть и оппозиция: взаимодействие и взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникации. М., 2004. работы в системе государственного управления исследовалась в контексте работ Л.Я. Сухотерина, И.В. Юдинцева1.
Важными для исследования оказались труды А.В. Кочетковой, А.С. Тарасова, В.В. Ворошилова , в которых рассматриваются роль, структура и методы работы современных пресс-служб, раскрываются особенности их функционирования в государственных и общественных структурах. Там же анализируется специфика создания пресс-служб при администрациях малых и средних городов России. Исследованию проблемы формирования государственной информационной политики в России от зарождения древнерусского государства до современности л посвящена монография С.В. Коновченко и А.Г. Киселева .
Ключевое место в диссертационном исследовании занимает информационный подход, который разрабатывался отечественными философами А.Д. Урсулом, B.C. Готтом, Э.П. Семенюком и др.4. В последствии, при разработке методологии социальной информациологии, получили развитие социально-информациологический и социокоммуникативный подходы. Их применение позволило выявить информационный потенциал пресс-службы в формировании имиджа региона. Данные подходы апробированы в процессе научной и учебной деятельности кафедры информационной политики и кафедры управления социальными и экологическими системами РАГС. В научной литературе эти подходы представлены трудами В.Д. Попова, В.В. Воробьева, В.В.
1 Сухотерин JL, Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. М., 2007.
Кочеткова А.В. Современная пресс-служба. М., 2009; Ворошилов В.В. Современная пресс-служба. М., 2005; Ворошилов В.В. Журналистика. М., 2009.
3 Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. Монография. М., 2004.
4 Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Социальная роль информатики. М., 1987; Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев, 1988; Урсул А.Д., Урсул Т.А, Универсальный эволюционизм. М., 2007.
Силкина, JI.И. Мухамедовой, К.В. Маркелова, П.Н. Киричёк, А.В. Шевченко и др.1.
Анализ деятельности средств массовой информации в интересах государства и общества представлен в трудах Я.Н. Засурского, И.И. Засурского, Е.П. Прохорова, Т.Г. Добросклонской, А.В. Шевченко . Их разработки способствовали осмыслению диссертантом процессов государственного имиджмейкинга в современной России.
Учеными проведен ряд исторических, социологических, философских и психологических исследований имиджа. Пристальное о внимание данной тематике уделяли Д. Траут, Э. Райе, К. Болдинг . Непосредственное влияние на понимание феномена имиджа оказало бихевиористское направление в психологии, в частности, работы Дж. Б. Уотсона, Б.Э. Торндайка, Э. Толмена, Б. Скиннера4 и др.
Близко к теории имиджа примыкает теория социальной стратификации, созданная М. Вебером и П. Сорокиным 5. Само понятие «имидж» в специальную русскоязычную литературу одним из первых
1 Информационная политика. Учебник / Под общ. ред. проф. Попова В.Д. М., 2003; Попов В.Д. Социальная информациология и журналистика: Учебное пособие. М., 2007; Силкин В.В. Информация и коммуникация в системе государственной службы (социально-информациологический анализ). Саратов, 2005; Мухамедова Л.И. Политическая информациология как отрасль научного знания: Лекция. М., 2007; Мухамедова Л.И. Социальная коммуникация в трансформирующимся в обществе: Лекция. М,, 2007; Маркелов К.В. Информационная политика и общественный идеал. М., 2005; Киричек П.Н. Медиакоммуникация и массовое сознание: принципы и механизмы формирования. М., 2007.
2 Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. М., 2001; Засурский И.И. Реконструкция России. Массмедиа и политика в 90-е годы. М., 2001; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2005; Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиа текстов. М., 2000; Управление общественными отношениями: Учебник. Изд. 2-е / Под ред. проф. Комаровского B.C. М.: Изд-во РАГС, 2009.
3 Траут Д., Ривкин С. Дифференцируйся или умирай! СПб., 2006; Райе Л., Райе Э. 22 закона создания брэнда. М., 2004; Болдинг К. Имидж. М., 1994.
4 Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. М., 1998; Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Общая психология. Тексты. Т. 1. Введение. Антология. М., 2001.
5 Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность. М., 1992. ввел О.А. Феофанов 1 . Теоретические и практические вопросы моделирования, поддержания и изменения внешнего имиджа, формирования и развития информационного поля достаточно широко, полно и глубоко освещены в работах зарубежных ученых — П. Берд, JL Браун, А. Векслер, Д. Маркони , и отечественных — В.Г. Афанасьев, Б.Л. Борисов, О.А. Гордеева, Ж.П. Гуревич, Т.Ю. Лебедева, И.П. Попов, В.М. Шепель, Э.А. Галумов, Г.Г. Почепцов, А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров, о
А.Ю. Панасюк и др. . Междисциплинарный подход к освещению содержания и особенностей политического имиджа приводится в труде под редакцией А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной 4.
Ценными, с точки зрения раскрытия темы исследования, представляются выводы диссертационных работ последних лет, в которых рассматриваются принципы и технологии коммуникативных процессов формирования имиджа власти, региона, государства5.
1 Феофанов О.А. США: реклама и общество. М., 1974; Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в России: Психология рекламы. Формирование имиджа. Политическая реклама. СПб., 2004.
2 Берд П. Продай себя! Тактика совершенствования Вашего имиджа. М., 2004; Браун Л. Имидж — путь к успеху. СПб., 2000; Векслер А. Связи с общественностью для бизнеса. Нижний Новгород, 2001; Маркони Д. PR: полное руководство. М., 2006.
3 Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994; Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. М., 1998; Гордеева О.А. Политический имидж в избирательной кампании. Технология и организация выборных кампаний отечественный и зарубежный опыт. М., 1993; Гуревич Ж.П. Политика и ее имиджи. М., 1988; Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика. М., 1996; Попов И.П. Индустрия образов. М., 1986; Шепель В.М. Имиджелогия: как нравиться людям. М., 2002; Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М., 2005; Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М., 2006; Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. М., 2004; Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: учебник. М., 2008; Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М., 2007.
4 Политическая имиджелогия. / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной. М., 2006; Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М., 2002.
5 Богатырева Е.А. Коммуникативно-информационная природа политического лидерства государства. М., 2007; Богдан Е.Н. Медиа-образ России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики. М., 2007; Драгачева О.С. Внешнеполитический имидж государства и его лидера: технологии формирования и позиционирования. М., 2006; Федоров Е.С. Коммуникативно-информационная природа формирования имиджа государственного органа. М., 2006;
При наличии солидной научной базы по проблематике имиджа, в практической литературе господствуют интуитивные подходы к описанию этого явления. Они опираются на западный опыт в области маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Чаще отражаются только отдельные аспекты данного явления. До сих пор встречается много разночтений в классификациях имиджа, в суждениях относительно его функциональной роли, его природы, коммуникативной сущности. Фундаментальных обобщающих научных трудов, содержащих теоретическое обоснование роли субъектов информационной политики (в том числе пресс-службы) по формированию имиджа региона автором не обнаружено.
Основной целью исследования является выявление информационного потенциала пресс-службы в формировании имиджа территории и анализ современного состояния регионального образа.
Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:
• раскрыть социально-информациологический потенциал пресс-службы как одного их субъектов информационной политики;
• дать теоретическое обоснование коммуникативной природы имиджа в контексте социальной информациологии;
• определить социально-информациологические особенности формирования привлекательного образа региона средствами пресс-службы;
• систематизировать существующие функции современной пресс-службы и выявить новые, возникшие в условиях информационного общества;
Феклюнина B.C. Политический имидж России в американской прессе 2000-2004 гг. Саратов, 2005; Цыренжапов З.О. Информационно-коммуникативный потенциал имиджа Российского государства. М., 2008; Шабалин И.С. Имидж региона как информационно-политический ресурс. М., 2005.
• определить критерии эффективности деятельности пресс-службы по формированию имиджа региона; представить образ Челябинской области в российском и региональном информационном пространстве.
Объектом исследования является коммуникативно-информационная деятельность пресс-службы регионального органа власти.
Предмет исследования — механизмы реализации информационного потенциала пресс-службы в формировании имиджа региона.
Методологическую базу исследования составляют методы политического анализа, информационный подход, включающий в себя социально-информациологический и социокоммуникативный подходы. В методологический базис интегрированы герменевтическая, когнитивная, мотивационная, культурологическая, немарковская парадигмы исследования. Данный методологический аппарат позволяет выявить информационный потенциал пресс-службы при формировании имиджа региона. В диссертационном исследовании нашли отражение теории информационного общества (М. Кастельс), коммуникативного действия (Ю. Хабермас), коммуникативных кодов (Н. Луман). Использованы методы информационного аудита и социологического исследования.
Теоретической основой данного исследования являются труды в области философии, общей теории информации, теории коммуникации, социальной информациологии, теории информационного общества, теории и практики журналистики. Свое отражение в диссертационной работе получили методология политологии, социологии, социальной психологии и результаты научных исследований на стыке этих наук.
Эмпирической базой выдвинутых теоретических положений послужили данные статистики и исследований, проведенных с участием автора. В том числе, двух информационных аудитов «Образ Челябинской области и его политической элиты в информационном пространстве России и региона»1. Исследования посвящены анализу информационного пространства, которое сформировалось вокруг Челябинской области в федеральных и региональных средствах массовой информации за период с 1 января 2006 года по 30 июня 2007 года, с 1 июля 2007 года по 31 июля 2008 года. Все сообщения о регионе обрабатывались в автоматическом режиме системой «Медиалогия» (около 25 тысяч сообщений), далее для предметного экспертного анализа по представительной выборке были выделены отдельные сообщения (5% от общего числа сообщений). Преимущественно рассматривались сообщения федеральных СМИ. Интерпретация сообщений осуществлялась экспертами-аналитиками. Социологическое исследование «Отражение образа Челябинской области в массовом сознании жителей региона»2 проводилось в период с 4 по 25 августа 2008 года в два этапа: 1-й этап — проведение фокусированных интервью с 4 по 15 августа; 2-й этап — массовый опрос населения области с 18 по 24 августа.
Кроме того, эмпирическая база исследования представлена материалами массмедиа (телевидения, радио, периодической печати, интернета), интервью политической элиты Челябинской области, законодательными документами Российской Федерации, регулирующими сферу информационно-политических отношений, информационной безопасности и массмедиа, концепцией и программами информационной политики, развития информационной сферы Российской Федерации и Челябинской области, наблюдениями, личным опытом.
1 Исследования проведены агентством «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг» в 2007 и 2008 годах по заказу управления пресс-службы и информации губернатора Челябинской области при непосредственном участии автора.
2 Социологическое исследование проведено Челябинским Центром социологических и психологических исследований «Рейтинг Плюс» (Ю. В. Беспечанский, В. А. Зорин, А. В. Ширинкин, В.Г. Чудаев) в 2008 году по заказу управления пресс-службы и информации губернатора Челябинской области при непосредственном участии автора.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Взаимодействие федеральной и региональной власти имеет коммуникативно-информационную основу, которая является важнейшим фактором государственного управления. Вместе с тем, в условиях рыночной экономики, развития конкуренции между предприятиями, регионами формируется потребность в позиционировании интересов региона, в формировании его имиджа, следовательно, в развитии информационной политики, активизации деятельности пресс-службы.
2. Статус пресс-службы правомерно рассматривать с позиции классических функций власти (господства, руководства, управления и контроля), где ей принадлежит роль субъекта информационного управления. Следует при этом различать специфику и единство «информационного управления» и «управления с помощью информации». Первое делает акцент на управлении собственно информационной сферой. В понятие «управление с помощью информации» заложено более широкое содержание, поскольку управление любой сферой жизнедеятельности людей невозможно без информации.
3. Потенциал пресс-службы правомерно представить с позиции возможностей информационной власти, но в границах функции управления, т.е. когда пресс-служба выступает в роли коммуникатора во взаимодействии региональной власти с различными социальными, этническими, религиозными группами населения. В контексте диссертации информационный потенциал пресс-службы рассматривается как совокупность источников, способностей, возможностей, методов, технологий, которые могут быть использованы при воздействии на общественное сознание для формирования привлекательного имиджа региона.
4. В рамках открытого общества значительно расширились функции пресс-службы. Если ранее она чаще всего являлась «рупором власти» - доносила до населения официальную информацию, то теперь на нее возложен более широкий круг обязанностей. В рамках реализации своих полномочий и эффективной деятельности сотрудники пресс-служб регионального органа государственной власти выполняют следующие функции: культурно-образовательную, справочную, функцию подготовки, обработки оперативных поводов, управленческую, коммуникативную, мониторинга, аналитическую, прогностическую, идеологическую, организационную.
5. Имидж региона в контексте взаимодействия власти с населением имеет коммуникативно-информационную природу. Процесс его формирования объективно сопровождается политической коммуникацией и служит фактором снижения социальной напряженности. Имидж региона представляет собой совокупность черт, которые формируют образ, складывающийся из эмоциональных и рациональных представлений, ментально-коммуникативных свойств, исторически сложившихся традиций, опыта людей, состояния межличностных коммуникаций в системе «власть — массмедиа — народ» в данный исторический момент.
6. Реализация региональной имиджевой политики пресс-службой регионального органа власти должна осуществляться с учетом ментальной, информационной, политической и экономической идентичности. В этом случае, сотрудниками пресс-службы достигаются эффекты: целостности общественного сознания и информационного пространства, диалога, дискурса в отношениях социального партнерства, достижения опережающего информационного эффекта в реализации управленческих решений.
Основные научные результаты исследования, полученные автором.
1. Раскрыт социально-информациологический потенциал пресс-службы как способность и возможность субъекта власти оказывать воздействие на общественное сознание и социальную психику людей посредством информации, передаваемой по каналам политической и социальной коммуникации. Объем его реализации определяется степенью влияния на состояние общественного мнения, общественного настроения и социального самочувствия, развития диалога между властью и населением, установлением конструктивных отношений с прессой.
2. Сделан вывод, что в условиях информационного общества возросло значение коммуникации и обмена информацией. В системе «власть — массмедиа — народ» следует учитывать информационные ресурсы органов власти всех уровней и народовластия, особенно при развитии конкуренции, повышении эффективности государственного регулирования рыночных отношений, преодолении кризисных явлений.
3. Установлена органическая связь коммуникативной компетенции работников пресс-службы с ее информационным ресурсом, ресурсом власти и когнитивной мотивацией населения. Информационный ресурс рассматривается как совокупность идей, управленческих решений, программ, концепций, возможных мероприятий и т.д., которыми располагает субъект власти, управляет ими и способен донести до понимания народа. Для этого пресс-служба должна исходить из единства коммуникативной, информационной и медийной политики, что обеспечивает достижение успеха в формировании имиджа региона.
4. Обосновано, что имидж региона имеет коммуникативно-информационную природу и рассматривается как совокупность черт, которая формирует образ, складывающийся из эмоциональных и рациональных представлений, ментально-коммуникативных свойств, исторически сложившихся традиций, опыта людей, состояния межличностных коммуникаций и обмена информацией в системе «власть — массмедиа — народ» в данный исторический момент. Базовым носителем имиджевого ресурса региона является население с его менталитетом и национальными особенностями; образ области и ее привлекательность напрямую завит от состояния межличностных коммуникаций. Однако данные закономерности реализуются при определенных обстоятельствах: связующим звеном во взаимодействии власти и народа выступает пресс-служба, которой принадлежит объективное право быть коммуникатором.
5. Доказано, что в процессе демократизации и в результате открытости власти перед обществом пресс-служба получила новые функции, ранее не присущие этому органу. Приоритетное значение имеют коммуникативная, аналитическая, прогностическая, идеологическая функции, которые позволяют в полной мере выстроить эффективную деятельность современной пресс-службы. При этом должен соблюдаться принцип опережающего информационного эффекта, чтобы избежать разрывов в общественном сознании и достичь эффекта понимания на основе партнерских отношений между народом и властью.
6. Выделены критерии эффективности деятельности пресс-службы, среди них: степень доверия населения к власти; уровень удовлетворенности оказанием социальных государственных услуг; состояние общественного настроения и социального самочувствия жителей региона; сформированность позитивного образа региона, отраженного в массовом сознании и т.д.
7. Составлен имиджевый портрет Челябинской области в федеральном и региональном информационном пространстве, выделены темы, вызвавшие наибольший резонанс в прессе; отмечено, что по сравнению с другими регионами России область находится в первой десятке субъектов Российской Федерации по критерию информационного присутствия. На основе проведенного информационного аудита видно, что в последние годы количество сообщений о регионе сохраняется, но уже с улучшением имиджевого качества публикаций.
Научная новизна диссертационного исследования состоит:
• в применении методов социальной информациологии при исследовании информационного потенциала пресс-службы регионального органа государственной власти; в авторской социально-информациологической интерпретации понятий «имидж», «имидж региона», «информационный потенциал пресс-службы»; в рассмотрении информационного потенциала пресс-службы, который может быть использован при воздействии на общественное сознание для формирования привлекательного имиджа региона;
• в выделении и обосновании новых функций современной пресс-службы, среди которых наибольший эффект приносят коммуникативная, управленческая, аналитическая, прогностическая и т.д.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в применении методов социальной информациологии для организации деятельности пресс-службы и инновационной оценке теории политической коммуникации, общественных связей и общественного сознания в формировании имиджа региона.
Основные положения, результаты и выводы могут найти применение в реализации региональной информационной политики. Также они могут быть использованы в качестве рекомендаций теоретического и прикладного характера для региональных органов государственной власти, их пресс-служб, которые заинтересованы в формировании привлекательного имиджа территории в массовом сознании. Это в свою очередь позволяет решать проблему политической стабильности региона, формирования политической культуры участия, активности граждан.
Сформулированные в диссертации концептуальные положения могут быть применены для дальнейшей теоретической разработки имиджеологии и исследования имиджа с позиции социальной информациологии.
Работа также может быть востребована при подготовке учебных курсов, методических пособий по региональному менеджменту, политическому лидерству, теории и практики журналистики.
Достоверность и научная обоснованность результатов диссертационного исследования определяются непротиворечивостью теоретико-методологических положений, составляющих его основу, комплексным использованием системы теоретических и эмпирических методов. Основные выводы коррелируются с выводами других исследователей в области современной политологии, журналистики, теории информации и политических коммуникаций, лежат в контексте их базовых положений.
Апробация результатов исследования. Положения, результаты и выводы диссертационного исследования обнародованы и апробированы на кафедральных просеминарах, проблемных группах, заседаниях кафедр информационной политики и управления социальными и экологическими системами РАГС, представлены в докладах и выступлениях автора на семинарах-тренингах, круглых столах, международных и всероссийских научно-практических конференциях, в том числе «Журналистика и информационная политика в регионе: теория и практика функционирования» (Татарстан, Набережные Челны, филиал КГУ, 2007), «Власть и управление в современном мире» (Санкт-Петербург, СЗАГС, 2008), «Инновационный потенциал стратегических коммуникаций: региональный аспект» (Екатеринбург, УрГУ, 2008), «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, РАГС, 2008), «Информационные войны в фокусе социальной информациологии» (Москва, РАГС, 2009) и других.
Результаты диссертационного исследования также отражены в научных публикациях автора общим объемом 10, 8 п.л.
Отдельные положения диссертации автор апробирует и реализует в ходе чтения авторских курсов «Теория и практика связей с общественностью», «Имидж территории и его политической элиты», «Информационная политика и современная пресс-служба».
Отдельные практические рекомендации автора апробированы и внедрены в деятельность органов исполнительной власти Челябинской области.
Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами и логикой диссертационного исследования, состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 217 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz