Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 15:35
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 1 » Скачать Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении. Саттарова, Надежда Ивановна бесплатно
21:34
Скачать Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении. Саттарова, Надежда Ивановна бесплатно
Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении

Диссертация

Автор: Саттарова, Надежда Ивановна

Название: Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении

Справка: Саттарова, Надежда Ивановна. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2003 215 c. : 61 04-13/337-2

Объем: 215 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2003


Содержание:

Введение
Глава 1 Информационная безопасность как социально- 12 педагогическая проблема
§11 Безопасность человека в открытом информационном обществе
§ 12Эволюция концепций информатизации образования
§ 13 Социально-педагогический аспект информационной 50 безопасности детей и подростков
Выводы по главе
Глава 2 Система педагогических условий обеспечения 71 информационной безопасности детей и подростков
§21 Анализ современной ситуации в области информатизации 71 образования
§22 Концепция информационной безопасности школьников и 89 педагогические условия ее реализации
§23 Организация информационно-безопасного образовательного 116 процесса в школе
Выводы по главе
Глава 3 Эффективность системы педагогических условий 132 обеспечения информационной безопасности школьников
§31 Алгоритм и методика проведения исследования
§32 Критерии эффективности системы педагогических условий 148 обеспечения информационной безопасности школьников
§33 Результаты оценки эффективности разработанной системы 155 педагогических условий и их анализ
Выводы по главе

Введение:

Актуальность проблемы исследования обусловлена радикальными переменами в социальной, политической и экономической жизни общества под влиянием информатизации. В настоящее время наблюдается процесс перехода общества к качественно новому состоянию, названному учеными информационным обществом (ИО). Информация и информационная деятельность в данном обществе призваны играть ключевую роль. Переход к ИО чаще всего идентифицируют по смене доминирующих технологий. Однако сами технологии не всегда оказывают непосредственное воздействие на социальную сферу, включая образование. Более важными оказываются изменения, инициируемые ими в обществе и влияющие на сферу образования. Образование в ИО перестает быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний, оно становится способом информационного обмена человека с окружающими людьми, который предполагает также генерирование информации в обмен на полученную. Различие между знанием и информацией, относительность знаний вследствие их быстрого устаревания, превращение образования в непрерывное - все эти процессы ведут к вытеснению знаний информацией в качестве основного элемента образовательного процесса, превращению знания в информацию о мире. В связи с этим, одной из основных задач образования становится обучение работе с информацией.
На этапах компьютеризации школы возможное влияние компьютера на систему образования были раскрыты в работах А. Г. Гейна, А. П. Ершова, В. Н. Каптелинина, А. А. Кузнецова, А. Л. Семенова, А. М. Матюшкина, И. В. Роберт и др. В последние годы потенциал самого компьютера оказывает на систему образования намного меньшее влияние, чем, например, «примитивные модели поведения», которые насаждаются в компьютерных играх и выхолощенный рекламный стиль сообщений «экранной культуры» сети Интернет. Интернетизация массированно воздействует на психику, модификацию поведения школьников (по А. А. Веряеву). С другой стороны, Интернет имеет возможность занять определенное место в системе образования, выступая фактором повышения ее эффективности и модернизации. В настоящее время в науке делаются первые шаги по педагогическому осмыслению проникновения новых коммуникационных технологий (НКТ) в образование (работы А. Г. Асмолова, Б. Б. Вендровской, А. А. Веряева, М. Б. Игнатьева, А. А. Кузнецова, В. Г. Парфенова, С. Н. Позднякова, А. Ю. Уварова и др.)
Актуальность проблематики безопасности человека в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе ситуаций цивилизованных изменений, влияющих на становление и развитие личности как самостоятельного субъекта социального поведения. С другой стороны, наличием проблемной ситуации в связи с необходимостью изменения приоритетов в науке, образовании, общественном сознании и социальной практике и перехода от традиции значимости безопасности общества к зиатшости безопасности человека. В частности, в системе образования данная проблема определяется противоречием между существующей необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовательном процессе, и отсутствием механизма ее реализации в образовательном пространстве школы.
Проблемность ситуации состоит в отсутствии единой научно разработанной теории информационной безопасности, несоответствии потенциальных возможностей информатизации образования и получаемыми в настоящее время результатами. Отсутствие законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих уровень нравственности данных, циркулирующих в информационных электронных сетях, обостряет проблему воспитания подрастающего поколения, использующего ресурсы Глобальной Сети (далее - Сети).
Закон Российской Федерации «О безопасности» (1992 г.), Конституция Российской Федерации (1993 г.) (ст. 2 и 7), Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.), Концепция национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.), Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000 г.) создают правовую основу безопасности человека. Базовым концептуальным документом, определяющим политику государства в этой области, является
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в которой обозначены интересы личности и общества в целом. В качестве интересов личности, определяющих состояние ее безопасности, выделены реализация конституционных прав и свобод, обеспечение личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, духовное, интеллектуальное и свободное развитие человека и гражданина. Важно отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации (1996 г.) не предусматривает меры борьбы с сайтами, регистрирующими и опрашивающими несовершеннолетних без согласия их родителей, а также содержащими информацию, которая может отрицательно влиять на психику, поведение и духовное здоровье подрастающего поколения. В связи с этим, существует необходимость совершенствования законодательства в области информации для обеспечения защиты несовершеннолетних от компьютерных преступлений, от нежелательной по содержанию информации, а также ограничения самими Интернет - ресурсами доступа к такого рода информации детей.
В настоящее время общество находится на пороге смены образовательной парадигмы - переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Необходимость ее смены означает осознание несоответствия ранее сложившихся и ставших традиционными представлений нынешней педагогической практике (по Г. Л. Ильину). В связи с переходом к ИО и внедрением ИКТ в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности школьников возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов Интернета. Современное состояние информационного пространства Сети можно определить как источник трансформации воздействия информационной среды в угрозы информационной безопасности школьников (ИБШ). Данный фактор не позволяет однозначно рассматривать Интернет как благоприятную образовательную среду. К факторам информационной среды, которые могут стать опасностями ИБШ, следует отнести следующие: доступность, неподконтрольность, неограниченный объем поступления циркулирующей информации к реципиентам; наличие в информационной среде модифицированных физических носителей информации, воздействующих на физиологические системы человека; наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков; наличие в информационной среде информации манипулятивного характера, дезориентирующих школьников, ограничивающих их возможности в условиях слабой правовой образованности и в силу возрастных особенностей несовершеннолетних.
Таким образом, актуализация качественно новых угроз безопасности учащихся, затрагивающих сущность информационной связи общества и человека, а также отсутствие педагогических условий обеспечения ИБШ в системе образования свидетельствует об актуальности данного педагогического исследования.
Цель исследования: разработка механизма обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании.
0&ье1сг исследования: информационная безопасность школьников как целостное социально-педагогическое явление.
Предмет исследования: педагогические условия обеспечения ИБШ в образовательном учреждении.
Гипотеза исследования состоит в том, что ИБШ в образовательном учреждении может быть достигнута при успешной реализации педагогических условий, обусловленных с целеполаганием и ценностями информационно-образовательной среды; реализацией воспитательной функции образования на основе приобщения учащихся к информации культурного, этического, гуманистического характера; обеспечением мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности в информационной сфере; реализацией практической направленности отбора содержания образовательных ресурсов Интернета и применения интерактивной технологии фильтрации поступающей информации.
Проектируемая система педагогических условий позволит создать ситуацию успеха на основе системного взаимодействия аксиологического, содержательного и деятельностного компонентов Интернет-образования.
Цель и гипотеза определили постановку задач исследования: проведение теоретического анализа философской, психологической, педагогической, социологической, методической литературы по проблемам развития личности и ее социализации в эпоху Интернета; изучение отечественного и зарубежного опыта обеспечения ИБШ и выявление сходства и отличия; анализ учебных программ общеобразовательной школы, в которых предусмотрено использование средств ИКТ и образовательных ресурсов Интернета;
У изучение готовности современного учителя к использованию образовательных ресурсов Интернета; разработка концепции обеспечения ИБШ и моделей ее реализации в образовательном учреждении; разработка программ курсов повышения квалификации (ПК) работников образования, направленных на формирование у педагогов представлений о методах обеспечения ИБШ, организация опытного преподавания курса; анализ и обобщение полученных результатов экспериментальной работы, определение педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют основные положения гуманитарно - аксиологического подхода (3. И. Васильева, В.Г. Воронцова, С. Г. Вершловский и др.), философии образования (Б. М. Бим-Бад, Н. В. Бордовская, С. И. Гессен, A.C. Запесоцкий, Г. J1. Ильин, O.E. Лебедев, Б.И. Федоров, Ж. Делор и др.), гуманизации образования (И. Ю. Алексашина, С. В. Алексеев, JI. А. Вербицкая,И. А. Зимняя, В. Ю. Кричевский, Н.И. Элиасберг, и др.), методологии образования (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. М. Новиков и др.), методологии валеологического знания (И.И. Брехман, А.И. Субетто, В.П. Казначеев,
B.B. Колбанов, JI. Г. Татарникова и др.), идеологии устойчивого развития (H.H. Моисеев, А.Д. Урсул, Г. А. Ягодин и др.), гуманистической психологии (Ж. Годфруа, А. Маслоу и др.), теории информации (В. А. Извозчиков, А.Н. Колмогоров, Р. И. Полонников, К. Шеннон и др.), науки о безопасности (В.П. Соломин, А. Д. Урсул и др.), информационного права (И. JL Бачило, Г.Н. Белов, М. А. Вус, Е. Е. Смирнов, В.Н. Монахов и др.).
Теоретической основой исследования являются общедидактические принципы и критерии оптимизации организации обучения (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспапько, Г. А. Бордовский, В. С. Леднев, В.Н. Слободчиков и др.), теория информации, кибернетика (Н. Винер, В.М. Глушков, В.А Извозчиков., К.Шеннон, У. Эшби и др.), теория безопасности (Г.В. Грачев, В. Н. Кузнецов, А. Д. Урсул, Р. Г Яновский, В.И. Ярочкин и др.), деятельностный подход к пониманию развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский,
И.А Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. П. Тряпицина, A.B. Мудрик, В.А Сластенин, Э. Эриксон и др.), эволюция концепций информатизации образования (A.A. Веряев, А.П. Ершов, К.К. Колин, И.В.Роберт, А.Ю. Уваров и др.), методология и методика обучения информатике (М. И. Башмаков, Т. А. Бороненко, Г. М. Водопьян, А. Г. Гейн, A.A. Кузнецов, В. М.
Монахов, Н.В. Макарова, И. Б. Мылова, Е.С. Полат, М. В. Швецкий и др.), результаты гуманитарных исследований Интернет-ресурсов (А.Е. Войскунский, Майкл Бэнкс, Эстер Дайсон, I.Goldberg, О. Egger, D. Knuth, К. Young, Maressa Orzack и др.).
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе: выявлен новый информационный контекст безопасности школьников в современных условиях становления ИО; определено влияние на социокультурное развитие детей и подростков информационного воздействия (ИВ) сети Интернет; дано новое наполнение понятия ИБШ, рассматриваемого как состояние защищенности основных интересов учащихся от угроз, вызываемых информационным воздействием на психику и социокультурное развитие ребенка разнообразными социальными субъектами и информационной средой общества, в том числе образовательной средой. Под основными интересами учащихся в данном контексте понимается реализация конституционных прав на получение качественного образования, направленного на формирование информационной культуры (ИК) учащихся, их физического, духовного и интеллектуального развития, на обеспечение личной безопасности, на повышение качества и уровня жизни. разработана концепция ИБШ, включающая понятийный аппарат проблемы, основные источники информационной опасности и виды угроз, обобщенную алгоритмическую модель системы обеспечения ИБШ, вариативные модели и целостную систему педагогических условий ее реализации.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: г' расширен теоретический базис знаний о влиянии неблагоприятных факторов среды (в конкретном случае - информационно-образовательной), а также определена сущность психолого - педагогических последствий ИВ на учащихся; научно обоснована и эмпирически подтверждена эффективность алгоритмической модели системы обеспечения ИБШ, представленной в виде четырех вариантов ее реализации. теоретический базис знаний обогащен научным осмыслением нового понятия ИБШ.
Практическая значимость исследования состоит в трансляции научных подходов в методические рекомендации по обеспечению ИБШ для учителей и родителей. На базе СПбАППО постоянно проводилась апробация заявленных подходов в форме авторских мастер - классов «Модели обеспечения информационной безопасности школьников», методических семинаров для преподавателей. Основные положения концепции ИБШ легли в основу разработки образовательных программ и методического инструментария долгосрочных курсов повышения квалификации учителей информатики и краткосрочных курсов повышения квалификации учителей-предметников.
Достоверность результатов исследования обеспечивается научной обоснованностью исходных теоретических положений, внутренней непротиворечивостью логики исследования, проведением педагогического эксперимента, адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования, использованием математических методов обработки результатов и педагогических критериев в их качественной интерпретации.
Основные этапы работы: анализ научной литературы по проблеме безопасности человека в открытом ИО, эволюции концепций информатизации образования и социально-педагогического аспекта информационной безопасности детей и подростков; формулировка основных теоретических положений концепции ИБШ; разработка вариативных моделей ИБШ, учитывающих особенности использования Интернет - ресурсов в образовательной среде; проектирование системы педагогических условий, реализующей модели обеспечения ИБШ; г* апробация и внедрение результатов работы в практику образовательных учреждений, анализ результатов исследования.
На защиту выносятся положения:
1. Концепция ИБШ может служить теоретическим обоснованием механизма создания безопасной информационно-образовательной среды. Концепция включает: понятийный аппарат проблемы (информация, информационное общество, информационная грамотность, информационная культура, информационное воздействие, информационные технологии, информационная безопасность человека, здоровье человека, информационный комфорт, информомания, Интернет-зависимость, информационная безопасность школьника и др.); основные источники информационной опасности и виды угроз (приобретение Интернет-зависимости (ИЗ), получение детьми непристойных материалов различного характера, несформированность ИК и др.)
•о- обобщенную алгоритмическую модель системы обеспечения ИБШ.
2. Вариативные модели реализации концепции ИБШ, учитывающие особенности использования Интернет - ресурсов в образовательной среде («Настройка броузера», «Фильтрующие программы», «Семейные фильтры»,
Имитация Интернета»), являются эффективным механизмом обеспечения ИБШ.
3. Необходимым и достаточным для эффективности обеспечения ИБШ является создание целостной системы следующих педагогических условий: г- определение целеполагания и ценностей информационно-образовательной среды, свободных от проявлений отрицательного ИВ на школьников; г- реализация воспитательной функции образования на основе приобщения учащихся к информации культурного, этического, гуманистического характера; г- обеспечение мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности в Интернете и создание на этой основе ситуаций успеха; реализация практической направленности отбора содержания образовательных ресурсов Интернета и применения интерактивной технологии фильтрации поступающей информации, обеспечивающей защиту школьников от негативного психолого-педагогического воздействия информационной среды; проведение соответствующей подготовки учителей, охватывающей методологическую, теоретическую и практическую стороны профессиональной деятельности с использованием Интернет-ресурсов в образовательной среде.
Апробация и внедрение результатов работы. Основные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры экологического образования, Центра информатизации образования СПбГУПМ (с 2003 г. СПбАППО). Апробация основных идей и отдельных положений диссертации осуществлялась в выступлениях на конференциях всероссийского и городского уровня: Всероссийская научно-практическая конференция «Российская школа и Интернет», городская конференция «Информационная безопасность школьников: проблемы, состояние, перспективы»; на мастер - классах, научно-практических семинарах и круглых столах с 1999 по 2003 гг. и отражены в соответствующих публикациях автора по проблеме диссертации.
Публикации. Содержание диссертационного исследования отражено автором в шести статьях научной и периодической печати, сборниках научных трудов [153,154,155,156,157,158,159,160, 161].
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 217 наименований, и приложения. Общий объем диссертации составляет 191 страницу, из них 173 — основной текст.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 230 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz