Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 04:54
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 30 » Скачать Идентичность как социально-философская проблема. Хамнаева, Анна Юрьевна бесплатно
04:09
Скачать Идентичность как социально-философская проблема. Хамнаева, Анна Юрьевна бесплатно

Идентичность как социально-философская проблема

Диссертация

Автор: Хамнаева, Анна Юрьевна

Название: Идентичность как социально-философская проблема

Справка: Хамнаева, Анна Юрьевна. Идентичность как социально-философская проблема : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 / Хамнаева Анна Юрьевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т] Улан-Удэ, 2007 208 c. : 61 07-9/815

Объем: 208 стр.

Информация: Улан-Удэ, 2007


Содержание:

Введение
Глава I Понимание идентичности в философском дискурсе
11 Основания идентичности в классический период философствования
12 Понимание идентичности в контексте неклассической парадигмы философствования
13 Отрицание идентичности в постнеклассическом философском дискурсе
Глава II Теоретико-методологические подходы к изучению идентичности в междисциплинарном дискурсе
21 Понимание индивидуальной идентичности: сущность и структура
22 Содержание, основные черты и типы коллективной идентичности
Глава III Проблема идентичности в контексте современности
31 Кризис идентичности как отражение кризисного состояния современных обществ
32 Поиски идентичности в условиях меняющегося мира

Введение:

Актуальность темы исследования. Внимание, которое получила проблема идентичности в контексте современной ситуации, стало реакцией на происходящие изменения, затронувшие все сферы жизни общества. «Идентичность» оказалась тем понятием, которое наиболее явно смогло отразить связь с актуальными областями социальной теории и практики и, поэтому, заняло важное место в социогуманитарных науках. Изучение роли и значения идентичности стало ключом к пониманию мира.
В обобщенном виде понятие стало применяться относительно всего современного общества. Философы и психологи, политологи и социологи обращаются к осмыслению феномена идентичности в условиях меняющегося мира. В ситуации, когда сквозь идентичность преломляются многие аспекты современной жизни, философское осмысление идентичности представляется актуальным как никогда. Важность этого осмысления определяется тем вниманием, которое социальная философия традиционно уделяет наиболее общим, сущностным аспектам явлений и процессов, существенно связанных с деятельностью людей. Наряду с тем философское осмысление идентичности настоятельно требует междисциплинарного подхода, в рамках которого появляется возможность учитывать весь комплекс социокультурных, экономических, политических и психологических факторов и их влияние на идентичность.
Важный аспект настоящего исследования связан также с прояснением значения понятия идентичность. Это обусловлено тем, что, являясь универсальным понятием, смысл идентичности стал настолько неопределенным, что дало основания считать, что термин теряет аналитические свойства. В отечественной мысли к этому прибавился «эффект добавленной валидности», когда на термин, заимствованный из иностранного языка, возлагаются завышенные ожидания, приписывается особая значимость1, а также не прослеживается не Малахов B.C. Неудобства с идентичностью / B.C. Малахов // Вопросы философии. - 1998. - №2. - С. 43. посредственная связь идентичности с понятием «тождество», имеющим, по крайней мере в историко-философской традиции, сходное значение.
Также потребность в целостном осмыслении идентичности связана с проблемой выбора и самовыражения в условиях современности. Современная социальная реальность характеризуется неопределенностью, отсутствием единственных правильных и простых решений, формирует философское основание для абстрактных выводов, которые выступают не решениями проблемы, а описаниями неразрешимостей. На этом фоне постановка вопроса об идентичности является не только попыткой выяснения того, что представляет собой человек и общество сегодня, но и выражает обеспокоенность за будущее, за возможные перспективы развития. Тем более важность исследования феномена идентичности возрастает в связи с констатацией как основополагающего кризиса идентичности, суть которого невозможно понять без учета взаимодействия внутренних и внешних факторов, влияющих на становление коллективной и индивидуальной идентичности.
Сказанным определяется острота и актуальность проблемы идентичности. И речь идет не только о том, что существует многообразие подходов и исследованию различных аспектов идентичности, но и о том, что все так же неясна суть феномена идентичности. Итак, в самом общем виде, проблема данного исследования может быть сформулирована как вопрос о понимании идентичности в условиях современности.
Степень разработанности проблемы. Философское осмысление идентичности проходит в рамках проблемы тождества как основной характеристики бытия, как сведение множества к единому. В классической традиции разработкой данного вопроса занимаются античные философы (Парменид, Платон, Аристотель, Плотин, неоплатоники), представители средневековой философии (Августин Блаженный, Фома Аквинский, Николай Кузанский), мыслители Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В Лейбниц), представители немецкой классической философии (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель). В неклассической философии проблема идентичности связывается с жизнью и существованием человека (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. 4
Ясперс и др.). В постнеклассической традиции проблема идентичности отрицается, на ее место ставится «инаковость», «различие», «множественность» (Т. Адорно, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Э. Левинас, М. Фуко, М. Хоркхаймер и др.).
По параллельному пути с философской традицией проблема идентичности в рассматривается в социально-гуманитарных науках. Социологические исследования, связанные с проблемой идентичности, разрабатываются в контексте теории ролей, изучения вопросов, связанных с социализацией и соотнесенностью индивида с коллективами, в работах И. Гофмана, Ч. Кули, Дж. Мида и др. Психологические аспекты проблематики идентичности представлены в работах А. Адлера, Р. Бернса, У. Джемса, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерса, 3. Фрейда, К.Г. Юнга и др1.
Со второй половины ХХ-го века проблема идентичности выходит за рамки философской и научной дисциплинарностей. Э. Эриксон предложил междисциплинарный подход, который позволил бы подойти к проблеме идентичности относительно индивидов, коллективов, культуры и общества в целом, применяя социологические, психологические, философские исследования во взаимодействии.
Свой вклад в изучение идентичности, ее структуры и различных аспектов на уровне индивидов внесли представители психологической, психоаналитической, социально-психологической, социологической, философской мысли П. Бергер, Г. Брейкуэлл, А. Ватерман, А. Гарфинкель, Д. Келли, X. Кэхеле, Ж. Лакан, Н. Лукман, Р. Лэйнг, Дж. Марсиа, Р. Мертон, Р. Тернер, X. Томэ, X. Тэдж-фел, Дж. Тэрнер, Ю. Хабермас, А. Щюц, Э. Эриксон и др .
Исследования идентичности, связанные с выделением ее отдельных видов по принципу их соотнесенности с социальными группами и культурами (этническая, национальная, культурная), разрабатываются в социологии, философии, этнологии, политологии, антропологии. Данная проблематика связана с поисками оснований, выяснением характера коллективных форм социальных идентичностей: являются ли они неизбежными естественными образованиями, что постулируется представителями эссенциализма (С.А. Арутюнов, Ю.В. Ару-тюнян, О. Бауэр, Ю.В. Бромлей, К. Гирц, JI.H. Гумилев, Ж. Де Вое, М.В. Крюков, C.B. Лурье, Э. Смит, М. Хрох, К. Хюбнер и др.), или конструктами, как считают представители конструктивистского направления (Б. Андерсон, Ф. Барт, К. Вердери, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, С. Хантинтон и др.)1.
Для отечественных исследователей вопросы, связанные с проблематикой идентичности, являются сравнительно новыми. Это обусловлено тем, что обозначения этого феномена использовались термины «самоопределение», «самосознание». Различные вопросы, связанные с теорией идентичности, в отечественной мысли представлены в работах: В.С Агеева, В.А. Ачкасова, К.А. Абуль-хановой-Славской, Г.М. Андреевой, Н.В. Антоновой, М.М. Бахтина, Е.П. Белинской, J1.C. Выготского, A.A. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, М.В. Заковорот-ной, И.В. Ивановой, Э.В. Ильенкова, Ю.Л. Качанова, И.С. Кона, Н.М. Лебедевой, А.Н. Леонтьевой, Ю.М. Лотмана, B.C. Мерлина, B.C. Малахова, Г. Минен-кова, Б.Ф. Поршнева, В.Н. Павленко, О.Н. Павловой, С.Л. Рубинштейна, Л.В. Сохань, А.Г. Спиркина, О.О. Стефаненко, В.В. Сталина, Н.Н Федотовой, С. Хоружего, Л.Б. Шнейдер, H.A. Шматко, Д.Б. Эльконина, В.А. Ядова и др.
К различным философским, социальным, культурным и историческим аспектам идентичности в своих работах обращались: X. Абельс, 3. Бауман, К. Баркер, Р. Брубейкер и Ф. Купер, Э. Балибар, С. Бенхабиб, П. Бурдье, Ф. Бро-дель, Р. Баумайстер, И. Валлерстайн, Э. Гидденс, С. Жижек, М. Кастельс, Ф. Кессиди, К. Леви-Стросс, Г. Люббе, А. Турен, Э. Тоффлер, Дж. Фридмэн, Э. Фромм, Ю. Хабермас, В. Хёсле, С. Холл и др1.
Идентичность привлекает внимание многих исследователей и все же остается одной из самых трудноуловимых для понимания проблем. Несмотря на достаточно обширный материал, посвященный различным аспектам исследования идентичности, анализ источников показывает, что в большинстве работ нет общей позиции в отношении понимания идентичности.
Объектом исследования является идентичность как социально-философский феномен.
Предметом исследования являются особенности идентичности на индивидуальном и коллективном уровнях в социокультурном пространстве.
Задачи исследования. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Выявить особенности историко-философских истоков проблемы идентичности.
2. Проанализировать основные подходы к осмыслению индивидуальной идентичности, рассмотрев основные аспекты идентичности, представленные в социогуманитарном знании;
3. Выявить и описать специфику коллективной идентичности, а также определить соотношение коллективной идентичности с индивидуальной идентичностью;
4. Раскрыть основные предпосылки и причины активизации интереса к идентичности;
5. Показать динамику идентичности, рассмотрев ее трансформации в контексте транзитивного общества.
Теоретические и методологические основания исследования. Учитывая, что интерес к проблемам идентичности, ее формированию и становлению является отражением конкретного исторического контекста, мы опирались на теоретические положения философов, социологов, психологов, культурологов, а также представителей смежных областей знания различных научных школ и направлений. С этих позиций стало возможным выделить и использовать то ценное, что есть в различных интерпретациях исследуемого концепта «идентичность», а также прояснить, что стоит за феноменом идентичности.
Сложность и многогранность исследуемой проблемы требует комплекса сочетающихся и дополняющих друг друга методов. Методологической базой исследования явились такие принципы и методы познания как: системный подход, позволяющий проанализировать избранный объект исследования как целостное явление во всем многообразии культурных, исторических и социальных факторов, историко-логический метод, позволяющий проследить становление представлений и подходов к проблеме идентичности, метод сравнительного анализа, элементы структурно-функционального, феноменологического, экзистенциального подходов. Совмещение элементов различных подходов дали возможность автору уйти от однозначных и упрощенных выводов и решений, а также постараться представить исследуемую проблему в ее целостности и очертить область будущих изысканий.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующих положениях:
1. Осуществлен анализ идентичности с учетом семантической трансформации в историко-философской традиции.
2. Обосновано, что анализ идентичности, основанный на междисциплинарном подходе, позволяет рассмотреть идентичность как многоаспектный феномен, имеющий непосредственное отношение к человеку. На уровне индивида раскрыта сущность и структура идентичности, гармоничное развитие компонентов которой в виде личностной и социальной идентичностей предполагает ощущение тождества.
3. Выявлены основные структурные компоненты коллективной идентичности: самоопределение, границы, сознание, символические соглашения и определен основной принцип, без которого невозможно существование групп и который отражает наличие коллективной идентичности.
4 Выявлена обусловленность кризиса идентичности общей атмосферой современного общества.
5. Показано, что в эпоху неопределенности поиски идентичности, в процессе которых сплетаются социальные, культурные, психологические и экзистенциальные аспекты, свидетельствуют о появлении новых возможностей для освоения мира, поисков смысла и оснований для дальнейшего развития и формирования перспектив для человека.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Истоки проблемы идентичности прослеживаются в философском дискурсе.
2. Идентичность представляет собой многоаспектный феномен, который формируется, поддерживается и трансформируется в зависимости от социокультурных условий. Имея непосредственное отношение к индивидам и процессам, связанным с тем, что определенная группа становится коллективом, проблема идентичности проходит путь от понимания ее как изначальной данности или заданности, жестко ограниченной символическими структурами, к пониманию ее как задачи.
3. На индивидуальном уровне идентичность определяется через личностный и социальный аспекты, то есть вертикальное и горизонтальное измерения, баланс которых обеспечивает чувство тождественности, самотождественности как интегрированное переживание своей жизненной ситуации.
4. Через заданные параметры условного характера с учетом их подвижности и непостоянства в зависимости от социокультурного контекста, коллективные идентичности складываются под влиянием объективных причин и определяются через фундаментальное сходство членов определенной группы, проявлениями которого являются солидарность, сознание, коллективное действие и общая участь индивидов, входящих в состав группы.
5. Одним из свидетельств фиксирования кризисного состояния обществ XX в. становится кризис идентичности, который выходит за рамки предполагаемого сценария, приобретает массовый характер, становясь нормальным состоянием большинства людей, и свидетельствует тем самым о неспособности справиться с внешним социокультурным разнообразием изменений, об отсутствии жизненных моделей, о широкомасштабном кризисе в целом.
6. Противоположные тенденции современного общества указывают на состояние нестабильности, в условиях которого пространство идентичности претерпевает изменения, прежние границы, определявшие его, размываются. Кризис идентичности и поиски идентичности выступают как взаимодополняющие друг друга тенденции. Именно на этом фоне для человека появляется возможность обратиться непосредственно к осуществлению своей жизненной траектории, самоидентификации.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В осуществленном исследовании обоснованы теоретические положения, которые позволяют во многом оценить роль и место идентичности в философии, культуре, жизни человека и общества в целом, переосмыслить основные понятия и применяемые методы в контексте изменений, происходящих в начале XXI века.
Идеи и выводы работы могут способствовать более глубокому осмыслению особенностей современных проблем социокультурной реальности.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что основные положения и выводы могут быть использованы при чтении лекционных курсов по социальной философии, философия культуры, культурологии, антропологии, социологии.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были на разных этапах и по различным аспектам общей проблематики диссертации отражены в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: V Региональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Улан-Удэ, 2005 г.); Байкальская международная конференция ЮНЕСКО, посвященная 75-летию академика В.А. Коптюга «Экологическая этика и образование для устойчивого развития» (29 июня - 2 июля 2006 г.). Основное содержание работы отражено в трех научных работах, две из них опубликованы в реферируемых изданиях.
Структура и объем исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих 7 параграфов, и заключения. В конце работы приведен библиографический список.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 207 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz