Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 15:36
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 25 » Скачать Гражданское воспитание учащихся старших классов на уроках Права человека. Носиров, Саъдулло Шукулоевич бесплатно
03:41
Скачать Гражданское воспитание учащихся старших классов на уроках Права человека. Носиров, Саъдулло Шукулоевич бесплатно
Гражданское воспитание учащихся старших классов на уроках "Права человека"

Диссертация

Автор: Носиров, Саъдулло Шукулоевич

Название: Гражданское воспитание учащихся старших классов на уроках "Права человека"

Справка: Носиров, Саъдулло Шукулоевич. Гражданское воспитание учащихся старших классов на уроках "Права человека" : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Душанбе, 2006 198 c. : 61 07-13/30

Объем: 198 стр.

Информация: Душанбе, 2006


Содержание:

ГЛАВА
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСНИТАНИЯУЧАЩИХСЯ В ПРЕНОДАВАНИИ КУРСА «НРАВА ЧЕЛОВЕКА»В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
11 Особенности гражданского образования и воспитанияучащихся в советской общеобразовательной щколе
12 Социально-недагогическая и психологическая теория нроблемыформирования личности гражданина в общеобразовательнойщколе
13 Основы гражданского воспитания учащихся в учебном предмете«Права человека»
14 Особенности составных элементов гражданского воспитанияв учебном предмете «Права человека» 75-89Выводы по первой главе
ГЛАВА Н ДИДАКТИКА ГРАЖДАНСКОГО ВОСНИТАНИЯ УЧАЩИХСЯВ НРЕНОДАВАНИИ «НРАВА ЧЕЛОВЕКА»
21 Дидактическое своеобразие гражданского воспитания учащихсяв старших классах
22 Пути активизации познавательной деятельности субъектаобразовательного процесса как дидактического средствапо формированию гражданских качеств учащихся
23 Эффективные подходы к многообразию типов уроков курса «Правачеловека» в гражданском воспитании учащихся
24 Роль и место профессиональной компетентности учителя ипедагогики сотрудничества в повыщении эффективностигражданского воспитания учащихся 156Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность проблемы исследования. Переход государства от однойполитической системы к другой всегда сопряжён с коренной перестройкойбазисных ценностей общества. Это касается, в частности, и сувереннойРеспублики Таджикистан.За последние 15 лет независимости в Республике Таджикистанпроизошла ломка старой государственной машины и созданы основыдемократического государства. В результате этого успешно осуществляетсястроительство гражданского общества, в котором гарантируется защитаосновных прав и свободы человека и гражданина. В связи с этим большиеизменения произошли и в образовательной сфере. Были пересмотреныгосударственные стандарты образования, в том числе учебные планы,программы, учебники и методы обучения.Эти изменения основываются на гуманизме, национальной идее идемократических ценностях, требующих новых подходов к образованию ивоспитанию подрастающего поколения. С этой целью образовательная школапризвана дать учащимся не только определённый в учебных программахкомплекс знаний, но и формировать личность гражданина демократическогообщества. Такая личность должна являться патриотом своей Родины и какгражданин вносит достойный вклад в процветание общества.Социальный заказ демократического общества, каковым являетсяРеспублика Таджикистан, требует от общеобразовательных школгражданского воспитания учащихся. Именно этой целью вызвано включениев учебные планы наряду с другими предметами новой учебной дисциплины«Права человека».Эта цель предполагает совершенствование образовательной сферы,которая направлена не только на получение современных знаний, но и навоспитание и развитие подрастающего поколения, отвечающих потребностямдемократического общества. Однако проблема гражданского образования ивоспитания учащихся на уроках «Права человека» нока для учителей школимеет много неясностей. Дело в том, что в советском периоде сущностьшкольного образования была направлена на решение задач строительствакоммунистического общества. Это учителя хорошо понимали и на должномуровне осуществляли в своей работе. А курс «Права человека» направлен награжданское воспитание учащихся для гражданского общества. Учителя необеспечены научными и методическими руководствами для эффективногопреподавания данной учебной дисциплины. Реформа образовательной сферынеотлагательно требует внести в содержание образования и воспитанияизменения, исходящие из новых задач общества перед школой. В настоящеевремя школьные учителя нового предмета («Права человека») стоят передбольшими трудностями, заключающимися в слабой осведомлённости целейи задач правового образования и гражданского воспитания учащихся.Исходя из того, что новая учебная дисциплина «Права человека»,введённая в 10 - 11 классах общеобразовательной школы в 2002 году,направлена на формирование правовой культуры старшеклассников испециалисты пока ещё не приступили к разработке проблемы гражданскоговоспитания в этом учебном курсе, а школа остро нуждается в ней, даннаяпроблема составляет актуальность избранной нами темы исследования.Значительную ценность в исследовании вопросов, касающихсяформирования гражданских качеств личности учащихсяобщеобразовательной школы, в том числе старшеклассников, имеют трудытаджикских учёных М. Лутфуллоева, У. Зубайдова, Ф. Шарипова, И. Обидова, X. Буйдакова, К. Кодирова, Кодирова, Сулаймони, И. Каримовой, X. Рахимзода, Т. Шукурова, Дж. Шарипова, А. Пахлавонова, X.Авзалова, Б. Рахимова, А. Пурова, Б. Маджидовой и другие.В разработке проблемы формирования личности учащихся вобщеобразовательной школе большое значение имеют труды видныхроссийских и советских педагогов и психологов, которые стали важнойтеоретической основой темы нашего исследования. К их числу следуетотнести К.Д. Ушинского, Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, СТ. Шацкого, Л.В. Занкова, А.С. Макаренко, Л.Н. Леонтьева,В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Л.Д. Столяренко, Б.П. Есипова, М.Н. Скаткина, Д. И, Фельштейна.Степень разработанности проблемы. Большой научной ценностью ипотенциалом гражданского воспитания в школе располагают трудыакадемика АПН Республики Таджикистан, профессора Лутфуллоева М.Л. Его монографии «Возрождение педагогики Аджама» (1997), «НезависимыйТаджикистан и проблемы воспитания» (2001), «Педагогика милосердия»(1994), «Современная дидактика» (2001) и «Книга национальной славы»(2003) содержат различные проблемы образования и воспитанияподрастаюп];его поколения в школе. Опираясь на педагогические взглядымыслителей прошлого таджикского народа и достижения современнойтаджикской педагогики, а также в результате собственных исследований, оннаучно обосновал важные элементы воспитания, такие как: национальноевоснитание, воспитание самопознания, патриотическое воспитание,гуманистическое воспитание, нравственное воспитание, духовноевоспитание, воспитание миролюбия, воспитание милосердия. Они являютсясоставными элементами гражданского воспитания, так как характерны самойприроде демократического обш;ества.В 2004 году была защшцеяа. диссертация Джумаева Б.У. на тему«Гражданское воспитание учащихся на уроках истории таджикского народа»,которая является первой диссертацией по данной тематике. В ней авторпопытался теоретически обосновать ряд вопросов, касающихся гражданскоговоспитания учащихся в курсе «Истории таджикского народа». Он составилперечень составных элементов гражданского воспитания учащихся,специфически для данного предмета с их научным обоснованием. В егоработе также нашли отражение вопросы гражданского воспитания учащихсяв процессе изучения истории, урок как основное средство гражданскоговоспитания, место материала истории таджикского народа и методики еёпреподавания в гражданском воспитании, гражданское воспитание учащихсяво внеклассной работе, а также некоторые другие вопросы.В том же году вышла в свет монография Зиёева Т.Н., Джумаева Б.У.,Давронова X. «Научные основы гражданского воспитания учащихся впреподавании отечественной истории». В ней наряду с вопросамигражданского воспитания в истории таджикского народа, изложены инекоторые аспекты гражданского воспитания, носящие общий характер. Этидве работы являются основными источниками по данной проблемепедагогики.Кроме этих исследований, учёными и методистами РоссийскойФедерации разработаны отдельные вопросы гражданского образования ивоспитания, не касаясь составных элементов гражданского воспитания. Так,например, в работе коллектива авторов под редакцией Шехтера и Н. Воскресенской «Гражданское образование: содержание и активные методыобучения» отражён ряд понятий и содержание гражданского образования,формы и методы гражданского образования, куда входят формированиекритического мышления и навыков дискуссии, социального общения,гражданской ответственности и оценивания учащихся.За последние полтора десятилетия учёные из ближнего зарубежья поотдельным составляющим элементам гражданского воспитания написалидиссертации. Среди них можно назвать М.Н. Аплетаева, А.Г. Гусейнову, Л.П. Елизарову, Е.Ф. Ивашкевич, В.В. Игнатову, Е.В.Известкову, ЯМ. Караханова, СТ. Мусину, Л.Л. Хоружая, Д.В. Чаплыгина, A.M. Шаленова,Л.Н. Щербакову. Их диссертации посвящены в основном вопросамвоспитания гражданской позиции и нравственности учащихся.По проблеме воспитания за годы независимости в РеспубликеТаджикистан значительное число соискателей защитили кандидатские идокторские диссертации. Их работы прямо или косвенно связаны сотдельными элементами воспитания. К их числу можно отнести следующиедиссертационные исследования: работа Абдуллоевой Р.Х. посвященаэстетическому воспитанию старшеклассников; в диссертации АбдуллозодаX. раскрывается процесс формирования познавательных интересов учащихся5 - 8 классов во внеклассной работе; Дододжанов А.А. исследовал проблемутрудового воспитания и политехнического образования школьников; ПироваС.Н. в своей диссертации отразила исследования гуманистическойориентации дидактического взаимодействия педагога и учащихся на урокахгуманитарных предметов; формированию познавательной активностиучащихся выпускных классов средней школы посвящена диссертационнаяработа Шайхова М.; исследование Миралиева А. посвящено системе работыпо подготовке студентов для профориентации учащихсяобщеобразовательных школ. Имеются и другие диссертационныеисследования, касающиеся проблемы воспитания учащихся вобщеобразовательной школе.Однако вышеназванные исследователи прямо не коснулись содержанияобразования и гражданского воспитания учащихся. Поэтому онинепосредственно не связаны с гражданским воспитанием на уроках «Правачеловека».Кроме того, особо следует сказать о том, что 10 декабря 1948 годаОрганизацией Объединённых Наций была принята «Всеобщая декларацияправ человека», в центре внимания которой стоят естественные права исвободы человека - гражданина. Передовые страны мира в своихзаконодательствах отразили принципы защиты основных прав и свободчеловека, содержащихся в этом международном документе по правамчеловека. Всеобщая декларация прав человека является одним из важнейших8ИСТОЧНИКОВ правового и гражданского воспитания учащихся на уроках«Права человека».Объектом исследования являются уроки новой учебной дисциплины«Права человека», ведённой в общеобразовательных школах, основныесубъекты образования и воспитания - ученик и учитель и их образовательнаяи познавательная деятельность.Предметом исследования является изучение проблемы формированиягражданских качеств учащихся старших классов в процессе изучения курса«Права человека» в общеобразовательной школе, пути и средствавыполпения этой работы.Социальной значимостью проблемы является подготовка учащихся кжизни и деятельности в демократическом обществе. Исходя из особенностейучебного предмета, исследованию проблемы придана социальнаянаправленность. Курс «Права человека» вооружает учащихся такимизнаниями и навыками, которые им нужны в социальной практике. Эта работаосуществляется с помощью гражданского воспитания.Рабочая гииотеза исследования основана на предположении о том, чтодля эффективной работы учителя по гражданскому воспитанию учащихся науроках курса «Права человека» решающая роль отводится следующимфакторам и средствам:- гражданское воспитание учащихся может дать положительныйрезультат, если оно обеспечено соответствующим материалом гражданскогообразования и профессиональной компетентности учителя;- социальная направленность гражданского образования обеспечиваетмотивацию учащихся для изучения курса «Права человека»;- курс «Права человека» имеет свои особенности, выраженные всоставных элементах, факторах и звеньях гражданского воспитания;- успех в гражданском воспитании учащихся зависит от правильногопонимания содержания темы урока, его возможностей добиватьсявыполнения конкретных целей и задач в соответствии с темой, целью изадачами урока выбрать соответствующий тин урока;- эффективность уроков нредмета «Права человека» в гражданскомвоснитании зависит от того, что учитель будет формировать, какиегражданские качества учащихся и с номощью каких дидактических средствони осуществляются.Целью исследования является разработка теоретических основгражданского воспитания учащихся старших классов общеобразовательныхшкол на уроках по правам человека и их практической реализации.Цель и выдвинутая гинотеза определили следующие задачиисследования:- определить теоретические основы, сущность и значение гражданскоговоспитания для учащихся старших классов общеобразовательной школы;- выяснить, в чём заключаются дидактические особенностигражданского образования в программе и учебниках но правам человека и ихсоответствие задачам гражданского воспитания;- исследовать составные элементы гражданского воспитания и ихособенности в курсе «Права человека»;- использовать многообразие дидактических средств, методов иприёмов работы учителя на уроках для новышения эффективностигражданского воспитания учащихся старших классов;- с помощью опытно-экспериментальной работы внедрить активныеметоды обучения и увязать с профессиональной компетентностью учителя;ноказать специфические особенности работы учителя ногражданскому воспитанию учащихся старших классов в курсе «Правачеловека» на основе требований педагогики сотрудничества.Теоретико-методологическую основу исследования составилиКонституция Республики Таджикистан, Программа государственной системыобразования в области прав человека в Республике Таджикистан, «Всемирная10декларация прав человека», нормативно-правовые документы ПравительстваТаджикистана, в том числе Национальная концепция воспитания РеспубликиТаджикистан, Национальная концепция образования, труды учёных вобласти педагогики, психологии, социологии и других наук.В постановке и осуществлении исследования применялся следующийкомплекс методов и приёмов исследования;- изучение и анализ научной, научно-педагогической, психологическойи другой литературы;- проведение наблюдений, бесед и анкетных опросов учащихся иучителей;- посещение уроков учителей но предметам с целью изучения уровня икачества гражданского воспитания учащихся;- изучение и обобщение передового педагогического опыта погражданскому воспитанию учащихся школ;- проведение уроков по курсу «Права человека», в которых наэкспериментальном уровне проверить содержание и методику гражданскоговоспитания учащихся;- определение характерных недостатков в теоретических разработках ив работе учителей по проблеме исследования;- количественный и качественный анализ эффективности работыучителя по гражданскому воспитанию учащихся.Источпиковедческой базой исследования послужили: КонституцияРеснублики Таджикистан, Законы и нодзаконные акты РеспубликиТаджикистан, стандарты образования но общественным дисциплинам,основные международные документы по правам человека, в том числе«Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт огражданских и политических правах», «Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах» и «Конвенция по правамребёнка», труды учёных в области педагогики, нсихологии и других наук.11диссертационные исследования, в совокупности связанные с воспитанием инравами человека.Этапы исследования.На нервом этане исследования (2000 - 2001 годы) были онределеныцели, задачи и методы исследования, уточнялись научная гипотеза иметодика онытно-экспериментальной работы в школах.На втором этане исследования (2002 - 2003 годы) были изучены работыпедагогов, психологов, философов, социологов по содержанию образованияи воспитания подрастающего поколения; осуществлялся анализ средств,форм и методов работы учителей курса «Права человека» вобщеобразовательной школе, сбор материалов, их обобщение.На третьем этапе исследования (2004 - 2005 годы) вынолнены работы,связанные с завершением педагогического эксперимента в базовых школах )^*Института педагогических наук Академии педагогических наукМинистерства образования Реснублики Таджикистан, - лицее К» 55, •совместном таджикско-турецком лицее-интернате имени Ходжи Камолагорода Душанбе, школе № 34 района Рудаки, школах № 10 и Ш ИГиссарского района, были обобщены результаты нроведённого исследования.На этой основе были предложены научно-обоснованные рекомендации погражданскому воснитанию учащихся старших классов.Теоретическое значение исследования заключается в том, чторазработаны основы гражданского воспитания учащихся старших классовсредней школы и предложены учителям для эффективного преподаваниянового предмета.Практическая значимость исследования выражена в теоретическоми практическом обосновании теоретических положений и предлагаемомкомплексе методов реализации цели и задач гражданского воспитания сучетом особенностей учащихся старших классов. В результате этой работыразработана система гражданского воспитания учащихся на уроках по12правам человека, которая направлена на повышение качества этой работы вшколе. Результаты научного исследования могут быть использованыучителями школ, преподающими новый предмет, методистами иработниками других сфер, имеющими дело с образованием и воспитанием.Научная новизна исследования заключается:- в основах гражданского образования учащихся, на которыхбазируется гражданское воспитание учащихся и дидактические особенностиэтой работы;- в научном обосновании содержания гражданского образования иопределении составных элементов гражданского воспитания з^ащихся, ихособенностей в старших классах;- в зависимости от целей и задач уроков определены тип урока, формыего реализации, а также методические средства и приемы процесса обучения, •в результате чего происходит гражданское воспитание учащихся;- в Использовании активных форм обучения учащихся припреподавании курса «Права человека», основанных на требованиях ивозможностях педагогики сотрудничества;- во включении в содержание гражданского образования и воспитанияучащихся как национального и краеведческого, так и международногокомпонентов.Достоверность н обоснованность материалов исследованияподтверждаются тем, что они, во-первых, базируются на обобщённыхфактах, полученных в результате анализа научных и методическихматериалов, а также опыта работы учителей школы и опытноэкспериментальной работы, и, во-вторых, эффективностью методов исредств, использованных при решении конкретных педагогических задач науроках «Права человека».Формы анробации нолученных результатов. Результатыисследования апробированы в базовых школах, на заседаниях отдела13обществоведческо-экономических дисциплин Института недагогическихнаук АПН РТ, на традиционных январских и августовских секционныхсовещаниях учителей город Душанбе, районах республиканскогоподчинения, на научно-практических конференциях по проблемамобразования и воспитания, которые состоялись в январе 2003, апреле 2004,апреле 2005 и марте 2006 годов, а также путём публикации научных статей впедагогической печати.На защиту выносятся следующие основные ноложения:- гражданское воспитание состоит из составных элементов, тесносвязанных между собой, имеющих гуманистическую и социальнуюнаправленность и служащих формированию гражданских качеств личностиучащихся;- эффективность гражданского воспитания учащихся зависит от егофакторов, звеньев, содержания гражданского образования, правильноговыбора дидактических средств и субъектов образовательного процесса учителя и учащихся;- положительные результаты гражданского воспитания учащихся тесносвязаны с мотивацией обучения правам человека, активизациейпознавательной деятельности учащихся и эффективным использованиемучителем педагогики сотрудничества.Структура диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав (8параграфов), заключения, библиографического списка и приложения, вкотором в виде диаграмм отражены результаты эксперимента.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 121 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz