Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:18
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Гражданско-правовая охрана товарного знака и фирменного наименования. Быструшкина, Ирина Валерьевна бесплатно
10:09
Скачать Гражданско-правовая охрана товарного знака и фирменного наименования. Быструшкина, Ирина Валерьевна бесплатно
Гражданско-правовая охрана товарного знака и фирменного наименования

Диссертация

Автор: Быструшкина, Ирина Валерьевна

Название: Гражданско-правовая охрана товарного знака и фирменного наименования

Справка: Быструшкина, Ирина Валерьевна. Гражданско-правовая охрана товарного знака и фирменного наименования : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.03 Москва, 2007 199 c. : 61 07-12/1585

Объем: 199 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

Введение
Глава
I Социальная и юридическая природа товарного знака и фирменного наименования §
1 Понятие, правовая сущность и нормативное содержание права на товарный знак §
2 Фирменное наименование как средство индивидуализации субъектов гражданского оборота §
3 Соотношение права на товарный знак и права на фирменное наименование
Глава
II Охрана и обеспечение прав на товарный знак и фирменное наименование §1, Способы защиты прав на товарный знак и фирменное наименование §
2 Особенности рассмотрения споров о нарушении прав на товарный знак и фирменное наименование §
3 Роль органов внутренних дел в охране и обеспечении прав на товарный знак и фирменное наименование
Заключение
Список использованной литературы

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования. Переход к рыночной экономике, основанный на различных формах собственности (главным образом на частной) и свободе предпринимательства, повлек за собой кардинальные изменения не только экономических, но и определяемой ими системы общественных отношений, связанных с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности. На современном этапе экономического развития Российского государства и перехода к рыночным отношениям интеллектуальная собственность становится одним из потенциальных ресурсов богатства нации. С появлением права на коммерческое использование результатов интеллектуальной деятельности стала очевидной необходимость внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны интеллектуальной собственности. Возник вопрос об усилении роли государства в данной сфере при осуществлении государственного регулирования и координации на законодательном уровне. Государство, осуществляя правоохранительную деятельность, законодательно упорядочивает процесс предпринимательской деятельности, осуществляет контроль за законностью, не допуская негативного воздействия на сферу потребительского рынка и экономику в целом. Однако расширение экономических отношений, развитие и функционирование различных сегментов рынка увеличили диапазон экономических правонарушений, выдвигая на передний план проблему борьбы с правонарушениями в сфере оборота интеллектуальной собственности. Большинство современных государств не только осуществляет контроль за соблюдением прав и охраняемых законом интересов владельцев прав на товарные знаки и фирменные наименования и иных правообладателей, но и устанавливает некоторые минимальные стандарты, которых обязаны придерживаться все участники сделок, использующих права на объекты интеллектуальной собственности. Законодательная функция государства позволяет обеспечить развитие нормативно-правовой базы, призванной служить «юридической оболочкой» для соответствующих отнощений. В России к настоящему времени в своей основе уже создана правовая база для охраны объектов интеллектуальной собственности, к которым относятся, в частности, рассматриваемые нами товарный знак и фирменное наименование. В то же время отсутствие полноценной систематизации приводит к тому, что действующее законодательство содержит по своей структуре нормы, закрепляющие целый комплекс исключительных прав, исключений из них, а в ряде случаев еще и исключения из этих исключений. На IV часть Гражданского кодекса РФ возлагаются большие надежды. И не только потому, что она должна формально завершить процесс кодификации российского гражданского законодательства, но и в силу того, что именно этот закон будет регламентировать правоотношения, ранее не урегулированные законодательством. IV часть Гражданского кодекса РФ должна стать основой для разработки единой теории права интеллектуальной собственности, привести к особого рода «упорядоченности знаний» в исследуемой сфере. Кроме того, одной из важнейших задач является совершенствование судебной практики. Добиться законного, объективного и беспристрастного судебного разрешения возникающих конфликтов представляется возможным за счет специализации судей и юридических служб. В соответствии со сложившейся практикой принято различать охрану прав (установление общего правового режима) и защиту прав (меры, которые принимаются в случаях, когда нарущены или оспорены гражданские права). В законодательстве должны быть предусмотрены средства защиты охраняемых прав. Решение этой задачи в настоящее время затруднено. Законодательство содержит достаточно эффективные механизмы защиты от незаконного использования объектов интеллектуальной собственности, однако далеко не всегда они реализуются на практике. Новизна проблем, применение норм международного права создают трудности как для правообладателей, так и для судей. Между тем правовая защищенность во многом зависит именно от того, насколько быстро и правильно будет разрешен спор.По оценкам экспертов, ежегодные убытки отечественных и зарубежных правообладателей интеллектуальной собственности из-за нарушения их прав составляют около 100 млрд. рублей. В данном случае речь идет о нарушении авторских и смежных прав в сфере оборота аудио- и видеопродукции, компьютерных программ и печатной продукции, прав на средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания) в сфере оборота продуктов питания, бытовой химии, косметики и т.п. Пытаясь сократить финансовые затраты на исследование, разработку, обеспечение соответствия установленным требованиям новых продуктов, создание и продвижение на рынок своей продукции, создание собственного брэнда, недобросовестные предприниматели используют чужую интеллектуальную собственность, товарные знаки и фирменные наименования известных производителей, изготавливают продукцию, не соответствуюшую установленным требованиям, вводят в заблуждение относительно ее потребительских свойств. В результате реализации подобной продукции недобросовестные предприниматели нарушают права и законные интересы потребителей, предпринимателей, правообладателей и государства. При этом производители контрафактной продукции осуществляют незаконную предпринимательскую деятельность, не отчисляют в бюджет установленные государством налоги и иные платежи, провоцируют снижение объемов продукции добросовестных российских и иностранных производителей, увеличивают объем рынка теневой экономики, уменьшая доверие и инвестиционную привлекательность для иностранных предпринимателей, а также ограничивая возможность для развития конкурентоспособной российской экономики. Государство в лице правоохранительных органов самоорганизуется с целью наиболее эффективного обеспечения интересов общества, прав и свобод личности. Однако сегодня проблема борьбы с фальсифицированной продукцией настолько велика, что побуждает искать пути более эффективного взаимодействия правоохранительных органов, судебной и законодательной власти, правообладателей и негосударственных организаций. Изложенные положения и непосредственный учет тенденций совершенствования законодательства, регулирующего права на товарный знак и фирменное наименование, определяют актуальность выбранной темы диссертационного исследования, необходимость комплексного теоретического исследования гражданско-правовой охраны прав на товарный знак и фирменное наименование, свидетельствуют о ее большом теоретическом и практическом значении. Объект исследования. Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации исключительных прав на товарный знак и фирменное наименование. Предмет исследования составляет конкретизация основных элементов данных прав и пределов их реализации в гражданском законодательстве, а также обоснование необходимости обеспечения охраны данных прав в целях их надлежащего осуществления и защиты в условиях возрастания роли средств индивидуализации продукции субъектов гражданского оборота. Целью настоящего исследования являются научный и практический анализ формально-юридической и содержательной сторон исключительных прав на товарный знак и фирменное наименование. Для достижения указанных целей автором поставлены следующие задачи: определить юридическую природу, раскрыть правовую сущность и нормативное содержание права на товарный знак; исследовать правовое регулирование реализации права на фирменное наименование как средства индивидуализации субъектов гражданского оборота; провести структурно-функциональный анализ соотношения исключительных прав на товарный знак и фирменное наименование; рассмотреть способы защиты исключительных прав на товарный знак и фирменное наименование; выявить особенности рассмотрения споров о нарущении прав на товарный знак и фирменное наименование; проанализировать роль органов внутренних дел в охране и обеспечении прав на товарный знак и фирменное наименование.Методологическая и теоретическая осиовы исследоваиия. Методологическую основу работы составили как общенаучные, так и частные методы познания. В процессе написания работы были использованы историкоправовой, социологический, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы исследования. Общенаучные методы познания применялись при исследовании понятий «исключительное право», «право на товарный знак», «право на фирменное наименование», «способы защиты гражданских прав», «гражданскоправовая охрана» и др. Степень разработаиности темы диссертациониого исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды известных российских цивилистов: В.Ю. Вольфа, Е.Н. Даниловой, М.Н. Израэлит, О.С.Иоффе, А.И. Каминка, ЯЛ. Канторовича, Д.И. Мейера, Е.А. Нефедьева, И.С. Перетерского, Н.Г. Табащникова, Е.А. Флейщиц, В.Д. Спасович, И.Я. Хейфеца, Г.Ф. Шерщеневича. В советский период исследованием рассматриваемой проблемы занимались известные представители юридической науки; Б.С. Антимонов, А.Н. Ваксберг, Э.П. Гаврилов, М.В. Гордон, Б.Н. Городецкий, В.А. Дозорцев, И.А. Зенин, В.А. Кабатов, В.Г. Камыщев, М.Я, Кириллова, В.И. Корецкий, М.И. Никитина, И.В. Савельева, В.И. Серебровский, Е.П. Торкановский, Е.А. Флейщиц, А. Черныщева, В.Л. Чертков и многие др. В работе использованы исследования зарубежных авторов в области права интеллектуальной собственности: Г. Боденхаузена, Э. Дженкса, Жамена, Д.Кинана, Л. Лакура, Д. Липцика, К. Лобри, А. Лука, Ж. Де ла Морандъера, Х.В. Найе, П.Розенберга, К. Смита, Г. Чармэссона., Г.Штумпфа Л. Эннеркерцеруса и др. Основополагающее значение для изучения проблем, связанных с вопросами гражданско-правовой охраны товарного знака и фирменного наименования, имеют работы таких отечественных цивилистов, как: Г.Е. Авилова, А.Н. Адуева, В.В. Белова, Е.М, Белогородской, И.А. Близнеца, М.И. Брагинского, Н.Братуся, Г.В. Виталиева, В.В. Витрянского, Н.А. Волковой, А.Горленко, В.А. Дозорцева, В.В. Долинской, Б.Д. Завидова, В.В. Залесского, A.M. Кононова, А.Д.Корчагина, Н.М. Корщунова, М.И. Кулагина, СЮ. Лапина, Д.В.Ломакина, М.Н. Марченко, В.В. Мельникова, В.В. Орловой, П.А. Панкратова, А.С. Пиголкина, И.В.Поповой, В.К. Пучинского, О.Н.Садикова, О.Н. Сыроедовой, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, B.C. Толстого, Л.А. Трахтенгерца, В.А. Туманова, Г.С.Шапкиной, Н.Д. Эриашвили и др. Автором проанализирован значительный объем общетеоретической и специальной научной литературы, использованы достижения науки в области теории права, международного, гражданского, уголовного, административного, предпринимательского права, права интеллектуальной собственности, авторского, патентного права России и зарубежных стран, философии и др. Эмпирическую базу исследования составили действующие ис- точники внутригосударственного права, законодательство зарубежных стран, нормы международного права. Автор попытался восполнить некоторые правовые пробелы регулирования исключительных прав на товарный знак и фирменное наименование путем выдвижения предложений по изменению и дополнению нормативных актов. Особое внимание в исследовании обращено на результаты деятельности правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, по охране права на товарный знак и фирменное наименование, а также материалы судебной практики, так как основной формой защиты исключительных прав, в том числе прав на товарный знак и фирменное наименование, является судебная защита. В связи с дальнейшим развитием действующего законодательства и активным воздействием права на рыночную экономику дополнительному изучению и анализу были подвергнуты новые правоотношения, складывающиеся в сфере предпринимательства, условия реализации исключительных прав на товарный знак и фирменное наименование, их охрана. Научная иовизна дисссртациониого исследования и основные иоложеиия, выносимые иа защиту. Научная новизна настоящей работы определяется многоуровневым подходом к ее исследованию с учетом степени разработанности отдельных аспектов проблемы, а также полученными результатами теоретического и прикладного характера, и заключается в сравнительном анализе содержания норм, образующих институты товарных знаков и фирменных наименований, в особенности с точки зрения соотношения прав на товарный знак и фирменное наименование. К наиболее значимым результатам диссертационного исследования можно отнести: оценку современного состояния и уровня реализации исключительных прав на товарный знак и фирменное наименование, роли государства в развитии предпринимательских отношений в данной сфере; обобщение понятий, правовой сущности и нормативного содержания права на товарный знак, а также фирменного наименования как средств индивидуализации субъектов гражданского оборота; проведенный анализ проблемы соотнощения права на товарный знак и права на фирменное наименование; попытку определения комплексного подхода к теоретической разработке механизма обеспечения гражданско-правовой охраны товарного знака и фирменного наименования, рассмотрению структурных элементов этого механизма, внутренних и внещних связей, их функциональной зависимости; рассмотрение способов защиты прав на товарный знак и фирменное наименование, а также особенностей разрещения споров о нарущении прав на товарный знак и фирменное наименование; исследование роли органов внутренних дел в охране и обеспечении прав на товарный знак и фирменное наименование. Диссертантом проведен анализ основных форм гражданско-правовой охраны прав на товарный знак и фирменное наименование, подчеркнуто особое значение судебной защиты в системе охраны товарного знака и фирменного наименования, предложены меры по ее улучшению. Результатом изучения, анализа и обобщения проблемных вопросов темы явилось углубленное представление о правовой природе, основных характеристиках и особенностях гражданско-правовой охраны товарного знака и фирменного наименования, способах их охраны и защиты. В результате проведенного исследования диссертантом сформулированы и обоснованы новые теоретические и практические выводы, рекомендации по совершенствованию действующего законодательства с учетом положений IV части Гражданского кодекса Российской Федерации. Научная новизна исследования конкретизируется в основных положениях, выносимых на защиту: 1. Эффективное использование товарного знака в предпринимательской деятельности и надлежащая охрана исключительных прав на товарный знак предполагает его охраноспособность. Одно из главных условий охраноспособности товарного знака его различительный характер, который оценивается по отношению к тем товарам и услугам, для которых этот знак регистрируется. Различительный характер товарного знака заключается в способности идентифицировать товар или услугу. Товарный знак обладает различительной способностью, если он независим от обозначаемого им товара. Сущность товарных знаков состоит в том, чтобы с их помощью выделить из массы однородных товаров товары конкретного производителя, то есть для предоставления потребителям возможности отличить его товары от товаров конкурента. 2. Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации (на зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство) или в силу международных договоров Российской Федерации. Условием предоставления правовой охраны на товарный знак (за исключением случаев предоставления охраны в силу международных договоров) является его государственная регистрация, которая подтверждается свидетельством на товарный знак. 3. Фирменное наименование является средством индивидуализации его обладателя. В случаях и в порядке, установленных законом, за фирменным наименованием может быть признано исключительное право (интеллектуальная собственность) его обладателя. В этом случае оно может быть использовано только с согласия правообладателя. Для признания за хозяйствующим субъектом исключительного права на фирменное наименование необходимо прямое указание в законе, который бы определял эти случаи и порядок такого признания. Необходимо пересмотреть подход законодателя в отношении закрепления исключительных прав на фирменные наименования только за коммерческими организащ1ями. Такая возможность должна быть представлена некоммерческим организациям (за исключением общественных и религиозных), а также индивидуальным предпринимателям, 4, Фирменное наименование является объектом интеллектуальной собственности. Юридическому лицу принадлежит исключительное право на фирменное наименование с момента государственной регистрации юридического лица. Следует также наделить индивидуальных предпринимателей возможностью реализации исключительного права на фирменное наименование, которое подлежит охране независимо от использования другими лицами такого же обозначения или сходного обозначения, способного привести к риску их смешения или ввести в заблуждение, 5, Товарный знак и фирменное наименование юридического лица имеют общую цель индивидуализацию субъектов гражданского оборота. Каждое юридическое лицо может иметь только одно фирменное наименование, тогда как товарных знаков может быть несколько для каждой категории товаров и услуг. Фирменное наименование служит для отличия самого правообладателя, а товарный знак призван различать товары, произведенные на предприятии правообладателя, или услуги, оказываемые им. Товарный знак и фирменное наименование являются средствами индивидуализации, т,е, относятся к одному из видов интеллектуальной собственности. Права на товарный знак и фирменное наименование являются абсолютными и исключительными. Действующее законодательство допускает регистрацию одного и того же словесного обозначения в качестве фирменного наименования и товарного знака одновременно, И товарный знак, и фирменное наименование обладают общими функциями индивидуализирующей и рекламной. Товарный знак индивидуализирует товары и услуги, а фирменное наименование производителя товаров и услуг, 6, Соотнощение прав на товарный знак и фирменное наименование показывает, что, несмотря на сходство выполняемых этими объектами права задач, имеются и существенные различия. Полное фирменное наименование неспособно эффективно выполнять присущую товарному знаку рекламную функцию из-за своей сложности, многоэлементной структуры и подверженности изменениям. В силу указанной причины неоправданно предоставлять полному фирменному наименованию дополнительную охрану в качестве товарного знака. 7. Сущность правовой охраны товарного знака и фирменного наименования состоит в предоставлении его владельцу возможности неограниченного использования товарного знака, исключая из числа пользователей всех других лиц. Права на товарный знак и фирменное наименование являются абсолютными. Никто, кроме управомоченного лица-правообладателя не может их использовать. Любое использование товарного знака и фирменного наименования другими лицами без согласия правообладателя является правонарущением. 8. Защита прав на товарный знак и фирменное наименование осуществляется в судебном порядке и сводится к требованиям запретить конкуренту использовать товарный знак и (или) фирменное наименование впредь и возместить владельцу убытки, понесенные им в результате нарущения его прав. Наряду с судебной защитой права на товарный знак и фирменное наименование подлежат охране, в административно-правовом порядке. Отказ в регистрации товарного знака и (или) фирменного наименования, сходными с зарегистрированными ранее товарным знаком и (или) фирменным наименованием, является мерой по предупреждению нарущений исключительных прав на товарный знак и фирменное наименование. Теоретическая и практическая значимость исследования определяются его актуальностью, новизной и выводами как теоретического, так и практического характера. Теоретическое значение результатов исследования выражается в подборе определенного ряда приемов и выработке специфической методологии при рещении концептуальных проблем гражданско- правовой охраны товарного знака и фирменного наименования. Научная значимость работы состоит в том, что проведенное теоретическое исследование данных видов исключительных прав в определенной степени расщиряет научные представления о данных правовых явлениях. Положения и выводы исследования могут быть использованы при подготовке соответствующих нормативных актов в области регулирования прав на товарным знак и фирменное наименование, их защите от незаконного использования, при толковании норм действующего законодательства Российской Федерации, разрешении правовых коллизий, встречающихся в нормативных актах, а также в правоприменительной практике. Положения работы могут быть использованы и как практическое руководство для правообладателей и практикующих юристов при защите прав на товарные знаки и фирменные наименования. Практическая значимость исследования определяется также необходимостью совершенствования гражданско-правового регулирования отношений, складывающихся в сфере осуществления свободной экономической деятельности и предпринимательства. Основные положения диссертации могут быть использованы в ходе дальнейщих научно-теоретических исследований в области права интеллектуальной собственности, правотворческой деятельности государства по реформированию действующего законодательства. Материалы проведенного исследования могут быть использованы при подготовке программ государственного регулирования предпринимательской деятельности, в учебном процессе при чтении курсов по гражданскому, предпринимательскому праву, праву интеллектуальной собственности, проблемам судопроизводства. Кроме того, они могут найти применение в учебном процессе в качестве пособия при изучении проблематики гражданскоправовой охраны товарных знаков и фирменных наименований, соотношения прав на эти объекты. Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права и процесса Московского университета МВД России. Основные положения исследования нашли отражение в научных публикациях автора, использованы в практической деятельности органов внутренних дел, а также в учебном процессе Московского университета МВД России. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России.Структура диссертации определена в соответствии с целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 146 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz