Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 11:50
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Скачать Фразеосемантическое поле цели жизни человека. Дмитрова, Анна Ивановна бесплатно
01:33
Скачать Фразеосемантическое поле цели жизни человека. Дмитрова, Анна Ивановна бесплатно
Фразеосемантическое поле цели жизни человека

Диссертация

Автор: Дмитрова, Анна Ивановна

Название: Фразеосемантическое поле цели жизни человека

Справка: Дмитрова, Анна Ивановна. Фразеосемантическое поле цели жизни человека : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.19 / Дмитрова Анна Ивановна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т] - Москва, 2008 - Количество страниц: 180 с. Москва, 2008 180 c. :

Объем: 180 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение
Глава первая Психолингвистические и психологические аспекты исследования цели жизни человека
11 Общая характеристика целей
12 Бессознательные механизмы целенаправленного поведения
13 Проблема исследования воли в онтогенезе
14 Направляющая функция воли
15 Организующая функция воли
16 Сдерживающая функция воли
17 Воля и насилие/ненасилие
18 Об энергии воли
19 Интроспекция и воля
110 Мудрость и воля
111 Целевая установка и внутриличностный конфликт
112 Описание внутриличностного конфликта в теории установки ДН Узнадзе
Выводы из первой главы
Глава вторая Фразеосемантическое микрополе содержания цели жизни человека
21 Основные понятия иноязычной личностно-ориентированной фразеосе-мантики
22 Иноязычная личностно-ориентированная фразеосемантика
23 Фразеосемантическое микрополе содержания цели жизни человека
§1 Взаимоотношения между конституентами фразеосемантического микрополя содержания цели жизни человека
§2 Фразеосемантическая группа целевой установки «преодолеть трудности
• уклониться от трудностей»
§3 Фразеосемантическая группа целевой установки «раскрыть истину скрыть истину»
§4 Фразеосемантическая группа целевой установки «нанести вред людям поддерживать мирные взаимоотношения»
§5 Фразеосемантическая группа имплицитно выраженной целевой установки
24 Лексическая и грамматическая структура фразеологизмов, характеризующих цель жизни человека
25 Диффузность границ макрополя цели жизни человека
Выводы из второй главы
Глава третья Фразеосемантическое микрополе процесса формирования и достижения цели жизни человеком
31 Нравственность цели
32 Личностные качества и особенности их проявления, необходимые для достижения цели
33 Особенности вербальной характеристики отсутствия цели жизни у героев художественной литературы
34 Вербальная характеристика бесцельности жизни, порождающей апато-абулию и деградацию героев художественной литературы
Выводы из третьей главы
Глава четвертая Практическое внедрение результатов исследования фразеосемантического поля цели жизни человека в процесс обучения иноязычному личностно-ориентированному общению
Выводы из четвертой главы

Введение:

Цель - это не только основа жизни и развития каждого человека, но это основа жизни и развития всего человечества. Альтруистическая цель, наполненная любовью к человеку, ко всему человечеству ведет к счастью и прогрессу: «The aim of living is to find perfection and to show it forth» - (Цель жизни - найти совершенство и показать его людям) - провозглашает герой произведения Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» [Bach R. 1970: 5]
Но цель жизни' бывает эгоистической, безнравственной, направленной на всемирное господство. Такая цель ведет человека к гибели.
В одной из своих книг «Возникновение жизни» профессор Лондонского университета, прогрессивный общественный деятель, лауреат Международной премии мира, который после смерти Ж. Кюри возглавил Всемирный совет мира, Д. Бернал пишет: «Жизнь не умирает, точнее жизнь на Земле не погибла. Но это может произойти, если сама жизнь выйдет из-под контроля логики и сознательной воли. Чем дальше, тем больше это будет зависеть от разума и достоинства человечества. Если мы не хотим, чтобы жизнь погибла, мы обязаны позаботиться о том, чтобы остановить силы, угрожающие её существованию» [Бернал Дж. 1969:21].
Терроризм, высокий уровень преступности — все это следствия безнравственной цели жизни тех, кто не любит людей, кто жаждет лишить их жизни, счастья, прогресса. Поэтому умение определить цель жизни человека, своевременно и грамотно провести её коррекцию очень важно. И большой вклад в решение проблемы коррекции цели может внести проведение эксперимента по обучению англоязычному личностно-ориентированному общению, с использованием результатов предлагаемого исследования.
Исходя из вышеизложенных соображений, можно сделать вывод об огромной важности цели жизни для человека. Но цель жизни человека ещё не была предметом специального исследования в единстве психолингвистического, лингвистического и психолого-педагогического аспектов, несмотря на актуальность подобного исследования для практики. Этим обусловлен наш выбор темы и её актуальность. Отношение к цели жизни, специфика её достижения чаще всего раскрываются в поведении личности.
Е.Г. Чалкова в своей докторской диссертации «Основы иноязычной лично-стно-ориентированной фразеосемантики» [Чалкова Е.Г. 1999] указывает на то, что в исследованной ею выборке из 20 ООО ФЕ (фразеологических единиц) выделено 2 ООО ФЕ отношения, 4 ООО ФЕ отражения и 8 ООО ФЕ поведения. Поэтому, исследуя вербальную характеристику цели жизни человека, мы решили остановиться именно на специфике её проявления в поведении, так как с одной стороны, поведение является одним из ключевых личностных аспектов, с другой стороны, оно наиболее частотно характеризуется вербально.
В нашей работе мы исследуем ФЕ, а не JIE (лексические единицы), так как они ярче и образнее по сравнению с JIE характеризуют личность. В ФЕ находит отражение история народа, своеобразие его культуры и быта.
По утверждению А.А. Леонтьева [1969], А.Р. Лурии [1979], Н.И. Жинкина [1982], И.А. Зимней [1991] и других психологов и психолингвистов, родной и иностранные языки хранятся в гностических зонах мозга в форме семантических полей, поэтому исследование вербальной характеристики цели жизни человека целесообразно проводить на уровне семантических полей.
Профессор Л.Л. Нелюбин дает следующее определение семантическому полю: «Семантическое поле - совокупность слов и выражений, составляющих тематический ряд; слова и выражения языка, в своей совокупности, покрывающие определенную область знаний. Создание семантического поля в памяти человека - необходимое условие свободного общения в соответствующей области» [Нелюбин Л.Л. 2003:191]
Общая гипотеза исследования. Фразеосемантическое поле цели жизни человека - это целостное системное образование, основанное на единстве лингвистического, психолингвистического и психолого-педагогического аспектов.
Писатели как тонкие психологи в своих произведениях ярко и образно харастеризуют цель жизни человека как при помощи JTE, так и при помощи ФЕ. Будучи весьма наблюдательными, они обладают способностью проникновения во внутренний мир человека. К тому же их литературный дар помогает облечь увиденное и воспринятое в прекрасную языковую форму. Поэтому мы считаем актуальным обращение к творчеству английских, американских и русских авторов, с целью извлечения примеров, наглядно иллюстрирующих и подтверждающих теоретические положения нашей работы, связанной с исследованием закономерностей вербальной характеристики цели жизни человека.
Цель работы - теоретическое исследование содержания и структуры фразе-осемантического поля цели жизни человека, закономерностей и средств формирования лингвистически аутентичного и психологически адекватного личност-но-ориентированного англоязычного общения с использованием материалов исследования фразеосемантического поля цели жизни человека.
Предмет исследования - языковые возможности и особенности образной, яркой, аутентичной характеристики цели жизни человека, анализируемые на материале художественной английской, американской и русской литературы, а также фразеографических и лексикографических источников.
Объект исследования - индивидуальные и групповые формы учебной деятельности, направленные на эффективное овладение англоязычным личностно-ориентированным общением.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что впервые рассмотрено англоязычное фразеосемантическое поле цели жизни человека как системное образование в единстве лингвистического, психолингвистического и психолого-педагогического аспектов.
Задачи исследования.
I. Раскрыть основные направления в исследовании цели жизни человека в научной российской и зарубежной литературе (Глава I).
II. Проанализировать основные понятия семантики, английской фразеологии, иноязычной личностно-ориентированной фразеосемантики, необходимые для исследования (Глава II).
III. Выделить ядро и периферию макрополя. Проанализировать взаимоотношения конституентов фразеосемантического поля цели жизни человека, охарактеризовать специфические для данного макрополя особенности прива-тивных, градуальных и эквиполентных оппозиций (Глава II).
IV. Исследовать и дать детальное описание структуры фразеосемантического поля цели жизни человека (Глава II).
V. Проанализировать особенности диффузности границ семантических макро- и микроэлементов - конституентов англоязычного фразеосемантического поля цели жизни человека (Глава И).
VI. Осуществить психолингвистический и психологический анализ вербальной характеристики цели жизни героев художественной литературы, в процессе их жизнедеятельности (Глава III).
VII. Предложить методику психокоррекции деструктивных компонентов цели жизни во время личностно-ориентированного изучения фразеосемантического поля цели жизни человека в английском языке в единстве лингвистического, психолингвистического и психолого-педагогического аспектов (Глава IV).
Для изучения ФЕ были использованы следующие методы исследования:
• Метод семантического поля,
• Компонентный анализ,
• Контекстологический анализ,
• Фразеологический анализ,
• Фразеологическая идентификация,
• Психолингвистические методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут применяться при обучении иностранным языкам, а также для оптимизации личностного роста и учебной деятельности обучаемых. Материалы исследования могут быть включены в учебные курсы школ, высших учебных заведений, в том числе и лингвистических. Автором опубликовано 5 статей, основанных на результатах исследования, изложенных в предлагаемой работе, а также монография в соавторстве с Е.Г. Чалковой.
На защиту выносятся следующие научные положения:
1. Объектом и денотатом исследования является цель жизни человека, что определяет комплексный подход к исследованию в единстве лингвистического, психолингвистического и психолого-педагогического аспектов.
2. Фразеосемантическое поле цели жизни человека представлено ядром-архисемой «aim» (цель), а также дифференциальными семантическими компонентами, раскрывающими особенности вербальной характеристики цели жизни человека, на уровне отражения, отношения, поведения.
3. Взаимоотношения между семантическими компонентами поля на макро- и микроуровне характеризуются привативными, градуальными и экви-полентными оппозициями.
4. Семантическое макрополе цели жизни человека включает следующие микрополя:
• Микрополе содержания цели жизни человека, которое включает следующие семантические группы: а) «преодолеть трудности - уклониться от трудностей»; б) «раскрыть истину - скрыть истину»; в) «нанести вред людям -поддерживать мирные взаимоотношения»; г) группа имплицитно выраженной целевой установки. Данные группы, в свою очередь, делятся на подгруппы ФЕ.
• Микрополе единиц, характеризующих процесс формирования и достижения цели жизни человека.
5. Лексическая структура исследуемых ФЕ разнообразна.
6. Грамматическая структура исследуемых ФЕ разнообразна.
7. В макрополе цели жизни человека встречаются случаи диффуз-ности границ семантических подразделений.
8. Эффективное изучение и исследование фразеосемантического поля цели жизни человека взаимосвязано и взаимообусловлено личностным ростом, коррекцией деструктивных компонентов личности как субъектов обучения иноязычному личностно-ориентированному общению с использованием материалов исследования фразеосемантического поля цели жизни человека.
Исследовательская и экспериментальная работа проводилась со студентами факультета клинической психологии Московского института медико-социальной реабилитологии на занятиях по иноязычному личностно-ориентированному общению. Всего обучено 100 человек, из них 50 в контрольных группах и 50 в экспериментальных.
Апробация работы. Теоретические положения исследования доложены автором на научных конференциях по прикладной психологии и педагогике в РАТИ (Российской академии театрального искусства) в 2003 году, на заседаниях секции иноязычной личностно-ориентированной фразеосемантики в 2003, 2004 годах; на кафедре психолингвистики и теории коммуникации в 2005-2006 годах, на заседании лаборатории психолингвистики и теории языка МГОУ в 2007 году, а также на Московских межвузовских научно-практических конференциях 10-12 октября 2005 года и 14-15 марта 2007 года.
Автором диссертации был экспериментально апробирован системно-коммуникативный курс интенсивного обучения иноязычному личностно-ориентированному общению студентов факультета клинической психологии Московского института медико-социальной реабилитологии.
Достоверность полученных результатов обеспечивается разнообразием лингвистических и психолингвистических методов описания эмпирического материала, их адекватностью целям и задачам исследования, богатством материалов на английском языке, а также библиографией 296 источников научной литературы, 40 фразеографических и лексикографических источников, 96 произведений английской и американской художественной литературы. 2790 ФЕ исследуемого типа отобраны из 37600 страниц литературы Великобритании и США, а также апробацией, разнообразием и эффективностью учебной и воспитательной работы, проведенной при обучении студентов факультета клинической психологии Московского института медико-социальной реабилитологии.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 180 листах машинописного текста и состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, списка использованной литературы, 296 источников научной литературы, 40 фразеографических и лексикографических источников, 96 произведений английской и американской художественной литературы, объемом 37600 страниц, на которых обнаружено 2790 ФЕ, характеризующих цель жизни человека, и одного приложения, в которое включены таблицы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 165 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz