Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 13:59
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 1 » Скачать Формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии. Майорова, Татьяна Сергеевна бесплатно
21:19
Скачать Формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии. Майорова, Татьяна Сергеевна бесплатно
Формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии

Диссертация

Автор: Майорова, Татьяна Сергеевна

Название: Формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии

Справка: Майорова, Татьяна Сергеевна. Формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Рязань, 2005 229 c. : 61 06-13/230

Объем: 229 стр.

Информация: Рязань, 2005


Содержание:

Введение
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
11 Лингвистические основы обучения полисемии
111 Лексическое значение Проблема лексического значения в русском языке Виды и типы лексических значений
112 Проблема полисемии в языке и речи Лингвистическая природа полисемии Типы и разновидности полисемии Полисемия и омонимия
12 Психологические и психофизиологические особенности усвоения многозначных слов учащимися начальной школы
Выводы
Глава II СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ-ПОЛИСЕМИИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
111 Анализ действующих программ и учебников по русскому языку и чтению для начальной школы с учетом исследуемой проблемы
112 Определение уровня*владения многозначной лексикой учащимися начальной школы констатирующий эксперимент)86*
113 Типичные ошибки и недочеты в речи детей младшего школьного возраста
Выводы
Глава III МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ВОСПРИНИМАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ
ЯВЛЕНИЕ ПОЛИСЕМИИ
III 1 Историко-педагогический аспект обучения полисемии
1112 Принципы, критерии и источники отбора многозначной лексики для обучения учащихся начальной школы Отбор многозначных слов и их актуальных лексико-семантических вариантов в учебных целях
1113 Методика работы по формированию умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии на уроках русского языка и литературного чтения
1114 Анализ результатов обучающего эксперимента
Выводы

Введение:

В последние десятилетия исследователи особое внимание уделяют вопросам культуры речи как одной из проблем воспитания грамотной в языковом отношении личности. Необходимость формирования и совершенствования микроструктуры речевых умений на лексическом уровне в начальной и средней школе сегодня не вызывает сомнений.
Среди понятий семантического уровня, тесно связанных с данной проблемой, наряду с синонимией, паронимией и омонимией, важное место занимает полисемия, или многозначность слова. Данное языковое явление свидетельствует о широких возможностях словаря: богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность.
Полисемантичные слова требуют к себе особого внимания^ поскольку нередко они становятся причиной всевозможных недоразумений, если собеседники понимают одно и то же слово по-разному. Ситуации, связанные с неумелым употреблением многозначных слов, возникают и на уроках, в частности при написании сочинений, и в повседневной жизни. Ошибки связаны прежде всего с тем, что учащиеся, в том числе начальной школы, нередко неадекватно воспринимают многозначные слова, часто не знают всех или отдельных значений того или иного слова, а значит, неправильно употребляют их в речи. Наблюдения за устной и письменной речью младших школьников показывают, что в большинстве случаев они не умеют употреблять слова в переносных значениях, не осознают оттенки отдельных значений многозначных слов. Сказанное подводит к мысли о том, что уже в начальной школе следует проводить работу по формированию умений адекватно воспринимать и грамотно использовать в речи явление полисемии. Однако исследования по данному вопросу до сих пор не предпринимались.
Интерес к названной проблеме определяется преимущественно тем, что, наряду с теоретическим значением, ее решение имеет непосредственное практическое (прикладное) значение, поскольку запас значений, их характер, способ употребления находятся в тесной связи с уровнем интеллектуального развития ребенка и являются в известной степени его показателями. Обучение полисемии является средством познания лексических явлений, развития языкового чутья, расширения словарного запаса. Выявление сходств и различий в системе значений полисемантичного слова способствует прочному усвоению знаний о закономерностях сочетаемости слов с прямым и переносным значениями, а также выработке умений и навыков употребления их в спонтанной речи.
Актуальность, темы диссертации обусловлена социальной значимостью проблемы, важностью повышения уровня общей речевой культуры учащихся и уровня их интеллектуального развития, а также значительным количеством ошибок в устной и письменной речи младших школьников, связанных с неадекватным восприятием и неумелым употреблением многозначных слов в речи, приводящим к непониманию, двусмысленности. Немаловажным аргументом в пользу выбора темы исследования является и то, что на современном этапе обучения языку и развития речи данная проблема в методическом аспекте никем не рассматривалась. Кроме того, исследование, проведенное филологом Е.Е. Дебердеевой, затрагивающее вопросы функционирования многозначного слова в речи детей младшего школьного возраста, показало, что "слово в детской речи слабо функционирует как многозначное, а следовательно, это дает основание для пересмотра всей системы работы с младшими школьниками в области многозначной лексики" [53, с. 8]. Таким образом, важность проблемы, ее недостаточная разработанность, преимущественно практическая, неудовлетворительное владение детьми многозначной лексикой определили выбор и актуальность темы исследования.
Объектом научного поиска стал процесс формирования у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии. Предметом исследования является организация работы, направленная на повышение уровня речевого развития учащихся начальных классов в области многозначной лексики.
Цель диссертации заключается в разработке эффективной, научно обоснованной и экспериментально проверенной методики работы, позволяющей сформировать у младших школьников умения воспринимать и использовать в речи явление полисемии.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематически и планомерно организованная работа по формированию умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии может способствовать совершенствованию лексической подготовки учащихся начальных классов, повышению уровня их речевого развития, устранению ошибок и недочетов в устной и письменной речи; формирование умений младших школьников в области многозначной лексики будет проходить более эффективно, если в процессе преподавания использовать специальную методику, основывающуюся на реализации следующих условий: 1)» опоры методической системы на теоретический материал о явлении полисемии; 2) рассмотрения работы над многозначностью слова как составной части системы обучения родному языку, в связи с изучением всех его разделов; 3) проведения работы над многозначностью слова на уроках литературного чтения, по возможности, в процессе изучения всех произведений, представленных в учебнике; 4) учета принципов и критериев отбора слов, адекватных особенностям восприятия языковых явлений младшими школьниками; использования системы специальных упражнений, развивающих языковую чуткость, интерес к слову, интеллект и положительные качества личности.
Поставленная цель и исходная гипотеза исследования предполагали решение ряда основных задач.
1. Изучить и проанализировать лингвистическую, психолингвистическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. Рассмотреть действующие программы и учебники для начальной школы на предмет наличия в них многозначных слов и их лексико-семантических вариантов, речевых упражнений на данном лексическом материале. Проанализировать лексический материал программ, учебников по русскому языку и чтению, школьных словарей, предложить рекомендации по их дальнейшему усовершенствованию.
2. Обобщить принципы и определить критерии, источники отбора многозначной лексики с целью повышения уровня речевого развития младших школьников в области многозначной лексики, установить минимальный объем сведений учащихся о явлении полисемии.
3. Пересмотреть и усовершенствовать учебный словарь-минимум* полнеем, руководствуясь обобщенными принципами и разработанными критериями отбора многозначной лексики. Определить необходимый объем многозначных слов и их значений для младших школьников по годам обучения.
4. Провести анализ уровня владения учащимися начальной школы многозначной! лексикой в ходе констатирующего эксперимента. Выявить фактические трудности, которые испытывают дети при усвоении полисем, определить уровень их речевого развития.
5. На основе анализа констатирующего эксперимента выявить типичные ошибки и недочеты в употреблении полисем младшими школьниками в устной и письменной речи, в различении их лексико-семантических вариантов. Описать типологию ошибок учащихся, рассмотреть пути их предупреждения и устранения.
6. Разработать систему упражнений, направленную на активное усвоение многозначного слова, позволяющую научить детей отличать явление полисемии от омонимии и способствующую формированию умений правильного употребления полисем и их лексико-семантических вариантов, совершенствованию речи учащихся начальной школы, выработке положительных качеств личности.
7. Разработать методику работы, способствующую повышению уровня речевого развития учащихся, обогащению их лексического запаса, адекватному восприятию, осознанному усвоению и активному употреблению многозначных слов в речи, развитию языкового чутья, интеллекта. i 8. Включить в процесс обучения занимательный материл и дидактические игры, в частности разработанную нами развивающе-познавательную игру "Домино" как средство повышения эффективности ^ предлагаемой системы работы над явлением полисемии [222].
9. Проверить эффективность предлагаемой методики работы в ходе обучающего эксперимента, проанализировать и методически интерпретировать его результаты. Внедрить разработанную методику в практику преподавания,русского языка и чтениягв начальной школе.
Методологической^ основой исследования явились: 1) научные работы в области родного языка (работы по языкознанию, психологии, дидактике и методике русского языка); 2) важнейшие положения о связи языка и мышления, сущности и социальной роли языка в жизни общества;
3) системно-функциональный подход к исследуемым проблемам.
Методической основой исследования является теория, методики обучения русскому языку, разработанная в трудах М.Т. Баранова, К.Б. Бархина, Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, М.Р. Львова, А.Н. Матвеевой, А.Я. Острогорского, Г.Н. Приступы, Н.С. Рождественского, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, Л.П. Федоренко, В.П. Шереме-тевского и др.
Характер решаемых задач определил выбор методов исследования: 1) изучение и анализ лингвистической, психолого-педагогической и метоffci дической литературы, диссертационных материалов и статей по теме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта теоретический метод); 2) анализ программ, учебников по русскому языку и чтению для начальной школы, их словарного состава, упражнений (социально-педагогический метод); 3) наблюдение за устной и письменной речью учащихся; выявление типичных ошибок и недочетов в употреблении многозначных слов младшими школьниками; 4) наблюдения над учебным процессом, за деятельностью педагога и учащихся на уроках русского языка и чтения; руководство учебным процессом; 5) проведение констатирующего и обучающего экспериментов (экспериментальный метод); 6) обработка и анализ результатов эксперимента (статистический метод).
Подобное совмещение методов является обязательным условием при организации работы над словом. Это отвечает общему методологическому принципу: ".изучение такого многогранного явления, как язык, требует сочетания различных методов применительно к каждой стороне языка" [162, с. 149].
В качестве источников материала для исследования послужили толковые словари современного русского языка, преимущественно словарь С.И. Ожегова и Н.Ю: Шведовой [226].
Наряду с толковыми словарями были использованы словари, отражающие системные связи слов по их значениям [225; 227; 230; 233].
В процессе отбора материала для* проведения' экспериментального исследования учитывались данные частотных словарей Э.А. Штейнфельдт [232] и Л.Н. Засориной [231].
При отборе многозначной лексики учитывался материал учебников по русскому языку и чтению [247; 248; 249; 250; 251; 252].
Исследование проводилось поэтапно.
1- этап (2001-2002 гг.) - изучение лингвометодической литературы по теме диссертации; изучение передового педагогического опыта организации работы по лексике в теории и практике современной начальной школы; подготовка и проведение констатирующего эксперимента в школе № 66 г. Рязани; разработка вариантов системы работы по усвоению многозначных слов учащимися начальной школы.
2 этап (2002-2004 гг.) - обучающий эксперимент на базе 3-4 классов школы № 66 г. Рязани (в процесс обучения учащихся русскому языку и чтению была введена методика работы по формированию умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии, направленная на уточнение и обогащение словарного запаса младших школьников на основе многозначности слова, его активизацию в речи), статистическая обработка полученных результатов, внедрение системы упражнений в работу учителей школы.
3 этап (2004-2005 гг.) - анализ и обобщение результатов исследования, оформление опытно-экспериментального материала, изложение основных положений апробированной методики в диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем: 1) изур чена проблема формирования умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии в начальной школе в теоретическом и методическом аспектах; 2) классифицирована типология ошибок и недочетов полисемантического характера* в устной и письменной речи- младших школьников; 3) сформулированы критерии и определены источники отбора многозначной лексики для изучения учащимися начальной школы; 4) усовершенствован в количественном и качественном отношении словарь-минимум многозначных слов с их значениями для усвоения младшими школьниками с учетом принципов, критериев отбора и возрастных особенностей учащихся; 5) разработана специальная система упражнений для работы над многозначной лексикой в процессе уроков русского языка и литературного чтения в соответствии с этапами работы над явлением полисемии, направленная на выработку умений активного употребления полисемантичных слов и их лексико-семантических вариантов в связной речи учащихся начальных классов; 6) разработано учебное пособие для учителей и учащихся начальных классов "Явление многозначности в русском языке. Занимательная лексикология в вопросах и ответах"; 7) разработана система работы по формированию умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии, обеспечивающая усвоение минимума теоретических сведений о явлении многозначности, полисемантичных слов и их лексико-семантических вариантов в начальной школе, активному и правильному их употреблению в речи, повышению уровня речевого и интеллектуального развития учащихся, выработке положительных качеств личности; 8) разработана и включена в процесс экспериментального обучения развивающе-познавательная игра "Домино" как средство повышения эффективности методики работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщены лингвометодические и психологические основы обучения многозначной лексике учащихся начальной школы, определены типичные лек-сико-семантические и лексико-стилистические ошибки и недочеты в речи детей и их причины, предложены пути по их предупреждению и преодолению. В ходе эксперимента решена одна из важных проблем обучения родному языку в начальной школе: описана система работы по формированию умений адекватного восприятия и правильного использования в речи явления многозначности. Создана система упражнений, позволяющая выработать у учащихся необходимые представления о названном языковом явлении и его важной роли в языке, способствующая качественному усвоению многозначных слов и их лексико-семантических вариантов в процессе обучения языку. Результаты работы могут служить основой для дальнейших исследований различных аспектов обучения лексике в начальной школе, в том числе на завершающем этапе обучения, когда учащиеся должны перейти из начальной школы в среднюю.
Практическая ценность-диссертации заключается в возможности использования ее результатов (теоретические положения и практический материал) для написания новых или совершенствования существующих школьных программ и учебников по русскому языку, дидактических материалов, учебных и методических пособий, школьных словарей; для подготовки спецкурсов на факультетах начальных классов педагогических учебных заведений; в процессе организации преемственности в обучении лексике при переходе учащихся из начальной школы в среднюю. Использование результатов работы будет способствовать повышению эффективности обучения русскому языку и чтению в начальной школе, повышению уровня интеллектуального, нравственного и речевого развития младших школьников на основе овладения многозначной лексикой. На защиту выносятся следующие положения: 1) формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии оказывается эффективным, если процесс обучения представляет собой систему с выделенными этапами, характеризующимися установленным объектом изучения, определенными задачами, набором методических приемов и средств обучения, перечнем специальных упражнений, направленных на усвоение минимума теоретических знаний о многозначности слова, на обогащение словаря младших школьников коммуникативно-значимыми полисемами и их лексико-семантическими вариантами, на выработку и развитие умений использования многозначной лексики в устной и письменной речи;
2) процесс обучения младших школьников многозначной лексике проходит более эффективно с использованием занимательно материала и дидактических игр, в частности разработанной нами развивающе-ф познавательной игры "Домино", способствующей более прочному усвоению полисемантичной лексики, развитию интереса к учебному предмету, созданию у учеников положительного эмоционального настроя.
Обоснованность и достоверность научных положений и выводов диссертационного исследования обеспечивается его научной базой, полнотой анализа теоретического и практического материала, выбором методов, адекватных целям и задачам исследования, подтверждается положительными результатами экспериментального обучения. ^ Апробация исследования. Результаты работы обсуждались на педагогических советах школы, на заседаниях методических объединений учителей начальных классов. Основные положения диссертационного исследования доложены на методических заседаниях и теоретических семинарах кафедры методики русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина. По теме диссертации в научно-методических сборниках и журналах опубликовано пять статей, в которых отражено основное содержание работы: [106; 107; 108; 109; 110].
Внедрение. Отдельные результаты исследования внедрены в прак-® тику преподавания русского языка и чтения в начальной школе. Предлагаемая методика работы по формированию умений адекватно воспринимать и грамотно использовать в речи явление полисемии включена в учебный процесс школы № 66. Учебные материалы, представленные в диссертации, также используются на занятиях с учащимися начальных классов по родному языку и чтению.
Структура диссертации определена задачами и целями исследования. Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и шести приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 165 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz