Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 06:08
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 20 » Скачать Формирование у младших школьников познавательной активности в учебной и внеучебной деятельности. Мартиросян, Борис Пастерович бесплатно
05:48
Скачать Формирование у младших школьников познавательной активности в учебной и внеучебной деятельности. Мартиросян, Борис Пастерович бесплатно

Формирование у младших школьников познавательной активности в учебной и внеучебной деятельности

Диссертация

Автор: Мартиросян, Борис Пастерович

Название: Формирование у младших школьников познавательной активности в учебной и внеучебной деятельности

Справка: Мартиросян, Борис Пастерович. Формирование у младших школьников познавательной активности в учебной и внеучебной деятельности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2000 171 c. : 61 00-13/776-8

Объем: 171 стр.

Информация: Москва, 2000


Содержание:

Глава! ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППознавательная авсгивность как качество личности школьника
12Психологические особенности младших школьников, влияюп];ие на формирование их познавательной активности
13Активизация учебной и внез^ебной деятельности с целью формирования познавательной активности младших школьников (состояние теории и практики)
Глава 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
21 Модель формирования познавательной активности • младших школьников в учебной и внез^ебной деятельности
22 Со держание, формы и методы стимулирования познавательной активности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности ,
23Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию познавательной активности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности
ВЫВОДЫ

Введение:

Ш Актуальность исследования. Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования к активности личности.Прежде всего, должна быть востребована активность многоплановая: трудовая, познавательная, социальная, духовная.Активность помогает личности конструктивно действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций.При реформировании школы рекомендуется обратить особое внимание на развитие склонностей, способностей каждого школьника. Это возможно, прежде всего, при воспитании познавательной активности учащихся, самой глубокой и бескорыстной, обогащающей духовный мир личности. Поэтому именно с начальной школы одним из главных направлений должно стать воспитание познавательной активности з^ащихся .Ш Воспитывающее обучение как процесс предстает в динамике смен деятельности, в которых заложен высокий воспитательный потенциал.- Для этих видов деятельности характерно гуманистическое содержание, использование коллективных форм, духовность и общественно значимый характер. Такое обучение реализуется в системе организационных форм, включающих урок, внеклассную работу, дополнительное образование, в процессе которых и формируется особое нравственно-мировоззренческое отношение к окружающей действительности.Учебная и вне)Д1ебная деятельность оказывают и прямое, и косвенное педагогическое воздействие на личность учащихся, развивая их познавательную сферу. Позиция взрослого заключается в понимании того, каким должно быть влияние на личность ученика, чтобы помочь и поддержать его самосовершенствование, развивая активность как внз/треннее jA, свойство личности, а также активизируя учебную деятельность в процессе ш4 отбора ее содержания, форм и методов, а главное, постановки ученика в позицию субъекта.Целостные и системные знания о развиваюпхемся человеке, которыми располагает современная наука, позволяют увидеть в активности одну из высших целей развития личности, достигаемую постепенно: от фактора формирования учебной и других видов деятельности школьника до творческой, профессиональной активности личности.Особое, самоопределяющее условие развития личности - активность есть свойство, порождаемое потребностями, включающее устойчивый познавательный интерес и направленное на преобразование окружающей действительности, поэтому активность естественно входит в современную концепцию личности.Исследование проблемы формирования познавательной активности школьников опирается на общепсихологическую теорию деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина и др.); теорию развития личности (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.В.Петровский, Л.Рубинштейн и др.); психолого-педагогические концепции активности личности (М.К.Акимова, А.М.Матюшкин, Н.Г.Морозова, В.А.Петровский, Т.И.Шамова, Г.И.ГЦукина и др.); теорию развивающего обучения на основе учебной деятельности, направленной на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков); теорию воспитывающего обучения (Л.Ю.Гордин, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, З.И.Равкин, Г.Н.Филонов).Этой проблеме в дидактическом аспекте посвящен ряд работ педагогов Б.П.Есипова, М.А.Данилова, А.Е.Дмитриева, И.Я.Лернера, Г.Ц.Молонова, Н.А.Половниковой, П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной, и др., в которых формулируются принципы и закономерности учебной деятельности и особенно рассматривается принцип активности.Ш Проблематика формирования познавательной и других видов активности младших школьников в последние годы раскрыта в диссертационных исследованиях М.В.Гринева, И.А.Зайцевой, Г.Н.Котельниковой, Т.Н.Лукьянченко, Т.А.Старовойтовой и др. Интерес представляют проводимые в аспекте педагогической психологии исследования специфики обучения детей, не готовых к обз^ению в школе (1994-1999) (Е.Е.Кравцова, А.А.Нурахумова, Л.С.Ордынкина, В.В.Степанова, Г.Б.Яскевич), за счет развития у них познавательного интереса.Несмотря на это в массовом опыте работы школ формирование познавательной активности как личностного свойства встречается редко, так как не разработана методика формирования этого процесса. Будущих учителей не готовят к воспитанию познавательного интереса и активности школьников. Студенты и школьники испытывают противоречия между все возрастающим информационным объемом знаний и их наличными знаниями, а также неумением, незнанием способов их добывания; между сложностью процесса формирования активности школьников и незнанием его методики, неразработанностью педагогических технологий. В то же время современная начальная школа характеризуется такими приоритетами как четырехлетнее обучение, в основе которого лежит развитие теоретического мышления младшего школьника, с его направленностью на развитие интереса к познанию, активности и самостоятельности в приобретении знаний. I j Проблема познавательной активности, ее структуры, мотивов развития с з^етом возраста младших школьников входит в исследования Ш.ААмонашвили, А.Е. Дмитриева, Л.В.Занкова, Л.И. Божович, В.С.Мухиной и др. Как характеристика личности активность раскрывает ее динамику, инициативность и становится источником преобразования и поддержания значимых связей с окружающим миром. Активность выступает t # в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как условие ее становления, реализации и взаимодействия, как свойство ее собственного движения.Активность личности помогает в выстраивании ее программ развития: социальной, духовной и биологической (Б.М.Бим-Бад, Г.Н.Волков, А.М.Матюшкин, А.В.Петровский). Сз^ественным для нашего исследования являются дидактические, методические и воспитательные подходы к решению проблемы совершенствования образовательно-воспитательного процесса в начальной школе (Ш.А.Амонашвили, Л.И.Божович, Н.Ф.Виноградова, В.В.Давыдов, А.Е.Дмитриев, А.К.Маркова, В.С.Мухина, В.И.Петрова, А.М.Пышкало, Д.Б.Эльконин и др.).В последние десятилетия достигнуты новые результаты в исследовании данной проблемы: определена сущность и структура познавательной активности; выявлены дидактические и воспитательные аспекты формирования познавательной активности школьников (Н.С.Дежникова, М.Д.Виноградова, Г.Ц.Молонов, И.Б.Первин, П.И. Пидкасистый и др.); прослежены связи познавательной активности личности с ее потребностями, мотивами и интересами; влияние активности на учебную и внеучебную деятельность.В то же время в массовой практике современной начальной школы встречается много недостатков, вытекающих из объективных противоречий: между требованиями строить педагогический процесс на основе личностноориентированного подхода и незнанием учителями методики формирования познавательной активности как личностного свойства школьников; между потенциалом семьи, культурных учреждений и недостаточным использованием возможностей семьи и учреждений дополнительного образования в решении этой проблемы.Актуальность проблемы развития активности как личностного свойства и недостаточная разработанность ее в науке и практике позволила нам VI' выбрать темой исследования "Формирование у младших школьников * познавательной активности в учебной и внеучебной деятельности".Цель исследования - теоретическая разработка и экспериментальная реализация педагогической модели формирования познавательной активности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.Объект исследования - образовательно-воспитательная деятельность в начальной школе.Предмет исследования - процесс формирования познавательной активности младших школьников в зд1ебной и внеучебной деятельности.В основу исследования положена следующая гипотеза: успешность процесса формирования познавательной активности младпшх школьников в учебной и внеучебной деятельности достигается при построении процесса обз^ения и воспитания на основе оптимальной модели, которая направлена на личностное развитие калсдого ученика при индивидуальноФ дифференцированном подходе к нему; приоритете влияния на эмоционально-мотивационнзто сферу личности; развитии устойчивых познавательных интересов; активизации всей образовательно-воспитательной деятельности через стимулирование активности особым содержанием, формами и методами; формировании готовности учителя оптимально сочетать личностную активность учащихся с руководством формированием их активности; учете возможностей семьи и з^реждений дополнительного образования в решении проблемы познавательной активности.В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования: 1. Разработать теоретико-методическз^о модель формирования познавательной активности младших школьников в зд1ебной и вне5Д1ебной деятельности на современном этапе. 2. Провести экспериментальную проверку опытной модели развития познавательной активности учащихся в з^ебной и внез^ебной деятельности. 3.Определить 1* ' # комплекс педагогических условий, обеспечивающих соверщенствование процесса формирования познавательной активности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности. 4.На базе данных, полз^енных в результате эксперимента, способствующего формированию у младших школьников познавательной активности в учебной и внеучебной деятельности, разработать методические рекомендации для учителя, руководителя кружков, родителей, студентов.Методологической и теоретической основой исследования явились: философские положения о личности, деятельности, познании; общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); теория личности (Н.Ф.Талызина, А.М.Лурия, Л.И.Божович); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин): теория формирования познавательной активности школьников (А.И.Аникеева, Б.Т.Лихачев, Н.С.Дежникова, А.М.Матюшкин, Г.Ц.Молонов, И.Ф. Харламов, Т.Н. Шамова, Г.И.Шукина). Исследование проведено на основе гуманистического, личностно-ориентированного, системного подходов к образованию.Для реализации целей и задач использовался комплекс методов: теоретический анализ психолого-методической литератзфы по проблеме исследования, а также программ и учебников для начальной школы; наблюдение за ходом учебного процесса на уроках, наблюдения за деятельностью детей во внеклассной работе; беседы и анкетирование учителей начальных классов; психодиагностические методы: анализ продуктов деятельности, технологии, диагностические задания для младших школьников и учителей начальных классов; опытно-экспериментальная работа; статистические методы обработки данных. / ш Опытно-экспериментальной базой служили начальные классы школ № 323 и №556 г. Москвы, школ Московской области, а также анализировался личный педагогический опыт диссертанта, который более 15 лет работал учителем, заведующим учебно-воспитательной работой, директором школы и методистом отдела образования.Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1992-1994) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература. Теоретический анализ литературы сочетался с практическим изучением состояния проблемы. На этом этапе была разработана программа констатирующего эксперимента и диагностические задания для его проведения. На втором этапе (1994-1997) разрабатывалась гипотеза исследования, определялись задачи, отрабатывался понятийный аппарат. На этом этапе была составлена программа формирующего эксперимента, организована опытно-экспериментальная работа, которая выявила педагогические условия для формирования познавательной активности младших школьников. На третьем этапе (1997-1999) продолжалась опытная работа .в 1-4 классах с целью проверки результатов исследования; был осуществлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы. На этом этапе проходила систематизация и обобщение результатов исследования, завершение оформления материала.Научная новизна исследования заключается в том, что разработана педагогическая модель, реализуемая в условиям личностно-ориентируемого образования и с учетом принципа преемственности между начальным и средним звеном школы; экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие эффективное влияние познавательной активности на развитие личности младшего школьника с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным темпом обучаемости. # ^ Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.Получили дальнейшее развитие наз^ные представления о процессе формирования познавательной активности у младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения. Доказаны возможность и целесообразность использования модели формирования познавательной активности, построенной на основе личностно-дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем ее развития. Выделены уровни развития познавательной активности младших школьников на разных возрастных этапах обучения в начальной школе. Экспериментально подтверждены стабильность и развитие активности з^ащихся в средних классах, работавших по данной программе при соблюдении преемственности между начальным и средним звеньями школы.Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования содержащихся в ней теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и предложенных рекомендаций в процессе совершенствования образовательно-воспитательной работы с младшими школьниками. Материалы исследования могут быть использованы в нормативных и специальных курсах, на педагогических факультетах, в процессе повышения квалификации педагогических кадров, в з^реждениях дополнительного образования. Практическую значимость представляет модель дифференцированного подхода к ученикам с разным темпом обучения и уровнем формирования познавательной активности.Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью поставленных в диссертации проблем, использованием взаимодополняющих методов научного исследования, адекватных целям и задачам работы; проведением эксперимента на репрезентативном уровне; сочетанием качественного и количественного анализа материалов. mi .«*-«> На защиту выносятся: " 1. Модель поэтапного формирования познавательной активности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности, в основе которой заложен личностно-дифференцированный подход к обучению.2. Методическая система (цель, содержание, методы и средства) формирования познавательной активности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.3. Педагогические условия формирования познавательной активности младпшх школьников (использование модели, характеризуюш;ейся личностно-ориентированнои направленностью и дифференцированным подходом к )Д1аш;имся с разным зфовнем сформированности познавательной активности; определение ведущих направлений развития умственной "- активности на разных возрастных этапах начального обз^ения; соблюдение принципа преемственности в работе между начальным и средним звеньями, .. использование системы дифференцированных заданий обш;еразвивающего и коррекционного характера; стимулирование активности через особое содержание, формы и методы обучения, а также воздействие на эмоциональную и мотивационную сферу личности школьника; формирование готовности учителя оптимально сочетать личную активность учащихся с рз^оводством по формированию их познавательной активности; учет возможностей семьи и учреждений дополнительного образования в решении проблемы познавательной активности).Апробация работы: результаты исследования апробировались в ходе их обсуждения на заседаниях Центра начального образования Института общего среднего образования РАО, Института семьи и воспитания, ИПК преподавателей педагогики и психологии РАО, г. Москвы, на педагогических советах школ г.Москвы и Московской области. # • #

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 123 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz