Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 04:55
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада. Михайлова, бесплатно
05:22
Скачать Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада. Михайлова, бесплатно

Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада

Диссертация

Автор: Михайлова, Марина Владимировна

Название: Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада

Справка: Михайлова, Марина Владимировна. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Санкт-Петербург, 2002 198 c. : 61 02-19/356-0

Объем: 198 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2002


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы психологической готовности детей к обучению и адаптации в условиях школы
11 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе
12 Игровая деятельность как необходимое условие формирования психологической готовности к обучению
13 Проблема адаптации младших школьников
Глава 2 Методы и организация исследования
21 Цель, гипотеза и задачи исследования
22 Методология исследования
23 Организация занятий с детьми подготовительной группы детского сада с помощью комплекса игр, направленного на формирование психологической готовности к обучению в школе
Глава 3Результаты экспериментального исследования формирования психологической готовности к школе
31 Динамика развития различных видов игр в контрольных и экспериментальных группах
32 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование социальной и познавательной рефлексии у дошкольников
33Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование контекстного общения детей со взрослыми
34 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование мотивационного компонента психологической готовности к обучению
35 Влияние режиссерской игры на формирование самооценки дошкольников
36 Влияние игры с правилами на формирование полноценного общения детей со сверстниками
37 Влияние уровня развития игровой деятельности на выполнение дошкольниками ориентировочного теста школьной зрелости Керна-Йирасека
38 Результаты анкетирования родителей испытуемых
39 Результаты наблюдения за социально-психологической адаптацией первоклассников в условиях школы

Введение:

Существуют различные подходы к рассмотрению проблемы готовности детей к обучению в школе. Она включает в себя рассмотрение общего способа действования [27, с.26-39], коммуникативных способностей [86], нравственно-волевых предпосылок учения [25], способности ориентировать активность на моральную норму [144]. Однако на современном этапе наблюдается тенденция превращения старших групп детского сада в группы школьного типа, ориентированные прежде всего на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков, что вызвано повышением требований к их уровню при поступлении детей в школу. Это приводит к сокращению времени, предназначенному для ведущей деятельности старших дошкольников - игры. В результате дети осваивают игровую деятельность недостаточно эффективно, урывками. Игра при этом не может являться полноценной основой для эффективного личностного развития детей. Также остается актуальным вопрос о методах руководства детской игрой, конкретных психолого-педагогических разработках, раскрывающих суть данных методов.
В своей работе мы исходим прежде всего из того, что игра на протяжении дошкольного возраста, согласно Д.Б.Эльконину [141], является ведущим видом деятельности, который способствует развитию характерных именно для данного возраста новообразований. Следовательно, игра может быть использована для формирования таких социально-психологических предпосылок, которые обеспечивают успешное вхождение ребенка в новую для него социальную (учебную) действительность и составляют основу для полноценного развития его учебной деятельности. К таким предпосылкам мы относим:
• рефлексию (познавательную, как способность рассматривать детьми основания собственных действий с точки зрения их соответствия требуемому задачей результату и социальную, как осознание действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другим индивидом [136, с.39-43]).
• контекстное общение со взрослыми, которое характеризуется способностью ребенка подчинять свое поведение определенным задачам и правилам,
• мотивационный компонент, выступающий у детей на данном возрастном этапе в форме желания идти в школу (внутренняя позиция школьника),
• общение со сверстниками,
• самооценка.
Комплекс всех вышеперечисленных образований мы рассматриваем как психологическую готовность к обучению в школе, каждый компонент которой связан с определенной сферой жизнедеятельности ребенка в новой школьной действительности, а именно:
• эффективностью учебной деятельности,
• освоением школьных норм поведения,
• успешностью социальных контактов с учителем и сверстниками,
• эмоциональным благополучием ребенка.
Актуальность нашего исследования, таким образом, обусловлена потребностью школьной практики обеспечить скорейшее приспособление детей к школе. Последнему может способствовать формирование определенных компонентов психологической готовности к обучению у старших дошкольников, которое происходит в ведущем виде деятельности данного возраста - в игре.
Цель диссертационного исследования: формирование психологической готовности детей к школе, компонентами которой являются социальная и познавательная рефлексия, контекстное общение со взрослыми, мотивация, социальные навыки и самооценка ребенка.
Предметом нашей работы является изучение процесса формирования психологической готовности детей к обучению в играх, субъектом - дети подготовительной группы детского сада и первоклассники.
Гипотеза нашей работы: психологическую готовность к обучению в школе можно сформировать в играх детей старшего дошкольного возраста.
Защищаемые положения:
1. при определенной организации игровой деятельности можно сформировать психологическую готовность детей к школе,
2. можно предположить, что различные виды игр влияют на развитие различных компонентов психологической готовности к обучению: сюжетно-ролевая игра - на развитие рефлексии, контекстного общения со взрослыми и мотивации, режиссерская игра - самооценки, игра с правилами - общения дошкольников со сверстниками,
3. целенаправленная организация игровой деятельности старших дошкольников может оказывать влияние на успешность их адаптации в условиях школы.
Для проверки выдвинутых гипотез необходимо было решить следующие задачи:
1. разработать игровую программу, направленную на формирование компонентов психологической готовности к обучению,
2. установить стартовый уровень развития психологической готовности к школе у детей контрольных и экспериментальных групп,
3. внедрить игровую программу на базе экспериментальных групп старших дошкольников,
4. провести формирующий эксперимент в подготовительных группах детских садов и сравнить уровень сформированности компонентов психологической готовности у детей контрольных и экспериментальных групп,
5. проследить успешность адаптации первоклассников в условиях школы.
Последовательность решения данных задач соответствовала этапам нашего эксперимента, который проводился в течении 1999-2000 годов на базе детских садов № 4, 32, 98, 108 и школ № 355, 356, 358, 360, 371, 373, 495, 509 г.Санкт-Петербурга. Испытуемыми являлись дети подготовительных групп детского сада, а затем первоклассники.
Научная новизна работы заключается в выявлении взаимосвязи между различными видами игр и компонентами психологической готовности к обучению, а также между уровнем развития игровой деятельности и успешностью адаптации детей в условиях школы. Практическая значимость нашего исследования представлена в том, что результаты данного эксперимента представляют собой разработку методического комплекса игр, направленного на формирование психологической готовности детей к школе.
Достоверность обобщений и выводов из эмпирических фактов подтверждается наличием достоверных коэффициентов связи и различий.
Содержание работы изложено на 198 страницах машинописного текста, включающего введение, три главы, заключение, список литературы, состоящий из 145 наименований, приложения. В диссертации имеется 4 графика и 56 таблиц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 125 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz