Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 13:26
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 25 » Скачать Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников. Космачева, Наталия Владимировна бесплатно
03:48
Скачать Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников. Космачева, Наталия Владимировна бесплатно
Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников

Диссертация

Автор: Космачева, Наталия Владимировна

Название: Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников

Справка: Космачева, Наталия Владимировна. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Космачева Наталия Владимировна; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина] - Коломна, 2009 - Количество страниц: 222 с. ил. Коломна, 2009 222 c. :

Объем: 222 стр.

Информация: Коломна, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте
11 Сущность, содержание, структура и механизмы нравственных ценностных ориентаций
12 Генезис представлений о нравственных ценностных ориентациях в отечественной педагогике
13 Теоретические основы формирования нравственных ценностных ориентаций на этапе дошкольного детства
Выводы к главе 1
Глава 2 Формирование нравственных ценностных ориентаций в практике дошкольного образования
21 Ценностный потенциал программ современного дошкольного образования
22 Педагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников
23 Проблема диагностики нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте
Выводы к главе 2
Глава 3 Экспериментальная работа по формированию нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников
31 Ход и результаты пилотажного и констатирующего этапов эксперимента
32 Реализация экспериментальной модели формирования нравственных ценностных ориентаций в образовательном процессе ДОУ
33 Результаты экспериментальной работы по формированию нравственных ценностных ориентаций
Выводы к главе 3

Введение:

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, является приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. Ученые (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Н. Матюшкин, В.Б. Ольшанский и многие другие) считают, что поведение человека обусловлено выбором конкретных ценностей, ориентацией на них, направленностью на те или иные ценности. В связи с этим в педагогической теории и практике большое внимание уделяют проблеме формирования ценностных ориентаций, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт, способствуют разрешению многих противоречивых жизненных вопросов. Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения и жизненной позиции.
Различные аспекты ценностных ориентаций рассматриваются философами (JI.M. Архангельский, Б.И. До донов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган,
A.И. Титаренко, В.П. Тугаринов и др.), социологами (В.В. Водзинская, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский и др.), психологами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе,
B.А. Ядов и др.), педагогами (Н.А. Асташова, С.Г. Гладнева, Т.А. Казимир-ская, А.В. Кирьякова, P.P. Накохова, Г.П. Новикова, Е.В. Поленякина и др.).
В педагогической науке исследованы и определены условия для формирования эстетических ценностных ориентаций (А.Г. Бабаян), экологических ценностных ориентаций (Л.И. Евдокимова), профессионально-ценностных ориентаций (Е.Л. Руднева, Е.Г. Слободнюк), гражданских ценностных ориентаций (И.В. Вахрушева), социокультурных ценностных ориентаций (Д.П. Даянова), национально-культурных ценностных ориентаций (О.Е. Зубов), ценностных ориентаций личной жизни (З.А. Болатова), духовно-нравственных ценностных ориентаций (Г.А. Аргунова, Н.Г. Набиулина), социально-нравственных ценностных ориентации: (Т.В. Ромашкина), нравственных ценностных ориентаций (Э.В. Зауторова, В.В. Копусова) и других.
Установлено, что ценностные ориентации тесно связаны с нравственными представлениями человека. Нравственные ценностные ориентации определяют уровень и форму социальной активности и направленности, а также отношение личности к себе, к другим людям и миру в целом. Вместе с тем с изменением социокультурной среды ценностные ориентации личности также меняются, поэтому в периоды динамичного развития общества проблема формирования ценностных ориентаций актуализируется.
В настоящее время ученые пытаются определить особенности, условия, методы, средства формирования ценностных ориентаций (в том числе и нравственных ценностных ориентаций) у взрослых (С.И. Минкин, Н.Я. Рыбина), у студенческой молодежи (О.Е. Зубов, Р.Ю. Кондрашова, Н.Г. Набиу-лина, E.JI. Руднева, Е.Г. Слободнюк), у старшеклассников (З.А. Болатова, И.В. Вахрушева, Л.И. Евдокимова, А.С. Койчуева), у подростков (Г.А. Аргунова, Э.В. Зауторова, В.В. Копусова, Т.В. Ромашкина), у младших школьников (С.Н. Галенко, С.Г. Гладнева, С.А. Куликова, P.P. Накохова, Е.В. Поле-някина). Вместе с тем, в большинстве существующих исследований не затрагивается дошкольный возраст. Это объясняется традиционными представлениями классической педагогики о механизмах формирования ценностей, в которых особая роль отведена интеллектуальному компоненту.
Нам представляется актуальным и значимым, что формирование ценностных ориентаций начинается уже с дошкольного детства. Такое представление базируется на том, что ведущие психологи конца XIX - XX вв. различных научных школ, как зарубежных (А. Адлер, А. Бандура, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина и др.), придают особое значение дошкольному периоду и раннему детству в становлении личности и ее смыслообра-зующих ценностных компонентов. Все названные выше ученые пришли к выводу, что процесс становления ядра личности - системы убеждений и ценностных ориентаций - может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно, более того, он наиболее интенсивно идет именно в дошкольном детстве.
Способность дошкольников «запечатлевать» нравственные нормы, ценности, правила, отношение к ним и образцы нравственного проведения позволяет осуществлять работу по формированию нравственных ценностных ориентаций у детей, начиная с самого раннего возраста. Однако в психолого-педагогической науке недостаточно исследованы и системно представлены педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников на современном этапе социокультурного развития общества.
Проведенный нами анализ проблемы формирования нравственных ценностных ориентаций позволил выявить противоречия:
• между общепедагогическим принципом непрерывности образования и его недостаточной реализацией в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций на дошкольном этапе образования;
• между социальной потребностью в формировании нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста и отсутствием специально организуемой целенаправленной работы по их формированию в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
• между значительным потенциалом современных научных теорий и подходов, актуализирующих значимость дошкольного детства в становлении личности, и недостаточным его использованием в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций;
• между потребностью педагогической практики в выявлении и характеристике педагогических условий формирования нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте и недостаточной их разработанностью в современной педагогике.
С учетом выявленных противоречий и научно-практической значимости проблемы была сформулирована тема диссертационного исследования: «Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников», проблема которого может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования нравственных ценностных ориен-таций у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: нравственные ценностные ориентации.
Предмет исследования: процесс формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование и экспериментальное исследование педагогических условий формирования нравственных ценностных ориентаций в процессе специально организуемого дошкольного образования.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
• определены сущностные характеристики нравственных ценностных ориентаций как педагогической категории и установлена совокупность общечеловеческих нравственных ценностей, составляющих ядро аксиосферы субъекта;
• выявлены психологические механизмы, обеспечивающие формирование и функционирование нравственных ценностных ориентаций, и особенности протекания исследуемого процесса применительно к дошкольному возрасту;
• спроектирована педагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентаций, опирающаяся на современные психологические и педагогические подходы;
• выявлены и реализованы педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций на этапе предшкольного образования;
• разработано программно-методическое обеспечение процесса формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ;
• выявлены и использованы комплексные критерии диагностики сформированное™ нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Конкретизировать содержание понятия «нравственные ценностные ориентации»; выявить и охарактеризовать систему общечеловеческих нравственных ценностей, выступающих основой формирования аксиосферы личности в дошкольном возрасте, проследить процесс их становления в теории и истории отечественной науки.
2. Выявить психологические основы и специфику формирования нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать аксиологическую составляющую программ современного дошкольного образования.
4. Спроектировать и обосновать педагогическую модель, реализующую специально разработанные педагогические условия и программно-методическое обеспечение процесса формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели в образовательном процессе ДОУ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, психологические и педагогические учения, раскрывающие социальную, психическую, духовную сущность человека как субъекта общественных отношений, общенаучные принципы системности, детерминизма, развития, единства сознания и деятельности. Специальная методология представлена: положениями аксиологического подхода (Ш.А. Амонашвили, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов); принципами непрерывности и преемственности образования; концептуальными положениями культурно-исторической теории JI.C. Выготского, гуманистической педагогики и психологии о ребенке как сложном биопсихосоциальном существе; представлениями о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), об особенностях нравственного развития и воспитания дошкольников (Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградова,
JI.C. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, B.C. Мухина, Л.Ф. Островская, Г.А. Урунтаева, С.Г. Якобсон и др.); положениями деятельностного подхода, согласно которому лишь в активной деятельности возможно формирование нравственных ценностных ориентаций (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); идеями культурологического подхода, раскрывающего национальные черты и особенности духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогике (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, В.А. Караковский, З.И. Равкин, М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский, Н.Е. Щуркова).
Методы исследования: теоретические: изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; анализ педагогических программ и обобщение педагогического опыта; рефлексия личного опыта работы в системе образования; сравнение; моделирование; эмпирические: педагогическое наблюдение; опрос; беседа; анкетирование и интервьюирование воспитателей, родителей; анализ результатов творческой деятельности детей, педагогический эксперимент.
Базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения г. Коломны Московской области: МДОУ ЦРР - д/с № 24 и МДОУ №31.
Этапы исследования: на первом этапе (2000 — 2002 гг.) осуществлялся подбор и анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучался и обобщался передовой педагогический опыт, определялись гипотеза и методологическая база исследования; на втором этапе (2003 г.) разрабатывался комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности отдельных компонентов нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников, разрабатывались экспериментальная программа и модель формирования нравственных ценностных ориентаций; на третьем этапе (2004 — 2006 гг.) проводилось пилотажное исследование программы и модели формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников с последующей их корректировкой; на заключительном этапе (2006 — 2008 гг.) реализовывалась экспериментальная программа и отрабатывались методики формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников. Обобщались теоретические и практические результаты исследования, проводилась обработка и анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.
Достоверность результатов исследования обеспечена всесторонним анализом проблемы при определении исходных методологических положений, комплексом взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели и задачам исследования, результатами педагогического эксперимента, сопоставимостью результатов опытно-экспериментальной работы с массовой практикой.
Научная новизна исследования:
• выявлена совокупность нравственных ценностных ориентаций, со- • ставляющих ядро аксиосферы субъекта, и обоснована возможность их формирования на предшкольном этапе образования;
• обоснована необходимость опоры на психологические механизмы формирования и функционирования нравственных ценностных ориентаций, охарактеризованы их особенности применительно к дошкольному возрасту;
• определены структура, содержание и особенности нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников, представленных в единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов;
• охарактеризован аксиологический потенциал современных программ • дошкольного образования, выявлены сущностные характеристики процесса формирования и функционирования нравственных ценностных ориентаций дошкольников, отвечающие современным психолого-педагогическим подходам;
• разработана педагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентаций дошкольников, включающая в себя совокупность компонентов, характеризующих цель, задачи, психологические механизмы, педагогические условия и результаты моделируемого процесса;
• выявлены и содержательно охарактеризованы уровни сформированное™ ценностных ориентаций дошкольников, разработан диагностический инструментарий для их оценки.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: обобщена и расширена система научных знаний по проблеме формирования нравственных ценностных ориентаций; уточнено и конкретизировано понятие нравственных ценностных ориентаций применительно к дошкольному возрасту; обоснована целесообразность аксиологического, культурологического и деятельностного подходов применительно к процессу формирования ценностных ориентаций у старших дошкольников; определены возможности усиления ценностного потенциала программ предшкольного образования; раскрыты содержание, механизмы и особенности формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в специально организованных условиях; установлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование нравственных ценностных ориентаций, в частности повышение аксиологического потенциала современных программ дошкольного образования, комплексный характер воздействия на все компоненты нравственной сферы ребенка с опорой на психологические механизмы формирования ценностных ориентаций, содержательный отбор и предъявление детям системы адекватных возрасту ценностей и эталонов нравственного поведения, формирование у них приемов оценки объектов и явлений окружающего мира путем включения в специальную ценностно-ориентационную деятельность, создание благоприятной психологической атмосферы и другие.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования основных положений диссертации преподавателями высших и средних специальных учебных заведений в курсе общей педагогики, методики воспитания, в создании на их основе специальных курсов для системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также методических рекомендаций для воспитателей и родителей.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе организации образовательной деятельности МДОУ ЦРР - детский сад № 24 и МДОУ № 31 г. Коломны Московской области, педагогического факультета и факультета повышения квалификации работников образования ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт» на протяжении с 2004 по 2008 гг., обсуждения на заседаниях кафедр педагогики, начального и дошкольного образования Коломенского государственного педагогического института, выступлений на международных и всероссийских научно-практических конференциях (г. Брянск, 2001; г. Москва, 2002; г. Вос-кресенск, 2003; г. Ульяновск, 2006; г. Коломна, 2003-2008), а также публикации материалов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Нравственные ценностные ориентации представляют собой присвоенные субъектом моральные ценности, определяющие избирательность его отношения, поведения и деятельности. Нравственные ценностные ориен- ? тации являются ядром аксиосферы личности и выступают в единстве и взаимосвязи когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.
2. Формирование нравственных ценностных ориентаций — длительный процесс, начинающийся в период дошкольного детства. Формирование нравственных ценностных ориентаций как специально организованный процесс является объективной необходимостью и может осуществляться в старшем дошкольном возрасте на основе психологических механизмов интерио-ризации, оценки, выбора и экстериоризации устойчивых общечеловеческих ценностей, имеющих нравственное содержание и доступных для восприятия дошкольников.
3. Особенности формирования ценностных ориентаций дошкольников отражает модель, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих цель, задачи, психологические механизмы, педагогические условия и результаты исследуемого процесса.
4. Педагогическими условиями, способствующими эффективности процесса формирования нравственных ценностных ориентаций, выступают: повышение аксиологического потенциала современных программ дошкольного образования путем включения в их содержание специальных разделов, связанных с целенаправленным формированием ориентаций детей на общечеловеческие нравственные ценности, соответствующие отечественным культурным традициям (Любовь к людям, Семья, Добро, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Истина); специальная подготовка педагогов; учет особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников (приоритет эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации нравственных ценностей и норм, необходимость совместной со взрослыми оценочной деятельности, опора на продуктивное воображение дошкольников); комплексный характер воздействия на все компоненты нравственной сферы дошкольников, создание благоприятной психологической атмосферы и другие.
5. Программно-методическое обеспечение процесса формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников включает в себя содержание, методы, приемы, средства, последовательность действий и процедур, раскрывающих взаимодействие субъектов образовательного процесса.
6. Комплекс диагностических методик для оценки результативности исследуемого процесса позволяет целостно охарактеризовать уровень сформированное™ ценностных ориентаций дошкольника в единстве когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, 2 схем, 17 таблиц, 4 диаграмм, библиографического списка (226 наименований) и 9 приложений. Основной текст диссертации изложен на 201 странице.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 244 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz