Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:01
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 25 » Скачать Формирование негосударственных институтов в сфере социальных услуг. Тарасов, Виктор Иванович бесплатно
04:34
Скачать Формирование негосударственных институтов в сфере социальных услуг. Тарасов, Виктор Иванович бесплатно

Формирование негосударственных институтов в сфере социальных услуг

Диссертация

Автор: Тарасов, Виктор Иванович

Название: Формирование негосударственных институтов в сфере социальных услуг

Справка: Тарасов, Виктор Иванович. Формирование негосударственных институтов в сфере социальных услуг : диссертация доктора экономических наук : 08.00.05 Москва, 2002 323 c. : 71 03-8/206-1

Объем: 323 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

Введение
1 Социальные реформы: взаимосвязи с экономической и правовой средой
11 Системные преобразования форм производства и распределения социального продукта
111 Системные представления о сущности и составе социального продукта
112 Социальные обязательства государства как основа формирования социального продукта
113 Расширенное предложение социального продукта как отражение экономического роста Возможности современной России в создании и распределении социального продукта
121 Основные параметры социально-экономического развития России
122 Тенденции предложения и спроса государственных и частных (платных) социальных услуг
123 Социальная ситуация в России: оценка и сравнение с другими странами Направления системных преобразований социальной сферы России
131 Научные и методологические вопросы реформирования социальной сферы
132 Основные направления социальной политики
133 Приоритетные задачи системных преобразований -7 g g gg уу уу g
2 Пенсионное обеспечение как один из критериев социальноэкономического развития общества и государства
21 Пенсионное обеспечение в развитых странах
211 Пенсионное обеспечение как критерий оценки развития общества и государства
212 Основные модели пенсионного обеспечения в Европе
213 Смешанные модели пенсионного обеспечения Пенсионное обеспечение в странах с переходной экономикой
221 Пенсионные системы стран Латинской Америки
222 Модернизация пенсионных систем в странах Центральной Европы
223 Сходство и различия в подходах к модернизации систем пенсионного обеспечения Основные причины и методы модернизации социальной защиты
231 Демографические процессы и пенсионные системы
232 Инвестиционная политика и пенсионные фонды
233 Связь налоговой и социальной политики Q Q
22 J!t"
23 Пенсионное обеспечение России: история, настоящее, перспективы
31Эволюция
313 пенсионного страхования в России Пенсионная система Российской империи Пенсионное обеспечение в СССР Начало и ход модернизации пенсионного обеспечения России
32 Актуальность и направления системных преобразований пенсионного обеспечения
323 Предложения Центра стратегических разработок Иные точки зрения на проблему Цели и этапы пенсионной реформы
33 Сущность и формирование пенсионных фондов как института развитого общества
331 Негосударственное пенсионное страхование за рубежом
332 Эволюция взглядов на негосударственные пенсионные фонды и правовые основания их деятельности в России
333 Регулирование инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов в России 90-х годов
4 Негосударственные пенсионные фонды России: проблемы и перспективы
41 Модернизация пенсионного обеспечения и корпоративные пенсионные системы
411 Общие принципы построения пенсионной системы и задачи негосударственных пенсионных фондов
412 Финансовый кризис и корпоративные пенсионные фонды
413 Льготное пенсионное страхование Негосударственный пенсионный фонд "Газфонд": история и настоящее
421 Формирование и организационные проблемы
422 Финансовые результаты и проблемы
423 Демографические аспекты деятельности НПФ "Газфонд" Концепция развития "Газфонда"
431 Корпоративная пенсионная система
432 Льготное пенсионное обслуживание на базе корпоративного пенсионного фонда
433 Современные технологии оптимизации активных операций
43 Выводы Литература

Введение:

Трансформация сферы социальных услуг в ходе коренных преобразований общественных отношений является одной из самых актуальных проблем экономической науки и практики. Преобразования в любом сегменте социальной сферы (от общего образования до социальной защиты инвалидов), всегда предопределены экономической средой общества развитостью соответствуюшях инститзггов (в том числе, отношений собственности), уровнем благосостояния общества и т.д. Закономерно, что российские реформы 90-х годов, начатые на волне именно социального недовольства и социальных ожиданий, на первом этапе были, по существу, реформами экономическими. Важно было, прежде всего, закрепить принципиально новзпю экономическую базу общественных отношений, в том числе и социальных. Поэтому в первые годы реформ новая экономическая среда сос)щ;ествовала со многими унаследованными социальными институтами советского образца. Соци?1льное реформирование слишком долго осуществлялось по «остаточному» принципу (что снизило эффект и самих экономических реформ), и серьезные реформы трудовых отношений, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, жилишдо-коммзшального хозяйства и др. начали активно продвигаться только в последние годы. Сформировавшиеся у значительной части населения искаженные представления о связях экономических реформ и их социальных последствий в ряде случаев провоцир)аот необоснованно прямолинейные оценки одних и других. Установление действительных взаимозависимостей социального и экономического развития вообще весьма затруднительно и в методическом, и в информационном отношении, но нельзя не видеть и давно назревшей необходимости в научно обоснованных ответах на коренные вопросы современной России почему проводятся такие социальные реформы? насколько объективны общественные потребности в этих реформах? есть ли в избранном пути социальных реформ некая универсальная составляющая, или они уникальны? Указанные вопросы актуальны для социальной сферы в целом и для любого ее компонента, но наиболее острыми они являются для теории и практики реформирования системы социальной защиты неработающей по возрасту части населения пенсионеров. В этой области в России происходят наиболее радикальные перемены, и в отличие от многих дрзих социальных институтов, пенсионная система России уже заметно реформировалась, причем здесь своеобразно соединились старые нерешенные и новые, только еще обозначаюш;иеся проблемы. Исследование проблем реформирования социальной сферы в части пенсионного обеспечения представляется особо актугильным и в связи с тем, что в ходе этого реформирования в России сформировались первые общественно значимые негосударственные инститзпгы негосударственные пенсионные фонды, В отличие от появившихся в последнее десятилетие частных учреждений образования, здравоохранения, спорта, культуры и дрзих компонентов социальной сферы, именно негосударственные пенсионные фонды стали первыми законодательно установленными формами негосударственной организации исполнения социальных обязательств государства («каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности» и т.д., ст. 39 п. 1 Конституции Российской Федерации). Цель данного исследовання состояла в анализе социальных реформ как системного преобразования структуры, задач и функций институтов социальной сферы в период кардинальных изменений всех общественно-политических, административных, экономических, социальных, демографических, бюджетнофинансовых и иных оснований функционирования российского общества в конце XX начале XXI вв.; при этом особое внимание было уделено формированию в ходе указанных преобразований новых для России негосударственных институтов (в первую очередь, негосударственных пенсионных фондов). Для достижения этой цели в диссертации были поставлены следующие исследовательские задачи: проанализировать феномен социальных реформ как особого типа системных преобразований, под которым понимаются целенгшравленные изменения элементов и связей внутри сложных социально-экономических и организационных систем, приводящие к качественно иным характеру и результатам их функционирования; при этом предполагается, что для исследования такого рода преобразований требуется особый методологический инструментарий, основанный на концепции системного подхода и методах системного анализа; изучить специфику формирования потребностей, производства и распределения социального продукта в контексте российских социальных обязательств государства; проанализировать ход проведения социальных реформ в различных странах мира с выделением специфических и общераспространенных явлений в составе этого процесса; оценить насколько закономерен переход к схемам социального страхования с участием негосударственных институтов в разных странах и каковы перспективы такого перехода в условиях современной России; уточнить сущность института социального страхования как неотъемлемого компонента системных преобразований социальной сферы в России и отличия этого института от социального обеспечения и от коммерческого страхования; обосновать действительные потребности в функционировании негосударственных пенсионных фондов в системе социального страхования; рассмотреть на конкретном примере специфические проблемы функционирования негосударственных институтов социальной сферы в услови51Х параллельно реформируемой экономики (в первзто очередь, реформируемой налоговой системы); показать реальные возможности, проблемы и решения по упорядочению функционирования негосударственных пенсионных фондов на примере одного из крупнейших российских негосударственных пенсионных фондов. Объектом нссдедования явилась отечественная и зарубежная практика системных преобразований в социальной сфере с акцентом на исследование общих 3?1кономерностей таких преобразований и их проявления в период новейшего реформирования всех обш;ественных отношений в России и странах Восточной Европы, Конкретным предметом исследования стало формирование в России негосударственных пенсионных фондов как наиболее сформировавшийся и наглядный пример появления негосударственных институтов в ходе системных преобразований в социальной сфере. Теоретические и методологические основы исследования. В связи с тем, что трансформация сферы социальных услзо* неотделима от множества других изменений в экономике и праве, в бюджетно-налоговых отношениях, в демографической ситуации, в социально-психологических и даже в моральноэтических устоях обш.ества, наиболее корректное исследовгшие этой проблемы может быть осзоцествлено только с использованием междисциплинарного, системного подхода к анализу причин и к оценке заказанных перемен. Наряду с этим, учитывая то обстоятельство, что исследование проводилось в рамках экономической специальности, доминантными стали методы исследования, которые свойственны, прежде всего, науке об организации и управлении сложными социально-экономическими образованиями, а также об их историческом развитии. При проведении исследования были творчески восприняты соответствующие методологические положения, содержапщеся в трудах отечественных и зарзежных Зеных, разрабатывавших обшую методологию системного подхода и возможности его приложения к анализу, оценке и решению социально-экономических проблем (И.В. Блауберг, Д.М. Гвишиани, Л.И. Евенко, В.Н, Костюк, В.Н. Лившиц, Е.М. Майминас, Б.З. Мильнер, В.Н. Садовский, B.C. Рапопорт, В.Д. Рудашевский и др.), разрабатывавших обпдае проблемы реформирования экономики России и других стран (Л.И. Абалкин, М. Алле, О.Т. Богомолов, П.И. Бзич, Е.Т. Гайдар, В.В. Куликов, Я, Корнай, Дж.М. Кейнс, X. Ламперт, Д.С. Львов, А. Ослунд, В.Д. Новожилов, Н.П, Шмелев, Ф.А. Хаек и др.), изучавших сам процесс проведения системных преобразований в социальной сфере в связи с проблемами формирования и использования общественных финансов в переходный период (М.О. Буянова, М.Э. Дмитриев, О.Г. Дмитриева, В.Н. Дубровский, М.Л. Захаров, Е.Е. Мачульская, Т.М. Малева, Г. Мисихина, И.И. Панфилов, Л.И. Пияшева, И.В. Подпорина, Е.Н. Пономаренко, Л.А. Ржацина, И.А. Рождественская, В.Д. Роик, Н. Смирнов, Э.Г, Тучкова, М.Ю. Федорова, А.Н. Шохин и др.). Научная новизна основных положений диссертации, выносимых на защиту. 1. Обоснована предпочтительность исследования проблем реформирования социальной сферы с позиций системного подхода, учитывающего обшце закономерности трансформации сложных систем и позволяющего рассматривать во взаимосвязи изменения природы (содерхсания) финансовых, организационных, правовых и других элементов этой сферы в переходных процессах современной России. 2. Выдвинуто положение о том, что в ходе системных преобразований общественных отношений сзодественно изменяется рынок специфических благ, условно названных «социальным продзктом». Показано, что содержание, структура и масштабы этого рынка, на котором спрос (ожидания) всегда опережает предложение, определяются обшдми направлениями эволюции общественного развития и одновременно зависят от экономического состояния и социальной политики. Обоснован вывод о том, что уровень производства и потребления социальных продуктов позволяет критериально оценивать и сопоставлять направления и содержание социальной политики различных государств в разные периоды. 3. Сформулирована непротиворечивая концепция учета социальньсс обязательств государства как исходного пункта формирования состава и объема социальных функций федеральньпс, региональных и местных органов власти. Показано, что именно несоответствие массива этих обязательств и ресурсов общественных финансов выступает важнейшим основанием системной трансформации социальной сферы и формирования в её составе негосударственных институтов. 4. Выявлены обилие закономерности трансформации социальной политики во взаимосвязи с развитием экономики и параметрами демографической ситуации в различных странах. Показано, что одним из общих направлений эволюции социальной сферы является постоянное видоизменение системы социального страхования, основанного на динамичном сочетании обезличенных государственных гарантий с механизмами индивидуальных накоплений, аккумулируемых и распределяемых государственными и негосударственными фондами. 5. На примере пенсионной реформы показана необходимость учета системного характера преобразований общественных отношений, что подтверждено обпщм ходом реформ в разных странах. В связи с этим сформулированы требования к условиям и задачам проведения собственно пенсионной реформы в России в общем контексте социального реформирования, показаны перспективы сосуществования государственных и негосударственных фондов в пенсионном обеспечении граждан России.Предложена концепция формирования и функционирования негосударственных фондов как объективно необходимого компонента новой стрзастуры соци?1льного страхования. Показаны возможности защиты интересов участников этих фондов от различных рисков, в том числе возникающих в ходе инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов или недобросовестного создания этих фондов. 7. Показгшо, что в ходе реформирования социальной сферы могут возникнуть специфические проблемы несогласованности с дрзоими реформами, например, с реформой налогообложения, что может существенно затруднить реализацию принципов социального страхования. Этот конкретный слзай рассмотрен на примере функционирования негосударственных пенсионных фондов с обоснованием рекомендаций по разрешению подобных ситуаций. Концептуальные положения, вьщвинутые в работе, использованы для анализа условий, проблем и выработке конкретных решений по системному преобразованию социальной сферы применительно к деятельности крзшнейшего негосударственного пенсионного фонда России «Газфонда». Практическая значимость исследования. В период проведения исследования авторскгш концепция системных преобразований социальной сферы и обязательности формирования соответствуюхцих негосударственных институтов была положена в основу более двадцати подготовленных под рзоводством и при непосредственном участии диссертанта записок, экспертных заключений, предложений, направленных в федеральные органы исполнительной и законодательной власти. Эти матери?1лы бытш использованы при подготовке базовых нормативных актов, регламентирующих создание и фзкционирование в России негосударственных пенсионных фондов, а также при подготовке последуюищх дополнений и корректировок этих актов. Результаты исследования нашли также практическое использование при разработке системы мер по организации зравления негосударственным пенсионным фондом «Газфонд», в том числе по внедрению механизмов обеспечения гарантий его вкладчиков, а также повышению финансовой устойчивости ceiMoro фонда. Соответствзпюш1е разработки рекомендованы для использования членами Ассоциации негосударственных пенсионных фондов России. Назгчная апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были доложены в 1997-2002. гг. на более 30 научнопрактических конференциях, форумах, семинарах и т.п., в том числе дважды на Санкт-Петербзфгском экономическом форзтле, на межрегиональном семинаре «Опыт стрзтстурной реорганизации системы пенсионного обеспечения и её последствия» (Новгород, 1998 г.), на международной конференции «Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации: достижения и пути совершенствования» (Москва, 1998 г.), на всероссийской назно-практической конференции «Социальные реформы: опыт, проблемы, перспективы» (Самара, 1999 г.), на

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 126 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz