Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 03:17
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Формирование коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза. бесплатно
06:29
Скачать Формирование коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза. бесплатно
Формирование коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза

Диссертация

Автор: Ведомская, Яна Владимировна

Название: Формирование коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза

Справка: Ведомская, Яна Владимировна. Формирование коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.05 Санкт-Петербург, 2006 194 c. : 61 06-13/2344

Объем: 194 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2006


Содержание:

Глава 1 Теоретико-методологические вопросы исследования формированиякоммуникативной культуры организаторов туристского досуга
11 Понятия коммуникации и коммуникативной культуры личности всистеме социально-гуманитарного знания
12 Коммуникативная культура в профессиональной деятельностиорганизаторов туристского досуга
13 Методологические аспекты изучения формирования коммуникативнойкомпетентности организаторов туристского досуга
Глава 2 Социально-культурное сопровождение формированиякоммуникативной компетентности организаторов туристского досуга вобразовательном учреждении
21 Коммуникативные возможности организаторов туристского досуга наначальном этапе профессионального обучения в вузе
22 Организационно-педагогические проблемы обеспечения коммуника-тивной компетентности будущих организаторов туристского досуга какоснова включения дополнительных ресурсов вуза в процессформирования их коммуникативной культуры
23 Коммуникативный потенциал культурно-досуговой деятельности иосновные принципы его использования в общей программеформирования коммуникативной культуры организаторов туристскогодосуга в период их вузовской подготовки

Введение:

Актуальность темы исследования.Проблема формирования коммуникативной культуры личностиявляется одной из наиболее актуальных в культурологической,психологической, педагогической литературе. Пристальное внимание ученых квопросам коммуникативной квалификации человека ХХ1в. объясняется прямойзависимостью между возможностью и качеством существования человека всоциальном мире и его готовностью, способностью, умением общаться слюдьми. Наблюдаемая в России в последние десятилетия тенденция кснижению уровня культуры взаимодействия среди молодежи обостряетпотребность в изучении процессов формирования коммуникативнойкомпетентности.Межличностная коммуникация является не только условием социальногобытия человека, но и важнейшей составляющей целого ряда так называемыхсоциономических профессий - врача, психолога, педагога, социального исоциально-культурного работника. Здесь общение буквально пронизываетпрофессиональную деятельность, осуществляемую в системе «человекчеловек». В этих условиях квалифицированность и успешность выполненияпрофессиональных задач зависит от качества взаимодействия с людьми вконкретных социокультурных и профессиональных ситуациях.Особую роль процесс общения играет в профессиональной деятельностиорганизатора туристского досуга (турменеджера, турлидера, тураниматора),осуществляемой в контакте с туристами. Реализация потребности человека втуристической деятельности (отдыхе, оздоровлении, удовлетворении духовных,культурно-познавательных потребностей, изменении природно-климатическойи социальной среды, получении новой информации) сопровождается общениемсо специалистами сферы туризма от начала и до конца осуществления тура.Поэтому коммуникативная культура турменеджера - это основнаясоставляющая его профессиональной компетентности и важнейший критерийуспешности деятельности. В этой связи формирование коммуникативнойкомпетентности организатора туристского досуга выступает в качествеважнейшей задачи профессиональной подготовки, которая должна быть решенав рамках образовательного учреждения. Ориентация на решение проблемыформирования коммуникативной культуры организаторов туристскойдеятельности связана, прежде всего, в целом с развитием сферы туризма, атакже с необходимостью ее обеспечения высококвалифицированными кадрамии с недостаточной их профессиональной подготовленностью к взаимодействиюс туристами.Туризм является лидирующей отраслью в экономике приблизительно 75%стран мира (ВТО, 1995г.). В России туризм как самостоятельная отрасльнародного хозяйства, сочетающая в себе рыночные аспекты и социальноориентированные цели, находится пока еще в начальной стадии своегоразвития. В целях активизации иностранного и национального туризмавозникает необходимость не только в законодательных гарантиях в решениивопросов инвестиционной привлекательности вложений в сферу туризма иобеспечении грамотного управления этой сферой, но и в развитии профильнойподготовки кадров, соответствующей высокому уровню современныхотечественных и международных требований. В ходе становления туристскогобизнеса осуществляется бурный процесс создания туристских фирм и рынкатуризма и увеличивается потребность в специалистах всех уровней, в том числеи работающих с тургруппами, что влечет за собой возникновениезначительного числа образовательных институтов туристского профиля.Общим для развития туристского бизнеса большинства стран явилосьдлительное игнорирование фактора трудовых ресурсов как мощного импульса,который сам по себе, в силу собственной ценности может вносить вклад втуристический опыт. В связи с такой установкой и подготовка кадров длясферы туризма не вызывала особых забот и тревог. Она была направлена наобучение человека выполнению только определенных функций в рамкахконкретной должности. Сегодня при возросших сложностях поиска новыхрешений в обеспечении источника прибыли и конкурентоспособности,отношение к трудовым ресурсам приобрело новый оттенок. На трудовойпотенциал стали смотреть как на определяющее звено обеспечения прибыли инапрямую связывать его с будущим туризма [157]. В этой связи вопросыразвития профессиопальпого образования оказываются в центрестратегических интересов сферы туризма. Сосредоточенность внимания напроблеме формирования коммуникативной культуры ее специалистовобъясняется результатом анализа теоретических исследований и обобщенияпрактики организации туристической деятельности. Они приводят кследующим выводам:- В общей системе профессионально важных качеств организаторатуристского досуга коммуникативные свойства и умение общатьсяоказываются наиболее значимыми;- Эффективность работы организатора туристского досуга внаибольшей мере зависит от характера складывающихся у негоотношений с туристами и обслуживающим персоналом;- Среди возникающих проблем одно из первых мест занимаюткоммуникативные затруднения, трудности и проблемы в общении;- Наибольшую неудовлетворенность и у туристов и у самихорганизаторов туристской деятельности вызывают те стороны ихпрофессиональной подготовки, которые связаны со стилемпрофессионального общения, умениями межличностноговзаимодействия [185] Стало быть важнейшая проблема специалистаработающего с туристами связана, прежде всего, с культурой общения,а подготовка организатора туристского досуга в профильномобразовательном учреждении - с обеспечением профессиональнойкоммуникативной готовности его выпускников.Подготовку личности организатора досуга туристов к полноценномумежличностному общению с людьми, к сотрудничеству и диалогу с ними, какнам кажется, можно рассматривать в качестве главного звена и основногонаправления в вузовской системе профессионального образованияспециалистов сферы туризма. Это направление мы будем называть формирование коммуникативной культуры организатора туристского досугаили коммуникативной подготовки личности. Коммуникативная компетентностьрассматривается как необходимый для успешной профессиональнойдеятельности уровень коммуникативной культуры. В обоснованииактуальности формирования коммуникативной культуры мы опираемся на«человеческий ракурс» рассмотрения феномена туризма, преломляющегося впрофессиональной деятельности данного специалиста.На протяжении многих лет туризм рассматривался как отрасль,стимулирующая местную экономику, новышающую благосостояние ивлияющую на качество и уровень жизни населения страны. В большей меревыделялся некий экономический взгляд на возможность развития индустриипутешествий и отдыха. Внимание исследователей привлекали в туристскойсфере прежде всего два аспекта - экономический и правовой (В.И.Азар,А.Ю.Александрова, В.С.Сенин, Н.В.Турчинская и др.) [2, 3, 158, 184].Различные аспекты правового регулирования туризма освещаются вработах В.А.Квартального, Г.А.Папиряна, Ю.М. Чеботаря и др. [79, 136, 194]Не меньшее значение в условиях активизации туристской деятельности вРоссии приобретают организационно- управленческие аспекты исследованиятуризма [33, 54, 118, 184]. Однако на определенном этапе поиска возможностейрасширения сферы туризма возникла необходимость в рассмотрении туризма вбольшей мере в рамках гуманитарного знания. Важную роль в теоретикометодологическом обосновании феномена туризма сыграли трудыотечественных исследователей культуры, формирующих современноепредставление о культуре и процессах межкультурного взаимодействия вусловиях глобализации (Г.А. Аванесова, К.Х. Делокаров, Н.Иконникова,М.С. Каган, В.М. Менсуев, А.Я. Флиер и др.).Актуальным является рассмотрение туризма как фактора взаимодействиякультур в трудах Ф.Бока, Н.К.Иконниковой, Л.Г. Ионина и др. [65, 71].Обращают на себя внимание исследования туризма как социокультурногоявления в жизни общества. В этом направлении интерес представляетисследование Н. Сычаниной [178] и сделанные ею выводы:- туризм как явление зародился в глубокой древности и в процессе своегоразвития, пройдя долгий путь эволюции, превратился в массовуюиндустрию досуга, чему способствовало развитие досуга как одного изэлементов социального времени индивида;- туризм в современном мире стал одним из важных факторовсамоидентификации индивида в социокультурном пространственновременном континууме, социализации и ресоциолизации личности,реализации ее внутреннего духовного и физического потенциала,проводником информации в каналах социальной коммуникации.Рассматривая функции туризма, Н. Сычанина подчеркивает его влияниена возрастание духовных запросов людей. Благодаря туризму происходитдифференциация социокультурных потребностей, возникает стремление ксистематическому ознакомлению с иными моделями социального поведения иматериальной и духовной предметной деятельностью, происходит чувственноеи предметное познание мира. В современном мире туризм стал неотъемлемымфактором развития человеческой цивилизации. На основе его влиянияпроисходит познание мира в планетарном масштабе, глобализация истандартизация моделей социального поведения, распространениепрогрессивных достижений человеческой цивилизации по всему миру.Перемещаясь в социальном пространстве и времени, турист осознает себячастью мирового социального пространства. Путешествия формируют иразвивают личность человека, восстанавливают духовное равновесие,реабилитируя его физическое состояние, обновляя жизненные силы, придаваяновые импульсы его существованию. Туризм служит удовлетворениюфизиологических, познавательных, эстетических и иных социокультурныхпотребностей человека, включая и потребность в развитии социальныхкоммуникаций.Интерес представляет коммуникативный аспект изучения путешествия каксоциокультурного явления и как досуговой деятельности, ставшейнеотъемлемой частью жизни большинства населения земного шара. А.В. Мозговой [121], изучая социальные мотивы путешествий современногочеловека в контексте досуговой (свободной) самореализации личности,выделяет особые коммуникативные возможности туризма и растущую8потребность в их использовании в современном мире. В частности, онподчеркивает, что довольно высокий уровень формализации и ролевыхпредписаний обыденного межличностного взаимодействия увеличиваетстремление людей к общению, выводящему за рамки формальноговзаимодействия. Более или менее продолжительная смена социальногоокружения в процессе путешествий является одним из притягательных средствреализации этого стремления. С точки зрения А.В. Мозгового, путешествие каксоциально-культурное явление выполняет преимущественно две функции:познавательную и коммуникативную. При этом коммуникативная деятельностьпутешественника направлена на интенсивность информационного обмена имежкультурную проницаемость, а познавательная деятельность в путешествииопосредуется качеством каналов коммуникации. Таким образом,социокультурный подход к исследованию туризма, прежде всего, ставит вцентр внимания человека, его ценности, духовные потребности, формированиеи развитие личности, самореализацию современного человека и свободногопроявления личностных качеств в разных социальных средствах в процессекоммуникации. Реализация социально-культурного потенциала туризма вомногом обеспечивается его социокоммуникативным состоянием.Коммуникации являются предпосылкой и условием поддержания контактовмежду национальными культурами, а также между их отдельными сегментами.В этой связи коммуникативная компетентность (умение общаться с людьми,устанавливать контакты) как туристов-субъектов туристской деятельности, таки менеджеров туристских групп, обеспечивающих осуществление этойдеятельности, выступает фактором реализации социально-культурногопредназначения туризма, его сущности. Существующая на сегодняшний деньнеудовлетворенность коммуникативной подготовленностью специалистовсферы туризма к полноценному общению непосредственно с туристамиснижает возможности полноценной реализации функций туризма иакцентирует внимание на необходимости разработки проблемы формированиякоммуникативной культуры организатора туристского досуга в период егопрофессионального обучения.Интерес к исследованию коммуникативной культуры объясняется и тем, чтопроблема подготовки коммуникативно-грамотного работника связана не толькос чисто отраслевыми потребностями сферы туризма и своеобразием туристскойдеятельности и спецификой включения в нее человека, но и проблемамиобщекультурного развития человека XXI века, его коммуникативнойквалификацией в том числе и потенциальных и реальных претендентов наработу с людьми в сфере туризма. Сегодня можно констатировать проявлениеинтереса к общению во всех сферах культуры, спектр его простирается отобыденного и политического до научного. «Общение, подчеркиваетИ.И.Докучаев, есть результат многообразных потребностей людей друг в друге. Без общения невозможна ни одна человеческая деятельность, в его условияхона возникла и развивалась. Оно внесло важнейщий вклад в возникновениечеловеческого бытия и входит в самую его сущность. Общение есть контактуникальных и неповторимых личностей или социальных групп. Общение естьвзаимодействие, оно не похоже на другие - однонаправленные формыдеятельности человека. В общении люди не только приобщаются друг к другу,не только становятся ближе но и самоопределяются, требуют признания удругого своей личной ценности и состоятельности. Но наще.время не всегдарасполагает возможностями для реализации этих многообразных функций» [45,с.8-9]. Исследуя общение в истории культуры, И.И.Докучаев выделяетпричины, вызвавшие в XX и XXI веке интерес к этому явлению [45]. Одна изних, с его точки зрения, связана с исключительным историческим положением,в котором оказалось человечество к началу указанной эпохи. Нрогресс вобласти техники, прежде всего средств связи и транспорта, позволил людямвпервые в их тысячелетней истории действительно объединиться. Нообъединение требует готовности, способности и умения общаться. Пути иинструменты общения оказались важнейшей проблемой, заявившей о себе вусловиях мировой интефации. В современных условиях наблюдаютсяразрушительные для общения тенденции. Небывалое развитие индивидуализмаи обособленности человека приводит его к неспособности общаться. СогласноЭ.Фромму [192] научно-технический прогресс породил особый социальный тип10«кибернетического человека», который и к окружающему миру и к самому себеподходит только с интеллектуальных позиций и сопровождается отсутствиемэмоциональных реакций, притуплением чувств. Ориентация на познание иобладание, неумение различать живую и неживую природу, неспособность кчеловеческим отношениям и к общению, преобладающий интерес кнеодушевленным объектам, серость языка, его механистичность - основныехарактеристики «кибернетического типа». Перед современным человеком стоитмножество проблем, которые решить простым накоплением суммы знаний онне может. Выжить сегодня он может ориентируясь на взаимопонимание,понимание другого человека, общение с культурами разных времен и народов,на способность услышать других людей, осмыслить и прочувствовать ихценности сопоставить разные голоса, прислушаться к собственному голосу,осознать себя. Однако, в современных исследованиях этой проблемыотмечается, что развитое внимание к другому человеку, умение понимать ипринимать другого человека, душевная чувствительность, умение понимать иуправлять ситуациями общения - редкое явление нашей жизни, указывается надефицит духовной, коммуникативной культуры в современном обшестве.Духовность, тонкая душевная организация редко встречается в сегодняшнейжизни, они задавлены цивилизацией, телевидением. Отмечается общееснижение культуры общения и поведения подрастающего поколения:агрессивное общение со взрослыми и сверстниками, ненормативная лексика,несоблюдение правил этикета, неумение слушать собеседника, отсутствиетерпимости в отношениях с окружающими и т.д. Проблемы, связанные скоммуникативной культурой обостряются в частности, в юношеском возрасте входе профессиональной подготовки и проявляются в трудностях адаптации кновым социальным ролям при поступлении молодых людей в вуз, вступлении всамостоятельную жизнь, профессиональном становлении. В этой связи,формирование коммуникативной культуры будущего организатора туристскогодосуга в стенах вуза имеет ценность не только в связи с подготовкой ксоответствующей профессиональной деятельности, но и с воплощением идеиформирования духовно развитой личности, ориентированной на человека как11на ценность, на взаимодействие с людьми, на установление диалога ивзаимопонимания, обеспечение субъектности коммуникативной деятельности.Российский культурно-воспитательный идеал человека XXI века включает всебя не только развитие интеллекта человека, но и духовно-нравственноеформирование личности. Возрождающаяся концепция личности, основанная наидеях природосообразности, культуросообразности и индивидуальноличностного развития выдвигает проблему формирования коммуникативнойкультуры личности в разряд актуальных проблем воспитания гражданинаРоссии, развития его общей культуры. Необходимость сосредоточить вниманиена проблеме формирования коммуникативной культуры будущего организаторатуристского досуга в период его обучения объясняется не только спецификойего профессиональной деятельности, но и как показали результатыисследования коммуникативных возможностей студентов первого курса,проведенного в Санкт-Петербургском государственном университете культурыи искусств, низким уровнем коммуникативной культуры поступившего в вуз,недостаточно сформированными коммуникативными качествами будущихпретендентов на работу в сфере туризма. Полученные данные подтверждаютактуальность специальной коммуникативной подготовки, обеспечивающейкоммуникативную компетентность будущего специалиста сферы туризма. Приэтом следует отметить, что востребованность такого процесса возникает нетолько в связи с социальным заказом на подготовку профессионала, но и вцелом с вызывающим тревогу снижением уровня общей культуры молодыхграждан РоссииАнализ научной литературы и состояния практики позволяетконстатировать, что сложившаяся система подготовки кадров для сферытуризма не обеспечивает необходимого уровня развития коммуникативныхкачеств студентов — будущих специалистов, что негативно сказывается науспешности их профессиональной деятельности, обедняет содержание и формытуризма как многообразного социально-культурного явления. Низкий уровенькоммуникативной культуры организаторов туристского досуга приводит квозникновению межличностных конфликтов, снижает степень12удовлетворенности от туристской деятельности, не позволяет качественнореализовывать рекреационные, познавательные и воспитательные функциитуризма. Дополнительным пространством оптимизации коммуникативнойкомпетентности турменеджера в рамках образовательных учреждений можетстать социально-культурная деятельность студента, которая обладаетзначительным коммуникативным ресурсом в силу своей свободы,нерегламентированности, субъективной притягательности и творческогохарактера.Таким образом, актуальность данного диссертационного исследованияопределяется широким проблемным полем, которое можно представить в видеряда противоречий между: потребностью современной социально-культурнойпрактики в турменеджерах, умеющих эффективно взаимодействовать вразличных форматах коммуникации и нехваткой такого рода специалистов;необходимостью повышения коммуникативной культуры будушихспециалистов в процессе культурно-образовательной деятельности иотсутствием целостной системы, ориентированной на формирование этогоблока личностных и профессиональных качеств; наличием значительныхресурсов формирования коммуникативной компетентности путем включениястудентов в процесс социально-культурной деятельности и ихневостребованностью в период подготовки; значительным научным фондомзнаний по проблеме человеческой коммуникации и дефицитом научнообоснованных технологий эффективного нараш,ивания коммуникативнойкомпетентности будущего турменеджера.Актуальность проблемы, а также ее недостаточная изученностьопределили цель диссертационного исследования - обосноватькоммуникативную компетентность как базовз^ю профессиональнуюхарактеристику организатора туристского досуга и разработать условия ееоптимизации средствами социально-культурной деятельности.Объект исследования - формирование коммуникативнойкомпетентности будущего организатора туристского досуга в культурнообразовательном пространстве вуза.13Предмет исследования — условия реализации педагогическогопотенциала социально-культурной деятельности как средства оптимизациикоммуникативной компетентности будущего организатора туристского досугав вузе.Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи;1. Исследовать теоретико-методологические аспекты феноменакоммуникативной культуры специалиста социально-культурной сферы.2. Охарактеризовать сложившиеся в теории и практике методологическиеи процессуальные подходы к формированию коммуникативной компетентностибудущего специалиста сферы туризма.3. Изучить состояние и проблемы формирования коммуникативнойкультуры специалистов профессий социально-культурной направленности;4. Разработать структуру, содержание и критерии сформированностикоммуникативной культуры будущего организатора туристского досуга;5. Вскрыть ресурсы социально-культурной деятельности как средстваоптимизации коммуникативной компетентности будущих турменеджеров;6. Определить и экспериментально апробировать социальнопедагогические условия формирования коммуникативной культурытурменеджера в образовательной и социально-культурной деятельности вуза;7. Разработать программу формирования коммуникативной культурыорганизатора туристского досуга в вузе с использованием ресурсов социальнокультурной деятельности.Степень научной разработанности нроблемы. Формированиекоммуникативной культуры личности исследуется на стыке смежных областейгуманитарного знания: философии, культурологии, социологии, психологии,педагогики, прикладной культурологии, педагогики досуга.Проблема формирования коммуникативных умений и способностейнашла свое отражение в работах известных отечественных философов,культурологов, педагогов и психологов, в которых общение обосновано какявление коммуникации и вид человеческой деятельности (Л.Буева, М.Каган,А.Леонтьев). В исследованиях И.Докучаева, М.Кагана, Э.Маркаряна,14Э.Соколова на основе широкого толкования культуры как специфическичеловеческого способа деятельности раскрывается понятие «культураобщения», а коммуникативная культура рассматривается как элемент духовнойкультуры. Проблема формирования коммуникативной культуры изучается врамках теории человеческой коммуникации, где понятия «общение»,«коммуникация» рассматриваются с позиции деятельностного подхода, врамках социального взаимодействия. Среди факторов влияющих настановление и развитие личности, ведущее место отводится социализации,инкультурации, воспитанию (С.Иконникова, М.Каган, Г.Нигматуллина,Э.Соколов, В.Степина, Б.Титов и др.)Формирование коммуникативной компетентности рассматривается всвязи с общей теорией способностей личности. Коммуникативное развитиеличности характеризуется как стратегическая цель образовательнойдеятельности (А.Бодалев, А.Петровский), показана роль общения в учебнойдеятельности (В.Давыдов, А.Найн, Х.Лийметс); изучены возможностицеленаправленного формирования коммуникативных качеств (М.Кобзев,Д.Романова, Н.Березовин, Л.Грицюк); раскрыты проблемы формированиякоммуникативной культуры студенческой молодежи (О.Даниленко,С.Иконникова, И.Кон, В.Лисовский, Ю.Мясникова, А.Покида, В.Суртаев).Проблеме общения в педагогическом процессе посвящены исследованиямногих отечественных психологов и педагогов: Ю.Емельянова, В.Кан-Калика,Е.Климова, П.Колмогоровой, А.Леонтьева, В.Мудрика, В.Рыжова. Достаточнохорошо исследованы отдельные структурные компоненты коммуникативногоаспекта педагогической деятельности: диалог и монолог в общении(В.Горшкова, Е.Пронина); культура речевого общения (Т.Ладыжанская,Н.Формановская и др.); невербальное общение (В.Лабунская, Л.Митина,Л.Петровская и др.). Изучение учебно-познавательных и социокультурныхвозможностей высшего учебного заведения социально-культурнойнаправленности позволило вычленить досуг студенческой молодежи какфактор формирования ее коммуникативной культуры. С учетом того, чтокоммуникативная культура выступает как необходимая составляющая15личности, выполнен ряд исследований этой проблемы применительно кпрофессии врача, психолога, учителя, менеджера (М.Дашкин, И.Макаровская,Е.Прозорова). Коммуникативно-воспитательный потенциал культурнодосуговой деятельности, возможности его использования в процессеформирования коммуникативной культуры личности исследуются в работахМ.Ариарского, Г.Бирженюка, А.Жаркова, Ю.Красильникова, Н.Максютина,А.Маркова, А.Панфиловой, А.Соколова, Ю.Стрельцова, А.Сукало, В.Суртаева,П.Терехова, Б.Титова, В.Триодина.Общие аспекты социокультурных проблем туризма как специфическоговида социально-культурной деятельности и вопросы подготовки кадров длясферы туризма, осуществляющих профессиональную деятельность вовзаимодействии с людьми, затронуты в работах А.Ахметшина, Н.Безруковой,В.Квартального, А.Карамашевой, А.Мозгового, Сычаниной, В.Янкевич. В тоже время проблема формирования коммуникативной культуры будущеготурменеджера в системе высшего профессионального обучения до настоящеговремени не изучена, а в практической плоскости если и решается, то без опорына теоретическую базу и без технологической оснащенности.Обозначенные выше исследования системно характеризуют структуру исодержание коммуникативной культуры личности, выявляют общиезакономерности ее формирования, определяют педагогические возможностиинтерактивных технологий в системе наращивания коммуникативнойкомпетентности специалистов социально-культурной сферы. Полученные вних результаты можно считать той теоретической и эмпирической базой,которая позволяет рассмотреть процесс формирования коммуникативнойкультуры организатора туристского досуга в рамках единого культурнообразовательного процесса и определить условия его оптимизации.Предварительное изучение проблемы позволило сформулироватьгипотезу исследования:1) коммуникативная компетентность организатора туристского досугавыступает базовой характеристикой, определяющей уровень его профессиональнойуспешности и степень личностной самореализации;162) коммуникативную культуру личности можно оптимизировать за счетцеленаправленно организованной внеучебной социально-культурной деятельности,дополняющей образовательный процесс большими условиями для самореализации икомпенсирующей дефициты учебной деятельности креативно-коммуникативнымитехнологиями, эффективно наращивающими личностные и профессиональныекачества будущих организаторов туристского досуга.Методология исследования основывается на единствекультурологического и педагогического подходов к решению обозначенныхпроблем. Интердисциплинарный характер исследования предполагал опору надостижения в различных отраслях социально-гуманитарного знания, синтезразличных педагогических аспектов и методов изучения феноменакоммуникативной компетентности. В качестве важнейшего ресурсасовершенствования системы образования, оптимизирующего уровенькоммуникативной компетенции личности, рассматривается культура какуниверсум творческих возможностей человечества, совокупностьопредмеченных и обращенных в историческую перспективу способов^;результатов и возможностей творческой деятельности, форма созидания имаксимального выражения человеческой природы (М.Бахтин, Иконникова,М.Каган, Э.Соколов). Стратегическим условием корректировкиобразовательных моделей является единство и взаимодополняемостьобразования и культуры, что определяет трактовку социально-культурнойдеятельности как важнейшего условия развития личности и совершенствованияобразовательного процесса, а образования как формы трансляции культуры иреализации ее креативного потенциала, как социокультурной системы,обеспечивающей культурную преемственность и развитие человеческойиндивидуальности, как способ подготовки человека к успешномусуществованию в социуме и культуре. Методологию работы составили также:результаты исследований роли социальной среды в развитии личности(В.Бочарова, Б.Вульфов, Л.Сироткин); концептуальные положения теорииразвивающего обучения (Л.Выготский, В.Давыдов, Л.Занков); синергетическиеидеи, утверждающие духовные приоритеты в воспитании и обучении, идею17диалога как со-творчества, со-творения (М.Богуславский, Л.Зорина,Н.Селиванова).Теоретическую основу исследования составили: концепция социальнокультурной деятельности как важнейшего ресурса оптимизациикоммуникативной культуры специалиста в период его вузовской подготовки,включенность в которую реализует потребность личности в общении,самовыражении, культурной идентичности, вырабатывает и формируетспособность к диалогу и солидарности; положение культурологии, социологии,педагогики о социокультурной и коммуникативной направленности профессийв системе «человек-человек»; стратегия развития коммуникативныхспособностей, основанная на идее детерминированности межличностноговзаимодействия ценностно-смысловой сферой личности (Л.Божович,А.Леонтьев, М.Яницкий).Предмет, цель и задачи диссертационного исследования определилиследующие методы исследования: анализ философской, культурологической,социологической, психолого-педагогической литературы по проблемамсвязанным с коммуникативной культурой личности, с особенностямикоммуникативной культуры турменеджера, с содержательными ипроцессуальными аспектами формирования коммуникативной культурыбудущего организатора туристского досуга в вузе; изучение и обобщение опытаобразовательных учреждений, тестирование, анкетирование, наблюдение.Опытпо-эксперимептальиая работа проводилась на базе СанктПетербургского государственного университета культуры и искусств состудентами факультета Культуры семьи и детства. В состав контрольнойгруппы вошли 120 респондентов, в состав экспериментальной группы - 180.Организация и методика исследования. Комплексное исследованиеосуществлялось в три этапа на протяжении пяти лет (2000-2005гг):Па первом - диагностическом этапе (2000-2001г.г.) осуществлялсятеоретический анализ проблемы, определялись методологические подходы кисследованию проблемы, отбирался практический материал, проводилосьпредварительное обследование объекта. В этот же период был разработан18понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели изадачи исследования, намечены пути и средства разработки экспериментальнойпрограммы и выявления организационно-педагогических условий еереализации, проведён констатирующий эксперимент.На втором — поисково-констатирующем этапе (2001-2003 гг)разрабатывалась концепция диссертации и методический аппарат опытноэкспериментальной работы. Было проведено пилотажное исследованиекоммуникативных особенностей студентов; разработана теоретическая моделькоммуникативной компетентности личности турменеджера; разработана иапробирована программа реализации педагогических ресурсов социальнокультурной деятельности, оптимизирующая процесс развитиякоммуникативной культуры будущих специалистов туристской сферы.На третьем - экспериментальном этапе (2003-2005гг) проведенэксперимент с целью апробации, проверки и уточнения научно-методическихвыводов, полз^енных в ходе исследования, осуществлен анализ данныхопытно-экспериментальной работы; обобщены и систематизированыполученные результаты, подготовлена окончательная редакция текстадиссертационного исследования. В итоге была разработана и апробированапрофамма оптимизации процесса формирования коммуникативной культурыорганизатора туристского досуга, проанализированы ее педагогическаяэффективность и перспективы внедрения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 116 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz